Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе
![Диссертация: Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе](https://westud.ru/work/3355152/cover.png)
Диссертация
С. И. Львова, А. И. Горшков, А. И. Власенков, Б. Г. Бобылев и др.). В целом идеи и тезисы, выдвигаемые и доказываемые современными исследователями в рамках проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста, представляют собой значительный теоретический и эмпирический материал, позволяющий вплотную подойти к созданию методики лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Лингвоэстетический анализ художественного текста как средство развития языковой личности младшего школьника
- 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной школе
- 1. 2. 1. Психофизиологические аспекты восприятия и анализа художественной речи
- 1. 2. 2. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками
- 1. 2. 3. Лингвоэстетический анализ художественного текста и развитие навыков сознательного чтения и связной речи в начальной школе
- 1. 3. Структурно-лингвистические свойства поэтического текста как предметная основа методики его анализа
- 1. 3. 1. Понятие текста в современной лингвистике и лингводидактике
- 1. 3. 2. Поэтический текст как особая разновидность художественной речи
- 1. 3. 3. Принципы и методы лингвоэстетического анализа поэтического текста
- 2. 1. Обучение анализу художественного текста в современной начальной школе
- 2. 1. 1. Анализ художественного текста и современная методика литературного чтения
- 2. 1. 2. Анализ художественного текста и языковое образование младших школьников
- 2. 2. Характер предлагаемой модели обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста и пути ее реализации в процессе экспериментальной работы
- 2. 2. 1. Лингводидактические и методические аспекты предлагаемой методики
- 2. 2. 2. Программа обучающего эксперимента и пути ее осуществления
- 2. 3. Анализ результатов эксперимента и рекомендации по методическому обеспечению лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе
- 2. 3. 1. Методика и результаты проведения констатирующего эксперимента
- 2. 3. 2. Содержание и итоги обучающего эксперимента
Список литературы
- Абрамов Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков. — В сб. Лингвистика текста, Материалы научной конференции, ч.1-М., МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.- С.3−4.
- Аверьянов А.Н. Система: филологическая категория и реальность. М.: Мысль, 1976.- 188 с.
- Агейкина З.А. Формирование у младщих школьников умения выразительно читать: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983. 16 с.
- Адамович Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах.-М.: Просвещение, 1967.- 263 с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
- Алексеева С.К. Динамика развития детского словесного творчества.- М.: Просвещение, 1972.- 167 с.
- Анализ художественного текста: Сб. статей/ Под ред. Н. М. Шанского. М., 1975−1979. Вып.1−3.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. -М., 1980.- 512 с.
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и эстетики: Сб. статей. М.: Искусство, 1968. — С. 55−71.
- Аргинская И.И., Дмитриева Н. Я., Полякова Л. В., Романовская З. И. Обучаем по системе Л.В. Занкова/Первый класс/.-М.: Просвещение, 1994.- 239 с.
- Аркадьева А.В., Пронина О. В. Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир». Методич. рекомендации для учителя. М.: Баллас. С.-Инфо, 1996.- 112 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 423 с.
- Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет.- М.: Книга, 1969.- 167 с.
- Бессмертная Н.В. К вопросу о типологии текстов //Лингвистика текста и обучение иностранному языку.- Киев, 1978.- 234 с.
- Берталанфи Л. История и статус общей теории систем. В сб: Системные исследования. Ежегодник.- М.: Наука, 1973.- С. 20 — 37.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. -М.: Знание, 1972.- 48 с.
- Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе: Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1991.-34 с.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. -Калинин, 1975.- 106 с.
- Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин. 1982.-86 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. докт. филол. наук. -Л., 1984.-31 с.
- Браже Т.Г. О вариативности анализа //Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей /Сост. Т. Г. Браже, — М.: Просвещение, 1971.-С.37−57.
- Бройтман С.Н. Об источниках формулы «неразделимость и неслиянность» у Блока // А. Блок. Исследования и материалы. Л., 1987.- 265 с.
- Бройтман С.Н. К проблеме диалога в реалистической лирике Пушкина // Вопросы историзма и реализма в русской лирике 19 начала 20 века. Л., 1985.-С. 65−78.
- Брудный А.А. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии, -1975. № 10.-С. 109−117.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. -М.: Наука, 1994.-108с.
- Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. -М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953.- 412 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.-248 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М.: АН СССР, 1963.- 255 с.
- Винокур Г. О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М.: Работник просвещения, 1925.- 216 с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959.
- Воеводская Л.И. Работа над словом в художественном произведении как средство понимания прочитанного (1−2 кл.): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.- 20 с.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения./Сб. Педагогическая психология. Под. Ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996.-536 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб. Союз, 1997.-96 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982, — Т.2
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 — T.3.-C.328.
- Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства. // Вопросы языкознания.- 1954. -№ 4.- С. 86.
- Гальперин. И.Р. Грамматические категории текста (Опыт обобщения) — Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1977, т.36, № 6.- С.522−532.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.// Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1960.-С.236−255.
- Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления //Вопросы философии.-1977. -№ 4.- С. 95−101.
- Гаркунова И. Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения / Нач. школа-1988.- № 1.- С.33−37.
- Гиндин С.И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой связи // Машинный перевод и структурная лингвистика.- М.: Наука, 1979.- 165 с.
- Гиршман М.М., Громяк Р. Г. Целостный анализ художественного произведения: Учебное пособие для студентов филологов. -Донецк, 1970.- 118с.
- Горецкий В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1986.-35 с.
- Горецкий В.Г. О путях и способах повышения качества уроков объяснительного чтения художественных текстов (Вопросы методики чтения в начальных классах) // Нач. школа. -1989.- № 1.-С.9−11.
- Горнунг Б.В. Несколько соображений о понятии стиля и задачах стилистики." Сб. Проблемы современной филологии (К 70-летию акад.В.В.Ви-ноградова).- М.: Наука, 1965.-С.90.
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. -М.: Просвещение, — 1993.- 176 с.
- Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Просвещение, 1979.- 186 с.
- Гулак Е.А. Композиционно-речевая структура стихотворений И.А. Бунина: Автореф. дис. канд. фил. наук. -ХарьковД993.- 20 с.
- Демьянков В.З. Основы теории интерпретации и ее приложение к вычислительной лингвистике. М.: 1985.- 142 с.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970.- 72 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.-904с.
- Ефимов А. М. Образная речь художественного произведения//Вопросы ли-тературы.-1959.- № 8.-С.91−109.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: АПН РСФСР, 1958.- 370 с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. 1964- № 6.- с. 11- 19,
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966.- 231 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи/ Русский язык в школе.-1985.-№ 1.- С. 47−54.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. -Л.: Советский писатель, 1975.-664 с.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения. В кн. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976.-С.57−64.
- Ильенко С.Г. Категория связной речи в лингвометодической интерпретации и принципы ее реализации в условиях школьного обучения русскому языку-В сб.: Проблемы преподавания синтаксиса в школе.- М.: Просвещение, 1976.-С.186−203.
- Ильенко С.Г. Стилистико-синтаксический анализ текста и развитие речи. -В сб.: Трудности преподавания русского языка в школе. -Л.Д979.-С.52.
- Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации. В сб.: Языковые единицы и контекст.-Л., 1973.-С.185−196.
- Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка Русский язык в школе. -1995-№ 3, — С. З -8.
- Караулов Ю Н Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.- 261 с.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1966.- 375 с.
- Киселева В.А. «Текст» в иерархии единиц коммуникативной подсистемы языка.- В сб. Лингвистика текста. Материалы научной конференции, ч.1.-М., 1974.- С. 124 -131.
- Кожинов В.В. Об изучении «художественной речи» // Контекст 1974.-М.: Наука, 1975.- С.248−275.
- Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики.- Пермь, 1968.-251с.
- Колшанский Г. В. Текст как единица коммуникации // Проблемы общего германского языкознания .М.: Наука, 1978.-287 с.
- Константинова С.К. Олицетворение в художественном тексте: семантические и грамматические аспекты Дис. .канд. фил. наук — Белгород, 1996.-198 с.
- Копыленко О.М. Текст как продукт речевой деятельности // Исследования речевой деятельности. Психология. -Алма-Ата,-1974, Вып.З.
- Корман Б.О. Практикум по учению художественного произведения. Лирическая система.- Ижевск, 1978.- 189 с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.- М.: Знание, 1988.- 79 с.
- Кустарева В.А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи . М.: Учпедгиз, 1963.-134 с.
- Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Ладыженская Н. В., Сорокина Р. И. Новый курс «Детская риторика»/ Начальная школа- 1994- № 7-С.34−40.
- Ладыженская Т.А., Богуславская Н. Е., Капинос В. И., Купалова А. Ю. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя2. е изд., М.: Просвещение, 1991.-240 с.
- Ларин. Б.А. О лирике как разновидности художественной речи. Сб. «Русская речь. Новая серия», вып. 1, Л., 1927. -С.73.
- Левидов A.M. Автор образ — читатель.- Л.: ЛГУ, 1977.- 360 с.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность и психология речи// Основы речевой деятельности. М.: Наука, 1974.- 342 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат. 1975.- 304 с.
- Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М.: Политиздат, 1978.- 354 с.
- Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.- 297 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Вопросы психологии понимания // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. -М., 1947.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 102 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред. В. Н. Ярцева. -М., 1990.
- Лосева Л.М. Как строится текст. -М.: Просвещение, 1980.- 96 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.384 с.
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. В сб. Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам. XII. -Тарту, 1981.-342 с.
- Лотман Ю. М. Риторика.- В сб. Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам.ХН. -Тарту, 1981.- 287 с.
- Лотман Ю. М. Ассиметрия мозга и диалог, — Труды по знаковым системам. -Тарту, 1983.- 298 с.
- Лотман Ю.М., Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения.- Ижевск, 1977.- 189 с.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Изд. МГУ, 1973.- 250 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд. МГУ-1975.-253 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. МГУ, 1979.-319 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., МГУ, 1982, — С. 132.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся.Вып.1−2. -М., 1978−1979.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.-176 с.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение,! 987.- 415 с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Вентана-Граф, 1997.240 с.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5−9 классы. М.- Дрофа, 1997.- 416 с.
- Мазилова А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие. Ярославль, 1988.-84 с.
- Максимов Л.Ю. О некоторых особенностях развития стихотворной лирической речи XIX—XX вв.. // Основные проблемы эволюции языка. Материалы всесоюзной конференции по общему языкознанию. ч.2. Самарканд, 1966.-С. 56−87.
- Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ-//Начальная школа.-1985. № 3.- С.61−64.
- Мали Л.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1985,-19 с.
- Малов В.В. Связочные средства сцепления самостоятельных предложений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. 1970.- 30 с.
- Маршак С.Я. О талантливом читателе // Собр. соч.: В 8 т. М., 1968 -1972-Т. 7.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Москальская О.И. Текст как лингвистическое понятие (обзорная статья) // Иностр. яз. в школе. 1978. — № 3.- С.9−17.
- Мурзин JI.H. Текст как интерпретация текста./Ютбор и организация текстового материала в системе профессионально ориентированного обучения.-Пермь, 1985.
- Мурзин Л.Н., Литвинова М. Н. Художественный текст: к проблеме специфики //Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте.-Пермь, 1988.-298 с.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.- 171 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М.: 1986.-146 с.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка: о соотношении естественных и искусственных языков.- М.: Наука, 1974.-272 с.
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка : Дис. на соискание. докт. пед. наук. -М., 1984.- 320 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).-Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.262 с.
- Нечаева О.А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения. // Русский язык в школе, — 1970 -№ 3.-С.37−41.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию речи для 5−7 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Новое в зарубежной лингвистике, М., 1978, Вып.8.
- Новиков JT.A. Искусство слова. М.: Политиздат, 1982.-128 с.
- Новиков JLA. Художественный текст и его анализ. -М.: Русский язык, 1988.-300 с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.- 263 с.
- Оморокова М.И. Обучение чтению младших школьников /Сов.педагогично. № 10.- С. 60−66.
- Оморокова М.И. Современное направление работы с художественным произведением /Начальная школа.-1973. -№ 8.~ С. 18−26.
- Оморокова М.И. Чтение и работа с текстом произведения (Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах: Пособие для учителя. /Под ред.М. П. Кашина.-М.: ПросвещениеД978.- С.82−88.
- Основы теории речевой деятельности.- Отв. Ред. А. А. Леонтьев М.: Наука, 1974.-368 с.
- Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. //Вопросы языкознания. -1995.- № 3. С. 104 — 117.
- Паустовский К.Г. Собр. соч. в 6 тт. Т.2-.М.Д957.-С.692
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. -М., 1930.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.- Л., 1932.
- Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. //Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. Статей из опыта работы. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1982.- С.102−120.
- Поспелов Н.С. Проблема ССЦ в современном русском языке. УЗ МГУ, Труды кафедры русского языка, вып. 137, кн.2.- 1948.- С.31−41.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика.- М.: Искусство, 1976.- 614 с.
- Программа «Введение в русскую словесность», 1 класс.// Нач. школа.-1995.- № 8.- С.9−26.
- Программа «Введение в русскую словесность» для четырехлетней начальной школы (2−4 кл.) // Нач. школа.- 1996- № 10.- С.9−26.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). -М., 1998.-624 с.
- Прозоров В.В. Художественный текст и читательское восприятие (К теории вопроса)// Филологические науки. 1987.- № 1 — С.11−17.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1983.- С. 136.
- Рамзаева Т.Г. Методические основы работы с учебником «Русский язык» во 2 классе. // Начальная школа. 1987.- № 9.-С. 30−37.
- Рамзаева Т.Г. Примерное планирование и общие методические замечания к работе по русскому языку в 3 классе. //Начальная школа 1988, № 7.-С.34−37.
- Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-м (1 3) и 4-м (1 — 4) классах начальной школы. — СПБ: ЭОС, 1994.
- Рамзаева Т.Г. Учебник «Русский язык» для 4 класса как средство организации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа 1989.-№ 8.-С. 18−22.
- Рамзаева Т.Г. Программа базового и углубленного обучения русскому языку во 2−4 классе/ / Начальная школа- 1990.- № 9.-С.17.
- Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе //Избранные труды. Под ред. Н. С. Рождественского.- М.: Издат. АПН РСФСР, 1961.-427 с.
- Речевое развитие младших школьников. //Сб. статей под ред. Н. С. Рождественского. -М.: Просвещение, 1970, — 222 с.
- Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. -М., 1960.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. -М.: Просвещение, 1976.-399 с.
- Ромашко Е.А. Эмпирические основания лингвистического изучения поэтического текста. // Структура и функционирование поэтического текста. -М&bdquo- 1985 .-С. 79−86.
- Рубинштейн С.Л. Речь. В кн.: Основы общей психологии, гл. 7. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Садовский В.Н. К вопросу о методических принципах исследования предметов, представляющих собой системы. В кн.: Проблемы методологии и логики науки.- Томск, № 41, 1962.- С. 73 — 80.
- Салтыкова JI.H. Работа над образом-персонажем на уроках чтения художественных произведений во 2 кл.// Нач. Школа.- 1968.- № 9.-С.40−43.
- Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие.- Москва-Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.-192 с.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико экспериментальное исследование.- М: Педагогика, 1980.-160 с.
- Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // Русский язык в школе.- 1997.- № 2.-С.8−14.
- Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление -Научн. доклады высшей школы //Филол.науки-1969 № 1- С. 84.
- Смирнов А.А. Психология запоминания.- М.- JI., 1948.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.-192 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика.- М.: Высшая школа, 1973.-214
- Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., 1993.
- Соловейчик М.С., Сергеева Н. Н. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М.: Academia, 1997.- 283 с.
- Сорокин Ю.А. Художественный текст как совокупность читательских оценок//Социология и психология чтения. Труды Г. Б.Л., т.15. -М, 1975.-С.66−77.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.-168 с.
- Талызина Н.Ф. Проблемы управления учебно-познавательным процессом. М.: МГУ, 1977.- 237 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.- Л., 1947.-298с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х тт.-М., 1985.- Т.1.-328 е., Т.2−360 с.
- Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.-420 с.
- Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Метрика. Пг., 1923.
- Томашевский Б.В. О стихе. Статьи. -Л., 1929.
- Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
- Тюхтин B.C. Системно-структурный подход и специфика филологического знания //Вопросы философии. -1968- № 11- С. 47 58.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11-ти т. М.-Л., 1948−1950.Т.7.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избран, педагогич. соч. в 2-х тт.-М., Учпедгиз,-1954, т.2.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973.-160 с.
- Федоренко Л.П. Принципы развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. -1978.- № З.-С. 47−52.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
- Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 1980.
- Фигуровский И. Я. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы.- М.: Учпедгиз, 1961.-171 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. -Л., 1984.-414 с.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1986.-157 с.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе- 1993- № 2.
- Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964.-120 с.
- Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на тему Гум-бальда М., ГАХН, 1927.
- Щеголева Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: Дис. канд. пед. наук.- Ленинград, 1984.-232 с.
- Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений // Русская речь. Вып.1. Л. 1923.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В. А. Звегинцев. История языкознания XIX- XX веков в очерках и извлечениях.- М., 1965. 4.2.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974.-428 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников.-М., 1974.
- Энциклопедия «Русский язык» -М., 1979. -423 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.-86 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание,— М.:3нание, 1976.-64 с.
- Якобсон П.М. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности // Язык и бессознательное. -М., 1996.
- Danes F. Zum Statis der Fentbene a Studia Grammatisa.-XYIII. Berlin. 1977.
- Buck Ch. After structure of hermeneutic and the problem of tradition// New Lit. histori.- Charlottesville, 1978.-Vol. 10 № 1.-P. 31−49.