Значение проектной деятельности на занятиях по физической культуре в вузе
В деятельности педагогов наблюдается упущение и неосознанность важности развития самоорганизации и самоконтроля учащихся, что в свою очередь приводит к отсутствию потребности в познавательной активности. Большинству студентов трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах. Их представление о занятиях физической культурой зачастую неглубоки и приблизительны. Знания ограничены… Читать ещё >
Значение проектной деятельности на занятиях по физической культуре в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта в современном обществе, привели к изменению парадигмы образования, требующей его модернизации. Направленность обучения в высших учебных заведениях определяется сменой образовательных приоритетов, в настоящее время значимым становится не столько приобретение готового знания, сколько собственная инициатива студента в открытии знания 1; 2; 3.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема неуспеваемости студентов вуза по усвоению учебного материала по дисциплине «Физическая культура», как фактора, обусловливающего сознательное отношение к собственному здоровью, физической подготовленности, формирование привычек здорового образа жизни, внедрения в повседневную жизнь систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями. Под неуспеваемостью студента понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования по результатам текущего контроля.
В большинстве случаев возникновение и развитие проблемы неуспеваемости в вузе берет свое начало, как правило, со «школьной скамьи». Этому способствуют такие недостатки в образовательном процессе современной российской общеобразовательной школы, как:
- · несоответствие содержания образования современным требованиям;
- · низкий авторитет знания и учительской профессии;
- · несоответствие между возрастающими требованиями к качеству подготовки школьников и его реальными физическими возможностями;
- · низкие показатели уровней физического здоровья;
- · отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся с целью развития навыков и умений учиться.
В деятельности педагогов наблюдается упущение и неосознанность важности развития самоорганизации и самоконтроля учащихся, что в свою очередь приводит к отсутствию потребности в познавательной активности. Большинству студентов трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах. Их представление о занятиях физической культурой зачастую неглубоки и приблизительны. Знания ограничены, бессистемны, смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых.
Теоретический анализ педагогической, философской, социологической и психологической литературы по данной проблеме, позволил сделать заключение, что основными причинами неуспеваемости студентов на занятиях по физической культуре являются:
- · низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
- · отсутствие устойчивой мотивации, интереса к учению и желания учиться;
- · слабое физическое развитие;
- · низкое качество физической подготовки в школе;
- · наличие существенных отклонений от нормы по определенным параметрам физического здоровья.
С целью устранения описанных выше причин большое внимание следует уделять разработке активных мер с использованием разнообразных средств и форм физической культуры в процессе физического воспитания.
Решение выделенной нами проблемы, мы видим в контексте реализации проектной деятельности на учебных занятиях по физической культуре в вузе, максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения 4. Студент должен быть не только объектом педагогических воздействий педагогов, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса, готовым к самообразовательной деятельности. Что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности усвоения учебного материала студентами с акцентом на самообразование и самосовершенствование в сфере физической культуры и спорта.
Основными задачами, решаемыми в рамках обозначенной проблемы являются:
- · повышение у студентов уровня общей образовательной и физической культуры личности;
- · формирование методологических представлений, психолого-педагогических знаний и практического опыта по диагностике, оценке, коррекции и деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- · развитие самостоятельности в постановке и решении задач направленных на развитие физической культуры личности на основе использования современных научных достижений в сфере физической культуры и спорта;
- · формирование навыков самообразования;
- · всестороннее и гармоничное развитие личности;
- · воспитание сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств;
- · профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.
В целом, учебно-воспитательный процесс как система организационного обучения и воспитания призван не только обогащать студентов знаниями, но и обучать будущих специалистов способам эффективного их усвоения, творческого использования в практической деятельности, нахождению нестандартных решений возникающих проблем и задач. В самообразовании более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества 5.
Проявление самостоятельности в познавательной деятельности обязательно связанно с ее мотивами. Воздействие устойчивой мотивации на эффективность процесса усвоения двигательных умений и навыков неоспоримо, так же оно способствует удовлетворению потребности студентов в эмоциональном насыщении. Все это предполагает необходимость обращенности преподавателей к формированию мотивационно-потребностной сферы учащихся 6; 7.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой:
- · стремление к самосовершенствованию — укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств;
- · стремление к самовыражению и самоутверждению — желание быть не хуже других, быть привлекательным для противоположного пола, быть похожим на выбранный идеал;
- · социальные установки — мода на спорт, желание быть готовым к труду и службе в армии;
- · удовлетворение духовных потребностей — общение в коллективе, получение новых впечатлений.
В тоже время занятия по физической культуре выступают как средство развития физических качеств, в первую очередь силы у представителей мужского пола и как средство развития стройности телосложения, красивой осанки, гибкости, ловкости у представительниц женского пола.
Проектная деятельность предполагает наличие целеполагания, предметности, проявления инициативы, оригинальности решения вопросов, неординарных подходов, интенсивности умственного труда, исследовательского опыта и опыта самообразования. Отмечается, что проектная деятельность является одним из механизмов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного и самообразовательного процессов, и приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем. Главная особенность любого проекта как учебной процедуры — совместное творческое сотрудничество учащихся и педагога в процессе достижения намеченного результата 4; 6.
В современной педагогической литературе отмечается, что проектная деятельность является развивающей, объединяет знания, полученные в ходе образовательного и самообразовательного процессов, направлена на выработку исследовательских умений, поскольку приобщает к решению актуальных проблем, включает их поиск, выполнение экспериментальных работ, апробацию и анализ полученных результатов.
В логической структуре проектирования выделяются следующие основные этапы: постановка задачи — сбор информации — анализ данных — выбор стратегии — выбор тактики — формулирование идей — сравнение вариантов — синтез — оценка — оптимальное решение — конкретизация — рефлексия. Педагогическая эффективность проектной деятельности определяется следующими показателями: реалистичность; реализуемость и управляемость.
В тоже время при построении алгоритма проектной деятельности необходимо учитывать основные компоненты программно-содержательного обеспечения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», обеспечивающие наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи 2.
Содержательный компонент:
- · развитие психических и физических качеств с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций;
- · реализация задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека.
- · организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;
- · планирование собственной профессиональной деятельности, руководствуясь основными аспектами прикладной физической культуры;
- · соблюдение правил и норм охраны труда.
Образовательный компонент:
- · осуществление образования в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций;
- · усвоение широкого спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия;
- · выявление актуальных вопросов в сфере физической культуры и ее основных видов;
- · выявление эффективности различных способов деятельности в сфере физической культуры и ее основных видов;
- · усвоение двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально важные умения и навыки;
- · определение, планирование, реализация и корректировка содержания когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и умений;
- · формирование способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования, самоактуализации.
Воспитательный компонент:
- · формирование социально-значимых потребностей, определяющих ценностные ориентации, направленность личности, мотивационную деятельность, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества;
- · воспитание негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
- · становление ценностей здорового образа жизни на основе сформированных потребностей и ценностных ориентаций.
Восстановительный компонент:
- · восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
- · обеспечение возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
- · проведение комплекса восстановительных мероприятий после выполнения физических нагрузок;
- · развитие оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
- · освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций;
- · проводение комплекса мероприятий по предупреждению заболеваний;
- · осуществление психотерапевтических мер по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным отклонением в физическом развитии.
Таким образом, можно считать, что использование проектной деятельности в учебном процессе — это перспективный путь повышения эффективности образования в сфере физической культуры.
Специфика системы образования в сфере физической культуры заключается в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающихся, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность и способность к непрерывному самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками в сфере физической культуры. Одна из важнейших задач физического образования — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями.
Приведенные соображения убедительно свидетельствуют о необходимости привития студентам в ходе их обучения в высшей школе навыков самообразования, положительное осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Таким студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь.
физический культура образование спорт.
- 1. Бальсевич, В. К. Основные положения интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурноспортивного воспитания детей и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. C. 3−5.
- 2. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с. — ISBN 5−7695−0362−9.
- 3. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — ISBN 5−88 753−007−3.
- 4. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / под ред. проф. Б. В. Пальчевского / Н. А. Масюкова. Минск: Технопринт, 1999. 288 с.
- 5. Зборовский, Г. А. Самообразование — парадигма XXI века / Г. А. Зборовский, Е. А. Щуклина // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 25−32.
- 6. Тихонова, Т. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис… канд. пед. наук / Т. К. Тихонова — Москва, 2000 — 154 c.
- 7. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с. — ISBN 5−691−1 301−7.