Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Земские училища. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В середине 1890-х гг. была разработана система взглядов на школу и просвещение, которой должна была руководствоваться правительственная бюрократия и которую правительство поддержало. Главные рассуждения: плоха та школа, которая отрывает человека от его среды, лишает семью рабочей силы. Идеальной народной школой провозглашалась такая, в которой учащиеся приобретают минимум знанийу учатся любить… Читать ещё >

Земские училища. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Земские училища относились к числу министерских школ и официально именовались так: «начальные народные училища в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях». Среди населения они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы, и заслуживают особого рассмотрения.

Права земств были ограничены и сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов (сбор средств на постройку и содержание школ, наем помещений для школ, снабжение школ оборудованием, топливом и т. д.). Земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ, не всегда могли обеспечить свои школы специальными зданиями, многие школы размещались в вольнонаемных помещениях. Но, несмотря на все трудности, в целом эти начальные школы были лучшие по сравнению с церковными и др. Именно земские школы сыграли большую роль в распространении начального образования среди крестьян. Благодаря деятельности земств число школ быстро увеличивалось, а обстановка в школах заметно улучшалась. Ассигнования земств на школу постоянно возрастали. Это позволяло строить новые школьные здания, организовывать подготовку учителей. Улучшение материальных условий в школах повлияло на их учебную работу.

Земства благодаря хорошей оплате труда могли пригласить в школы лиц со специальным педагогическим образованием. Это приводило к внедрению в преподавание новых методов обучения. Земства добивались расширения учебного плана, введения новых дисциплин и более современных учебников. Однако успехи земств были далеко не повсеместными. Многие земства так и не внесли существенного вклада в развитие школы. Да и министерство, церковь, губернаторы зорко смотрели за ними.

В середине 1890-х гг. была разработана система взглядов на школу и просвещение, которой должна была руководствоваться правительственная бюрократия и которую правительство поддержало. Главные рассуждения: плоха та школа, которая отрывает человека от его среды, лишает семью рабочей силы. Идеальной народной школой провозглашалась такая, в которой учащиеся приобретают минимум знанийу учатся любить и бояться Бога, любить Отечество, царя, почитать родителей. Главное предназначение народной школы — воспитывать учащихся в этом духе.

В 1897 г. Министерством народного просвещения были утверждены «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах». Документ предусматривал при выборе преподавателя народной школы отдавать предпочтение лицам, умеющим обучать церковному пению. При обучении детей азбуке учителю рекомендовалось избегать приемов, которые без существенной пользы замедлят ее изучение, например так называемых предметных бесед с детьми, не увлекаться стремлением делиться с детьми всеми теми сведениями, которые он сам имеет о данном предмете.

Главное место в воспитательной работе школы, согласно министерским установкам, должно было занимать утверждение религиозно-нравственных понятий, которые учащимся надлежало усвоить на всю жизнь. Это православие, самодержавие и народность. Имелось в виду воспитание в религиозном духе, воспитание преданности царю и Отечеству.

Первым и главным предметом в народной школе Министерство народного просвещения считало Закон Божий. В большинстве случаев он преподавался местным священником, а если его не было или он по каким-то причинам не мог преподавать, его заменял учитель.

Там, где появлялась такая возможность, учителя старались расширить круг изучаемых детьми предметов. Это было характерно для земских школ.

Чаще всего в этих случаях расширялась программа реальных знаний. Например, в программах многих школ Московской губернии привлекает перечень знаний, но естествознанию и географии, тогда как в официальных программах природоведческие сведения считались необязательными и ограничивались самым общим знакомством с предметами и явлениями трех царств природы — воздуха, воды, земли и со строением растений, животных и человека. Расширенные программы составлялись не только в столичных и крупных губернских городах, но и в рядовых уездных земствах.

Учебный план земской начальной школы Опочецкого уезда Псковской губернии.

Учебные предметы.

Количество часов в неделю.

1-й год.

2-й год.

3-й год.

4-й год.

Закон Божий.

Церковнославянский язык.

Русское чтение.

Русское письмо.

Арифметика.

Предметные беседы.

—.

—.

—.

Русская история.

—.

—.

Русская география.

—.

—.

Мироведение.

—.

Рисование и черчение.

Пение.

—.

Гимнастика (для девочек — рукоделие).

Всего.

Земство заботилось о развитии в школе прикладных знаний. При некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы.

Методы преподавания, которые использовали лучшие учителя того времени, отличались тем, что учитель ставил вопросы, предлагал материал; выводы и обобщения делали сами ученики, они же находили решение задач, выводили правила. Уроки проходили в виде беседы.

Приведем несколько примеров школьных уроков.

Урок народного учителя Е. Стрельцова (по книге «Из 25-летней практики сельского учителя»). Тема урока: «Отчего вода на окошке».

«Учитель: — Отчего это, братцы, у нас всю зиму вода стоит на окошке? Вечером и утром вытирают досуха, а все вода.

  • — Кто ее знает, откуда она! У нас даже по стенам и на пол бежит.
  • — А ведь прежде не было?
  • — Не было.
  • — Откуда же эта вода берется? Как она попадает на окошко?
  • — Почем знать?
  • — Пет, погоди! Ведь вы и не думали еще об этом; а пойдемте-ка все на улииу, смотри, не заметишь ли чего около рта? Примечай и молчи. Ну, давай-ка бутылку, нальем воды. Смотри, сухая ли?
  • — Сухая.
  • — Ну ладно. Скажите-ка, как в бане пару поддают?
  • — Нальют воды на каменку, вот и будет пар.
  • — Из чего же пар-то будет?
  • — Известно, из воды.

Из какой воды? Ну, а если на холодную каменку налить воды — будет пар?

  • — Нет, от холодной каменки пару не будет.
  • — А в бане от тепла с водой что сталось?
  • — Она сделалась паром.
  • — Давайте-ка, ребята, посмотрим бутылку.
  • — А ведь мокрая стала, в самом деле.
  • — Откуда взялась эта вода-то?
  • — Не знаю.
  • — Ну, и слушай — больше узнаешь. Пойдемте-ка в сени, открывай дверь в избу… откуда пар валит? и т. д.
  • — Вот вы теперь и знаете, отчего зимой вода бывает на окошках… отчего?
  • — От пару, который всегда есть в избе".

Все сказанное позволяет автору заключить, что самостоятельное мышление, как камень драгоценный, не лежит на поверхности, не всплывает само собою; его нужно возбуждать, развивать, направлять и поддерживать.

А вот пример одного из методов обучения в школе.

Вопросы-загадки (С. Мироиольский. «Дидактические очерки»).

Из части овцы сделай ножом и иглою такую вещь, которая предохраняла бы от холода. (Платье: кожух.).

Из части растения сделай такое платье, в котором крестьянин ходит летом. (Белье, рубаха.).

Дай мне такой напиток, который ты получишь готовый от животного четвероногого, травоядного, домашнего. (Молоко.).

Что ты сделаешь полезного для человека из кирпича, извести, глины, дерева и соломы? (Здание.).

Образцы письменных упражнений учеников.

«Учитель: Как тебе быть, если земли у тебя мало, а семейства большое, так, что дома всем делать нечего?

Нужно наняться.

Как же ты сделаешь, если захочешь наняться в чабаны, потому что за чабанство платят больше, чем за черную работу?

Учитель: Напишите же каждый кому-нибудь письмо, будто бы вы хотите наняться в чабаны, и так напишите, чтобы была охота человеку вас нанимать".

Вот одно из писем.

«Милостивый государь, Владислав Адамович!

Я слышал, что вы ищете чабана; я жил у NN, пас отару за двадцать рублей, а теперь он отару продал. Он меня нанимал в черную работу, а я не хотел, потому что люблю пасти отару… так я с вас прошу двадцать пять рублей и тридцать пудов муки пшеничной.

Ваш покорный слуга Григорий Косьяпенко".

«Наставления молодому учителю русской народной школы» приведены И. Савенковым в книге «Учитель русской народной школы и его обязанности». Они дают представление о том, какими принципами и правилами рекомендовалось учителю руководствоваться в учебно-воспитательном процессе.

«— Не мни себя господином, исполни волю вверивших тебе детей, будь верным слугою своих питомцев.

Безмолвный пример учителя ценнее многоречивых поучений.

Никогда не забывай, что обучение, не основанное на самодеятельности и развитии учеников, отупляет их. Начало всякого дела — размышление.

Не забывай, что искренняя любовь к детям — сильнейшее средство для достижения воспитательных целей; система запугивания, основанная на страхе, приведет всегда к отрицательным результатам.

Умей молчать, чтобы как можно больше упражнять детей в умении говорить. Говори многое в немногих словах.

Делай школу чистым, теплым, светлым, уютным уголком, куда бы дети охотно и с любовью стремились во всякое время.

Поддерживай среди детей бодрость, благодушие и любовь.

Никогда не унимай школьного шума криком; у учителей крикливых дети более беспокойные. Спокойное молчаливое предупреждение часто оказывается вполне достаточным.

Избегай вопросов ученикам, на которые может или должно последовать лишь «да» или «нет».

Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь для учеников, а не они для тебя".

Таким образом, лучшие учителя начальной школы в своей практике вели поиск активных методов обучения, заботились об умственном и нравственном развитии учеников, стремились приблизить обучение к жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой