Одним из создателей стройной системы воспитания был талантливый педагогноватор А. С. Макаренко.
А.С.Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитаниясамое непременное условие успешной педагогической деятельности.
В статье «Цель воспитания» А. С. Макаренко пишет: «Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебания, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения». А. С. Макаренко разработал теорию и практику воспитания коллектива, личности в коллективе и через коллектив. В той же работе он продолжает: «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива… И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив» .
А.С.Макаренко не мыслил воспитание человека вне трудовой деятельности. Он пишет в работе «Воспитание в труде»: «Правильное советское воспитание не возможно себе представить как воспитание не трудовое. Наше государство есть государство трудящихся, в нашей конституции написано: «Кто не работает, тот не ест» .
Огромную роль А. С. Макаренко придавал нравственному воспитанию. «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» .
Из этого видно, что главными задачами нравственного воспитания являются воспитание чувства долга и чести, характера и дисциплины.
Правильно воспитанный человек «при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества и найдет в себе твердость, продолжать такое движение до конца, несмотря, на какие бы то ни было трудности и неприятности» , — пишет А. С. Макаренко в работе «Дисциплина» .
А.С.Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Он указывал, что эти качества можно сформировать только в коллективе и через него.
Итак, А. С. Макаренко ставит целью воспитания нового, всестороннего человека, причем большое внимание он уделяет трудовому и нравственному воспитанию.