Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа
Таким образом, сама школа интуитивно нащупывает тот выход, который возможен в данной социально-экономической обстановкевозврат к своим корням, к своим истокам, обращение к этнопедаго-гическим традициям. Проблема здесь только в одном: в необходимости корректировочной гармонизации современной жизни и народно-педагогических приемов и средств воспитания. Вопрос этот привлекал внимание многих… Читать ещё >
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. С
- 1. 1. Историография. 1.2. Актуальность. 1.3. Проблема.
Тема. 1.5. Объект. 1.6. Предмет. 1.7. Гипотеза. 1.8. Цель и задачи. 1.9.Методологические основы. 1.10. Методы исследования. 1.11. Новизна. 1.12. Научное и практическое значение. 1.13. Положения, вынрсимые на защиту. 1.14. Этапы исследования. 1.15.Апробация результатов исследования. 1.16. Структура работы.
2. ГЛАВА 1. МНОГОВИДОВАЯ СИСТЕМА АФОРИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.С.2
2.1. Фольклор как механизм передачи и сохранения культуры. Педагогическая миссия культуры. 2.2. Видовая профилированность педагогического воздействия фольклорных форм. 2.3. Педагогическая доминанта афористического народного творчества. Познание и нравственность, взаимосвязь мира природы и мира человека. 2.4. Народная афористика как этнопедагогический феномен. 2.5−6. Сущностная характеристика афористических средств воспитания: краткость, за-шифрованнсть и образность информации, спаянность с целостной системой традиционного воспитания, паремиологический шифр, всеохват-ность, архаизм, вариативность. 2.7. Естественное следование логике природы, высшим этическим законам. 2.8. Знаковый характер афоризмов, символы. 2.9. Соотнесенность с явлениями языка и речи. 2.10. Ситуативная обусловленность, поливалентность, взаимодействие плана выражения и плана содержания. 2.11. О взаимоисключающих паремиях. 2.12. Антропологическая характеристика народных афоризмов. Взаимосвязь афористической эпистемии и аксиологии. 2.13. Термины и понятия. 2.14. Афористические средства традиционного воспитания как многовидовая художественно-воспитательная система- общность тем, образов, приемов создания художественности в различных афористических подвидах. 2.15. Воспитательная профи-лированность различных средств афористики. 2.16. Внутрисистемные связи произведений народной афористики, их межвидовые связи. 2.17. Гармония национального и общечеловеческого в афористических системах традиционного воспитания. 2.18. Воспитательный резонанс образцов народной афористики, вплетенных авторами в ткань литературных произведений. 2.19. Принципы классификации исследуемого материала.
3. ГЛАВА 2. АФОРИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
3.1. Пословицы и поговорки. 3.2. Загадки. 3.3. Веллеризмы. 3.4. Клятвенные формулы. 3.5. Благопожелания. 3.6. Проклятия. 3.7.Хорыбза. 3.8. Паремиологическая тирада. 3.9. Недоговорки. 3.10. Нефигуративные выражения.
4. ГЛАВА 3. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АФОРИСТИКА В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. С
4.1. Афористические средства традиционного воспитания как фактор сохранения и ретрансляции народно-педагогических ценностей народа. 4.2. Афористическая эпистемология и афористическая аксиология. 4.3. Афористическое воплощение педагогических идей народа. Идея добра, любви, ненасилия, смирения, покладистости, уживчивости, уступчивости. 4.4. Идея и идеал совершенной человеческой личности. 4.5. Соотнесенность афористических идей с системами религиозных запретов и предписаний. 4.6. Символы в афористике как средство достижения педагогической действенности, глубины и многоплановости смыслового содержания в условиях минимизированного текста. 4.7. Афористическая информация о стереотипах здорового образа жизни, нормах гигиены, лечебных средствах и приемах. 4.8. Источники информации. Афористическая эзотерика. 4.9.Умеренность и душевное равновесие как основные афористические рекомендации по укреплению здоровья. 4.10. Отражение энергоинформационной сущности болезни в традиционных воззрениях. Педагогическое значение афористики, несущей идеи этногигиены и оздоровления, ее практическая нацеленность на здоровый образ жизни, гармоничное функционирование человека в социуме, природе, вселенной.
5. ГЛАВА 4. АФОРИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯс
5.1. «Медицинские» паремии как наглядный пример взаимодействия и взаимоперехода этнопедагогической эпистемологии и аксиологии. 5.2. Воспитательная ценность этнопедагогической афористики как средства регулирования и коррекции поведения в традиционных обществах. 5.3. Афористические формулы этикетных регламентации как фактор формирования и привития стереотипных моделей поведения в семейном и общественном быту горцев Северного Кавказа. 5.4. Афористическая проекция высших этических норм — средство сохранения эмоциональной уравновешенности, гармоничных взаимоотношений в семье и обществе. 5.5. Общественное мнение, народное право, изгойство как условия сохранности нормативно-регулятивных начал в горских обществах. 5.6. «Паремии общения» как механизм, нацеливающий на совершенный образ действий и мыслей, способствующий закреплению и воспризведению традиционного типа поведения: скромности, терпеливости, толерантности, уважения к старшим, женщине, гостеприимства. 5.7. Психолого-педагогические аспекты функционирования северокавказской афористики. 5.8. Афоризмы как знаки определенных мыслей, идей, ситуаций. 5.9. Реализация афористических изречений в контексте речи как следствие эмоционально-психологической потребности. 5.10. Психолого-педагогические механизмы актуализации паремий. Чувства как мотив использования афоризмов. 5.11. Зависимость степени воспитательного воздействия паремии от условий ее реализации. 5.12. Паремия как имплицитная образная оценка ситуации, эпизода, события, объекта и субъекта высказывания. 5.13. Афористические изречения как формулы позитивного и негативного внушения и самовнушения, составляющие своего рода стихийный практический психотерапевтический минимум народа.
6. ГЛАВА 5. АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКИМ ОСМЫСЛЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. .Q
6.1. Использование воспитательно-образовательных возможностей афористики — важный фактор этнопедагогизации содержания и процесса обучения в современной школе. 6.2. Изучение пословиц. 6.3. Изучение загадок. 6.4. Использование афористики в процессе воспитательной работы школы. 6.5. Изучение афористической поэтики на спецкурсах по этнопедагогике, методике преподавания литературы в вузе и на этнопедагогическом факультативе в школе: 6.5.1. Изучение поэтики паремий как навык организации восприятия художественного текста- 6.5.2. Взаимосвязь эмоционально-эстетической и познавательной функций афористики- 6.5.3. Изучение системы художественно-изобразительных тропов: метафора, эпитет, олицетворение, олицетворение, сравнение, паралеллизм, гипербола, литота, градация, контаминация, интонация, ритмичность, анафора, эпифора, аллитерация- 6.5.4. Выводы и контрольные вопросы и задания для итогового занятия. 6.6. Возможности использования афористического материала в ходе изучения школьных предметов.
Список литературы
- Бялик Х.Н. .Пер.Фруг С. Г. Берлин, 1922. Азадовский М. К История русской фольклористики.М., 1963 Азбелев С. Н. Фольклор в системе общественного сознания.-Проблемыфольклора. М., 1975. Аксаков К. С. П. С. С. т. 2, ч. 1.М., 1878, с. 303
- Аникин В.П. Мудрость народов.-Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.
- Аничков В.Е. Весенняя обрядовая поэзия на Западе и у славян. СПб., 1903.-240с.
- Асельдеров М.А. Воспитание трудящихся на передовых народных традициях. -Махачкала, 1976. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимичные средства языка.М., 1974.
- Наука, 1978.-231 с. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976.-200с.
- Асенин C.B., Немцов И. Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.: Высшая школа, 1967. -183с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. 1. М., 1868″.
- Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего
- Афоризмы: Мысли и изречения разных времен и народов.-Улан-Удэ:
- Бурят.кн. изд-во, 1972. -462с. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности.-Л.: Наука, 1985. -184с.
- Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики.-3 изд.-М.: Сов. Россия, 1978.381 с.
- Воронина И.А. Поэтика классического японского стиха.- М.: Наука, 1978. 373 с.
- Брегель Ю.Э. Пословицы и поговорки народов Востока.-М.: Изд.
- Вост. лит., 1961. 736 с. Брежнев Л. И. Воспоминания.М.: Изд-во политич. лит., 1981.-111 с. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография.-М.:Наука, 1973.-280 с. Будаев Ц. Б. Адекватные пословицы и поговорки разных народов.
- Улан-Удэ: Бурят, кн.изд., 1969. -202 с. Будаев Ц. Б. Загадки монгольских народов: Науч.-попул.очерк
- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд. 1980. 95 с. Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки — М., 1854.-176 с. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и * искусства. С-Пб., 1861., т.1- 643 е., т.2 -429 с.
- Вавилов С.И. Глаз и солнце.М.-Л., 1950.
- Верещагин Е.М., КостомаровВ.Г. Язык и культура. Изд. 2-е перераб. iи дополненное.М., 1976. Веселовский А. Н. -Историческая поэтика Л.:Худож.лит., 1940. 1 648с.
- Этнопедагогика (под ред. И.Т.Огородникова) -Чебоксары: Чуваш, книж. изд., 1974. 376 с.
- Гальперин С.Д. Очерки первобытного права.СПб., 1983. Гамзатов Р. Мой Дагестан.- Махачкала.: Дагест.кн.изд., 1975. -427с.
- Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. -Баку, 1972. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. -М. :Наука, 1977. -703с.
- Геродот История в девяти книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратановского.- М.: «Ладомир», 1993. -560 с. Голдстейн Дж., Корнфилд Дж. Путь к сердцу мудрости. Перевод и предисловие Э. Э. Мининга.-СПб.-Андреев и сыновья, 1993, -446 с.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967 — 319 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.
- Вступ.статья В. Чичерова, c. Y-XXYIII.- М.?Гослитиздат, 1957. -991 с.
- XYII-XX вв.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1963.-348 с. Евсеев В. Я. Карельский фольклор в историческом освещении, — Л.:
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие системы. М., 1965.
- Ильенков 3.В. Об идолах и идеалах, м.: Политиздат., 1968. Ильин И. А. Путь к очевидности М.: Республика, 1993. 431с. Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. Инал-Апа Ш. Д. Абхазы, Сухуми, 1965,
- История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУП в. М.: Наука, 1988, — 544 с.
- Кабардино-русский фразеологический словарь. Сост. Карданов Б. М. Нальчик, 1968
- Казанов Х.М. Культура адыгов.- Нальчик, 1993. Калмыков И.X. Черкесы. Историко-этнографический очерк.- Черкесск, 1974
- Карачковский И.Ю. Комментарий и перевод Корана. М., 1963. Кафоев А. Адыгские памятники. Нальчик, 1963.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь.- М.:Совет.энциклоп., 1966.375 с.
- Кулаев K.B. Культурология. Учебное пособие для вузов. -М.:ФиС, 1998. 175с.
- Лаутенбах Я.И. Очерки из истории литовско-латышского народного творчества. Опыт сравнит.изучения.Парал. тексты и исследования.-Юрьев: тип. Меттисена 1915.-415 с. Лафарг П. Очерки по истории культуры.-М.-Л.: Москов. рабочий, 1926.-239 с.
- Леонтович Ф.Е. Адаты кавказских горцев, вып I—II, Одесса, 1883. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность.-М.:Просвещение, 1969.-211 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения.-Тарту, 1974.-219с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.М., 1975.-300с.
- Лингвистика и поэтика: Сб. науч. статей / Ин-т русского языка АН
- М.-.Наука, 1979. 352 с. Лихачев Д. С. Книга беспокойств / статьи, беседы, воспоминания/.
- М. -.Новости, 1991. 528 с. Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. Сб-к статей.-М.: Гнозис, 1994.-560с. Лотман Ю. М. Структура художественного текста.-М., 1970 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-960с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.:Искусство, 1995.-320с. Люлье Л. А. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Краснодар. 1927
- Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. -Орджоникидзе:
- Ир, 1968. 568 с. Макаренко A.C. Педагогическая поэма, — М., 1948. Мартынов A.B. Исповедимый путь, — М.: Импульс, 1993.- 191 с. Мартынов A.B. Богочеловечность.- М.: Импульс, 1995.- 76 с. Маршак С. Я. Воспитание словом, — М.: Советский писатель, 1961. -167с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление школьника.-М.:Новости, 1991.-528 с.
- Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984. Мафедзев С. Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культурыадыгов в начале XX века.-Нальчик, 1991. Мельников М. Н. Русский детский фольклор.М.: Просвещение, 1987.240 с.
- Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников. -М.:1986. 59 с.
- Методическое пособие по организации нравственного воспитания в школе.-Бишкек- 1992. 62 с.
- Миллер В.Ф. Осетинские этюды.-М.:тип.Миллера, 1881−1887,ч.1. -166 с. — ч.2.-301 е.- ч. 3.-215 с.
- Миллер В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь.- в 3 т., т.1. л.:
- Изд. АН СССР, 1927, — 618 с. Миллер О. Ф. Опыт исторического обозрения русской словесности. С-Пб., 1865.
- Миллер В.Ф. В горах Осетии. Русская мысль, 1881,9,с
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1986, — 123 с. Мисиков М. Л. Материалы по антропологии осетин. Одесса, 1916. Митропольская Н. К. Русские пословицы как малый жанр фольклора.
- Вильнюс, 1973. 56 с. Митрофанова В. В. Загадки. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1968.-255 с.
- Мольц М. Я -это Я. Под общей редакцией В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1994. -192 с. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. -Л.: Наука, 1977.- 283 с.
- Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик. 1957
- Национальная школа: концепция и технология развития.-М.: Просвещение, 1993, — 319 с.
- Невелева С.Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса: Эпитет исравнение.-М.: Наука, 1979.- 136 с. Никольский Н. В. О пословицах чувашского народа.- Чебоксары, 1958.- 23 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда, -М.: Знание, 1985.- 80 с. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1958. Норманн Э. Об эстонских пословицах.-Таллин: Эстгосиздат, 1956.23 с.
- Осетинские пословицы и поговорки /Сост. и пер. З. В. Абаева.- Цхин-вали: Госиздат Юго-Осетии, 1962.- 140 с.ил.
- Памятники народного творчества осетин. I, 1925, II, 1927, III, 1934, Владикавказ.
- Памятники Юго-Осетинского народного творчества, т. I 1929, т. II — 1929, т. Ш — 1930, Цхинвал.
- Паремиологический сборник: Пословица, загадка / структура, смысл, текст/. М.: Наука, 1978.- 319 с.
- Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки.М.: Наука, 1970, — 239 с.
- Пермяков Г. Л. Избранные пословицы и поговорки народов Востока. М.: Наука, 1968. 376 с.
- Пермяков Г. Л. Пословицы и поговорки народов Востока: Систем.собр.изречений двухсот народов, — М.:Наука, 1979.-671 с.
- Пермяков Г. Л. Пареомилогический эксперимент. Материалы для паре-миологического минимума. (Полторы тысячи русских пословиц, поговорок, загадок, примет и других народных изречений, наиболее распространеных в живой разговорной речи.) М., 1971
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982.-220 с.
- Померанцева Э.В. О русском фольклоре.-М.: Наука, 1977.-120 с.
- Пословицы и поговорки во внеклассных занятиях по биологии. Курган. Гос.пед.ин-т, 1974.-26с.
- Пословицы и поговорки на русском, латинском, французском, английском и немецком языках. Кемерово: Кемеров. гос. пед. ин-т), 1969.-101с.
- Пословицы и поговорки народов Востока.М.: Изд. вост.лить., 1961.-736с.
- Пословицы разных народов. Новосибирск: Кн. изд., 1959−280с.
- Потебня A.A. Из лекции по теории словесности. Басня, пословица, поговорка.-3-е изд./Под ред.В. И. Харциева.-Харьков, Гос. изд. Украины, 1930, — 130 с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика: Сборник.-М.: Искусство, 1976.-614 с.
- Проблемы фольклора. М.: Наука, 1978. -237с.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники, — Л., 1963. -120с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Изб.статьи.-М.: Наука, 1976.-325 с.
- М.: 1976, 170 с. Рыбникова М. А. Загадки.- М.-Л.: Akademia, 1932.-488 с. Рыбникова М. А. Введение в стилистику.-М.:Сов.писатель, 1937.-282 с. Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки.-М.: Изд. АН СССР, 1961, — 230 с.
- Рыбникова М.А. Русская поговорка: Избранные труды.-М.: Изд. АН
- СССР, 1958.- 256 с. СаидовИ.М. Чечено-ингушские карлаги-Советская этнография. 1964, N2
- М.:Светоч, 1998. 265 с. Словарь по этике/ под ред. Гусейнова A.A., Кона И. С. /-М.: Политиздат1989, — 447 с.
- Современная зарубежная этнопсихология.-М.: ИНИОН, Ин-т этнографииим. Миклухо-Маклая. 1979, — 255 с. Соколов Ю. М. Русский фольклор, — М.: Учпедгиз, 1941.- 557 е., ил. Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания, — М.:
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений.-М.:
- Политиздат, 1976, — 216 с. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах.т. 1 М.: Педагогика, 1979.-558 с. т. 2 — М.: Педагогика, 1980.-383 с. т.3.-М.: Педагогика, 1980, — 440 с.
- Табулова Н.Т. Афористическая поэзия абазин, — Черкесск, 1977. -143с.
- Так сказали мудрецы. Сборник пословиц.-Нальчик, 1965.-162с. Творческий процесс и художественное восприятие.-Л.: Наука, 1978.-278 с.
- Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии.- Нальчик: Эльбрус, 1984, — 250 с.
- Гос.изд.худож. лит., 1931. 244 с.
- Торсуева И.Г. Интонации и смысл высказывания.-М.:Наука, 1979.-111 с.
- Хамаганов М.П. Очерки бурятской афористической поэзии.- Улан-Удэ:
- Хетагуров К.Л. Собр.соч. в 5 т. М.: 1960
- Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов.писатель. 1976.-365 с. Черри К. Развитие карательной власти в древних обществах. С-Пб., 1907.
- Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества,— М.:
- Сов. писатель, 1959, — 310 с. Чичеров В. И. Русское народное творчество.- М.: Изд. Моск. ун-та 1959.- 533 с.
- Чувашские пословицы, поговорки и загадки (на чуваш, и русск.яз.)
- Сост. Романов Н. Р. Чебоксары, 1960.
- Чувашско-русский словарь. Ред. Сироткин М. М.:1961.
- Чурсин Г. Очерки по этнологии Кавказа. Тбилиси, 1913.-189 с.
- Швейцер А. Культура и этика.М,.1960.-328с.
- Шинкуба Б. Проза.-М.: Сов. писатель, 1988.- 543 с.
- Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народномтворчестве, — Ростов-на-Дону: 1987. 101 с. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании.-Языковая система и языковая деятельность. Л.: 1974.
- ЯАССР, 1945, — 95 с. Этнологический словарь. Кн. 2 Этнопсихология (рукопись), 1995. Ирон адамы сфалдыстад / Рауагъды ред. Абайты В. И. Саразта йа Салагаты З. М. Орджоникидзе: Цагат Ирыст. чинг. рауагъдад, 1961, т. 2, 592 ф.
- Ирон къалиндар 1925 азан / Рауадзаг ама мыхуырганаг Елбыздыхъо.1. Берлин, 1925, — 52 ф.
- Ирон амбисандта /Редакторта Габараты С. ама Джусойты Н. Сталинир Хиррауагъдад, 1955.- 155 ф.
- Ирон амбисандта / Арамбырд са кодта ама чиныг саразта Гуытъиаты
- Хъ.- Орджоникидзе: Ир, 1976.-350 ф.
- Зарджыта, таурагъта, амбисандта / Чиныг саразта Джыккайты Ш. Цхинвал: Ирыстон, 1977. — 301 ф.
- Цхуырбаты 3. Адамы дунеамбарынад ирон амбисандты. -Цхинвал: Ирыстон, 1975. -80 ф.1. Статьи
- Авеличев А.К. Замеки о метафоре. // Вестник МГУ, серия X. Филоло гия, 1973, N 1, с. 18−30.
- Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания. // Проблемы фольклора. М., 1975, с.21−30.
- Азбелев С.Н. О специфике творческого процесса в фольклоре и лите ратуре. // Русский фольклор, Л., 1979, т. XIX, с.157−166
- Аникин В.П. Об историческом приурочении пословиц, поговорок и за гадок. // Советская этнография, 1960, N 4. с.44−52.
- Аникин В.П. Об интернациональном и национальном изучении поело виц. //РгоуегЫиш", 1965, N 2 с. 27−30.
- Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре / к определению жан ра и его признаков/. //Русский фольклор, М.-Л., 1966, т. X, с. 28−42.
- Аникин В.П. 0 «логико-семиотической» классификации пословиц и поговорок. // Русский фольклор. -Л., 1976, т. ХУ1,с. 263−278. Апресян Р. Г. Добро.Идеал. // Российская педагогическая энциклопедия1993, с. 278,342.
- Арутюнова Н.Д. Языковая метафора. // Поэтика и лингвистика. -М.: 1979, с. 147−173.
- Бабушкин Н.Ф. Фразеологические обороты в сочинениях В.И.Ленина. //
- Поэтика и лингвистика. М., 1979, с.136−146. Виноградов В. В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка. //
- Исследования по русской грамматике.М.: 1975, с. 88−154.
- Ган К. Ф. По долинам Чороха, Уруха и Ардона. //СМОМПК, Тифлис, 1898, вып. 25.
- Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XYIIIb начале XIX вв. // Советская этнография, 1960, N 5, с. 12−29.
- Гатиев Б. Суеверия и предрассудки о осетин. // ССКТ вып IX, 1876 26−48
- Гацак В. М. Метафорическая антитеза в сравнительно-историческом освещении. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов.М., 1973, с.286−306.
- Гацак В.М. Сказочник и его текст. // Проблемы фольклора. -М., 1975
- Гольберг М.Я. Проблемы народно-песенной стилистики в работах А.А.Потебни. //Русский фольклор, т. YIII, М.-Л., 1963, с. 336−357.
- Дандис А. О структуре пословицы. // Паремиологический сборник. М., 1978, с.13−34.
- Далгат Б. Первобытная религия чеченцев. // Терский сборник, 1893, вып. III, кн. 2, с. 41−132.
- Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения, Владикавказ, 1930, вып. II-III, с. 301−394.
- Далгат Б. Проблема инонационального /кавказского/ фольклора в эстетике русского романтизма. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1973, с.386−404.
- Добролюбов Н. А. Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц
- Буслаева. // Собр. соч. в 9 т., М., 1961, т. 1, с. 64−80.
- Добролюбов Н.А. О некоторых местных пословицах и поговорках Нижегородской губернии. // Собр.соч. в 9 т., М., 1961, т. 1, с. 3−6.
- Добролюбов Н.А. Замечания о слоге и мерности народного языка.//
- Собр. соч. в 9 t.J. -Л., 1961, т. 1, с. 85−89. Джанджакова Е. В. О поэтике заглавий. // Поэтика и лингвистика.
- М., 1979, с. 207−214. Елизарнкова Т. Я., Топоров В. Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Паремиологические исследования. М.:1984, с.14−46.
- Жигулев A.M. Советская действительность в народных пословицах ипоговорках. //Вопросы истории, 1964, N 2, с.209−212. Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете. // Памяти Сакулина.1. M., 1931, с. 75−82.
- Зиманас Г. Интернациональное и национальное в жизни народов. // Коммунист, 1965, N 6, с. 52−60.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах. //Типологические исследования по фольклору. М., 1975.
- Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. //ССКТ, 1. Тифлис, 1868, вып. 1.
- Каплан А.Л. Актуальные вопросы теории и практики метафоры. // Стилистика художественной речи.Л., 1973, с.54−73.
- Кенгес-Маранда Э. Логика загадок. // Паремиологический сборник. М.: 1978, с.249−283.
- Кирдан Б.П. Актуальные проблемы изучения фольклорных связей восточных и западных славян. //История, культура, этнография и фольклор славянских народов.М., 1973, с.344−357.
- Китков А.Е. Общность элементов поэтики загадок поволжских и пермских финно-угорских народов. // Вопросы финно-угроведе-ния, Йошкар-Ола, 1970, вып. Y, с. 218−224.
- Кожевникова H.A. Об обратимости тропов. // Поэтика и лингвистика. М., 1979,. 215−224.
- Кожин А.Н. О разграничении пословиц и поговорок. //Ученые записки МОПИ, М., 1967, т. 204, ВЫП. 4, с. 5−12.
- Кокаре Э.Я. Критерии интернационального и национального характера паремий. // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980, с. 160−161.
- Колесницкая И.М. Загадка в сказке. // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук, Л., 1941, вып. 12, N81, с.98−142.
- Колпакова Н.П. Некоторые вопросы сравнительной поэтики (причети и песня). // Советская этнография, 1967, N1, с.41−53.
- Кравченко И. Калмыцкие пословицы и загадки. //Советская этнография, М.-Л., 1940, вып. III, с. 177−184.
- Крикманн А. А. Некоторые аспекты семантической неопределенности пословицы. // Паремиологический сборник сборник. М., 1978, с.82−104.
- Крикманн А. А Опыт объяснения некоторых семантических механизмов пословиц. // Паремиологические исследования. М, 1984 с.165
- Кудияров A.B. О монгольских речениях. //Страны и народы Востока, вып. X. М., 1971, с. 85−103.
- Кулаев К. В. Воспитательная функция искусства. // Искусство, 1979, N 1, с. 33−39.
- Кулаев К. В. Научно-технический прогресс и эстетическое воспитание. //Искусство, 1985, N7, с.11−13.
- Кулаев К. В. Философия Г.Г.Шпета. // Философия, управление, образование. М. -.Высшая школа, 1990, с. 59−60.
- Кулаев К. В. Теория Ф. И.Шмидта о циклическом развитии искусства. // Педагогика, 1992, N 7−8, с. 87−90.
- Кууси М. К вопросу о международной системе пословичных типов. // Паремиологический сборник.М., 1978, с.53−81.
- Лазутин С.Г. Некоторые вопросы стихотворной формы русских пословиц. // Русский фольклор, Л., 1971, т. XII, с.135−146.
- Лаудаев У. Чеченское племя. // ССКГ, Тифлис, 1872, вып.YI.
- Левин Ю. И. Русская метафора: синтез, семанитка, трансформации. // Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969, с.290−305.
- Левин Ю.И. Семантическая структура русской загадки. // Труды по знаковым системам.1У. Тарту, 1973, с. 166−190.
- Левин Ю.И. Семантическая структура загадки. // Паремиологи-ческий сборник.М., 1978, с.283−314.
- Лим Су Корейские пословицы и поговорки.// Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук, Л., 1961, вып. 12, N 294, с.139−146.
- Лихачев Д.С. Речь на съезде народных депутатов. //"Известия", 1 ию ня, 1989, с. 1.
- Макаров Г. Н. 0 специфике предложений в карельских пословицах. // РгоуегЫит, N 9, 1967, с. 209−213.
- Мастепанов С.Д. 0 собирании и публикации пословиц и поговорок народов Карачаево-Черкессии. // РгоуегЫит, N 8, 1967, с.177−180.
- Мастепанов С.Д. 0 собирании и публикации пословиц и поговорок Кабардино-Балкарии. //РгоуегЫиш, N 12, 1969, с 312−318.
- Мастепанов С.Д. 0 собирании и публикации пословиц и поговорок
- Адыгеи.// РгоУегМит, N 16, 1971, с. 583−585.
- Мастепанов С.Д. 0 собирании и публикации пословиц и поговорок
- Калмыкии. // РгоуегМшп, N 18, 1972, с. 669−670.
- Мастепанов С.Д. 0 собирании и публикации осетинских пословиц ипоговорок.// РгоуегЫшп, N 22, 1973, с. 835−844.
- Меретуков М.А. Воспитание детей в семье и обществе у адыгов.//
- Социальные отношения у народов Северного Кавказа. -Орджоникидзе: 1978.
- Мижаев М.И. Магические функции в обрядовых жанрах адыгского фольклора. // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. -Махачкала, 1989. с.5−21.
- Миллер В.Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры.// «Русская мысль», 1896, кн. 7.
- Митрофанова В.В. О сходстве русских и болгарских загадок.// Русский фольклор, М.-Л., 1963, т. УШ, с. 160−174.
- Митрофанова В.В. Специфика русских народных загадок и их связь сдругими жанрами фольклора. // Русский фольклор, М.-Л., 1966, т. X, с. 79−102.
- Митрофанова В.В. Историческая действительность в загадках.- Вкн.: Славянский фольклор и историческая действительность в загадках. // Славянский фольклор и историческая действительность.М., 1965, с.143−157.
- Митрофанова В.В. Художественный образ в загадках. // Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971, с.141−151.
- Митрофанова В.В. Ритмическое строение русских народных загадок.
- Русский фольклор, Л., 1971, т. XII, с. 147−161.
- Митрофанова В.В. К вопросу о нарушении единства в некоторых жанрах фольклора. // Русский фольклор, Л., 1977, т. ХУ-П, с. 35−44.
- Морозова Л.А. Пословицы и поговорки. К вопросу об определении и разграничении. // Вестник МГУ. Филология, 1972, N2, с. 57−62.
- Морозова Л.А. Художественные формы пословиц. // Вопросы жанров русского фольклора. М., 1972 г. с.3−17.
- Морозова Л.А. Антитеза в пословицах. // Фольклор как искусство слова.М., 1975, с.95−106. Николаева Т. М. Обобщенные, конкретное и неопределенное в паремии.
- Померанцева Э.В. Народные верования и устное поэтическое творчество. // Фольклор и этнография. -Л.:1970. с.158--160.
- Пулинец A.C. Об афористическом жанре месте афоризмов в творчестве А.М.Горького. // Ученые записки Черновицкого универси тета. -Черновцы, 1958. т. XXIX вып.5, с. 3−36. Путилов Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора.
- Проблемы фольклора. -М., 1975,0.12−21.
- Путинцева А.П. Нанайские загадки. // Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. -Л., 1957, Т.132, с.227−248.
- Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин. // Советская этнография.1937.N 4.
- Рифтин Б.Л. Китайские пословицы как материал для изучения народного мировоззрения. // Советская этнография. 1960. N 4, с. 105—120.
- Савенков Ю. Конфуций помогает детям проявить математический блеск. // «Известия» 19 ноября 1994 г. N 223 с. 7.
- Самарин Ю.А. Об ассоциативной природе умственной деятельности. // Вопросы психологии.1957.N 2.
- Селье Г. Заслужи любовь. // «Будь здоров» N 5−6.М.:1993.с.86−92.
- Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании. // «Народное образование», 1994, N 9−10 с.124−126.
- Слюсарева H.A. О знаковой ситуации. // Язык и мышление. -М.: 1967.с.274−283.
- Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике.// Ученые записки Северо-Осетинского гос.пед. ин-та. -Орджоникидзе, 1959, т. XXIII.
- Соколова В.К. Фольклор как историко-этнографический источник. // Советская этнография, 1960, N 4, с.11−16.
- Соколова В.К. Соотношение национальных и общих элементов в преданиях. // Проблемы фольклора. -М.:1975,с.221−227.
- Страхов А.Б. О семантической и функциональной двуплановости фольклорных форм. // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора, т.П.-М., 1988, с.64−66.
- Тагиев М.М. Русские пословицы и поговорки и их соответствия вазербайджанском языке. // Русский язык в национальной школе, 1959, N4, с 29−35. Танкиев А.X. Реликты магического обрядового фольклора у ингушей.
- Магическая поэзия народов Дагестана. -Махачкала, 1989. с.48−59.
- Хамаганов М.П. Художественные особенности бурят-монгольских пословиц. //Записки Бурят-Монгольского Научно-исследовательского институт культуры. -Улан-Удэ, 1953.т.20 с.81−97.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации. // Вопросы психологии.1958,N 1. Марзойты С. Ирон амбисандты проблематикайы тыххай. // «Мах Дуг».1953, N 7. ф. 69−78. Салагаты 3. Къостайы басняты адамон бындур. // Мах дуг, 1953, N 6 ф.67−72.
- Хуыгаты И. Дзырдты раварды фатк ирон амбисандты. // Фидиуаг, 1966, N 7, ф. 75−78. Girese A.M. Wellerismes et micro-recits. //Proverbium, 1969, N14, p.348−390.
- Holbek B. Proverb stile. // Proverbium, 1970, N 15, p.470. Kongas-Maranda E. Riddle and Riddeling. // The Journale of American
- Ossetische Spruchworter von A. Schiefner. // Bulletin de L’Academie imriale des sciences de St.-Perersbourg, 1863, t. IV, col. 435−453.
- Амаева Т.Е. Чеченские малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки). -Дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1985. -187с.
- Аль-Дури Музхир Нуман. Иракские народные пословицы и поговорки:
- Идейно-художественный анализ/.- Дис.. .. канд. филол. наук. -М., 1979. -219 с. Анненкова Н. В. Воспитание у младших школьников уважительного отношения к родителям. -Дис. .канд. пед. наук. -М., 1991. -198с.
- Лакашия Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях абхазской народной педагогики. -Дис. .канд. пед. наук. -М., 1988. -210с.
- Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья. -Дис. .канд. пед. наук. -М., 1994. -190с.
- Марганов С. Язык и поэтика афганских /пашто/ пословиц и поговорок.- Дис.. канд. филол.наук.-М., 1973.-204 с.
- Морозова Л.А. Идейно-художественная ценность русских народных пословиц.- Дис.. канд. филол. наук.-М., 1974.-204 с.
- Надршина Ф.А. Афористические жанры башкирского фольклора /пословицы, поговорки, загадки/.- Дис.. канд.филол.наук. Уфа, 1971.- 215 с.
- Салманов М.А. Эстетика аварского поэтического творчества.- Дис.. канд. фи л о с. наук.-М., 1975, — 169 с.
- Тилавов Б. Современный пословичный репертуар таджикского народа.-Дис. .докт.филол.наук. -Душанбе, 1974. 474 с.
- Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора.
- Притча в сравнении с бытовой сказкой, басней, анекдотом/. -Дис. .канд.филол.наук. -Махачкала, 1973.-182 с.
- Ярошевская М.Р. Факультативные занятия как средство подготовкиучащихся национальной школы к обучению в классах гуманитарного профиля. -Дис. .канд. пед. наук. -М., 1992. -176 с. 1. Авторефераты
- Дис.. канд.филол.наук.-Фрунзе, 1962, — 23 с. Зандукели П. 3. Грузинские пословицы: Автореф.Дис.. канд. филол. наук, — Тбилиси, 1962.- 19 с.
- Ибрагимов И. Азербайджанские пословицы и поговорки: Автореф. Дис. канд. филол. наук. Баку, 1949.-19 с.
- Ибрагимова л.А. Формирование духовного мира младших школьников натрадициях народной педагогики ханты и манси. -Автореф. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. -19с.
- Кокаре Э.Я. Жизненный опыт трудового народа в латышских пословицах досоветского периода: Автореф.Дис.. канд.филол. наук. -Рига, 1956. 17 с.
- Крикманн A.A. К проблематике исследования содержания и мировоззрения пословиц: Автореф. Дис.. канд. филол. наук.-Таллин, 1975.- 54 с.
- Курбанов К. Туркменские народные загадки: Автореф. Дис.. канд. филол.наук.-Чарджоу, 1960. 22 с.
- Ли Хан Сен Стихийный материализм и антирелигиозные идеи в устном творчестве корейского народа: Автореф. Дис. .канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1974.-25 с.
- Лиждвой М.П. Украинские народные пословицы и поговорки в советскую эпоху: Автореф. Дис.. канд. филол.наук.-Киев 1961.- 16 с.
- Махмутов Х.Ш. Татарскиее народные загадки: Автореф.Дис.. канд.филол. наук.-Казань, 1969, — 31 с.
- Морару С.Г. Поэтика молдавской дойны: Автореф. Дис. .канд.филол. наук.-М., 1973.- 22 с.
- Мурадова М. Национальное своеобразие туркменских пословиц и поговорок: Автореф. Дис.. канд.филол. наук.-Ашхабад, 1967, — 18 с.
- Надршина Ф.А. Афористические жанры башкирского фольклора: Автореф. Дис.. канд. филол. наук.-УфаЛ971.-25 с.
- Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки: Автореф.
- Дис... канд. филол. наук. М., 1975, — 20 с. Санабасова Р. К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. Дис.канд. педаг. наук, — СПб., 1993. -17с. Сарв И. О. О подвигах и функциях эстонских поговорок: Автореф.
- Хамгокова Н.Ж. Методика изучения этнокультуроведческой лексики на уроках русского языка в 8−9 классах кабардинской школы. -Автореф. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1992. -18с.
- Хугаев И.А. Язык осетинских пословиц: Автореф. Дис.. канд.филол.наук.- Тбилиси, 1967, — 28 с. Хусаинова 3. Основные особенности и источники узбекских народных загадок: Автореф. Дис.. канд.филол.наук.-Ташкент.1967, — 34 с.
- Чернов В.И. О стихийном материализме русских народных масс дока питалистической эпохи по материалам устного народного творчества: Автореф. Дис.. канд. филол.наук. -Л., 1953. 22 с.
- Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Автореф. Дис. .докт. пед. наук. -Казань, 1994. -45с.
- Шрамм А.Н. Наблюдения над синтаксическим строем русских пословиц: Автореф. Дис.. канд.филол.наук.-М., 1954.- 16 с.
- Янголь A.B. Белорусские пословицы и поговорки: Автореф. Дис.. канд.филол.наук.- Минск, 1975.- 23 с.
- Янковский H.A. Поэтика белорусских пословиц: Автореф. Дис. .канд. филол. наук. Минск, 1968.- 20 с.
- Сл.М. -Миллер В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь, т. 1−3. Л., 1927−1934. Ор. -Амбесандта. Орджоникидзе, 1977. С. -Ирон амбисандта. Сталинир, 1955.