Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Духовно-нравственное воспитание младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социальноэкономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании… Читать ещё >

Введение. Духовно-нравственное воспитание младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социальноэкономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.

Одна из важнейших задач художественного образования — это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, — научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание"[2]. Однако, как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Развитие духовной культуры школьников является актуальной задачей современного образования. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности начинают формироваться в период обучения в школе, когда у ребенка возникают вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к другому как личности. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство, в частности музыка. В научных трудах Е. Г. Ванслова, Н. Г. Морозовой, Б. М. Неменского, Е. М. Торшиловой, Б. П. Юсова и др. обоснована роль искусства в становлении личности школьника; в работах М. С. Кагана, Е. П. Крупника, П. М. Якобсона и др. рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством. Тем не менее, обоснование роли художественного общения в процессе развития духовной культуры учащихся требует дополнительного изучения.

Цель исследования: рассмотреть возможность использования православной духовной музыки на улучшение поведения детей. Выяснить какое влияние оказывает духовная музыка на учащихся.

Объект исследования: изменение духовно-нравственных качеств личности детей под воздействием православной духовной музыки.

Гипотеза: Мы предполагаем, что православная духовная музыка окажет положительное влияние на учащихся.

Задачи исследования:

  • — изучить и проанализировать уровень разработанности проблемы в педагогической и научно-методической литературе;
  • — уточнить содержание понятия «духовная культура школьника» на основе теоретического анализа ;
  • — выявить педагогический потенциал художественного общения на уроках музыки, обоснована его роль в развитии духовной культуры школьников;
  • — определить показатели и уровни развития духовной культуры школьников;
  • — осуществить проверку эффективности развития духовной культуры школьников в процессе знакомства с духовной музыкой на уроке музыки.

В ходе исследования мы опирались на труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Л. П. Буева, Т. И. Власова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, В. Г. Федотова) и проблему формирования духовности (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков); исследования особенностей восприятия детьми искусства и общения с ним (Т. В. Бреусова, Е. Г. Ванслова, Е. В. Квятковский, Е. П. Крупник, Н. Г. Морозова, Е. М. Торшилова, Б. П. Юсов); работы, раскрывающие специфику художественного общения (М. П. Миронова, С. В. Шишкина).

Также мы провели урок музыки в 4 классе, направленный на повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой