План-конспект урока на тему «Технология выполнения геометрической резьбы по дереву»
Рассмотрите элементы геометрической резьбы. Восстановите частично потерянные контуры геометрической резьбы. Подберите для них характерные признаки. Сделайте вывод. Осуществление самоконтроля, выполняя работу в соответствии с технологической картой Соблюдение ТБ при выполнении практической работы. Вернитесь к УЭ-0. Прочитайте цели урока. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы учебной цели… Читать ещё >
План-конспект урока на тему «Технология выполнения геометрической резьбы по дереву» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пример одного из такого рода уроков прилагается ниже.
Для сравнения и определения качества знаний по исследуемой технологии мы провели цикл уроков в 9"Б" классе по этим же темам, но без применения технологий художественной резьбы по дереву.
Таблица 3 Модуль урока «Технология выполнения геометрической резьбы по дереву».
Учебный элемент. | Учебный материал «Технология выполнения геометрической резьбы по дереву» с указанием заданий. | Инструкция к заданиям. |
УЭ-0. | Тема урока: «Технология выполнения геометрической резьбы по дереву» с указанием заданий Цель урока: образовательная:ормирование умений и навыков выполнения геометрической резьбы по дереву; развивающая: развивать мелкую моторику рук, координацию движений; воспитательная: воспитывать ответственное отношение к работе, эстетический вкус. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: репродуктивный, контроль и самоконтроль, демонстрация, упражнение, инструктаж. Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: — готовый образец (эталон) изделия, технологическая карта «Изготовление деревянного ящика кебеже», карточки-задания, инструменты для художественной резьбы по дереву, шаблоны, детали изделия.
| Тема урока записана на доске. Внимательно прочитайте цели урока. |
б) запомнить основные топографические знаки и применить для чтения плана местности. | ||
УЭ-1. Повторение пройденного материала. | Цель: определить исходный уровень знаний по теме: Вопросы о художественной резьбе по дереву:
Это составление и вырезание (композиции).
От качества изготовленного каждым учеником эскиза деревянного ящика зависит качество будущей работы. Задание: Запишите в тетради дату и название темы. Нарисовать эскиз геометрической резьбы для кебеже с элементами резьбы (прилагается). Проанализируйте ошибки. | Работа в тетради — самостоятельно. |
УЭ-2. | Цель: усвоить понятие «кебеже», «эскиз», и знания о способах изображения и «видов художественной резьбы по дереву» и «основы композиции» учащиеся определяют виды резьбы объектов. | Слушать ииксировать в тетради. |
Работа № 4. Рассмотрите симметричность эскиза Проверьте правильность выполнения работы. Определите уровень ваших знаний кебеже по этой теме. Изобразите символы животного и растительного мира. Работа № 5. Определите виды резьбы объектов. .Соответствует стиль орнаментов с жанровой тематикой геометрической резьбы на кебеже.
Критерии контроля:
| ||
5) Взаимооценивание домашней работы. От качества изготовленного каждым учеником эскиза деревянного ящика зависит качество будущей работы. Обменяйтесь тетрадями с товарищем и проверьте работу друг друга. Обсудите ошибку. | ||
УЭ-3. Инструктаж о домашнем. | Подсчитайте баллы за урок. Задание на дом: прочитайте &6 (с. 38−42), повторите материал. | |
задании. Изучение нового материала Вводный ин Повторение с учащимися ТБ при работе режущими инструментами и дрелью. | «Изготовление деревянного ящика кебеже». Объяснение технологической последовательности изготовления элементов геометрической резьбы на кебеже с использованием образцов:
| основные моменты лекции. Самостоятель — ная работа Циркуль, карандаш, бумагаормата А3, липкая лента, ножницы. Калька, копировальная бумага, карандаш, линейка Калька, копировальная бумага, карандаш, линейка. |
шкуркой, напильником или способом скобления. Выполните работу № 1 и проверьте правильность ее выполнения. Работа № 1. Рассмотрите рисунок и эскиз Сравните: их по признакам.
Чем отличается эскиз от контура рисунка? Запишите в словарь: Эскиз это … Рассмотрите элементы геометрической резьбы. Восстановите частично потерянные контуры геометрической резьбы. Подберите для них характерные признаки. Сделайте вывод. Какое изображение дает больше сведений и удобнее для использования опираясь на текст учебника (&6 с.38). | ||
УЭ-4. | Цель: провести работы по геометрической резьбе для закрепления умений по выполнению художественной резьбы по дереву. уметь применять различные способы запоминания. | |
Изучение нового материала. | Практическая работа, в ходе практической работы осуществить текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок в работе: (65 мин.). Почему говорят, что условные знаки — это азбука карты? Задание: Внимательно организуйте Рабочее место, подготовка инструментов.
Окончательная отделка поверхности узора. а) Обработка поверхности изделия наждачной шкуркой, напильником или способом скобления. Осуществление самоконтроля, выполняя работу в соответствии с технологической картой Соблюдение ТБ при выполнении практической работы. | Изучение нового материала. |
УЭ-5. Закрепление изученного материала. | Цель: закрепить полученные знания, выполняя самостоятельно работу. Задание:
| УЭ-4. Закрепление изученного материала. |
3. Проанализируйте ошибки. Работа № 2. Переводите а) Разметка центральной осевой линии на заготовке Работа № 3. Перенести рисунок на заготовку так чтобы он располагался симметрично центральной линии Работа№ 4. Проведите подрезку по верхнему контуру прямой стамеской. Работа № 5. Вырежете основные элементы геометрического узора. | ||
Творческое задание: Проанализируйте и объясните следующие поговорки: Дело мастера боится. Земля никогда не остается в долгу перед умельцем При хорошем умельце щедра земля. 4) Земля — мать, народ — дитя. | ||
УЭ-6. | Резюме: подвести итог урока отметить лучшие работы в соответствии с критериями контроля Критерии контроля: Семмитричность расположения основных элементов геометрической резьбы. Вернитесь к УЭ-0. Прочитайте цели урока. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы учебной цели. Выскажите свое мнение об этом уроке. | УЭ-6. |
Критерии оценки: Каждая правильно выполненная работа оценивается в 1 балл, если в работе есть ошибки — 0 баллов.
Этот урок мы разбили на 6 учебных элементов. Так как сущность технологии обучения заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно достигли результатов, в начале каждого блока мы ставили цель.
УЭ-0 содержит цель всего урока. УЭ-1 — повторение пройденного материала и определение исходного уровня знаний. УЭ-2 — УЭ-3- изучение нового материала. Прилагаются задания для самостоятельного выполнения. УЭ-4 — закрепление полученных знаний (выполнение заданий). УЭ-5 — инструктаж о домашнем задании и подведение итогов. УЭ-6 — резюме.
В третьей главе приведены: разработка календарно-тематического планирование раздела «Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства» и план-конспект урока на тему: «Технология выполнения геометрической резьбы на кебеже». Целью урока являетсяормирование умений и навыков выполнения геометрической резьбы по дереву, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, воспитывать ответственное отношение к работе, эстетический вкус.
Рисунок 14 Деревянный ящик кебеже Конструкционные данные кебеже:
крышка — древесина, 10×100×170;
стенка — древесина, 2шт., 10×50×170;
боковая стенка — древесина, 2шт., 10×50×170;
дно — ДВП, 100×170;
ножка — древесина, 4шт.
шарнирный навес — металлическая проволока 1−1,5 мм, 2шт.
Конструкционные данные кебеже:
крышка — древесина, 10×100×170;
стенка — древесина, 2шт., 10×50×170;
боковая стенка — древесина, 2шт., 10×50×170;
дно — ДВП, 100×170;
ножка — древесина, 4шт.
шарнирный навес — металлическая проволока 1−1,5 мм, 2шт.
Эстетические данные кебеже:
Декоративная, геометрическая резьба по дереву; художественная роспись; накладная пропильная резьба; покрытие лаком.
Таблица 4 Технологическая карта «Изготовление деревянного ящика кебеже».
№. | Последовательность операций. | Эскиз, графическое изображение. | Инструменты, приспособления. |
Разметить и выпилить две заготовки для стенок. | Карандаш, линейка, столярный угольник, пила, упор. | ||
Разметить шипы и проушины (разметку производить от одной базовой кромки). | Карандаш, линейка, угольник. | ||
Выпилить проушины. | Упор, лобзик, сверло, коловорот. | ||
Разметить и выпилить две боковые стенки. | Карандаш, линейка, угольник, пила, упор. | ||
Смазать сопрягаемые участки клеем, собрать стенки, проверить углы и сушить. | Клей, кисть, упор, столярный угольник, струбцина. | ||
Смазать сопрягаемые участки клеем, собрать стенки, проверить углы и сушит. | Клей, кисть, упор, столярный угольник, струбцина. | ||
Откорректировать верхние и нижние кромки стенок. | Наждачная бумага. | ||
Разметить ДВП для дна. | Карандаш, линейка, угольник. | ||
Выпилить дно. | Упор для пиления, ножовка. | ||
Приклеить дно к стенкам. | Кисть, клей ИВА, пресс. | ||
Откорректировать края ДВП заподлицо со стенками. | Шлифовальная колодка. | ||
Разметить и выпилить 4-ре заготовки из деревянного угольника для ножек. | Карандаш, линейка, угольник, стусло, пила. | ||
Разметить по шаблону и выпилитьигурный контур ножки. | Шаблон, карандаш, зажим, лобзик. | ||
Приклеить ножки с нижней стороны, корректируя углы. | Клей ПВА, кисть, пресс. | ||
Разметить заготовку для крышки. | Карандаш, линейка, угольник. | ||
Выпилить по контуру. | Упор для пиления, ножовка. | ||
Разметить и выпилить 4-ре заготовки для кантов крышки. | Карандаш, линейка, угольник. | ||
Приклеить канты к крышке, откорректировать кромки. | Клей, кисть, зажим. | ||
Срезатьаски верхних ребер крышки. | Рейсмус, упор, рубанок. | ||
Отрезать проволоку для изготовления шарнирных скоб. | Кусачки. | ||
Спирально скрутить проволоку одна вокруг другой. | Тиски, плоскогубцы. | ||
Отогнуть концы, отрезать припуски, заточить края. | Тиски, плоскогубцы, бокорезы, напильник. | ||
Установить скобы между крышкой и задней стенкой и скрепить их. | Резец, шило, плоскогубцы. | ||
Вырезать полоску кожи и приклеить её между крышкой и боковой стенкой для стопорения. | Ножницы, клей, кисть, кожа. | ||
Оклеить внутреннюю поверхность яркой ворсистой тканью. | Ножницы, клей, кисть, лоскутки ткани. | ||
Выполнить декоративную отделку наружной поверхности шкатулки. | Художественная роспись, декоративное выжигание, резьба по дереву и т. д. | ||
Покрыть изделие лаком. | Лак НЦ или ПФ, кисть. | ||
Оклеить внутреннюю поверхность яркой ворсистой тканью. | Ножницы, клей, кисть, лоскутки ткани. |