Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических задач курса химии
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через. публикации статей в научно-методическом журнале «Химия: методика преподавания в школе» (2001 г.- №№ 5, 7, 9- 2002 г.- №№ 1, 8- 2003 г.- №№ 3, 6), в газете «Химия» (2001 г. — № 39- 2002 г. — №№ 6, 7, 16), в журнале «Образование в современной школе» (2003 г. — № 7) — через публикации учебных программ, методических материаловчерез… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты использования традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в методике преподавания химии
- 1. 1. Метод как педагогическая категория. Характеристика традиционных и нетрадиционных методов в методике обучения химии
- 1. 2. Дидактические возможности традиционных и нетрадиционных методов воспитания в обучении химии
- 1. 3. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения химии при решении воспитательных задач
- 1. 4. Актуализация воспитательных воздействий традиционных и нетрадиционных методов на примере обучения химии
- Выводы
- Глава 2. Система использования традиционных и нетрадиционных методов при решении дидактических и воспитательных задач курса химии
- 2. 1. Система сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических и воспитательных задач в образовательном процессе по химии
- 2. 2. Практическая реализация системы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при обучении химии
- Выводы
- Глава 3. Исследование результативности системы способов сочетания традиционных и нетрадиционных методов при организации образовательного процесса по химии
- 3. 1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента
- 3. 2. Проверка эффективности системы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания
- Выводы
Список литературы
- Аксенова И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при изучении химии: Дисс.. канд. пед. наук. Москва. 1995.- 135с.
- Алексашина И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб., 1996.- С.7−11.
- Алексюк А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке как средство повышения эффективности обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Киев. 1962.- 147с.
- Алехина Е.А. Интегративный практикум как средство раскрытия основ жизнедеятельности при обучении химии: Дисс. канд. пед. наук. Омск. 2004. 197с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Аранская О. С. Урок деловая игра «Производство чугуна» // Химия в школе.2002. № ю.- С. 34 37.
- Арканова В.Н., Тришкина И. А. Методы и приёмы сочетания образного и логического мышления на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе.2003. № 6. с.67−73.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208с.• 10. Бабанский Ю. К. Совершенствование методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы: Методич. рекомендации. Москва, 1985.- 68с.
- И.Безрукова B.C. Настольная книга педагога исследователя. — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.- 236с.
- Беляк E.JT. Опыт организации личностно-ориентированного обучения химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 5. — С. 73−77.
- Бершанская Е.А. Какие общенаучные методы должны быть предметом изучения? // Школьные технологии.- 2004. № 1. С. З -11.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 304с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. — 304с.
- Борисова Ю., Гребенев И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика // Народное образование.-2003. № 7.- С.97−105.
- Васильева П.Д. Решение расчетных задач как метод обучения химии. Методическое пособие. Элиста, 1999.- 48с.
- Веселова Т.А. Комплексное использование средств наглядности одно из условий интенсификации процесса обучения химии. Совершенствование содержания и методов обучения химии: Сб. науч. тр. -Л., 1988. -С.58−67.
- Вивюрский В.Я. Дидактические материалы по органической химии. М., 1978.-88с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект пособие для студ., педаг. и учит. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192с.
- Воскобойникова Н.П. Серия статей // Химия в школе. 1993. № 1. — С.41−47- 1993. № 2.- С.49−54.- 1994. № 1.- С.62−64.
- Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.- 176с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1957.-517с.
- Галузяк В.М., Сметанский Н. И. Две личности две парадигмы образования // Педагогика. -2002. № 3.- С. 83−85.
- Гаркунов В.П. Использование методов химической науки при обучении химии в средней школе. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф. /Под ред. JI.A. Цветкова. Москва, 1982.- С.21−23.
- Гаркунов В.П. Совершенствование методов обучения в средней школе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. -137с.
- Гаркунов В.П., Николаева Е. Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии // Химия в школе.- 1982. № 3. С.28−30.
- Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957.
- Гордин Л.Ю. Взаимосвязь методов обучения и методов воспитания. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Ба-банского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980. -С.103−106.
- Горский М.В. Обучение основам общей химии: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.- 95с.
- Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе. М., 1987. -239с.
- Грабецкий А.А., Зазнобина Л. С. Взаимосвязь методов и средств обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./Под ред. Л. А. Цветкова.-Москва, 1982.-С.26−28.
- Громцева А.К. Методы обучения на современном этапе развития школы // Методы обучения в средней общеобразовательной школе: Межвуз.сб.науч. трудов. -Ленинград, 1985. С.3−18.
- Гузеев В. От методик к образовательной технологии // Народное образование. 1998. № 7−8.-С.84−91.
- Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. -2004. № 2.- С. 117 -133.
- Давыдова Л.Г. Использование активных форм и методов обучения в преподавании химии (Методические рекомендации).- Ташкент, 1990. -143.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: Учпедгиз, 1960.-299с.
- Демина JI.A., Ткаленко Г. В. Химико-экологическая безопасность как мотива-ционная основа экологического образования // Образование в современной школе. -2001. № 2.- С.46−51.
- Дрижун И.Л. Теоретические основы и практика применения технических средств в обучении химии: Дисс.. д-ра пед. наук. Л., 1987.- 455с.
- Дрижун И.Л. Профессиограмма преподавателя химии / Научн. ред.: А.А. Ма-кареня. -СПб., 1992. -48с.
- Епифанова С.С. Методы формирования учебной мотивации при изучении физической химии // Химия: методика преподавания в школе.-2001. № 9. -С. 16−22.
- Жербовская О.О. Игровые методы обучения в системе постдипломного образования учителей: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2000.- 211с.
- Жидкова Р.А. Использование методик коллективного способа обучения на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 8. -С.60−64.
- Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2004, — 41с.
- Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. /Учебное пособие. 8−11 классы. М.: Аквариум, 1997.- 256с.
- Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решения и анализ.- М.: Аквариум, 1997. 254с.
- Завьялов В.В., Усова А. В. О критериях эффективности методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.-С. 15−18.
- Загвязинский В.И. О системном подходе к методам обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.- С, 26−32.
- Загвязинский В.И. Проблемы методов образования в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1980. -201с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192с.
- Зазнобина Л.С. Экранные пособия на уроках химии. М.: Просвещение, 1981.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1999.- 384с.: ил.
- Звездин А.Г. Проблемно-поисковый метод при изучении полисахаридов // Химия в школе. -2000. № 6. -С.47−52.
- Зверев И.Д. Методы обучения в советской школе // Народное образование. -1976. № 3.-С. 116−127.
- Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе. Проблемы методов обучения в современ.общеобраз. школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.- С.3−9
- Зеленгур А.Д. Оптимальное сочетание методов обучения в учебном процессе. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980. — С.62−64
- Злотников Э.Г. Тесты на практических занятиях // Химия в школе. 2000. № 1.-С.65−67.
- Злотников Э.Г., Богомолов В. Ю. О сюжетно-ролевых творческих заданиях в обучении химии // Химия в школе. 2001. № 7.- С.61−63.
- Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144с.: ил.
- Зуева М.В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8−9, 1011 классы. М.: Дрофа, 1997−2000. 156с.
- Зуева М.В., Зазнобина JI.C., Штулифкер В. А. Методика преподавания химии в средних специальных учебных заведениях: Учебно-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1981.- 191с., ил.
- Зыбарева В.И. Управление воспитательно-образовательным процессом в педагогическом коллективе: Дисс.. канд. пед. наук. Кемерово. 2001. -254с.
- Иванова Р.Г. Проблема взаимосвязи содержания и методов обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./ Под ред. JI.A. Цветкова.- Москва. 1982,-c.l0−12.
- Иванова Р.Г., Каверина А. А. Химия: Дидактические материалы для основной общеобразовательной школы. -М., 2000. -176с.
- Ильина Г. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. -288с.
- Информация о проведении всероссийского семинара «Воспитание в сельской школе» // Народное образование. 2003. № 7. — С. 271.
- Казанцева JI.A. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2000.-169с.
- Калабина А.А. Урок игра по теме «Природные источники углеводородов» // Химия в школе. — 1999. № 6. — С.32
- Кирюшкин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. институтов. М., «Просвещение», 1970. 495с.
- Кленовая Н.В. Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск. 2001. 151с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
- Козлова Е.Г. Давайте поиграем // Химия в школе. 1998, № 5, — С. 44.
- Колычева З.И., Егорова Г. И. Теоретические основы педагогической технологии: Учебное пособие для студентов педагогического института. 2-е изд., доп. и исправ. Тобольск: I I НИ им. Д. И. Менделеева, 2003. — 232с.
- Комягина JI.B. Методические аспекты использования тестовых заданий для развития мышления учащихся на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. 2003. № 5. -С.63−69.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года./ Мин. обр. РФ// Народное образование. 2002. № 4. — С.254−269.
- Коробейникова JI.A. Методики изучения состава окружающего воздуха // Химия в школе. 2000.№ 5. — С.54−57.
- Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе. Новокузнецк, 1998. -151с.
- Кузнецова JI.M., Дронова Н. Ю. и др. К методике изучения химической кинетики и химического равновесия // Химия в школе. -2001. № 9.-С.7−11
- Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. СПб.: Образование, 1995.-50с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: Книга для учителя. — М.- Просвещение, 1989. -144с.
- Кузнецова Н. Е. Шаталов М.А. Проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. 1999. № 3.- С.25−35.
- Кузнецова Н.Е., Гаркунов В. П. и др. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец.- М.: Просвещение, 1984.-415с.
- Куимова O.K. Исследование как метод изучения нового материала //Химия в школе.-2001.№ 1.-С.26.
- Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: Издательский центр «Map»", 2002.- 224с.
- Курамшин И.Я. Методика обучения химии в школе-гимназии. Казань, 1996. -171с.
- Кучеренко Е.А. Критерии оценки уровня обученности и качества знаний. //Директор школы. 2004. № 7. — С.41−45.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: «ВАЛТУС». 1980.-334с.
- Лахметкин И.И. Классификация методов обучения химии // Химия в школе. -1972. № 5. -С.34−37.
- Лахметкин И.И. Структура познавательной деятельности учащихся и методы обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф. / Под ред. Л. А. Цветкова. Москва. 1982.- С.15−17.
- Лебедева Л.И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении //Школьные технологии. 2002. № 5. — С.116−120.
- Левина М.М. Сущность и структура методов обучения. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М. 1978.-300с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977,-304с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183с.
- Лернер И .Я. Каким должно быть воспитывающее обучение // Химия в школе. -1995. № 1.-С. 15.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФГПС. М.: Прометей, 1992. — 528с.
- Логунова Т.В. Методические подходы к обучению химии в сред. учеб. заведениях художеств, и музыкального направления: Дисс.. канд. пед. наук. Н. Новгород. 2000.- 205с.
- Макареня А.А. Избранные труды. Т. П. Теория и методика обучения химии. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 355с.
- Макареня А.А., Мациевский А. Э. О лекции обобщении знаний учащихся по вопросам химической энергетики // Химия в школе. — 1981. № 4. — С. 7−9.
- Макареня А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985.-160с.
- Малецкая Н.С. Дидактические условия выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетание в структуре уроков разных типов: Дисс.. канд. пед. наук. М. 1992.-146с.
- Махмутов М.И. Общедидактические проблемы методов обучения. М.: Педагогика, 1977.
- Махова Л.В. Минутки школьного урока. Сыктывкар, 1994.- 208с.
- Махова Л.В. Опыт, поиск, раздумья. Иваново, 1995. — 180с.
- Махова Л.В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. Л., 1980.- 85с.
- Мелехова Л. Г. Метод пошаговой детализации при решении расчетных задач
- Химия в школе. 2001. № 8. — С.23.
- Менчинская Н.А., Сабурова Г. Т. Проблемы обучения и развития. Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международной конференции психологов. М.: 1969. — С.57.
- Мерцалова В.В. Изучение сравнительной характеристики отдельных методов обучения. Проблемы методов обучения в современ.общеобраз. школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР, — М.: Педагогика, 1980.- С.60−62.
- Минченков Е.Е. Практическая дидактика // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. — С.16−24.
- Назаренко В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования //Химия в школе. -1995. № 3. С. 2.
- Назаров В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физики: Дисс. канд. пед. наук. Чита. 2001.- 232с.
- Назарова Т.С. Принцип наглядности и средства обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. — С. 10−15.
- Назарова Т.С. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990.
- Назарова Т.С., Лаврова В. Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. М.: ВЛАДОС, 2000.- 96с.: ил.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск. 1994.- 143с.
- Огурцов Н.Г. Функции методов обучения в формировании мировоззрения учащихся. Проблемы методов обучения в современ. общеобраз. школе. /Под ред.
- Ю.К. Бабанского. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.- С. 118.
- Одинец Н.Г., Дзятковская Е. Н., Шленова В. М. и др. Психологические механизмы экологического образования // Образование в современной школе,-2002. № 3. С.23−25.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотип. — М.: АЗЪ, 1996.- 928с.
- Олейникова Т.И., Кукушин B.C. Эстетическое воспитание учащихся при обучении химии. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1990. -76с.
- Оржековский П.А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: Дисс.докт. пед. наук. М. 1998.-398с.
- Оспенникова Е.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения //Школьные технологии. 2002. № 2. — С.31−43.
- Пак М. С. Методы обучения химии в средней школе. С.-Петербург. «Образование» 1995.-27с.
- Пак М. С. Основы дидактики химии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 -307с.
- Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения // Химия в школе. 1999. № 2. — С. 15−20.
- Пак М. С. Стандарты в химико-педагогическом образовании // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 4 — С. 3−16.
- Пак М.С., Некрасова Г. В. Тренажер по дидактике химии: Практикум. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -224с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под редакцией Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001.-610с.
- Пичугина Г. А., Штремплер Г. И. Игры минутки в обучении химии // Химия в школе. — 2001. № 5. — С.57.
- Пичугина Г. А., Штремплер Г. И. Учимся, играя // Химия в школе. 2001. № 10. — С.45.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -576с.
- Полосин B.C., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии: Учебное пособие. 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 224с.: ил.
- Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дисс. д-ра пед. наук. Пенза. 2000.- 270с.
- Попова Н.А. Экскурсия как полифункциональное средство решения учебно-воспитательных задач в альтернативной школе при обучении химии: Дисс. канд. пед. наук. Тобольск. 1996.-162с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
- Реан А.А. Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград. 1983, — 170с.
- Рубинштейн Д.Х. Современные проблемы дидактики естественнонаучного образования учащихся школ: Учебное пособие по спецкурсу. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991.-88с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946. -704с.
- Самарец Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс. канд. пед. наук. М., 2001. -225с.
- Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника // Образование в современной школе. 2002. № 2. -С. 14.
- Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: Дисс.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. -403с.
- Ситдикова Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах: Дисс. канд. пед. наук. Казань. 1985.-150с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.- 96с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание. 1981.- 96с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М.: Школа — Пресс, 1997.- 512с.
- Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /Автор сост. JI.B. Мархадаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.- 800с.
- Смирнова З.А. Единство обучения и воспитания в процессе вооружения учащихся способами познавательной деятельности. Воспитывающее обучение в системе урока: Межвуз. сб. науч. тр. МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.-С.52.
- Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащегося: Дисс. канд. пед. наук. Омск. 1998.- 175с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928с.
- Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе /Под ред. И. Т. Огородникова. М.: МГТИ, 1970. — 290с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001.
- Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа- Пресс, 1998.
- Сурин Ю.В. Развивающий эксперимент по окислению малоактивных металлов // Химия в школе. 1997. № 4. — С.60−63.
- Суртаева Н.Н. Инновационные процессы в образовательном пространстве. (Роль методической службы в создании условий для развития инновационных процессов в образоват. учреждении.) Сб. науч.тр. Тобольск, 1996.- С.3−7
- Суртаева Н.Н. Использование новых методических приемов с целью формирования умений умственных действий учащихся при изучении химии. Горно-Алтайск, 1988. -75с.
- Суртаева Н.Н. Опорные схемы, сигналы и конспекты по химии, как средство развития интеллектуальных умений учащихся. Тюмень. 1992.-70с.
- Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения // Химия в школе. 1998. № 7.- С. 13−16.
- Суртаева Н.Н. Формирование и использование химической картины природы при обобщении знаний учащихся по химии: Дисс. канд. пед. наук. JI., 1987.-225с.
- Суханова Н.Ю., Чернобельская Г. М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. 2002. № 2. — С.71−72.
- Таджиев Ш. М. Сочетание методов обучения и воспитания. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Бабан-ского. М.: Педагогика, 1980.- С. 106−109.
- Телешов С.В. Методика обучения химии: от теории к практике // Химия в школе. 2001. № 2.- С.93−95.
- Терёхин М.Н. Связь обучения с жизнью как фактор воспитания у учащихся социально значимых качеств личности. Воспитывающее обучение в системе урока. Межвуз. сб. науч. трудов МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.- С.17−32.
- Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе 1996. № 3. — С.5−7.
- Титова И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1994.
- Титова И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе 1999. № 1. — С.10−16.
- Токарева И.Ф. Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета «Химия и экология» с учетом регионального компонента: Дисс. канд. пед. наук. Уфа. 2001.- 222с.
- Толетова М.К. Методика тестирования учебных достижений учащихся по химии в средней школе. СПб., 2001.
- Тюнников Ю.С., Мазниченко М. А. Типичные ошибки в применении педагогических методов //Школьные технологии. 2004. № 3.- С. 145−155
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. -1980. № 2. С. 45.
- Федеральная программа развития образования. // Учительская газета.-1997. № 14.-с.11−14- № 15.-с.11−14.
- Федянин А.Б. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. -С.65−67.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991.-560с.
- Хамитова А.И., Половняк В. К., Яблочкина Т. К. О математических методах решения химических задач //Химия в школе. 2002. № 6. — С.32.
- Харламов И.Ф. Воспитательные функции методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Ба-банского.-М.: Педагогика, 1980.-С.99−103.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб./ И. Ф. Харламов. 7-е изд. — Мн.: Универ., 2002. — 560с.
- Химия традиционная и парадоксальная Д. Ю. Ступин, М. К. Хрипун, Г. А. Скоробогатов и др. /Под ред. Р. В. Богданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -312с.
- Холодная О.В. Методы работы // Образование в современной школе. 2001. № 2. — С.47.
- Хрисанова Е.Г., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 7. — С. 137−143.
- Хуторской А. В. Методы эвристического обучения //Школьные технологии. 1999. № 1−2.-С.233−244.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: ВЛАДОС, 2000. 320с.
- Цветков Л.А. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии. Пособие для учителей./Т.В. Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Савин и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. -М.: Просвещение, 1982.- 223с.:ил.
- Цветков Л.А. Проблемы совершенствования методов обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./ Под ред. Л. А. Цветкова. Москва. 1982.- С.3−8.
- Чайченко Н.Н. К методике формирования теоретических знаний //Химия в школе. 2000. № 5.-С.15−19.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1986.- 421с.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 336с.
- Чернобельская Г. М. Что происходит с методами обучения химии? //Химия в школе.-1997. № 5.-С.2−8.
- Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М., 1991.-191с.
- Чошанов М. Малая группа в учебном процессе: о кооперативных методах обучения // Директор школы. 1999. № 4. — С.65−73.
- Шабаршин В.М. Игра как форма и метод активного обучения в подготовке учителя химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002.№ 8. — С. 16−20
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209с.
- Шамова Т.И., Перминова JI.M. Урок. Психолого-педагогические аспекты его конструирования // Химия в школе. -1990. № 5. С.20−22.
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 668с.
- Шаталов М.А. Проблемное обучение химии на основе межпредметной интеграции: Дисс.канд. пед. наук., СПб., 1998.
- Шелинский Г. И. Методика обучения химии в восьмилетней школе. М., 1965.-295с.
- Шинкаренко Л.Я. Ролевая игра по теме «Технологические принципы коксовой металлургии» // Химия в школе. 1999. № 7. — С.46.
- Шипарева Г. А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к изучению учебного предмета: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2001.- 186с.
- Ширшина Н.В. Модернизация сервиса педагогических приемов обучения химии с использованием современных технических средств. Материалы НПК учителей химии. Волгоград: Перемена, 2001.- С.72−75.
- Шишкин Е.А. Ознакомление учащихся с методами исследования веществ в школьном курсе химии: Дисс. канд. пед. наук, Л., 1979. 162с.
- Шнуркова К.П. Воспитание учащихся в процессе изучения нового материала в системе урока. Воспитывающее обучение в системе урока: Межвузовский сборник научных трудов. МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.-С.79−86
- Шпаковская Е.В., Исаев Д. С. Проведение обобщающих уроков в игровой форме // Химия в школе. -2002. № 9. С. 62.
- Шуман В.П. Актуальные вопросы обучения // Образование в современной школе. -2002. № 1.-С.37.
- Шуман С.Г. Место воспитания в целостном процессе развития личности // Образование в современной школе. 2002. № 4. — С.45.
- Щукина Г. И. Методы обучения как компонент учебного процесса. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.- С.22−26.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.- 144с.
- Щуревич В.М. Воспитательная направленность методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.-С.109−115.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь, 1996.-96с.
- Якушева Г. И. Методика обучения химии в школах нового типа: Дисс.канд. пед. наук, СПб., 1996. -189с.
- Connor J.D., Arnold G.F. Readings in Methods of Teaching English. The Modern Language Journal, 1990, V 35, № 3.
- Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching: Longman, 2002.
- Intensivierung von Bildung und Erzieung durch engere Verbindung des Unter-richts mit dem alltaglichen Erlebhis und Erfahrungsbereich der Schuler (II) // Chemie in der Schule. — 183.- № 2/3. -s. 79−86.
- Jackel D. Zur Arbeit mit parallelen Hypothesen und Voraussagen im Chemie-unterricht// Chemie in der Schule. 1983. -№ 11.- s.427−434.
- Locke W.N. Effect of Methods in Teaching N.Y. 1992.
- Miller K. (2002). Communication Theories: Perspektives, Processes, and Contexts. Boston: McGraw Hill.
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода (предложенная И.П. Подласым)
- Фактор Влияние фактора Место
- Цель обучения. Уровень обучения, которыйнеобходимо достигнуть.0,90 1
- Уровень мотивация обучения.0,86 2
- Реализация принципов, закономерностейобучения.0,84 3
- Объем требований и содержания, которыенеобходимо реализовать.0,80 4
- Количество и сложность учебного материала.0,78 5
- Уровень подготовленности учащихся.-.0,70 6
- Активность, интерес учащихся.0,65 7
- Возраст. Работоспособность учащихся.0,62 8
- Сформированность учебных навыков. Учебнаятренированность и выносливость.0,60 91. Время обучения.0,55 10
- Материально-технические, организационныеусловия обучения.0,50 11
- Применение методов на предыдущих уроках. 0,40 12
- Тип и структура занятия. 0,38 13
- Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного трудасотрудничество или авторитарность).0,37 14
- Количество учащихся в классе.0,36 15
- Уровень подготовленности учителя.0,35 16