а) труд по уходу за растениями.
Полив растений. В этом возрасте дети приучаются к поливу крупных растений, растущих в кадках, ящиках. Сложность — в определении количества воды. Путем проб и ошибок и с использованием щупа определяется количество воды для полива.
Рыхление. Продолжается формирование навыков рыхления растений высаженных в ровные ряды, находящихся друг от друга на большом расстоянии (свекла, картофель, морковь). Начинают обучать рыхлению растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы) Прополка. Если в среднем дошкольном возрасте дети привлекаются к прополке лишь после того, как растения немного подрастут и у них сформируются все основные органы, то со старшими дошкольниками начинать прополку целесообразно значительно раньше. В этом случае появляется возможность наблюдать растения в разные периоды роста. Вначале детей следует учить обращать внимание только на свойства культурных растений, после накопления определенного опыта дети при участии взрослого начинают ориентироваться в свойствах сорняков: специфический запах (укроп — пряно горький запах, бобы, горох — сладкий запах); характер поверхностного покрова. Например, наличие жестких волосков.
Посев крупных и мелких семян. Посадка рассады томатов, капусты, цветочных культур, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки.
б) по уходу за животными Старшие дошкольники моют кормушки, поилки, поддоны, самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участие в зависимости от их потребностей, участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи, принимают участие в заготовке корма, самостоятельно чистят клетки, вольеры. Террариумы, совместно с воспитателем меняют воду в аквариуме.
Труд в природе организуется в форме поручений, коллективного труда и дежурства в уголке природы.
Выбор форм зависит от:
- — объема работы. При небольшом объеме работы выбирают индивидуальные поручения, дежурства, при большом — коллективный труд, групповые поручения.
- — возраста детей. В младшем возрасте предпочтение отдается индивидуальным поручениям, в среднем — групповым поручениям и коллективному труду, в старшем — дежурствам и коллективному труду.
- в) дежурства в уголке природы
Используется в работе с детьми старшей группы Предполагает поочередное выполнение дежурными постоянного и определенного круга обязанностей Совершенствуются навыки труда в природе Формируются общественные мотивы труда.