Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация коллективной деятельности детей и родителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Напомним, что основными приемами методики организации коллективной творческой деятельности на всех ее стадиях являются формирование групп (микроколлективов), определение проблем для решения или заданий этим группам, «мозговая атака», «банк идей», отбор и защита идей. Для координации работы микроколлективов и отдельных участников, как правило, выбирается совет дела, состав которого меняется… Читать ещё >

Организация коллективной деятельности детей и родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В пятой главе данной книги представлены этапы организации деятельности в коллективе. Хотя акцент сделан на организации деятельности детей, тем не менее общая логика и многие приемы переносимы на организацию совместной деятельности детей и родителей в классе. Подчеркнем, что чрезвычайно важно организовать коллективный анализ, целеполагание, планирование деятельности детей и родителей. Содержание, способы и приемы коллективной деятельности на всех этих этапах предлагаются в главах 2, 3, 4 данной книги.

Наиболее эффективна для взаимодействия педагогов, учащихся и родителей методика организации коллективной творческой деятельности, которая может пронизывать всю жизнь класса, повседневную совместную работу участников образовательного процесса.

Напомним, что основными приемами методики организации коллективной творческой деятельности на всех ее стадиях являются формирование групп (микроколлективов), определение проблем для решения или заданий этим группам, «мозговая атака», «банк идей», отбор и защита идей. Для координации работы микроколлективов и отдельных участников, как правило, выбирается совет дела, состав которого меняется в зависимости от характера работы. Перечисленные приемы могут быть использованы как самостоятельные в различных формах совместной деятельности, например, на собраниях, конференциях, диспутах, встречах и т. д.

На результат коллективной работы влияет состав групп, способ их формирования. В группу могут входить представители от родителей, детей, педагогов, либо взрослые и школьники объединяются отдельно друг от друга. Состав групп зависит от характера, целей, содержания коллективной творческой деятельности, а также особенностей взаимоотношений взрослых и детей. Педагогу целесообразно с участием представителей детского и родительского коллективов обсудить способ формирования групп, учесть симпатии, предыдущие контакты родителей и детей. Очень многое в работе групп зависит от наличия лидера, демократичности его поведения. На первом этапе использования методики коллективной творческой деятельности необходимо провести занятия с руководителями групп, выработать правила их поведения и действий, обсудить методику «мозговой атаки», распределение функций и ролей при организации групповой работы.

Наиболее успешно включаются в коллективное творчество родители и дети младших и средних классов. В старших классах возникают трудности при организации коллективной творческой деятельности школьников и их родителей, а часто активное сопротивление с обеих сторон участвовать в совместной работе, если ранее не было делового общения детей и взрослых, отсутствовал опыт их совместной деятельности, а родители не были включены в организацию воспитательной работы.

Учебный год начинается с коллективного целеполагания и планирования. Дети и родители под руководством классного руководителя проводят совместное собрание, на котором в ходе коллективного поиска определяют общие проблемы класса, свою роль в их решении.

Затем планируют совместные дела на полугодие, учебный год, обеспечивающие решение этих проблем; определяют ближайшие дела, решают вопрос, кто будет их организаторами.

Целесообразно договориться уже на первом совместном сборе о том, что все родители и дети побывают организаторами какого-либо дела. Поэтому предлагается детям и родителям выбрать дело, в котором они могли стать организаторами.

Завершается коллективное планирование на учебный год тем, что его участники определяют ближайшее дело: обсуждают идеи по подготовке и проведению, уточняют состав совета дела, распределяют поручения между родителями и детьми, отдельными группами.

Далее совет дела, который должен состоять из родителей и детей, а возможно и педагогов, организует подготовку запланированного мероприятия. При этом могут быть созданы творческие группы, разные по составу, с учетом способностей и интересов участников, которые будут выполнять отдельные виды работ, в целом обеспечивающих успешность совместного дела родителей и детей. Совет дела за несколько дней собирается и проверяет готовность к проведению намеченного, выстраивает, планирует ход мероприятия, готовит его начало и завершение.

Очень важно при проведении совместного дела создать естественную, раскрепощенную обстановку, продумать, как включить каждого в деятельность. Работа в микрогруппах, выполнение экспромтных заданий, подготовка и представление сюрпризов друг другу будут этому способствовать. Совету дела необходимо продумать, кто будет руководить проведением мероприятия, подготовить яркое начало и завершение совместной работы.

Если в подготовке и проведении мероприятия участвовала значительная часть детей и родителей, то нужно организовать его коллективный анализ. Если ситуация благоприятная и позволяет время, можно сразу после завершения мероприятия провести анализ. Если участники устали, или возбуждены, или нельзя разрушать общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. В этих случаях можно предложить родителям и детям обсудить мероприятие дома, а оценку высказать школьникам через день в письменной или устной форме.

Завершая очередную совместную работу детей и родителей, совместное мероприятие, целесообразно определить следующее дело и в очередной раз провести планирование, уточнение организаторов работы. Таким образом, совместное творчество взрослых и школьников будет непрерывно пронизывать всю жизнедеятельность классного коллектива в течение учебного года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой