Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические средства проектирования учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» для повышения квалификации менеджеров образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ми формального, неформального и информального образования, в основе которых находится концепция непрерывного учения взрослых, включающая повышение квалификации, профессиональную переподготовку в связи с повышающимся уровнем требований и стандартов специалистов в любой области. Что позволяет идею непрерывного учения рассматривать не как образовательную систему, а как философский принцип… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. «Повышение квалификации менеджеров образования как непрерывный и рекуррентный педагогический процесс»
    • 1. 1. Ретроспективный анализ состояния проблемы непрерывного педагогического образования
    • 1. 2. Развитие повышения квалификации менеджеров образования в контексте непрерывного и рекуррентного образования
    • 1. 3. Развитие стандартизации образования и ее особенности в системе повышения квалификации
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. «Педагогические средства проектирования учебного курса „Теория и практика развития образовательного стандарта“»
    • 2. 1. Проектирование курса в контексте единой научно-методической концепции подготовки менеджеров образования
    • 2. 2. Дидактические условия реализации образовательных стандартов как основа проектирования модераторского учебного курса
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по проектированию и апробации модераторского учебного курса
  • Выводы по второй главе

Педагогические средства проектирования учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» для повышения квалификации менеджеров образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образования приобрела свой современный статус в середине 90-х годов XX века: Закон РФ «Об образовании» (проблемы качественного содержания образования и учебных программ), Федеральный Закон «О дополнительном образовании» (принят Государственной Думой 12 июля 2001 года), приказы Министерства образования РФ «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" — концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 1756 — р от 29 декабря 2001 года).

В основу развития содержательного, программно-методического обеспечения повышения квалификации менеджеров образования положены общие требования к основным образовательным программам послевузовского образования, требования Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной переподготовки, на основе которых сформулированы Государственные требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, сроки их освоения слушателями, обучающимися по дополнительной образовательной программе «Менеджмент в образовании». В разработке Положения коллектив авторов основывается на важнейшие документы, нормативно-правовую базу, законы: инструктивное письмо от 15.03.1996, № 18−34−44-ин /11−10 «Об организации и проведении стажировки специалистов" — «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» от 18.06.1997; рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного образования от 21.11.2000 г.

В начале XXI века появляется ряд нормативно-правовых документов, образовательных инициатив, уточняющих требования к стандартизации дополнительного образования, к которым относятся и Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием по дополнительной образовательной программе «Менеджмент в образовании», разработанные на основе государственных образовательных стандартов следующих специальностей: «Менеджмент в социальной сфере» (61 200), «Государственное и муниципальное управление (61 000).

Одной из важнейших проблем повышения квалификации работников образования различных типов образовательных учреждений с учетом государственных требований является овладение теорией, практикой, технологиями педагогического менеджмента, в частности, овладение новыми понятиями, педагогическими парадигмами, образовательными стратегиями, одной из которых является проблема оценивания проектирования содержания и качества образования, образовательных программ для системы повышения квалификации (В. Г. Онушкин, В. И. Подобед, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, Н. К. Сергеев).

Важнейшим инновационным направлением в развитии повышения квалификации является его рекуррентный (возобновляющийся) характер (Э. Фор, В. П. Владиславлев, Т. И. Шамова, Е. П. Белозерцев, Н. Д. Никан-дров, Г. Д. Сорокоумова). Рекуррентное образование развивается на основе принципа дополнительности, комплиментарное&tradeв образовании, что для системы непрерывного образования позволяет оперативно вводить менеджеров образования, обучающихся в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, новые научные знания, управленческие и образовательные технологии и т. д.

Необходимость развития системы повышения квалификации в условиях становления интеграционных процессов, с одной стороны, действия и расширения рынка образовательных услуг, с другой, конкурентная способность той или иной образовательной системы собность той или иной образовательной системы определяется ее мобильностью, научностью, вариативностью содержания подготовки менеджеров образования. Поэтому современное состояние системы повышения квалификации может быть охарактеризовано рядом противоречий:

— потребность педагогов и руководителей образовательных учреждений в личностном и профессиональном росте и недостаточная адаптиро-ванность образовательных программ повышения квалификации к индивидуальным профессионально-образовательным потребностям взрослых обучающихся;

— нацеленность будущих менеджеров образования на непрерывное повышение квалификации и недостаточная мобильность этой системы, отсутствие гибких форм повышения квалификации;

— опережающие развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения повышения квалификации менеджеров к управлению инновационными процессами на основе нового теоретического и практического знания.

Эти противоречия выявили проблему совершенствования учебных планов, разработки новых программ, курсов, т. к. содержание повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образования в современных условиях определяются, в основном, функциональными аспектами их деятельности. В этой связи актуализируется проблема пролонгированной системы повышения квалификации как нового направления и нового вектора целей подготовки менеджера образования и его повышения квалификации. Одной из такой форм пролонгированного повышения квалификации является использование зарубежного опыта, в частности ФРГ, Европейского союза, которые характеризуются как модератор-ские проекты. Ведущей идеей подготовки модераторов (руководителя), целенаправленно занимающихся повышением квалификации педагогов своего образовательного учреждения и руководителей других образовательных учреждений, — это есть новейшее направление интеграции отечественного и зарубежного опыта. Важнейшая функция модератора — это обучение педагогических коллективов новым проблемам и новым технологиям, которые не включены в систему повышения квалификации в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК и ППРО), факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (ФПК и ППРО) вузов, педагогических университетов. Модерация рассматривается и как образовательная технология и как технология дополнительного образования, которая позволяет активизировать новое научное знание в подготовке и повышении квалификации менеджеров образования.

Однако существует ряд противоречий между Государственным стандартом повышения квалификации менеджеров образования и новой практикой (модерацией), в которых недостаточно представлены новейшие нормативно-правовые теоретические представления об изучении теории и практики оценивания качества содержания образования и образовательных программ в различных типах учебных заведений (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, послевузовское дополнительное образование) и имеющимися научными исследованиями в этой области.

Данное противоречие определило проблему и позволило сформулировать тему исследования — «Педагогические средства проектирования учебного курса „Теория и практика развития образовательного стандарта“ повышения квалификации менеджеров образования».

Цель исследования — выявить и обосновать комплекс педагогических средств проектирования модераторского учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» для повышения квалификации менеджеров образования.

Объект исследования — процесс обучения в системе дополнительного послевузовского образования, компонентом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка менеджеров образования.

Предмет исследования — педагогические средства проектирования модераторского учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» для повышения квалификации менеджеров образования.

Гипотеза исследования основана на том, что проектирование учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» будет эффективно, если:

— на основе науковедческого анализа психолого-педагогической литературы будут выявлены современные исследования в теории непрерывного и рекуррентного образования, раскрывающие проблему модерации, как инновационного направления в подготовке менеджеров образования;

— модераторский учебный курс рассматривается как педагогическая система, обеспечивающая целостность знаний и предполагает единое научно-методическое обеспечение;

— проектирование и реализация модераторского учебного курса в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки основываются на важнейших положениях андрагогики и особенностях ее развития в системе непрерывного и рекуррентного образования. Задачи исследования:

4- изучить и проанализировать состояние теоретических исследований по проблеме дополнительного образования, повышения квалификации, рекуррентного образования менеджеров образования в контексте непрерывности образования;

— определить систему педагогических средств модераторского учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта», адекватных целям, задачам повышения квалификации менеджеров образованияобосновать этапы проектирования курса;

— провести опытно-экспериментальную проверку групповой формы обучения менеджеров образования в процессе курсовой подготовки, овладения учебным курсом «Теория и практика развития образовательного стандарта».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных специалистов, посвященные:

— идее системного и синергетического подходов к изучению процессов организации и самоорганизации сложных систем как ведущей методологии познания в различных науках (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, Е. Н. Князева, В. Н. Садовский. Э. Г. Юдин);

— общей методологии педагогической науки в целом (М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин);

— концепции гуманизации и личностной ориентации образования (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, JI. Г. Вяткин, К. Роджерс, 3. И. Ряби-кина, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская);

— проблемам прогнозирования, моделирования проектирования образовательных систем (В. П. Беспалько, И. В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершун-ский);

— общей теории управления социальными организациями (Р. У Богданова, JI. Николов, А. Н. Уемов);

— теории управления социальными и образовательными процессами и системами (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, П. В. Третьяков, JI. С. Подымова);

— теоретическим основам и технологиям инновационной деятельности (JI. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, О. Б. Капичникова, В. А. Болотов, В. И. Слободчиков, А. П. Валицкая, В. А. Межериков, О. Г. Хомерики, Н. Р. Юсуфбекова);

— теоретическим основам и технологиям педагогического образования (А. А. Греков, В. А. Сластенин, Н. К. Сергеев, А. Г1. Тряпицына, В. И. Данильчук, В. Т. Фоменко и др.);

— аксиологическому, деятельностному и личностному подходам в образовании и управлении образовательными процессами и системами.

А. Н. Леонтьев, И. В. Бестужев-Лада, А. В. Петровский, Н. В. Кузьмина, А. А. Бодалев, М. А. Вейт, И. Э, Исаев, И. А. Колесникова).

Методика исследования носила комплексный характер. Использовались общетеоретические методы: сравнительный анализ философской, историко-педагогической, психологической литературы, относящейся или близкой к исследуемой проблеме — история непрерывного образования, инновационные процессы в его реализации, сопоставление с зарубежными моделями повышения квалификации менеджеров образования, положения антропологического, холистического, акмеологического подходов к непрерывному образованиюпроблемы модернизации этой подготовкимоделированиепроектированиеэмпирические методыпедагогический эксперимент.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап (1999 — 2000 гг.) — подготовительно-рекогносцировочный, в процессе которого анализировались проблемы развития непрерывного образования, повышения квалификации и выявлена когорта менеджеров образования в системе повышения квалификации и рекуррентного образования. В результате выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной) на ФПК и ППРО), науковедческого анализа литературы и педагогической деятельности наметились исходные позиции автора в исследовании проблемы стандартизации и ее трансформация в учебный предмет «Теория и практика развития образовательного стандарта».

2 этап (2000 — 2001 гг.) — поисково-аналитический, в ходе которого осуществлялась корректировка идей и положений, отбор, анализ и синтез основных источниковедческих материалов.

3 этап (2001 — 2002 гг.) — опытно-экспериментальный, позволивший уточнить гипотезу исследования, задачи и логику экспериментальной работы, проводилась обработка результатов исследования, коррекция его выводов, систематизация и обобщение основных результатов и идей, концептуальное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1.Повышение квалификации менеджера образования рассматривается не только в контексте непрерывного образования, но и в связи с понятиями «рекуррентное образование», «формальное», «информальное образование», что предполагает учет андрагогических особенностей в процессе различных форм обучения менеджеров образования.

2.Уточнено понятие «образовательный стандарт», выявлен его инте-гративный характер, на основе науковедческой реконструкции он представлен как новое знание, трансформируемый в учебный курс.

3.Разработан модераторский учебный курс «Теория и практика развития образовательного стандарта», описан как педагогическая система, обладающая научной новизной и теоретически обоснована его эффективность в целом для развития представлений об образовании взрослых в системе повышения квалификации и рекуррентного образования.

4.Теоретически обосновано и содержательно раскрыто проектирование модераторского учебного курса «Теория и практика развития образовательного стандарта» с помощью комплекса педагогических средств, таких как: как системы, обеспечивающей целостность научного знания по проблеме стандартизации и оценки качества знаний, как профессиональных знаний менеджера образованияцелеполагание, воспроизведение знаний, корректирование и достижение гарантированного результата усвоения учебного курса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся теоретические положения и выводы определяют направление и стратегию дальнейшего развития системы повышения квалификации менеджеров образования, ориентированной на научное сопровождение учебного процесса содержащегося в исследовании теоретических положений и выводы обеспечивают существенное положение эффективности подготовки менеджеров образования к практической деятельности. Создан и внедрен в практику новый тип учебного курса — модераторский, как одно из направлений совершенствования повышения квалификации менеджеров образования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки менеджеров образования в частности для изменения вариативной части учебного плана, для разработки элективных курсов, для органов, отделов образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачамличным участием автора в опытно-экспериментальной работеподтверждена результатами экспериментальной работы, свидетельствующими о позитивных переменах в знаниях менеджеров образования о развитии оценки качества знаний, стандартизации образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрения на международных, республиканских, Южно-Российских и научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону — 1999;2001 гг., в Волгограде — 2002 г., в Майкопе -2002 г. С докладами и сообщения соискатель выступал на методических объединениях преподавателей экономических и психолого-педагогических дисциплин, в педагогических колледжах г. Каменска, Каменск-Шахтинска, Волгодонска, на которых рассматривались проблемы подготовки руководителей образовательных учреждений, их резерва к деятельности менеджера образования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Комплекс педагогических средств проектирования модераторско-го учебного курса, учитывающий специфику педагогического процесса повышения квалификации и рекуррентного образования менеджеров образования: сформулированы содержательные и методологические основы курса — системный подход.

2. Актуализация источниковедческой базы и теоретического знания по проблеме истории, теории и практике проектирования и внедрения стандартов образования.

С позиций системного подхода выявлены функции учебного курса: -науковедческая, реализация научного сопровождения педагогического процесса на ФПК и ППРО;

— взаимосвязи учебного курса с модулями программы «Менеджмент в образовании»;

— интегративный характер учебного курса, в содержании которого включены социальные, экономические, педагогические основы стандартизации образования.

В этой связи определены цели курса (образовательные, воспитательные, развития слушателей в возрастных периодах 30−40, старше 40 лет), выявлена ценность теоретического знания курса для управленческой деятельности менеджера образования, основные противоречия в развитии теории и практики стандартизации образования.

Условия реализации учебного курса:

— учет принципов андрагогики: компенсаторный характер системы повышения квалификации и рекуррентного образования, латентный характер мотивации и познавательной деятельности взрослыхсвязь курсовой подготовки с самообразованием, практико-ориентированный характер учебного курса.

Структура работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В основу развития содержательного, программно-методического обеспечения повышения квалификации менеджеров образования положены общие требования к основным образовательным программам послевузовского образования, требования Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной переподготовки, на основе которых сформулированы Государственные требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, сроки их освоения слушателями, обучающимися по дополнительной образовательной программе «Менеджмент в образовании». В разработке Положения коллектив авторов основывается на важнейшие документы, нормативно-правовую базу, законы: инструктивное письмо от 15.03.1996, № 18−34−44-ин /11−10 «Об организации и проведении стажировки специалистов" — «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» от 18.06.1997; рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного образования от 21.11.2000 г.

В конце 90-х годов в развитии теории и практики непрерывного образования формируется как самостоятельное направление — теория «непрерывного образования, учения в течение всей жизни» (lifelong learning): при выделении этого направления в качестве ведущего, сложившейся теории непрерывного образования исследователи выделили понятие «образование взрослых» (adult education). В обосновании нового понятия и направления исследователи (ЮНЕСКО) связывают образование взрослых с концепция;

ми формального, неформального и информального образования, в основе которых находится концепция непрерывного учения взрослых, включающая повышение квалификации, профессиональную переподготовку в связи с повышающимся уровнем требований и стандартов специалистов в любой области. Что позволяет идею непрерывного учения рассматривать не как образовательную систему, а как философский принцип, применяемый в организации обучения (Э. Фор). Экспертами ЮНЕСКО были сформулированы основные принципы системы непрерывного образования: всеобщий характер непрерывного образованияпреемственность между различными ступенями образования, между различными направлениями формирования личностиинтеграция всех образовательных воздействий (учебные заведения, социальное окружение, производство, средства информации, учреждения культуры) — взаимосвязь общего и профессионального образованияполитехническое образование, дополняемое подготовкой на производствеоткрытость и гибкость системы образования.

В начале XXI века появляется ряд нормативно-правовых документов, образовательных инициатив, уточняющих требования к стандартизации дополнительного образования, к которым относятся и Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием по дополнительной образовательной программе «Менеджмент в образовании», разработанные на основе государственных образовательных стандартов следующих специальностей: «Менеджмент в социальной сфере» (61 200), «Государственное и муниципальное управление (61 000).

Одной из важнейших проблем повышения квалификации работников образования различных типов образовательных учреждений является овладение теорией, практикой, технологиями педагогического менеджмента, в частности, овладение новыми понятиями, педагогическими парадигмами,.

образовательными стратегиями, одной из которых является проблема оценивания проектирования содержания и качества образования, образовательных программ для системы повышения квалификации (В. Г. Онушкин, В. И. Подобед, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, Н. К. Сергеев).

Науковедческий анализ, теорий, технологий дополнительного образования повышения квалификации показывает, что в процессе повышения квалификации менеджеров образования необходимо использовать новейшие идеи непрерывного, пожизненного образования, к которым относятся положения формального, информального, рекуррентного образования, что вносит изменения в содержание и технологии повышения квалификации менеджеров образования на региональном уровне. В диссертации выявлено, что непрерывное рекуррентное образование компенсирует у менеджеров образования отсутствия новейших технологий знания в области образовательных стратегий, стандартизации и дифференциации образования, развивает мотивацию к обучению.

Необходимость развития системы повышения квалификации в условиях становления интеграционных процессов, с одной стороны, действия и расширения рынка образовательных услуг, с другой, конкурентная способность той или иной образовательной системы определяется ее мобильностью, научностью, вариативностью содержания подготовки менеджеров образования.

