Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Без ЭВМ не обойтись

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако уже на первых шагах практического применения компьютера мы натолкнулись на трудности, не одолев которые, тщетно стремиться к научному анализу методов обучения. Прежде всего педагогическая специфика формирования продуктов обучения не позволяет постоянно или долго отдавать предпочтение какому-то одному методу и требует разнообразить, чередовать методы. Еще одна трудность связана с многими… Читать ещё >

Без ЭВМ не обойтись (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процедура выбора методов очень напоминает просеивание сыпучего материала через тонкие сита (см. рис. 14).

Выбирать методы помогает компьютер.

Рис. 14. Выбирать методы помогает компьютер.

Сначала проверяем пригодность всех имеющихся в нашем распоряжении методов первым условием (У1). Часть из них отсеивается. Новообразованную совокупность пропускаем через требования второго условия (У2), на котором некоторые из методов снова задерживаются и так вплоть до последнего условия (Уп)} где осядут методы, которые выдержат все проверки. Это и будут оптимальные методы, удовлетворяющие всем поставленным требованиям.

Теперь кое-что посчитаем. Если, например, в распоряжении учителя есть 20 методов, каждый из которых нужно профильтровать через 25 условий, то сколько вариантов придется перебрать? Разумеется, это непосильная задача, и неудивительно, что учителям нужные методы приходилось «угадывать». Многим поколениям педагогов помогали интуиция, чувство ситуации. Однако знание и опыт приобретаются с течением времени, а качественно учить нужно уже с первых учительских шагов. Нет другого выхода у педагога, кроме как проектировать, рассчитывать методы, рациональным способом добиваться правильных выводов.

Падежным помощником учителя при выборе методов, решении других педагогических проблем, как уже говорилось, становится ЭВМ.

Однако уже на первых шагах практического применения компьютера мы натолкнулись на трудности, не одолев которые, тщетно стремиться к научному анализу методов обучения. Прежде всего педагогическая специфика формирования продуктов обучения не позволяет постоянно или долго отдавать предпочтение какому-то одному методу и требует разнообразить, чередовать методы. Еще одна трудность связана с многими критериями, требования которых необходимо удовлетворить при решении задачи выбора методов. Третье серьезное препятствие, которое уже успешно преодолевает наука, — отсутствие надежных знаний о сравнительной эффективности разных методов обучения в зависимости от тех или иных условий, а также сведений об иерархии методов обучения.

Основу практического прогнозирования методов обучения на ЭВМ составляет алгоритм, т. е. совокупность последовательных действий. Выполняя их, учитель (или ЭВМ) приходит к логически непротиворечивому выводу — выбору оптимальных методов обучения по установленному критерию.

В основе работающего во всех компьютерных программах алгоритма выбора методов обучения лежит положение о том, что для любого отрезка обучения существует некоторый оптимальный метод. Пусть, например, на отрезке 01 метод обучения Ml будет эффективнее методов М2, М3, Мп. На другом отрезке обучения, наоборот, лучшим может оказаться, скажем, метод М3 и т. д. В связи с этим ключевой момент создания алгоритма по этой схеме — определение критериев, по которым устанавливаются преимущества одних методов над другими.

Общий алгоритм выбора методов довольно громоздкий. Он содержит много циклов для выполнения машиной вычислительных операций. Компьютерная программа «Метод», главное назначение которой — облегчить учителю поиск и проектирование путей обучения, с успехом справляется со своими обязанностями. Каждый метод, а их компьютер помнит около 60, «просеивается» через 35 условий. Для сравнения: подавляющее большинство педагогов при выборе методов учитывает не более двух-трех факторов. Более совершенные ЭВМ, которыми в скором времени пополнятся школы, смогут учесть влияние многих дополнительных факторов, общее количество которых, по предварительным оценкам, превышает 100.

Попытки компьютеризировать выбор методов помогают ставить и заставляют решать такие задачи, на которые практически никогда не обращали внимания ни научные работники, ни учителя. Например, сколько раз целесообразно менять методы работы на уроке, как согласовываются между собою взаимоисключающие требования разных методов и можно ли их сочетать. Есть идеи, но пока не хватает исследований, конкретных результатов, поэтому и выводы, и советы больше традиционные: надо действовать в зависимости от ситуации. Неправильный совет, его можно истолковать по-разному. Все должно быть как раз наоборот: двигаясь начертанным путем, следует добиваться возникновения совершенно определенной, необходимой именно на этом занятии и именно в этом месте ситуации. Методом создаем ситуацию, а не наоборот — подстраиваем метод под ситуацию.

Все, о чем мы знаем, занесено в намять компьютера. «Усвоила» ЭВМ алгоритм сравнения методов, критерии предпочтений, приоритетов, сведения об эффективности многочисленных путей познавательной деятельности в разных условиях и еще много других необходимых знаний. Компьютер, как мы поняли, будет перебирать методы по условиям и придет к однозначному заключению. Завершив анализ, высветит три метода, максимально пригодных для достижения указанной цели. Первый — наиболее эффективный, следующие выстроены, но мере убывания эффективности. Выбирай, учитель! Компьютер не «навязывает» своих методов. Он всего лишь советует. Право выбора всегда за учителем. Конечно, педагог, консультируясь с ЭВМ, уже имеет свою концепцию методов на завтрашний урок. Тем не менее, он еще раз проверяет правильность своих соображений.

Метод, как общее направление деятельности, состоит из приемов, которых компьютер подсказать не может, да и необходимости в этом нет. Они — неповторимые конструкции творческого взлета интеллекта педагога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой