Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении курса математики слушателями высшей военной технической школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для определения влияния обучения по предложенной методике на уровень подготовки слушателей по математике мы создали экспериментальную и контрольную группы. Для определения исходного уровня математической подготовки участвующим в эксперименте слушателям была предложена контрольная работа по математике по программе средней школы. В результате ее проверки для каждой группы были получены средние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Межпредметные связи и их роль в подготовке специалиста высшей военной технической школы
    • 1. Система межпредметных связей как основа подготовки специалиста высшей технической школы
    • 2. Пути реализации межпредметных связей курсов математики и внешней баллистики при обучении математике студентов высшей технической школы
  • Глава II. Методика реализации идей межпредметных связей курсов математики и внешней баллистики при изучении ряда разделов курса математики в высшей военной технической школе
  • §-1.Методика реализации идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении тем «Координаты» и «Уравнения линий»
  • §-2.Методика реализации идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении тем «Элементы векторной алгебры» и «Векторная функция скалярного аргумента»
    • 3. Организация педагогического эксперимента и его основные результаты

Реализация идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении курса математики слушателями высшей военной технической школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в Российском обществе на современном этапе, перестройка его социально-экономического статуса требуют новых подходов к вопросу формирования специалистов-профессионалов в различных отраслях науки, производства, во всех сферах жизнедеятельности. Необходимо существенно совершенствовать систему высшего образования, таким образом, чтобы она обеспечивала фундаментальную подготовку специалиста, развивала у него способности к самообразованию, творческому использованию накопленного опыта. В основе этого процесса лежит повышение методического уровня преподавания и переход от предметно-содержательного метода изложения материала на методы организации познавательной деятельности обучаемых, способствующие формированию мышления, развитию способностей к самообразованию и творческому использованию накопленного опыта.

Новое понимание государственной политики в области высшего образования закреплено в действующей Конституции России, в Законе Российской Федерации «Об образовании». Пересмотрена концепция развития отечественной системы высшего образования. Образовательный процесс в высших учебных заведениях анализируется на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Задачей Государственных образовательных стандартов является обеспечение единства образовательного пространства в Российской Федерации, гарантии качества образования.

Значительно повысились требования и к выпускникам высшей военной технической школы. Выпускникам высшей военной школы в своей профессиональной деятельности предстоит осуществлять командование подчиненными, самостоятельно решать организационные задачи, связанные с з управлением коллективом, воспитывать защитников Родины. Справиться с решением этих проблем будущий офицер сможет, лишь имея развитое научное мировоззрение. Кроме того, современный офицер должен обладать мышлением, способствующим быстрому переходу на новое вооружение, на принципиально новые виды техники, а также прочными профессиональными умениями и навыками, позволяющими ориентироваться в мире быстро изменяющейся техники. В своей профессиональной деятельности ему предстоит решать не учебные задачи, требующие знаний, как правило, одной дисциплины, а более сложные, требующие синтезированных знаний, умений и навыков. Подготовить такого специалиста возможно только в процессе изучения комплекса общенаучных, специальных, военных дисциплин. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является совершенствование методики обучения курсантов математическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе межпредметных связей.

В подготовке военных специалистов-инженеров математике отводится значительное место, так как математические знания являются элементом общечеловеческой культуры, без них невозможно изучение других предметов, будущая служба. Основополагающая роль математики как теоретического фундамента специальных и общепрофессиональных дисциплин несомненна. Именно математика обеспечивает базовое образование специалиста в любой области. Как отмечал Б. В. Гнеденко, «математика нужна для привычки рассуждать и четко формулировать свои мысли. Математика является мощным средством научных исследований, как в естествознании, так и в социальных дисциплинах. современная техника требует постоянного и всестороннего привлечения математических методов в решении ее проблем» [39, с.90].

Математика обладает большим мировоззренческим потенциалом, который проявляется, прежде всего, в межпредметных связях математики с другими дисциплинами. Межпредметные связи математики помогают формировать научное мировоззрение слушателей, так как выступают в качестве ориентира в познании и оценке явлений действительности. Они расширяют область познания, выделяя связи между предметами знаний из разных научных систем, вызывают потребность в развитии умений слушателей обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное. Вот почему так важно при подготовке военных специалистов вскрывать и развивать межпредметные связи между математикой и физикой, механикой, баллистикой, электротехникой и т. д.

Установление межпредметных связей, указание на то, где тот или иной вопрос используется в технике, в военном деле, убеждает слушателей в необходимости изучения математики, вызывает интерес к предмету, его методам, что оказывает влияние на улучшение математической подготовки обучаемых.

Особенное значение для полноценного образования специалиста высшей военной технической школы имеют межпредметные связи математики и внешней баллистики. Внешняя баллистика, наука о движении снаряда, вылетевшего из ствола орудия, является одной из основных артиллерийских дисциплин. В основе физических и механических процессов, изучаемых во внешней баллистике, лежит точный математический расчет, поэтому математика и внешняя баллистика тесно связаны. Постоянная демонстрация этой связи, раскрывающаяся во всех видах учебной деятельности курсантов, повышает их интерес к математике, улучшает математическую подготовку, помогает лучше понимать суть изучаемых в баллистике процессов, дает представление о предмете и методе математики как особом научном способе познания мира, а также о математическом моделировании реальных явлений.

Наше исследование как раз и посвящено проблемам изучения роли межпредметных связей математики и внешней баллистики в современном учебном процессе в высшем военном учебном заведении артиллерийского профиля, имеющем цель подготовки высококвалифицированных специалистов.

Проблема межпредметных связей занимает одно из важнейших мест в психологии и дидактике и привлекает к себе внимание широкого круга исследователей.

Психологические основы осуществления межпредметных связей рассматриваются в работах известных психологов: Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, П. Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю. А. Самарина, Н. Т. Талызиной и др.

Ю.А. Самариным, на основе разработанной им ассоциативной теории, процесс мышления обучаемых рассматривается как систематизация знаний и навыков, как переход от одного уровня ассоциаций к другому, доказывается необходимость установления внутри — и межпредметных связей в образовательном процессе [132].

Б.Г. Ананьев показал, что включение межпредметных связей в образовательный процесс способствует формированию целостного представления обучаемых об окружающем мире [3,4,5].

Е.Н. Кабанова-Меллер умственное развитие связывает с формированием и переносом межпредметных приемов на другие виды учебной или иной деятельности [65] .

В психофизиологической концепции П К. Анохина получил развитие принцип системности, связанный с интеграцией информации и проявляющийся в образовании и функционировании психических систем разного смыслового порядка при работе головного мозга [7 ].

Общепедагогический аспект проблемы использования межпредметных связей применительно к средней школе был проанализирован в работах известных педагогов: П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, Г. В. Воробьева, И. Д. Зверева, Т. А. Ильиной, Д. И. Кирюшкина, В. М. Кротова, П. Г. Кулагина, И. Я. Лернера, Н. А. Лошкаревой, В. Н. Максимовой, М. И. Махмутова, Э. И. Моносзона, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина, А. В. Усовой, В. Н. Федоровой и других. В этих работах обоснована необходимость осуществления межпредметных связей, определено их содержание и способы реализации в учебном процессе школы.

В исследованиях Ю. К. Бабанского [19], Г. В. Воробьева [32], М. Н. Скаткина [136] межпредметные связи рассматриваются как одна из составных частей проблемы совершенствования образования.

В.Н.Федорова и Д. И. Кирюшкин проанализировали связи между предметами по линии развития ведущих идей и понятий, общих для разных наук [161,162,163].

Особый вклад в изучение межпредметных связей внесла В Н. Максимова. Рассматривая межпредметные связи как дидактический принцип обучения, она определила их сущность и раскрыла основные функции межпредметных связей в процессе школьного обучения [96, 97, 98, 99, 100].

Т.А. Ильина [61, 62, 63] и И. Т. Огородников [122] отметили роль межпредметных связей в формировании целостных представлений о развитии природы и общества.

Политехнический аспект использования межпредметных связей в школе был рассмотрен П. Р. Атутовым [16,17].

И.Я. Лернер [89], М. И. Махмудов [103,104] раскрыли специфику осуществления межпредметных связей с помощью проблемного обучения.

Воспитательное значение межпредметных связей отмечается в работах И. Д. Зверева [53,54,55] и Э. И. Моносзона [110].

Применительно к обучению в высших учебных заведениях, психологопедагогические проблемы использования межпредметных связей исследованы значительно меньше. Этими проблемами занимались педагоги высшей школы: С. И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, А. А. Вербицкий, А. И. Еремкин, В. А. Загвязинский, С. И. Зиновьев, В. К. Кириллов и другие, а также авторы диссертационных исследований: М. А. Анденко, А. А. Измайлова, В. М. Косатая, Р. Б. Лотштейн, А. В. Никитин, Р. П. Петрова, Н И. Резник, Н. Н. Щукина и другие.

С.И. Архангельским предлагается использовать трансферентную (интегрированную) систему обучения студентов, при которой устанавливать и поддерживать связь каждой учебной дисциплины с другими предметами необходимо путем привлечения некоторой суммы сведений об этих предметах [11,12,13].

A.И. Еремкин разработал возможные пути формирования межпредметных знаний применительно к высшим учебным заведениям [50].

В диссертационных исследованиях М. А. Анденко [6], А. В. Никитина [117], Н. Н. Щукиной [179], Р. П. Петровой [127] рассматриваются вопросы оптимального планирования учебных программ в высших учебных заведениях, координированного изучения общеобразовательных и специальных дисциплин.

B.М. Косатой предложено реализовать межпредметные связи с помощью методики, в основу которой положена теория поэтапного формирования умственных действий [77].

А.А. Измайлова рассмотрела взаимосвязь фундаментальных и технических дисциплин при подготовке будущих инженеров [60].

Работы B.C. Елагиной [49], Р. Б. Лотштейн [91] посвящены подготовке учителей различных предметов к осуществлению межпредметных связей в учебном процессе в школе.

Различные аспекты осуществления межпредметных связей при изучении математики в средней школе исследованы в работах математиков и методистов, таких как В. И. Алексеенцев, Н. С. Антонов, Р. А. Архонтова, С. Бабаджанян, С. С. Варданян, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусев, Н. Т. Донченко, В. Н. Келбакиани, А. Н. Колмогоров, Ю. М. Колягин, С. А. Крестников, В. М. Монахов, П. Н. Новиков, А. В. Паздерилова, В. В. Самойлов, Е. В. Старцева, М. Тахиров, Б. Л. Тевлин, Терешин, Н. Л. Тихонов, В. В. Фирсов, И. М. Шапиро, Г. Б. Шахбазян, С. И. Шварцбурд и другие.

Так, В. Н. Келбакиани подчеркивает, что в основе межпредметных связей математики должна быть согласованность учебных планов и программ соответствующих учебных дисциплин [68].

В работах С И Шварцбурда [173,174,175], В. В. Фирсова [164,165], Н. И. Терешина [149] исследуется процесс использования прикладных задач на уроках математики как один из возможных путей реализации межпредметных связей.

В работе Ю. П. Колягина и В. В. Пикан решение задач с межпредметным содержанием рассматривается как важнейшее средство развития математического мышления, творческой активности [74].

Работы В. А. Гусева посвящены проблемам внутрии межпредметных связей школьного курса математики [40,41,45].

В диссертационных исследованиях эти вопросы освещены по разным направлениям.

В работе В. В. Самойлова разработана конкретная система задач с физическим содержанием, решение которых помогает формировать понятия функции и вектора в курсе математики [133].

Г. Б. Шахбазяном составлен перечень тем курса математики, которые целесообразно видоизменить для лучшего использования понятий и методов математики при изучении некоторых разделов физики [172].

В диссертации С. В. Бабаджаняна разработана структура и формы факультативных занятий по математике, наиболее эффективно обеспечивающих реализацию межпредматных связей дисциплин естественно-математического цикла [18].

Н.Т. Донченко определил конкретные пути и средства оптимального осуществления взаимосвязи обучения математики и физики на второй ступени изучения этих предметов в средней школе [48].

В работе М. Тахирова предлагаются задачи физического и химического содержания, решаемые геометрическими методами [146].

Б.Л. Тевлин в работе приводит разработанную им классификацию межпредметных связей физики и математики и определяет способы практического осуществления этих связей [147].

В работе С. А. Крестникова определены пути и средства осуществления межпредметных связей физики и математики при проведении интегрированных занятий по математике [79].

Р.А. Архонтова предлагает использовать взаимосвязь школьного курса математики и физики для формирования понятия функция [14].

В работе Е. В. Старцевой разработана методика проведения межпредметных факультативных занятий, направленных на реализацию двусторонних связей физики и математики на основе общего понятия вектора [139].

Некоторые работы посвящены реализации межпредметных связей в системе профессиональнотехнических училищ.

Так, П. Н. Новиковим исследованы различные пути реализации межпредметных связей в системе профессиональнотехнического образования и определены приемы их осуществления [120].

В работе JI.B. Паздериловой выбран путь осуществления взаимосвязи математики и электротехники через решение задач с электротехническим содержанием [124].

В теории и методике обучения математике в высшей школе накоплен определенный опыт использования межпредметных связей в обучении студентов высшей школы. Этим вопросом занимались такие математики и методисты: А. С. Адыгезалов, Н. В. Антонов, И. И. Баврин, М. И. Башмаков, Р. А. Блохина, М. Г. Гарунов, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусев, Я. Б. Зельдович, Л. В. Ишкова, А. Г. Келбакиани, А. А. Коротченкова, Л. Д. Кудрявцев, Г. Л. Луканкин, В. Л. Матросов, В. М. Монахов, И. Г. Михайлова, А. Г. Мордкович, Л. Д. Мышкис, Н. А. Новрузов, Р. П. Петрова, Л. А. Пржевалинская, Г. И. Саранцев, В. Е. Серикбаева, А. А. Столяр, Н. А. Терешин, Н. В. Чхаидзе, И. М. Шапиро и др.

Вопросы совершенствования математической и методической подготовки будущих учителей математики в педагогических вузах с учетом использования межпредметных связей в их педагогической деятельности нашли отражение в работах, А С. Адыгезалова [1)] Б. В. Гнеденко [38, 39], В. А. Гусева [45], А. Г. Келбакиани [67,69,70], Г. Д. Луканкина [98],.

A.Г. Мордковича [111, 112], А. А. Столяра [141], в диссертационных работах.

B.Е. Серикбаевой, Н. А. Новрузова, И. М. Шапиро, Л. А. Пржевалинской и других.

Исследования Г. Д. Луканкина [98], А. Г. Мордковича [111, 112], А. А. Столяра [141] посвящены проблемам профессиональнопедагогической направленности специальной математической подготовки будущих учителей математики.

В диссертационном исследовании В. Е. Серикбаевой разработана методика подготовки будущих учителей математики к реализации межпредметных связей в их работе в средней школе, определены основные пути и средства их осуществления [134].

В работе Л. А. Пржевалинской сформулирована методическая концепция осуществления межпредметных связей специальных математических курсов на математическом факультете пединститута [129].

И.М. Шапиро определил основные умения будущих учителей математики, необходимых для осуществления взаимной связи предметов в процессе обучения в средней школе и представил систему подготовки для их формирования в педвузе [171].

Н.А. Новрузовым разработана система профессиональной подготовки будущего учителя математики для осуществления межпредметных связей математики и физики в средней школе [121].

В работах Н. С. Антонова, Р. А. Блохиной, Б. В. Гнеденко, М. Н. Гарунова, Я. Б. Зельдовича, А. А. Коротченковой, Л. Д. Кудрявцева, И Г. Михайловой, Л. Д. Мышкиса, Р. П. Петровой, Н. В. Чхаидзе раскрывается роль использования межпредметных связей для подготовки в высших технических учебных заведениях специалистов различного профиля, рассматриваются возможные пути и средства их реализации в высших учебных заведениях.

Так, Б. В. Гнеденко считает важнейшей задачей организации обучения в высшей школе приближение содержания математического образования инженера к нуждам современной техники и производства, отмечает необходимость установления тесной связи между курсом математики и инженерными дисциплинами [39].

В диссертационной работе И. Г. Михайловой сформулирована методическая концепция профессиональной направленности межпредметных связей математики с дисциплинами общеобразовательного цикла и цикла специальных дисциплин технического института, разработаны профильные программы по математике для различных специальностей и методическое обеспечение этих программ [107].

Исследование А. А Коротченковой посвящено межпредметным связям математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля [78].

Р.А. Блохина предлагает осуществлять межпредметные связи математики и физики через проблемное обучение в самостоятельной работе студентов [25].

Р.П. Петрова систематизировала различные формы реализации межпредметных связей математики при формировании у студентов технических институтов научных понятий [127].

В работе Г. А. Чхаидзе рассмотрена проблема создания оптимальной системы прикладных задач по математике с учетом межпредметных связей в процессе обучения студентов младших курсов высших технических учебных заведений, определены критерии отбора таких прикладных задач [170].

Небольшое количество исследований посвящено включению межпредметных связей в практику высшей военной технической школы. Это исследования В. П. Иванова, В. И. Карповой, И. Б. Николаевой, JI.H. Трофимовой и других.

В работе В. П. Иванова рассматриваются идеи реализации взаимосвязей общепрофессиональных и строительных дисциплин как путь повышения качества обучения в высшем военностроительном училище [59].

И.Б. Николаева предлагает осуществлять межпредметные связи курса физики с военно-специальными дисциплинами в военном институте на основе модульноблочной системы обучения [119].

В.И. Карпова в своем диссертационном исследовании обосновывает прикладную направленность преподавания математики в военно-инженерном институте, как средства формирования системности научных взглядов курсантов, направленной на развитие их научного мировоззрения и повышения качества профессиональной подготовки [66].

Несмотря на такое большое количество работ, посвященным межпредметным связям математики, применительно к высшей школе проблема реализации идей межпредметных связей требует дальнейшего разрешения. Авторы указанных работ чаще всего ограничиваются разработкой систем прикладных задач, в том числе и межпредметного характера. Комплексное же решение проблемы использования межпредметных связей в обучении математике, рассматривающее проблемы взаимодействия между конкретными дисциплинами высшей школы, отсутствует.

Проведённый нами анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, а также программ обучения слушателей высшей военной технической школы позволил определить, что причиной несовершенства процесса реализации межпредметных связей является недостаточность профессиональной направленности в программах по математике для военных институтов. Это приводит к тому, что мало уделяется внимания установлению межпредметных связей, как в лекционном курсе, так и на практических занятиях. В результате многие слушатели не осознают цели изучения математики в перед ними недостаточно полно раскрываются роль и значение математики для познания реальной действительности, а также возможности математики обеспечения военно-специальных дисциплин.

В исследованиях по проблеме использования межпредметных связей в подготовке специалиста высшей технической школы совершенно не рассмотрена проблема реализации межпредметных связей математики и внешней баллистики при обучении слушателей высшей военной технической школы. Взаимосвязи этих двух дисциплин не отражены в программах по математике. Это приводит к тому, что слушатели не могут применить знания, полученные при изучении математики для объяснения процессов, изучаемых в баллистике, и не понимают важность математики для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие мотивы, характеризующие актуальность темы исследования:

1 Соответствие направления исследований важной задаче, стоящей перед высшим военным образованием в условиях реформы вооружённых сил России — задаче формирования у будущих офицеров прочных профессиональных знаний, повышения уровня их фундаментальной подготовки;

2)отсутствие соответствующей методики реализации межпредметных связей курсов математики и внешней баллистики при обучении математике.

Проблемой настоящей работы стало исследование возможностей повышения эффективности обучения математике в высшей военной технической школе с опорой на установление межпредметных связей курса математики с внешней баллистикой.

Объект исследования: процесс обучения математике в высшей военной технической школе.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические условия успешной реализации методики преподавания математики с использованием межпредметных связей математики и внешней баллистики.

Цель исследования: разработка методики формирования математических знаний, умений, навыков слушателей высшей военной технической школы на основе установления межпредметных связей математики и внешней баллистики.

Гипотеза исследования: если в процессе математической подготовки слушателей высшей военной технической школы целенаправленно и систематически рассматривать взаимосвязь математики с внешней баллистикой, решать задачи с баллистическим содержанием, практиковать соответствующие творческие работы, то такая система обучения будет способствовать повышению качества процесса обучения математике, повысит интерес слушателей к предмету, будет способствовать повышению уровня использования слушателями математического аппарата при изучении дисциплин, связанных с баллистикой.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие частные задачи:

1)Изучить опыт преподавания математики в высшей военной технической школе артиллерийского профиля.

2)Выделить общепедагогические и методические положения, составляющие теоретическую основу реализации идей межпредметных связей в обучении математике в высшей военной технической школе.

3)Определить пути реализации межпредметных связей курсов математики и внешней баллистики в высшей военной технической школе.

4)Разработать методику преподавания отдельных разделов математики в высшей военной технической школе с включением межпредметных связей математики и внешней баллистики и рекомендации по использованию задач с баллистическим содержанием на всех видах занятий по математике.

5)Провести эксперимент, проверяющий эффективность разработанной методики и доказывающий, что развитие междисциплинарных связей математики и внешней баллистики повышает уровень математической подготовки обучаемых.

Для решения этих частных задач использовались следующие методы исследования.

1) Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по названной теме, дидактических материалов по математике и внешней баллистике.

2) Изучение содержания и организации учебного процесса по математике и специальным дисциплинам в высшей военной технической школе.

3) Анализ нормативных документов в области квалификационных требований к математической подготовке специалистов для формирования исходных позиций исследования.

4) Наблюдение за работой преподавателей и слушателей на занятиях по математике и специальным предметам.

5) Обобщение личного опыта и опыта работы преподавателей высшего военного учебного заведения.

6) Проведение педагогического эксперимента по использованию межпредметных связей в процессе обучения и обработка полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили документы по вопросам совершенствования работы высшей школы, военной высшей школы, основные положения современной психологии и педагогики, раскрывающие содержание и пути реализации взаимосвязанного обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что: 1. Теоретически обоснована целесообразность широкого включения межпредметных связей математики и внешней баллистики в систему обучения в высшей военной технической школе как средства повышения успеваемости слушателей и возбуждения интереса к обучению.

2.Предложены следующие пути реализации межпредметных связей курсов математики и внешней баллистики при изучении математики в высшей военной технической школе.

— использование содержания курса внешней баллистики для иллюстрации основных теоретических положений раздела «Метод координат»;

— рассмотрение реальных процессов курса внешней баллистики при введении, изучении и закреплении основных понятий темы «Уравнения линий»;

— иллюстрация и подтверждение основных теоретических положений векторной алгебры и векторного анализа разнообразными примерами из курса внешней баллистики;

— применение методов векторной алгебры и векторного анализа для решения задач из курса внешней баллистики.

3.Разработана методическая система использования взаимосвязей математики и внешней баллистики при изучении разделов «Метод координат», «Линии, уравнения линий», «Векторная алгебра», «Элементы векторного анализа», в которой реализуются все вышеуказанные пути.

Практическая значимость исследования определяется тем, что, разработанные на его основе методические материалы (методические пособия, сборники прикладных задач, методические разработки лекций и практических занятий) могут быть использованы в процессе преподавания математики в высшей военной технической школе. Предлагаемая методика преподавания ряда разделов курса математики с активным включением межпредметных связей математики и внешней баллистики может применяться в практической работе преподавателями высшей военной школы.

На защиту выносятся: 1. Методика осуществления идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении ряда разделов курсов «Аналитической геометрии» и «Математического анализа», основанная на использовании иллюстраций реальных процессов внешней баллистики при изучении математики, и направленная на улучшение профессиональной подготовки будущего инженера-артиллериста.

2.Результаты экспериментального исследования возможностей включения в процесс обучения математике межпредметных связей математики и внешней баллистики.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания математикина анализ практики высшей школы, данные экспериментальной проверки, использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных данных и качественной интерпретации их результатов.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в форме: открытых занятийсообщений на заседаниях методического семинара кафедры математики филиала ВАУ (г.Коломна) — докладов на научно-практических конференциях, проводимых в филиале ВАУ (г.Коломна) в 2000;2002 годахдокладов на научно-практических конференциях, проводимых в Рязанском педагогическом институте в 2001;2002 годах, в СанктПетербургском Военно-морском институте в 2000 г, в Mill У в 2002 г., в РУДН (факультет физико-математических и естественных наук) в 2001 г.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

основные результаты.

Педагогический эксперимент проводился в 1995;2001гг. в естественных условиях процесса преподавания математики в филиале Военного Артиллерийского университета (Коломенского) и состоял из следующих этапов: j.

1-й этап — констатирующий эксперимент (1995;1999 гг.);

2-й этап — поисковый эксперимент (2000;2001 гг.);

3-й этап — обучающий эксперимент (2001;2002 гг.).

На первом этапе (констатирующий эксперимент) решались следующие задачи:

1. Выявление уровня математической подготовки слушателей по математике. ,.

2. Определение исходного уровня взглядов слушателей на роль математики в жизни общества и в практике военного инженера.

3. Выявление, насколько существующая система обучения математике способствует подготовке слушателей к изучению дисциплин, связанных с баллистикой.

4.Выявление недостатков существующей методики обучения слушателей математике, связанных с их профессиональной подготовкой.

На данном этапе педагогического эксперимента для решения поставленных задач нами была проделана следующая работа: -анализ учебных программ, учебных пособий и учебников по математике, теоретической механике, внешней баллистике;

— наблюдение за учебным процессом, беседы со слушателями- -беседы с преподавателями других дисциплин;

— анализ вопросов слушателей на консультациях, практических занятиях- -анализ результатов контрольных работ, экзаменов, зачетов как по математике, так и по другим дисциплинам, связанным с баллистикой;

— проведение анкетирования.

Анализируя учебно-воспитательный процесс, мы отмечаем, что подавляющее большинство слушателей усваивает математику как абстрактное знание, не видя конкретных связей его с будущей специальностью офицера-артиллериста. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что при анкетировании студентов второго курса 49,3% опрошенных считают, что изучение математики не влияет на успешное овладение техническими дисциплинамилишь 20,4% считают, что знания по математике пригодятся им в изучении общетехнических и военно-специальных дисциплин и только 30,3% считают, что без основательных знаний по математике невозможно дальнейшее изучение общетехнических и военно-специальных дисциплин.

В ходе констатирующего педагогического эксперимента установлено, что курс математики, служащий базой для усвоения профессиональных знаний в военнотехническом вузе, является одним из наиболее трудно усвояемых курсов. Об этом свидетельствуют результаты контрольных работ и ответы слушателей на экзаменах. Преподаватели специальных дисциплин, связанных с внешней баллистикой, также отмечают, что большая часть слушателей затрудняется применять знания, полученные при изучении математики, в этих дисциплинах. Все это говорит о несовершенстве существующей методики изучения математики, о явной недостаточности использования в процессе ее изучения идей межпредметных связей математики и внешней баллистики. Традиционная методика чтения лекций и проведения практических занятий по математике не стимулирует осознания ее роли в совершенствовании основ деятельности будущего офицера-артиллериста.

Наблюдения показали, что учебный труд слушателей организован недостаточно эффективно, так как нет личной заинтересованности в усвоении материала занятий, знания, приобретаемые слушателями в процессе изучения курса математики, воспринимаются как нечто абстрактное, что нужно усвоить для того, чтобы получить желаемую оценку на контрольной работе, а затем на экзамене.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные явились основанием для следующих выводов:

1. Умение применять знания, полученные при изучении математических дисциплин, у слушателей не формируется, вследствие чего почти нет осознанного применения этих знаний при изучении дисциплин, связанных с баллистикой.

2.Для формирования у слушателей умения использовать полученные знания необходимо организовать целенаправленное обучение.

Базируясь на данных констатирующего этапа и теоретическом анализе проблемы в 2000;2001 г. был проведен поисковый этап эксперимента. Целью его было создание методики, направленной на реализацию идей межпредметных связей математики и баллистики при обучении математическим дисциплинам слушателей высшей военной технической школы. На этом этапе решались следующие задачи:

1) отбор содержания учебного материала по курсу математики (аналитическая геометрия и элементы математического анализа) с точки зрения его профессиональной значимости для офицера-артиллериста;

2) отбор соответствующего материала по внешней баллистике, использование которого органично вписывалось бы в процесс обучения математике;

3) разработка методики реализации обучения математике с учетом.

209 взаимосвязей математики и внешней баллистики.

В ходе второго этапа эксперимента были получены следующие результаты:

1)определены подходы к введению основных понятий аналитической геометрии, векторной алгебры и элементов векторного анализа, не противоречащие той их интерпретации, которая принята в курсе внешней баллистики;

2) построена система задач баллистического содержания, решение которых основано на использовании методов аналитической геометрии, векторной алгебры и векторного анализа;

3)подобраны примеры из курса баллистики, иллюстрирующие важнейшие понятия этих разделов математики.

Осуществление констатирующего и поискового этапов сделали возможным проведение третьего этапа экспериментального исследованияобучающего этапа эксперимента. Этот этап проводился в 2001;2002 гг. В нем приняли участие слушатели 1 курса филиала Военного Артиллерийского университета (Коломенского). Эксперимент проводился в первом семестре и имел следующие цели:

1) реализация разработанной методики, направленной на включение межпредметных связей математики и внешней баллистики в процесс обучения математике слушателей высшей военной технической школы;

2) проверка гипотезы: использование межпредметных связей математики и внешней баллистики при обучении слушателей высшей военной технической школы математическим дисциплинам способствует повышению уровня использования студентами математического аппарата при изучении дисциплин, связанных с баллистикой, повышает уровень знаний слушателей по математике, делает более осознанным интерес к математике как к учебному предмету.

Формой отчета являлись контрольные работы, анкетирование слушателей и итоговый зачет с оценкой.

Для определения влияния обучения по предложенной методике на уровень подготовки слушателей по математике мы создали экспериментальную и контрольную группы. Для определения исходного уровня математической подготовки участвующим в эксперименте слушателям была предложена контрольная работа по математике по программе средней школы. В результате ее проверки для каждой группы были получены средние баллы, равные соответственно 3,43 и 3,52. В таблице 1 приведены оценки этой контрольной работы. Пользуясь этими данными, мы с помощью статистических методов доказали, что начальный уровень математической подготовки слушателей в группах можно считать одинаковым. Группа, у которой средний балл ниже, стала экспериментальной, вторая — контрольной. Таким образом, экспериментальную группу составили 63 курсанта, контрольную — 62.

Заключение

.

В ходе проведенного исследования «Реализация идей межпредметных связей математики и внешней баллистики при обучении математике слушателей высшей военной технической школы» получены следующие результаты:

1.Изучение процесса подготовки офицеров-артиллеристов в высшей военной технической школе, анализ диссертационных исследований, посвященных совершенствованию преподавания математических дисциплин в технических вузах и военных училищах, показал, что одним из направлений решения проблемы совершенствования подготовки слушателей высшей военной технической школы по математическим дисциплинам является реализация идей межпредметных связей математики и общетехнических и военно-специальных дисциплин.

2. Анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволил определить основные направления использования в процессе обучения математическим дисциплинам межпредметных связей математики и специальных дисциплин в высшей военной технической школе.

3.Согласно предложенным направлениям реализации идей межпредметных связей математики и внешней баллистики разработаны методические рекомендации по изучению теоретического материала и проведению практических занятий.

4.Предложены формы и методы учебно-исследовательской работы слушателей, способствующие приобщению их к дальнейшей исследовательской деятельности.

5. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил справедливость гипотезы исследования и показал, у слушателей высшей военной технической школы, обучающихся по предложенной методике, формируются профессионально значимые знания и умения, способность проецировать знания по математическим дисциплинам на дисциплины, связанные с баллистикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Реализация прикладной функции школьного курса математики на основе МПС в условиях непрерывности обучения. Автореферат дис. доктора пед. наук. Баку, 1992, 45 с.
  2. В.И. Взаимосвязь изучения начал анализа и физики в старших классах средней школы. Дисс.канд. пед. наук. М., 1997 г., 256с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В двух т. / Под ред. А. А. Боданева, Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980, т.1, 230 е.- т. 2, 287 с.
  4. .Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей, как характеристика обучаемости. Сов. пед., 1969, № 10, 48−57с.
  5. .Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека в книге Возрастная психология взрослых. — Л: Изд. ЛГТУ, 1971, вып.1, 5−1 Зс.
  6. М.А. Актуальные проблемы взаимодействия спец. кафедр высшей школы при модульном обучении. Дисс. канд. пед. наук, 1993 г.
  7. ПК. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М., 1973 г.
  8. Н.С. Интегративная функция обучения. В кн. Современные проблемы методики преподавания математики. М., Просвещение, 1985 г., 25−38с.
  9. Н.С. Межпредметные связи измерительных комплексов естественнонаучных дисциплин в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. М., 1968 г, 570с. Ю. Архангельский М. М. Курс физики. Механика. М., Просвещение, 1975 г., 424с.
  10. С.И. Лекции по дидактике высшей школы. М.: Изд. МГПИ им. Ленина, 1971, 180 с.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М. Высшая школа, 1976, 210с.
  12. З.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., Высшая школа, 1976, 200с.
  13. Р.А. Межпредметные связи и формирование понятия функции. Дисс.канд.пед.наук., Воронеж, 1972 г., 222с.
  14. P.M. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе, М., 1997 г., 390с.
  15. П.Р. Политехнический аспект межпредметных связей. В кн. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1977 г., 94−95 с.
  16. П.Р. Политехническое образование школьников. М., Педагогика, 1986 г.
  17. ЮН. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М., Просвещение, 1982 г., 192с.
  18. И.И. Высшая математика. М., Просвещение, 1980 г., 384 с.
  19. И.Я. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. М., Просвещение, 1976 г., 288 с.
  20. М.И., Джанилидзе Г. Ю., Кельзон А. С. Теоретическая механика в примерах и задачах, том I. М., Наука 1971 г., 512 с.
  21. А.В. Некоторые теоретические и практические вопросы педагогики высшей школы. В кн. Современные проблемы педагогики высшей школы., Казань, 1976 г., 4−30 с.
  22. С.В., Бабушкин А. И., Иваницкая В. П. Аналитическая геометрия . М., Просвещение 1965 г., 368 с.
  23. М.И. Математика, М., Высшая школа, 1994 г., 542 с.
  24. Г. И. Межпредметные связи. В кн.: Совершенствование образования в школе / Под редакцией Е. Д. Зверева, М. П. Кашина., М., 1985, 253−271 с.
  25. И.И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. Механика и прикладная математика. М., Наука 1983 г. 328 с.
  26. Р.А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе МПС. Автореферат дисс.канд.пед.наук, М., 1983 г., 15с.
  27. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в средней школе. М., Изд. АПН РСФСР, 1959 г., 347с.
  28. Г. Н. Использование МПС при обучении иностранному языку на младших курсах языкового вуза: Автореферат дис. канд. пед. наук., М., 1982 г., 16 с.
  29. С.С. Методика использования прикладных задач при обучении геометрии в восьмилетней школе. Дисс.канд. пед. наук., М., 1980 г., 225с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход М.: Высшая школа, 1991 г., 204 с.
  31. И.Ф. Методы исследования режимов полета аппарата переменной массы, Пермь, 1969г., 259с.
  32. В.Г. Межпредметные связи в процессе обучения Уроки в восьмилетней школе. Под редакцией М. А. Данилова, 1966 г., 118−166 с.
  33. И.М. Курс теоретической механики., М., Наука, 1966 г., 596 с.
  34. Гальперин Введение в психологию., М.1976 г.
  35. Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений. Автореферат дисс.канд. пед. наук. JL, 1982 г.
  36. С.Г. Рассказы о физиках и математиках. Москва, Наука, 1985 г., 198 с.
  37. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике.-М. Просвещение. 1982 г.
  38. .В. Математическое образование в вузах. М. Высшая школа. 1981 г., 174 с.
  39. .В. О математике. Эдиториал УРСС, М., 2000 г., 208 с.
  40. В.А. Методическая подготовка будущих учителей математики в педагогических институтах. В кн. Современные проблемы методики преподавания математики. М., Просвещение, 1985 г., с.8−18.
  41. В.А. Внутрипредметные и межпредметные связи курса геометрии восьмилетней школы. В кн.: Преемственность в обучении математики. М., Просвещение, 1978 г., 123−132 с.
  42. В.А. Геометрия 8. Экспериментальный учебник, часть 5, М., авангард -1999 г., 135 с.
  43. В.А. Геометрия 8. Экспериментальный учебник, часть 6, М., авангард -2000 г., 137 с.
  44. В.А., Колягин Ю. М., Луканкин Г. П. Векторы в школьном курсе геометрии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976 г., 47 с.
  45. В.А. Межпредметные связи математики и физики. Пособие для учителей и студентов., Омск, Обл. ИУУ, 1991 г., 94с.
  46. Н.Т. Осуществление взаимосвязи в обучении физики и математики в средней школе. М., Автореферат дисс.канд. пед. наук, 1984 г., 17с.
  47. B.C. Совершенствование подготовки учителя естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе. Автореферат дисс.канд. пед. наук., Челябинск, 1997 г., 17с.
  48. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. Харьков, Высшая школа, 1984 г., 152 с.
  49. И.Д. Взаимная связь учебных предметов.-М.:3нание, 1977 г., 64с. 56. Зверев И. Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема., Сов. пед., 1974 г., № 12, с. 10−16.
  50. И. Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе М. Педагогика, 1981 г., 160 с.
  51. Я.Б., Яглом И. М. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М., Наука., 1982 г., 512 с.
  52. Я.Б., Мышкис А. Д. Элементы прикладной математики. М., Наука, 1972 г., 592с.
  53. С.И. Лекция в советской высшей школе. М., Высшая школа, 1967 г., 159 с.
  54. В.П. Методика интеграции общетехнических и специальных дисциплин в военно-строительном училище. Дисс .канд. пед. наук.
  55. А.А. Межпредметные связи фундаментальных и технических дисциплин в вузе. Дисс.канд. пед. наук, М., 1981 г., 161с.
  56. Т.Н. Педагогика. М., Просвещение, 1969 г., 576 с.
  57. Т.Н. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов, М., Просвещение, 1984 г., 496с.
  58. Т.Н. Структурно-системный подход к организации обучения., М. 1971 г., выпуск1, 1972 г. выпуск2, 1973 г. выпуск3.
  59. Л.В. Методическая система осуществления связей физики с математикой в учебном процессе подготовительного отделения пед. института. Дисс. канд. пед. наук -Рязань, 1980, 189 с.
  60. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., Просвещение, 1968 г., 288с.
  61. В.И. Прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе. Дисс.канд. пед. наук, М., 1999 г. 155 с.
  62. В.Н. Теория и практика подготовки будущего учителя на основе реализации МПС и функции математики. Автореферат дисс. доктора пед. наук. Тбилиси, 1988 г., 36с.
  63. В.Н. Межпредметная направленность математических знаний, умений и навыков учащихся IX классов. В кн.: Проблемы межпредметных связей в подготовке учителей математики и физики в педагогических институтах. Душанбе, 1978 г.
  64. В.Н. МПС в естественно-математической и педагогической подготовки учителя. Тбилиси, 1984 г., 291с.
  65. В.Н. Проблемы осуществления МПС математики и химии (в педвузе и школе). Метод руководства для учителей. Тбилиси, университет, 1984 г.
  66. В.К. Система психолого-педагогических условий оптимизации функционирования межпредметных связей в обучении. В кн. Пути перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе. Чебоксары, 1990 г., с.45−52.
  67. В.К. Методика решения задач по физике. Л., Изд-во Ленинградского Университета, 1972 г., 248 с.
  68. А. Н. Семенович А.Ф., Черкасов Р. С. Геометрия 6−8, М., Просвещение, 1979 г., 382 с.
  69. А.Н. Некоторые вопросы взаимосвязи курса математики с другими предметами. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1977 г.
  70. Ю.П., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике., «Математика в школе» 1985, № 6, 27−32 с.
  71. Я.А. Избранные пед. сочинения., М., Уч. пед. изд., 1955, 448с.
  72. Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. М., 1955 г. 195с., 161−391с.с" 297с.
  73. С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации МПС физики с математикой на примере курса физики IX класса. Дисс.канд. пед. наук., Челябинск, 1992, 217 с.
  74. В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1977 г.
  75. А.С., Монченко Н. М. и др. Подготовка стрельбы и управления огнем артиллерии. М., Военное издательство, 1987 г., 376 с.
  76. В.А., Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики. М., Наука, 1985 г., 576 с.
  77. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М., Наука, 1977 г., 112 с.
  78. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М., наука, 1980 г. с. 51.
  79. П.Г. Влияние МПС на усвоение программного материала в вечерней школе. Автореферат дисс. кан. пед. наук. М., 1965, 19 с.
  80. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М., Просвещение, 1980 г., 96 с.
  81. М.М. Межпредметные связи как условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах. В кн. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в ср. школе, М., 1973 г., с.57−60.
  82. Л.Е. Теоретическая механика., Трудрезервиздат, М., 1958 г., 410 с.
  83. И.Л. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981 г., 186 с.
  84. A.M., Мнацаканов Ю. А. Стрельба артиллерии и внешняя баллистика. Учебное пособие. Пенза, ПВАИУ, 1987 г., 221 с.
  85. Р.Б. Межпредметные связи в подготовке учителя (на материале английского языка и профелирующих предметов в педагогическом неязыковом вузе). Автореферат дисс.канд. пед. наук, 1978 г., 25с.
  86. Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской дидактики. В кн. Межпредметные связи в процессе преподавания основных наук в ср. школе. М., 1973 г., с.35−39.
  87. Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей. Сов. педагогика, 1972 г., № 6, с.48−56.
  88. Н.А. Межпредметные связи и проблема формирования умений. Сов. Педагогика, 1973 г., № 10.
  89. Г. Д. Научно- методические основы профессиональной подготовки учителей математики. Автореферат дисс. докт. пед. наук.-Л., 1990.-41 с.
  90. А.Н., Магазинер Л. Л., Шаповалов И. И. Учебник по технической механике. М., Высшее издательство министерства обороны Союза ССР, 1958 г., 476 с.
  91. В.Н. МПС в процессе обучения. М., Просвещение, 1988 г., 192с.
  92. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. Автореферат дисс. доктора пед. наук. Л., 1981 г., 40с.
  93. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., Просвещение, 1987,160 с.
  94. В.Н. Межпредметные связи как дидактическое проблема .И Сов. пед., 1981, № 8, 78 82 с.
  95. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения.-М.Просвещение, 1984 г. 143 с.
  96. Т.В., Монахов В. М. Математическое моделирование -необходимый компонент современной подготовки школьников. Математика в школе, 1984 г.№ 3, с.46−48.
  97. Юб.Маткин В. В. Межпредметные познавательные задачи как средство формирования интереса к творческой деятельности у школьников. М, 1977 г. 208с.
  98. Ю7.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975 г., 365 с.
  99. М.И. Проблемы интеграции проблемы обучения в СПТУ: Сборник научных трудов/ АПН СССР, НИШ проф. тех Педагогика. М., АПН СССР 1989, 120 с.
  100. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников (психологическое исследование). М.: АПН РСФСР, 1961, 375 с.
  101. МОНОСЗОН Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М., педагогика, 1983 г., 200 с.
  102. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в пед. институте. Автореферат дисс. доктора пед. наук. М., 1986 г., 36 с.
  103. А.Д., Мамсутдинов М. М. К методике прикладной направленности обучения математике. Математика в школе, 1988 г., № 2
  104. А.Д. Лекции по высшей математике .М., Наука, 639 с.
  105. А.Д. О прикладной направленности школьного курса математического анализа. Математика в школе, 1990 г.
  106. С.П., Осанова Т. Н. Пособие по физике, М., Высшая школа, 1988 г., 399 с.
  107. А.В. Вопросы оптимального составления учебных планов и программ. Дисс.канд. пед. наук, М., 1969 г., 179с.
  108. И.Б. Реализация МПС курса физики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами в военном вузе. Дисс.канд. пед. наук, 1999 г., с.
  109. П.Н. Исследование особенностей МПС в ср. ПТУ. Дисс. канд. пед. наук. М., 1975 г., 18 с.
  110. Новрузов Н А. Профессиональная подготовка учителей математики в пед. вузе для осуществления МПС математики и физики в средней школе. Автореферат дисс.. канд. пед. наук, Кировабад, 1984 г., 18 с.
  111. И.Т. Педагогика. М., Просвещение, 1968 г., 374 с.
  112. И.П. Собрание сочинений. М-Л., Изд. А.Н. СССР, 1951 г., 453 с.
  113. А.В. Роль задач с МПС содержанием в осуществлении профессиональной направленности преподавания математики в ср. ПТУ электротехнического профиля. Дисс. канд. пед. наук, 180 с.
  114. А.С., Моденов П. С. Сборник задач по аналитической геометрии, М., Наука, 1976 г., 384 с.
