Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Значение проектной деятельности на занятиях по физической культуре в вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В деятельности педагогов наблюдается упущение и неосознанность важности развития самоорганизации и самоконтроля учащихся, что в свою очередь приводит к отсутствию потребности в познавательной активности. Большинству студентов трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах. Их представление о занятиях физической культурой зачастую неглубоки и приблизительны. Знания ограничены… Читать ещё >

Значение проектной деятельности на занятиях по физической культуре в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта в современном обществе, привели к изменению парадигмы образования, требующей его модернизации. Направленность обучения в высших учебных заведениях определяется сменой образовательных приоритетов, в настоящее время значимым становится не столько приобретение готового знания, сколько собственная инициатива студента в открытии знания 1; 2; 3.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема неуспеваемости студентов вуза по усвоению учебного материала по дисциплине «Физическая культура», как фактора, обусловливающего сознательное отношение к собственному здоровью, физической подготовленности, формирование привычек здорового образа жизни, внедрения в повседневную жизнь систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями. Под неуспеваемостью студента понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования по результатам текущего контроля.

В большинстве случаев возникновение и развитие проблемы неуспеваемости в вузе берет свое начало, как правило, со «школьной скамьи». Этому способствуют такие недостатки в образовательном процессе современной российской общеобразовательной школы, как:

  • · несоответствие содержания образования современным требованиям;
  • · низкий авторитет знания и учительской профессии;
  • · несоответствие между возрастающими требованиями к качеству подготовки школьников и его реальными физическими возможностями;
  • · низкие показатели уровней физического здоровья;
  • · отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся с целью развития навыков и умений учиться.

В деятельности педагогов наблюдается упущение и неосознанность важности развития самоорганизации и самоконтроля учащихся, что в свою очередь приводит к отсутствию потребности в познавательной активности. Большинству студентов трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах. Их представление о занятиях физической культурой зачастую неглубоки и приблизительны. Знания ограничены, бессистемны, смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых.

Теоретический анализ педагогической, философской, социологической и психологической литературы по данной проблеме, позволил сделать заключение, что основными причинами неуспеваемости студентов на занятиях по физической культуре являются:

  • · низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
  • · отсутствие устойчивой мотивации, интереса к учению и желания учиться;
  • · слабое физическое развитие;
  • · низкое качество физической подготовки в школе;
  • · наличие существенных отклонений от нормы по определенным параметрам физического здоровья.

С целью устранения описанных выше причин большое внимание следует уделять разработке активных мер с использованием разнообразных средств и форм физической культуры в процессе физического воспитания.

Решение выделенной нами проблемы, мы видим в контексте реализации проектной деятельности на учебных занятиях по физической культуре в вузе, максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения 4. Студент должен быть не только объектом педагогических воздействий педагогов, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса, готовым к самообразовательной деятельности. Что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности усвоения учебного материала студентами с акцентом на самообразование и самосовершенствование в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами, решаемыми в рамках обозначенной проблемы являются:

  • · повышение у студентов уровня общей образовательной и физической культуры личности;
  • · формирование методологических представлений, психолого-педагогических знаний и практического опыта по диагностике, оценке, коррекции и деятельности в сфере физической культуры и спорта;
  • · развитие самостоятельности в постановке и решении задач направленных на развитие физической культуры личности на основе использования современных научных достижений в сфере физической культуры и спорта;
  • · формирование навыков самообразования;
  • · всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • · воспитание сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств;
  • · профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

В целом, учебно-воспитательный процесс как система организационного обучения и воспитания призван не только обогащать студентов знаниями, но и обучать будущих специалистов способам эффективного их усвоения, творческого использования в практической деятельности, нахождению нестандартных решений возникающих проблем и задач. В самообразовании более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества 5.

Проявление самостоятельности в познавательной деятельности обязательно связанно с ее мотивами. Воздействие устойчивой мотивации на эффективность процесса усвоения двигательных умений и навыков неоспоримо, так же оно способствует удовлетворению потребности студентов в эмоциональном насыщении. Все это предполагает необходимость обращенности преподавателей к формированию мотивационно-потребностной сферы учащихся 6; 7.

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой:

  • · стремление к самосовершенствованию — укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств;
  • · стремление к самовыражению и самоутверждению — желание быть не хуже других, быть привлекательным для противоположного пола, быть похожим на выбранный идеал;
  • · социальные установки — мода на спорт, желание быть готовым к труду и службе в армии;
  • · удовлетворение духовных потребностей — общение в коллективе, получение новых впечатлений.

В тоже время занятия по физической культуре выступают как средство развития физических качеств, в первую очередь силы у представителей мужского пола и как средство развития стройности телосложения, красивой осанки, гибкости, ловкости у представительниц женского пола.

Проектная деятельность предполагает наличие целеполагания, предметности, проявления инициативы, оригинальности решения вопросов, неординарных подходов, интенсивности умственного труда, исследовательского опыта и опыта самообразования. Отмечается, что проектная деятельность является одним из механизмов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного и самообразовательного процессов, и приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем. Главная особенность любого проекта как учебной процедуры — совместное творческое сотрудничество учащихся и педагога в процессе достижения намеченного результата 4; 6.

В современной педагогической литературе отмечается, что проектная деятельность является развивающей, объединяет знания, полученные в ходе образовательного и самообразовательного процессов, направлена на выработку исследовательских умений, поскольку приобщает к решению актуальных проблем, включает их поиск, выполнение экспериментальных работ, апробацию и анализ полученных результатов.

В логической структуре проектирования выделяются следующие основные этапы: постановка задачи — сбор информации — анализ данных — выбор стратегии — выбор тактики — формулирование идей — сравнение вариантов — синтез — оценка — оптимальное решение — конкретизация — рефлексия. Педагогическая эффективность проектной деятельности определяется следующими показателями: реалистичность; реализуемость и управляемость.

В тоже время при построении алгоритма проектной деятельности необходимо учитывать основные компоненты программно-содержательного обеспечения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», обеспечивающие наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи 2.

Содержательный компонент:

  • · развитие психических и физических качеств с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций;
  • · реализация задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека.
  • · организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;
  • · планирование собственной профессиональной деятельности, руководствуясь основными аспектами прикладной физической культуры;
  • · соблюдение правил и норм охраны труда.

Образовательный компонент:

  • · осуществление образования в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций;
  • · усвоение широкого спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия;
  • · выявление актуальных вопросов в сфере физической культуры и ее основных видов;
  • · выявление эффективности различных способов деятельности в сфере физической культуры и ее основных видов;
  • · усвоение двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально важные умения и навыки;
  • · определение, планирование, реализация и корректировка содержания когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и умений;
  • · формирование способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования, самоактуализации.

Воспитательный компонент:

  • · формирование социально-значимых потребностей, определяющих ценностные ориентации, направленность личности, мотивационную деятельность, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества;
  • · воспитание негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
  • · становление ценностей здорового образа жизни на основе сформированных потребностей и ценностных ориентаций.

Восстановительный компонент:

  • · восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
  • · обеспечение возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
  • · проведение комплекса восстановительных мероприятий после выполнения физических нагрузок;
  • · развитие оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
  • · освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций;
  • · проводение комплекса мероприятий по предупреждению заболеваний;
  • · осуществление психотерапевтических мер по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным отклонением в физическом развитии.

Таким образом, можно считать, что использование проектной деятельности в учебном процессе — это перспективный путь повышения эффективности образования в сфере физической культуры.

Специфика системы образования в сфере физической культуры заключается в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающихся, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность и способность к непрерывному самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками в сфере физической культуры. Одна из важнейших задач физического образования — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями.

Приведенные соображения убедительно свидетельствуют о необходимости привития студентам в ходе их обучения в высшей школе навыков самообразования, положительное осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Таким студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь.

физический культура образование спорт.

  • 1. Бальсевич, В. К. Основные положения интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно­спортивного воспитания детей и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. C. 3−5.
  • 2. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с. — ISBN 5−7695−0362−9.
  • 3. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — ISBN 5−88 753−007−3.
  • 4. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / под ред. проф. Б. В. Пальчевского / Н. А. Масюкова. Минск: Технопринт, 1999. 288 с.
  • 5. Зборовский, Г. А. Самообразование — парадигма XXI века / Г. А. Зборовский, Е. А. Щуклина // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 25−32.
  • 6. Тихонова, Т. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис… канд. пед. наук / Т. К. Тихонова — Москва, 2000 — 154 c.
  • 7. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с. — ISBN 5−691−1 301−7.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой