Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы… Читать ещё >

Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, сущность и причины конфликтов

Конфликт имеет много определений:

  • — под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.
  • — конфликт — столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).

И новая стратегия конфликтного поведения: интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.

В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т. д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом.

В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать:

«специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям».

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

ь Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач: адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались;

ь определяет источник разногласия и позволяет устранить его;

ь выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее;

ь сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства;

ь помогает убрать внутреннюю напряженность;

ь помогает найти подходящие средства влияния на другого;

ь позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

От разных подходов разные способы решения конфликтов:

ь субъекты конфликта — индивиды, группы индивидов;

ь индивидуальный конфликт — целевой, статусный;

ь групповой конфликт — многоярусный, т.к. много взаимоотношений;

ь источник конфликта — ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности.

ь зона конфликта — область реализации конфликта;

ь повод конфликта — чаще провокации Раздоры — расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами — противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Конъюнктура конфликта — (характеристика конфликта) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество — игра конъюнктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика — фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция — соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба — «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.

При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис. Стрессовая ситуация — переживание растерянностинезнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, — то столкновение с другим действием — безусловно стрессогенно. Фрустрация — атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности. Так рассматривают эти явления Д. Крейч и Н. Ливсон: «…Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений запретов, налагаемых обществом… По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним». Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту. Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Кризис — означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.

Виды конфликтов.

  • 1. Открытые — четко понимаем, что что-то не так.
  • 2. Скрытый — еще не знаем, что конфликт
  • 3. Мотивационный — конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)
  • 4. Коммуникационный — барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина — жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.
  • 5. Целевой конфликт — за цель
  • 6. Статусный — за приоритет, кто главный, конфликт выбора.

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

ь Половой. Т. е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола.

ь Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?». Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом.

ь Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет.

Вопрос о психологических детерминантах возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение». Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т. е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

  • — потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;
  • — физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;
  • — появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва — родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;
  • — родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;
  • — главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через «ты должен «. В то же время подросток видит, что у взрослого кроме «должен» есть особые «хочу», «могу» и «можно». Вначале это — взаимодействие с матерью, потом — в семье; потом — в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.

Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям — «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой