Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях медицинского направления решением проблемы сохранения здоровья младших школьников называют улучшение диагностики заболеваний, повышение качества профилактических и лечебных мероприятий, обеспечение условий питания, режима дня, освещения, учебного оборудования, помещений и т. д. в соответствии с санитарными правилами и нормами (М. В. Антропова, Н. В. Афанасенкова, В. Ф. Базарный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Характеристика ключевых понятий исследования и постановка проблемы
    • 1. 2. Проблема сохранения здоровья в теории и практике обучения младших школьников математике
    • 1. 3. Методическое направление решения проблемы здоровьесбережения при обучении математике
    • 1. 4. Характеристика методической системы обучения математике, реализующей условия здоровьссбсрсжсния
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
    • 2. 1. Цели и результаты обучения математике в методической системе
    • 2. 2. Содержание обучения математике в методической системе, реализующей условия здоровьесбережения младших школьников
    • 2. 3. Организация обучения математике, обеспечивающая сохранение здоровья младших школьников
    • 2. 4. Средства обучения и их использование для выполнения условий здоровьесбережения
    • 2. 5. Организация формирующего эксперимента и его результаты

Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся.

Результаты изучения состояния здоровья учащихся начальной школы, проводимые различными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российский центр оздоровления детей, Российская академия медицинских наук), говорят о том, что в период обучения в школе, особенно в начальной, основные показатели здоровья детей снижаются.

В истории Российского образования периоды наибольшей тревоги за здоровье школьников совпадают с периодами реформ образования. Реформы же образования затрагивают, прежде всего, содержание, способы организации обучения, средства обучения. Это косвенно указывает на то, что на здоровье учащихся оказывают влияние факторы, разрабатываемые в теории и методике обучения конкретным учебным предметам, в том числе математике.

Проблема сохранения здоровья обозначена в ряде государственных документов Российской Федерации последнего времени по проблемам образования: в Законе об образовании, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, в Государственных образовательных стандартах общего и профессионального педагогического образования.

Математика является одним из основных учебных предметов начальной школы: уроки математики занимают до 20% учебного времени. Нередки случаи, когда используемая учителем методика обучения математике является источниками психологического дискомфорта младших школьников, причиной критического уровня тревожности детей, что ведет к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, снижению качества здоровья.

В ряде работ по проблемам обучения школьников математике, в том числе младших школьников, содержатся утверждения, ставящие в той или иной мере проблему здоровьесбережения и задающие определенные методические пути ее решения. А. Пуанкаре считал, что изучаемое должно быть понятным учащемуся. А. Я. Хинчин, А. А. Столяр и др. отмечали необходимость положительного эмоционального состояния школьников в процессе обучения математике. Рассматриваемая проблема затрагивается в работах Г. В. Дорофеева, освещающих идеи гуманитаризации математического образования, содержащих размышления об оценивании итоговых контрольных и экзаменационных работ старшеклассников. На несоответствие некоторых способов ведения уроков, текстов современных учебников математики возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся указывали 10. М. Колягин, Г. И. Саранцев, JT. М. Фридман, С. Е. Царева, Г. А. Цукерман и др. Проблема влияния методики обучения математике на здоровье детей поднималась в работах А. Ж. Жафярова в связи с проблемами создания условий для раннего выявления способностей учащихся, обеспечения условий непрерывного математического образования, индивидуализации и профилизации образования.

Анализ тематики диссертационных исследований, показал, что проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения ставится в ряде медицинских, психологических и педагогических исследований. Анализ представленных направлений решения этой проблемы позволил условно разделить их на медицинское, ва-леологическое, психологическое и методическое.

В исследованиях медицинского направления решением проблемы сохранения здоровья младших школьников называют улучшение диагностики заболеваний, повышение качества профилактических и лечебных мероприятий, обеспечение условий питания, режима дня, освещения, учебного оборудования, помещений и т. д. в соответствии с санитарными правилами и нормами (М. В. Антропова, Н. В. Афанасенкова, В. Ф. Базарный, Т. В. Мякишева, И. В. Пляскина, 10. А. Ямпольская, и др.) Предлагая названные средства сохранения и улучшения здоровья учащихся, среди основных причин его ухудшения медики единодушно называют причины методические. Они отмечают, что в практике школьного обучения учебная деятельность детей не соответствует особенностям их развития и состояния здоровья, что обучение по действующим в настоящее время программам оказывает определенное влияние на здоровье младших школьников, особенно в первый год обучения, что форма обучения влияет на адаптацию детей к учебным нагрузкам и др. Все эти причины в полной мере относятся и к обучению математике.

К исследованиям валеологического направления отнесены исследования по общей педагогике, авторы которых решение проблемы сохранения здоровья видят в привитии учащимся культуры здоровья, включающей знания о здоровом образе жизни, соответствующие им стили, формы поведения и уровень физической культуры (Е. В. Ишухина, JL В. Нестерова, С. А. Сенников, С. А. Лядова, В. Ф. Неретин, Н. К. Иванова, 3. И. Чуканова, Н. В. Богдан, Д. 3. Шибко-ва, А. М. Митяева, Р. А. Калюжная, Н. Н. Суханова, М. И. Степанова).

Исследования по педагогической психологии отражают возможности создания психолого-педагогических условий формирования навыков здорового образа жизнипсихологических оснований реализации здоровьесберегающих технологийинтерсубъективных условий психологического здоровья детейусловий для осознанного отношения к собственному здоровью, условий, позволяющих сохранить и поддержать психическое, психологическое, эмоциональное здоровье через учебное моделирование, знаково-символьное опосредование, компьютеризацию и др. (Р. Г. Добрянская, И. В. Кузнецова, А. В. Шувалов, В. М. Кабаева, JI. В. Тарабакина, О. В. Суворова, М. М. Халидов).

В более чем двух тысячах диссертационных исследованиях по теории и методике обучения и воспитания, тематика которых была проанализирована диссертантом, проблема сохранения здоровья школьников явно отражена в темах только 5 исследований. И только в одном эта проблема рассматривается в связи с обучением математике учащихся средней школы (Е. А. Яровая, 2000).

Таким образом, имеет место несоответствие между основными причинами ухудшения здоровья детей в период обучения в начальной школе (причинами признаются обстоятельства, порождаемые методикой обучения учебным предметам, в том числе методикой обучения математике) и разработанными средствами здоровьесбережения младших школьников (медицинскими, валео-логическими (в общей педагогике) и психологическими).

Так как основные причины ухудшения здоровья школьников в целях, содержании, способах организации и средствах обучения конкретным учебным предметам, в том числе математике, то сколько бы мы ни обучали детей здоровому образу жизни, сколько бы ни создавали внешних условий (просторные классные помещения, освещение, парты и т. п.), здоровьесберегающие достижения этого обучения будут значительно ослаблены, если методические системы обучения конкретным учебным предметам, в частности, обучения младших школьников математике, не будет создавать условия здоровьесбережения в каждом своем компоненте.

Названное несоответствие обусловливает актуальность проблемы выявления здоровьевлияющих аспектов обучения математике младших школьников и создания методических систем, обеспечивающих выполнение условий здоровьесбережения.

Цель диссертационного исследования: разработать методическую систему обучения математике младших школьников, обеспечивающую создание условий здоровьесбережения.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике. Предмет исследования: методические пути и средства, обеспечивающие достаточный уровень математической подготовки без ухудшения показателей здоровья младших школьников в процессе обучения математике.

Гипотеза: если обучение математике младших школьников строить как реализацию методической системы, в цели которой включены цели здоровьесбережения, а результаты обучения оцениваются по двум параметрам — уровню математической подготовки и динамике показателей здоровья, и при этом все компоненты системы удовлетворяют условиям здоровьесбережения, то учащимся будет обеспечен достаточный уровень математической подготовки без ухудшения показателей здоровья.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

— выявить и уточнить содержание основных понятий исследования;

— проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья учащихся в теории и практике обучения математике младших школьников;

— определить методическое направление решения проблемы здоровьесбережения в процессе обучения математике;

— разработать содержание всех компонентов методической системы обучения математике младших школьников, ориентированной на реализацию идей здоровьесбережения, провести экспериментальную проверку ее эффективности.

Методологическую основу исследования составляют: общая теория деятельности JI. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейнатеория учебной деятельности Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина и др.- концепция личностно ориентированного обучения И. С. Якиманской. В работе использованы также идеи и положения, представленные в работах А. Ж. Жафяро-ва по профильному обучению и пропедевтике предпрофильного образования, С. Е. Царевой по гуманитаризации математического образования и методике начального обучения математике.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, результатов педагогических исследований, анализ концепций, программ и соответствующих им учебников математики для начальной школысравнительный анализ, обобщение, моделирование, изучение результатов деятельности школьниковэкспериментальные методы педагогического исследования, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учителями и учащимисяметоды статистической обработки экспериментальных данных, педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий).

Базой опытно-экспериментальной работы явились начальные классы муниципальных общеобразовательных учреждений — средних общеобразовательных школ города Куйбышева, Куйбышевского района Новосибирской области и г. Новосибирска. Исследованием на разных этапах педагогического эксперимента было охвачено 649 учащихся начальной школы, 166 учителей начальных классов, 183 родителя младших школьников.

Настоящее исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2006 гг.

На первом этапе (1998;2003 гг.) изучалась психолого-педагогическая, математическая, учебно-методическая литература, статьи, рефераты, доклады по обобщению опыта учителей-практиковпроводилось изучение состояния проблемы сохранения здоровья учащихся в практике начальной школы: анализировались документы — протоколы педсоветов, материалы аттестации учителей, протоколы и видеозаписи уроков математикипроводились беседы с учителями и учащимисяанкетирование, интервьюирование и тестирование учащихся, учителей, родителейпроводился анализ собственного опыта работы учителем начальных классов. На этом же этапе проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить в процессе обучения младших школьников математике здоровьеопасные элементы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что к проблеме сохранения здоровья младших школьников надо подходить не только с внешней стороны — организации процесса обучения математике, но и с внутренней, содержательной.

На втором этапе (2003;2005 гг.) — поиск теоретического решения поставленной проблемыуточнение проблемы исследования, формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследованиясопоставление медицинских карт учащихся по годам обучения, беседы с медикамиразработка методической системы, позволяющей реализовать идеи здоровьесбережения в процессе обучения математике. На этом же этапе разрабатывались и апробировались в поисковом эксперименте группы средств, обеспечивающие сохранение здоровья учащихся в процессе обучения математике младших школьников.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент с целью проверки эффективности разработанных компонентов методической системы обучения математике младших школьников на основе идей здоровьесбережения, уточнены основные положения исследования, проанализированы и систематизированы материалы исследования, обобщены результаты, сделаны выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что.

— выделено методическое направление решения проблемы здоровьесбережения в процессе обучения;

— сформулированы условия здоровьесбережения в процессе обучения математике (включение в учебный процесс жизненного опыта ребенкаобеспечение каждому учащемуся достаточного уровня понимания нового знанияисключение как перегрузки учащихся так и интеллектуального бездельянепротиворечивость учебной информации и др.).

— разработана методическая система обучения математике, ориентированная на реализацию условий здоровьесбережения;

— выявлены группы средств сохранения здоровья учащихся в процессе обучения младших школьников математике (снимающие физическое напряжение и усталостьпреодолевающие отчуждение научного знания от учащегося и др.).

Теоретическая значимость результатов исследования. Значимыми для теории и методики обучения математике являются:

— обоснование необходимости решения проблемы здоровьесбережения в процессе обучения математике методическими средствами;

— уточнение понятия методической системы обучения математике, заключающееся в дополнении традиционных компонентов методической системы (целей, содержания, способов организации обучения (методов и форм), средств обучения компонентом «результаты обучения», оцениваемым по двум параметрам — уровню математической подготовки учащихся и динамике показателей их здоровья;

— содержание компонентов методической системы обучения математике, реализующей условия здоровьесбережения благодаря включению в каждый ее компонент соответствующих средств.

Практическую значимость имеют: методическая система обучения математике младших школьников, позволяющая осуществлять качественное математическое образование без ухудшения показателей здоровья обучающихсягруппы средств, применение которых в практике обучения математике способствует сохранению здоровья учащихсясоставленный диссертантом сборник заданий устных упражнений для уроков математики в начальной школе, помогающий реализовать условия здоровьесбережения.

Апробация материалов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международных -«Подготовка учителя начальных классов к обучению математике в условиях модернизации образования», г. Новосибирск, НГПУ, 2004; «Качество образования: методология, теория, практика» г. Новосибирск, НИПКиПРО, 2004; «Эффективность образования в условиях его модернизации», г. Новосибирск, НИПКиПРО, 2005, «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем», г. Новосибирск, НИПКиПРО, 2006; всероссийских — «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика», г. Новосибирск, НИПКиПРО, 2003; «Совершенствование математической подготовки учащихся начальной школы и подготовки учителей к обучению математике младших школьников», г. Новосибирск, НГПУ, 2004; «Актуальные проблемы качества профессионального образования», г. Новосибирск, НГПУ, 2006; на семинарах — «Одаренные дети в общеобразовательной школе: проблемы, пути их решения», г. Куйбышев Новосибирской области, 2005; «Здоровьесберегаю-щие технологии в работе учителя и школы», г. Куйбышев Новосибирской области, 2003; кафедры математики, информатики и методики обучения НГПУ «Гуманитаризация математического образования», г. Новосибирск, НГПУ, 2000 — 2006; на курсах повышения квалификации учителей начальных классов г. Куйбышев КФ НГПУ, 2002;2005, Кировского района г. Новосибирска, 2006; на заседаниях районных и городских методических объединениях учителей начальных классов, г. Куйбышев Новосибирской области 2003;2005.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается опорой на основные положения современной психолого-педагогической наукиметодологической и теоретической доказательностьюиспользованием методов, адекватных поставленным задачамданными педагогического эксперимента, результатами статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Проблема сохранения здоровья учащихся в процессе обучения математике является не столько медицинской, валеологической и психологической проблемой, сколько методической, в частности, проблемой теории и методики обучения математике.

2. Обеспечение здоровьесбережения необходимо рассматривать как качественную характеристику любой методической системы обучения математике, как сертификат ее безопасности для здоровья младших школьников.

3. Эффективное здоровьесберегающее обучение математике младших школьников возможно на основе методической системы, в которой:

— одной из целей обучения является сохранение здоровья обучающихся;

— определены и в каждом компоненте методической системы выполняются условия здоровьесбережения;

— результаты обучения оцениваются по двум параметрам — уровню математической подготовки и динамике показателей здоровья (уровень тревожности, зрение, осанка, медицинская группа здоровья).

По теме диссертационного исследования опубликовано 1 методическое пособие и 13 статей.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты.

1. Описана методическая система здоровьесберегающего обучения математике младших школьников, характеризующаяся: а) дополнением целей обучения целями здоровьесбережения и рассмотрением результатов достижения этих целейб) разработкой специальных требований к содержанию обученияв) определением требований к способам организацииг) созданием групп средств, обеспечивающих сохранение здоровья школьников в процессе обучения математике.

2. Экспериментально проверено, что реализация научно обоснованной методической системы здоровьесберегающего обучения младших школьников дает возможность повысить уровень математического образования детей и сохранить здоровье (эмоциональное и физическое).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты:

1. Описано методическое направление здоровьесбережения, без которого нельзя в полной мере реализовать задачи здоровьесбережения учащихся начальных классов в процессе обучения.

2. В рамках построения методической системы здоровьесберегающего обучения математике выявлены характеристики содержания, способов организации, средств обучения математике, которые обеспечивают требуемый уровень математического образования без ущерба для здоровья детей.

3. Выявлены и сформулированы условия здоровьесбережения: включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучениипомощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знанияпредставление математических понятий и способов действий на языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления математического знания детьми как естественное обогащение их речиисключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального бездельянепротиворечивость учебной информацииобеспечение положительного эмоционального состояния школьников, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровьяиспользование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка комплексно.

4. Разработана, описана и экспериментально проверена в каждом компоненте методическая система обучения математике младших школьников, направленная на реализацию условий здоровьесбережения и характеризующаяся дополнением целей обучения целями здоровьесбереженияразработкой специальных требований к содержанию обученияопределением требований к способам организациисозданием групп средств, сохраняющих и укрепляющих здоровье младших школьников в процессе обучения математикерассмотрением результатов обучения как одного из компонентов методической системы.

Проведенное исследование позволило также сформулировать следующие выводы:

1) Для решения проблемы сохранения здоровья младших школьников необходимо исследование методического направления решения этой проблемы в рамках конкретного учебного предмета, в частности, математики.

2) Экспериментально проверено, что реализация научно обоснованной методической системы обучения младших школьников математике дает возможность повысить уровень математической подготовки детей и не ухудшить, сохранить здоровье детей.

3) Полно проблема сохранения здоровья учащихся начальных классов в процессе обучения может быть решена, если будут реализованы все направления ее решения, в том числе методическое, которое требует здоровьесберегаю-щих методических систем и технологий обучения всем учебным дисциплинам учебного плана начальной школы.

Наше исследование затрагивает серьезную проблему современного образования — проблему сохранения здоровья детей. Полученные результаты исследования задают основные положения методического направления здоровьесберегающего обучения математике младших школьников. Дальнейшая разработка может заключаться в детализации методической системы, создании методических рекомендаций для учителей начальных классов, описывающих основные идеи здоровьесбережения и помогающих реализации условий здоровьесбережения в процессе обучения математике (и не только математике для учителя начальных классов). Результаты проведенного исследования могут быть использованы также для разработки здоровьесберегающих методических систем обучения другим учебным предметам начальной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах Текст.- под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1976. — 247 с.
  2. , М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена Текст. / М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.
  3. , П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / А. К. Анохин // Принципы функциональной организации функций.-М., 1973.
  4. , И. И. Программа по математике по системе JI. В. Занкова / Аргинская И. И. //http://www.zankov.ru
  5. , А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах Текст. / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина. Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1996. — 224 с.
  6. , Н. В. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09, 14.00.17 / Афанасенкова Н. В. Архангельск, 1999.-23 с.
  7. Бабанский, 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. /10. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  8. , В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России : сб. материалов Текст. / В. Ф. Базарный. Сергиев Посад, 2004. — 96 с.
  9. , П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах Текст. / П. У. Байморуков. М.: Райл, 1997. — 96 с.
  10. П.Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах Текст. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова М.: Просвещение, 1984. — 320 с.
  11. , А. В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности Текст. / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. 2000. — № 4.
  12. , Е. А. Некоторые особенности развития математического знания Текст. / Е. А. Беляев, Н. А. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
  13. , Е. А. Философские и методологические проблемы математики. Текст. / Е. А. Беляев, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 65.
  14. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспал ько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  15. , В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 16−25.
  16. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. -№ 1. — С. 3−7.
  17. , Н. В. Математика как язык науки Текст. / Н. В. Блажевич. Екатеринбург, 1993.
  18. , Н. В. Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья учащихся 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Афанасенкова Н. В. Челябинск, 2003. — 19 с.
  19. , М. В. Урок математики в начальной школе Текст.: пособие для учителя / М. В. Богданович. Киев: Рад. шк., 1991.
  20. Большая медицинская энциклопедия Текст. 2-е изд. — Т. 10.
  21. Большая советская энциклопедия Текст. 3-е изд. — 1971. — Т. 4.
  22. Большой советский энциклопедический словарь Текст. 1979.
  23. Бор, Н. Атомная физика и человеческое сознание Текст. / Н. Бор. -М., 1961.
  24. , Н. Я. Математика : учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Текст. / Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало, В. Б. Рождественская, J1. П. Стойлова. М.: Просвещение, 1977. — 352 с.
  25. , А. В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к содержанию Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Вильвовская А. В. М., 1996. — 18 с.
  26. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников Текст. — под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст.- под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  28. , А. В. Математика и искусство Текст. / А. В. Волошинов. М.: Просвещение, 1992.
  29. , М. Г. Задания для устных упражнений на уроках математики в начальной школе Текст.: методические рекомендации для учителей начальной школы и студентов педколледжа / М. Г. Волчек, Т. Д. Гокова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 119 с.
  30. , М. Г. Подготовка студентов педколледжа к проведению пробных уроков математики с позиций здоровьесбережения Текст. / М. Г. Волчек // Начальная школа. 2005. — № 7. — С. 11−18.
  31. , В. В. Педагогика школы в двух словах Текст.: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 85−86.
  32. , JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский.-М., 1991.
  33. , Г. Избранные труды : в 2 т. Текст. / Г. Галилей. М.: Наука, 1964.
  34. , П. Я. Методы обучения и умственное развитие Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1985. — 88 с.
  35. , В. Всемирная организация здравоохранения Текст. / В. Галюш-кин.-М., 1959.-С. 13.
  36. , М. В. Зависимость успешности овладения знаковой системой от меры ее наглядности и логической упорядоченности Текст. / М. В. Гомезо / Психологические проблемы переработки знаковой информации. -М.: Наука, 1977. С. 226−228.
  37. , А. В. Язык. Математика. Лингвистика Текст. / А. В. Гладкий // Математика в школе. 1994. -№ 1. — С. 2−9.
  38. , Б. В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  39. , Е. Ю. Гигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе (медико-пед. условия) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбаткова Е. 10. Уфа, 1999. — 23 с.
  40. , Н. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / Н. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Наука, 1977. — 270 с.
  41. , Н. JI. Методика обучения младших школьников математике Текст.: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / Н. JI. Гребенникова. Стерли-тамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. — Ч. 1. — 368 с.
  42. , Н. JI. Методика обучения младших школьников математике Текст.: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / Н. JI. Гребенникова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. — Ч. 2. — 249 с.
  43. , Н. JI. Организация начального обучения в зависимости от готовности детей к школе (на материале математики) Текст. / Н. JI. Гребенникова, JI. Н. Уварова. Стерлитамак, 1998. — 87 с.
  44. , Н. В. Математика в начальной школе. 1−4 класс. Вместе с родителями Текст. / Н. В. Григорян. СПб.: Нева, 2001. — 144 с.
  45. , В. В. Гуманитарная составляющая обучения математике Текст. / В. В. Гузеев // Математика в школе. 1989. -№ 6. — С. 32−35.
  46. , В. А. Как помочь ученику полюбить математику? Текст. / В. А. Гусев. М.: Авангард, 1994. — Ч. 1. — 168 с.
  47. , В. А. Математика : справочные материалы Текст. / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович. М., 1986.
  48. , В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе Текст.: дис. д-ра пед. наук / Гусев В. А. М., 1990. — 364 с.
  49. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1996.-544 с.
  50. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  51. , В. А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер, JI. П. Борисова — Омский гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 205 с.
  52. , Т. Е. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций: вопросы частной методики / Т. Е. Демидова, JI. И. Чижевская. Брянск: Изд-во БГУ, 2001.- 184 с.
  53. , Р. Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Добрянская Р. Г. Томск, 1999. — 23 с.
  54. , Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического содержания Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1990. -№ 4. — С. 15−21.
  55. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 2003. — С. 169−174.
  56. , А. Ж. Математическая статистика Текст. / А. Ж. Жафяров, Р. А. Жафяров. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — 249 с.
  57. , А. Ж. Профильное обучение математике старшеклассников : учебно-дидактический комплекс Текст. / А. Ж. Жафяров. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — С. 33.
  58. , В. И. Теория обучения Текст.: Современная интерпретация: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  59. , В. В. Математика для младших школьников Текст. / В. В. Зайцев. -М.: Владос, 2001.-72 с.
  60. Зак, А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников Текст. /А. 3. Зак. М., 1994.-320 с.
  61. Закон РФ «Об образовании» Текст. // Вестник образования. -1992. № 11. — С. 2−60.
  62. Занков, J1. В. Избранные педагогические труды Текст. / J1. В. Занков. М., 1996.-424 с.
  63. , JI. В. Методика преподавания математики Текст. / J1. В. Занков, В. В. Занков. М.: Владос, 1998. — 96 с.
  64. , И. Г. Эстетика урока математики Текст.: пособие для учителей / И. Г. Зенкевич. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
  65. Зрение у детей: Проблемы развития Текст. — ответ, ред. В. Ф. Базарный. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 140 с.
  66. , Н. К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Н. К. Самара, 2000. — 23 с.
  67. , О. А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий Текст. / О. А. Ивашова // Начальная школа. 1988. — № 4. — С. 26−30.
  68. Г. JI. Теоретические основы проективного образования Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ильин Г. JI. -М., 1995.
  69. , Н. Б. Математика. 1 класс Текст.: учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина, И. Б. Нефедова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
  70. , Н. Б. Математика. 2 класс Текст.: учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. — 176 с.
  71. , Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах Текст. / Н. Б. Истомина. М.: Академия, 2000.-288с.
  72. , Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс» (для четырехлетней начальной школы) Текст. / Н. Б. Истомина. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999. С. 59.
  73. , Н. Б. Наглядная геометрия Текст. / Н. Б. Истомина. М.: Лин-ка-Пресс, 2001.-64 с.
  74. , Н. Б. Программа по математике Текст. / Н. Б. Истомина // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
  75. , Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ишухина Е. В. Шуя, 2000.-24 с.
  76. , В. М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кабаева В. М. М., 2002. — 32 с.
  77. , Р. А. Двигательный режим и здоровье школьника Текст. / Р. А. Калюжная. М., 1977.
  78. , М. Математика. Поиск истины — пер. с англ. Текст. / М. Клайн. М., 1988.-296 с.
  79. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. 10. Коджаспиров. М.: Академия, 2001.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−12.
  81. Концепция развития школьного математического образования Текст. // Математика в школе. 1990.-№ 1.-С. 2−13.
  82. , Б. А. Дидактические игры на уроках математики Текст. / Б. А. Кордемский. М., 1990.
  83. , В. А. Психология математических способностей младших школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М., 1967.
  84. Крысин, J1. П. Толковый словарь иноязычных слов Текст. / J1. П. Крысин. -М.: Русский язык, 1998.
  85. , В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками Текст. / Т. В. Кудрявцев // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 7.
  86. Кудрявцев, J1. Д. Мысли о современной математике и ее изучении Текст. / Л. Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1977.-С. 31.
  87. , Л. Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / Л. Д. Кудрявцев. М., 1985. — 170 с.
  88. , И. В. Психологические основания реализации здоровьесбере-гающих технологий в образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Кузнецова И. В. М., 2003. — 58 с.
  89. , С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  90. Кэрролл, J1. Приключения Алисы в стране чудес Текст. / JI. Кэрролл. Новосибирск, 1987.
  91. , Г. П. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе Текст. / Г. П. Левитас. М.: Илекса, 2002. — 56 с.
  92. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  93. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 2. — 318 с.
  94. , И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М., 1978. — 48 с.
  95. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер.-М., 1980.-96 с.
  96. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  97. , Л. В. Методика преподавания математики в начальной школе Текст.: методические рекомендации / Л. В. Лобанова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999.-72 с.
  98. , Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике Текст. / Н. П. Локалова. -М. :Ось-89, 1997.-80 с.
  99. , Н. В. Математика. Система развивающих упражнений Текст. / Н. В. Ломова, Г. Н. Куколевская. М.: Перспектива, 1996. — 88 с.
  100. , А. Ф. Миф Число — Сущность Текст. / А. Ф. Лосев — сост. А. А. Тахо-Годи — общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994.
  101. Львова, 10. Л. Творческая лаборатория учителя Текст.: из опыта работы / Ю. Л. Львова. М.: Просвещение, 1985. — С. 51−60.
  102. , С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лядова С. А. Барнаул, 2002.- 19 с.
  103. , А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А. Н. Майорова. М.: Интеллект-центр, 2001. — 296 с.
  104. , А. Н. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах Текст. / А. Н. Менчинская, М. И. Моро. М.: Просвещение, 1965.- 176 с.
  105. , С. Г. Конструирование современного урока математики Текст. / С. Г. Манвелов. -М.: Просвещение, 2002. 175 с.
  106. Методика начального обучения математике Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / В. Л. Дрозд, А. Т. Катасонова, Л. А. Латонин и др.- под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. -Мн.: Выш. шк., 1988. С. 17.
  107. Методика преподавания математике в начальной школе Текст.: практикум — сост. Т. В. Амельченко, Ц. Б. Базарова, Н. М. Шишкова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. — 94 с.
  108. Методика преподавания математики в начальных классах: Вопросы частной методики Текст. — под ред. Н. Б. Истоминой, Е. И. Мишаревой, Р. Н. Ши-ковой, Г. Г. Шмыревой. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  109. Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках Текст. // Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. 1983. -№ 32. — С. 10−24.
  110. , А. М. Психолого-педагогические условия становления валеоло-гической культуры младших подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Митяева А. М. Брянск, 1999. — 17 с.
  111. , М. И. Методика обучения математике в I—III классах : пособие для учителя Текст. / М. И. Моро, А. М. Пышкало. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978.-336 с.
  112. , М. И. О комплекте учебных и учебно-методических пособий по математике для начальной школы Текст. // Начальная школа. 2003. — № 2. — С. 4.
  113. , М. И. Математика Текст.: учебник для II класса трехлетней начальной школы / М. И. Моро, М. А. Бантова. 17-е изд. — М., 1987. — С. 86.
  114. , М. И. Программа по математике Текст. / М. И. Моро, Ю. М. Коля-гин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1^): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
  115. , С. Д. Учебное моделирование как психологический фактор формирования математического мышления учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Мухаметрахимова С. Д. Казань, 2000. — 18 с.
  116. , Т. В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09 / Мякишева Т. В. Смоленск, 2000. — 22 с.
  117. , В. Ф. Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания в процессе образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Неретин В. Ф. Магнитогорск, 2003. — 22 с.
  118. , Л. В. Воспитание представлений о здоровом образе жизни у школьников в условиях сельского района Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Нестерова Л. В.-Шуя, 2000.- 16 с.
  119. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Текст. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.08.2002 № 13−51−99/14.
  120. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы Текст. // Сб. документов и материалов. М., 1984. — С. 67.
  121. О дальнейшем повышении качества обучения математике в I—III классах общеобразовательных школ РСФСР Текст.: методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 14.06.84. № 16 // Начальная школа. 1984. — № 9. — С. 67−72.
  122. , Р. В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Сфера, 2001. — 240 с.
  123. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 960 с.
  124. , Т. Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе Текст. / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс-минус. 2001. -№ 9.-С. 51.
  125. Основы социальной гигиены Текст. -М., 1969. С. 16−17.
  126. Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования Текст. // Начальная школа. 2002. — № 5 — С. 3−14.
  127. Основные понятия и термины в области образования Текст.: словарь — сост. В. П. Бугрин, Н. В. Борисова. М.: ВИПК, 1999. — 46 с.
  128. , А. А. Избранные труды Текст. / А. А. Остроумов. М., 1950.
  129. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений — под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  130. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. — сост. Е. С. Рапа-цевич. Мн.: Соврем, слово, 2005. — 720 с.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений Текст. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шия-нов и др.- под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001.
  132. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед институтов — под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  133. Педагогическая энциклопедия Текст. -М.: Знание, 1979.
  134. Педагогический словарь Текст. -М., 1960. Т. 1. -11 в с.
  135. , JI. Г. Активизация деятельности детей при изучении вычитания двузначных чисел с переходом через разряд Текст. / JT. Г. Петерсон // Начальная школа. 1997. — № 6. — С. 42−51.
  136. , JI. Г. Методические рекомендации. Математика, 1-й класс: пособие для учителей Текст. / JI. Г. Петерсон. М.: БАЛЛАС, С-инфо, 1996. — 224 с.
  137. , Л. Г. Программа по математике Текст. / Л. Г. Петерсон // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
  138. , В. П. Основные методологические проблемы теории медицины. Текст. / В. П. Петленко. Л., 1982.
  139. , Ю. И. Технические средства обучения и методика их применения в учебном процессе Текст.: учеб. пособие /10. И. Пивовар, А. Я. Тарасен-ко, А. И. Ткаченко. Солнечногорск: Курсы «Выстрел», 1980.
  140. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  141. , И. П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений Текст. / И. П. Подласый. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. — 423 с.
  142. , И. П. Педагогика начальной школы Текст.: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-С. 123.
  143. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. -М., 1975.-463 с.
  144. , М. Личностное знание Текст. / М. Полани. М., 1985.
  145. , М. Здоровье как социальная ценность Текст. / М. Попов, П. Михайлова // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М., 1975. — С. 51−67.
  146. Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на 52-е Герценовские чтения Текст. — под ред. В. В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 177 с.
  147. Прогностическая концепция целей и содержания образования Текст. — под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
  148. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст.- под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. — 87 с.
  149. , А. О науке Текст.- пер. с фр.- под ред. Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990.-736 с.
  150. , А. С. Основы методики начального обучения математике Текст. / А. С. Пчелко. М.: Просвещение, 1965. — 192 с.
  151. , А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах Текст. / А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1973. — 209 с.
  152. Развивающее обучения математике Текст.: межвузовский сб. науч. ст. — под ред. проф. А. К. Артемова. Пенза: ПНГПУ, 1999. — 97 с.
  153. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие Текст. / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — С. 69.
  154. , Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., исправ. -М.: Инфра-М, 1998.-479 с.
  155. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  156. , Е. А. Виды и формы работы с математическими терминами и символами в начальном обучении математике Текст. / Е. А. Рудакова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 48 с.
  157. , Е. А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/РудаковаЕ. А.-Новосибирск, 1998.- 17 с.
  158. , В. Н. Математика Текст.: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. М.: Вен-тана-Граф, 2004.
  159. , Г. И. О природе математического знания Текст.: очерки по методологии математики / Г. И. Рузавин. М.: Мысль, 1968. — 303 с.
  160. , В. И. 25 000 уроков математики Текст. / В. И. Рыжик. М., 1993. -С. 209.
  161. , Н. И. Идейно-художественная особенности бытовой сказки и ее общественно-воспитательная роль в современном обществе Текст. / Н. И. Савушкина. М., 1978.
  162. , Г. И. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1995.-№ 5. — С. 36−39.
  163. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 2002.
  164. , Е. Е. Актуализировать диалог в преподавании Текст. / Е. Е. Семенов // Математика в школе. 1999. -№ 2. — С. 21−24.
  165. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  166. , С. А. Организационно-педагогические условия становления «Школы укрепления здоровья» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сенников С. А. М., 2004. — 26 с.
  167. , Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании Текст.: мо-ногр. / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.
  168. , В. А. Общая педагогика Текст.: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  169. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
  170. Соловьева, J1. Ф. Информатика в видеосюжетах Текст. / Л. Ф. Соловьева. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  171. , А. М. Объяснение в процессе обучения Текст.: элементы дидактической концепции / А. М. Сохар. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  172. Стандарт начального общего образования по математике Текст. // Вестник образования России.-2004.-№ 12.-С. 48−51.
  173. , М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе Текст.: автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.07 / Степанова М. И. М., 2003. — 48 с.
  174. , А. А. Логические проблемы преподавания математики Текст. / А. А. Столяр. Минск, 1965. — 224 с.
  175. , А. А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр. Минск: Вышейшая школа, 1974. — 384 с.
  176. , А. А. Роль математики в гуманизации образования Текст. /
  177. A. А. Столяр // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 5−7.
  178. , В. П. Актуальные проблемы начального обучения Текст. /
  179. B. П. Стрезикозин. М., 1976. — 208 с.
  180. , О. В. Возможности и условия знаково-символического опосредствования вербально-логических задач шестилетними детьми Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/СувороваО. В. -Н. Новгород, 1998.-23 с.
  181. , В. И. Подготовка студентов к обучению младших школьников элементам геометрии на основе идей гуманитаризации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/СутягинаВ. И.-Новосибирск, 2002.-21 с.
  182. , В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. -Киев, 1974.
  183. , Н. Ф. Педагогическая психология Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во ACADEMA, 1999. 288 с.
  184. Тарабакина, J1. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Тарабакина Л. В. М., 2000. — 40 с.
  185. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. — под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 352 с.
  186. , Р. Характер физических законов Текст. / Р. Фейнман. М., 1968. — С. 45.
  187. , Ю. Ф. Педагогика математики Текст. / Ю. Ф. Фоминых, Е. Г. Плотникова. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2006. — 460 с.
  188. , Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст.: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  189. , Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст. / Л. М. Фридман. М., 1983. — 176с.
  190. , Л. М. Теоретические основы методики обучения математике Текст.: пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений / Л. М. Фридман. М.: Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 1998.-С. 140.
  191. , Г. Математика как педагогическая задача Текст. / Г. Фрой-денталь. М.: Просвещение, 1973.
  192. , М. М. Психологические особенности преодоления младшими школьниками затруднений в обучении математике с применением компьютерной техники Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Халидов М. М. -М., 1991.- 16 с.
  193. , А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики Текст. / А. Я. Хинчин // Математика: хрестоматия по истории, методологии, дидактике. М.: Изд-во УРАО, 2001. — С. 243−263.
  194. Хроника Всемирной Организации Здравоохранения Текст. 1978. -№ 7.
  195. , С. Е. Величины в начальном обучении математике Текст.: учеб. пособие / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. — 448 с.
  196. , С. Е. Гуманитарные аспекты темы «Дроби» в современных учебниках математики для начальной школы Текст. / С. Е. Царева // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: сб. научн. тр. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.
  197. , С. Е. Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 1996. — № 1. — С. 41.
  198. , С. Е. Математика и конструирование : программа для начальной школы Текст. / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994.
  199. , С. Е. Математика и методика обучения математике младших школьников (Авторская программа курса. Методические указания по ее реализации.) Текст.: учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и дополн. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. — С. 5.
  200. , С. Е. Методические рекомендации по изучению геометрических величин в начальной школе Текст. / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
  201. , С. Е. Начальная школа Новосибирской земли Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 1992. — № 11−12. — С. 3−6.
  202. , С. Е. Непростые простые задачи Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа.-2005.-№ 1.-С. 49−57.
  203. , С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 2004. — № 4. — С.49−56.
  204. , С. Е. Обучение математике и здоровье учащихся Текст. / С. Е. Царева, М. Г. Волчек // Начальная школа. 2002. — № 11. — С. 15−21.
  205. , Г. А. Введение в школьную жизнь Текст. / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. Томск: Пеленг, 1992.
  206. Чуканова, 3. И. Формирование здорового образа жизни сельского школьника (педагогический аспект) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чуканова 3. И. Красноярск, 1999. — 23 с.
  207. , Д. 3. Наука быть здоровым: учеб. пособие для учащихся Текст. / Д. 3. Шибкова. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.
  208. , А. В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Шувалов А. В. -М., 2000.-26 с.
  209. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Элько-нин.-М., 1989.
  210. Энциклопедический словарь юного математика Текст. — сост. А. П. Савин. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 352 с.
  211. , П. М., Теория и методика обучения математике в начальной школе Текст. / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Педагогика, 1988. — 206 с.
  212. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1 Текст.: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. — 336 е.- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2 [Текст]: книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2001.-256 с.
  213. , И. С. Знания и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская.-М., 1985.-78 с.
  214. , И. С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М., 1980. — 192 с.
  215. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  216. , И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1994. № 2. — С. 64−76.
  217. , Ю. А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки Текст.: автореф. дис.. д-ра биол. наук: 03.00.14 / Ямпольская Ю. А.-М., 2000.-76 с.
  218. , Е. А. Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Яровая Е. А. Новосибирск, 2000. — 16 с.
  219. Gerster, Hans-Dieter Текст.: Arithmetik im Anfangsunterricht. In: Abele, Albrecht / Kalmbach, Herbert (Hrsg.): Handbuch zur Grundschulmathematik. Bandl: Erstes und zweites Schuljahr. Stuttgart, Diisseldorf, Berlin, Leipzig 1994, S. 35−102.176
Заполнить форму текущей работой