Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические факторы формирования гражданского самочувствия студентов профессионального образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мониторинговое исследование «Гражданского самочувствия» в учебных заведениях выступает важным фактором организации гражданского воспитания, упреждения возникающих конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами и администрацией профессионального образовательного учреждения. Зная мысленастроения студентов, удовлетворенность их своим гражданским самочувствием, экономическими… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Место и роль «Гражданского самочувствия» студентов в жизнедеятельности профессионального образовательного учреждения
    • 1. 1. «Гражданское самочувствие»: сущность и содержание
    • 1. 2. Взаимосвязь гражданского самочувствия студентов и их патриотического воспитания
  • 2. глава. Принципы и методы формирования гражданского самочувствия студентов
    • 2. 1. Ценностные приоритеты студентов профессионального образовательного учреждения
    • 2. 2. Деятельность педагогического коллектива по формированию гражданского самочувствия студентов
    • 2. 3. Опытно-экспериментальное подтверждение концепции исследования

Педагогические факторы формирования гражданского самочувствия студентов профессионального образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное российское общество находится в состоянии качественных социальных изменений, связанных с болезненным переходом к рыночной экономике. Наряду с положительными преобразованиями в экономике, в стране получили широкое распространение такие негативные социальные явления, как криминализация общества, тяжелое материальное положение значительной части населения, разрушение многих культурных традиций. Педагогический анализ ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений показывает, что нравственно-мотивационная сфера молодой личности резко смещена в сторону бездуховности и индивидуализма. Современная общественно-педагогическая ситуация осложняется тем, что в течение длительного времени в процессе деидеологизации была сдвинута на второй план государственная политика в области воспитания молодежи на принципах высокой гражданственности и патриотизма.

Таким образом, в современном отечественном образовании резко обозначилось противоречие между необходимостью усиления патриотического воспитания учащихся и педагогическими возможностями руководителей учебных заведений и педагогов успешно решать данную проблему. В этой связи возрастает роль педагогической науки в определении реальных подходов к организации патриотического воспитания учащейся молодежи, в качестве одного из которых выступает формирование гражданского самочувствия учащейся молодежи, являющегося субъективной основой их личностного поведения, отношения к учебе, к соблюдению прав человека.

Ориентация в гражданском самочувствии учащихся — необходимое условие успешного общения педагогов с ними, эффективности организации учебно-воспитательной работы. Знание состояния гражданского самочувствия учащихся позволяет определиться с выбором педагогических технологий воздействия на их сознание, упредить возникновение конфликтов, как в процессе школьной деятельности, так и в общественной жизни.

Научная разработанность проблемы.

Проблема гражданского самочувствия как особого духовного феномена, обладающего сложной структурой и механизмами детерминации, разработана в отечественной педагогической литературе недостаточно. Само понятие «гражданское самочувствие» требует теоретико-методологического обоснования и нуждается в фундаментальных и прикладных исследованиях. В социологии, социальной психологии и философии накоплены данные, которые можно рассматривать как достаточные предпосылки для гносеологической разработки понятия «гражданского самочувствия» и проведения социально-педагогических исследований.

Феноменологически гражданское самочувствие тесно связано с такими социальными философскими понятиями как гражданин, гражданственность, гражданское воспитание. Философские и социальные аспекты гражданственности и роли воспитания в ее развитии рассматривались в работах Л. П. Буевой, Р. Г. Гуровой, С. И. Иконниковой, С. М. Ковалева, М. С. Когана, А. И. Красина, В. Т. Лисовского.

Социально-психологические особенности духовного формирования личности и условия регуляции общественного поведения как гражданина исследованы в работах В. В. Давыдова, А. Г. Ковалева. И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Мерлина, С Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

Автором концепции «гражданского самочувствия народа» и введения ее в научный оборот является доктор философских наук, профессор В. М. Шепель. В одной из первых журнальных публикаций «Что определяет гражданское самочувствие народа?» (М., 1989), гражданское самочувствие определяется автором как «внутренняя основа личного и общественного настроения, мотивации поступков». В качестве научно-прикладной категории гражданское самочувствие народа получило признание в «Аналитической записке «Социально-психологическая поддержка населения Российской Федерацию^ 1995 г) Комитета по социальной политике при Президенте РФ.

В 1996 году автор вновь возвращается к проблеме гражданского самочувствия, значительно конкретизируя толкование понятия «гражданское самочувствие» по сравнению с первой позицией. В новой интерпретации оно представлено как «сложное внутреннее состояние людей, элементами которого является их настроение, морально-психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения"1.

Педагогический подход исследования разных аспектов проблемы гражданского самочувствия учащихся представлен в работах Баныкиной С. В., Майоровой А. В., Апраксиной М. В., Земш М. Б., Мухамедовой Л. И., Курбатовой А. В., Пудовкиной Ю. Н., составляющих школу профессора В. М. Шепеля. В исследованиях указанных авторов содержатся ценные теоретические и эмпирические материалы, характеризующие данный феномен в контексте концепции здорового образа жизни (ортобиоза) молодежи и ее гражданского становления.

Многолетний мониторинг «гражданского самочувствия учащихся" — проводимый кафедрой «человековедческих технологий» Института повышения квалификации работников образования Московской области, свидетельствует, что данный феномен выступает важным фактором упреждения возникновения конфликтных ситуаций, комфортизации общения субъектов учебного социума.

В целом же гражданское самочувствие как особый духовный феномен личности и социума мало исследован в педагогической науке. Вместе с тем, знание его состояния является важным информационным продуктом для руководителей и педагогов всех образовательных учреждений. Обладание данным информационным продуктом необходимо для управления учебным заведением, для создания научно-обоснованных педагогических мер по гуманизации учебно-воспитательной работы с учащимися. В этой связи особый научно-исследовательский интерес представляет гносеологическое обоснование критериев его замерения, определение приоритетных факторов его формирования в образовательном учреждении, его роли в патриотическом.

1 ШепсльВ.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М. 1996. С. 291. воспитании молодежи, обучающейся в профессиональном образовательном учебном учреждении.

Все вышеперечисленное обусловило выбор темы диссертационного исследования: какие педагогические факторы позволяют обеспечить формирование позитивного гражданского самочувствия учащихся колледжа в парадигме гуманизации образования и усиления их патриотического воспитания.

Объект исследования — гражданское самочувствие студентов профессионального образовательного учреждения.

Предмет исследования — деятельность педагогического коллектива по формированию гражданского самочувствия студентов в профессиональном образовательном учреждении.

Цель исследования: Теоретико-прикладное обоснование феномена «гражданское самочувствие учащихся" — определение педагогических факторов его направленного формирования в профессиональном образовательном учреждении;

Гипотеза исследования:

Состояние гражданского самочувствия студентов зависит от ряда субъективных и объективных условий. В современном образовательном учреждении имеются достаточные условия для направленного формирования гражданского самочувствия студентов. Однако уровень их использования не соответствует задачам организации учебно-воспитательной работы, социально-возрастным потребностям учащейся молодежи. Данное противоречие может быть гипотетически преодолено: если руководитель и педагоги образовательного учреждения будут четко представлять сущность феномена «гражданское самочувствие молодежи" — если в образовательном учреждении проводится мониторинг гражданского самочувствия учащихся, благодаря которому педагогический коллектив имеет возможность объективно ориентироваться в его состоянии и вносить соответствующие коррективы в учебно-воспитательную работуесли образовательное учреждение, местная адинистрация, преподаватели, родительская общественность объединят свои усилия в эффективном использовании педагогических факторов (информационный продукт, полученный в результате мониторинга «Гражданское самочувствие студентов», скорректированная на его основе учебно-воспитательная работа, деятельность педагогического коллектива с родителями и местной администрации по патриотическому воспитанию молодежи и здоровому образу жизни) по формированию здорового гражданского самочувствия молодежи.

Задачи исследования:

— выявить приоритетные составляющие гражданского самочувствия учащихся;

— разработать критерии определения состояния гражданского самочувствия учащихся,.

— установить факторы, определяющие состояние гражданского самочувствия учащихся в современных социально-экономических условиях;

— проанализировать влияние гражданского самочувствия учащихся на их патриотическое воспитание;

— обосновать практические рекомендации по направленному формированию гражданского самочувствия учащихся в профессиональном образовательном учреждении.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, в которых используется гносеологический аппарат и научная логика исследований, совпадающих по своей направленности с целью и задачами диссертационного исследования. Среди них особо полезными для работы над диссертацией признаны исследования:

А.А. Бодалева, JT.A. Петровской, А. Н. Лутошкина по психолого-педагогическим проблемам общения,.

А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, J1.B. Тодо-рова, В. А. Разумного по гуманитарным проблемам воспитания,.

П.В. Худоминского, Л. И. Мухамедовой, Н. В. Гришиной по проблемам управления образовательных учреждений,.

К.Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева по педагогической антропологии,.

И.И. Мечникова, В. М. Шепеля по ортобиотике.

Методы исследования: контент-анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, анкетные опросыинтервьюмониторинг, компьютерная обработка данных, эксперимент.

Экспериментальная база исследования: Кущевский колледж технологии, экономики и права Краснодарского края, Лицей Моды г. Москвы.

Достоверность результатов исследования. Генеральный объем выборки составляет 160 человек.

Достоверность проводимого исследования обусловлена репрезентативностью, систематезированностью, постоянной обновляемостью данных исследования, отражающих восприятие и оценку учащимися социально-экономической действительности, условий обучения и обстановки в семье.

Этапы исследования:

Первый этап (1996;1997гг) — теоретическое изучение источниковой базы о гражданском самочувствии как феномена, выявление факторов, определяющих состояние гражданского самочувствия учащихся, обоснование цели и задач исследования, формулирование гипотезы, разработка плана опытно-экспериментальной работы;

Второй этап: (1997;1998 гг.) — разработка методики мониторинга гражданского самочувствия учащихся, накопление эмпирических данных и экспериментальных результатов, анализ полученного материала и теоретико-прикладное обоснование педагогических факторов, оказывающих воздействия на состояние гражданского самочувствия учащихся;

Третий этап: (1999;2001 гг.) — обобщение теоретических и опытно-экспериментальных данных, разработка практических рекомендаций по использованию педагогических факторов, оказывающих воздействие на состояние гражданского самочувствия учащихся, в учебно-воспитательной работе колледжа и при организации их патриотического воспитания.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость.

Предпринята одна из первых теоретико-прикладных попыток изучения гражданского самочувствия учащихся профессионального образовательного учреждения.

Представлена гносеологическая характеристика феномена «гражданское самочувствие учащихся» профессионального образовательного заведения;

Обоснована взаимосвязь между состоянием гражданского самочувствия учащихся и их патриотическим воспитанием;

Выявлены критерии замерения гражданского самочувствия учащихся;

Создана методика мониторинга гражданского самочувствия учащихся;

Обобщен опыт педагогического использования данных мониторинга гражданского самочувствия учащихся в учебно-воспитательной работе;

Основные положения, выносимые на защиту.

Теоретическое обоснование понятия «гражданское самочувствие учащихся».

Приоритетные составляющие гражданского самочувствия учащихся профессионального образовательного учебного заведения;

Педагогические факторы направленного формирования гражданского самочувствия учащихся исследуемого колледжа.

Практические рекомендации по использованию педагогических факторов формирования гражданского самочувствия учащихся в работе по их патриотическому воспитанию.

Практическая значимость исследования.

Теоретические и фактологические результаты исследования позволят привлечь внимание руководителей учебных учреждений к необходимости организации мониторинговых исследований гражданского самочувствия учащихся.

Благодаря полученной фактологической информации возможно более качественно организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, выявлять педагогически обоснованные факторы воздействия на их граждан-&diamsское мировоззрение. Велико значение данной информации для осуществления в учебных заведениях патриотического воспитания, нахождение эффективных педагогических методов организации учебно-воспитательного процесса.

Социологический инструментарий и методика проведения мониторинга гражданского самочувствия учащихся могут быть использованы в работе администрации всех типов образовательных учреждений.

Не исключено признание целесообразности обучения при повышении профессиональной квалификации педагогических работников и руководителей учебных заведений, организации мониторинга по изучению гражданского самочувствия учащихся. и.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования, использованые при организации учебно-воспитательной работы в Кущевском колледже, явились предметом обсуждения на педагогическом Совете, в работе с родителями учащихся. Неоднократно результаты мониторинга гражданского самочувствия учащихся рассматривались в местных муниципальных органах.

Результаты исследования обсуждались на кафедре человековедческих технологий ИПК и ПРНО МО, на советах руководителей средних профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края, в публикациях местной печати, в статьях краевой прессы.

Основные положения, выводы, разработанная методика замерения гражданского самочувствия учащихся, практические рекомендации для администрации образовательного учреждения по его направленному формированию были представлены на международной научно-практической конференции «Конфликтология как составляющая гражданского воспитания молодежи» (Москва, 2000 г.), на организованной администрацией Кущевского района и колледжем научно-практической конференции «Гражданско-правовая защищенность учащихся» 2002 г., а также в публикациях автора.

Заключение

.

К основным теоретико-прикладным выводам исследования «Гражданского самочувствия студентов» Кущевского колледжа среднего-профессионального учебного заведения можно отнести следующие положения:

1. Социологический анализ ценностных ориентаций учащихся различных образовательных учреждений показал, что нравственная и мотиваци-онная сферы личности подвержены деградации, резко смещены в сторону бездуховности, индивидуализма, космополитизма, субкультурных предпочтений. Осложняется и тем, что в течение длительного времени в процессе деидеологизации ушла на второй план государственная политика в области воспитания, основанная на принципах высокой гражданственности.

2. Гражданское самочувствие — обобщенная характеристика мыс-ленастроений учащихся, обусловленных уровней их удовлетворенности экономическими, социально-политическими условиями жизни, трудовой деятельностью, состоянием личного здоровья. Оптимизм и пессимизм, — системообразующие понятия и характеристики его состояния.

3. Ориентация в самочувствии молодого человека — основа успешного индивидуального общения с ним. Ориентация в гражданском самочувствии молодых людей в той социально-психологической ситуации, в которой они жизнедеятельствуют, позволяет верно избрать конкретные модели поведения, выстроить технологию воздействия на их сознание, избежать ошибок в неконструктивном поведении молодых людей и упредить возникновение конфликта как в процессе учебной деятельности, так и в личной жизни. Поэтому необходимо в учебных заведениях проводить мониторинговые исследования по замерению состояния гражданского самочувствия. Анализ этой информации позволит администрации учебных заведений более гибко проводить весь учебно-воспитательный процесс.

4. Мониторинговое исследование «Гражданского самочувствия» в учебных заведениях выступает важным фактором организации гражданского воспитания, упреждения возникающих конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами и администрацией профессионального образовательного учреждения. Зная мысленастроения студентов, удовлетворенность их своим гражданским самочувствием, экономическими, социально-политическими условиями жизни, трудовой деятельностью, состоянием личного здоровья, определяя оптимистическое или пессимистическое у них настроение, можно целенаправленно работать над формированием гражданской позиции и гражданских ценностей у воспитанников в процессе их профессионального самоопределения.

5. При целенаправленном осуществлении формирования гражданских ценностей и профессиональной ориентации, развитии умений и трудовых навыков, повышается качество знаний учащихся и расширяется их кругозор, формируется их мировоззрение. На данном этапе формирования гражданского самосознания направление работы включает в себя воспитание патриотизма, интернационализма, толерантностиразвитие высоконравственных качествизучение учащимися основных исторических периодов Россииосвоение культурных и исторических традиций народа. Работая по мониторингу «Гражданское самочувствие» со студентами средних профессиональных учебных заведений, задумываясь над вопросами, которые перед ними ставит анкета, размышляя, ища ответы, мы должны студентов поднять до всестороннего осмысления своего гражданского долга, своих обязанностей перед обществом и государством, осознания возможностей своего «Я» в собственном развитии и становлении. Мониторинг «Гражданское самочувствие» выступает как информационный фактор организации патриотического воспитания. Так как, с одной стороны, он способен дать информацию об уровне удовлетворенности своим гражданским самочувствием и статусом, с другое-способен сформировать гражданскую позицию, что является частью патриотического воспитания.

6. Гражданское самочувствие студентов измеряется по таким показателям, как удовлетворенность состоянием здоровья, материальным положением, социальным статусом, учебной деятельностью, право-силовой защищенностью, обустроенностью своей жизни, межличностными отношениями в учебном заведении, состоянием политической, социально экономической, экологической, межнациональной ситуацией в регионе проживания и в стране в целом.

7. Гражданское самочувствие является субъектной категорией, представляет собой объективную реальность. Гражданское самочувствие учащихся является, с одной стороны, компонентом более сложного феномена социального настроения, с другой, само представляет сложный феномен, имеющий свои многообразные формы выражения, свою сущность и содержание.

8. Феномен «Гражданское самочувствие» выступает интегративным понятием, исследующим состояние удовлетворенности студентов своим самочувствием, как фактором патриотического воспитания. Признаками, по которым диагностируется патриотическое воспитание, является — сформированное^ гражданской культуры, включающая такие понятия, как «гражданская позиция» и «готовность к социально значимой деятельности».

9. Для учащейся молодежи в целом характерна ориентация на индивидуализм, силу, деньги. В профессиональной образовательной среде, как показывает исследование, все активнее утверждаются ценностные установки, характерные для общества с рыночной экономикой, такие, как индивидуализм, рационализм и позитивизм.

10. Наименее разработанной педагогической проблемой гражданского самочувствия является технологическое обеспечение процесса его функционирования в учебном заведении. Уровень гражданского воспитания таков, что учащиеся не относят к гражданским качествам личности такие качества, как чувство долга, ответственность, гражданскую активность и сознательность, демократизм и патриотизм, воспитание своих прав и обязанностей и уважительное отношение к законам. Чрезвычайно слабым остается стремление молодежи к политической самоорганизации. Молодежь волнует проблема преступности (60,9%). Преступность выступает весьма значимым, отрицательно воздействующим фактором. В целом, основная ориентация молодежи направлена на самореализацию. Мотив и цель: занять достойное место в обществе не за счет обогащения, а за счет личностного саморазвития, за счет становления высокого социально-профессионального статуса.

11. В рамках разработанного нами подхода формирования гражданского самочувствия учащихся будет эффективным, если будет обеспечиваться развитие гражданских убеждений, которые включают в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально-личностный компонент (переживания), практически — действенный компонент (потребность поступать определенным образом). Таким образом, патриотическое воспитание развивает внутреннюю позицию учащихся.

12. Одной из причин возросшего числа учащейся молодежи, занимающейся наркоманией, проституцией, криминалом, является низкий уровень их удовлетворенности своим гражданским статусом в современном российском обществе.

13. Осознание своего гражданского статуса в обществе, в среднем профессиональном учебном заведении непосредственно связано с состоянием гражданского самочувствия студентов.

14. Гражданское самочувствие как интегративное отражение в сознании учащихся своей удовлетворенности материальным положением, право-силовой защищенностью, получением образования, обстановкой в классном коллективе, состоянием своего здоровья и перспективности профессиональной карьеры, оказывает непосредственное воздействие на мыслена-строения учащихся, на их реальное поведение в колледже и в общественных местах, на отношение к своим гражданским правам и обязанностям.

15. По результатам пилотажного мониторингового замерения и анализа полученных данных было выявлено, что уровень удовлетворения учащимися своими социальными статусами: материальным уровнем жизни, трудом (учебой), право-силовой защищенностью, отношениями в семье, составило соответственно такое распределение: 44,3%, 25%, 35,4%, 56%.

В результате проведенной комплескной учебно-воспитательной работы, скорректированной на базе полученной информации были достигнуты следующие результаты: по материальным уровнем жизни 76,9%, трудом (учебой) — 49,9?^ право-силовой защищенностью- 44,6%, отношениями в семье-86%. Положительные сдвиги произошли и по остальным показателям «гражданского самочувствия». Таким образом, было зафиксировано улучшение в целом гражданского самочувствия учащихся.

16. Проведенная экспериментальная работа подтвердила, что разработанные на основе нового информационного продукта, полученного в результате проведения мониторинга, рекомендации по корректировке организации учебно-воспитательного процесса в колледже и работы педагогического коллектива с родителями и администрацией по патриотическому воспитанию молодежи и здоровому образу жизни способствовали улучшению гражданского самочувствия учащейся молодежи, формированию у них устойчивого жизненного оптимизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 301 с.
  2. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. Под ред. М. Н. Мальковской. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — с. 17−39
  3. В.Г. Человек как предмет познания. J1.: Изд-во ЛГУ, 1968. -338 с.
  4. Е.А. Социальный образ жизни (методологические и методические вопросы) М., 1980 г.
  5. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987. — 64с.
  6. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 133с.
  7. Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977 — с. 74−92
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  9. В.И. Моральный выбор личности: альтернатива и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224с.
  10. И. С. Организация педагогического процесса в современной школе. С-Пб.: Образование, 1994. — 72с
  11. О.Л. Социальное самочувствии, методологические проблемы, ав-тореф канд п наук.
  12. М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М.: Наука, 1986.-е. 80−160
  13. Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422с.
  14. Н.Бехтерев И. Ф. Объективная психология. М., 1992г
  15. В. П. Введение в философию воспитания. М.: Фон духовного и нравственного образования, 1996. — 141с.
  16. П. П. Гражданское или человеческое воспитание? // Свободное воспитание и свободная школа. 1918, № 4−5. с.84
  17. П.П. Педагогика. М.: Гос. изд. «Работник просвещения», 1922. -164с.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -310 с.
  19. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просве щение, 1974. -223с.
  20. Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно структурный анализ). Ленинград: РГПУ, 1991. — 86 с.
  21. Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины учащихся. Л. 1933 г.
  22. А.П. Современный образ жизни: проблемы и суждения. М., 1978
  23. З.И. Единство воспитания и обучения школьников. Л., 1980.-36с.
  24. О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения. Истор.-педаг. аспект Автореф. дисс.. канд. пед. наук М., 1991 Институт молодежи. — 17 с.
  25. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1990, — 177с.
  26. Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982.
  27. Ф.Д. Индивидуализм и гражданственность в экспериментальной группе \ Проблемы инженерной психологии. М., 1964 г
  28. Граждане кое самочувствие учителей Московской области// Информационно-аналитический материал социологического исследования, декабрь, апрель-ноябрь 1996 г. Центр Человековедческих технологий.
  29. А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Автореф. дисс. канд.пед.н. С-Пб: 1996. — 16 с.
  30. .С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Виша Школа, 1986. — 200 с.
  31. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 447с.
  32. В.И. Основы теоретической педагогики. С-Пб.: Изд-во С-Пб университета, 1992. — 151с.
  33. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. -Санкт-Петербург, 1995. 104с.
  34. В.Е., Королев Ф. Ф. Воспитание, образование, обучение как понятия и термины педагогики // Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 1967. — 391 с.
  35. В.Е. Дисциплина в школе. М., 1958.
  36. Е.И. Структура групповой деятельности: Автореф. дисс. канд.пед.н. Киев, 1977. — 21 с.
  37. U.K. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. — 407 с.
  38. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М., 1984.
  39. .А. Массовое сознание М., 1987 г.
  40. В. толковый словарь живого великорусского языка. Т.П. М.: Наука, 1979 г. 58с.
  41. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366с.
  42. Дж. Локк. Мысли о воспитании. Педагогические сочинения. М, 1939 г.