Современное состояние системы повышения квалификации может быть охарактеризовано рядом противоречий:

• потребность педагогов и руководителей образовательных учреждений в личностном и профессиональном росте и недостаточная адап-тированность образовательных программ повышения квалификации к индивидуальным профессионально-образовательным потребностям взрослых обучающихся;

• нацеленность будущих менеджеров образования на непрерывное повышение квалификации и недостаточная мобильность этой системы, отсутствие гибких форм повышения квалификации;

• опережающие развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения подготовки будущих менеджеров к управлению инновационными процессами на основе нового теоретического и практического знания.

Эти противоречия выявили проблему совершенствования учебных планов, разработки новых программ, курсов, т. к. содержание повышения квалификации и профессиональной переподготовки в современных условиях определяются, в основном, функциональными аспектами деятельности менеджера образования. В этой связи актуализируется проблема пролонгированной системы повышения квалификации как новое направление и новый вектор целей подготовки менеджера образования и его повышения квалификации. Одной из такой форм пролонгированного повышения квалификации является использование зарубежного опыта, в частности ФРГ, Европейского союза, которые характеризуются как модератор-ские проекты. Ведущей идеей подготовки модераторов (руководитель), целенаправленно занимающихся повышением квалификации педагогов своей школы и руководителей других образовательных учреждений — это есть новейшее направление интеграции отечественного и зарубежного опыта. Важнейшая функция модератора — это обучение коллективов новым проблемам и новым технологиям, которые не включены в систему повышения квалификации в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК и ППРО), факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (ФПК и ППРО) вузов, педагогических университетов. То есть, мо-дерация рассматривается и как образовательная технология, и как технология дополнительного образования, которая позволяет активизировать но;

вое научное знание в подготовке и повышении квалификации менеджеров образования.

Однако существует ряд противоречий между Государственным стандартом повышения квалификации менеджеров образования и новой практикой (модерацией), в которых недостаточно представлены новейшие нормативно-правовые теоретические представления об изучении теории и практики оценивания качества содержания образования и образовательных программ в различных типах учебных заведений (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, послевузовское дополнительное образование) и имеющимися научными исследованиями в этой области.

Модераторский учебный курс «Теория и практика развития образовательного стандарта» выполняет следующие функции в повышении квалификации менеджеров образования: раскрывает различные точки зрения на проблему стандартизации, качества образования в соответствии с типами образовательных учрежденийв процессе проектирования модераторского учебного курса введены в научный оборот такие понятия как, мо-дерация, модератор, что способствует интеграции отечественных и зарубежных педагогических исследований, уточняются функции системы повышения квалификациивыявляются новые возможности совершенствования образования взрослых, в частности обучению в малых группах, нацеленность на самообразование, расширяет возможности научного сопровождения учебного процесса по программе «Менеджмент в образовании»;

Проектирование модераторского учебного курса включает в себя научно-теоретическое направление, на основе которого были систематизированы требования к единой системе методического обеспечения учебного курса, создана диагностическая система в сопровождении учебного процесса, выбраны наиболее оптимальные формы изучения учебного курса.

В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены изменения в мотивации слушателей, результативности учебного курса, что позволяет защищать идею о расширении модераторских учебных курсов,.

которые повышают качество усвоения знаний, навыков и умений, улучшают ориентацию слушателей в новой информации необходимой для принятия управленческих решений.

В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд новых проблем, требующих дальнейшего исследования в рамках личностно-ориентированного обучения менеджеров образования, в адаптации модераторского учебного курса к различным категориям слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
  2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
  3. Выступающие слушатели демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.
  4. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.
  5. Нет личностного включения слушателей в учебную деятельность.
  6. Сковывается интеллектуальная активность слушателей.
  7. Дистанция между преподавателем и слушателем ставит барьер общению, взаимодействию.
  8. На первом этапе решения любой творческой задачи ее осознание — происходит полимание недостаточности старого имеющегося опыта, необходимость выхода за его пределы. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате.
  9. Ознакомление с методологическими указаниями по данным темам. Этот этап выполнения контрольной работы укажет конкретные направления деятельности, поможет определить сущность проблемы, выделить основные вопросы, раскрыть логическую связь между ними.
  10. Историко-педагогический анализ становления персоналистского (личностного) подхода в военной педагогике-
Заполнить форму текущей работой