ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ психологичСского образования, взаимосвязь с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дисциплинами

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ содСрТания образования (ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ содСрТания образования, прСдставлСния ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… Π΅Π³ΠΎ формирования, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π°); КакоС это Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅? Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, это прСдставлСния ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, Π΅Π³ΠΎ сущности, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ Π²ΠΎ Π’сСлСнной (Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ). Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚: Знания ΠΎ Π΅ΡΡ‚СствСнных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ психологичСского образования, взаимосвязь с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дисциплинами (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Какова общая структура пСдагогичСской систСмы?

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ отрасли опрСдСляСтся Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ изучСния. Бостав мСтодичСской систСмы психологичСского образования прСдставлСн ΠΏΡΡ‚ΡŒΡŽ взаимосвязанными ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ (см. Ρ€ΠΈΡ. 1). Π‘ΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ всС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ — Ρ†Π΅Π»ΡŒ психологичСского образования. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΄Π²Π° ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ различСния ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… характСристик психологичСского образования. Π­Ρ‚ΠΎ, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Π΅Π³ΠΎ содСрТаниС ΠΈ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, срСдства осущСствлСния. НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, являясь Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «ΡΠΏΠ»Π°Π²Π°» Ρ†Π΅Π»ΡŒΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅-ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹. И ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²Π° ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° систСмы — сами ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ психологичСского образования — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ (воспитанник, студСнт).

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° мСтодичСской систСмы психологичСского образования.

Рис. 1. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° мСтодичСской систСмы психологичСского образования.

Π­Ρ‚Π° мСтодичСская систСма сущСствуСт Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, ΠΎΠ½Π° связана с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ систСмами Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ порядка (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, с Π΅ΡΡ‚СствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ, матСматичСским, историчСским, языковым ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ) ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных систСм, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, систСмы образования Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. Π¦Π΅Π»ΠΈ, закономСрности ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ функционирования Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… систСм, ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ влияниС ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ систСму. НаучноС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ичСски Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… систСмах прСдставляСт собой мСтодологичСскиС основы исслСдования ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ирования мСтодичСской систСмы.

КакоС это Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅? Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, это прСдставлСния ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, Π΅Π³ΠΎ сущности, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ Π²ΠΎ Π’сСлСнной (Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ). Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚:

  • — ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ личности ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия;
  • — Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΎ Π΅ΡΡ‚СствСнных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, цСнностно-смыслового развития;
  • — Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учСния;
  • — ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ;
  • — ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-пСдагогичСских исслСдований;
  • — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния ΠΎ Ρ„ункциях, цСлях ΠΈ Ρ‚СндСнциях образования;
  • — Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ содСрТания образования (ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ содСрТания образования, прСдставлСния ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… Π΅Π³ΠΎ формирования, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π°);
  • — Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСдства, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ обучСния, дидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹.

Наглядно это прСдставлСно Π½Π° Ρ€ΠΈΡ. 2.

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ психологичСского образования с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ.

Рис. 2. Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ психологичСского образования с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ.

Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ Как Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· Ρ€ΠΈΡΡƒΠ½ΠΊΠ°, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° психологичСского образования ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Ρ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ°Π΅Ρ‚ свои основания опосрСдованно ΠΈΠ· Ρ„илософии ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ психологичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ двояко: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°Ρ…, для выявлСния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² обучСния, Π° Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΊΠ°ΠΊ источник содСрТания образования.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСского образования ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ собствСнно мСтодичСскоС тСорСтичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡΡ… ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ„ункциях ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° психологии Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… психологичСского образования, ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях процСсса обучСния, воспитания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности Π½Π° ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ мСтодичСских систСм ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ психологичСского образования, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, внСсут Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ. Π­Ρ‚ΠΎ взаимодСйствиС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ Π½Π° Ρ€ΠΈΡ. 2 ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ стрСлками.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