  115. И.Г. Избн. пед. соч., М. Изд. АПН РСФСР, 1963, т. 2.-563 е.,
  116. И.А. Педагогические основы межпредметных связей. М: Высшая школа, 1985 г., 86 с.
  117. Р.П. Систематизация форм реализации МПС для формирования у студентов втуза научных понятий. Автореферат дисс.канд. пед. наук, Челябинск, 1993 г., 21с.
  118. А.В. Геометрия 7−11, М., Просвещение, 1992 г., 383 с.
  119. JI.A. Профессионально- педагогическая направленность МПС математических курсов педвуза. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1994 г., 16 с.
  120. НИ. Концепция инвариантности в системе МПС физики и электроники. Дисс. канд. пед. наук, 1988 г. 180 с.
  121. В.Н. Межпредметные связи в обучении как одно из педагогических условий формирования понятий, (на примере математики и физики в IX-X кл.). Дисс. канд. пед. наук., М., 1978 г., 253 с.
  122. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьника. М., изд АПН РСФСР, 1962 г., 504с.
  123. Самойлов В. В Межпредметные связи курсов математики и физики 6−8 кл. в системе задач по математики. Автореферат дисс. канд. пед. наук, М., 1984 г., 16 с.
  124. В.Е. Совершенствование подготовки будущих учителей математики в педагогических институтах и реализация МПС в средней школе. Дисс. канд. пед. наук., М., 1987 г., 215 с.
  125. М.А. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1984 г., 96 с.
  126. Ф.П. Влияние межпредметных связей на повышение научности знаний по физике учащихся 7кл. Дисс.. канд. пед. наук., М, 1973 г., 181с.
  127. Сорокин Н А. Дидактическое значение межпредметных связей. Сов. пед., 1971 г., № 8, с.53−60.
  128. Е.В. Реализация МПС физики и математики в средней школе. Дисс. канд. пед. наук., М., 2000 г., 189 с.
  129. Н.К. Педагогика. Минск, 1998 г., 448 с.
  130. А.А. Межпредметные связи в подготовке учителя математики. В кн.: Проблемы межпредметных связей в подготовке учителей математики и физики в пединститутах. Тезисы всесоюзной научной конференции. Душанбе., 1987 г.
  131. А.А. Педагогика математики, М., Просвещение, 1986 г., 414 с.
  132. С.М. Краткий курс теоретической механики. М., Наука., 1968 г., 480 с.
  133. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд. МГУ, 1975 г., 342 с.
  134. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. Сов. педагогика. 1973 г., № 7, с.71−82.
  135. М. Осуществление межпредметных связей курса геометрии с физикой и химией в процессе решения задач. Дисс. канд. пед. наук., Ташкент, 1983 г., 187 с.
  136. .Л. Межпредметные связи в преподавании физики с дисциплинами естественно научного цикла в 6−7 кл. ср. школы. Дисс. .канд. пед. наук, Челябинск, 1975 г., 211с.
  137. Н.А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировоззрения учащихся. Автореферат дисс. доктора пед. наук. М., 1991 г., 44 с.
  138. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики . Книга для учителя. М., Просвещение, 1990 г., 56 с.
  139. Н.Л. Задачи прикладного характера и их роль в формировании и развитии интереса к профессии у школьников при изучении математики в 6−8 классах общеобразовательной школы (методические рекомендации). М., 1980 г.
  140. А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996, 12 с.
  141. А.В. МПС как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе., В кн.: МПС преподавания основ наук в школе. Вып.1 -Челябинск, 1973, 23−38 с.
  142. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. М., JI. Изд. АПН РСФСР, 1950, т8., 283с.
  143. К.Д. Избранные педагогические сочинения Т.1.-М.: Педагогика, 1974 г. 584 с.
  144. Е.А. О роли межпредметных связей в обучении курсантов в военном вузе. Тезисы докладов межвузовской научной конференции VIII Рязанские пед. чтения, Рязань, 2001 г., с.76−77.
  145. Е.А. Сборник военно-прикладных задач., Коломна, Филиал ВАУ (Коломенский) 2000 г., 50 с.
  146. Е.А. Межпредметные связи как средство усиления прикладной направленности обучения курсантов в вузе. С-Пб, СПбВМИ. Научно-методический сборник СПбВМИ, 2001 г., с.26−30.
  147. Е.А. Проблемы межпредметных связей при изучении вопроса «Параметрическое задание кривых». (Статья) Научные труды Mill У, М., «Прометей», 2002., с.21−25.
  148. Е.А. Реализация идей межпредметных связей при изучении курсов математики и внешней баллистики в высшей технической школе., М., РУДН, Тезисы докладов XXXVIII Всероссийской научной конференции, 2002., с.28−29.
  149. Федорова В Н., Кирюшин Р. И. Межпредметные связи. На материале естественно-научных дисциплин средней школы. М., Педагогика, 1972 г., 152 с.
  150. В.Н. Дидактическое значение взаимосвязи естественнонаучных дисциплин. В кн. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск: ЧГПУ, 1973, 5−22 с.
  151. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин. В кн. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Сб. статей под редакцией В. Н. Федоровой М., 1980, 3−40 с.
  152. В.В. О прикладной ориентации курса математики. Углубленное изучение алгебры и анализа. Сост. С. И. Шварцбург, О. А. Боновнев. М., 1972 г.
  153. В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплины, М., 1974 г., 27с.
  154. JI.P. Преобразования плоскости. Пособие для учителей. М., Просвещение. 1978 г., 95 с.
  155. А.Д., Кириченко В. Д., Разин И. И., Михайлов К. В. Внешняя баллистика, часть II, М, 1954 г., 497с.
  156. Н.В. Использование МПС курса математики во втузе для построения оптимальной системы задач и упражнений. Дисс. .канд. пед. наук. Тбилисси, 1985 г., 160с.
  157. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Книга для учителя. М., Просвещение, 1990 г., 95с.
  158. Г. Б. Межпредметные связи в изучении математики и физики в ср. школе. Ереван, 1986 г., 190с.
  159. С.И. Математическая специализация учащихся средней школы. М., 1963 г.
  160. С.И. Проблемы повышения математической подготовки учащихся. Авт. доклад об опубликованных работах, представленный на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1997 г.
  161. С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей учащихся к математике. Математика в школе, 1964 г.,№ 6, с.32−37.
  162. Шебалин О Д. Проблема подготовки учителей в пед. инст. к реализации межпредметных связей в учебно- воспитательном процессе ср. школы. В кн. Формирование личности учителя в системе высшего пед. образования. М., 1981 г., с.11−22.
  163. В.Е. и др. Краткий курс высшей математики. Учебное пособие для втузов. М., Высшая школа, 1972 г., 640 с.
  164. С.Б. Теоретическая механика. Кинематика. Изд. МО СССР, 1985 г., 127 с.
  165. Н.Н. Координированное изучение общеобразовательных и специальных дисциплин при подготовке инженеров (на примере математики). Дисс.канд. пед. наук. Тольятти, 1975 г., 139с.
  166. В.Н. Межпредметные связи в учебных задачах естественных дисциплин. Современная педагогика, 1974 г., № 6, 62−68 с.
Заполнить форму текущей работой