Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения
![Диссертация: Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения](https://westud.ru/work/2528046/cover.png)
Диссертация
В исследованиях медицинского направления решением проблемы сохранения здоровья младших школьников называют улучшение диагностики заболеваний, повышение качества профилактических и лечебных мероприятий, обеспечение условий питания, режима дня, освещения, учебного оборудования, помещений и т. д. в соответствии с санитарными правилами и нормами (М. В. Антропова, Н. В. Афанасенкова, В. Ф. Базарный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Характеристика ключевых понятий исследования и постановка проблемы
- 1. 2. Проблема сохранения здоровья в теории и практике обучения младших школьников математике
- 1. 3. Методическое направление решения проблемы здоровьесбережения при обучении математике
- 1. 4. Характеристика методической системы обучения математике, реализующей условия здоровьссбсрсжсния
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
- 2. 1. Цели и результаты обучения математике в методической системе
- 2. 2. Содержание обучения математике в методической системе, реализующей условия здоровьесбережения младших школьников
- 2. 3. Организация обучения математике, обеспечивающая сохранение здоровья младших школьников
- 2. 4. Средства обучения и их использование для выполнения условий здоровьесбережения
- 2. 5. Организация формирующего эксперимента и его результаты
Список литературы
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах Текст.- под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1976. — 247 с.
- Антропова, М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена Текст. / М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.
- Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / А. К. Анохин // Принципы функциональной организации функций.-М., 1973.
- Аргинская, И. И. Программа по математике по системе JI. В. Занкова / Аргинская И. И. //http://www.zankov.ru
- Артемов, А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах Текст. / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина. Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1996. — 224 с.
- Афанасенкова, Н. В. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09, 14.00.17 / Афанасенкова Н. В. Архангельск, 1999.-23 с.
- Бабанский, 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. /10. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Базарный, В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России : сб. материалов Текст. / В. Ф. Базарный. Сергиев Посад, 2004. — 96 с.
- Байморуков, П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах Текст. / П. У. Байморуков. М.: Райл, 1997. — 96 с.
- П.Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах Текст. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова М.: Просвещение, 1984. — 320 с.
- Белошистая, А. В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности Текст. / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. 2000. — № 4.
- Беляев, Е. А. Некоторые особенности развития математического знания Текст. / Е. А. Беляев, Н. А. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
- Беляев, Е. А. Философские и методологические проблемы математики. Текст. / Е. А. Беляев, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 65.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспал ько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько, В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 16−25.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. -№ 1. — С. 3−7.
- Блажевич, Н. В. Математика как язык науки Текст. / Н. В. Блажевич. Екатеринбург, 1993.
- Богдан, Н. В. Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья учащихся 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Афанасенкова Н. В. Челябинск, 2003. — 19 с.
- Богданович, М. В. Урок математики в начальной школе Текст.: пособие для учителя / М. В. Богданович. Киев: Рад. шк., 1991.
- Большая медицинская энциклопедия Текст. 2-е изд. — Т. 10.
- Большая советская энциклопедия Текст. 3-е изд. — 1971. — Т. 4.
- Большой советский энциклопедический словарь Текст. 1979.
- Бор, Н. Атомная физика и человеческое сознание Текст. / Н. Бор. -М., 1961.
- Виленкин, Н. Я. Математика : учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Текст. / Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало, В. Б. Рождественская, J1. П. Стойлова. М.: Просвещение, 1977. — 352 с.
- Вильвовская, А. В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к содержанию Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Вильвовская А. В. М., 1996. — 18 с.
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников Текст. — под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст.- под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Волошинов, А. В. Математика и искусство Текст. / А. В. Волошинов. М.: Просвещение, 1992.
- Волчек, М. Г. Задания для устных упражнений на уроках математики в начальной школе Текст.: методические рекомендации для учителей начальной школы и студентов педколледжа / М. Г. Волчек, Т. Д. Гокова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 119 с.
- Волчек, М. Г. Подготовка студентов педколледжа к проведению пробных уроков математики с позиций здоровьесбережения Текст. / М. Г. Волчек // Начальная школа. 2005. — № 7. — С. 11−18.
- Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах Текст.: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 85−86.
- Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский.-М., 1991.
- Галилей, Г. Избранные труды : в 2 т. Текст. / Г. Галилей. М.: Наука, 1964.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1985. — 88 с.
- Галюшкин, В. Всемирная организация здравоохранения Текст. / В. Галюш-кин.-М., 1959.-С. 13.
- Гамезо, М. В. Зависимость успешности овладения знаковой системой от меры ее наглядности и логической упорядоченности Текст. / М. В. Гомезо / Психологические проблемы переработки знаковой информации. -М.: Наука, 1977. С. 226−228.
- Гладкий, А. В. Язык. Математика. Лингвистика Текст. / А. В. Гладкий // Математика в школе. 1994. -№ 1. — С. 2−9.
- Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
- Горбаткова, Е. Ю. Гигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе (медико-пед. условия) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбаткова Е. 10. Уфа, 1999. — 23 с.
- Грабарь, Н. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / Н. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Наука, 1977. — 270 с.
- Гребенникова, Н. JI. Методика обучения младших школьников математике Текст.: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / Н. JI. Гребенникова. Стерли-тамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. — Ч. 1. — 368 с.
- Гребенникова, Н. JI. Методика обучения младших школьников математике Текст.: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / Н. JI. Гребенникова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. — Ч. 2. — 249 с.
- Гребенникова, Н. JI. Организация начального обучения в зависимости от готовности детей к школе (на материале математики) Текст. / Н. JI. Гребенникова, JI. Н. Уварова. Стерлитамак, 1998. — 87 с.
- Григорян, Н. В. Математика в начальной школе. 1−4 класс. Вместе с родителями Текст. / Н. В. Григорян. СПб.: Нева, 2001. — 144 с.
- Гузеев, В. В. Гуманитарная составляющая обучения математике Текст. / В. В. Гузеев // Математика в школе. 1989. -№ 6. — С. 32−35.
- Гусев, В. А. Как помочь ученику полюбить математику? Текст. / В. А. Гусев. М.: Авангард, 1994. — Ч. 1. — 168 с.
- Гусев, В. А. Математика : справочные материалы Текст. / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович. М., 1986.
- Гусев, В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе Текст.: дис. д-ра пед. наук / Гусев В. А. М., 1990. — 364 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1996.-544 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Далингер, В. А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер, JI. П. Борисова — Омский гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 205 с.
- Демидова, Т. Е. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций: вопросы частной методики / Т. Е. Демидова, JI. И. Чижевская. Брянск: Изд-во БГУ, 2001.- 184 с.
- Добрянская, Р. Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Добрянская Р. Г. Томск, 1999. — 23 с.
- Дорофеев, Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического содержания Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1990. -№ 4. — С. 15−21.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 2003. — С. 169−174.
- Жафяров, А. Ж. Математическая статистика Текст. / А. Ж. Жафяров, Р. А. Жафяров. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — 249 с.
- Жафяров, А. Ж. Профильное обучение математике старшеклассников : учебно-дидактический комплекс Текст. / А. Ж. Жафяров. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — С. 33.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения Текст.: Современная интерпретация: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
- Зайцев, В. В. Математика для младших школьников Текст. / В. В. Зайцев. -М.: Владос, 2001.-72 с.
- Зак, А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников Текст. /А. 3. Зак. М., 1994.-320 с.
- Закон РФ «Об образовании» Текст. // Вестник образования. -1992. № 11. — С. 2−60.
- Занков, J1. В. Избранные педагогические труды Текст. / J1. В. Занков. М., 1996.-424 с.
- Занков, JI. В. Методика преподавания математики Текст. / J1. В. Занков, В. В. Занков. М.: Владос, 1998. — 96 с.
- Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики Текст.: пособие для учителей / И. Г. Зенкевич. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
- Зрение у детей: Проблемы развития Текст. — ответ, ред. В. Ф. Базарный. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 140 с.
- Иванова, Н. К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Н. К. Самара, 2000. — 23 с.
- Ивашова, О. А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий Текст. / О. А. Ивашова // Начальная школа. 1988. — № 4. — С. 26−30.
- Ильин Г. JI. Теоретические основы проективного образования Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ильин Г. JI. -М., 1995.
- Истомина, Н. Б. Математика. 1 класс Текст.: учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина, И. Б. Нефедова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
- Истомина, Н. Б. Математика. 2 класс Текст.: учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. — 176 с.
- Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах Текст. / Н. Б. Истомина. М.: Академия, 2000.-288с.
- Истомина, Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс» (для четырехлетней начальной школы) Текст. / Н. Б. Истомина. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999. С. 59.
- Истомина, Н. Б. Наглядная геометрия Текст. / Н. Б. Истомина. М.: Лин-ка-Пресс, 2001.-64 с.
- Истомина, Н. Б. Программа по математике Текст. / Н. Б. Истомина // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
- Ишухина, Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ишухина Е. В. Шуя, 2000.-24 с.
- Кабаева, В. М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кабаева В. М. М., 2002. — 32 с.
- Калюжная, Р. А. Двигательный режим и здоровье школьника Текст. / Р. А. Калюжная. М., 1977.
- Клайн, М. Математика. Поиск истины — пер. с англ. Текст. / М. Клайн. М., 1988.-296 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. 10. Коджаспиров. М.: Академия, 2001.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−12.
- Концепция развития школьного математического образования Текст. // Математика в школе. 1990.-№ 1.-С. 2−13.
- Кордемский, Б. А. Дидактические игры на уроках математики Текст. / Б. А. Кордемский. М., 1990.
- Крутецкий, В. А. Психология математических способностей младших школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М., 1967.
- Крысин, J1. П. Толковый словарь иноязычных слов Текст. / J1. П. Крысин. -М.: Русский язык, 1998.
- Кудрявцев, В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками Текст. / Т. В. Кудрявцев // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 7.
- Кудрявцев, J1. Д. Мысли о современной математике и ее изучении Текст. / Л. Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1977.-С. 31.
- Кудрявцев, Л. Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / Л. Д. Кудрявцев. М., 1985. — 170 с.
- Кузнецова, И. В. Психологические основания реализации здоровьесбере-гающих технологий в образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Кузнецова И. В. М., 2003. — 58 с.
- Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Кэрролл, J1. Приключения Алисы в стране чудес Текст. / JI. Кэрролл. Новосибирск, 1987.
- Левитас, Г. П. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе Текст. / Г. П. Левитас. М.: Илекса, 2002. — 56 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 2. — 318 с.
- Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М., 1978. — 48 с.
- Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер.-М., 1980.-96 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лобанова, Л. В. Методика преподавания математики в начальной школе Текст.: методические рекомендации / Л. В. Лобанова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999.-72 с.
- Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике Текст. / Н. П. Локалова. -М. :Ось-89, 1997.-80 с.
- Ломова, Н. В. Математика. Система развивающих упражнений Текст. / Н. В. Ломова, Г. Н. Куколевская. М.: Перспектива, 1996. — 88 с.
- Лосев, А. Ф. Миф Число — Сущность Текст. / А. Ф. Лосев — сост. А. А. Тахо-Годи — общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994.
- Львова, 10. Л. Творческая лаборатория учителя Текст.: из опыта работы / Ю. Л. Львова. М.: Просвещение, 1985. — С. 51−60.
- Лядова, С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лядова С. А. Барнаул, 2002.- 19 с.
- Майорова, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А. Н. Майорова. М.: Интеллект-центр, 2001. — 296 с.
- Менчинская, А. Н. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах Текст. / А. Н. Менчинская, М. И. Моро. М.: Просвещение, 1965.- 176 с.
- Мапвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики Текст. / С. Г. Манвелов. -М.: Просвещение, 2002. 175 с.
- Методика начального обучения математике Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / В. Л. Дрозд, А. Т. Катасонова, Л. А. Латонин и др.- под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. -Мн.: Выш. шк., 1988. С. 17.
- Методика преподавания математике в начальной школе Текст.: практикум — сост. Т. В. Амельченко, Ц. Б. Базарова, Н. М. Шишкова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. — 94 с.
- Методика преподавания математики в начальных классах: Вопросы частной методики Текст. — под ред. Н. Б. Истоминой, Е. И. Мишаревой, Р. Н. Ши-ковой, Г. Г. Шмыревой. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
- Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках Текст. // Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. 1983. -№ 32. — С. 10−24.
- Митяева, А. М. Психолого-педагогические условия становления валеоло-гической культуры младших подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Митяева А. М. Брянск, 1999. — 17 с.
- Моро, М. И. Методика обучения математике в I—III классах : пособие для учителя Текст. / М. И. Моро, А. М. Пышкало. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978.-336 с.
- Моро, М. И. О комплекте учебных и учебно-методических пособий по математике для начальной школы Текст. // Начальная школа. 2003. — № 2. — С. 4.
- Моро, М. И. Математика Текст.: учебник для II класса трехлетней начальной школы / М. И. Моро, М. А. Бантова. 17-е изд. — М., 1987. — С. 86.
- Моро, М. И. Программа по математике Текст. / М. И. Моро, Ю. М. Коля-гин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1^): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
- Мухаметрахимова, С. Д. Учебное моделирование как психологический фактор формирования математического мышления учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Мухаметрахимова С. Д. Казань, 2000. — 18 с.
- Мякишева, Т. В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09 / Мякишева Т. В. Смоленск, 2000. — 22 с.
- Неретин, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания в процессе образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Неретин В. Ф. Магнитогорск, 2003. — 22 с.
- Нестерова, Л. В. Воспитание представлений о здоровом образе жизни у школьников в условиях сельского района Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Нестерова Л. В.-Шуя, 2000.- 16 с.
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Текст. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.08.2002 № 13−51−99/14.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы Текст. // Сб. документов и материалов. М., 1984. — С. 67.
- О дальнейшем повышении качества обучения математике в I—III классах общеобразовательных школ РСФСР Текст.: методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 14.06.84. № 16 // Начальная школа. 1984. — № 9. — С. 67−72.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Сфера, 2001. — 240 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 960 с.
- Орехова, Т. Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе Текст. / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс-минус. 2001. -№ 9.-С. 51.
- Основы социальной гигиены Текст. -М., 1969. С. 16−17.
- Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования Текст. // Начальная школа. 2002. — № 5 — С. 3−14.
- Основные понятия и термины в области образования Текст.: словарь — сост. В. П. Бугрин, Н. В. Борисова. М.: ВИПК, 1999. — 46 с.
- Остроумов, А. А. Избранные труды Текст. / А. А. Остроумов. М., 1950.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений — под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. — сост. Е. С. Рапа-цевич. Мн.: Соврем, слово, 2005. — 720 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений Текст. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шия-нов и др.- под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед институтов — под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогическая энциклопедия Текст. -М.: Знание, 1979.
- Педагогический словарь Текст. -М., 1960. Т. 1. -11 в с.
- Петерсон, JI. Г. Активизация деятельности детей при изучении вычитания двузначных чисел с переходом через разряд Текст. / JT. Г. Петерсон // Начальная школа. 1997. — № 6. — С. 42−51.
- Петерсон, JI. Г. Методические рекомендации. Математика, 1-й класс: пособие для учителей Текст. / JI. Г. Петерсон. М.: БАЛЛАС, С-инфо, 1996. — 224 с.
- Петерсон, Л. Г. Программа по математике Текст. / Л. Г. Петерсон // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4): в 2 ч. -М.: Просвещение, 2002. Ч. 1. — 319 с.
- Петленко, В. П. Основные методологические проблемы теории медицины. Текст. / В. П. Петленко. Л., 1982.
- Пивовоар, Ю. И. Технические средства обучения и методика их применения в учебном процессе Текст.: учеб. пособие /10. И. Пивовар, А. Я. Тарасен-ко, А. И. Ткаченко. Солнечногорск: Курсы «Выстрел», 1980.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений Текст. / И. П. Подласый. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. — 423 с.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы Текст.: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-С. 123.
- Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. -М., 1975.-463 с.
- Полани, М. Личностное знание Текст. / М. Полани. М., 1985.
- Попов, М. Здоровье как социальная ценность Текст. / М. Попов, П. Михайлова // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М., 1975. — С. 51−67.
- Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на 52-е Герценовские чтения Текст. — под ред. В. В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 177 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования Текст. — под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст.- под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. — 87 с.
- Пуанкаре, А. О науке Текст.- пер. с фр.- под ред. Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990.-736 с.
- Пчелко, А. С. Основы методики начального обучения математике Текст. / А. С. Пчелко. М.: Просвещение, 1965. — 192 с.
- Пышкало, А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах Текст. / А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1973. — 209 с.
- Развивающее обучения математике Текст.: межвузовский сб. науч. ст. — под ред. проф. А. К. Артемова. Пенза: ПНГПУ, 1999. — 97 с.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие Текст. / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — С. 69.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., исправ. -М.: Инфра-М, 1998.-479 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Рудакова, Е. А. Виды и формы работы с математическими терминами и символами в начальном обучении математике Текст. / Е. А. Рудакова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 48 с.
- Рудакова, Е. А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/РудаковаЕ. А.-Новосибирск, 1998.- 17 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика Текст.: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. М.: Вен-тана-Граф, 2004.
- Рузавин, Г. И. О природе математического знания Текст.: очерки по методологии математики / Г. И. Рузавин. М.: Мысль, 1968. — 303 с.
- Рыжик, В. И. 25 000 уроков математики Текст. / В. И. Рыжик. М., 1993. -С. 209.
- Савушкина, Н. И. Идейно-художественная особенности бытовой сказки и ее общественно-воспитательная роль в современном обществе Текст. / Н. И. Савушкина. М., 1978.
- Саранцев, Г. И. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1995.-№ 5. — С. 36−39.
- Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 2002.
- Семенов, Е. Е. Актуализировать диалог в преподавании Текст. / Е. Е. Семенов // Математика в школе. 1999. -№ 2. — С. 21−24.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенников, С. А. Организационно-педагогические условия становления «Школы укрепления здоровья» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сенников С. А. М., 2004. — 26 с.
- Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании Текст.: мо-ногр. / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.
- Сластенин, В. А. Общая педагогика Текст.: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
- Соловьева, J1. Ф. Информатика в видеосюжетах Текст. / Л. Ф. Соловьева. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Сохар, А. М. Объяснение в процессе обучения Текст.: элементы дидактической концепции / А. М. Сохар. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Стандарт начального общего образования по математике Текст. // Вестник образования России.-2004.-№ 12.-С. 48−51.
- Степанова, М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе Текст.: автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.07 / Степанова М. И. М., 2003. — 48 с.
- Столяр, А. А. Логические проблемы преподавания математики Текст. / А. А. Столяр. Минск, 1965. — 224 с.
- Столяр, А. А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр. Минск: Вышейшая школа, 1974. — 384 с.
- Столяр, А. А. Роль математики в гуманизации образования Текст. /
- A. А. Столяр // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 5−7.
- Стрезикозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения Текст. /
- B. П. Стрезикозин. М., 1976. — 208 с.
- Суворова, О. В. Возможности и условия знаково-символического опосредствования вербально-логических задач шестилетними детьми Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/СувороваО. В. -Н. Новгород, 1998.-23 с.
- Сутягина, В. И. Подготовка студентов к обучению младших школьников элементам геометрии на основе идей гуманитаризации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/СутягинаВ. И.-Новосибирск, 2002.-21 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. -Киев, 1974.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во ACADEMA, 1999. 288 с.
- Тарабакина, J1. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Тарабакина Л. В. М., 2000. — 40 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. — под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 352 с.
- Фейнман, Р. Характер физических законов Текст. / Р. Фейнман. М., 1968. — С. 45.
- Фоминых, Ю. Ф. Педагогика математики Текст. / Ю. Ф. Фоминых, Е. Г. Плотникова. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2006. — 460 с.
- Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст.: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст. / Л. М. Фридман. М., 1983. — 176с.
- Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике Текст.: пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений / Л. М. Фридман. М.: Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 1998.-С. 140.
- Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача Текст. / Г. Фрой-денталь. М.: Просвещение, 1973.
- Халидов, М. М. Психологические особенности преодоления младшими школьниками затруднений в обучении математике с применением компьютерной техники Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Халидов М. М. -М., 1991.- 16 с.
- Хинчин, А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики Текст. / А. Я. Хинчин // Математика: хрестоматия по истории, методологии, дидактике. М.: Изд-во УРАО, 2001. — С. 243−263.
- Хроника Всемирной Организации Здравоохранения Текст. 1978. -№ 7.
- Царева, С. Е. Величины в начальном обучении математике Текст.: учеб. пособие / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. — 448 с.
- Царева, С. Е. Гуманитарные аспекты темы «Дроби» в современных учебниках математики для начальной школы Текст. / С. Е. Царева // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: сб. научн. тр. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.
- Царева, С. Е. Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 1996. — № 1. — С. 41.
- Царева, С. Е. Математика и конструирование : программа для начальной школы Текст. / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994.
- Царева, С. Е. Математика и методика обучения математике младших школьников (Авторская программа курса. Методические указания по ее реализации.) Текст.: учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и дополн. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. — С. 5.
- Царева, С. Е. Методические рекомендации по изучению геометрических величин в начальной школе Текст. / С. Е. Царева. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
- Царева, С. Е. Начальная школа Новосибирской земли Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 1992. — № 11−12. — С. 3−6.
- Царева, С. Е. Непростые простые задачи Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа.-2005.-№ 1.-С. 49−57.
- Царева, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа. 2004. — № 4. — С.49−56.
- Царева, С. Е. Обучение математике и здоровье учащихся Текст. / С. Е. Царева, М. Г. Волчек // Начальная школа. 2002. — № 11. — С. 15−21.
- Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь Текст. / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. Томск: Пеленг, 1992.
- Чуканова, 3. И. Формирование здорового образа жизни сельского школьника (педагогический аспект) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чуканова 3. И. Красноярск, 1999. — 23 с.
- Шибкова, Д. 3. Наука быть здоровым: учеб. пособие для учащихся Текст. / Д. 3. Шибкова. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.
- Шувалов, А. В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Шувалов А. В. -М., 2000.-26 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Элько-нин.-М., 1989.
- Энциклопедический словарь юного математика Текст. — сост. А. П. Савин. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 352 с.
- Эрдниев, П. М., Теория и методика обучения математике в начальной школе Текст. / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Педагогика, 1988. — 206 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1 Текст.: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. — 336 е.- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2 [Текст]: книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2001.-256 с.
- Якиманская, И. С. Знания и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская.-М., 1985.-78 с.
- Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М., 1980. — 192 с.
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1994. № 2. — С. 64−76.
- Ямпольская, Ю. А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки Текст.: автореф. дис.. д-ра биол. наук: 03.00.14 / Ямпольская Ю. А.-М., 2000.-76 с.
- Яровая, Е. А. Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Яровая Е. А. Новосибирск, 2000. — 16 с.
- Gerster, Hans-Dieter Текст.: Arithmetik im Anfangsunterricht. In: Abele, Albrecht / Kalmbach, Herbert (Hrsg.): Handbuch zur Grundschulmathematik. Bandl: Erstes und zweites Schuljahr. Stuttgart, Diisseldorf, Berlin, Leipzig 1994, S. 35−102.176