Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития детей раннего возраста с нарушениями слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией. Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор… Читать ещё >

Особенности развития детей раннего возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная особенность своеобразия аномальных детей, страдающих нарушением слуха, обусловлена своеобразием протекания процесса отражения действительности. Так как доступ звуковых раздражений извне ограничен, это препятствует нормальному развитию их отражательной деятельности. В рамках специальной педагогике вопрос развития детей с ограниченным возможностями здоровья как социальная проблема рассмотрен Л. С. Выготским, С. А. Зыковым.

Психическое развитие детей с нарушением слуха происходит по аналогичным закономерностям, что и развитие детей без нарушения слуха. Но при этом имеются некоторые особенности, обусловленные как первичным дефектом, так и вторичными нарушениями: замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы.

Вопросы развития познавательной сферы детей с нарушением слуха исследовали Т. А. Григорьева, Ж. И .Шиф, Л. В. Занков, Д. М. Маянц, М. М. Нудельман, Т. В. Розанова и другие.

Дети с нарушением слуха имеют замедленный темп развития по сравнению со слышащими сверстниками узнавания предметов (работы К.И. Вересотской), это происходит из-за замедленного формирования у глухих детей произвольности процесса восприятия. [3] На полноценное развитие психических процессов, в том числе и на все виды ощущений, оказывают влияние определенные условия, среди которых особая важность отведена вниманию. Прежде всего, у ребенка с нарушенным слухом не происходит формирование слухового внимания, и, соответственно он почти лишен возможности получать звуковую информацию в такой же естественной форме, как слышащие дети. Компенсация слухового внимания напрямую зависит от степени нарушения слухового анализатора. Возможность активизировать анализатор имеется только в процессе продолжительной и систематической работы по развитию слухового восприятия. [16] Ребенок находится в поиске компенсаторных средств, и, таким образом, идет активное развитие зрительного восприятия, так как у детей с нарушением слуха с раннего возраста возникает повышенная концентрация внимания к губам говорящего.

Исследования состояния наглядных форм мышления у детей с нарушением слуха подтвердили отставание не только в развитии нагляднообразного, но и наглядно-действенного мышления. При формировании наглядно-действенного практического мышления отмечается значительное отставание во времени и присутствуют некоторые количественные и качественные отличия от его становления у детей без нарушения слуха, несмотря на преобладание общих тенденций развития. [18] У большинства детей с нарушениями слуха отмечается значительное замедление перехода к свернутой ориентировке, ведущей к безошибочному выполнению задания. Также дети с нарушением слухом не используют речь в процессе решения ими наглядных задач. [22].

В своих работах Т. В. Розанова доказала, что в процессе непроизвольного запоминания наглядного материала дети с нарушением слуха по всем критериям развития образной памяти демонстрируют результаты более низкие, чем их нормально слышащие сверстники: они хуже запоминают месторасположение предметов, их перестановку; имеют не такие точные, как слышащие дети, образы памяти, и потому часто путаются с местами расположения предметов, которые имеют сходство по изображению или по функциональному назначению. Детали изображенных предметов дети с нарушением слуха запоминают неточно, они легче смешивают образы сходных предметов, у них наблюдаются затруднения при переходе к соответствующим им образов предметов. Позже, с развитием детей и проведении коррекционных занятий разница в успешности запоминания наглядного материала между детьми с нарушением слуха и слышащими детьми постепенно уменьшается. У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. [27] В связи с замедленным формированием у детей с нарушениями слуха такой ведущей деятельности, как предметная, в более поздние сроки совершается и переход ко второму этапу в развитии самосознания — к осознанию себя как активного деятеля. Отставание в развитии познавательной сферы, своеобразие в становлении эмоций приводят к задержке перехода к третьему и четвертому этапам развития самосознания. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, появлению фрустрации у них и у их родителей. Невозможность сообщить планы на будущее, описать события внутренней жизни, обсудить возникающие проблемы приводит к замыканию в себе, к трудностям социальных взаимодействий. [23,33].

На протяжении дошкольного возраста у глухих детей происходит переход от примитивных способов ориентировки к все более сложным. Но, по мнению А. А. Венгер, такие дети не обладают достаточным обобщением собственного опыта действий с предметами, поэтому они не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации. Они пытаются достичь цели непосредственно прибегая к неадекватным способам (например, ребенок пытается опрокинуть стол для того, чтобы скатить мяч, лежащий на его противоположном конце) и не обращают внимания на предметы, которые можно использовать в качестве орудия. В случаях, когда дети с нарушением слуха понимают необходимость применить орудие, они часто не могут найти его в окружающей обстановке, а это происходит из-за низкого уровня сформированности пространственных представлений, что проявляется в недостаточном выделении свойств объектов и трудности их соотнесения. [35] Восприятие ребенком окружающей среды определяет его подходы к запоминанию и воспроизведению ранее ими воспринятого. Слабослышащие дети обладают доминирующим наглядно-образным характером, но объем запоминаемой ими информации находится в прямой зависимости от состояния зрительного восприятия и внимания, которые, в свою очередь, нуждаются в коррекции. Своеобразием памяти детей с нарушением слуха отличаются процессы, построенные на словесном материале, потому как весь процесс большей частью построен на зрительных образах, в то время как у слышащих детей этот процесс слухо-зрительный, и построен с опорой на активную звуковую речь. [24] Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. По мнению М. Р. Боскис, ребенок, слушая речь, учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. [30] И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими. [28].

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов у детей с нарушением слуха. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений. [6] В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов). В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные. [9].

Характер звукопроизношения слабослышащих лиц будет следующим:

смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных;

сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров «р» и «л»;

недостатки смягчения;

позднее формирование аффрикат;

выпадение при стечении согласных одной из согласных.

Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией. Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных. [14,15] Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития. [12] Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3−3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.

При полной потере слуха в 4−5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение.

Утрата слуха в 6−7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе. [7,8].

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи. Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха. [17].

Таким образом, первые годы жизни ребенка являются важными для развития речи, познавательных навыков и развития интеллекта. Нарушение слуха ребенка приводит к нарушению его речевого развития. При задержке в формировании речи вторично происходит задержка в развитии интеллекта. В то же время, по данным литературы, у 82% детей нарушения слуха возникают на 1−2-м году жизни, то есть в доречевой период или в период становления речи. Своевременный и правильный диагноз позволяет как можно раньше начать реабилитацию слуха и интеграцию ребенка в речевую среду. [34].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой