Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических задач курса химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через. публикации статей в научно-методическом журнале «Химия: методика преподавания в школе» (2001 г.- №№ 5, 7, 9- 2002 г.- №№ 1, 8- 2003 г.- №№ 3, 6), в газете «Химия» (2001 г. — № 39- 2002 г. — №№ 6, 7, 16), в журнале «Образование в современной школе» (2003 г. — № 7) — через публикации учебных программ, методических материаловчерез… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты использования традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в методике преподавания химии
    • 1. 1. Метод как педагогическая категория. Характеристика традиционных и нетрадиционных методов в методике обучения химии
    • 1. 2. Дидактические возможности традиционных и нетрадиционных методов воспитания в обучении химии
    • 1. 3. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения химии при решении воспитательных задач
    • 1. 4. Актуализация воспитательных воздействий традиционных и нетрадиционных методов на примере обучения химии
  • Выводы
  • Глава 2. Система использования традиционных и нетрадиционных методов при решении дидактических и воспитательных задач курса химии
    • 2. 1. Система сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических и воспитательных задач в образовательном процессе по химии
    • 2. 2. Практическая реализация системы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при обучении химии
  • Выводы
  • Глава 3. Исследование результативности системы способов сочетания традиционных и нетрадиционных методов при организации образовательного процесса по химии
    • 3. 1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента
    • 3. 2. Проверка эффективности системы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания
  • Выводы

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических задач курса химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вступление общества в новую фазу развития принесло кардинальные изменения в концепцию образования. Ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации, которые претерпевает человечество сегодня, опирается на использование и развитие образовательной системы. Модернизация образования требует не просто пересмотра содержания, но и обновления целевых установок, использования новых подходов, методов, технологий.

Актуальность и практическую потребность обращения к теме выбора методов подтверждают нормативно — правовые материалы «Стратегия модернизации содержания образования», «Концепция модернизации российского образования», «Федеральная программа развития образования» [157, 77, 176]. В «Стратегии модернизации содержания образования» отмечается необходимость «изменения методов и технологий обучения, повышения веса тех, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности» [157]. В пункте 2.2. «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что одной из мер, обеспечивающих создание необходимых условий достижения высокого качества общего образования должно стать «использование эффективных методов обучения». Укрепление вариативного и личностного аспектов образования «требует значительных перемен в методах» [77]. В «Федеральной программе развития образования» указывается на усиление «разработки и реализации информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных» [176].

В методической литературе по химии вопросу методов обучения уделяют значительное внимание В. П. Гаркунов [25, 26], О. С. Зайцев [54], Д.М. Кирюш-кин [71], Н. Е. Кузнецова [82, 83, 84], М. С. Пак [127, 128, 130], B.C. Полосин [71, 137], Г. М. Чернобельская [191] и другие авторы. Глубоко научную точку зрения раскрывает А. А. Макареня [100, 103].

Методы обучения и методы воспитания рассматриваются изолированно в разных учебниках и учебных пособиях по педагогике П. И. Пидкасистым [133], И. П. Подласым [136], С. А. Смирновым [131], И. Ф. Харламовым [181] и др. Это делается из педагогической целесообразности при обучении студентов, но затрудняет формирование системных представлений о методах обучения и воспитания у будущего учителя химии, и тем более не ориентирует на возможность их комплексного использования при организации образовательного процесса по химии. В 90-х годах XX в., в связи с резким отказом от существующей системы организации воспитательной работы, наметился определенный перерыв в теоретических разработках вопросов методики реализации воспитательных задач курса химии и других предметов.

Деятельность учителя предметника, в большей степени была нацелена на повышение интеллектуального уровня учащихся, что привело к множеству проблем воспитательного характера в работе с учащимися. В этой ситуации активизация использования методов воспитания во взаимодействии с методами обучения на уроке становится особенно актуальной.

Методы обучения и воспитания, их выбор, частота использования определяется системой конкретно-исторических общественных отношений. Исследуя научную литературу, мы обнаружили, что Ю. К. Бабанский [9, 10, 22], В. П. Гаркунов [25, 26, 27], В. И. Загвязинский [51], И. Д. Зверев [56], Д. М. Кирюшкин [71], Н. Е. Кузнецова [84, 85], И .Я. Лернер [96, 97], А. А. Макареня [103], М. И. Махмутов [105], И. Т. Огородников [156], М. С. Пак [126, 130], А. А. Реан [141] и др. в свое время достаточно детально рассматривали проблему методов, связанную с обоснованием оптимального выбора методов обучения, определением критериев их эффективности. Современная педагогика отличается тем, что стереотипное содержание предметов, годами выдававшееся без изменений, подвергается таким «творческим переработкам», что содержание иногда не совпадает с требованиями образовательных стандартов. В период осмысления выбранного содержания предмета происходит активная разработка методов его изучения. Это в равной степени относится и к методике преподавания химии.

Изменение содержания неизбежно влечет изменение, а также появление новых нетрадиционных методов. В отличие от содержания, методы обучения и методы воспитания учителя всегда имели возможность выбирать самостоятельно.

Сущность и форма проявления методов зависит от уровня науки и возрастных возможностей детей. Задача методики преподавания химии состоит в том, чтобы в период становления профильной и предпрофильной школы, на фоне сокращения часов химии в базисных планах в свете новых общественных требований к воспитанию и обучению детей, проанализировать историческое методическое наследие, органически включить в сложившуюся систему новые, новаторские методы, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Анализ работы общеобразовательных школ подтверждает обострение проблемы снижения уровня обученности и уровня воспитанности учащихся. Педагоги не всегда используют содержание научных знаний для воспитания, затрудняются в выборе для этих целей оптимальных методов обучения и воспитания, отдают предпочтение наиболее отработанным, традиционным для них методам. Учебно-воспитательный процесс, предполагающий единство обучения и воспитания, все реже дает реальные положительные результаты. Необходим активный поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Одним из таких путей может служить пересмотр отношения к методам обучения и воспитания.

Повышение эффективности обучения химии требует, чтобы новые методы соответствовали целям учебно-воспитательной работы, богатому и разнообразному содержанию курса химии, а также конкретной психолого-педагогической ситуации.

Появление разнообразных нетрадиционных методов в теории методики химии и в практике привело к ряду противоречий:

— с одной стороны, разнообразие новых нетрадиционных методов способно вызвать перестройку структуры учебного процесса, а с другой, не привело к их использованию, педагоги в большей степени продолжают опираться на традиционные методы;

— наличие большого резерва дидактико-воспитательных возможностей нетрадиционных методов при решении современных задач курса химии и слабая реализация этого резерва в учебном процессе;

— при объединении воспитательной и обучающей функций в образовании методы обучения и воспитания часто используют изолированно, общее признание необходимости «воспитывающего обучения» методов в учебном процессе по химии и другим предметам не в полной мере реализуется на практике;

— необходимость решения множества новых дидактических задач, особенно в период становления профильной и предпрофильной школы, изменившей место химии в учебных планах, с одной стороны, и отсутствие методических разработок путей, эффективных методов, способов решения этих задач, с другой стороны, также подчеркивают актуальность исследования.

Проблема выбора и сочетания различных (в нашем случае традиционных и нетрадиционных) методов обучения и воспитания остается не просто актуальной в современной педагогике, но и требует активизации исследований. Актуальность данной проблемы непосредственно связана с практикой, что следует из анализа реального процесса обучения. При планировании урока практически все учителя химии уделяют большое внимание содержанию, незначительная часть учителей прописывает методы обучения и почти никто не планирует использование конкретных методов воспитания (не путаем с постановкой воспитательной задачи). Методы обучения и методы воспитания применяются учителями на уроках в разном сочетании, но чаще всего интуитивно без взаимосвязи с конкретной целью и без отслеживания результата, что подтверждается нашими наблюдениями и исследованиями.

В ряде экспериментальных исследований Л. Г. Давыдовой [36], Р. Г. Ивановой [65], В. К. Назарова [115], М. Н. Терехина [168], К. П. Шнурковой [205], Г. И. Якушевой [213] и других было показано, что в процессе педагогической деятельности учителей особенно затрудняет поиск эффективного сочетания различных методов обучения и воспитания.

Рассматривая вопрос применения разных методов в процессе обучения химии, мы опирались на работы ученых в области методики обучения химии: И. В. Аксёновой [1], П. Д. Васильевой [17], Т. А Веселовой [18], В. П. Гаркунова [25, 26,27], А. А. Грабецкого [32], Л. Г. Давыдовой [36], И. Л. Дрижуна [40,41], А. Ю. Жегина [85], А. А. Журина [45, 46, 47], Л. С. Зазнобиной [32, 52,53], О. С. Зайцева [54], Э. Г. Злотникова [59, 60], Р. Г. Ивановой [65], Д. М. Кирюшкина [71], С. В. Кривых [79], Н. Е. Кузнецовой [83, 84, 85], ИИ. Лахметкина [91, 92], Т. В. Логуновой [99], А. А. Макарени [100, 101, 103], Н. Г. Минина [112], Е. Е. Минченкова [113], Т. С. Назаровой [116, 117, 118], П. А. Оржековского [124], М. С. Пак [126, 128], B.C. Полосина [71], Л. Г. Смышляевой [154], Н.Н. Суртае-вой [160, 161, 163], И. М. Титовой [82, 169, 170], Г. М. Чернобельской [191, 192], С. Г. Шаповаленко [198], Г. А. Шипаревой [202], Л. А. Цветкова [187, 188].

Анализ научно-методической литературы показал, что в методике преподавания химии можно выделить ряд основных направлений научных исследований по проблеме методов: общие методики изучения химии (В.В. Гузеев [34], Р. А. Жидкова [44], Л. В. Комягина [110], С. В. Телешов [167], А. Б. Федянин [177], Н. Н. Чайченко [189]), методики изучения конкретных тем и вопросов (Л.А. Коробейникова [78], Л. М. Кузнецова [80]), использование конкретных методов или групп методов обучения при изучении химии (С.С. Епифанова [42], А. Г. Звездин [55], O.K. Куимова [86], Л. Т. Мелехова [109], А. И. Хамитова [179], В. М. Шабардин [195]).

Вопросам комплексного использования различных методов, взаимодействия методов обучения и воспитания, проникновения методов воспитания в процесс обучения химии и методов обучения в воспитательный процесс в исследованиях ученых на страницах методический изданий уделено мало внимания (ИВ. Аксёнова [1], А. Н. Алексюк [4]).

Налицо объективная необходимость в изучении эффективного взаимодействия разных методов обучения и воспитания, поиск системы использования этих методов для решения воспитательных и образовательных задач при изучении химии в современной школе.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования: «Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических задач курса химии».

Цель исследования: поиск способов наиболее продуктивного решения дидактических задач курса химии на основе сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания.

Объект исследования: образовательный процесс по химии в современной школе.

Предмет исследования: способы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при решении дидактических задач курса химии.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если выявить способы эффективного сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, адекватных их дидактическим возможностям, и строить образовательный процесс по химии, внедряя варианты различного их сочетания, то можно ожидать получения более высоких результатов учебной успешности учащихся по химии, а также повышение уровня их социализации.

Для реализации цели и гипотезы были поставлены и решены следующие задачи:

— изучить теорию вопроса методов обучения и воспитания в процессе обучения химии, определить критерии традиционности методов, выявить особенности, характеризующие авторские позиции в области методики преподавания химии;

— определить возможность использования традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в процессе обучения химии, выявить способы их сочетания при решении дидактических задач;

— разработать систему сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в процессе изучения химии как средства решения дидактических задач курса химии, направленных на развитие учащихся;

— проверить эффективность разработанной системы в практике современной школы на примере преподавания химии.

Методологической базой исследования являются:

— философские и психолого-педагогические теории познания (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. А. Макареня, Н. Ф. Талызина, С. Г. Шаповаленко и др.);

— деятельностный подход в образовании (Г.И. Щукина, Н. Е. Кузнецова и др.), современная концепция творческой активности и учебно-познавательной деятельности (JI.C. Выготский, О. С. Зайцев, Т. С. Назарова, М. С. Пак, C. JL Рубинштейн, А. П. Тряпицына, Г. М. Чернобельская и др.);

— концепция личностно-ориентированного образования, опирающаяся на фундаментальные дидактические исследования (И.Ю. Алексашина, Е.С. Заир-Бек, И .Я. Лернер, Н. Н. Суртаева, И. М. Титова, И. С. Якиманская и др.);

— психолого-педагогические концепции мотивации учебной деятельности и проблемы развития познавательного интереса (В .П. Гаркунов, Н. Е. Кузнецова, Н. А. Менчинская, Е. Е. Минченков, М. С. Пак, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

Для решения поставленных задач в процессе исследования нами использовался следующий комплекс методов:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияанализ нормативных документовсравнительный анализ педагогических концепций в области методики преподавания химии;

— педагогическое наблюдение межличностного общения учителей и учащихся с целью выявления способов организации совместной деятельности и создания системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в образовательном процессе по химии;

— интервьюирование, моделирование, анкетирование, тестирование учителей и учащихся с целью сбора массового материала;

— педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов;

— поэлементный анализ, математические методы обработки результатов;

Достоверность исследования обеспечивается применением комплекса методов, соответствующих его объекту, целям, задачам и логике изучения проблемы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в учебно-воспитательном процессе по химии, путем перепроверки и сопоставления данных, полученных в результате эксперимента, проведения дополнительных педагогических наблюдений, экспертных оценок.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что.

— рассмотрено и уточнено содержание понятий «традиционные» и «нетрадиционные» методы обучения и воспитания;

— выявлены возможности использования на уроке химии методов воспитания и возможности проникновения методов обучения химии в воспитательный процесс;

— разработана педагогическая система сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при изучении химии, направленная на решение задач развития учащихся;

— определены и обоснованы способы успешного сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, значимость их комплексного использования для успешного решения дидактических задач курса химии;

— показана реализация системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания на уроке химии, обусловлена необходимость учета субъективных позиций учителя химии при выборе методов.

Практическая значимость исследования состоит:

— в подборе способов сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, оптимальных для организации процесса изучения химии в общеобразовательной школе;

— в выявлении и апробации системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, направленной на реализацию дидактических задач образовательного процесса при обучении химии;

— в разработке методических рекомендаций для учителей химии по использованию системы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, программы спецкурса «Способы сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при обучении химии» для студентов естественных факультетов педагогических вузов и колледжей.

При определении новизны исследования, мы рассматриваем адаптивный уровень, связанный с приспособлением нашей разработки к конкретным условиям учебного процесса по химии, и комбинаторный уровень, в котором новая комбинация создаётся благодаря различным сочетаниям известных методов. Найденное нами педагогическое решение можно считать новым, так как оно не просто логически вытекает из существующего уровня знаний по рассмотренной проблеме, но и предполагает качественное развитие этой области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Представление о необходимости обновления проблемы комплексного использования традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в методике обучения химии для решения новых дидактических задач.

2. Содержание сравнительного анализа традиционных и нетрадиционных методов обучения в курсе химии по таким факторам как количественный, дея-тельностный, временной, результативный.

3. Условия успешного сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания предполагают:

— направленность на организацию совместной деятельности учителя химии и учащихся;

— использование методов в соответствии с возрастными возможностями школьников, с учетом уровня развития коммуникативных умений, индивидуальных возможностей ученика и учителя химии;

— осуществление взаимосвязи и взаимодействия методов обучения и воспитания на основе идентичных дидактических возможностей и др.

4. Система сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, направленная на наиболее продуктивное решение дидактических задач курса химии, предполагающая различные способы сочетания: произвольную комбинацию, спланированный выбор и послерефлексивный выбор методов на основе их взаимодополнения, взаимоисключения или взаимопроникновения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через. публикации статей в научно-методическом журнале «Химия: методика преподавания в школе» (2001 г.- №№ 5, 7, 9- 2002 г.- №№ 1, 8- 2003 г.- №№ 3, 6), в газете «Химия» (2001 г. — № 39- 2002 г. — №№ 6, 7, 16), в журнале «Образование в современной школе» (2003 г. — № 7) — через публикации учебных программ, методических материаловчерез участие в конференциях различного уровня: Всероссийской научно-практической конференции «Три века сибирской школы» (Тобольск, 2001 г.), 3-ей межрегиональной научно — практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья «Проблемы педагогической иннова-тики в современной школе» (Санкт-Петербург, 2002 г.) — в региональных научно-практических конференциях (Тобольск, 2002 г., 2003 г., 2004 г.) — через выступления и доклады на семинарах «Основы многокультурного образования» (Тобольск. 2000 г., 2005 г.) и «Совершенствование профессиональной компетенции преподавателей в условиях многокультурной среды» (Тобольск, 2004 г., 2005 г.) — участие в областном педагогическом фестивале «Я и моя профессия» (Тюмень, 2004 г.) — выступлениях на совещаниях учителей ряда школ г. Тобольска, через участие в конкурсе «Учитель года».

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 12, № 13, МОУ «Лицей», педагогического колледжа г. Тобольска. Всего исследованием было охвачено 164 старшеклассника вышеназванных учебных заведений. Исследование по выбранной нами проблеме проводилось при кафедре химии и методики преподавания химии Тобольского государственного педагогического института имени Д. И. Менделеева и осуществлялось в три этапа в течение 1998 — 2005 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

На 1 этапе (1998 — 2000 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление основных идей в области проблемы использования методов обучения в воспитательном процессе и применения методов воспитания при изучении химии, велось накопление эмпирических данных по теме исследования, анализ состояния проблемы в средней общеобразовательной школе. Анализ успешности взаимодействия разных методов сопровождался прогнозированием ожидаемых результатов. Выстраивались основные концептуальные положения.

На 2 этапе (2000 — 2002 гг.) осуществлялась разработка и создание системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в образовательном процессе по химии, внедрялись отдельные концептуальные положения, разрабатывались способы сочетания методов, проводилось апробирование их разных комбинаций. Был определен уровень учебной успешности по химии и уровень коммуникативной компетентности (как базовой) учащихся на начало эксперимента.

На 3 этапе (2002 — 2005 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования, систематизация и обобщение полученных данных, проверка результативности внедрения различных способов сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в образовательный процесс по химии. При оценке результатов формирующего эксперимента были использованы методы математической статистики.

Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили структуру диссертации: введение, три главы, заключение, библиография, приложение. Объём диссертации составляет 174 страницы, включает 15 таблиц, 14 рисунков, приложения. Библиография насчитывает 219 наименований.

Выводы:

1. Использование нетрадиционного методического подхода для обучения химии учащихся экспериментальной группы способствует повышению качества знаний, их глубины и осознанности, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ и анализ ответов учащихся.

2. Подтвердилось предположение о положительном влиянии планомерной воспитательной работы на уроке химии на эффективность решения дидактических задач.

3. Сформированность коммуникативно-лидерских качеств и общительности учащихся позволяет активизировать учебную работу в системе «ученик — ученик», что сопровождается повышением комфортности на уроке, свидетельствует о повышении социализации школьников и способствует повышению степени усвоения изучаемого материала.

4. Возросшая учебная успешность, повышение уровня коммуникативности учащихся позволяют судить о реализации поставленных в ходе педагогического эксперимента задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итоги проведенного эксперимента показали практическую значимость исследования. На основе научного анализа многочисленных работ философов, психологов, педагогов, методистов химии выявлена степень разработанности темы данного исследования в методике обучения химии, показан интерес к выделенной проблеме, как со стороны ученых, так и со стороны учителей химии.

В результате проведенного исследования для поставленных задач предложены следующие решения:

1. Проблема взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при обучении химии привлекает всеобщее внимание и находится в стадии разрешения. В методике преподавания химии накапливаются общие и частные сведения о механизмах взаимодействия разных методов, о создании условий, повышающих их эффективность.

2. Возможность использования традиционных и нетрадиционных методов обучения в воспитательном процессе, традиционных и нетрадиционных методов воспитания в обучении химии в методике преподавания химии практически не рассматривалась и требует активизации исследования.

3. Система эффективного сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при изучении химии хорошо вписывается в обычные рамки образовательного процесса, не связана с определенными трудностями, и осуществляется благодаря применению нетрадиционного методического подхода, основанного на взаимопроникновении методов при их спланированном выборе.

4. Эффективность системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания при изучении химии подтверждена исследованием по всем выбранным критериям. Гибкость и вариативность системы определяется возможностью различной комбинации методов, реализацией разноплановых обучающих и воспитательных задач на уроках химии.

Правильность предлагаемых решений подтверждается результатами педагогического эксперимента и наблюдением за ходом учебного процесса.

Решение поставленных задач позволяет нам раскрыть вынесенные на защиту положения:

1. На основании анализа позиций разных авторов, выявленных в ходе изучения научной литературы, раскрыты теоретические основы проблемы комплексного использования методов обучения и воспитания в методике преподавания химии для определения решения дидактических задач, поставленных современной концепцией образования и требованиями процесса развития общества.

2. Выявлено, что рассматривая в качестве оценочных критериев для определения традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания временной, количественный и деятельностный фактор, целесообразно предоставить учителю химии право личного субъективного выбора с учетом условий его работы.

3. Предложена и обоснована система сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, ориентированная на продуктивное решение дидактических задач при обучении химии. Показана необходимость усиления воспитательного аспекта на уроках химии, укрепление вариативного и личностного аспектов.

4. Выявление сущности традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания и внедрение в практику разработанной системы взаимодействия методов показало, что наиболее эффективным сочетанием методов является их взаимопроникновение на основе спланированного выбора. Более качественное решение дидактических задач при обучении химии достигается путем соблюдения при выборе методов следующих условий:

— направленность на совместную деятельность учителя химии и учащихся;

— соответствие выбранных методов возрастным особенностям учащихся;

— соответствие выбранных методов индивидуальным возможностям учителя химии, уровню его творческого методического развития.

Создание системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания в образовательном процессе по химии определяется несколькими стратегическими положениями:

— знание и свободное владение традиционными и нетрадиционными методами обучения и воспитания при обучении химии;

— умение использовать воспитательные возможности методов обучения и обучающие возможности методов воспитания в процессе преподавания химии;

— выбор различных комбинаций методов обучения и воспитания в зависимости от специфики поставленных на уроке химии образовательных задач;

— планирование и системность такого выбора, обеспечение условий, способствующих эффективному взаимодействию выбранных методов.

Реализация системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания проверена и подтверждена на практике в ходе исследования следующими характеристиками: повышением учебной успешности, повышением уровня коммуникативности учащихся в экспериментальной группе.

Это позволяет принять выдвинутую гипотезу, и удостовериться в достижении цели исследования.

В результате исследования предложен обоснованный способ решения проблемы. Следовательно, исследование можно считать завершенным.

Завершение исследования не закрывает рассматриваемую тему. В ходе работы вскрылись новые задачи, которые могут рассматриваться как предмет последующих исследований:

— соотнесение методов обучения и воспитания в образовательном процессе по химии с пониманием, анализом и расшифровкой эмоций;

— взаимодействие традиционных и нетрадиционных методов контроля и учета знаний и умений учащихся при изучении химии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при изучении химии: Дисс.. канд. пед. наук. Москва. 1995.- 135с.
  2. И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб., 1996.- С.7−11.
  3. А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке как средство повышения эффективности обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Киев. 1962.- 147с.
  4. Е.А. Интегративный практикум как средство раскрытия основ жизнедеятельности при обучении химии: Дисс. канд. пед. наук. Омск. 2004. 197с.
  5. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  6. О. С. Урок деловая игра «Производство чугуна» // Химия в школе.2002. № ю.- С. 34 37.
  7. В.Н., Тришкина И. А. Методы и приёмы сочетания образного и логического мышления на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе.2003. № 6. с.67−73.
  8. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208с.• 10. Бабанский Ю. К. Совершенствование методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы: Методич. рекомендации. Москва, 1985.- 68с.
  9. И.Безрукова B.C. Настольная книга педагога исследователя. — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.- 236с.
  10. E.JT. Опыт организации личностно-ориентированного обучения химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 5. — С. 73−77.
  11. Е.А. Какие общенаучные методы должны быть предметом изучения? // Школьные технологии.- 2004. № 1. С. З -11.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 304с.
  13. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. — 304с.
  14. Ю., Гребенев И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика // Народное образование.-2003. № 7.- С.97−105.
  15. П.Д. Решение расчетных задач как метод обучения химии. Методическое пособие. Элиста, 1999.- 48с.
  16. Т.А. Комплексное использование средств наглядности одно из условий интенсификации процесса обучения химии. Совершенствование содержания и методов обучения химии: Сб. науч. тр. -Л., 1988. -С.58−67.
  17. В.Я. Дидактические материалы по органической химии. М., 1978.-88с.
  18. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект пособие для студ., педаг. и учит. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192с.
  19. Н.П. Серия статей // Химия в школе. 1993. № 1. — С.41−47- 1993. № 2.- С.49−54.- 1994. № 1.- С.62−64.
  20. Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.- 176с.
  21. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1957.-517с.
  22. В.М., Сметанский Н. И. Две личности две парадигмы образования // Педагогика. -2002. № 3.- С. 83−85.
  23. В.П. Использование методов химической науки при обучении химии в средней школе. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф. /Под ред. JI.A. Цветкова. Москва, 1982.- С.21−23.
  24. В.П. Совершенствование методов обучения в средней школе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. -137с.
  25. В.П., Николаева Е. Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии // Химия в школе.- 1982. № 3. С.28−30.
  26. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957.
  27. Л.Ю. Взаимосвязь методов обучения и методов воспитания. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Ба-банского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980. -С.103−106.
  28. М.В. Обучение основам общей химии: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.- 95с.
  29. А.А. Химический эксперимент в школе. М., 1987. -239с.
  30. А.А., Зазнобина Л. С. Взаимосвязь методов и средств обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./Под ред. Л. А. Цветкова.-Москва, 1982.-С.26−28.
  31. А.К. Методы обучения на современном этапе развития школы // Методы обучения в средней общеобразовательной школе: Межвуз.сб.науч. трудов. -Ленинград, 1985. С.3−18.
  32. В. От методик к образовательной технологии // Народное образование. 1998. № 7−8.-С.84−91.
  33. В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. -2004. № 2.- С. 117 -133.
  34. Л.Г. Использование активных форм и методов обучения в преподавании химии (Методические рекомендации).- Ташкент, 1990. -143.
  35. М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: Учпедгиз, 1960.-299с.
  36. JI.A., Ткаленко Г. В. Химико-экологическая безопасность как мотива-ционная основа экологического образования // Образование в современной школе. -2001. № 2.- С.46−51.
  37. И.Л. Теоретические основы и практика применения технических средств в обучении химии: Дисс.. д-ра пед. наук. Л., 1987.- 455с.
  38. И.Л. Профессиограмма преподавателя химии / Научн. ред.: А.А. Ма-кареня. -СПб., 1992. -48с.
  39. С.С. Методы формирования учебной мотивации при изучении физической химии // Химия: методика преподавания в школе.-2001. № 9. -С. 16−22.
  40. О.О. Игровые методы обучения в системе постдипломного образования учителей: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2000.- 211с.
  41. Р.А. Использование методик коллективного способа обучения на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 8. -С.60−64.
  42. А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2004, — 41с.
  43. А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. /Учебное пособие. 8−11 классы. М.: Аквариум, 1997.- 256с.
  44. А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решения и анализ.- М.: Аквариум, 1997. 254с.
  45. В.В., Усова А. В. О критериях эффективности методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.-С. 15−18.
  46. В.И. О системном подходе к методам обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.- С, 26−32.
  47. В.И. Проблемы методов образования в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1980. -201с.
  48. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192с.
  49. Л.С. Экранные пособия на уроках химии. М.: Просвещение, 1981.
  50. О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1999.- 384с.: ил.
  51. А.Г. Проблемно-поисковый метод при изучении полисахаридов // Химия в школе. -2000. № 6. -С.47−52.
  52. И.Д. Методы обучения в советской школе // Народное образование. -1976. № 3.-С. 116−127.
  53. И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе. Проблемы методов обучения в современ.общеобраз. школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.- С.3−9
  54. А.Д. Оптимальное сочетание методов обучения в учебном процессе. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980. — С.62−64
  55. Э.Г. Тесты на практических занятиях // Химия в школе. 2000. № 1.-С.65−67.
  56. Э.Г., Богомолов В. Ю. О сюжетно-ролевых творческих заданиях в обучении химии // Химия в школе. 2001. № 7.- С.61−63.
  57. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144с.: ил.
  58. М.В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8−9, 1011 классы. М.: Дрофа, 1997−2000. 156с.
  59. М.В., Зазнобина JI.C., Штулифкер В. А. Методика преподавания химии в средних специальных учебных заведениях: Учебно-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1981.- 191с., ил.
  60. В.И. Управление воспитательно-образовательным процессом в педагогическом коллективе: Дисс.. канд. пед. наук. Кемерово. 2001. -254с.
  61. Р.Г. Проблема взаимосвязи содержания и методов обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./ Под ред. JI.A. Цветкова.- Москва. 1982,-c.l0−12.
  62. Р.Г., Каверина А. А. Химия: Дидактические материалы для основной общеобразовательной школы. -М., 2000. -176с.
  63. Г. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. -288с.
  64. Информация о проведении всероссийского семинара «Воспитание в сельской школе» // Народное образование. 2003. № 7. — С. 271.
  65. JI.A. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2000.-169с.
  66. А.А. Урок игра по теме «Природные источники углеводородов» // Химия в школе. — 1999. № 6. — С.32
  67. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. институтов. М., «Просвещение», 1970. 495с.
  68. Н.В. Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск. 2001. 151с.
  69. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
  70. Е.Г. Давайте поиграем // Химия в школе. 1998, № 5, — С. 44.
  71. З.И., Егорова Г. И. Теоретические основы педагогической технологии: Учебное пособие для студентов педагогического института. 2-е изд., доп. и исправ. Тобольск: I I НИ им. Д. И. Менделеева, 2003. — 232с.
  72. JI.B. Методические аспекты использования тестовых заданий для развития мышления учащихся на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. 2003. № 5. -С.63−69.
  73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года./ Мин. обр. РФ// Народное образование. 2002. № 4. — С.254−269.
  74. JI.A. Методики изучения состава окружающего воздуха // Химия в школе. 2000.№ 5. — С.54−57.
  75. С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе. Новокузнецк, 1998. -151с.
  76. JI.M., Дронова Н. Ю. и др. К методике изучения химической кинетики и химического равновесия // Химия в школе. -2001. № 9.-С.7−11
  77. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. СПб.: Образование, 1995.-50с.
  78. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: Книга для учителя. — М.- Просвещение, 1989. -144с.
  79. Н. Е. Шаталов М.А. Проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. 1999. № 3.- С.25−35.
  80. Н.Е., Гаркунов В. П. и др. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец.- М.: Просвещение, 1984.-415с.
  81. O.K. Исследование как метод изучения нового материала //Химия в школе.-2001.№ 1.-С.26.
  82. B.C. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: Издательский центр «Map»", 2002.- 224с.
  83. И.Я. Методика обучения химии в школе-гимназии. Казань, 1996. -171с.
  84. Е.А. Критерии оценки уровня обученности и качества знаний. //Директор школы. 2004. № 7. — С.41−45.
  85. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: «ВАЛТУС». 1980.-334с.
  86. И.И. Классификация методов обучения химии // Химия в школе. -1972. № 5. -С.34−37.
  87. И.И. Структура познавательной деятельности учащихся и методы обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф. / Под ред. Л. А. Цветкова. Москва. 1982.- С.15−17.
  88. Л.И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении //Школьные технологии. 2002. № 5. — С.116−120.
  89. М.М. Сущность и структура методов обучения. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М. 1978.-300с.
  90. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977,-304с.
  91. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183с.
  92. И .Я. Каким должно быть воспитывающее обучение // Химия в школе. -1995. № 1.-С. 15.
  93. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФГПС. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  94. Т.В. Методические подходы к обучению химии в сред. учеб. заведениях художеств, и музыкального направления: Дисс.. канд. пед. наук. Н. Новгород. 2000.- 205с.
  95. А.А. Избранные труды. Т. П. Теория и методика обучения химии. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 355с.
  96. А.А., Мациевский А. Э. О лекции обобщении знаний учащихся по вопросам химической энергетики // Химия в школе. — 1981. № 4. — С. 7−9.
  97. А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985.-160с.
  98. Н.С. Дидактические условия выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетание в структуре уроков разных типов: Дисс.. канд. пед. наук. М. 1992.-146с.
  99. М.И. Общедидактические проблемы методов обучения. М.: Педагогика, 1977.
  100. Л.В. Минутки школьного урока. Сыктывкар, 1994.- 208с.
  101. Л.В. Опыт, поиск, раздумья. Иваново, 1995. — 180с.
  102. Л.В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. Л., 1980.- 85с.
  103. Мелехова Л. Г. Метод пошаговой детализации при решении расчетных задач
  104. Химия в школе. 2001. № 8. — С.23.
  105. Н.А., Сабурова Г. Т. Проблемы обучения и развития. Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международной конференции психологов. М.: 1969. — С.57.
  106. В.В. Изучение сравнительной характеристики отдельных методов обучения. Проблемы методов обучения в современ.общеобраз. школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР, — М.: Педагогика, 1980.- С.60−62.
  107. Е.Е. Практическая дидактика // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. — С.16−24.
  108. В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования //Химия в школе. -1995. № 3. С. 2.
  109. В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физики: Дисс. канд. пед. наук. Чита. 2001.- 232с.
  110. Т.С. Принцип наглядности и средства обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. — С. 10−15.
  111. Т.С. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990.
  112. Т.С., Лаврова В. Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. М.: ВЛАДОС, 2000.- 96с.: ил.
  113. A.M. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск. 1994.- 143с.
  114. Н.Г. Функции методов обучения в формировании мировоззрения учащихся. Проблемы методов обучения в современ. общеобраз. школе. /Под ред.
  115. Ю.К. Бабанского. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.- С. 118.
  116. Н.Г., Дзятковская Е. Н., Шленова В. М. и др. Психологические механизмы экологического образования // Образование в современной школе,-2002. № 3. С.23−25.
  117. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотип. — М.: АЗЪ, 1996.- 928с.
  118. Т.И., Кукушин B.C. Эстетическое воспитание учащихся при обучении химии. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1990. -76с.
  119. П.А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: Дисс.докт. пед. наук. М. 1998.-398с.
  120. Е.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения //Школьные технологии. 2002. № 2. — С.31−43.
  121. Пак М. С. Методы обучения химии в средней школе. С.-Петербург. «Образование» 1995.-27с.
  122. Пак М. С. Основы дидактики химии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 -307с.
  123. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения // Химия в школе. 1999. № 2. — С. 15−20.
  124. Пак М. С. Стандарты в химико-педагогическом образовании // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 4 — С. 3−16.
  125. Пак М.С., Некрасова Г. В. Тренажер по дидактике химии: Практикум. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -224с.
  126. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512с.
  127. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под редакцией Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  128. П.И. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001.-610с.
  129. Г. А., Штремплер Г. И. Игры минутки в обучении химии // Химия в школе. — 2001. № 5. — С.57.
  130. Г. А., Штремплер Г. И. Учимся, играя // Химия в школе. 2001. № 10. — С.45.
  131. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -576с.
  132. B.C., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии: Учебное пособие. 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 224с.: ил.
  133. О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дисс. д-ра пед. наук. Пенза. 2000.- 270с.
  134. Н.А. Экскурсия как полифункциональное средство решения учебно-воспитательных задач в альтернативной школе при обучении химии: Дисс. канд. пед. наук. Тобольск. 1996.-162с.
  135. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
  136. А.А. Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград. 1983, — 170с.
  137. Д.Х. Современные проблемы дидактики естественнонаучного образования учащихся школ: Учебное пособие по спецкурсу. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991.-88с.
  138. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946. -704с.
  139. Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс. канд. пед. наук. М., 2001. -225с.
  140. Г. К. Технология саморазвития личности школьника // Образование в современной школе. 2002. № 2. -С. 14.
  141. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: Дисс.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. -403с.
  142. Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах: Дисс. канд. пед. наук. Казань. 1985.-150с.
  143. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.- 96с.
  144. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание. 1981.- 96с.
  145. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М.: Школа — Пресс, 1997.- 512с.
  146. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /Автор сост. JI.B. Мархадаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368с.
  147. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.- 800с.
  148. З.А. Единство обучения и воспитания в процессе вооружения учащихся способами познавательной деятельности. Воспитывающее обучение в системе урока: Межвуз. сб. науч. тр. МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.-С.52.
  149. Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащегося: Дисс. канд. пед. наук. Омск. 1998.- 175с.
  150. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928с.
  151. Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе /Под ред. И. Т. Огородникова. М.: МГТИ, 1970. — 290с.
  152. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001.
  153. Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа- Пресс, 1998.
  154. Ю.В. Развивающий эксперимент по окислению малоактивных металлов // Химия в школе. 1997. № 4. — С.60−63.
  155. Н.Н. Инновационные процессы в образовательном пространстве. (Роль методической службы в создании условий для развития инновационных процессов в образоват. учреждении.) Сб. науч.тр. Тобольск, 1996.- С.3−7
  156. Н.Н. Использование новых методических приемов с целью формирования умений умственных действий учащихся при изучении химии. Горно-Алтайск, 1988. -75с.
  157. Н.Н. Опорные схемы, сигналы и конспекты по химии, как средство развития интеллектуальных умений учащихся. Тюмень. 1992.-70с.
  158. Н.Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения // Химия в школе. 1998. № 7.- С. 13−16.
  159. Н.Н. Формирование и использование химической картины природы при обобщении знаний учащихся по химии: Дисс. канд. пед. наук. JI., 1987.-225с.
  160. Н.Ю., Чернобельская Г. М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. 2002. № 2. — С.71−72.
  161. Ш. М. Сочетание методов обучения и воспитания. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Бабан-ского. М.: Педагогика, 1980.- С. 106−109.
  162. С.В. Методика обучения химии: от теории к практике // Химия в школе. 2001. № 2.- С.93−95.
  163. М.Н. Связь обучения с жизнью как фактор воспитания у учащихся социально значимых качеств личности. Воспитывающее обучение в системе урока. Межвуз. сб. науч. трудов МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.- С.17−32.
  164. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе 1996. № 3. — С.5−7.
  165. И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1994.
  166. И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе 1999. № 1. — С.10−16.
  167. И.Ф. Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета «Химия и экология» с учетом регионального компонента: Дисс. канд. пед. наук. Уфа. 2001.- 222с.
  168. М.К. Методика тестирования учебных достижений учащихся по химии в средней школе. СПб., 2001.
  169. Ю.С., Мазниченко М. А. Типичные ошибки в применении педагогических методов //Школьные технологии. 2004. № 3.- С. 145−155
  170. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. -1980. № 2. С. 45.
  171. Федеральная программа развития образования. // Учительская газета.-1997. № 14.-с.11−14- № 15.-с.11−14.
  172. А.Б. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 2. -С.65−67.
  173. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991.-560с.
  174. А.И., Половняк В. К., Яблочкина Т. К. О математических методах решения химических задач //Химия в школе. 2002. № 6. — С.32.
  175. И.Ф. Воспитательные функции методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю.К. Ба-банского.-М.: Педагогика, 1980.-С.99−103.
  176. И.Ф. Педагогика: Учеб./ И. Ф. Харламов. 7-е изд. — Мн.: Универ., 2002. — 560с.
  177. Химия традиционная и парадоксальная Д. Ю. Ступин, М. К. Хрипун, Г. А. Скоробогатов и др. /Под ред. Р. В. Богданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -312с.
  178. О.В. Методы работы // Образование в современной школе. 2001. № 2. — С.47.
  179. Е.Г., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 7. — С. 137−143.
  180. А. В. Методы эвристического обучения //Школьные технологии. 1999. № 1−2.-С.233−244.
  181. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: ВЛАДОС, 2000. 320с.
  182. Л.А. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии. Пособие для учителей./Т.В. Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Савин и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. -М.: Просвещение, 1982.- 223с.:ил.
  183. Л.А. Проблемы совершенствования методов обучения химии. Повышение эффективности методов обучения химии в средней школе: Тез. докл. Всесоюз. научно-прак. конф./ Под ред. Л. А. Цветкова. Москва. 1982.- С.3−8.
  184. Н.Н. К методике формирования теоретических знаний //Химия в школе. 2000. № 5.-С.15−19.
  185. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1986.- 421с.
  186. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 336с.
  187. Г. М. Что происходит с методами обучения химии? //Химия в школе.-1997. № 5.-С.2−8.
  188. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М., 1991.-191с.
  189. М. Малая группа в учебном процессе: о кооперативных методах обучения // Директор школы. 1999. № 4. — С.65−73.
  190. В.М. Игра как форма и метод активного обучения в подготовке учителя химии // Химия: методика преподавания в школе. 2002.№ 8. — С. 16−20
  191. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209с.
  192. Т.И., Перминова JI.M. Урок. Психолого-педагогические аспекты его конструирования // Химия в школе. -1990. № 5. С.20−22.
  193. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 668с.
  194. М.А. Проблемное обучение химии на основе межпредметной интеграции: Дисс.канд. пед. наук., СПб., 1998.
  195. Г. И. Методика обучения химии в восьмилетней школе. М., 1965.-295с.
  196. Л.Я. Ролевая игра по теме «Технологические принципы коксовой металлургии» // Химия в школе. 1999. № 7. — С.46.
  197. Г. А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к изучению учебного предмета: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2001.- 186с.
  198. Н.В. Модернизация сервиса педагогических приемов обучения химии с использованием современных технических средств. Материалы НПК учителей химии. Волгоград: Перемена, 2001.- С.72−75.
  199. Е.А. Ознакомление учащихся с методами исследования веществ в школьном курсе химии: Дисс. канд. пед. наук, Л., 1979. 162с.
  200. К.П. Воспитание учащихся в процессе изучения нового материала в системе урока. Воспитывающее обучение в системе урока: Межвузовский сборник научных трудов. МГПИ им. В. И. Ленина М., 1983.-С.79−86
  201. Е.В., Исаев Д. С. Проведение обобщающих уроков в игровой форме // Химия в школе. -2002. № 9. С. 62.
  202. В.П. Актуальные вопросы обучения // Образование в современной школе. -2002. № 1.-С.37.
  203. С.Г. Место воспитания в целостном процессе развития личности // Образование в современной школе. 2002. № 4. — С.45.
  204. Г. И. Методы обучения как компонент учебного процесса. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.- С.22−26.
  205. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.- 144с.
  206. В.М. Воспитательная направленность методов обучения. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.-С.109−115.
  207. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь, 1996.-96с.
  208. Г. И. Методика обучения химии в школах нового типа: Дисс.канд. пед. наук, СПб., 1996. -189с.
  209. Connor J.D., Arnold G.F. Readings in Methods of Teaching English. The Modern Language Journal, 1990, V 35, № 3.
  210. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching: Longman, 2002.
  211. Intensivierung von Bildung und Erzieung durch engere Verbindung des Unter-richts mit dem alltaglichen Erlebhis und Erfahrungsbereich der Schuler (II) // Chemie in der Schule. — 183.- № 2/3. -s. 79−86.
  212. Jackel D. Zur Arbeit mit parallelen Hypothesen und Voraussagen im Chemie-unterricht// Chemie in der Schule. 1983. -№ 11.- s.427−434.
  213. Locke W.N. Effect of Methods in Teaching N.Y. 1992.
  214. K. (2002). Communication Theories: Perspektives, Processes, and Contexts. Boston: McGraw Hill.
  215. Иерархия факторов, влияющих на выбор метода (предложенная И.П. Подласым)
  216. Фактор Влияние фактора Место
  217. Цель обучения. Уровень обучения, которыйнеобходимо достигнуть.0,90 1
  218. Уровень мотивация обучения.0,86 2
  219. Реализация принципов, закономерностейобучения.0,84 3
  220. Объем требований и содержания, которыенеобходимо реализовать.0,80 4
  221. Количество и сложность учебного материала.0,78 5
  222. Уровень подготовленности учащихся.-.0,70 6
  223. Активность, интерес учащихся.0,65 7
  224. Возраст. Работоспособность учащихся.0,62 8
  225. Сформированность учебных навыков. Учебнаятренированность и выносливость.0,60 91. Время обучения.0,55 10
  226. Материально-технические, организационныеусловия обучения.0,50 11
  227. Применение методов на предыдущих уроках. 0,40 12
  228. Тип и структура занятия. 0,38 13
  229. Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного трудасотрудничество или авторитарность).0,37 14
  230. Количество учащихся в классе.0,36 15
  231. Уровень подготовленности учителя.0,35 16
Заполнить форму текущей работой