Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Формирование самоконтроля младших школьников при выполнении домашней работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическиеанализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, классификация; эмпирическиеэксперимент, беседа, диагностическая методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая); методы обработки данных-дифференциация материала по группам (критериям, заданиям… Читать ещё >

Введение. Формирование самоконтроля младших школьников при выполнении домашней работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке). В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Исследования П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой, Н. Ф. Талызиной, показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте.

При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.

Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин при выполнении домашней самостоятельной работы разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю (из доклада Крыловой Н. Б. на научно-практической конференции по теме «Самооценка и самоконтроль у младших школьников» Социальная сеть работников образования nsportal.ru) Отсюда возникают противоречия:

  • — между возрастающим значением самоконтроля в учебной деятельности и недостаточной изученностью этого вопроса в рамках введения новых ФГОС начального общего образования;
  • — между осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и недостаточным использованием педагогами дидактического потенциала домашней работы при формировании его компонентов.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как выполнение домашней работы влияет на формирование самоконтроля у младших школьников?

Всё вышесказанное послужило основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:

«Формирование самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы».

Объектом исследования выступает формирование самоконтроля у младших школьников.

Предмет исследования: выполнение домашней работы как средство формирования самоконтроля у младших школьников.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние выполнения домашней работы посредством памяток и индивидуальных карт самоконтроля на формирование самоконтроля у младших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что выполнение домашней работы будет эффективно влиять на формирование самоконтроля у младших школьников при соблюдении следующих условий:

  • -если при выполнении домашней работы обучающиеся будут работать с системой памяток по разным учебным предметам;
  • -если систематически использовать индивидуальные карты самоконтроля при самопроверке, взаимопроверке и проверке домашней работы.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  • 1. Изучить проблему формирования самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • 2. Подобрать диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
  • 3. Составить памятки и индивидуальные карты самоконтроля по предметам для выполнения домашней работы и применить их в опытно-экспериментальной работе по формированию самоконтроля у младших школьников на формирующем этапе эксперимента.
  • 4. Проанализировать полученные эмпирические данные и на основе сравнительного анализа исходных и итоговых результатов эксперимента сделать выводы об эффективности решения составленных нами памяток и индивидуальных карт самоконтроля.

Методологической основой исследования стала теория личностно-ориентированного образования (Ш.А.Амонашвили, В. А. Беликов, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.); теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), теория развития личности (Ю.К. Бабанский, К. В. Бардин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. А. Кулько, С. Н. Лысенкова, И. П. Подласый, Л. Ю. Сироткин, A.M. Фридман, Д. Б. Эльконин, и др.), философские и психологопедагогические аспекты развития самоконтроля в учебной работе и воспитании (Б.Г. Ананьев, Е. П. Бочарова, Т. И. Гавакова, Л. Б. Ительсон, В. В. Краевский, А. С. Лында, М. П. Маланюк, Г. С. Никифоров, Ю. О. Овакимян, Ю. В. Сурков и др.); теория педагогических технологий (В.Г. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Г. И. Саранцев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическиеанализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, классификация; эмпирическиеэксперимент, беседа, диагностическая методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая); методы обработки данных-дифференциация материала по группам (критериям, заданиям), количественный и качественный анализ данных.

Эмпирическое исследование проводилось на базе БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» Советского Административного округа г. Омска. Количество испытуемых -20 человек. Возраст испытуемых — 8−10 лет (обучающиеся 3 класса).

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий (ноябрь 2013 г.); формирующий (февраль 2014 г.-март 2014 г.); контрольный (март 2014 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой