Организационно-педагогические условия сплочения студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза
![Диссертация: Организационно-педагогические условия сплочения студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза](https://westud.ru/work/2511769/cover.png)
Диссертация
В исследовании выявлен механизм процесса сплочения студенческой группы вуза, который функционирует в логической триаде: «взаимо-, со-, само-«. «Взаимо-действие» — педагогическая организация взаимодействия обучаемых с куратором и между собой по поводу процесса и перспектив выбора ими ситуаций учения и общения. «Со-действие» — стимулирование и консультирующая коррекция межличностных контактов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основания пробле- ^ мы сплочения студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза
- 1. 1. Историко-педагогические основы проблемы сплочения студенческой группы
- 1. 2. Теоретико-философские аспекты проблемы взаимоотношений коллектива и личности
- 1. 3. Методологические подходы к сплочению студенческой группы в условиях вуза
- Выводы по первой главе. 93 ««
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по сплочению студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза
- 2. 1. Методика педагогической поддержки процесса сплочения студенческой группы вуза
- 2. 2. Педагогические технологии сплочения студенческой группы вуза
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по сплочению студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова. Н. Т. Целостность и управление Текст. / Н. Т. Абрамова. -М.: 1974.- 112 с.
- Агеев, В. С., Толмасова, А. К. Теория социальной идентичности и её эмпирические верификации Текст. / В. С. Агеев, А. К. Толмасова // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.-С. 624−638.
- Азаров, Ю. Студент:. возможности личного роста Текст. / Ю. Азаров// Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
- Акатова, В. В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства Текст. / В. В: Акатова // Специалист. — 2001. № 8. — 124 с.
- Акишин, В. М. Психолого-педагогические условия сплочения воинского коллектива: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / В. М. Акишин. -Махачкала, 2000. 177 с.
- Аксенов, С. Ф. Психологические особенности развития сплоченности воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил: Дис:. канд: психол. наук: 19.00.13, 19.00.05 Текст. / С. Ф. Аксенов: М-, 2001.- 183 с.
- Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Курс лекций.
- Текст. / И. В. Алешина. М.: Феникс, 2002. — 235 с.
- Амонашвили, Ш. А. Актуальные проблемы воспитания и здоровья в системе дополнительного образования Текст. / Ш. А. Амонашвили // Сборник материалов, Вып.1. Ставрополь, 2004. — С. 42−45.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев -Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
- Ананьев, Б. Т. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Т. Ананьев. М.: Эксмо, 1977. — 163 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Феникс 1994.-219 с.
- Андрющенко, Н. Г. Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Текст. / Н. Г. Андрющенко. Ставрополь, 2005. — 156 с.
- Анисимов, О. С. Дискуссия о концепции реформирования образования РФ Текст. / О. С. Анисимов // Инновации в образовании. 2003. — № З.-С. 23−26.
- Антипина, Ф. Н. Проблемы малой группы в эмпирической философии США Текст. / Ф. Н. Антипина // Философские науки. 1965. — .№ 4. — С. 53−55.
- Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие Текст. / Л. М. Архангельский. -М.: Экспо, 2005. 154 с.
- Асмолов, А. Г., Ягодин, Г. Я. От диагностики отбора к диагностике развития Текст. / А. Г. Асмолов, Г. Я. Ягодин // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996. — С. 16−19.
- Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании Текст. / И. А. Баева. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 271 с.
- Баева, И. А. Тренинги психологической безопасности в школе Текст. / И. А. Баева СПб.: Речь, 2002. — 251 с.
- Бакшеева, Э. П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе : Дне.. канд. пед. наук: 13.00.08 Текст. / Э. П. Бакшеева. -Сургут, 2002. 246 с.
- Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентно-етный подход Текст. / А. В. Баранников. М.: ГВШЭ, 2002. — 51 с.
- Баранова, Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности Текст. / Т. С. Баранова // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «Бахрам-М», 2003. — С. 602−612.
- Барг, М. А. Эпохи и идеи Текст. / М. А. Барг. М.: Мысль, 1987. -С. 203−206.
- Беляев, Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения Текст. / Б. В. Беляева // Психология. 1929. — Т. 2.-Вып. 2.-С. 179−214.
- Бережнова, Е. В. Педагогические исследования: социально-гуманитарный аспект Текст. / Е. В. Бережнова // Педагогика. 2005. — № 6. -С. 34−37.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Мысль, 1989. — 190 с.
- Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400 с.
- Бибарцева, Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы Текст. / Т. С. Бибарцева. СПб.: Союз, 1999. — 163 с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения Текст. / Б. М. Бим-Бад. -М.: РОУ, 1993. 137 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века Текст. / Б. М. Бим-Бад. М.: Наука, 1998. — 231 с.
- Бим-Бад, Б. М., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1.-С. 3−8.
- Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бойко, О. Д. Воспитание через внеаудиторную деятельность Текст. / О. Д. Бойко // Специалист. -2001*. № 1. — С. 23−25.
- Большаков, В. Ю. Эволюционная теория поведения Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — 496 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991.-Т. 2.-402 с.
- Бондаревская, Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−52.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Р./на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.
- Бородкин, Ф. М., Коряк, Н. М. Внимание Конфликт Текст. / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. Новосибирск: Наука, 1989. — 218 с.
- Брендель, С., Шпиклис, Ю. Психологический тренинг коллектива Текст. / С. Брендель, Ю. Шпиклис. М.: Знание, 2005. — 215 с.
- Брэдфорд, Д. Вызов командной работы Текст. / Д. Брэдфорд // Курс MB, А по менеджменту / Под ред. А. Коэна. М.: Мысль, 2004. — 170 с.
- БСЭ. В 30-ти т. М.: Сов. Энциклопедия, 1970−1978. — Т. 25. — 473с.
- Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений Текст. / Э. В. Вершковский. Л.: Речь, 1977. — 128 с.
- Виленский, М. Я., Мещерякова, Е. В. Образовательное пространство как педагогическая категория Текст. / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. — 2002. № 2. — С. 8−14.
- Волов, В. Т. Особенности современного обучения в ВУЗах РФ Текст. / В. Т. Волов // Социологические исследования в России. 2002. — № 5.-С. 43−47.
- Воронов, В. В. Основы технологии воспитания: конспект пособие для учащихся и учителей Текст. / В. В. Воронов. — М.: Эксмо, 1999. — 173 с.
- Воспитательная работа со студентами во внеучебное время. Л.: Союз, 1971.- 107 с.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-мет. Пособие Текст. Псков: ПГПИ, 1994. — 137 с.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней Текст. -М., 2002. 384.
- Выготский, Л. С. Воспитание и развитие личности учащегося в условиях современного вуза Текст. / Л. С. Выготский // Тезисы докладов. Собр. соч.: В 6 т. Сообщения Всероссийской науч.-прак. конф. М., 2000. -С. 165−170.
- Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы Текст. / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление. М.: МГПУ, 1989. — С. 221 237.
- Газман, О. С. Гуманизм и свобода Текст. / О. С. Газман И Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990. — С. 45−49.
- Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. М., 1995. — № 2. — С. 16−45.
- Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. — С. 10−37.
- Газман, О. С. Самоопределение Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — С. 79−82.
- Генов, Ф. Психология управления Текст. / Ф. Генов. Киев: София, 2004. — 165 с.
- Гласс, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Глас, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — С. 295 297.
- Глоточкин, А. Д., Журавлев, А. Л., Кольцова, В. А. Жизнь и научное творчество К. К. Платонова (к 100-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2006. — Т. 27. — № 3. — С. 117−126.
- Глоточкин, А. Д., Журавлев, А. Л., Кольцова, В. А. Жизнь и научное творчество К. К. Платонова (к 100-летию со дня рождения) Текст. / А. Д. Глоточкин, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова // Психологический журнал. -2006. Т. 27. — № 3. — С. 117−126.
- Границкая, А. С. Научить думать и действовать Текст. / А. С. Гра-ницкая. -М.: Мысль, 1991. 163 с.
- Грановская, Р. М., Никольская, И. М, Защита личности: психологические механизмы Текст. / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Знание, 1999.-352 с.
- Гребенников, И. В. Воспитательный климат семьи Текст. / И. В. Гребенников. М.: Знание, 1976. — 282 с.
- Григорьев, Н. Ф. Университет в системе непрерывного образования в регионе Текст. / Н. Ф. Григорьев. Чебоксары: ЧТУ 2001. — 232 с.
- Данилов, М. А., Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований Текст. / М. А. Данилов. М.: Наука, 1972. -273 с.
- Деев, Л. Психология малых групп Текст. / Л. Деев. М.: Мысль, 1979. — 146 с.
- Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках. Метафизические размышления. Начала философии Текст. / Р. Декарт. М.: Вежа, 1998. — 247 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. Текст. / А .А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
- Диминский, Г. Г., Социально-политическая психология Текст. / Г. Г. Диминский. Киев: Основи, 2002. — 120 с.
- Донцов, А. И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности Текст. / А. И. Донцов // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 45−49.
- Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Мысль, 1979.-251 с.
- Донцов, А. И. Психология коллектива Текст. / А. И. Донцов. М.: Просвещение, 1984. — 219 с.
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 193 с.
- Ерхова, М. В. Помогающее поведение учителя как средство педагогической поддержки : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / М. В. Ерхова. Ульяновск, 2002. — 237 с.
- Жаренкова, А. А. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза : Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / А. А. Жаренкова. М., 2005. — 185 с.
- Загвязинский, В. И., Ахтанов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Ахтанов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Залужный, А. С. Учение о коллективе Текст. / А. С. Залужный. -М.-Л., 1930.- 129 с.
- Зарубина, А. И. Формирование сплоченности педагогического коллектива в образовательно-развивающей среде : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / А. И. Зарубина. Вологда, 2004. — 165 с.
- Зимняя, И. А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия Текст. / И. А. Зимняя // Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. — С. 52−55.
- Зотова, И. Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / И. Н. Зотова. Ставрополь, 2006. — 180 с.
- Ибрагимова, Е. В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. /Е. В. Ибрагимова. Оренбург, 2007. — 185 с.
- Иванов, В. П. Воспитывать коллективистов Текст. / В. П. Иванов -M.: Педагогика, 1982. 80 с.
- Каким должен бать лидер в современной академической группе? Текст. // Высшая школа. 2007. — № 3. — С. 54−61.
- Камов, Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар) Текст. / Б. К. Камов. М.: Просвещение, 1971. — 129 с.
- Кевля, Ф. И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Текст. / Ф. И. Кевля. Вологда, 2002. — 339 с.
- Кодатенко, О. М. Педагогическая поддержка социализации личности : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / О. М. Кодатенко. Саратов, 1998.-226 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии Текст. / И. А. Колесникова. СПб.: Союз, 2001. — 271 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 1982. — 293 с.
- Коновалов, А., Коновалова, О. Коллектив как средство социализации подростка Текст. / А. Коновалов, О. Коновалова // Народное образование. 2003. — № 4. — С. 38−40.
- Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие Текст. / Г. Б. Корнетов. М.: Просвещение, 2001. -218 с.
- Костерина, И. В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка: педагогическая поддержка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / И. В. Костерина. Хабаровск, 2006. — 227 с.
- Краевский, В. В. Методология научного исследования: Пособ. для ст-ов и асп-ов гуманитар, ун-тов. СПб.: СПб. ГУП, 2001. — 281 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во Самар. ГПИ, 1994. — 231 с.
- Кратохвилл, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского Текст. / М. В. Кратохвилл. М.: Педагогика, 1991. — 294 с.
- Кричевский, Р. Л. Психология малых групп: Теоретический и прикладной аспект Текст. / Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. М.: Изд-во МТУ, 1991.-206 с.
- Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии Текст. / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000. — С. 215−219.
- Крупская, Н. К. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. М.: Прогресс, 1981. — 396 с.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Текст. / Н. К. Крупская / Под ред. А. М. Арсеньева и*др. Т. 6. М.: Педагогика, 1980. -511 с.
- Крылова, Н. Б., Александрова, Е. А. Очерки понимающей педагогики Текст. / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Народное образование, 2003.-448 с.
- Крысько, В. Словарь-справочник по социальной психологии. -СПб.: Питер, 2003.-348 с.
- Крэйн, У. Гуманистическая психология и теория развития Текст. / У. Крэйн // Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — С. 471−485.
- Куликов, В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы Текст. / В. Б. Куликов. Свердловск: Свердловск обл. гос. издат, 1998.-241 с.
- Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / В. В. Кулишов. Краснодар, 2000. — 175 с.
- Лазарева, Л. П. Теория и практика педагогической поддержки саморазвития жизнеустойчивости студентов технического вуза : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Текст. / Л П. Лазарева. Хабаровск, 2000. — 287 с.
- Левин, К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин // Динамическая психология: Избранные труды. М.: Наука, 2001. — 335 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 217 с.
- Лидерство в студенческой среде сегодня Текст. // Персонал. -2007.-№ 7.-С. 65−70.
- Лосев, А. Ф. История античной философии Текст. / А. Ф. Лосев.- М: Мысль, 1989. С. 11−13.
- Лузина, Л. Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход Текст. / Л. Н. Лузина. Псков: ПГПИ, 2000. -194 с.
- Луначарский, А. В. О народном образовании Текст. / А. В. Луначарский. М., 1958. — 445 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1997. — 684 с.
- Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании Текст. / А. Н. Майоров. СПб.: Изд-во «Образование — культура», 1998. — 344 с.
- Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности Текст. / A.C. Макаренко / Сост. и автор вступ. ст. В. В. Кумарин. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006. 261 с.
- Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7 т. Текст. / А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1950−1952. — Т. 4. — 532 с.
- Макаренко, А. С. Пед. соч.: В 8 т. Текст. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1983. — 381 с.
- Макаренко, А. С. Соч. в 7 т. Текст. / А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1950−1952. — Т. 5. — 510 с.
- Макаренко, А. С. Соч. в 7 т. Текст. / А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1950−1952.-Т. 2.-496 с.
- Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / Ю. В. Макаров. СПб., 1998. — 180 с.
- Макшанов, С. И. Психология тренинга Текст. / С. И. Макшанов. -СПб.: Речь, 1997.-217 с.
- Макшанов, С. И., Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч. 1. Текст. / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. СПб.: Ювента, 1993.-256 с.
- Малинин, Г. А., Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система С. Т Шацкого Текст. / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Прометей, 1993. — -173 с.
- Марасанов, Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге Текст. / Г. И. Марасанов. Киров: КГУ, 1995.- 152 с.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. / Г. И. Марасанов. М.: Изд-во «Совершенство», 1988. — 193 с.
- Марисова, JI. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности / От ред. Б. И. Королев Текст. / JI. И. Марисова. Киев: Киев, 1985.- 113 с.
- Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории Текст. / Б. В. Марков. СПб: Союз, 1997. — 294 с.
- Марковский, И. А. Развитие сплоченности летных экипажей военно-транспортной авиации : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / И. А. Марковский. М., 1999. — 227 с.
- Мачкарина, О. Е. Система педагогической поддержки процесса самопреодоления у старшеклассников : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / О. Е. Мачкарина. Хабаровск, 2004. — 245 с.
- Мейдус, JI. JI. Формирование согласованного взаимодействия как условия функционирования сплоченного коллектива студентов. Вильнюс: Б.И., 1987.- 184 с.
- Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг Текст. / Под. Ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 256 с.
- Митин, С. Н. Педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие Ч. 1 Текст. / С. Н. Митин. Ульяновск: УГУ, 1998. — 55 с.
- Митин, С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход Текст. / С. Н. Митин. М.-Ульяновск, 2002. — 246 с.
- Михайлова, H. H., Юсфин, С. M. Педагогика поддержки. Учеб.-метод. пособие Текст. / H. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001.- 206 с.
- Михайлова, H. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие Текст. / H. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. -М.: МИРОС, 2001.- 184 с.
- Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику Текст. / А. В. Мудрик. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Немов, Р. С., Шестаков, А. Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности Текст. / Р. С. Немов, А. Г. Шестаков // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 42−44.
- Никитина, Е. Л. Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / Е. Д. Никитина. Киров, 2005. — 192 с.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. -241 с.
- Новиков, В. Прибавка к премии. Праздники для сотрудников стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры Текст. / В. Новиков // Эксперт. Северо-Запад. 2001. — № 11. — С. 28−32.
- Новичкова, Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии Текст. / Г. А. Новичкова. М.: Наука, 2001. — 283 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. — М., 1963.-846 с.
- Певзнер, В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / В. М. Великий Новгород, 2005. — 184 с.
- Педагогика здоровья Текст. М.: Наука, 1992. — 228 с.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. Пособие / Науч. ред Н. Б. Крылова Текст. М.: Академия, 2006. — 284 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. М.: Просвевщение, 1994. — 217 с.
- Петровский, А. В. Личность, деятельность, коллектив Текст. / А.
- B. Петровский. М.: Политиздат, 1981. — 281 с.
- Петровский, А. В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — № 5.-С. 49−53.
- Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. Р./на-Дону: Феникс. 1996. — С. 230−268.
- Петровский, В. А. Развитие личности //В. А. Петровский. — М.: Наука, 1980.-283 с.
- Платонов, К. К. О системе психологии Текст. / [Текст] / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов, К. К. О системе психологии Текст. / К. К. Платонов. -М.: Мысль, 1972.-216 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс Текст. / И. П. Подла-сый. М.: ВЛАДОС — 1999. — 573 с.
- Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения Текст. /
- C. Д. Поляков. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
- Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики Текст. / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Практическая психология образования: Учеб. для ст-ов выс. и сред спец. учеб. заведений Текст. // Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1997.-283 с.
- Пригожин, И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−57.
- Прутченков, А. С. Школа жизни: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологического тренинга Текст. / А. С. Прутченков. М.: Росс. пед. агент-во, 2000. — 192 с.
- Психология воспитания Текст. / Под ред. В. А. Петровского. -М.: Аспект Пресс, 1995. 152 с.
- Психология социальных ситуаций Текст. / Сост. Н. В. Гришина. СПб: Питер, 2001. — 416 с.
- Психология. Словарь Текст. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Робер, М. А., Тимман, М. С. Психология индивида и группы Текст. / М. А. Робер, М. С. Тимман. М.: Просвещение, 1998. — 174 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — 293 с.
- Роджерс, К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? Текст. / К. Роджерс // Хрестоматия по гуманистической психологии: Пер. с англ. / Сост. М. Папуш. М.: Просвещение, 1995. — С. 142−149.
- Ромек, В. Г. Тесты уверенности в себе Текст. / В. Г. Ромек // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. -Р./на-Дону: Феникс, 1998. С. 87−108.
- Ромек, В. Г. Тренинг поведения: теория и практика Текст. / В. Г. Ромек. Р/на-Дону: Южно-Росс. гуманитар, ин-т, 1999. — 81 с.
- Ромек, В. Г. Тренинг уверенности" в межличностных отношениях Текст. / В. I/. Ромек. СПб.: Речь, 2003. — 175 с.171С Российская-педагогическая энциклопедия: В* 2'' -т. {Тёкст.Ь--М.: • Энциклопедия, 1993. Т. 1. — 550 с. •
- Рубинштейн, С. Л: Проблемы общей психологии Текст., / С. Л. Рубинштейн. М-: Педагогика, 1973. — 271 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие Текст. •/ Г. К. Селевко. — М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
- Синягина, И. Ю., Чирковская, Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности Текст. / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская / Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М: ВЛА-ДОС, 2001. — 284 с.
- Славина, И. А- Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Текст. / И. А. Славина. Волгоград, 2005. — 166 с.
- Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 3−17.
- Современная психология в капиталистических странах Текст. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 406 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов
- Текст. / Под ред. А. В. Петровского: М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
- Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ, Сфера, 2002. — 268 с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии Текст. / Л., Д. Столяренко. Р/на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 г. — 282 с.
- Студенческая группа Текст. М.: Мол. Гвардия, 2002. — 190 с.
- Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором Текст. / В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т. 3. М.: Педагогика, 1981. — С. 7−181.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянськя школа, 1969. — 248 с.
- Сухомлинский? В. А. О воспитании совести Текст. / В. А. Сухомлинский // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 49−51.
- Сысоев, Ю. В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 Текст. / Ю. В. Сысоев. М., 2001. — 526 с.
- Терсакова, А. А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / А. А. Терсакова. Ставрополь, 2002. — 250 с
- Турбовской, Я. С. Мир образования и его философия Текст. / Я. С. Турбовской // Известия Российской академии образования. 2005. — № 2. -С. 156−163.
- Угрюмова, Т. Г. Педагогическая поддержка саморазвития личности студента колледжа : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / Т. Г. Угрюмова. Улан-Удэ, 2006. — 191 с.
- Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников Текст. / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. -271 с.
- Ухъянкин, С. П. Пионеры-тимуровцы Текст. / СП. Ухъянкин.1. М., 1961.- 126 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные труды Текст. / К. Д. Ушинский. -М.: Дрофа, 2005.-324 с.
- Фарсон, Р. Иной способ мышления Текст. / Р. Фарсон // Менеджмент абсурда: Парадоксы лидерства. Киев: София, 2002. — С. 240−245.
- Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса Текст. / JI. Фес-тингер / пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешевой. М.: Изд-во Речь, 2000. -317 с.
- Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
- Философия: Учебник Текст. / Под ред. О. А. Митрошенкова. -М.: ВЛАДОС, 2004. 284 с.
- Фромм, Э. Искусство любить Текст. / Э. Фромм. СПб.: Изд-во «Азбука», 2001.-271 с.
- Фурин, С. А., Симонова, Л. С. Юным тимуровцам Текст. / С. А. Фурин, Л. С. Симонова. М.: Просвещение, 1975. — 183 с.
- Ходак, Е. Праздник как инструмент внутреннего PR Текст. / Е. Ходак // PR News. 2000. — № 2. — С. 25−30.
- Шапиро, С. И Социально психологические вопросы общественной активности школьников и студентов Текст. / С. И. Шапиро. Курск.: КГПИ, 1971.-281 с.
- Шварцман, К. А. Философия воспитания. Критический анализ немарксистских концепций Текст. / К. А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989.-208 с.
- Шварцман, К. А., Коновалова, Л. В., Крутова, О. Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме Текст. / К. А. Шварцман, Л. В. Коновалова, О. Н. Крутова. -М.: Луч, 1993. 300 с.
- Шемилина, Е. М. Педагогическая поддержка процесса самопреодоления у студентов колледжа : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / Е. М. Шемилина. Благовещенск, 2006. — 168 с.
- Шинкорук, М. В. Педагогическая поддержка развития теоретико-педагогического мышления будущего учителя : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / М. В. Шинкорук. К/на-Амуре, 2003. — 198 с.
- Шорохова, Е. В. Методологические проблемы социальной психологии Текст. / Е. В. Шорохова. М.: Институт психологии (Академия наук СССР), 1975.-294 с.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) Текст. / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1993.-С. 16−200.
- Щербанева, Н. Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / Н. Г. Щербанева. -Армавир, 2003. 256 с.
- Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Просвещение, 1997. — 271 с.
- Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 2000. — 256 с.
- Щуркова, Н. Е., Питюков, В. Ю., Савченко, А. П., Осипова, Е. А. Новые технологии воспитательного процесса Текст. / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко. М.: Просвещение, 1993. — 391 с.
- Эволюция психотерапии: Сб. статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере: семейная терапия Текст. / Под ред. Дж. К. Зейга / Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-304 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис Текст. / Э. Эрик-сон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
- Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии Текст. / В. В. Юрчук. М.: Энциклопедия, 2000. — 384 с.
- Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности Текст. / В. А. Ядов // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2003. -С. 589−601.
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология Текст. / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 639 с.
- Apple, М. Edukational and power. Boston etc. Roustlege Regan Paul. 1982.-218 p.
- Cartwright, D. A Field Theoretical Conception of Power // Studies in Social Power / ed. by Dorwin Cartwright. Ann Arbor, 1959. — P. 183 220.
- Cartwright, D. Influence, Leadership, Control // Political Power: A Reader in Theory and Research / ed. by Roderick Bell, David V. Edwards, and R. Harrison Wagner. New York: Free Press, London: Collier-Macmillan, 1969. — P. 123−165.
- Maslow, A. H. Toward a Psychology of Being. N.Y., 1950. — 267 p.
- Maslow, F. Motivation and Personality. N.Y., 1951. — 281 p.
- Newcomb, T. The Social Psychology. N.Y., 1950. — 184 p.
- Newcomb, T. The Social Psychology. London, 1950. — 142 p.
- Rogers, C. On becoming a person: a therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961. — 233 p.
- Rogers, C. R. with Hart, Joseph, 1970a. Looking back and head: a conversation with Carl Rogers. In New directions in client-centred therapy edited by J. T. Hart and T. M. Tomlinson. Boston: Houghton Mifflin, 1963.-281 p.
- Rogers, C. R. Client-centred therapy. Boston: Houghton Mifflin. 1951.-249 p.
- Wilson, P. R. The perceptual distortion of height as a function of as-cribel academic status // Journal of social psychology. 1968. — Vol. 74. — P. 97 102.
- Механизм сплочения студенческой группы1. Внеучвбная деятельность"
- Сфера «Учебные занятия» Сфера
- Сфера «Организационная культура»
- Сфера «Завтрашняя радость»
- Программа тренинговых занятий в рамках работы по формированию сплоченности коллектива1. Содержание Время1. 1. Приветствие. 7
- Основные принципы работы тренинговой группы. 33. «Имя и эпитет».4. «Обмен местами». 105. «Имя на ушко». 106. «Я это я!» 57. «Числа моей жизни». 58. «Кто родился в мае». 15
- Рефлексия эмоционального состояния. 1510. Прощание. 20 22. 1. Приветствие. 32. «Темп». 103. «Уникальность каждого». 304. «Разговор в двойном кругу». 20
- Рефлексия эмоционального состояния. 157. Прощание. 24. 1. Приветствие. 32. «Спиной к спине». 103. «Круг доверия». 154. «Сидим без стула». 205. «Растопи круг». 20
- Рефлексия эмоционального состояния. 157. Прощание. 25. 1. Приветствие. 32. «Массаж». 103. «Я падаю!» 104. «Пусти корни». 105. «Летний дождь». 106. «Образуйте круг». 15
- Рефлексия эмоционального состояния. 208. Прощание. 26. 1.Приветствие. 32."Космическая катастрофа". 203."Ценности: индивидуальные и общечеловеческие". 25
- Рефлексия эмоционального состояния5. Прощание 20 27. 1. Приветствие. 32. «Бревно». 103. «Иди ко мне!» 104. «Доверительное падение». 105. «Круг доверия». 106. «Поддерживаем друг друга». 57. «Большие шаги». 58. Карусель. 10
- Рефлексия эмоционального состояния. 2010. Прощание. 21. Содержание занятий.1. Занятие 1.
- Цель занятия: введение в групповую работу.1. Ритуал приветствия.
- Основные принципы работы тренинговой группы.3. «Имя и эпитет».
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т. д.10. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.1. Занятие 2.
- Цель занятия: создание доверительных отношений.1. Приветствие.2. «Темп».
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности.6. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.1. Занятие 3.
- Цель занятия: создание эмпатийных отношений.1. Приветствие.2. «На какого сказочного героя я похож?»
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности.7. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожег ланием.1. Занятие 4.
- Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.1. Приветствие.2. «Спиной к спине».
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности.7. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.1. Занятие 5.
- Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.1. Приветствие.2. «Массаж в кругу».
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности.8. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.1. Занятие 6.
- Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.1. Приветствие.2. «Ценности: индивидуальные и общечеловеческие».
- Игра идет в два этапа: индивидуальный и групповой.1 этап (индивидуальный). Всем участникам предлагается подумать, над вопросом: «Какие качества в человеке Вам наиболее ценны? Запишите их, не более трех, в свою тетрадь» (3 мин).
- В это время на доске рисуется следующая система координат, где ось ОБ шкала баллов, ось ОЦ — шкала ценностей.
- Она рисуется в тетрадях студентов, где ось ОЦ заполняется в зависимости от выбранной участником «семерки» ценностей. И на первом делении стоит то качество, которое при делении по ранжиру получило 1 место.
- Итоговые 7 точек соединить линией, получился первый график. Аналогичную работу нужно проделать при ответе на вопрос 2: «Сколько. может быть минимум в человеке?»
- Итоговые 7 точек соединить линией, получился второй график.
- На этом 1 этап работы завершен.2 этап (групповой). Все участники произвольно делятся на 3−4 группы. С этого момента, все ответы на поставленные вопросы обсуждаются, формулируются и защищаются группой.
- Из общего списка, зачитанного на 1 этапе игры, группа должна обсудить и выбрать 7 наиболее значимых на нее человеческих ценностей, не разбивая их по ранжиру (3 мин).
- Сделав выбор, на доске также рисуется система координат, но шкала ценностей состоит из этой выбранной «семерки». Группы в тетрадях ничего не зарисовывают.
- Представители каждой из групп зачитывают свои результаты, а руководитель игры фиксирует их на доске.
- Анализируя полученные результаты, руководитель при расхождении в баллах между группами по тем или иным ценностям просит обосновать их свое решение, постепенно вовлекая в дискуссию всю аудиторию (15−20 мин).
- До взрыва десять минут. Отбирай четверых, капитан, сажай в модуль, прощайтесь с остальными, остающимися на смерть, и стартуйте. Если через десять минут этого не произойдет, погибнут все".
- Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности.4. Ритуал прощания.
- Участники тренинговой группьь сидят в кругу, держаться за- руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное-слово ведущего с пожеланием.1. Занятие 7.
- Цель занятия: Закрепление новых форм поведения, полученных знаний и умений.1. Приветствие.2. «Бревно».
- Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы: вопросов Ответы в баллах 1. Б В2 10 2 -103 10 20 -104 10 5 -105 20 10 -106 10 6 -57 40 20 -10
- Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть (+110), наименьшей (-65).
- Высокий уровень групповой сплоченности 76−100 баллов. Средний уровень групповой сплоченности — 46−75 баллов. Низкий уровень групповой сплоченности — 30−45 баллов. Очень низкий уровень групповой сплоченности — ниже 30 баллов.
- Вопросник для измерения групповой сплоченности как состояние, характеризующееся устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий
- Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
- Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
- Участвую в большинстве видов деятельности (4).
- Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других3.
- Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
- Живу и существую отдельно от нее (1).
- Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
- Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- Да, очень хотел бы перейти (1).
- Скорее перешел бы, чем остался (2).
- Не вижу никакой разницы (3).
- Скорее всего остался бы в своей группе (4).
- Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
- Не знаю, трудно сказать (1).
- Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- Примерно, такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- Хуже, чем в большинстве классов (1).
- Не знаю, трудно сказать (1).
- Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- Примерно, такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1).4. Не знаю. (1)
- Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- Примерно, такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1).4. Не знаю (1).
- Уровни групповой сплоченности• * 15,1 баллов и выше высокая-• 11,6−15 балла средняя-• 7−11,5 низкая-• 6,9 и ниже очень низкая.
- Тест на качества личности, необходимые для успешного выполнениясовместной учебной деятельности1. Дисциплинированность.2. Эрудированность.
- Сознание общественного долга.4. Сообразительность.5. Начитанность.6. Трудолюбие.7. Идейная убежденность.
- Умение контролировать работу.9. Моральная воспитанность.10. Самокритичность.11. Отзывчивость.12. Общественная активность.13. Умение работать с книгой.14. Любознательность.
- Тест на описание атмосферы в группе и коллективе123 456 781. Дружелюбие Согласие1. Удовлетворенность1. Продуктивность1. Теплота
- Сотрудничество Взаимная поддержка Увлеченность Занимательность Успешность1. Враждебность1. Несогласие1. Неудовлетворенность1. Непродуктивность1. Холодность1. Несогласованность1. Недоброжелательность1. Равнодушие1. Скука1. Безуспешность
- Карта микроклимата! В:студенческой-группе1. Факультет :1. Курс1. Группа. •1. Дата заполнения
- В: группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. 3 2 10 12 3 В группе обычно настроение подавленное, мрачное.
- Группа активна, работоспособна 3 2 1 0 1 2 3 Группа пассивна, инертна.
- Обстановка.в группе спокойная, деловая. 3 2 10 12 3 Обстановка в группе нервозная, напряженная.
- В группе студенты чувствуют себя уютно. 3 2 1 0 1 2 3 В группе студенты чувствуют себя неуютно.
- Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости, защитит и поддержит их. 3 2 1 0 1 2 3 У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.
- Студенты относятся друг к другу с симпатией. 3 2 10 12 3 Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.
- Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам. 3 2 10 12 3 Коллектив делится на предпочитаемых и пре-небрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.
- Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам, разрешаются справед- 3 2 1 0 1 2 3 Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно. ливо и доброжелательно.
- В критические периоды группа сплачивается Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного». 3 2 10 12 3 В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.
- Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы 3 2 10 12 3 Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.
- Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его 3 2 10 12 3 Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.
- Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам. 3 2 10 12 3 Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легкосоглашаются на переход в другую группу.
- Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии 3 2 10 12 3 Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным-успехам не поощряется
- В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам. 3 2 10 12 3 К лентяям и прогульщикам относится снисходительно.
- Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы. 3 2 10 12 3 Студенты пассивны в общественной жизни группы.
- В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого 3 2 10 12 3 Поручения распределяются по принципу «Лишь бы не мне».
- Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы. 3 2 10 12 3 Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.
- Актив группы пользу- 3 2 10 12 3 В активе группы нахоется авторитетом и доверием. дятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива