Анализ результатов работы по обучению детей повествовательным рассказам с использованием проблемных ситуаций
Проведенная работа подтвердила гипотезу нашего исследования, что обучить детей повествовательным рассказам можно если: — подобрать проблемные ситуации, с учетом особенностей их понимания детьми старшего дошкольного возраста; Результаты анализа констатирующего этапа эксперимента показали, что умения составлять повествовательный рассказ сформированы у детей недостаточно. Следовательно, необходима… Читать ещё >
Анализ результатов работы по обучению детей повествовательным рассказам с использованием проблемных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: выявить уровень обучения детей составлению повествовательных рассказов, сделать сравнительный анализ.
Для определения уровня развития умений составлять повествовательный рассказ была проведена та же диагностика, что и на констатирующем этапе исследования О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [32].
Обследование проводилось с детьми индивидуально. Детям были даны задания, которые были проранжированы и занесены в таблицу. (Приложение № 4). В таблицу занесены результаты контрольной и экспериментальной группы (Приложение № 5).
Результаты оценивались по тем же уровням и критериям, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Количественный анализ результатов, показал, что из 10 детей ЭГ — 8 детей, что составляет 80% относятся к высокому уровню, 2 ребенка, что составляет 20% относятся к среднему уровню. Детей с низким уровнем в ЭГ нет. В КГ из 10 детей 4 детей, что составляет 40% относятся к низкому уровню; 6 детей, что составляет 60% относятся к среднему уровню. Детей с высоким уровнем в КГ нет.
Сравнительная таблица уровней повествовательных рассказов у детей КГ и ЭГ на формирующем этапе эксперимента.
Уровни развития детей. | ЭГ n=10. | КГ n=10. | ||
Кол-во детей. | %. | Кол-во детей. | %. | |
Высокий. | 80%. | 0%. | ||
Средний. | 20%. | 60%. | ||
Низкий. | 0%. | 40%. |
Сравнительный анализ результатов позволил выявить, что детей в ЭГ с высоким уровнем стало 80%., детей в КГ с высоким уровнем нет Средний уровень после обучения составил 20%. В ЭГ, в КГ -60%.
Детей в ЭГ с низким уровнем не оказалось, тогда как в КГ-40%.
Следовательно уровень повествовательных рассказов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.
Сравнительная таблица уровней повествовательных рассказ у детей ЭГ до и после обучения.
Уровни развития детей ЭГ. | До обучения. | После обучения. | ||
Кол-во детей. | %. | Кол-во детей. | %. | |
Высокий. | 0%. | 80%. | ||
Средний. | 80%. | 20%. | ||
Низкий. | 20%. | 0%. |
Качественный анализ детских рассказов экспериментальной группы позволил выявить, что у большинства детей тема составленного повествовательного рассказа была полностью раскрыта. Рассказы композиционно завершены. В рассказах содержатся элементы описания, согласованные с темой. В основном преобладают простые и распространенные предложения, используются разнообразные типы связей в предложениях («потому что», «так как»). Все дети экспериментальной группы составляли рассказ самостоятельно.
Сравнивая динамику уровней повествовательных рассказов в экспериментальной группе после обучения, мы пришли к выводу, что дети составляют повествовательные рассказы, соблюдая структуру рассказа (начало, середина, конец). При составлении предложений дети пользуются различными способами соединения отдельных его частей в единое целое, речь стала плавной, ясной и понятной слушателям. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. У детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы рассказы значительно больше по объему, интереснее по содержанию, чем у детей контрольной группы.
Таким образом, экспериментальная работа закончена и получены положительные результаты.
Экспериментальная работа с детьми позволила выявить:
- 1. Результаты анализа констатирующего этапа эксперимента показали, что умения составлять повествовательный рассказ сформированы у детей недостаточно. Следовательно, необходима систематическая работа по их формированию.
- 2. Сравнивая динамику уровней сформированности умения составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе после обучения, мы пришли к выводу, что реализация комплекса мероприятий с использованием проблемных ситуаций при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов положительно повлияла на связность и последовательность высказываний детей экспериментальной группы.
- 3. Проведенная работа подтвердила гипотезу нашего исследования, что обучить детей повествовательным рассказам можно если:
- — подобрать проблемные ситуации, с учетом особенностей их понимания детьми старшего дошкольного возраста;
- — выстроить систему образовательной работы с использованием проблемных ситуаций, учитывая условия их использования.
Таким образом, соблюдения условий использования проблемных ситуаций позволили повысить уровень повествовательных рассказов, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.