Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регионализация содержания биологического образования на основе материалов по истории науки: На примере Урала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Свердловской области еще в 1991 г. были приняты Концепция и программы развития образования Свердловской области. В 1995 г. принята Концепция национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области. Национально-региональный компонент общего образования предполагает различные формы его реализации: включением в федеральные программы в виде отдельных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Краткий обзор истории биологических исследований на Урале
    • 1. 1. Исследования природы Урала в XVIII веке
    • 1. 2. Биологические исследования на Урале в XIX в. в первой половине XX века
      • 1. 2. 1. Естественнонаучные экспедиции
      • 1. 2. 2. Ботанические исследования
      • 1. 2. 3. Зоологические исследования
      • 1. 2. 4. Деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ)
      • 1. 2. 5. Деятельность организаций в период с 1924 по 1944 гг
    • 1. 3. Биологические исследования на Урале во второй половине XX века. Институт Биологии (с 1966 г. — ИЭРиЖ)
      • 1. 3. 1. Организация и деятельность Института в 1944 — 1948 гг
      • 1. 3. 2. Деятельность Института в 1949 — 1955 гг
      • 1. 3. 3. Реорганизация и научная деятельность
  • Института в 1955 — 1966 гг
    • 1. 3. 4. Направления и значение научной деятельности ИЭРиЖ
  • Глава II. Регионализация содержания школьного биологического образования на основе истории биологических исследований на Урале
    • 2. 1. Историко-краеведческое содержание школьного курса «Биология»
    • 2. 2. Содержание и методическое проектирование элективного курса
  • История биологических исследований на Урале". для учащихся профильных классов
    • 2. 3. Историко-краеведческое содержание во внеклассной работе по биологии
    • 2. 4. Подготовка студентов педагогических вузов к реализации историко-краеведческого содержания школьного биологического образования

Регионализация содержания биологического образования на основе материалов по истории науки: На примере Урала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ф Модернизация биологического образования на современном этапе тесно связана с необходимостью сочетания глубокой теоретической и практической подготовки учащихся, которая осуществляется как дисциплинами федерального компонента государственного образовательного стандарта, так и реализацией содержания национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта. Значительные масштабы территории России, своеобразие природно-климатических и экономических условий, флор и фауны, национальных традиций обусловили необходимость регионализации содержания образования. По данным причинам, содержание образования для всех регионов России не может быть одинаковым. Регионализация может рассматриваться и как принцип, и как процесс, который обеспечивает достижение целей современного образования при целостном понимании учащимися физико-^ географических, историко-культурных, экологических и других особенностей региона и использование знаний о них в образовательном процессе.

В Свердловской области еще в 1991 г. были приняты Концепция и программы развития образования Свердловской области. В 1995 г. принята Концепция национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области. Национально-региональный компонент общего образования предполагает различные формы его реализации: включением в федеральные программы в виде отдельных материаловинтегра-тивные курсыотдельные учебные дисциплины по выбору учащихся. Содержательная часть национально-регионального компонента находится в процессе развития и разработки. Регионализация образования — один из механизмов постоянного развития образования [1]. ^ Вопрос регионализации образования обсуждался на XI делегатском съезде Русского ботанического общества (17−27 августа 2003 г.). На съезде отмечалось, «.значительная протяженность нашей страны требует регионализации учебной литературы, что может быть решено отчасти изданием приложений к федеральным учебникам» [2]. В Свердловской области еще с 1992 г. коллектив ученых и преподавателей (В.Н.Большаков, В. С. Безель, Г. И. Таршис, Л.Г.Таршис) г. Екатеринбурга разрабатывают учебно-методический комплект по региональной экологии, который включает: «Проблемы экологии промышленного региона» (1992), «Региональная экология. Пособие для учителя» (1998), «Региональная экология. Учебник. 10−11 кл.» (2000), «Практикум по региональной экологии» (2003). Идет постоянное развитие содержания образования, отвечающее тенденциям развития региона.

Одна из задач образования — формирование мировоззрения учащегося. История науки имеет первостепенное значение для формирования мировоззрения, на что указывал В. И. Вернадский. С. Р. Микулинский отмечал, что «история науки — та область знаний, которая многое может сделать в этом направлении, в воспитании потребности в творческом подходе к любому делу», в воспитании патриотизма и активного отношения к жизни [3].

В настоящее время к вопросам истории науки обращено пристальное внимание, так как на рубеже тысячелетий происходит осмысление пройденного человечеством пути.

Наука является одним из факторов адаптации человека. От того, как развивается наука, какие приоритетные направления в ней преобладают, влияет на развитие общества. Изучение вопросов истории науки дает понять ценность науки для человечествароль ученого, как главного участника научных исследованийвклад той или другой страны в мировую наукувлияние общественно-экономических условий на развитие науки. Данные положения являются важными факторами в формировании мировоззрения.

Биологии как учебный предмет имеет большой потенциал в использовании исторического материала. В содержании образования большое значение имеют материалы о роли человека науки в развитии общемировой культуры.

История развития биологии на Урале, входя в общую систему развития науки, как в мире, так и в стране, имеет свои особенности, которые определяются многими факторами. По нашему мнению, интересный и богатый краеведческий историко-биологический материал необходимо включить в региональный компонент биологического образования как один из факторов формирования мировоззрения.

Анализируя вышесказанное, позволяет выделить противоречия:

• между реализацией концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области и отсутствием разработанного историко-краеведческого компонента школьного биологического образования;

• между необходимостью включения краеведческого историко-биологического содержания в образовательный процесс и отсутствием программно-методического обеспечения.

Отмеченные противоречия составляет суть проблемы исследования, которая заключается в необходимости разработки историко-краеведческого содержания школьного биологического образования.

Проблема определила выбор темы исследования «Регионализация содержания биологического образования на основе материалов по истории науки (на примере Урала)».

Цель исследования — разработать историко-краеведческое содержание школьного биологического образования на основе материалов по истории биологических исследований на Урале.

Объект исследования — процесс обучения биологии учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования — национально-региональный компонент биологического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что реализация национально-регионального компонента на основе материалов по истории биологических исследований на Урале возможна, если будут разработаны:

• историко-краеведческое содержание биологического образования и рекомендации по использованию в учебном процессе материалов по истории биологических исследований на Урале;

• программно-методическое обеспечение элективного курса «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы;

• определены дидактические условия подготовки студентов педагогических вузов по специальности «Биология» для реализации ими национально-регионального компонента биологического образования.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

1. Осуществить анализ архивных источников и научных публикаций XVIII — XX вв. по истории биологических исследований на Урале.

2. Составить краткий обзор истории биологических исследований на Урале на основе обработанных архивных материалов и литературных источников.

3. Разработать историко-краеведческое содержание и методические рекомендации по использованию на уроках биологии материалов по истории биологических исследований на Урале.

4. Разработать программу, содержание и методическое проектирование изучения элективного курса «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы.

5. Определить дидактические условия подготовки студентов педагогических вузов по специальности «Биология» к реализации ими в школе национально-регионального компонента на основе материалов по истории биологических исследований на Урале.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы, посвященные вопросам: методики обучения биологии (Б.В.Всесвятский, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева, Л. Н. Сухорукова, Д.И.Трайтак), теоретические основы содержания общего среднего образования (Л.Я.Зорина, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин), реализация краеведческого принципа обучения (Ашурков В.Н., Н. С. Борисов, Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н., Н. П. Милонов, К.Ф.Строев), регионализации образования (Л.М.Андрюхина), общей дидактики (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер, М.В.Рыжаков), значение истории науки для формирования личности.

Л.Н.Арковенко, В. И. Вернадский, Ю. В. Егоров, С. Р. Микулинский А.Л.Яншин), теории историко-биологических исследований (Л.Я.Бляхер, В. И. Вернадский, Э. Н. Мирзоян, С. Р. Микулинский, Б.Е.Райков), истории биологических исследований на Урале (Н.П.Архипова, В. Н. Большаков, М. Е. Главацкий П.Л.Горчаковский, Б. Н. Городков, О. Е. Клер, С. А. Мамаев, Е. Понизовкина).

Применявшиеся методы:

— теоретические: анализ литературных и архивных материалов по истории биологических исследований на Ураленормативных и законодательных документов РФ и Свердловской областинаучно-методической литературы по теме исследования;

— эмпирические: анкетирование школьников и студентов, беседы с учителями.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1997;1998) — теоретическое осмысление проблемы, формулирование проблемы, цели, гипотезы и задач исследования. Изучение и анализ литературных источников и архивных материалов. Написание краткого обзора биологических исследований на Урале.

На втором этапе (1999;2000) — определены направления в реализации регионального компонента на основе краткого обзора истории биологических исследований на Уралеразработка содержания, программы и методическое проектирование изучения элективного курса «история биологических исследований на Урале" — Продолжена обработка архивных и литературных источников.

На третьем этапе (2000;2003) — разработка методических рекомендаций для учителей по использованию материалов на основе истории биологических исследований на Урале. Формулирование основных положений диссертации, выводов, оформление результатов работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыто содержание историко-краеведческого компонента биологического образования на основе материалов по истории биологических исследований на Урале;

— обосновано введения историко-краеведческого материала в национально-региональный компонент содержания биологического образования.

— составлен краткий обзор истории биологических исследований на Урале в период с XVIII в. — XX в.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснование включения материалов историко-краеведческого содержания в национально-региональный компонент биологического образования;

— анализ истории биологических исследований на Урале за период с XVIII — XX столетия.

Практическая значимость:

— разработка методического проектирования элективного курса «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы;

— составление содержания и методических рекомендаций к использованию на уроках биологии материалов по истории биологических исследований на Урале;

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были представлены на конференциях: региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы регионального географического, экологического и биологического образования» (Екатеринбург, УрГПУ, 2000 г.) — на научно-практической конференции «Урал в научных исследованиях на географо-биологическом факультете УрГПУ» (Екатеринбург, 2001 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (Челябинск, 2003 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целесообразность включения в содержание национально-регионального компонента материалов по истории биологических исследований на Урале.

2. Историко-краеведческое содержание национально-регионального компонента школьного биологического образования.

3. Элективный курс «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы.

По теме исследования опубликовано семь работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания (ссылки на архивные и литературные источники), библиографического списка, включающего 163 наименований, 7 приложений.

Выводы по II главе.

Реализация национально-регионального компонента школьного биологического образования на основе материалов по истории биологических исследований на Урале может осуществляться по направлениям:

1. Включение в содержание уроков всех разделов школьного курса «Биология» иллюстративного материалавыполнение учащимися заданий карточек-задач с историко-краеведческим содержанием.

2. Изучение элективного курса «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы.

3. Включение материалов по истории биологических исследований на Урале во внеклассную работу.

4. Оформление кабинета биологии: на стенде «Люди науки» или «История науки» располагать сведения об ученых-биологах Ураламатериал, посвященный юбилейным датам (организация УОЛЕ и Института Биологии, экспедиции на Урал и др.) — картотека ученых и натуралистов, которая может быть составлена учащимися, под руководством учителя, использоваться во внеклассной работе и на уроках.

Также необходимо обучение и воспитание студентов педагогических вузов по специальности «Биология» к реализации в школе национально-регионального компонента биологического образования на основе истории биологических исследований на Урале. Дидактические условия в подготовке студентов: изучение содержания спецкурса «История биологических исследований на Урале" — обучение студентов использовать историко-краеведческий материал в биологическом образованиисоставление студентами дидактических средств обучения с историко-краеведческим содержанием и методического проектирования использования материалов по истории биологических исследований на Уралеработа студентов над курсовыми и выпускными квалификационными работами по краеведческой историко-биологической тематике.

Кроме того, проводить подготовку учителей биологии на курсах повышения квалификации.

Таким образом, реализация национально-регионального компонента школьного биологического образования на основе истории биологических исследований на Урале представляет систему, которая включает в себя:

1. Использование в школе разными формами, методами и методическими приемами материалов по истории биологических исследований на Урале.

2. Обучение и воспитание студентов педагогических вузов по специальности «Биология».

3. Подготовка учителей биологии на курсах повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

История биологических исследований на Урале многогранна, с периодами подъема и затишья, с достижениями и неудачами, с появлением новых направлений. Взаимодействие компонентов: общего развития науки, экономико-политической ситуацией в стране, личных качеств натуралистов и ученых, особенности региона — определяют специфику развития биологических исследований на Урале. Мы составили краткий обзор истории биологических исследований на Урале. Это необходимо было сделать для того, чтобы данный материал использовать для составления историко-краеведческого содержания биологического образования как национально-региональный компонент.

Биологические исследования на Урале можно подразделить на три периода: первый — начальный — экспедиции XVIII векавторой — исследования в XIX — первой половине XX векатретий — с 1944 по настоящее время. В первый период — экспедиции XVIII века, дано первоначальное описание животного и растительного мира Урала. Второй период — XIX — первая половина XX века, характеризуется накоплением и систематизацией знаний о живой природе Урала. Особенности второго периода: исследования проводят члены многих экспедиций, которые были направлены специально на Уралпоявились уральские ученые, которые уже постоянно проводили изучение живой природы Уралабыли организованы Общества: Уральское общество любителей естествознания (1870) и общество естествоиспытателей при Казанском университете (1869), которые объединили исследовательскую работу, как любителей-натуралистов, так и ученых. Третий период характеризуется: целенаправленными и систематическими биологическими исследованиямипоявлением новых направлений в исследованияхувеличилось количество уральских ученых, пополнение которых шло не только с помощью приезжающих специалистов из Европейской части России, но подготавливались и в вузах Уральского региона. Крупные изменения в третьем периоде связаны с важными событиями: организация Института биологии (1944 г., Свердловск) и биологического факультета Уральского государственного университета, которые стали объединяющими факторами биологических исследований на Урале.

Анализ развития биологии на Урале еще ждет своих исследователей.

На основе собранных и обработанных материалов по истории биологических исследований на Урале было определено историко-краеведческое содержание биологического образования в школе.

Мы считаем необходимым включение в содержание национально-регионального компонента биологического образования материалов по истории биологических исследований на Урале, так как:

1. Три столетия (XVIII — XX вв.), в течение которых проводились биологические исследования, составили интересную и богатую историю биологической науки на Урале, которая является достоянием и гордостью нашего региона. Учащимся необходимо знать основные вехи, направления и достижения в биологических исследованияхученых, которые внесли вклад в общемировую культуру.

2. Изучение материалов по истории биологических исследований на Урале способствует формированию мировоззрения.

3. Знакомство и изучение материалов по истории биологических исследований на Урале способствует патриотическому и нравственному воспитанию.

4. Изучение элективного курса может способствовать профориентации учащихся.

Реализация национально-регионального компонента на основе материалов по истории биологических исследований на Урале школьного биологического образования может осуществляться:

1. Использование во всех разделах школьного курса «Биология»: как иллюстративный материал на уроках, карточки задачи с историко-краеведческим содержанием.

2.

Введение

элективного курса «История биологических исследований на Урале» для учащихся профильных классов средней школы.

3. Включение материалов по истории биологических исследований на Урале в содержание внеклассной работы.

Для реализации национально-регионального компонента школьного биологического образования на основе истории биологических исследований на Урале необходима функционирующая система, которая включает в себя:

1. Использование в школе разными формами, методами и методическими приемами материалов по истории биологических исследований на Урале.

2. Обучение и воспитание студентов педагогических вузов по специальности «Биология».

3. Подготовка учителей биологии на курсах повышения квалификации.

Работа может служить основой для дальнейших исследований по регионализации содержания биологического образования на основе материалов по истории биологических исследований на Урале.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академик С. С. Шварц. Материалы к биографии. Воспоминания. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 204 с.
  2. Академику В. Н. Большакову 60 // Наука Урала. — 1994. — № 17. — С. 3.
  3. В. Очерк троицко-челябинских озер (Оренбургской губернии) и их ихтиологической фауны. СПб, 1873. — 78 с.
  4. Л.М. Региональная политика, культура, содержание образования. Екатеринбург: Институт регионального развития образования, 1995. -26 с.
  5. Н.П. Имена ученых и путешественников на карте Урала. Екатеринбург: Издательский дом «Ява», 1997. — 48 с.
  6. Н.П. Полевые исследования О.Е.Клера на Урале / Памяти О. Е. Клера: к 150-летию со дня рождения. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, февраль 1995. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. — С. 13 — 15.
  7. Н.П. Э.К.Гофман в Екатеринбурге и его окрестностях. // Уральский областник. 1989. — № 5. — С. 48.
  8. Н.П., Филатов В. В. Исследователи природы Урала. XX век. -Екатеринбург: изд-во Екатеринбург, 2001. 272 с.
  9. Н.П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1990. — 224 с.
  10. П.Ашурков В. Н. Кацюба Д.В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие. / под ред. Г. Н. Матюшина. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  11. М.М. Развитие природоохранительных идей на Среднем Урале в дореволюционный период./ Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Урала. Сб.статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1978.-С.10- 15.
  12. Биографический словарь деятелей естествознания и техники / Под ред. А. А. Зворыкина. М.: Большая советская энциклопедия. — 1958. — Т. 1. — 548 е.- 1959.-Т. 2.-470 с.
  13. Биологи. Биографический справочник. Киев: изд-во «Наукова думка», 1984.-816 с.
  14. Л.Я. Размышления над историей биологии (XVII -XVIII в.в.). Проблемы и методы. // Из истории биологии. 1975. — вып 5. — М.: Наука. — С. 218−220.
  15. П.Большаков В. Н., Вигоров Ю. М., Горчаковский П. Л. Институт экологии растений и животных Уральского отделения РАН: страницы полувековой истории. // Экология 1994. — № 3. — С. 98.
  16. В.Н., Добринский Л. Н. История академических институтов. Первый экологический институт Академии наук СССР (1955 1976 годы). // Вестник Уральского отделения РАН. Наука. Общество. Человек. — 2004. — № 2 (8). — С. 34−46.
  17. В.Н., Колосова Е. Н. История академических институтов. Первое десятилетие (1944 1955 годы). // Вестник Уральского отделения РАН. Наука. Общество. Человек. — 2004. — № 1 (7). — С. 44−51.
  18. Ботанический сад на Урале: Путеводитель. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1986.-88 с.
  19. Вторая часть Дневных Записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб: при Императорской Академии наук, 1802. — 338 с.
  20. Е.В. Гербарий академика П.С.Палласа // Советская ботаника. 1934. — № 6. — С. 148.
  21. Ю.В., Мамушкина Н. С., Некрасова Г. Ф. Академику А.Т.Мокроносову 70 лет // Экология. — 1998. № 6. — С. 493 — 495.
  22. С.А. Гербарий Института Биологии Уральского филиала АН СССР (отдел флоры и растительности Урала). // Рефераты работ выполненных в институте биологии в 1945 г. Свердловск: Изд-во УФ АН СССР. Институт биологии, 1946.-С. 21−31.
  23. А. Очерк растительности окрестностей города Красноуфимска Пермской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. 1888. — Т. XVII. — вып. 6. — С. 3 — 57.
  24. .Н. Ботанические исследования (с XVIII в. до 1933 г.) // Уральская советская энциклопедия. Свердловск: Изд-во Уралоблисполкома «Уральской советской энциклопедии», 1933. — Т. 1. — С. 482 — 486.
  25. Горчаковский П. Л В. Н. Сукачев и его ботанические исследование на Урале (к 85-летию со дня рождения). // Записки Свердловского отделения Всесоюзного ботанического общества. 1966. — вып.4. — С. 201 — 205.
  26. П.Л. Василий Сергеевич Говорухин (к 60-летию со дня рождения) // Ботанический журнал. М.-Л.: Наука. — 1965. Т.50. — № 2. — С. 277 -280.
  27. П.Л. К пятидесятилетию профессора Б.П.Колесникова. // Записки Свердловского отделения Всесоюзного Ботанического общества. -1960.-вып. 1.-С. 108−111.
  28. П.Л. Онисим Егорович Клер исследователь флоры Урала.// Ботанический журнал. — 1960. Т. 45. — № 9 — С. 1386 — 1389.
  29. П.Л. По заповедникам Среднего Урала. Свердловск, 1949. -56 с.
  30. П.Л. С.И. Коржинский и некоторые проблемы фитогеографии Урала (к 100-летию со дня рождения) // Ботанический журнал. 1963. Т. 47. № 6. — С.886 — 889.
  31. П.Л. Биобиблиографический справочник./ Сост. И. В. Братцева. -Екатеринбург: изд-во «Екатеринбург, 1996. 80 с.
  32. П.Л. В Свердловском отделении Всесоюзного ботанического общества // Ботанический журнал. 1957. Т. 42. — № 10. — С. 1574 — 1575.
  33. П.Л. Провозвестник экологического мышления (к 80-летию академика РАН С.С.Шварца). // Известия Уральского государственного университета, 1999. -№ 12. С. 101 — 107.
  34. П.Л., Добринский Л. Н. Биогеоценологические исследования на стационарах «Харп» и «Хадыта» // Экология. 1972. — № 1. — С. 107 — 109.
  35. П.Л., Киршин И. К. О деятельности Свердловского отделения Всесоюзного ботанического общества с 1963 по 1969 // Ботанический журнал. 1970. Т. 55. № 8. — С. 1210 — 1211.
  36. П.Л., Шурова Е. А. Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья. М.: Наука, 1982. — 208 с. 41 .Данилов Н. Н. Роль академика С. С. Шварца в развитиии экологии // Экология. 1979.- J6 2.-C.5−7.
  37. З.А. Краткий обзор исследований по микологии и фитопатологии на Урале. // Труды Института Биологии. Свердловск: УФАН, 1960. -Вып.15.-С. 5- 11.
  38. А.П. История и перспективы изучения флоры листостебельных мхов Среднего Урала / Флора и внутривидовая изменчивость растений Урала: Сб. научных трудов Свердл. пед.института. Свердловск, 1985. — С. 103- 113.
  39. Ю.В., Аркавенко J1.H. Введение в методологию науки: учителю о функциях и методах науки: Пособие для учителя. Екатеринбург: «Сократ», 1998.-96 с.
  40. Животный мир Урала: Библиографический указатель: 1762−1982. Природа Урала. / Сост. Л. Г. Кондратьева, Я. Л. Ворожцова и др. Ижевск, 1989. Вып. 8. -278 с.
  41. Жизнь красивая, как дерево. Юбилеи: 70 лет С. А. Мамаеву. // Наука Урала.- 1998.- № 12.-С. 3.
  42. Л.И. Уральское общество любителей естествознания. 1870 1929. Из истории науки и культуры Урала. (Учёные записки Свердловского областного краеведческого музея). — Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1996. — Т. 1 -208 с.
  43. Л.И. Онисим Егорович Клер. (1845−1920). Биографическая справка. Памяти О. Е. Клера: к 150-летию со дня рождения. / Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, февраль 1995. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. — С. 3 — 4.
  44. Л.И. Онисим Егорович Клер. 1845 1920. — М.: Наука, 1983.
  45. Н.Ю. Первый исследователь фауны Сибири. // Биология. 2001. № 38-С. 7−8.
  46. Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук. 1944 1994. — Екатеринбург, 1994. — 12 с.
  47. Информационный бюллетень краеведческой работы на Урале. Свердловск: Уральское областное бюро краеведения, 1928. — № 1 — 2- 1929. — № 6. № 711.- 1931.-№ 1−3.
  48. История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. Акад. Б. В. Личмана. Екатеринбург: изд-во «СВ-96», 1998. с.
  49. Источники и пособия для изучения Пермского края./ Собрал Д.Смышляев.- Пермь: типография губернской земской управы, 1876 280 с.
  50. .А. Памяти Андрея Яковлевича Гордягина // Советская ботаника. — 1933.-№ 2.-С. 124−128.
  51. В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1986−512с.
  52. О.Е. Краткий обзор современного состояния естественно-исторических исследований Уральского края // Записки УОЛЕ. 1891 1892. Т. 13. Вып. 1.-С. 59−64.
  53. О.Е. УОЛЕ. Исторический очерк (1870 1888). — Екатеринбург, 1889. -20 с.
  54. А.Г. Творцы науки и техники на Урале XVII начало XX века. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981. — 60 с.
  55. .П. Первое научное совещание по охране природы Урала // Известия АН СССР. Серия биологическая., 1959. № 3. — С. 470 — 473.
  56. В. П. Философия и методология науки: Учеб. Для высших учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.
  57. Красная книга Среднего Урала: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / Под ред. В. Н. Большакова и П. Л. Горчаковского. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1996. -279 с.
  58. П.Н. Материалы к флоре Пермской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. 1876 -1885. — T.V. Вып. 4., Т. IX. Вып. 6., Т. XI. Вып. 5. Т. XIV. Вып. 2.
  59. Л.А., Баранова Е. В., Баранов М. П. и др. Проблемы ботанического образования в России // Ботанический журнал. 2004. — Т. 89. — № 1. — С. 146- 159.
  60. Н. Радиоэкология потребность времени // Наука Урала. — 1985. 25 сентября. -С. 1−2.
  61. М. Патриарх фенологии. // Уральский рабочий. 1999. 8 декабря. — С. 5.
  62. М.К. Владимир Алексеевич Батманов. / Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Урала. Сб.статей. Свердловск, 1978.-С. 133 — 135.
  63. Е. М. Памяти И.М. Крашенинникова. // Ботанический журнал. -1949. Т. 34. № 4.-С. 431 -441.
  64. Ю. Рассказы о Куке. // Уральский следопыт. 1981. — № 10. -С. 14−25.
  65. С.Ю., Васильченко И. Т. Центральный Гербарий СССР: Исторический очерк. Л.: Наука, 1968. — 142 с.
  66. Т.А. Иван Иванович Лепехин. М.-Л.: Наука, 1965 — 206 с.
  67. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. / Под ред. И. В. Кузнецова. М., 1963. — 896 с.
  68. М.В. Зоогеографические исследования в Уральском крае. // Записки УОЛЕ. 1887. — Т. XI. Вып. 1. — С. 9 — 41.
  69. С.А. Б.П.Колесников российский природовед и энциклопедист.// Известия Уральского государственного университета, 2000. — № 15. — С. 42 -49.
  70. С.А. Из истории Ботанического сада в городе Свердловске // Труды института биологии. Интродукция и селекция растений на Урале. 1963. -Вып. 31.-88 с.
  71. С.А. К 20-летию работы комиссии по охране природы на Урале. / Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Урала. Сб.статей. Свердловск: УНЦ АН СССР. — 1978. — С. 3 — 9.
  72. С.А. Роль Б.П.Колесникова в развитии лесной науки на Урале. / Исследование лесов Урала: Материалы научных чтений памяти Б. П. Колесникова. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. — С. 3 — 5.
  73. С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М.: Наука, 1988.-384 с.
  74. Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке. // Ис-торико-биологические исследования. 1978. — Вып.7. — С. 3 — 25.
  75. Н.Т.Степанова // Наука Урала. 1982. — № 37. — С. 3.
  76. С.Ф. Испытатель природы Павел Васильевич Сюзев. Пермь: Пермское кн. Изд-во, 1958. — 44 с.
  77. С.Ф. Хранители леса. Александр Ефимович и Федор Александрович Теплоуховы. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1957. — 48 с.
  78. Николай Николаевич Данилов. Материалы к биографии, воспоминания. -Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2002. 220 с.
  79. Палласа Петра Симона Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской Академии наук. Часть вторая. Книга первая. 1770 г. СПб.: при Императорской АН, 1786. -480 с.
  80. Памяти академика С. С. Шварца // Экология. 1976. — № 5. — С. 5−7.
  81. В.О. Клера. // Труды Уральского отделения Московского общества испытателей природы. 1959. — Вып. 2 — С. 207 — 208.
  82. Памяти Николая Александровича Наумова (1888 1959). // Ботанический журнал.- 1959.-Т. 44.-№ 12.-С. 1770−1773.
  83. О. Эпоха монополии на истину продолжается. // Наука Урала. -1998.-№ 14, — С. 6.
  84. JI.M., Баранов П. А. и др. Опыт введения регионального компонента в содержание образования. // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 35 — 40.
  85. В.Н. 40 лет научной деятельности З.А.Демидовой // Труды Института Биологии. 1960. — Вып. 17.-С. 149.
  86. В. С.С.Шварц в Ильменах. // Наука Урала. 1999. — № 15. — С. 3.
  87. Полное собрание ученых путешествий по России. Издаваемое Императорскою Академий наук. Записки путешествия Академика Лепехина. СПб, при Императорской АН. — 1821. Т. 3. — 540 с.
  88. Полное собрание ученых путешествий по России. Издаваемое Императорскою Академий наук. Записки путешествия Академика Лепехина. СПб, при Императорской АН. — 1822. Т. 4.-436 с.
  89. Полное собрание ученых путешествий по России. Издаваемое Императорскою Академий наук. Записки путешествия Академика Фалька. СПБ. -1824.-Т. 6.-446 с.
  90. Е. Юбилей ИЭРиЖ: бежать быстрей, чтобы оставаться на месте // Наука Урала. 1994. — № 17. — С. 1.
  91. Почвенные исследования на Урале // Уральское краеведение. 1928. -Вып.II. — С. 82.
  92. Природа Урала. Сборник статей. Свердловск: Свердл. Обл. изд-во, 1936. -252 с.
  93. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл.-М.: Дрофа, 2001.-224 с.
  94. Работы энтомологического отделения паразитологического отдела. -Свердловск: Свердл. Санитарно-бактериологический институт, 1932. Вып. 1.-24 с.
  95. Рабочая амплитуда профессора Мамаева // Вечерний Свердловск. 1978. 1 июня. — С. 2.
  96. Развитие естествознания в России (XVIII начало XX века) / Под ред. С. Р. Микулинского, А. П. Юшкевича — М.: Наука, 1977 — 536 с.
  97. Развитие идей академика С. С. Шварца в современной экологии /
  98. B.Н.Большаков, Л. Н. Добринский, Б. С. Кубанцев и др. М.: Наука, 1991. -276 с.
  99. .Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Из прошлого русского естествознания. М.-Л., 1947. — 392 с.
  100. .Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина. Материалы к истории эволюционной идеи в России. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. Т. II.-588 с.
  101. Ш. Рефераты работ, выполненных в институте биологии в 1945 г. Свердловск: изд-во Урал. Филиала АН СССР. Институт биологии, 1946 — 32 с.
  102. Русские ботаники: Биографо-библиографический словарь /Сост. Липшиц С. Ю. М.: Москов. Об-во испытат. Природы, 1947. — Т. 1. — 334 е.- 1950. -Т. 2. — 336 е., Т. 3. — 488 е.- 1953. — Т. 4. — 644 с.
  103. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999.-544 с.
  104. Л. Позвоночные Среднего Урала и географическое распространение их в Пермской и Оренбургской губерниях. М., 1874. — 204 с.
  105. Л.П. Каталог зверей, птиц, гадов и рыб Среднего Урала. М., 1872.-70 с.
  106. Л.П. Предварительный очерк фауны позвоночных Среднего Урала.-М, 1870.- 16 с.
  107. З.Т., Главацкий М. Е. Горизонты высшей школы и науки на Урале. Свердловск: Сред.-Ур. кн. изд-во, 1981. — 144 с.
  108. В. Александр Гумбольд. М.: Молодая гвардия, 1959. — 190 с.
  109. О. Щедрый дар судьбы // Наука Урала. 2004. — № 4. — С. 3, 6.
  110. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  111. .И. Преподавание истории естественных наук в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова // Вопросы истории естествознания и техники. 1977. — Вып. 1(58). — С. 144 — 115.
  112. В.Н. Разные образы растительного мира // Наука. Общество. Человек. Информационный вестник Уральского отделения РАН. 2003. — № 1 (З).-С. 100−107.
  113. Л.Н. «Общая биология» в свете культурно-исторического подхода. // Биология в школе. 2001. — № 2. — С. 20 — 24.
  114. П.В. Гербарий. Руководство к собиранию и засушиванию растений для гербария и к составлению флористических коллекций. СПб, 1912 — 112с.
  115. П.В. Материалы к микологической флоре Пермской губернии. М.: МОИП, 1898.- 10 с.
  116. П.В. Состав бриологической флоры Пермского края. М.: МОИП, 1898.-38 с.
  117. JI.M. В лаборатории популяционной экологии животных (о развитии идей академика С.С.Шварца) // Экология. 1983. — № 3. — С. 72 -76.
  118. Е.А. Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России: автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1999- 17 с.
  119. Тимофеев-Ресовский Н. В. Истории, рассказанные им самим, с письмами, фотографиями и документами М.: «Согласие», 2000. — 880 с.
  120. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. — 352 с.
  121. Тимофеев-Ресовский на Урале. Воспоминания / Сост. В.Куликова. Екатеринбург: изд-во «Екатеринбург», 1998. — 160 с.
  122. Труды Ботанического музея Императорской Академии наук СПб, 1908. -Вып. IV. — 246 с.
  123. Труды по истории науки в России / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988. — 464 с.
  124. Труды фенологической комиссии Уральского общества любителей естествознания -Свердловск, 1929. Вып.1. — 48 с.
  125. Н.В. Жизнь и деятельность Л.П.Сабанеева / Л. П. Сабанеев Рыбы России. Жизнь и ловля наших пресноводных рыб./ Под ред. Н. В. Туркина. -М., 1911.- 1056 с.
  126. Уральская историческая энциклопедия / Российская АН УрО Институт истории и археологии- под ред. В. В. Алексеева. Екатеринбург, 1998.-624с.
  127. Уральская советская энциклопедия / Ред.-сост. Андронников В. Н. и др. Отв. Ред. Я. Р. Елькевич. М.-Св., 1933. -Т.1. — 854 с.
  128. Уральский государственный университет в биографиях / Под общей редакцией М. Е. Главацкого и Е. А. Памятных. Екатеринбург: УрГУ, 1995. -464 с.
  129. Уральское отделение РАН. Ботанический сад (1936−2002) /сост. С. А. Мамаев. Екатеринбург: УрО РАН, 2002 38 с.
  130. Уральскому университету 70 лет / Под общей ред. М. Е. Главацкого и В. Е. Третьякова. -Свердловск: изд-во урал. ун-та, 1990. — 224 с.
  131. Ученые Уральского научного центра Академии наук СССР: Биобиблиографический указатель. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1987. — 393 с.
  132. Н.Ю. Георг Вильгельм Стеллер. К 290-летию со дня рождения. // Биология. 1999. № 9. — С. 4.
  133. Н.Ю. Петр Симон Паллас (1741 1811) // Биология. — 1999. -№ 35.-С. 9.
  134. В.И. Ученый художник, ученый — поэт. В. И. Пьянков об академике А. Т. Мокроносове. // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. — 2000. — Вып.8. — № 15. -С. 50−54.
  135. В.А. 60-летие В.А.Батманова // Охрана природы на Урале Свердловск: УФАН СССР, 1962 — вып. III — С. 161 — 166.
  136. Г. З., Байманов В. Н. Петр Паллас «русский немец» // Вестник Российской Академии наук, 1966. — Т. 66. — № 1. — С. 73 — 75.
  137. B.C. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. К 100-летию со дня рождения // Биология в школе. 2000. — № 6. — С. 18.
  138. С.С., Пястолова О. А., Добринская JI.A., Рункова Г. Г. Эффект группы в популяциях водных животных и химическая экология. М.: Наука, 1976.- 152 с.
  139. Ю. Материалы для ботанической географии Уфимской и Оренбургской губерний // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. 1881. — Т. IX. — Вып. 5. — С. 3 — 28.
  140. .К. Памяти Порфирия Никитича Крылова (1850−1931) // Советская ботаника. 1933. № 2. — С. 129 — 132.
  141. B.C. Василий Федорович Зуев путешественник, ученый, педагог // Биология в школе. — 1997. — № 5. — С. 23.
  142. B.C. Природа России в трудах академика И.И.Лепехина // Биология в школе. 1998. -№ 3. — С. 25.
  143. B.C. С.П.Крашенинников первый русский академик биолог // Биология в школе. — 1997. — № 6. — С. 17.
  144. С.Э. Н.В.Тимофеев-Ресовский (1900 1981) // Биология. — 1996. -№ 45. — С. 5−9.
  145. Г. Э. Владимир Алексеевич Батманов (к 60-летию со дня рождения). // Известия Всесоюзного географического общества. 1961. — Т. 93 — С. 345 -346.
  146. Г. Уральский хребет в физико-географическом, геогностическом и минералогическом отношениях. М., 1841. — 438 с.
  147. Э. Естественная история Оренбургского края / Сост., вступ. ст. Г. П.Матвиевс-кой, В.Н.Руди- примеч. и коммент. в приложении А. П. Бутолина. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. — 344 с.
  148. Эколог, наставник, лидер. Академику Владимиру Николаевичу Большакову 70 лет. // Наука Урала. — 2004. — № 21. — С. 5.
Заполнить форму текущей работой