Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зачетная единица как мера трудоемкости освоения образовательных программ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и порядок применения которых определяется документом, для названия которого — European Credit Transfer and Accumulating System (ECTS) — на русском языке предпочтительным считается вариант «Европейская система перевода и накопления кредитов». Разработка ECTS… Читать ещё >

Зачетная единица как мера трудоемкости освоения образовательных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обязательное использование зачетных единиц как меры трудоемкости освоения образовательных программ в российских высших учебных заведениях было установлено ФГОС-3, массовое внедрение которых началось 2009 г. Переход к выражению трудоемкости обучения в зачетных единицах в российских вузах осуществлялся в рамках согласованной программы действий стран — участниц Болонского процесса по созданию Европейского пространства высшего образования. Позднее к использованию зачетных единиц подключились и образовательные учреждения СПО. В 2011 г. несколько десятков техникумов и колледжей приняли участие в конкурсе на право участвовать в эксперименте по реализации программ прикладного бакалавриата. На конкурс было необходимо представить образовательные программы колледжа в зачетных единицах. Позднее зачетные единицы в своих программах начали использовать образовательные организации СПО, разрабатывавшие программы, сопряженные с образовательными программами вузов-партнеров.

Введение

обязательного использования зачетных единиц в техникумах и колледжах связывается с введением в практику нового поколения ФГОС СПО.

Зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения образовательной программы с учетом всех ее составляющих: лекций, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельной работы, подготовки курсовых проектов, сдачи экзаменов, практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. В европейских образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Впервые кредиты были введены в университетах США в рамках процесса либерализации университетского образования и повсеместного перехода к индивидуальным учебным планам и расписаниям учебных занятий. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса.

Россия, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и порядок применения которых определяется документом, для названия которого — European Credit Transfer and Accumulating System (ECTS) — на русском языке предпочтительным считается вариант «Европейская система перевода и накопления кредитов». Разработка ECTS была начата в 1989 г. в рамках программы развития студенческой мобильности как инструмента обеспечения признания периодов обучения студентов за границей путем перевода кредитов. Термин «перевод кредитов» отражает практику перезачета направляющим учебным заведением выраженной в кредитах трудоемкости освоенных студентом в другом образовательном учреждении модулей/учебных дисциплин. ECTS не гарантирует автоматического перезачета кредитов. Конкретные условия перезачета кредитов между двумя образовательными учреждениями согласно ECTS определяются Учебным соглашением — документом, подписываемым направляющей и принимающей сторонами и студентом. В учебном соглашении перечисляются модули, для освоения которых студент направляется в другое образовательное учреждение, и указывается согласованная трудоемкость каждого модуля в кредитах.

Размерность зачетной единицы в российском образовании установлена, исходя из базовых соотношений ECTS: 60 зачетных единиц[1] соответствуют объему учебной работы студента дневной формы обучения в течение одного учебного года; средняя продолжительность учебного года составляет 40 учебных недель; трудоемкость одной учебной недели составляет 1,5 зач. ед.

Приведенные соотношения позволяют выразить в зачетных единицах трудоемкость освоения некоторых типов профессиональных образовательных программ в зависимости от нормативных сроков обучения (табл. 1.17).

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе no конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом… Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Таблица 1.17

Трудоемкость освоения некоторых типов профессиональных образовательных программ.

Тип образовательной программы.

Нормативный срок обучения.

Трудоемкость освоения образовательной программы, зач. ед.

Программа подготовки бакалавра.

4 года.

Программа подготовки магистра.

2 года.

Программа подготовки специалиста.

5 лет.

Программа подготовки по специальности СПО.

2 года 10 месяцев.

Программа подготовки по специальности СПО.

3 года 10 месяцев.

Программа подготовки квалифицированного рабочего, служащего.

  • 1 год
  • 10 месяцев

Дополнительная профессиональная программа.

16 учебных недель.

Значение трудоемкости освоения образовательной программы складывается из трудоемкости составляющих программу элементов. Применительно к профессиональным программам СПО составляющими ее элементами являются: УД, ПМ, МДК, различные виды практик, промежуточные и итоговая аттестации и др. Трудоемкость элементов действующих программ СПО задается в академических часах. Приступая к формированию новой программы в зачетных единицах представляется полезным на начальном этапе пересчитать показатели трудоемкости действующей программы-аналога из академических часов в зачетные единицы. Это можно сделать, используя долевой методСуть долевого метода перехода в учебном плане от академических часов к зачетным единицам поясним следующим примером.[2]

  • 1. В качестве исходного для выполнения расчетов возьмем действующий учебный план подготовки по одной из специальностей СПО с нормативным сроком обучения 3 года и 10 месяцев. Обучение по программе, включая финальные каникулы, длится четыре учебных года, что позволяет трудоемкость освоения образовательной программы принять равной 240 зач. сд.
  • 2. По действующему учебному плану определяем суммарную трудоемкость освоения всех элементов учебной программы в академических часах. Допустим, она составляет 8116 академических часов[3].
  • 3. Рассчитываем часовой эквивалент одной зачетной единицы. Для этого показатель суммарной трудоемкости образовательной программы в академических часах (8116 ак. ч) делим на показатель трудоемкости образовательной программы в зачетных единицах (240 зач. ед.). Получаем значение 33,8 ак. ч / зач. ед.
  • 4. Распределяем значение суммарной трудоемкости освоения образовательной программы в 240 зач. ед. между элементами программы пропорционально выраженной в академических часах трудоемкости каждого элемента программы. Для этого трудоемкость каждого элемента программы в академических часах делим на часовой эквивалент зачетной единицы (33,8 ак. ч / зач. ед.). Полученные дробные значения округляем до целых при условии, что сумма зачетных единиц, но всем элементам учебного плана остается равной 240 зач. сд. Соответствующие расчеты для нескольких условных элементов образовательной программы приведены в табл. 1.18.

Выполненные долевым методом расчеты позволяют сформировать аналог действующей ОПОП образовательного учреждения в зачетных единицах. Поскольку часовое наполнение программы при этом не изменяется, то от образовательной организации не потребуется перерабатывать рабочие программы, в которых показатели трудоемкости указываются в академических часах.

В процессе пересчета могут возникнуть некоторые трудности. Программы СПО часто содержат достаточно мелкие модули, трудоемкостью, например, 14—18 ак. ч. Министерство образования и науки РФ рекомендует высшим учебным заведениям для указания трудоемкости элементов образовательных программ в зачетных единицах использовать только целые числа. При подготовке аналогов действующих образовательных программ СПО в зачетных единицах в указанных случаях вполне допустимо использовать дробные значения трудоемкости с точностью до 0,5 зач. ед.

Таблица 1.18

Пересчет значений трудоемкости отдельных элементов программы в зачетные единицы.

Индекс.

Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов.

Трудоемкость.

Расчетные формулы.

ак. ч.

зач. ед.

ОД.ОО.

Общеобразовательные дисциплины.

2106:33,8 = 62,3.

ОДБ.01.

Иностранный язык.

175: 33,8 = 5,1.

ОГСЭ.ОО.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

742:33,8 = 21,9.

ОГСЭ.01.

Основы философии.

59: 33,8 = 1,75.

П. 00.

Орофессиональны й цикл.

оп.оо.

Общепрофессиональные дисциплины.

858: 33,8 = 25,4.

ОПД.01.

Инженерная графика.

155:33,8 = 4,9.

ПМ.00.

Профессиональные модули.

ПМ.02.

Техническое исполнение художественно-технических проектов.

734:33,8 = 21,7.

(Практика по профилю специальности).

(294).

(8).

МДК.02.01.

Системы электроснабжения, источники света и театральные световые приборы.

422: 33,8 = 12,48.

ИТОГО:

Формирование новых профессиональных образовательных программ в зачетных единицах обычно связано с переходом на следующее поколение ФГОС СПО. Переход на новые ФГОС предполагает достаточно серьезную переработку действующих основных и рабочих образовательных программ. Тем не менее, разработчикам новой программы на начальном этапе также полезно подготовить аналог действующей программы в зачетных единицах. Это позволит в максимальной степени сохранить преемственность между действующей и вновь вводимой образовательными программами, облегчит разработчикам назначение показателей трудоемкости элементам вновь разрабатываемой программы. Например, если в новой программе предполагается сохранить дисциплину «Инженерная графика» без серьезного изменения ее содержания, то на начальном этапе ее трудоемкость может быть определена, как и в действующей программе, в 5 зач. ед. (см. табл. 1.18). Если в новой программе предполагается сохранить распределение трудоемкости между профессиональными модулями, то суммарная трудоемкость профессионального модуля ПМ2 может остаться равной 22 зач. ед.

В процессе разработки образовательной программы в соответствии с новым ФГОС необходимо внимательно отследить выполнение в программе всех требований ФГОС к содержанию подготовки, соотношению времени аудиторной и самостоятельной работы, распределению трудоемкости программы между обязательной и вариативной частями и т. д.

В ФГОС новых поколений предполагается отказаться от указания трудоемкости составляющих образовательную программу учебных дисциплин/модулей. Это позволит критически оценить заданное в действующих программах распределение содержания и трудоемкости между составляющими программу элементами. При формировании новых образовательных программ образовательного учреждения можно объединить элементы трудоемкостью менее 1 зач. ед. в более крупные, при необходимости уточнить названия элементов, унифицировать размерности показателей трудоемкости элементов программ. Рекомендуется выбрать для элементов новой программы единое значение типовой размерности трудоемкости, равное, например, 3 зач. ед., и по возможности назначать всем элементам программ трудоемкость, равную 3 зач. ед. или кратным значениям в б или 9 зач. ед. Унификация размерности трудоемкости элементов программ позволит существенно облегчить решение многих вопросов, связанных с организацией образовательного процесса: с календарным планированием, расчетами учебной нагрузки студентов и преподавателей и т. д. Это не исключает возможности сохранения в программе отдельных элементов трудоемкостью в 1 или 2 зач. ед.

Выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы — УД, выпускной работы, учебной практики и т. д. — указывает на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости освоения образовательной программы. Например, элемент трудоемкость в 6 зач. ед. программы суммарной трудоемкостью 120 зач. ед. составляет 1/20 часть программы или 5%.

Накопленное студентом за определенное время обучения количество зачетных единиц определяет степень освоения образовательной программы. Например, набранные 80 зач. ед. из требуемых 180 для получения диплома специалиста среднего звена означает, что программа освоена студентом на 45% (80: 180 • 100% = 45%).

Подчеркнем, что ECTS предусматривает не только накопление, но и перенос (перевод) зачетных единиц. Накопление и перенос зачетных единиц является важным поддерживающим механизмом концепции Long-Life Learning, в рамках которой образование, особенно профессиональное образование, рассматривается как непрерывный процесс в течение всей жизни. Гражданин, обучаясь в образовательном учреждении, постепенно осваивает модули профессиональной образовательной программы и при накоплении предусмотренного программой количества зачетных единиц может претендовать на присвоение профессиональной квалификации. Квалификация присваивается образовательным учреждением, либо специальным центром сертификации квалификаций, отраслевым или региональным. В последующем гражданин может поступить в образовательное учреждение более высокого уровня для получения более высокой квалификации. При этом часть освоенных ранее учебных модулей может быть перезачтена образовательным учреждением (вертикальный перенос). Процесс перезачета ранее накопленных зачетных единиц и является сутью понятия «перенос, или перевод, зачетных единиц». Накопленные ранее зачетные единицы могут переноситься при переходе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое (горизонтальный перенос), при переходе на другие образовательные программы, готовящие к получению иной квалификации. Могут быть перенесены зачетные единицы за модули, освоенные в процессе обучения на курсах ДПО, освоенные самостоятельно в рамках неформального и информального образования. Накопление и перенос зачетных единиц, как правило, выполняется по результатам аттестации, в процессе которой гражданин обязан нодтвердить наличие знаний и навыков, а также сформированность компетенций в соответствии с требованиями к результатам освоения переносимых учебных модулей.

  • [1] Далее при числовых значениях в рамках учебника используется сокращение — зач. сд.
  • [2] Сазонов Б. Л. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: метод, пособие. М.: Изд-во МГТУ им. II. Э. Баумана, 2007.
  • [3] 2 Далее при числовых значениях в рамках учебника используется сокращение — ак. ч.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой