Игровая деятельность как средство воспитания
Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теория, предпосылки исследования проблемы воспитания дошкольников средствами игры
- 1. 1. Особенности воспитания дошкольников
- 1. 2. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности с дошкольниками
- 2. Опытно — экспериментальная работа в группе дошкольников
- 2. 1. Диагностика уровня воспитанности дошкольников
- 2. 2. Экспериментальная работа по исследованию игры в воспитании дошкольников: ход, результаты
- Заключение
- Литература
- Приложение
Огромная роль в развитии и воспитании дошкольников принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; «Игра имеет важное значение, в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… «[19]. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.-121с.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Методические приемы приносят результаты в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
Актуальность: Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. Но, к сожалению эти изменения не всегда оправданы, традиционная игра изживается из детской жизни. В обществе, в образовании, на всех его ступенях, и особенно, дошкольной совершается грубейшая антиисторическая ошибка: занятия вытесняют игру.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Игра это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и нтеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с её феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т. п. Для детей игра это продолжение жизни, где вымысел грань правды.
Анализируя ситуацию сегодняшнего дня в дошкольных учреждениях мы видим как зачастую подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Анализ ситуации показывает, что тенденция воспитания через игру должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т. п. Для детей игра это продолжение жизни, где вымысел грань правды. Игра регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития[26]
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К., 1973.
Цель: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему воспитания детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности воспитания детей дошкольного возраста.
2.Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
3.Определить педагогические условия воспитания дошкольников средствами игры. Экспериментально опробовать систему использования воспитательных игр.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования; эмпирические; целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ научно-воспитательной документации, диагностические срезы развития детей, педагогический эксперимент, количественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в три этапа.
На I этапе (ноябрь 2007 г.) изучалась психологическая и методическая
литература по теме исследования, анализировались обучающее — воспитательная документация разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.
На II этапе (ноябрь 2007 — март 2008) выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность экспериментальной теории воспитательные игры дошкольника.
На III этапе (март 2008 г.) осуществлялся сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности игровой деятельности как средство воспитания дошкольников.
Список литературы
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе .-М.: Просвещение, 1987.- 94с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской — М.: 1982.- 125с.
- Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми с задержкой психического развития. Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью/ - СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- с.25- 28.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-45с.
- Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 1987.-78с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956.- 520с.
- Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Изд. Просвещение, 1966.- 442с.
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.-112с.
- Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание.- М.: Просвещение, 1988.- 45с.
- Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1984.- 218с.
- Егорова Т. В. Некоторые особенности умственного развития неуспевающих младших школьников. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер.- М.: Изд. «Педагогика», 1971- 157−163с.
- Зик К. А. Ребенок и его мир.- М.: Просвещение, 1985.-56с.
- Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4−12 лет. Днепропетровск, 1997.- 89с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
- Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. Мн. Университетское, 1988. — 223с.
- Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. Киев.: Лебедь, 1997.- 78с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры . — М.: Просвещение, 1980.-231с.
- Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1988.-154с.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.-121с.
- Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя.- М.: Просвещение, 1983.-67с.
- Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре.-М.: Просвещение, 1982.-27с.
- Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 1993.-245с.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-М.: Просвещение, 1991.- 56с.
- Новикова Л.И., Сидоркин А. М. Воспитательная система / Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — М., 1993.
- Организация воспитательной деятельности: Методические рекомендации./ Состав. Самойличенко Н. В. — Иркутск, 2007. -97с.
- Педагогика / Под ред. И. П. Пидкасистого. — М.: Просвещение, 1996.-98с.
- Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. — М.: Просвещение, 1986.-55с.
- Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.- Киев 1985.-21с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.-345с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., 1973.
- Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников/ 1992.- 44с.
- Эльконин Д. Б. Психологические игры. — М.: Просвещение, 1987.-74с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику.- Т. Ц. Сфера, 2002.- 78с.