Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания: На примере Японии
Диссертация
В качестве основы нравственного воспитания выступают синто, конфуцианство, дзэн, бусидопричем бусидо образует поведенческий элемент. Синто учит японцев поклонению предкам и природе, но вместе с тем воспитывает у них национальный дух. Из буддизма японские педагоги перенесли в школы идеи о самодисциплине, настойчивости, целеустремленности, ограничении желаний. Конфуцианство послужило основой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Основные понятия теории нравственного воспитания
- 1. 2. Место и роль нравственного воспитания в общей системе воспитания
- 1. 3. Основные различия культурных традиций нравственного воспитания в странах Запада и Востока
- 1. 4. Критерии моральной воспитанности в европейской и восточной системе воспитания
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ЯПОНИИ
- 2. 1. Традиционные учения, формирующие концептуальные представления о нравственном воспитании
- 2. 2. Основные этапы становления системы нравственного воспитания в рамках школьного образования
- 2. 3. Концептуализация представлений японцев о нравственности в паремиях
- 2. 4. Проблема нравственного становления личности в японской системе воспитания
- Выводы по главе II
- ГЛАВА III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ, ФОРМИРУЮЩИХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В
- ЯПОНИИ
- 3. 1. Культивирование нравственных норм поведения в современном обществе
- 3. 2. Нравственное воспитание в японской семье и школе
- 3. 3. Педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания
- 3. 4. Современные тенденции и перспективы в осуществлении нравственного воспитания в Японии
- Выводы по главе III
Список литературы
- Азаров В.Н. Духовность и современная школа // Педагогический Вестник.- 1997.- № 8.- С.24−29
- Айдемиров, Н.Г. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики // Вестн. Ставропол. гос. пед. ун-та. Ставрополь, 2001. — Вып. 27. — С. 51−54
- Алексеевская Н. Особенности духовной японской традиции // Фумото. -1999.-№ 1.- С. 42- 49
- Алпатов В.М. Новые дискуссии о будущем японской письменности // Япония 1991−1992: Ежегодник.- М.: Наука, 1994. С. 245−249.
- Артемов В.М. Личностное бытие как образовательный фактор/ Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса. В 3 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. — с. 356
- Багаутдинов A.M. Формирование нравственной культуры студенчества: (Соц.-филос. анализ): Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Башк. гос. ун-т. Уфа, 1997. — 28 с.
- Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 17 с.
- Беднякова О. Раздумья под трель школьного звонка // Япония сегодня. -1999.-№ 5.-С. 6−7
- Белая книга по образованию в Японии. (Генеральное обследование учебных заведений: 1992 финансовый год) // Япония о себе и мире. 1994. -№ 8. — с. 55−75
- Ю.Берндт Ю. Лики Японии / Пер. с нем.- М.: Наука, 1988. 300 с.
- Бобахо В.А., Левикова С. И. Культурология // Программа базового курса, хрестоматия, словарь-терминов.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Богай Е. Дети в Японии. // Фумото. 1999.- № 1.- С. 64−65
- И.Богословский Jl. К вопросу о характеристике японцев // Удар Солнца или Гири- чувство чести /Сост.В. С. Пинхасович.- М.:СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999.- С. 82−152.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — май. — С. 15−21.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. № 4. — С. 11−17
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов-на-Дону: РПТУ, 1997. — 30 с.
- Боярчук Ю.В. Японская школа: Проблемы и перспективы // Педагогика, 1996. -№ 3. С.107−111
- Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. -Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. 144 с.
- Боярчук Ю. В. Успехи народного образования в Японии // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. — № 1. — С. 163 -167
- Боярчук Ю. В. «Дзюку «для самых маленьких: Нач. образование в Японии // Чужая азбука: Еженед. прил. к «Учительской газете «. 1996.28 марта. — С. 4
- Боярчук Ю.В. Развитие образования в современной Японии: Реформа средней школы и образовательные стандарты. // Школьные реформы и образовательные стандарты. М. 1995. С. 23−51
- Боярчук Ю.В. Японский образовательный феномен // Педагогический калейдоскоп. 1997. — 31 март. — С.7
- Боярчук Ю.В. Высокообразованное общество: опыт Японии. // Мир образования. 1997. — № 3. — С. 30−33
- Боярчук Ю.В. Японская школа: принцип связи с жизнью // Воспитание школьника. 1997. — № 5.- С. 12−17
- Бондарко А. Японские девочки и мальчики. Какие они? // Начальная школа.- 1998.-№ 9.-С. 8−15
- Вакаев В.А. Роль этнических традиций социализации в нравственном воспитании молодого поколения // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений. Барнаул, 2001. — Ч. 2. — С. 179−182
- Васильев А.С. История Востока.- М.: Наука, 1972.
- Введение в культурологию. М.: Владос, 1996.
- Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 255 с.
- Вульфсон Б.В. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. — № 3. — С.86−89
- Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток. Традиции и современность.- М.: Знание, 1993. С. 6−103
- Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика, «работы разных лет», в 2-х тт., *< М., 1971, т. 2, с. 61—67
- Герасимова Н.И. Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии. Автореф.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000. — 21 с.
- Гессен, С.И. О понятии и цели нравственного образования // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20−50-е годы XX века. Саранск, 1998.-С. 152−165
- Гинбаяси К., Чошанов М., Ямадзаки Н. Радостные уроки, или почему ф японские дети любят математику // Народное образование. 1991. — № 12.1. С. 21−26
- Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979
- Гэ, Чжэнмин. Мэн-цзы (372−289 до н.э.) // Перспективы. Париж, 1995. -N ½.-С. 113−122
- Денисов Ю.Д. «Экономика, основанная на знаниях» настоящее и будущее Японии // Японский опыт для российских реформ. — 1998.• Вып.1.-С. 24−31.
- Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. М., 1987.
- Дехтерева Л.П. Нравственность, право, экология // Шк. духовности. М., 2001.-№ 6.-С. 34−39
- Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. — М.: Рос. пед. агенство, 1997.-84 с. сщ 43. Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии. — 1993. — № 6.- С. 43−52
- Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. T.l. -М.: Мысль, 1972.-386 с.
- Дудина, М.Н. Русская философия космизма и этическая педагогика // Безопасность. М., 2001. — N ½. — С. 70−79
- Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации: Глинские чтения / Ин-т общего образования, Ист.-патриот. о-во «Наследники Александра Невского». М.: Самшит-издат, 2002. — 169 с.- (Б-ка духов, просвещения)
- Дьюи Д. Введение в философию воспитания, М., 1921.
- Емузова, Н. Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у
- Подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 1995.-24 с.
- Еркович С. Образование в Японии от периода сегуната до наших дней // Народное образование. 1997. — № 4. — С. 26−34
- Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные и праздники. М.:
- Материалы науч. конф. «XXX Огаревские чтения», 3−7 дек. 2001 г. -Саранск, 2001.-С. 107−110
- Зосимовский, А.В. Критерии моральной воспитанности//Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. М., 1998. — № 2. — С. 67−73
- Иванов Д.А. Философско-методические основания педагогической деятельности, реализующей личностно-ориентированное содержание образования // Вопросы философии, 1992 № 3−4. — С.65−82
- Иванов Д.А., Тубельский А. Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок// Вопросы методологии. -№ 1−2. — 1992. -С.84 -92.
- Иофан Н.А. Культура древней Японии, М., 1974
- История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г./ Отв. редактор А. Е. Жуков. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 659 с.
- История Японии. Т.2. 1868 1998 / Отв. редактор А. Е. Жуков. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 703 с.
- Иэнага С. История японской культуры. М., 1972 Кадыбайкина М. Не вызубрил не выйдешь // Учительская газета. — 1997. — № 21. — С.З.
- Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл / Коллективная монография под руководством P.M. Джарылгасиновой, М. В. Крюкова.- М.: Наука, 1989. 360 с.
- Казанков В.В. Нравственные приемы социально-педагогической поддержки человека в современном обществе // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. СПб.- Тюмень, 2002. — С. 41−55
- Кант И. О педагогике. Трактаты и письма, М., 1980 С. 445−504.
- Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей // Избранные педагогические сочинения. М. -С. 232−257
- Капул Н.П., В.Ф.Кириленко. Словарь чтений японских имен и фамилий. — М.: Русский язык, 1990. 533 с.
- Карнозова J1.M., Александрова Г. И. Двутематические ОД-игры по проблемам образования: социокультурный, методологический и игротехническй аспекты // Вопросы методологии. № 2. — 1991. — с.72 — 83
- Катагари И. Проблемы преподавания истории педагогики в Японии // Истории педагогики как учебный предмет (Международное исследование) -М.: Наука, 1995.- С. 165.
- Кириллова О.В. Гуманность как основа нравственного воспитания // Изв. Нац. акад. наук и искусств Чуваш. Респ. = Чуваш республикин аслахпа унер наци академи хыпаресем. Чебоксары, 1997. — № 3. — С. 61−71
- Кейка Сени. Школьная реформа как центральная проблема истории педагогики//История педагогики как учебный предмет (Международное исследование) — М.: Наука, 1995. С.75
- Кейси Осима, Фуруя Кэйси. Эпоха Мейдзи и рождение современной Японии//Курьер ЮНЕСКО. 1986.- С.31−33
- Коваль С.Н., Холин Ю. В. Дух воина: Философия и практика дзэн.-Краснодар: Маерли, 1993. 224 с.
- Коковина Н.З. Роль национальной традиции в нравственном воспитании учащихся И Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. -Курск, 2000.-С. 143−148
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995. № 6. — С. 84−89
- Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1977.- 416 с.
- Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.- М.: Искусство, 1980.
- Кликунов Н. Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономические особенности // Magister. 1996. — № 4. -С. 50−59.
- Краткая философская энциклопедия. М.:. Изд. Группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.
- Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001.
- Культурология // Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2003.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1971. — 268 с.
- Лекторский В А. Культура, культурология, образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1997. № 2. — С. 3−5
- Курносикова, Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры : Автореф. дис. канд. филос. наук / Морд. гос. ун-т. Саранск, 1996. — 16 с.
- Леонтьева Е.Ю. Специфика европейского мышления (философско-методологический аспект) // Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 17 с.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1979.
- Макаренко Л.С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957−1958. Т. 7.
- Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т развития личности РАО. М., 1996. — 18 с.
- Малькова З.А. Стратегия развития образования для XXI века в Японии // Сб.науч.трудов: Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М.: РАО Ин-т теоретической подготовки и международных исследований в образовании, 1997. — С. 83−104.
- Малявин В.В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр./ Под редакцией К. И. Салимовой.- М.:изд.АПН СССР, 1988. С. 57−66.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука и культура, 1990.
- Мараини Ф. Япония: Обряды и традиции.-М.:Наука, 1980.
- Маркарьян С.Б. Государственная политика Японии в отношении религии // Японский опыт для российских реформ. 1998. — Вып.4.- С.49−57.
- Маршакова-Шайкевич И. В. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 4349.
- Матятин Т.Н. Школа Японии: изнанка прогресса // Педагогический вестник. 1995. — № 5. — С. 56−62
- Мещеряков А.Н. Герои, творцы, хранители японской старины. М.: Наука, 1988. -240 с.
- Мид М. «Культура и мир детства», М., 1988.
- Микаберидзе Г. В. США-Япония: чья школа лучше? // Сравнительная педагогика. 1996. — Вып. 3. — С. 67−76
- Моисеев А.И. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. 1997. — № 4. — С. 48−51
- Молодякова Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен (полтора века эволюции). М.: Наука.- 1996. — 372 с.
- Молодякова Э.В. Преподавание национальной истории в Японии: государственная политика и общественное мнение // Японский опыт для российских реформ. 1998. — Вып. 4. — С. 58−66
- Молодякова, Э.В. Моральное воспитание в японской школе // Японский опыт для российских реформ. М., 1999. — С. 53−60
- Молодякова Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен, М. РИО Институт востоковедения РАН. 1996, с. 16
- Нагата X. История философской мысли Японии / Пер. с яп.- М.: Прогресс, 1991.-416 с.
- Накорчевский А.А. Синто. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. — 464 с.
- Народное образование в Японии в вопросах и ответах// Япония о себе и мире, 1994-№ 8.-С. 76−100
- Новожилова И.В., Трухачева З. С. Духовный опыт поколений в нравственном воспитании будущих специалистов // К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. науч. конф., 3−5 окт. 2000 г. — Омск, 2000. — Т. 2. — С. 19−20
- Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М.: ИВЛ, 1961.
- Общество и образование в современном мире / Сост. Г. Е. Еремеев. — М.: ИНПО, 1993. -94 с.
- Осима Кэйси, Фуруя Кэйси. Эпоха Мэйдзи и рождение современной Японии // Курьер ЮНЕСКО. 1986.- С.31−33.
- Осипов А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2001. — С. 522−529
- Основы философии в вопросах и ответах. Ростов: издательство Феникс, 1997.- 448 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. М.: Академия, 1998. — 512с.
- Педагогика и логика. Сб. научных статей под ред. Г. П. Щедровицкого. -М.: Касталь, 1993. 416 с.
- Пестеров П. Н- Новицкая Е. Н. Философские проблемы нравственного образования // Философия и образование: (Тез. и материалы науч. конф., апр. 2002 г.). Новосибирск, 2002. — С. 34−37
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.'-94 с.
- Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравнительного анализа). — М.: Госкомвуз России, 1995. — 86 с.
- Познакомьтесь: Япония. Информационное издание посольства Японии, 1994.
- Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. -№ 9−10. — С.106−113.
- Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 107−111.
- Пономарева Г. М., Тюляева Т. И. Основы культурологии //Учебн. пособие 11 класс.-М.: ACT, 2002.-420с.
- Почему молодежь убегает от науки? // Япония сегодня. 1995. — № 6. -С. 5.
- Преображенский «В школьном мундире» // Семья и школа. 1990. -.№ 3.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Японцы: этнографические очерки, — М.: Наука, 1983.- 147 с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Японцы. М.: Наука, 1985. — 351 с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М.:Изд-во «ВиМ», 1996. — 400 с.
- Психология и педагогика: Учебн. пособие для вузов./ Под ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2003.-421с.
- Психологическая теория коллектива (под ред. А.В. Петровского), М., 1979.
- Семенцов B.C. «Проблемы трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты», «Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации», М., 1988,.-С. 5−32.
- Радугин А.А. Философия: Курс лекций.- М.: Центр, 1996. 336 с.
- Разумовский В.Г. Маленькие секреты большого успеха // Педагогика. -1993.-№ 2.-С.11−115.
- Родионов M.JI. Народное образование в Японии и его проблемы // Межвузовское совещание по вопросам сравнительной педагогики. М.: МГПИ.- 1969. — С. 36−40.
- Родионов M.JI. Дальний Восток // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр. / под редакцией К. И. Салимовой.-М.: изд. АПН ССР, 1988. С. 189−196
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М.: РПЭ, 1999. Т.2. — С. 659−600.
- Савкина, Г. П. Освоение старшеклассниками нравственных ценностей: (Социологический анализ) // Регионология. Саранск, 2001. — N 1. — С. 273 276.
- Сакайя Таити. Что такое Япония? / Пер. с яп. М.: Партнер Ко Лтд, 1992.-336 с.
- Салимова К.И. Встречи и беседы с японскими педагогами // Народное образование. -1989. № 12. — С.12−14.
- Салимова К.И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность.- Токио, 1993. 235 с.
- Сальвин Е.Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа // Удар Солнца или Гири- чувство чести / Сост. B.C. Пинхасович.-М.: СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999. С. 153−184.
- Сатыбалдинова К. Учитель и преподаватель (Восток и Запад: традиции и современность) // Вестник высшей школы Alma mater. 2000. — № 1.- С. 26−30.
- Сенсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия «Пилигрим"/ Пер. с англ. СПб.: Издательство «Евразия», 1999. — 576 с.
- Сидоров В. Провозвестие XX века //Живая этика. М.: Республика, 1992.-С. 379−388.
- Сироткин Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Науч.-метод. пособие / Казан, гос. пед. ун-т, Казан, гос. акад. культуры и искусств. Казань, 1995. — 79 с.
- Словарь-справочник по нравологии: Для педагогов, воспитателей, родителей и студентов / Авт.-сост. Рахимов А. З. Уфа: Творчество, 2000. -299 с.
- Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника: (На материале анализа вальдорфской педагогики) // Прикл. психология и психоанализ. М., 2001. — № 2. — С. 71−78.
- Снетков В.Н. Гражданственность как основа нравственно-правового воспитания // Моделирование экономических и социальных процессов. -СПб., 1998.-С. 137−143.
- Соколов А.И. Высшая школа Японии и ее реформа в 70-е годы. Научно-аналитический обзор.- М.: Наука, 1975. С. 48.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое: Пер. с англ. / Ун-т Рос. акад. образования. М., 2002. — 288 с.
- Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1991. — № 3. -С.140−151.
- Столбун В.Д., Харитонова Н. Ю. М.М. Рубинштейн о нравственном характере и путях его воспитания // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Ярославль- Тверь, 2001. — Т. 4. — С. 527−558.
- Судзуки С. Реформа образования в Японии // Педагогика. 1992. — № 34. — С. 53−57.
- Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. — № 4. — С. 64−73.
- Тавровский Ю.В. Загадки «японского духа». М.: Советская Россия, 1989.- 128 с.
- Тельнова Н.А. Этическое просвещение в системе образования // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград, 1999.-С. 340−343.
- Терентьев А.А. И.А. Ильин о духовно-нравственных ориентирах воспитания и образования подрастающего поколения // Проблемы духовной жизни: история и современность. Н. Новгород, 2002. — С. 140 154
- Тихоцкая И.С. Система образования в Японии: уроки негативного опыта // Японский опыт для российских реформ. 1998.- Вып.З. — С. 76−83
- Ткаченко Е. Российское образование в Японии // Педагогика 1992. -№ 3−4.-С. 21−24.
- Узденова С.Б., Герасимова Н. И. К истории образования школы в современной Японии // Горизонты гуманитарного знания. Юбилейный сборник. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ 1999. — С. 132−140.
- Уотс А.В. Путь дзэн. Киев, 1993.
- Ушков A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. — С.103−139.
- Ушков A.M. Китайско-конфуцианский культурный ареал // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. — С.178−194.
- Федоришин М.С. Диалог мировоззрений // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. — С. 247−258.
- Философский словарь.- М.: Политиздат, 1987. 406 с.
- Фукукава Синдзи. Мировые тенденции развития в Японии воспринимаются неоднозначно // Япония сегодня. 1998. — № 1, — С. 5.
- Холопова Т.И., Лебедева М. М. Протокол и этике для деловых людей.-М.: АНКИЛ, 1994.- 186с.
- Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Высшая школа, 1982.
- Шарипова Э.А. Проблема нравственного менталитета личности // Вестн. Башкир, ун-та. Уфа, 1998. -№ 3. — С. 37−39
- Шелестова Е.Н. Эстетика и религия японцев как противоречиво функционирующая целостность // Человек и мир в японской культуре. -М.: Наука, 1985. С. 258−266.
- Шемшурина А.И. Этическое воспитание как средство изменения нравственной сферы жизнедеятельности детей // Мир психологии. М., 002.-N3. — С. 245−250.
- Щедровицкий Т.П. Система педагогических исследования (методологический анализ). Педагогика и логика. М., 1968.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона ст. «Воспитание», С.-Петербург, 1892, т. 13.
- Ямагути Итиро. Нихондзин-но итирюсюги (Чувство превосходства у японцев). Токио, 1951. 163 с.
- Япония: полвека обновления. Сборник статей. Отв.ред. В. Б. Рамзес. Москва: изд-во Толк АОЗТ «Техноплюс», 1995 г. 468 с.
- Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М.-1996.
- Японский феномен. М.: Наука, 1996.
- Akira Nohara. Ima katei de gakko de. Tokyo, 1993.
- Amano Ikuo: hisorique du debat sur la reforme de Teducation. [email protected]
- Bernier В., Le Japon contemporain, une economie nationale, une economie morale Montreal, Les Presses de l’Universite de Montreal.- 1995.
- Bernier B. et M. Richard, 1995, «Fudo» and «Jomon» Some Japanese Intellectuals Define Japanese Culture» 223−246, m M-S Chen, C. Comtois et L N Shyu (dir), East Asia Perspectives Montreal, ACEA
- Berque A. Etre humain sur la terre. Paris.Gallimard.- 1996.
- Byron K., Marshall. Learning to be modern, japanese political discourse on education, 1994.
- Les caracteristiques du systeme d’education japonais. Pour enfants japonais seulement. 1998. [email protected]
- Les caracteristiques du systeme d’education japonais. 1998. [email protected]
- Comaroff Jean et John Comaroff, 1991, Of Revelation and Revolution Christianity, Colonialism, and Consciousness in South Africa Chicago, University of Chicago Press.
- Covell, K.- Howe, R.B. Moral education through the 3 Rs: rights, respect and responsibility // J. of moral education. Abingdon, 2001. — Vol. 30, N 1. -P. 29−41
- Le Cri de desespoir d’un enseignant japonais. 15.04.98. [email protected]
- De l’origine du systeme d’ecriture japonais. Etienne Deschenaux. Paris, 1997−99.
- De la Bastide Henri. Les quatre voyages au coeur des civilisations. Editions du Rocher, Monaco, 1985, p. 177−180 (p.225).
- Une ecole omnipresente. 19.08.98. [email protected]
- Les ecoles secondaires unifiees. [email protected]
- Eisenstadt S. N., 1996, Japanese Civilization Chicago, University of Chicago Press
- Goodman J.F. Niceness and the limits of rules // J. of moral education. -Abingdon, 2001. Vol. 30, N 4. — P. 349−360
- Haydon G. John Wilson and the place of morality in education // J. of moral education. Abingdon, 2000. — Vol. 29, N 3. — P. 355−365
- Histoire du systeme d’education japonais: L’Antiquite (du YI au XII siecle). 1997. [email protected]
- Histoire du systeme d’education japonais: Le Moyen Age (du YII au XYI. siecle). 1997. [email protected]
- Histoire du systeme d’education japonais: Periode pre-moderne ou Epoque Edo (1603−1868). 1997. [email protected]
- Histoire de l’education japonaise: la periode Edo. 22.07.98. [email protected]
- Les indecis du secondaire. 29.01.99. [email protected]
- L’industrie des examens. [email protected]
- L’Integration des reseaux en milieu scolaire japonais: Abuneken. [email protected]
- Japan: Profile of a nation. Kodansha International. Tokyo- 1995. 360 p.
- Jung C. Memories, Dreams, Reflections.L., 1963.
- Kato H. L’image culturelle de la France au Japon.//Dialogues et cultures. Lausanne, 1992-N 7. p.36−42
- Keishi Saeki. Individuality and the abandonment of education// Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p. 10−12 Keohane, N.O. Moral education in the modern university // Proc. of the Amer. philos. soc. Philadelphia, 1998. — Vol. 142, N 2. — P.244−257
- Kurimoto K. La transmission des valeurs.-Le cas japonais.// Les amis de Sevres. 1988-N 131.p.22−29
- Leavitt J., 1991, «The Shapes of Modernity : On the Philosophical Roots of Anthropological Doctrines», Culture, XI, 1−2 :29−42.
- Masayasu Hosaka. Japan’s coban system. //Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p.27−28
- Les mots de l’education japonaise (1). 10.03.98. [email protected]
- Les mots de l’education japonaise (2). 10.03.98. [email protected]
- Les mots de l’education japonaise: Les universites de cycle court. 8.07.98. [email protected]
- Mitsuharu Miyamoto. Charasteristics of Japanese corporate education // Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997. P.7−10
- Murata Eiichi. Le sens de la pidagogie de Freinet au Japon. Bulletin International 18 SpMcial Japon, 1998.
- Nakane C., La societe japonaise. Paris, Armand Colin. 1974.
- Nobiyuki Kaji. The japanese need history textbooks based on their historical perceptions//Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p. 12−14
- Quelques pas dans le monde japonais de l’education. 24.02.98. [email protected]
- La reforme de l’education au Japon: et 9a continue. 14.12,98. [email protected]
- Rapport de recommandation du quatorzieme Conseil de Deliberation sur Ies problemes juveniles. Decembre. 1997. [email protected]
- Raulo M. Moral education and development // J. of social philosophy. -Villanova, 2000. Vol. 31, № 4. — P. 507−518
- Sasaki Mizue. View of Today’s Japan. Tokyo, 1995. P.75−75
- The secret of education lies in respect for tradition and the cultivation of sentiment//Japan CuiTents. Vol l.No.7 July 1997. P.4−7.
- Schoppa L. Education reform in Japan. -NY, 1991.
- Standish P. Ethics before equality: moral education // J. of moral education. -Abingdon, 2001. Vol. 30, № 4. — P. 339−347
- Steutel, J.- Spiecker, B. Authority in educational relationships //J. of moral education. Abingdon, 2000. — Vol. 29, № 3. — P. 323−337
- Suzuki D. Zen and Japanese Culture. Tokyo, 1991
- Takazawa S. Tenshin Okakura’s prayer and call of «Asia is one».// Japan Currents № 7, 1997, p.23−25.
- Tetsuya Miyazaki. Compensated dating and postwar public Japan//Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p.29.
- Tirri, K.- Husu, J. Teachers' ethical choices in sociomoral settings // J. of moral education. Abingdon, 2001. — Vol. 30, № 4. — P. 361−375.
- Tobin J. Japanese Preschools and the Pedagogiy of Selfhood //Rosenberg, Nancy R. Japanese Sense of Self. Cambrige, Cambrige University Press.
- Umesao T. et M. Tada (dir.), 1972, Nihon bunka no kozo Vol. 1, Tokyo, Kodansha.
- Yuki Shiose. La classe avec ou sans dieux. Bulletin de I’AAQ. Vol.3, no.2, 1997.
- White F.A. Relationship of family socialization processes to adolescent moral thought // J. of social psychology. Provincetown, 2000. — Vol. 140, N 1. -P. 75−91.
- Структура японской системы образования
- Уровень образования Возраст (лет) Учебное заведение Продолжитель ность обучения
- Дошкольное образование 4−5 Детский сад 2 года
- Начальное образование 6 Начальная школа 6 лет
- Среднее образование 12 Неполная средняя школа 3 года
- Полная средняя школа 3 года
- Среднее спец.уч.заведение 5 лет
- Высшее образование 18 Колледж 2 года1. Университет 4 года22 Магистратура 2 года24 Докторантура 3 года