Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства
Диссертация
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение. определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Художественное развитие школьника как педагогическая проблема
- 1. 1. Художественное развитие детей средствами изобразительной деятельности и искусства
- 1. 2. Критерии оценки художественного развития школьников
- 5−7 классов общеобразовательной школы
- ГЛАВА 2. Отечественный опыт обучения композиции в условиях общеобразовательной школы 2.1 Ретроспективный анализ содержания и методов обучения композиции на уроках изобразительного искусства
- 2. 2. Развивающие методы обучения подростков композиции в современной школе
- ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование художественного развития школьников в процессе обучения композиции
- 3. 1. Теоретическое обоснование методики проведения экспериментальной работы
- 3. 2. Результаты исследования художественного развития школьников в процессе обучения композиции
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
- Айзенк Г. Универсальные тесты. СПб.: Стела, 1995. — 144 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. — JL: Искусство, 1940.-132 с.
- Альберти JL Десять книг о зодчестве. В 2 томах. Т.2. М.: Изд-во Всес. Акад. Архитектуры, 1937. — 766 с.
- Андреев М. Иллюстративное рисование в школе на уроках преподавателя ИЗО // Вестник просвещения, 1925. № 2−3. — С. 106−112.
- АрановаС.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. — 175 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В. Н. Салюхина- М.: Прогресс, 1974. 392 с.
- Аугсбург Д. Рисование по американской системе. Руководство для учителей и родителей / Пер. с англ. О.Ивановой. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1905. — 100 с.
- Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. Сборник статей / Ред. и вступ. статья А. В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. — С. 3−13.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента -к характеру и типологии личности. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 2000. — 350 с.
- Баумгарт А. Руководство к Современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных и других школах. Разработано по немецкому руководству В. И. Бейером. М.: Собственность Ю. Ф. Брокман, 1905. — 120 с.
- БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
- БейерВ.И. Вспомогательное значение рисования // Рисование: Сб. статей В. И. Бейера, К. М. Лепилова и Е. В. Разыграева. Л.: Начатки культуры, 1927.-С. 103−124.
- Бейер В.И., Воскресенский А. К., КотырлоТ.К. Опыт иллюстративной программы по рисованию, черчению и лепке с поурочным распределением занятий для общеобразовательных учебных заведений. -СПб: Вестник учителей рисования. СПб, 1908. — 24 с.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С. 67−80.
- БережнаяМ.С. Психологические аспекты творческого развития личности // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО) М., 2003. — С. 248−264.
- Берзиныи О.А. Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства II VI классов. — Рига: Мин. Просвещ. Латвийской ССР, 1976. — 29 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1910. — 59 с.
- Бине А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей. Перевод С. И. Зандер. -М.: В. М. Саблин, 1911.-162 с.
- Блонский П.П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925. — 318 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-200 с.
- Болдырева Ю.Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения // Вестник психологии, 1913. Том X. — Вып. 36. — С. 27−56.
- Брауншвиг М. Искусство и дитя. Очерки эстетического воспитания / Пер. с франц. Е. М. Чарнолуской. СПб.: Издательство товарищества «Знание», 1908.-206 с.
- Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегия поиска. М.: ООО Когнито-Центр, 2003. — 464 с.
- Быкасова JI.B. Методы урока «Искусство» в немецкой школе. // Искусство и образование. 2004. — № 1(27). — С. 54−59.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. — 556 с.
- Верб Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. JL: о-во «Знание» РСФСР, 1981. — 36 с.
- Ветров В.Н. Уровень форморазличия как критерий художественного развития школьника // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов. / Под ред. Б. П. Юсова.-М.:НИИОП, 1981.-С. 138- 158.
- Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореф. дис. .доктора пед. наук. 13.00.02.
- Гос. учреждение Институт художественного образования Рос. Академии образования. М., 2004. — 34 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
- Возрастные особенности психического развития детей: Сборник научных трудов / отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.: Изд. АПН СССР, 1982.- 164 с.
- Волков И.П. Художественная студия в школе: кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 32 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950.-507 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263 с.
- Воскресенский А.К. Философия и наука в системе культуры. М.: Б.И., 1981.-18 с.
- Вунд В. Фантазия как основа искусства. СПб.: Издание т-ва М. О. Вольф, 1914.-146 с.
- Вундерлих Т. Методика к преподаванию рисования / Пер. с нем. Ю.Б. -М.: Издание Ю. Ф. Брокман, 1895. 192 с.
- Выготский Л.С. Анализ эстетических реакций: Собрание трудов. М.: Лабиринт, 2001.-480 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1966. 536 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -480 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 134 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
- Гафурова Н.В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования. М.: МАКС Пресс, 2004. -220 с.
- Гиппиус Г.-А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: типография военно-учебных заведений, 1844. — 384 с.
- Голубева Э.И., Крестинсий А. А. Рисуют дети блокады. СПб.: Аврора, 1994.-79 с.
- Гриневич П. Изобразительное искусство и ручной труд в единой трудовой школе. М.: Государственное издательство, 1924. — 69 с
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 239 с.
- Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1983.-240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Давыдова Е.А. Искусство и мировоззрение. Структурный анализ на основе созерцания детского искусства // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы науч. конференции (22−23 мая 1995 г.). -М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. С. 73−76.
- ДаугеА. Искусство и творчество в воспитании. Сборник статей. М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1911. — 200 с.
- Дейнека. А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 224 с.
- Делакруа Э. Мысли об исусстве, о знаменитых художниках / Пер. с франц. В. Прокофьева. М.: Изд-во Академии художеств СССр, 1960. — 282 с.
- ДенисоваЗ.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, 1973.-199 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Сборник научных трудов / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Изд. АПН СССР, 1981. — 156 с.
- Дмитриева А.А. Формирование художественно-образного мышления у школьников IV-VIII классов // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов / Под ред. Б. П. Юсова М.: НИИОП, 1981. — С. 75 — 95.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл. — 424 с.
- Дульский П. Рисование в Казанском первом реальном училище. -Казань: Типо-литография М. А. Семенова, 1913. 18 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
- Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. Р. Лансберг. М.: Работник просвещения, 1922. — 152 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 304 с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской- предисл. Л. Ф. Обуховой. М.: Гардарики, 2001, — 624 с.
- Судьба одной традиции). Автореф. дис. .докт. искусствоведения. 17.00.09.-М., 1997.-59 с. 74.3ак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5−12 лет. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-192 с.
- Иванов С.П. Психология художественного субъекта. М.: Издательство Московского психолого-социального института- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 640 с.
- Ивахнова JI.A. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов. Автореф. дис. .доктора пед. наук. 13.00.02. -М., 1996. -36 с.
- Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. (Сборник статей). М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1954. — 224 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Наука, 1961.- 150 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1−4 кл.: Кн. для учителя / Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1991 — 192 с.
- Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. М.: Знание, 1960.-54 с.
- Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. 248 с.
- Искусство в системе культуры / Сост. и отв. Редактор М. С. Каган. JL: Наука Лен. Отделение, 1987. — 268 с.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. / Под ред. В. Шестакова. М.: Искусство, 1969. — 272 с.
- Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. У. Фохте-Бабушкина и Е. К. Чухман. М.: Ротапринт НИИ ОП АПН СССР, 1980. — 123 с.
- Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Давыдова, М. И. Лисиной. М.: Изд. АПН СССР, 1978. — 163 с.
- Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. Перевод с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. — 392 с.
- Исследование художественных интересов школьников / Под общ. Ред. Е. В. Квятковского, Ю. У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. -160 с.
- КаганМ.С. Искусство как феномен культуры / Искусство в системе культуры / Под ред. М. С. Кагана. Л.: Наука, 1987. — 269 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 215 с.
- Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. — 255 с.
- Киприянова 3. Художественное образование в школе и новые приемы его преподавания. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. — 35 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 304 с.
- Кириллова Г. Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ, 1986. — 48 с.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
- Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951.- 175 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. -368 с.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в детском саду и в школе. М.: Столетие, 1998. — 141 с.
- Ю1.Кощевич В. Современное рисование в народной школе. Опыт практического руководства к ведению так называемого «свободного» рисования в народных и вообще начальных школах / Пер. с хорв. Н. Бахтина. СПб.: Синодальная типография, 1911. — 48 с.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. — 136 с.
- ЮЗ.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Ю4.Кудин ПЛ., Ломов Б. Ф., МитькинА.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. -М.: АГАР, 1998. 336 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. -206 с.
- Кузин B.C. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества / Творчество юных. Доклады научно-педагогического совещания по изобразительному творчеству детей. Л.: Просвещение, 1972. — С. 29 -50.
- Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: Практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, 2001. — 48 с.
- Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. Мн.: ИОНН «Соврем. Слово», 2005. — 544 с.
- Кульман Ф. Новые пути преподавания рисования / Пер. с нем. В. И. Бейера. М.: Собственность Ю. Ф. Брокман, 1906. — 42 с.
- Лабунская Г. В. В помощь маленьким художникам. М.: Молодая гвардия, 1938. — 67 с.
- Лабунская Г. В., РожковаЕ.Е. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. Программы и инструктивные указания. М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин-ва просвещ. РСФСР, 1948. — 41 с.
- Лабунская Г. В. Методика рисования и лепки. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1935.-71 с.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. Петроград: Издание кн. склада «Земля» В. Клестова, 1915. — 33 с.
- Лазурский А.Ф. Естественно-экспериментальные схемы личности учащихся. -М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1916. 53 с.
- Лампрехт К. Собирайте рисунки детей! М.: Изд-во тов-ва «Мир», 1909. -8с.
- ЛангеН.Н. Психология. Основные проблемы и принципы. М.: т-во «Мир», 1933.-312 с.
- Лаптев A.M. В пути. Записки художника. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 239 с.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство Московского университета, 1971. — 39 с.
- Лепилов К.М. Юным художникам. М., — Л.: Госиздат, 1929. — 150 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
- Ливерхуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Э. М. Радская. Калуга: Духовное познание, 1998. — 158 с.
- Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 624 с.
- Максимова В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. Учебное пособие. СПб.: Б. И., 1995.-86 с.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. — 256 с.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. -64 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с.
- Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки / Сост. П. М. Сысоев, В. А. Шкварников. -М.: Искусство, 1951. 604 с.
- Матисс А. Сборник статей о творчестве / Пер. с франц. А. Владимирского. М.: Изд-во иностранной лит., 1958. — 126 с.
- Ш. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- МахмутовМ.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское книжное издательство, 1972. — 551 с.
- Маховер К. Проективный рисунок человека /Пер. с англ. Ю. А. Васильевой. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2000. — 154 с.
- МейлахБ.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиск, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318с.
- МейманЭ. Как учить детей рисовать? Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. СПб.: Издание журнала «Художественно-педагогического журнала», 1911. — 32 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. — 144 с.
- Мельникова ЕЛ. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002.-168 с.
- Мелхорн Г., МелхорнХ.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Кн. Для учителя / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.-160 с.
- Методические разработки уроков к экспериментальной программе по изобразительному искусству. I VI классы. I четверть. Выпуск III. / Б. П. Юсов. — М.: н. и., 1972. — 76 с.
- Михаленко JI. Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства: Методические указания. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. -51с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Мурзаев B.C. Творческое рисование (Опыт творческого рисования в начальной школе). М.: Издание журнала «Педагогическое образование», 1913.-46 с.
- Нб.Некрасова-КаратееваО.Л. Детское творчество в музее: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. 207 с.
- Неменский Б.М. Культура Искусство — Образование: Цикл бесед. — М.: Центр ХКО, 1999.-79 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Неменский Б.М. Сцилла и Харибда учителя искусств // Художественная школа. 2004. — № 3(4). — С. 4−7.
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. — 191 с.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. — 105 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской,
- B.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с. 155.0коньВ. Основы проблемного обучения / Пер. с польского
- C.Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 208 с. 156.0соринаМ.В. О роли рисования в развитии мышления ребенка //
- Психология производству и воспитанию. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.-С. 250−256.
- Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: КСП, 2003. — 432 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
- Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы философии. 1998.-№ 5.-С. 94−100.
- Полуянов Ю. Способность создавать гармоничное целое // Искусство в школе. 2005. -№ 1. — С. 40−45.
- Пранг. Краткое руководство к изучению форм и рисованию по американской системе. Справочная книжка для учителей / Сост. Дж. Клерком, М.-Д. Хиксом, B.C. Перри. Пер. с нем. Г. Лукаса. М.: Издание Ю. Ф. Брокман в Москве, 1901. — 247 с.
- ПрейерВ. Душа ребенка / Пер. с нем. И. А. Сикорского. СПб.: А. Е. Рябчеенко, 1891.-207 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.
- Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова. Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
- Протопопов Ю.Н. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников // Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд. АПН СССР, 1988.-С. 57−71.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — т. 1. — 312 с.
- Психологическое развитие школьников в различных условиях обучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. К. Максимов, Л. В. Максимова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. 74 с.
- Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. редактор Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. — 224 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштена- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыфевова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1999. 756 с.
- Пунин Н.Н. Первый цикл лекций, прочитанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство. Петроград: Б.Г.: 17-я Государственная типография. — 84 с.
- ПьянковаН.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
- Радлов Э.Н. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. — 130 с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Обл. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.-272 с.
- Развитие художественных способностей. Труды института художественного воспитания / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. — 368 с.
- Рисование. Сборник статей В. И. Бейера, К. М. Лепилова и Е. В. Разыграева. Л.: Культурно просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1927. — 175 с.
- Риччи К. Дети художники. — М.: Издаше В. М. Саблина, 1911. — 84 с.
- РожковаЕ.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 224 с.
- Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.-416 с.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. Школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
- Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М.: Гос. учебно-пед. издательство мин-ва просвещения РСФСР, 1946. — 704 с.
- Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. JL- М.: Госиздат, 1926. -48 с.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.
- Савицкий Г. К. Молодым художникам о мастерстве. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1952. — 48 с.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольника / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. — 208 с.
- Сапожников А. Курс рисования. СПб.: Издание Я. А. Исакова, т.-1, 1875, т.-2,1878.-107 с.
- Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве. Автореф. дис. .докт. искусствоведения. 17.00.09. СПб., 2004.-52 с.
- Сели Д. Очерки по психологии детства. М.: Изд. Тихомирова, 1901. — 456 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 120 с.
- Скаткин М.Н., С.Т. Щацкий о всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.-64 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
- Советы мастеров: Живопись и графика. / Составитель А. С. Зайцев. JL: Художник РСФСР, 1979. — 374 с.
- Современные исследования по проблемам философии образования и антропологии / Отв. ред. С. А. Смирнов. Новосибирск: НГАЭ и У, 2004. -292 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции для учащихся 5−8 классов. Обнинск: Титул, 1996. — 79 с.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. -СПб.: Борей Арт, 2001.-100 с.
- Столяров Б. А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. JL: Знание, 1988. — 32 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
- Титова И.М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. -СПб.: СПГУПМ, 1993. 69 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11−14 лет). М.: Рольф, 2001. — 160 с.
- Третьяков Н.Н. Композиция в станковой живописи и кинокадре. М.: Всесоюзный гос. институт кинематографии им. С. А. Герасимова, 1987. -57 с.
- ТэддД.Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума. -М.: Типография т-ва И. Н. Кушнеров и К0., 1907. 175 с.
- ТеддЛ. Обучение рисованию по американскому способу. СПб.: Издание т-ва М. О. Вольф, 1902. — 16 с.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Б.И., 1997. — 34 с.2Ю.Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. -77 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинт, 1999. — 672 с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношения с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.
- Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. — 80 с.
- Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дуровиной. М.: Изд. АПН СССР, 1991.-159 с.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. Изд. 2-е, пер., испр. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-64 с.
- Холл Г. С. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. кн-во, 1912.-444 с.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. К.: Осв1та, 1992. — 220 с.
- Художественное образование и воспитание как средство общего развития личности школьника (первый этап: «Художественное образование и воспитание как средство развития интеллекта и творческих способностей школьников. М.: Знание, 1977. — 58 с.
- Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. СПб.: Народное образование, 1911.-43 с.
- Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. — 334 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 432 с.
- Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень: Скорпион, Б.Г. — 127 с.
- Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Соб. соч.
- Т. 6. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. — 791 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский цент «Академия», 1999. — 288 с.
- Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1925. — 196 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.
- Шуберт A.M. Дитя и народ-художник // Дитя в его жизни и творчестве: Педагогический сборник / Под ред. И. М. Соловьева. М.: Задруга, 1918. -С. 46−64.
- Шуберт A.M. Изобразительные способности у детей эвенков (тунгусов). JL: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича. -1935.-40 с.
- Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. -976 с.
- Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством подростков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов / Под ред. Б. П. Юсова.-М.: НИИОП, 1981.-С. 95−122.
- Щербаков B.C. Тематическая композиция. Работа по памяти // Изобразительное искусство в школе. 2004. — № 6. — С. 33−43.
- Щукина Г. Н. Педагогические проблемы формирования интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 203 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.-416 с. (Серия «Психология Отечества»).
- Юон К.Ф. О живописи. М.: Изогиз, 1937. — 282 с.
- Юсов Б.П. Проблема художественного развития и воспитания школьников (на занятиях изобразительным искусством). Автореф. дис. .докт. пед. наук. 13.00.01.-М., 1983.-32 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 640 с.
- Яковлева Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учебное пособие. Л.: JII11Й, 1986. -83 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
- Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 351 с. 247. «Beyong Creating: The Place for Art in America’s Schools"/ by the J. Paul Getty Trust. 1985. — 75 p.
- Torrans P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963. — 50 p.
- Malina-Angerer A., Safer E. Das Kind und seine Bildsprache. Wien: Kunst-und Kulturverlag, 1998. — 159 s.