Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика регулятивных и познавательных УУД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умения, входящие в состав познавательных УУД: понимать познавательные задачи; читать и слушать, вычленяя необходимую для себя информацию, при этом умение самостоятельно находить все данные в материалах учебников, другой дополнительной литературе; при решении учебных задач производить анализ, синтез, сравнение, выявлять причинно-следственные связи, обощать и делать выводы; воспринимать информацию… Читать ещё >

Характеристика регулятивных и познавательных УУД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из образовательных стандартов регулятивные действия обеспечивают организацию школьникам своих учебных действий. В регулятивные УУД входят:

целеполагание, выступающее в качестве постановки учебной задачи. Происходит сравнение учащимся уже усвоенной им информации и неизвестных фактов.

планирование, посредством которого определяют последовательность достижения промежуточных целей, учитывая конечный результат.

прогнозирование. Происходит выдвижение предположения о достигнутом результате, уровне освоенных знаний;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

корректировка — добавление необходимых элементов и корректив в план и метод действия в ситуации расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка — осознанное понимание достигнутого уровня усвоенных знаний и необходимый действий для достижения эталона усвоения;

волевой контроль как способность к самомотивации, собранности.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет регулятивные УУД как деятельность учащегося, внутренне мотивированная, ориентированная на самостоятельную организацию своих действий, самоконтроль, саморегуляцию. Стоит сказать, что конкретного определения в образовательном стандарте нет.

Регулятивные УУД выступают в качестве ключевого фактора формирования познавательных способностей, самоуправления и самоконтроля. А. В. Карпов называет следующие признаки регулятивных процессов:

В первую очередь, регулятивные УУД синтетичны, что подразумевает, что они комплексны и формируются на базе синтеза различных типов психических процессов: эмоциональных, когнитивных, волевых, мотивационных.

Также регулятивные процессы являются метакогнитивными, т. е. они связывают когнитивные процессы с исполнительскими действиями.

Каждое регулятивное УУД соответствует определенному этапу организации деятельности. Первый этап предполагает целеполагание, потом происходит проогнозирование; далее реализуются процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а, в завершение, происходит оценка достигнутых результатов и необходимая корректировка действий.

Ниже представлена структура и критерии сформированности регулятивных УУД для учеников начальной школы. В ситуации поступления ребенка в школу выделяются следующие критерии сформированности регулятивных УУД:

умение действовать по правилам и заданному образцу;

умение придерживаться начальной цели;

умение распознать ошибку и исправить ее с помощью взрослого;

умение контролировать свою деятельность по результату;

умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе выделяют следующие регулятивные УУД, отражающие содержание ключевой деятельности младших школьников:

1. Умение учиться и организовывать свои действия (планирование, контроль, оценка):

умение воспринимать поставленные взрослыми цели и придерживаться им в учебе;

способность планировать свои действия заранее и следовать сформулированному плану;

преодоление излишней эмоциональности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

умение адекватно воспринимать оценки взрослых и сверстников;

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми.

2. Формирование у учащихся желания достичь поставленной цели, настойчивости в своих действиях, оптимизма, готовности к преодолению различного рода препятствий:

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

настрой к преодолению препятствий, формирование желания на поиск вариантов разрешения проблем на пути к реализации цели (стратегия совладания);

формирования оптимистичного настроения в решении любых жизненных проблем.

Критерии, указывающие на полноценную сформированность регулятивных УДД выражены в умении: выбирать способы организации своего повседневного поведения; всегда помнить и использовать инструкцию во времени; контролировать и реализовывать деятельность по принятым правилам; прогнозировать результаты своей деятельность, возможные промахи; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; контролировать реакции, не относящиеся к цели.

Познавательные УУД в своем составе содержат: общеучебные действия, действия формулировки и решения проблем. Данные учебные действия формируют способность к изучению окружающего мира: мотивируют целенаправленно искать необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее.

Умения, входящие в состав познавательных УУД: понимать познавательные задачи; читать и слушать, вычленяя необходимую для себя информацию, при этом умение самостоятельно находить все данные в материалах учебников, другой дополнительной литературе; при решении учебных задач производить анализ, синтез, сравнение, выявлять причинно-следственные связи, обощать и делать выводы; воспринимать информацию, представленную в виде схем, моделей, изображений, использовать знаково-символичные средства при решении различных задач Перевод текста в знаково-символическую форму необходим для получения новой информации. Любой современный учебный процесс невозможен уже без применения разных знаково-символических средств (цифр, букв, схем).

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Знаково-символические средства в процессе обучения чаще всего используются в моделировании. В начальной школе основным критерием освоения знаково-символических УУД является использование моделирования учащимися, что является отражением пространственного расположения объектов; к концу начальной школы учащиеся должны самостоятельно строить схемы, таблицы, модели и т. п. Процессы перевода текста в знаково-символическую форму являются ключевым фактором формирования логических УУД, при этом вызывает наибольшие трудности у учащихся при выполнения.

Наблюдать данные процессы чаще всего можно на уроках математики. Математические задания мотивируют учащихся изучать объекты, выделяя ключевые и второстепенных их признаки; искать сходство и различие; сравнивать и систематизировать по самостоятельно выделенным основаниям; выделять причинно-следственные связи.

Моделирование также используется на уроках русского языка, при изучении грамоты.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. За счет использования поискового, проблемного методов изучения информации стимулирование образовательной деятельности проходит более эффективно.

Таким образом, УУД активно внедряются в образовательный процесс на различных ступенях образования. Делаем вывод об активном внедрении УУД в единый образовательный процесс. По причине постоянного динамичного развития общества формирование УУД является обязательным условием реализации учебного процесса. При этом появляется огромное количество информации, необходимой для изучения учителям для более эффективного внедрения УУД в образовательный процесс. Одними из важнейших УУД являются регулятивные, способствующие формированию «умения учиться». Данные УУД создают условия для самоорганизации учащимися процесса обучения, что приводит к формированию навыка к самообразованию, постоянному самосовершенствованию за счет непрерывного образования, длящегося на протяжении всей жизни.

Глава 3. Метод проектной деятельности В современном постоянно изменяющемся мире бесконечно быстро расширяется информационное пространство. С каждым годом человеку приходится обрабатывать все больше и больше поступающей из окружающего его мира информации. По этой причине расширяется база знаний, которой должен овладеть каждый школьник. Учителя зачастую сталкиваются с неумением детей перерабатывать огромный поток информации, превращая ее в знания. В процессе получения информации нет элемента системности, так необходимого в процессе обучения. В связи с этим у учителей возникает потребность не только дать ученику всю информацию, имеющуюся в программе, но и научить ребенка самого обрабатывать данные, вычленяя необходимые для него компоненты. Речь идет о формировании информационной компетенции у учащихся. Одним из способов решения данной проблемы является метод проектов.

Метод проектов не является новым для педагогики, он появился в США в начале двадцатого столетия. Возник он под названием Метод проблем и является разработкой американского философа и педагога Дж. Дьюии его ученика В. Х. Килпатрика. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Дж. Дьюи в основе обучения видел целесообразную деятельность учащегося. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого важна была личная заинтересованность ребенка в получаемых им знаниях. Именно для этого использовалась реальная проблема из жизни, которая имела для него большое значение. При решении поставленной проблемы ребенок должен был использовать как уже освоенные, так и вновь приобретенные знания. В итоге учащиеся должны или самостоятельно, или в группе решить поставленную проблему, используя знания, полученные из разных областей. Таким образом, процесс решения проблемы приобретает характер проектной деятельности.

Метод проектов заинтересовал русских педагогов тогда же, в начале 20 века. В 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников для реализации метода проектов в практике преподавания.

В 1931 году метод проектов был запрещен к использованию как чуждый советскому народу, и попыток возродить его никто не предпринимал.

Метод проектов направлен на самостоятельную деятельность, иногда парную, групповую совместную деятельность школьников при решении различных учебных заданий. При этом метод используется совместно с другими групповыми технологиями. Результаты полученной работы отражаются наглядно либо в виде отчета, либо в виде алгоритма практического решения конкретной проблемы.

При использовании метода проектов на уроках иностранного языка происходит смещение акцента с простого выполнения заданий под руководством учителя на развитие активной мыслительной деятельности учащихся, что приводит к овладению необходимыми языковыми средствами. Данный метод решает эту задачу, превращая уроки иностранного языка в исследовательский клуб, в котором решаются различные интересные, применяемые на практике проблемы с учетом особенностей культуры и языка изучаемой страны. Наличие предмета обсуждения является обязательным условием использования метода проектов.

Всегда в основе проекта лежит определенная значимая для учащихся проблема, для решения которой им необходимо не только знания языка, но овладение большим объемом знаний, без которой невозможно решение данной проблемы.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. При этом учащимся необходимо владеть творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями. Можно сделать вывод, что для эффективного использования метода проектов требуется серьезная значительная подготовка, осуществляемая учителем в системе обучения, при этом подготовительная работа должна проводиться систематически и параллельно с проектной деятельностью.

Существует множество подходов к классификации проектов:

По характеру доминирующей в проекте деятельности:

информационный исследовательский практико-ориентированный ролевой творческий Информационный проект. Данный тип проектной деятельности ориентирован на поиск и сбор необходимой информации о каком-либо объекте, явлении, изучение и систематизацию полученных данных, предназначенных для интересующейся аудитории. Такие проекты включают хорошо продуманную структуру, при этом возможно внесение необходимых коррективов в процессе работы над проектом.

Исследовательский проект. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

Практико-ориентированный проект. Проекты данного типа нацелены на получение конкретного результата, ориентированного на социальные интересы участников проекта. Практико-ориентированный проект хорошо структурирован, иногда требует составления сценария с распределением функций, выполняемых каждым участником для достижения четких конкретных результатов. В ходе выполнения очень важна координация действий, поэтапность деятельности, эффективное взаимодействие.

Ролевой проект. При использовании проекта данного типа происходит распределение ролей между участниками в зависимости от характера и сущности проектной деятельности, обсуждаемой проблемы. Результаты таких проектов могут быть как спрогнозированы в самом начале, а могут оставаться неизвестными до самого его завершения. Доминирующий вид деятельности в данном проекте — ролево-игровой, приключенческий;

Творческий проект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

По форме:

видеофильм рекламный ролик журнальный репортаж инсценировка интервью с известным человеком телепрограмма мультимедийный продукт стенгазета.

  • 3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий, жесткий), скрытый (неявный, с эффектом имитации).
  • — с открытой, явной координацией

В проектах такого типа координатор выполняет свои функции открыто, направляя деятельность участников, корректируя или организуя, если в этом есть необходимость;

— со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из.

  • 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
  • — внутришкольные или региональными (т.е. в пределах одной страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

— международными (участники проекта являются представителями разных стран) Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

  • 5. Количество участников проекта.
  • — личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных, регионах, странах) ;
  • — парные (между парами участников);
  • — групповые (между группами участников).
  • 6. Продолжительность проекта.
  • — краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (2−6) по программе одного предмета или междисциплинарные;;

  • — средней продолжительности (один — два месяца);
  • — долгосрочные (до года).

В большинстве случаев краткосрочные проекты планируются при проведении уроков по отдельному предмету, Проекты же средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными, они содержат крупную проблему, таким образом, создавая комплекс проблем и совокупность проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах — St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);
  • 2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
  • 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  • 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  • 5. Использование исследовательских методов.

Основные виды проектов для обучения языку Английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М.Дж.Сент-Джон различают три вида проектов:

Групповой проект, активно вовлечены все участники проектной деятельности, при этом каждый учащийся изучает определенный аспект обсуждаемого вопроса Миниисследование, проводимое с помощью соц. опроса и интервью.

Проект, в ходе которого учащийся изучает литературу по заданной теме и выделяет информацию по интересующему его вопросу.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

наглядное представление результата.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

Определение темы проекта.

Определение проблемы и цели проекта.

Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

Работа в группах.

Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

Подготовка презентации проекта — выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т. д.

Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т. д.

Проектная работа — это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. При выполнении работы учащиеся расширяют свой кругозор, повторяют пройденный материал по истории, географии, биологии и другим предметам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой