Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Колледж как ресурсный центр подготовки квалифицированных специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Системный анализ проблемы профессионального образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепцийтеоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методологической литературы по проблеме исследования. Исследование состояния профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и на производстве (анализ учебно-программной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности колледжа как ресурсного центра технологической подготовки специалистов
    • 1. 1. Теоретико-методологические основания соответствия социального заказа подготовки специалистов среднего профессионального образования требованиям рынка труда
    • 1. 2. Непрерывное технологическое образование как педагогическая проблема
    • 1. 3. Инновационные педагогические технологии в условиях модернизации профессионального образования за рубежом
    • 1. 4. Ресурсный центр в структуре профессионального образования как основа подготовки квалифицированных кадров
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов
    • 2. 1. Профессиональные планы и типичные затруднения старшеклассников и студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе технологической подготовки в колледже как ресурсном центре
    • 2. 2. Взаимодействие колледжа как ресурсного центра и социальных партнеров по подготовке квалифицированных специалистов
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности организационно-педагогических условий деятельности колледжа как ресурсного центра
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Колледж как ресурсный центр подготовки квалифицированных специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе социально-экономического развития страны перед системой образования ставится задачи повышения качества образования обучающихся учреждений среднего профессионального образования, подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессионально-творческому саморазвитию.

Ускоренные темпы развития научно-технического прогресса оказывают значительное влияние на содержание профессиональной деятельности, требуют совершенствования направлений подготовки специалиста в учреждениях среднего профессионального образования. На рынке труда растет потребность в специалистах, имеющих не просто запас профессиональных знаний и умений, а обладающих творческой индивидуальностью и готовых успешно реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.

Система начального и среднего профессионального образования, с одной стороны, является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой — обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала для современного рынка труда.

Исходными теоретическими положениями являются следующие идеи и теории:

— работы в области реформирования и модернизации поосЬессионального обоазования. сознания и газвития necvncHbix пентпов.

АХ X / '1 1 —~ 1.

А.Т. Глазунов, Э. Ф. Зеер, А. Н. Лейбович, A.M. Новиков, И. П. Смирнов, М. В. Никитин, A.A. Овсянников, Е. В. Ткаченко, Н. Г. Худолий, Н. Г. Цейкович и др-);

— вопросы современного профессионального образования, в том числе проблемы теории непрерывного образования взрослых в России и за рубежом (С.А. Анисимов, X. Беднарчик, А. П. Беляева, С. Г. Вершловский, Б. Л. Вульфсон, Е. А. Корчагин, О. Н. Олейникова, Б. Л. Омельянко, В. Г. Онушкин, JI.A. Регуш, И. Н. Семенов, А. Ю. Панаскж, Е. И. Тупикин, О. Б. Читаева, Ю. А. Якуба и др.);

— вопросы технологического и политехнического образования (П.Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. М. Казакевича, И .Я. Лернера, В. А. Полякова, М. Б. Павловой, М. П. Пальянова, В. Д. Симоненко, A.C. Семенова, М. Н. Скаткина, Ю. Л. Хотунцева, И. Д. Чечель, H.H. Шамрай и др.);

— дидактические проблемы профессиональной и технологической подготовки раскрыты в трудах А. П. Беляевой, Г. Вимана, Н. И. Думченко, Б. С. Гершунского, М. М. Зиновкиной, К. Н. Катханова, И. Д. Клочкова, B.C. Леднева, М. И. Махмутова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, Ю. С. Тюнникова, А. Е. Шильниковой и др.;

— содержание деятельности и особенности развития новых типов профессиональных образовательных учреждений отражены в трудах В. П. Беспалько, A.M. Новикова, Л. Г. Семушкиной, Е. Е. Федотовой, П. С. Хейфеца и др.

Результаты данных исследований определили наиболее важные концепции развития технологического образования, на основании которых разрабатываются стратегические шаги переориентации профессионального образования. Данные работы создали основу для перехода на организацию новых моделей профессиональной школы: многоуровневые, многопрофильные и многофункциональные профессиональные образовательные учреждения, учебно-научно-производственные комплексы, ресурсные центры, способные реализовать многообразие требований работодателей и общества подготовке квалифицированных специалистов.

Проведенный мониторинг состояния подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности выявил противоречия между:

— требованиями подготовки и переподготовки различных слоев населения в связи с современными тенденциями развития производства и общества и несформированностью системы условий и требований к самодостаточности и саморазвитию специалистов в профессиональной деятельности;

— быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни и недостаточной мобильностью молодежи и взрослых в профессиональной среде и новой ситуации;

— современными требованиями образовательной системы региона к ресурсному центру и недостаточной разработанностью нормативных правовых и организационно-педагогических условий функционирования ресурсного центра.

Основные понятия, используемые в диссертации.

Колледж как ресурсный центр — отраслевое учреждение региональной сети непрерывного профессионального образования, обслуживающее региональных заказчиков (молодежь и взрослых) в приобретении и совершенствовании компетенций в соответствии с изменениями на рынке труда, в котором концентрируются ресурсы (кадровые, информационные, учебно-методические, материально-технические, программно-аппаратные), необходимые для подготовки квалифицированных работников, востребованных региональным рынком труда.

Организационно-педагогические условия — «. совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных в исследовании и проектируемых задач» (А .Я. Найн).

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и организационно-педагогические условия деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов?

Актуальность и практическая значимость данной проблемы определили выбор темы настоящего исследования: «Колледж как ресурсный центр подготовки квалифицированных специалистов».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки специалистов.

Объект исследования — процесс подготовки квалифицированных специалистов.

Предмет исследования — деятельность колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов.

Гипотеза исследования: деятельность колледжа как ресурсного центра будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов в соответствии ожиданиями рынка труда и общества, если:

— организационно-педагогические формы взаимодействия колледжа и социальных партнеров (работодатели, профессиональные ассоциации, вузы, школы и другие) обеспечивают преемственность и интеграцию уровней непрерывного технологического образования (старшая ступень общеобразовательной школы, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, повышенный уровень среднего профессионального образования, высшее профессиональное образование) и соответствуют требованиям современного производства и сферы услуг;

— теоретически обоснованная совокупность организационно-педагогических условий, включает содержательный, организационный, мотивационный и оценочный аспекты в рамках четырех сфер деятельности (производственной деятельности, образовательной деятельности, социально-активной деятельности, формирования конкурентоспособности);

— организация, содержание, формы и методы обучения обеспечивают включение обучающихся в производственный процесс малых предприятий, в реальные отношения между работодателем и работником и направлены на раскрытие внутренних мобилизационных ресурсов личности, на овладение выпускниками технологиями активного поведения в соответствии с требованиями рынка труда.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить особенности подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с условиями рынка труда на базе колледжа как ресурсного центра.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов.

3. Разработать и апробировать структуру колледжа как ресурсного центра профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, востребованных региональным рынком труда.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория познания, системный подход в познании общественных явленийосновополагающие принципы современной дидактикипедагогические исследования в области личностно — ориентированного обучениятеоретические разработки и концепции политехнического и технологического образованиятеории развития профессионального образования, рыночной экономики и рынка труда.

Методы исследования. Системный анализ проблемы профессионального образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепцийтеоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методологической литературы по проблеме исследования. Исследование состояния профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и на производстве (анализ учебно-программной документации, учебных изданий, личные наблюдения автора за учебно-производственным процессом и участие в нем) — анализ деятельности выпускников (наблюдение, беседы, тестирование, интервьюирование, анкетирование) — организация и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов.

Исследование проводилось с 2004 г. по 2012 г. и включало несколько этапов.

Этапы исследования:

1 этап (2004 — 2006 гг.) — теоретическое исследование педагогической литературы по изучаемой проблемеизучение опыта создания ресурсных центровизучение и обобщение опыта работы учреждений среднего профессионального образованияпостановка проблемы и темы исследования, разработка научного аппарата.

2 этап (2007 — 2009 гг.) — теоретический анализ отечественных и зарубежных моделей в области профессионального образованияразработка научно-методических материалов по повышению эффективности технологической подготовки и их внедрение в учебно-производственный процесс.

3 этап (2010 — 2012 гт.) — осмысление полученных результатов экспериментального исследования и теоретических материаловдальнейшая апробация и внедрение результатов исследования, уточнение и формулирование выводовлитературное оформление результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. В проверке организационно-педагогических условий деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов принимали участие педагоги и студенты 8 учреждений среднего профессионального образования (СПО), 3 учреждения начального профессионального образования (НПО) гг. Кемерово, Новокузнецка, Новосибирска, Томска, Юрги. Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения разработок и методов, адекватных целям, задачам исследования и педагогическим экспериментом с общим охватом более 900 обучающихся, 80 педагогов.

Научная новизна исследования.

1. Определена совокупность организационно-педагогических условий деятельности колледжа как ресурсного центра относительно четырех сфер деятельности (производственной деятельности, образовательной деятельности, социально-активной деятельности, формирования конкурентоспособности).

2. Определено, что технологическая подготовка в колледже как ресурсном центре способствует развитию мотивации специалистов в реализации профессиональной карьеры, в формировании компетенции представления своих достижений в профессиональном портфолио.

3. Разработана и реализована структура колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов с учетом специфики регионального рынка труда.

4. Определены направления развития колледжа как ресурсного центра, осуществляющего подготовку и переподготовку кадров.

Теоретическая значимость исследования. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия деятельности колледжа как ресурсного центра подготовки квалифицированных специалистов.

Практическая значимость.

1. Разработаны организационные и педагогические условия для внедрения разработанной структуры колледжа как ресурсного центра, в которой предусмотрена концентрация современных методических, материально-технических, информационных ресурсов.

2. Разработаны механизмы взаимодействия с однопрофильными образовательными учреждениями (содержание образования и обучения, формы, методы, педагогические технологии), работодателями (квалификационные требования и оценка качества подготовки), населением (удовлетворение потребности личности в получении качественного образования и квалификации) и социально-экономической средой региона (развитие экономики региона и снятие напряженности на рынке труда), которые могут использоваться образовательными учреждениями, функционирующими как ресурсные центры, для создания эффективной системы сетевого взаимодействия.

3. Разработаны и внедрены в практику авторские курсы «Планирование и развитие карьеры», «Имиджеология».

На защиту выносятся:

1. Совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих включение студентов в основные сферы деятельности колледжа как ресурсного центра (производственная, образовательная, социально-активная, сфера формирования конкурентоспособности).

2. Структура непрерывного образовательного процесса на основе преемственности и интеграции уровней (старшая ступень общеобразовательной школы, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, повышенный уровень среднего профессионального образования, высшее профессиональное образование).

3. Функциональная модель колледжа как ресурсного центра на базе учреждения профессионального образования, включающая следующие компоненты: производственная и предпринимательская деятельность, способствующая подготовки квалифицированного конкурентоспособного специалиста в рамках производственного процесса на предприятиях и учебно-производственных мастерских, в реальных отношениях между работодателем и работникомспособы повышения готовности выпускника к выходу на рынок труда, активности в поиске рабочего места и конкуренции на рынке трударазвитие мотивации к приобретению профессиональных навыков, формирование умения представить свои достижения в профессиональном портфолио.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории сравнительного анализа образовательных систем и международных программ Института развития образовательных систем Российской академии образования в течение 2004 — 2012 гг., докладывались и получили одобрение на ряде международных, российских и региональных конференций и семинаров, среди них: Международная научная конференция «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новосибирск, 2008 г.) — международная конференция в рамках образовательной выставки «Учсиб — 2009» (г. Новосибирск, 2009 г.) — Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование в России и за рубежом» (г. Новокузнецк,.

2009 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования» (г. Кемерово, 2009 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы» (г. Юрга,.

2010 г.) — «Проблемы формирования технологической культуры (г. Москва,.

2011 г.) — Сибирский образовательный форум (г. Томск, 2012 г.) — Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование XXI века: стратегии и перспективы развития, международное сотрудничество» (г. Новосибирск, 2012 г.) и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанных организационно-педагогических условий подготовки выпускников СПО к требованиям на рынке труда в процессе непрерывного образования, что подтверждено положительной динамикой по ряду показателей.

В результате опытно-экспериментальной работы:

— возросло число студентов уверенных, что смогут успешно пройти собеседование с работодателем с 43% до 71%;

— увеличилось количество обучающихся выпускных групп, получивших дополнительную специализацию с 21% до 72%- увеличилось количество обучающихся, участвующих в предпринимательских и социальных проектах с 4% до 21%;

— увеличилось количество выпускников, планирующих продолжить обучение и повышать квалификацию по специальности с 31% до 81%;

— уровень сформированной мотивации к полученной специальности сразу после окончания образовательного учреждения был 54%, после 6−12 месяцев работы на производстве он увеличился до 74%, а через 103,5 года вырос до 79%.

Таким образом, возросла эффективность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, и изменились отношения молодых специалистов с работодателями.

Анализ настроений и профессиональных намерений выпускников начального и среднего профессионального образования позволяет говорить о том, что в целом степень их удовлетворенности специальностью, желанием профессионально развиваться выросло с момента функционирования колледжа как ресурсного центра. Выпускники адекватно оценивают ситуацию и существующие условия на рынке труда и в соответствии с этим выстраивают свои профессиональные и жизненные планы. Выпускники учреждений НПО и.

СПО в большинстве своем имеют намерения после окончания учебы приступить к работе в соответствии с полученной специальностью.

Исследование проблемы ценностных ориентаций в рамках профессионального самоопределения выпускников учреждения профессионального образования показали, что внутри профессиональных ценностных ориентаций преобладают следующие. Во-первых, это прагматическая ориентация: в ряду жизненно важных ценностей первое место занимает высокий заработок, материальный достаток, место в обществе, отсюда ориентация на высокооплачиваемые профессии. Потребность молодежи в денежных средствах отражает не только их потребительские запросы, но и реакцию студентов на общее снижение уровня жизни, ставящее на первый план проблему самосохранения, выживаемости личности. Во-вторых, в иерархии мотивации структуры выбора профессии высокое положение занимает возможность самореализации (46% всех опрошенных). В-третьих, растет значимость хороших условий труда, связанных, прежде всего, с отсутствием тяжелых профессиональных нагрузок.

Полученные данные свидетельствуют о том, что выпускники учреждений НПО и СПО думают, прежде всего, о своем благополучии, благополучии своих близких, что способствует повышению ответственности за себя.

В ходе опытно-экспериментальной работы было определено, что студенты начального и среднего профессионального образования, участвующие в определенных сферах деятельности колледжа (производственной, образовательной, социально-активной деятельности, в сфере формирования конкурентоспособности) приобрели опыт адаптации на рынке труда, участвовали в активных формах занятости, оказались более успешными, конкурентоспособными и менее подверженными воздействию внешних неблагоприятных факторов, чем молодые люди, пассивно участвующие в этих сферах деятельности. Представители этой категории выпускников более беспечно относятся к своей дальнейшей карьере, недостаточно успешно проходят собеседование с работодателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Построение модели функционирования колледжа как ресурсного центра является средством повышения эффективности образования. Модель позволяет абстрагироваться от диалектической зависимости элементов системы управления, но при этом дает возможность выявить движущие силы развивающихся процессов, проследить путь преобразования от реально существующего уровня в практике работы к более высокому практическому обоснованному уровню.

Функциональная модель колледжа как ресурсного центра учреждения среднего профессионального образования проектируется с учетом потребностей региональной образовательной среды и внешней социально-экономической сферы жизни, требований реальных секторов экономики. Разработанная модель может быть реализована в профессиональных образовательных учреждениях различного профиля начального профессионального и среднего профессионального образования. Ведущую роль в структуре управления играют определенные функции новых структурных подразделений и служб, сформированные в интересах подготовки квалифицированных специалистов.

Модель функционирования колледжа как ресурсного центра включает в себя несколько отделов и подразделений, несвойственных «типовому образовательному учреждению. Например, отдел маркетинга и содействия трудоустройству, издательский центр, полигон студенческого предпринимательства, центр продаж, молодежный центр и др.

Цель управления в данном исследовании заключается и обеспечении эффективного функционирования и устойчивого развития образовательного учреждения среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями рынка труда.

Экспериментальная проверка эффективности организационно-функциональной структуры колледжа как ресурсного центра позволяет утверждать, что они достигли научного уровня управления процессами образования. Педагогические работники находятся на самоуправлении с развитой сетью целенаправленного сотрудничества.

Результативность функциональной модели колледжа как ресурсного центра взаимосвязана с эффективным внедрением организационно педагогических условий в учебно-производственный процесс колледжа с комплексной перестройкой управленческих структур и содержания деятельности всех направлений деятельности колледжа как ресурсного центра в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

Диссертационное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило обобщить основные результаты проведенного теоретического и практического исследования.

1. Разработаны организационные и педагогические условия для внедрения разработанной структуры колледжа как ресурсного центра, в которой предусмотрена концентрация современных методических, материально-технических, информационных ресурсов.

2. Разработаны механизмы взаимодействия с однопрофильными образовательными учреждениями (содержание образования и обучения, формы, методы, педагогические технологии), работодателями (квалификационные требования и оценка качества подготовки), населением (удовлетворение потребности личности в получении качественного образования и квалификации) и социально-экономической средой региона (развитие экономики региона и снятие напряженности на рынке труда), которые могут использоваться образовательными учреждениями, функционирующими как ресурсные центры, для создания эффективной системы сетевого взаимодействия.

3. Новая функциональная модель колледжа как ресурсного центра способствует росту количественных и качественных показателей эффективности учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных специалистов, востребованных современным рынком труда.

4. Организованная новая система дополнительного образования: подготовки, повышения квалификации и переподготовки как обучающихся, так и взрослого населения обеспечивает системность во взаимодействии с региональным рынком труда и оказывает положительное влияние на развитие кадрового потенциала социальных партнеров учреждений профессионального образования.

5. Разработанные в практику авторские курсы «Планирование и развитие карьеры», «Имиджеология» как средство развитие предпринимательских качеств и деловой культуры будущих специалистов является эффективным средством мотивации обучения и профессионального развития.

6. Организация сетевого взаимодействия по использованию современных материальных, кадровых и технологических ресурсов колледжа как ресурсного центра позволяет повысить качество профессионально образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования родственных профилей, снижает финансовые затраты на областной бюджет, оптимизирует затраты на материально-техническое оснащение учреждений НПО и СПО.

7. Организационно-педагогические условия колледжа как ресурсного центра позволяют обеспечить практикоориетированную подготовку обучающихся по основным профессиональным образовательным программам путем реализации программ профессиональных модулей, учебной и производственной практик.

Полученные результаты теоретического и практического исследования дают основания считать, что поставленные задачи выполнены.

Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает все аспекты этой сложной проблемы. К важным проблемам, требующим дальнейшей разработки, относятся: создание профессионального поля с целью информационного обмена между представителями науки, образования, производства и внедрения научно-педагогических результатов в практикуиспользование прогрессивных педагогических организационных структур, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистоввнедрение эффективных форм повышения квалификации педагогических кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  2. .Г. Психология и проблемы современного человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Воронеж, НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
  3. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования Текст.- Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 178 с.
  5. П.Р., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе России .-Школа и производство. 1999. -№ 1. — С. 3−11.
  6. П.Р. Технология и современное образование.- Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 11−14.
  7. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  8. В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования.- М., 2003.
  9. В.А., Валеев A.C. Профессиональное образование. Методология деятельности. М.: Владос, 2009. — 334 с.
  10. В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. -М.: Владос, 2004. 357 с.
  11. П.Белоусова Л. И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000. — 166 с.
  12. Л.Ю., Глазунов А. Т., Гринько B.C. Методические и справочные материалы для разработки уставов образовательных учреждений НПО. М.: Изд. центр АПО, 2000. — 60 с.
  13. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.- Интернет-журнал «Эйдос». -2005. Электр, ресурс.: http//eidos.ru/journal/htm (дата обращения 26.07.2006 г.).
  14. М.Н. Интеграционные процессы в образовании.-Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. — С.3−9.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.-336с.
  16. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 197 с.
  17. А.Н., Очинин О. П., Самородский П. С. и др. Технология 9 кл. -М.: Вентана-Граф, 2011. -267 с.
  18. Болонский прогресс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. — 211 с.
  19. Болотов В? А^ Сериков В / В:^Крмпетентно обтеовательндщпро^амме /^ЙедагогйкаУ- 2003^- № ТО. -^<5-."8−14,"2^
  20. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность.- Педагогика. 1999-№ 3. — С. 37—43.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика — 1995. — № 4. — С. 29−36.
  22. С.А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов технологического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук. Чита: Изд-во Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2009. — 20 с.
  23. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер-Роспедагентство, 1994. — 60 с.
  24. О.Г., Уварова Н. М. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения (методические рекомендации). М., 1995. — 16 с.
  25. М. Избранные произведения. М.: Наука, 1990. — 246 с.
  26. Н.О. Социально-педагогические основы развития человеческого потенциала города: Моногр. / Н. О. Вербицкая, B.JI. Назаров. -Екатеринбург: Издат. дом «Сократ», 2001. 96 с.
  27. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1996. 288 с.
  28. О.С. Гуманизм и свобода. Гуманизация воспитания в современных условиях. — М.: ИПИРАО, 1995. — С. 3−13.
  29. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория. Методология. Практика: учебное пособие. М.: Флинте — Наука, 2003. — 768 с.
  30. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. Педагогика. — 1992. — № 5−6. — С. 3−13.
  31. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций) М.: Изд- во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  32. А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономии. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. — 192 с.
  33. Г. М. Современные концепции и программы воспитания школьников. Бийск, 1998. — 109 с.
  34. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Изд-во Наука-выдумка, 1998. — 144 с.
  35. В. В. Романовская М.Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. 4.1. -М.: ИСОМ, 2006.-48 с.
  36. В.Н., Степанов C.B. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: учебное пособие. 4.2. -Ставрополь: Ставрополье, 2003. 192 с.
  37. . Образование: сокрытое сокровище. Париж, 1997. — 296 с.
  38. H.H., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  39. Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 480 с.
  40. ЗеленковаИ.Л. Основы этики-Минск: ТетраСистеме, 1998. -496 с. 41.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. Педагогика 1997.-№ 5.-С. 3−16.
  41. Н.В. Процесс самопринятия и гуманистические ценностные ориентации педагога. М.: 1995. — С. 101−114.
  42. A.B. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. -М.: Просвещение, 1987. 187 с.
  43. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
  44. История профессионального образования в России / под ред. С. Я. Батышева. М.: Изд. центр АПО, 2003. — 672 с.
  45. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГТИ, 1989. — 83 с.
  46. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с
  47. Кант И.: В 8-ми т. М.: Просвещение, 1994. — Т. 6. — 612 с.
  48. К.Н. Педагогические основы производительного труда. -М.: Высшая школа, 1987. 358 с.
  49. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Новая школа, 1992. 128 с.
  50. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
  51. И.А., Чернова М. Б. Воспитательная система школы: Пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ. -Минск: 2002.-361 с.
  52. Р.Г. Об оценке как гносеологической категории. Вестник МГУ. — 1965.-№ 4.-С. 71−95.
  53. C.B. Социальная адаптация как фактор жизнедеятельности личности. Научно-техническая революция и социальная психология. — М.: Наука, 1981. — С.86−88.
  54. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск, 1989. — 76 с.
  55. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984.61 с.
  56. Конаржевский Ю. А Менеджмент и внутришкольное управление. -М., 1999.-С. 77−164.
  57. М.В. Инновации в обучении (анализ зарубежного опыта). -М., 1997.-222 с.
  58. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования, 2002. — № 6. — С. 11−40.
  60. А.Д., Федотова Е. Е. Образование для карьеры. Современный американский опыт. Томск: Изд-во Томского университета, 1998.- 148 с.
  61. B.C. В мире человеческих ценностей / Под ред. Ю. С. Коробкова. М.: Изд-во МЭИ, 1997. — 73 с.
  62. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга. 4-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 431с.
  63. .С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. статей. — М.: 1987. — С. 80−89.
  64. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1970. — 114 с.
  65. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ: пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 263 с.
  66. Л.И. Взаимодействие школы, СПТУ и базового предприятия по профессиональной ориентации школьников: Сб.: Подготовка учащейся молодежи к труду и выбору профессии. Самарканд, 1990. — С. 1221.
  67. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  68. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. Социологические исследования — 1997. — № 3. -С. 14−21.
  69. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М.: Смысл, 1992.- 18 с.
  70. П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидания. Пиар в образовании. — 2004. — № 1. — С.42−71.
  71. П.С. Инженер третьего тысячелетия. М.: Академия, 2005. -304 с.
  72. .Т. Философия воспитания. М.: 1998. — 217 с.
  73. МагунВ.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 7−18.
  74. Э.Р. Формирование среды личностно-ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности-М.: 1998. 167 с.
  75. А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997. -174 с.
  76. В.Н., Белов ГС Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: методический аспект: учебное пособие. Л., 1990. — 96 с.
  77. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  78. , H.A. Проектирование в образовании. Минск, 1999. -194 с.
  79. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1988. — 799 с.
  80. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта. М., 1995. — 134 с.
  81. H.H. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования. М.: Изд-во АПО, 2001. — 326 с.
  82. М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии в обучении: Монография. Томск: Изд-во ТГГГУ, 2001. — 215 с.
  83. H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.-432 с.
  84. A.B. Социальная педагогика. М.: 2000. — 321 с.
  85. А .Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1987. — 128 с.
  86. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран.-М., 1978.-280 с.
  87. Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя. -Магистр. 1994. — № 6. — С. 41−43.
  88. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М.: 1997.-144 с.
  89. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М.: Изд. центр АПО, 2001. — 221 с.
  90. М.В. Правовое регулирование начального и среднего профессионального образования.- http//viperson.ru/mind.php Ю=294 438
  91. О.Н. Ценностные ориентации молодежи, избравшей профессию педагога. Красноярск, 1994. — 116 с.
  92. Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Беларусь, 1992. — 333с.
  93. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). -М.: Эгвес, 2004. 120 с.
  94. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997. -254 с.
  95. Общество Государство — Человек / Под общ. ред. С. И. Григорьева. — Барнаул: ОАО «Алтайский полиграф, комбинат», 1999. — 496 с.
  96. С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: 1986. — С. 540.
  97. Т.И., Михайлова H.H. и др. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе (методические рекомендации). М., 1995. — 60 с.
  98. Т.И. Организация и проведение педагогических чтений в учреждениях начального профессионального образования (методические рекомендации). М., 1995. — 37 с.
  99. Т.И. Планирование работы учебно-методической организации профессионального образования в новых социально-педагогических условиях (методические рекомендации).- М., 1995. 20 с.
  100. Организация обучения взрослых в профессиональном образовательном учреждении: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. А. Ф. Андреевой, Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой. -СПб.: Полиграф-С, 2003. 128 с.
  101. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии — 1995. — № 2. — С. 5−19.
  102. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. -Киев: Изд-во Наук думка, 1985. 49 с.
  103. М.Б. Технология: новый учебный предмет в школе. Спб., 1993.- 159 с.
  104. М.П., Панкратова Т. Б., Новикова Л. А. и др. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования.-STT, Томск, 2009.- 32с.
  105. Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда. Дис.. канд. пед. наук. Томск, 2011.-181 с.
  106. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  107. Переход к открытому образовательному пространству. 4.1. Феноменология образовательных инноваций. Кол. Монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.- 484 с.
  108. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. Москва-Тюмень, 1994. -284 с.
  109. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  110. В.А. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы. -М.: 1989. 180 с.
  111. В.А. Содержание и методы современного образования. -Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований: Сборник статей. М., 2004. — С. 27−41.
  112. В.В., Сазонов А. Д. Основы профессиональной ориентации молодежи. Екатеринбург, 1999 — 65 с.
  113. В.А., Казакевич В. М., Ривес-Коробов Ю.Е. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки. Школа и производства. — 1994. — № 2. — С. 2−11.
  114. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 томах / под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1999. — 1250 с.
  115. . Психология интеллекта. Спб.: Питер, 2003. — 192 с.
  116. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 2002. — 396 с.
  117. З.В., Соколов А. Г. Контроль деятельности преподавателей средних профессионально-технических училищ. JL, 1986.
  118. К. Несколько важных открытий. Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология — 1990. — № 2. — С. 58−65.
  119. Российское образование. Федеральный портал Электронный ресурс.: http://www.profile-edu.ru (дата обращения 27.10.2009 г.).
  120. С.Л. Проблемы общей психологии.- 2-е изд. М.: Педагогика, 1973. -483 с.
  121. М.Б. Применение программы «Компас». Школа и производство.- 2003.- 31. — 75 с.
  122. РуссЪ Ж. Ж/Эмиль, или’о воспитании. -Шдагогическиесочинения: в 2-х JI Под ред. Г. Н. Джибладзе.- М., J 98J.-111ь. 656с?
  123. М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы России. Народное образование. — 1999. — № 1−2- С. 55−63.
  124. A.C., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании: учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей экспериментаторов. М.: АПК и ПРО, 2002. — 94 с.
  125. В.Д. Профессионализм и качество образования. -Народное образование 1999 — № 7.-64 с.
  126. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  127. Словарь психолого-педагогических понятий / под ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2005. 618 с.
  128. И.П., ТкаченкоЕ.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. -184 с.
  129. И.П., ТкаченкоЕ.В., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России Москва, 2012.133. СмирновИ.П., ТкаченкоЕ.В., Пальянов М. П., Зинсер Р, Тарговски
  130. Э. и др. Теория и практика модернизации профессионального образования в России и США -STT, Томск, 2012, — 114с.
  131. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Изд-во Педагогическое общество России, 1999. — С. 344.
  132. И.П. Теория профессионального образования. М.: Российская академия образования- НИРПО, 2006. — 320 с.
  133. И.П. Человек образование — профессия — личность: монография. — М.: УМИЦ «Гриф-Пресс», 2002. — 420 с.
  134. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. М. Аспект, 2004. -32 с.
  135. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика: Материалы международного семинара. М.: Изд-во РАГС, 1999. -181 с.
  136. Н. Ю. Кабанов Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2010. — 218 с.
  137. В.П. Воспитание на основе потребностей человека. -Педагогика 1993. — № 2. — С. 28−32.
  138. Социально-профессиональная ориентация молодежи в современных условиях: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции / редколлегия: С. Н. Чистякова, Н. М. Голянская, В. И. Сахарова. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. — С.3−10.
  139. В.И. Ценности и социальная динамика. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1987. — 147 с.
  140. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.: Т. 1. М.: Педагогика, 1979. — 211 с.
  141. В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  142. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975. — 158 с.
  143. Н.К. Педагогические условия развития познавательного интереса старшеклассников: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинский гос. пед. университет. — Челябинск, 2002. — 23 е.: граф. — Библиогр.: с. 22−23 (5 назв).
  144. Н. В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. М.: ФИРО, 2007. — Вып. 1. -52 с.
  145. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.
  146. В. Ф: Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 2008. -44 с.
  147. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под. Ред. Т. Г. Новиковой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 110 с.
  148. C.B. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений. -М., 1999. 181 с.
  149. Е.В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе. -Екатеринбург, 2005. 433 с.
  150. Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России. -Образование и наука. 2007. — № 1 (45). — Екатеринбург: Урал. отд. РАО. -С.51- 63.
  151. У., Знанецкий Ф. Алтайский университетский школьно-педагогический округ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 250 с.
  152. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  153. Г. Л. Проблемы осмысления действительности. JL: Знание, 1986. — 196 с.
  154. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  155. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997.-272 с.
  156. В.Д., Семушина Л. Г., Подвойский В. А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.: Профессионал-Ф, 2004. — 200 с.
  157. Е.Е. Подготовка выпускников школ к занятости: современный зарубежный опыт. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. — 280 с.
  158. Г. А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: Аналитический обзор. М., 1998.45 с.
  159. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: ТГУ- М.: Барс, 1997. 392 с.
  160. Ю.Л., Кожина O.A. Пути совершенствования концепции и программ образовательной деятельности «Технология» Педагогика -2008.-№ 1.-57 с.
  161. Т. Образование в 2000 году / Пер со швед. М., 1987. -247 с.
  162. .А. Проблема ценности и оценка в свете К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Проблема ценности в философии. — М.: Наука, 1966. -261 с.
  163. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников.- М.: Просвещение, 1983. -95 с.
  164. С.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2005. — 128 с.
  165. Н.В., Панкратова Т. Б. Взаимодействие колледжа и центра занятости населения по трудоустройству выпускников. Модернизация профессионального образования: сборник научных статей. — Томск: STT, 2011.-С. 92−98.
  166. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1996. -37 с.
  167. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1990. 206 с.
  168. H.H. Механизм адаптации учащихся начального профессионального образования. Орел, 1997. — 230 с.
  169. H.H. Теоретико-методические основы технологической подготовки школьников: книга для учителя. М.: Ореол, 1999. — 95 с.
  170. В.И. Формируем конкурентоспособную личность. -Школьные технологии. 2003. — № 3. — С.38−44.
  171. И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте. -Вопросы психологии. 1986. -№ 6. — С. 25.-38.
  172. П. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: 1993. — 156 с.
  173. А.Ф., Шеховцев A.M. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. М.: Профессионал-Ф, 2002. — 50 с.
  174. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. -Советская педагогика. — 1982. — № 8. — С.74−78.
  175. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. — 182 с.
  176. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 2001. — 249 с.
  177. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: ЛГУ, 1979. — 264 с.
  178. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с
  179. Blum A. The development of an Integrated Science Curriculum. Information Scheme Fur. Science Education. — 1981. Vol. 3. — P. 1 — 15.
  180. Feitelson D. The neglected factor-play. N.Y., 1973. — P. 233.
  181. Rogers C. Freedom to learn for the 80-s / C. Rogers. Toronto- London- Sydney, 1983.-307 p.
  182. Szepanski J. Elementarne pojecia socjologii /J. Szepanski.- Warszawa, 1970- 98 s.
Заполнить форму текущей работой