  43. Г ражданское самочувствие учительства Московской области РФ в современных условиях \Информационно-аналитический материал по результатаммониторингового исследования (весна-осень 1995 г. осень 1996 г.) -М: 1996. с 3−5.
  44. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей.-Избранные педагогические соч.-М.:Учпедгиз, 1956.
  45. В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. С-Пб.: РГПУ, 1993. — 40с.
  46. Журавлев В.И. XXVII съезд КПСС и проблемы методологии педагогической науки. М.: Педагогика, 1988, — 199с.
  47. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. — 121с.
  48. И.М., Бабочкин П И. Основы общей концепции воспитания жизнеспособных поколений. Проект (рукопись). М., 1995. — 33 с.
  49. И.А. Творческая идея нашего будущего (об основах духовного характера) Публичная речь. СПб, 1993, с.2
  50. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  51. П.Ф. Педагогический процесс. //Избр. педагогические сочинения. Под ред. А. И. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — с.163−231
  52. А.Н. Классовое воспитание: методология, теория, практика. М., 1985.
  53. В.А. Воспитай гражданина. М.: Знание, 1986. — 83 с.
  54. Д.А. Потребности: поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968 г.
  55. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996, — 188с.
  56. Г. О воспитании гражданственности, -Петроград, 1916г.
  57. Школа будущего школа работы. Основные вопросы школьной организации, -Петроград, 1920 г.
  58. В.И. Формирование гражданского облика старшеклассников. -Кишинев, 1995 г.
  59. И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л.: ЛГПИ, 1988 — 82 с.
  60. Е.М. Демократизация образования в советской школе. На материалах Петрограда-Ленинграда 1917−1929 гг.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С-Пб.: РГПУ, 1993. — 16 с.
  61. Я.А. Великая дидактика. -Избр. пед. соч.-М.: Учпедгиз, 1955.
  62. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 292 с.
  63. Конвенция о правах ребенка (справочные материалы). / Сост. Трухачева Т.В.-С-П6.Л994.-63с.
  64. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М., 1968.
  65. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии. Тематические исследования. М., 1991
  66. В.Ю. Демократизация школьной жизни. М.: Знание, 1991. -40с.
  67. Н.К. Педагогические соч. В 10 Т. М., 1957−1963. Т.2
  68. Л.В. Истоки гражданственности. М., 1986.
  69. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. С.-Пб.: Тускарора, 1996. — 175
  70. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. -136 с.
  71. Ле Бон Г. Психология народов и масс, СПб., 1896 г. Арон Р. Демократизм и тоталитаризм/Пер. с фран. Г. И. Семенова М., 1993 г.
  72. В.М. «Модели мира» и образ человека: критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  73. В.И. Полн. собр. соч. Т. 41
  74. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. -38с.
  75. .Г. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. — 527с.
  76. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
  77. А.С. Педагогические сочинения: В 8 Т. /Редкол.: М. И. Кондаков и др. М.: Педагогика. Т. 1 — 368 с.
  78. А.С. Педагогически сочинения: В 8 Т. Т. 5 336с.
  79. А.С. Педагогические сочинения: В 8 Т. Т. 7 -.336с.
  80. А.С. Педагогические сочинения: В 8 Т. Т. 8 -.336с.
  81. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.:Педагогика, 1988. 142 с.
  82. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415с.
  83. Материалы сравнительного социологического исследования «гражданского самочувствия учительства» г. Астрахани и Московской области. Центр Человековедческих технологий г. Москва, апрель-май 1996 г.
  84. В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: Автореф. дисс. канд.пед.н. -Минск, 1993.-1 «с.
  85. Методические рекомендации по воспитательной работе в школе (9−10 классы). Авт.-сост. Батракова И. С., Колесникова И. А. Л., 1982. — 62 с. 96. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с франц. — М.:Прогресс, 1973.-406с.
  86. Э.И. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. М.: Л., 1947.
  87. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.:1983.
  88. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994, ч. I. — 171 с.
  89. Н.И., О воспитании и наставничестве детей. Избранные педагогические сочинения, -М, 1956г
  90. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917−1973 гг. М., 1974. — с.
  91. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.- 278 с.
  92. О человеческом в человеке / Под ред. Фролова И.Т.- М.: Политиздат, 1991.-382 с.
  93. Опыт, проблемы и пути формирования гражданской зрелости молодежи. Архангельск, 1986. — 155 с.
  94. Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Ахаян Т. К. М.: Прометей, 1991.- 160с.
  95. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917−1980) / Под ред. Кузина Н. П., Колмаковой М. Н. М.: Педагогика, 1986. — 287 с.
  96. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 19 611 986 гт. / Под ред. Панагина Ф. Г. и др. М.: Педагогика, 1987. — 415 с.
  97. .Д. Общественное настроение, М., 1966 г. Основы социально-психологической теории, М., 1971 г.
  98. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  99. Педагогика / Под ред. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 603 с.
  100. Педагогика школы / Под ред. Щукиной Г. И. М.: Просвещение, 1977.384 с.
  101. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. -С-Пб., 1993.-175с.
  102. Педагогический поиск М. Педагогика, 1988. — 469 с.
  103. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы / Под ред. Лебедева О. Е. С-Пб.: ЦПИ, 1994. -98с.
  104. Л.И. Введенпе в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб, 1908 г.
  105. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. Диссертация педагогических наук, — Екатеренбург, 1997 г.
  106. А.П. Педагогика. Т. 1−2. М.: Работник просвещения, 19 231 925. Т. 1−276с., Т.2. -222с.
  107. А.П. Советская педагогика за десять лет (1917−1927). М.: 1927.-с.
  108. Н.И., Вопросы жизни, Избранные сочинения, — М, 1953г.
  109. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб, 1908г
  110. В.И. Формирование личности старшеклассника советской школы в процессе осуществления общественно-политической деятельности. -Л.:ЛГПИ, 1980. -78 с.
  111. В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. -М.: Мысль, 1985. -253с.
  112. И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  113. Политология, Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост. Аверьянова Ю. И. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993 — 431 с. (в пер.)
  114. В.В. На пути к демократической школе. М.: Знание, 1991.-64с.
  115. С.Д. Психодиагностика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  116. Проблемы демократизации педагогического процесса в школе. Метод, рекомендации для учителей. Авт.-сост. Батракова И. С. С-Пб., 1991. — 63 с.
  117. Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1984. — 134 с.
  118. Программа воспитания. Петербургская концепция /Колесникова И.А., Барышников Е. Н. и др. С-Пб.: СПбУПМ, 1993. — 45 с.
  119. Психология развивающейся личности /Под ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1987. — 239 с.
  120. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. С-Пб» 1996.-140 с.
  121. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. Л.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  122. Радость творчества (из опыта работы школы-гимназии № 226) С-Пб., 1996−72 с.
  123. А.Н., Беседа о том, что есть сын отечества. Избранные сочинения, -, 1952 г.
  124. Л.Е. Дисциплина и культура поведения школьника. М.: 1941.
  125. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. -с. 201−214
  126. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
  127. Е.В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации образования Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сочи, 1998.
  128. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., «Большая российская энциклопедия», 1993. — 608 с.
  129. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  130. М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиций теории отношений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С-Пб., 1996. — 22 с.
  131. В.К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Киев, 1987. 17 с.
  132. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.-232с.
  133. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  134. Ю.А. Педагогические условия воспитание гражданственности старшеклассников., -Сп-б: 1997.
  135. В.И. Образ жизни: понятия, реальные проблемы. М., 1975 г.
  136. .Т. Новые грани теоретической социологии? социальное настроение как объект социологического анализа Проблемы теоретической социологии Сб. статей // иод ред. А О. Бороева СПб, 1996 г., вып 2
  137. А.И. Структура общественного сознания., М., 1968 г.
  138. В.М. Управленческая антропология. Человековедческая ком-петенстность менеджера. Управленческая антропология. -М: Дом педагогики, 2000 г.
  139. В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. -М:Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
  140. В.М. Шепель Что определяет гражданское самочувствие народа? -М., 1989.
Заполнить форму текущей работой