Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ условий обучения дошкольников с использованием наглядных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Итак, на основании результатов констатирующего… Читать ещё >

Сравнительный анализ условий обучения дошкольников с использованием наглядных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование по использованию средств наглядности при обучении дошкольников было проведено в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 85 «Улыбка» города Волжский, Волгоградской области, в нем принимали участие дети старших групп в количестве 25 детей экспериментальная группа (приложение 1) и 25 детей контрольная группа (приложение 2), в возрасте от 5,6 до 6,2 лет.

Цель исследования — рассмотреть возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях в ДОУ.

Исследование по использованию средств наглядности при обучении дошкольников особенностей проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе нами был составлен комплекс диагностических методик:

— диагностическая методика «Нелепицы», автор — составитель Р. С. Немов. (Приложение 3).

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

— диагностическая методика «Времена года», автор — составитель Р. С. Немов. (Приложение 4).

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно — образного мышления) детей с 4 лет.

— диагностическая методика «Серия сюжетных картинок», автор: С. Д. Забрамная. (Приложение 5).

Цель: выявление уровня сформированности наглядно — образного мышления детей с 4 лет.

На констатирующем этапе первой была применена диагностическая методика исследования «Нелепицы».

На основании анализа результатов в экспериментальной группе на констатирующем этапе были получены следующие данные:

  • 4 ребенка (16%) набрали от 8 до 9 баллов: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
  • 12 детей (48%) набрали от 4 до 7 баллов: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть, или ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5−7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 8 детей (32%) набрали от 2 до 3 баллов: к сожалению эти дети за отведенное время не успели заметить 1 — 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Один из детей показал очень низкий результат, он за отведенное время успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Полученные данные по диагностической методике «Нелепицы», автор — составитель Р. С. Немов, по экспериментальной группе на констатирующем этапе.

На констатирующем в контрольной группе по диагностической методике «Нелепицы» мы получили следующие данные:

  • 2 ребенка (8%) набрали от 8 до 9 баллов: дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумели до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
  • 9 детей (36%) набрали от 4 до 7 баллов: дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успели до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть, или заметили все имеющиеся нелепицы, но 5−7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 12 детей (48%) набрали от 2 до 3 баллов: к сожалению эти дети за отведенное время не успели заметить 1 — 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Двое детей показали очень низкий результат, они за отведенное время они успели обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Полученные данные по диагностической методике «Нелепицы», автор — составитель Р. С. Немов, в контрольной группе на констатирующем этапе.

Проведенная нами диагностическая методика «Нелепицы» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны.

Далее нами была проведена диагностическая методика «Времена года», автор — составитель Р. С. Немов.

Анализ полученных результатов в экспериментальной группе на констатирующем этапе по данной методике:

Трое детей (12%) набрали от 8 до 9 баллов (высокий уровень развития) — дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 — 7 признаков, подтверждающих их мнение, на всех картинках, вместе взятых.

  • 8 детей (32%) набрали от 6 до 7 баллов (норма) — они правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3 — 4 признака, подтверждающих его мнение.
  • 13 детей (52%) набрали от 4 до 5 баллов (средний уровень) — дети правильно определили время года только на 1 — 2 картинках из 4 и указали только 1 — 2 признака в подтверждение своего мнения.

Один из детей не справился с заданием и показал низкий уровень развития, ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Полученные данные по диагностической методике «Времена года», автор — составитель Р. С. Немов, в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Анализ полученных результатов в контрольной группе на констатирующем этапе по данной методике:

Двое детей (8%) набрали от 8 до 9 баллов (высокий уровень развития) — дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 — 7 признаков, подтверждающих их мнение, на всех картинках, вместе взятых.

  • 6 детей (24%) набрали от 6 до 7 баллов (норма) — они правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3 — 4 признака, подтверждающих его мнение.
  • 15 детей (60%) набрали от 4 до 5 баллов (средний уровень) — дети правильно определили время года только на 1 — 2 картинках из 4 и указали только 1 — 2 признака в подтверждение своего мнения.

Двое детей не справился с заданием и показали низкий уровень развития, они не смогли правильно определить ни одного времени года и не назвали точно ни одного признака.

Полученные данные по диагностической методике «Времена года», автор — составитель Р. С. Немов, в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Проведенная нами диагностическая методика «Времена года» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. У многих детей был определен средний уровень развития.

Далее на констатирующем этапе нами была проведена диагностическая методика «Серия сюжетных картинок», автор С. Д. Забрамная.

Проведенная нами диагностическая методика «Серия сюжетных картинок» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. У многих детей был также определен средний уровень развития.

На основании полученных результатов на формирующем этапе нами был разработан комплекс занятий — экскурсий, направленный на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств.

Содержание воспитательно-образовательной работы на прогулках — экскурсиях по городу Волжскому, Волгоградской обл. был апробирован с детьми старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, какие условия будут созданы, зависит то, как мы сможем обучить ребенка, дать ему необходимые знания об окружающем его мире.

Далее, после проведения на формирующем этапе комплексе мероприятий направленный на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств для всестороннего развития дошкольников мы провели контрольный этап, на котором были применены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

Итак, на основании результатов констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень всестороннего развития детей в экспериментальной и контрольной группах был одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента по направлению на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств показал, что разработанный и проведенный нами комплекс мероприятий на формирующем этапе был разработан и эффективно применен на практике.

Своеобразие методов обучения состоит также в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в учебном процессе. Задача эта решается педагогом в процессе управления обучением дошкольника.

Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (живое слово учителя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические). Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода.

На основании дидактических принципов, разработанных Я. А. Коменским, многие педагоги применяют средства наглядности в разностороннем воспитании дошкольников.

Проведенное нами исследование по использованию средств наглядности при обучении дошкольников, целью которого было рассмотреть возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях в ДОУ, на основании результатов констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень всестороннего развития детей в экспериментальной и контрольной группах был одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента по направленный на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств показал, что разработанный и проведенный нами комплекс мероприятий на формирующем этапе был разработан и эффективно применен на практике. Данная экспериментальная работа доказала, необходимость систематической, целенаправленной работы по обучению дошкольников с применением дидактических принципов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой