Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе предпринята попытка разработки подобной стратегии в виде программы «Педагогическое партнерство семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у дошкольников». Основ — потому, что понимание физической культуры, как части культуры здоровья, с позиции его гуманистической и гуманитарной направленности ориентирует на осознание многомерности системно-комплексного характера связей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Методологические подходы к проблеме формирования культуры здоровья детей
    • 1. 2. Теоретико-методические основы формирования физической культуры
    • 1. 3. Преемственность семьи и ДОУ в укреплении здоровья детей
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Методика экспериментального исследования
    • 2. 2. Процедура и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Процедура и результаты формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие системы дошкольного воспитания выдвигает перед педагогической наукой задачи, связанные с научным обоснованием целей и модернизацией содержания, средств и методов организации учебно-воспитательной деятельности. Решение данных задач видится лишь на основе вовлечения в исследовательскую сферу проблем, обусловленных реальными потребностями общественного развития, среди которых особый интерес представляет проблема организации содержательного взаимодействия семьи и ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в формировании основ физической культуры детей.

Современные подходы к определению понятия «здоровье» акцентируют внимание на нескольких его основных видах: соматическое (телесное) — текущее состояние органов человекафизическое — уровень развития функциональных возможностей органов и систем организмапсихическое — состояние психической сферы человеканравственное — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Вместе с тем, категория «здоровье» поднимает роль физической культуры на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека. А фундамент здорового образа жизни человека, как известно, закладывается с самого раннего детства, еще в дошкольном возрасте. При этом ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые пять-шесть лет жизни детей.

Как показывает практика, именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В условиях вариативности и разнообразия дошкольных учебно-воспитательных учреждений особое значение приобретает достижение необходимого уровня качества и эффективности содержания образования. Оно должно быть связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ и личностно ориентированных технологий.

При этом ключевой проблемой физического воспитания в дошкольный период на современном этапе, как считают подавляющее большинство специалистов, является сохранение и укрепление совершенствования психофизического здоровья детей, формирования у них установок здорового образа жизни. Поскольку эта проблема комплексная, то и решение ее возможно только при интегративном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и других. При этом считается, что физическая культура должна взять на себя роль интегратора, потому как по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она является исключительным фактором, поскольку любая из ценностей физической культуры, в той или иной мере, «работает» на здоровье человека.

Приоритетными направлениями в физическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе являются: гуманистическое, способствующее целостному гармоничному развитию личности дошкольникакультурологическое, основанное на воспитании физической культуры личности ребенкадеятельностное, предполагающее превращение дошкольника в полноправного субъекта активной ценностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности, в процессе которой у него формируется ценностное отношение к здоровью, к средствам физической культуры. Данное положение, на наш взгляд, является ключевым в решении проблемы сохранения и совершенствования психофизического здоровья детей, приобщения их к здоровому образу и стилю жизни, что требует дальнейшей конкретизации содержания ценностного отношения к здоровью, а также разработки методологии и механизма формирования этого отношения в системе «Семья-ДОУ».

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с продолжающимся ухудшением здоровья населения страны на современном этапе социогенеза. Наблюдающийся кризис индивидуального и популяционного здоровья находится в несомненной связи с кризисными явлениями экологического, культурного и духовно-ориентационного характера. Возникает насущная необходимость в глубоком научно-мировоззренческом переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей.

В условиях ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России и возникновения угрозы для выживания нации, распространения социально опасных заболеваний — наркомании и ВИЧ-инфекции, половой распущенности и, в целом, падения нравственности и общей культуры, формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность.

В последнее десятилетие по исследуемой проблематике появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, В. К. Велитиченко, С. М. Иванова, С. П. Кожина и других исследователей.

Современные специалисты (О.Н. Булычева, А. А. Кисель, Е.Г. Леви-Гориневская, В. И. Молчанов, B.JI. Страковская и др.) считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита физических упражнений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка.

В работах В. М. Бехтерева, А. Б. Гандельсмана, П. Ф. Лесгафта, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и других ученых установлено, что полноценное физическое развитие с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строению и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

В медико-биологических исследованиях экспериментально доказано влияние двигательной активности на сохранение здоровья, физического развития и физическую подготовленность дошкольников (О.В. Силина, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко, и др.). В. А. Кривошей, Т. С. Некрасова, А. Н. Ромаева выявили положительную динамику показателей двигательных органов у детей. По данным М. В. Антроповой, Г. П. Салышковой, Р. В. Силла, Н. Т. Тереховой, систематические физические упражнения, будучи эффективным средством профилактики умственного переутомления, способствуют повышению общей работоспособности детей. В целях сохранения высокого уровня работоспособности дошкольников на занятиях, требующих значительной умственной нагрузки, предлагается применять разнообразные формы активного отдыха (М.П. Голо-щекина, А. П. Ерастова, Н. П. Кочетова и др).

Результаты ряда исследований свидетельствуют о значительном улучшении основных качественных и количественных физических показателей детей, занимающихся по усовершенствованным двигательным режимам (Е.Н. Вавилова, С. П. Громова и др.). Данные проведенных исследований раскрывают значение двигательной активности для профилактики различных заболеваний дошкольников.

С выводами этих физиологических, психофизиологических, медико-педа гогических работ согласуются положения современной детской психологии и дошкольной педагогики. В психологических исследованиях Л.А. Венге-ра, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. И. Мещерякова, Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина и др. ученых двигательная активность интерпретируется как фундаментальное основание развивающейся психики ребенка, ее когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Психологами приоткрыт отнюдь не метафорический смысл таких выражений, как «ручное мышление», «двигательное воображение», «соматическая память».

Здоровый образ жизни, как обновленное научное и бытовое понятие, охватывающее собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности, рассматривается в работах В. Г. Агеевец, В. А. Астахова, Г. П. Богданова, И. М. Быховской и др.

В последние годы общеразвивающий потенциал физической культуры становится предметом ряда образовательных проектов (программы «Старт» -JI.K. Михайлова, Р. А. Юдина, JI.B. Яковлева и «Театр физического развития» -Н.Н. Ефименкопрограмма развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками В. Т. Кудрявцева и др.).

Постоянно расширяется и перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Минобразования России. Информация о них содержится в инструктивно-методических письмах Минобразования России «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития от 24.03.95 N42/19−15- «О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений от 29.01.96 N90/19−15 и других. Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как: «Программа воспитания и обучения в детском саду (авторский коллектив: М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова) — Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторский коллектив: Н. Н. Авдеева, O.JI. Князева, Р.Б. Стеркина) — Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга» (авторский коллектив: В. В. Гербова, Т. Н. Доронова, Т.И. Гризик) — Здоровьесберегающая технология раздельного обучения (автор В.Ф. Базарный) и другие, важнейшими компонентами которых являются игра и физическое развитие ребенка, формирование привычки к здоровому образу жизни, приобщение к физической культуре.

Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей рассматриваются в трудах А. В. Алексеевой, В. Г. Бакашвили, В. И. Безлюдной и др. Существует и ряд работ, посвященных формам и методам взаимодействия семьи и ДОУ в укреплении здоровья детей (В.Ф. Базарный, JI.A. Жданова, Ю. Ф. Змановский и др.).

При всей ценности имеющихся исследований, так или иначе касающихся сторон здравоукрепляющего взаимодействия в системе «Семья-ДОУ», до сих пор редко встречаются исследования опыта воспитания в социальной динамике, ориентированные на выявление логики изменения его социальных функций. Еще реже можно обнаружить труды, посвященные проблеме преемственности в системе «Семья-ДОУ». В основном преобладают работы, относящиеся к преемственности ДОУ и начальной школы, однако большинству исследований, посвященных преемственности дошкольного и школьного обучения, присущ, на наш взгляд, излишне узкий подход. Как правило, в качестве ведущего подхода выступает заведомо ограниченный набор структурных компонентов процесса преемственности, что препятствует её эффективности во всей структурной полноте в старших группах детского сада и начальной школе.

Следует признать, что, несмотря на провозглашенную оздоровительную направленность занятий физической культурой, здоровье так и не стало главной ценностью физического воспитания как в обществе в целом, так и в отношении подрастающего поколения. Анализ и интерпретация практических проблем, связанных с физическим здоровьем детей, изучение некоторых тенденций взаимодействия физической культуры с другими сторонами жизни выявляют противоречия:

— между объективной необходимостью развития физической культуры людей и субъективной недооценкой ее роли как в жизни отдельного человека, так и всего общества в целом;

— между возможностью формирования культуры здорового образа жизни дошкольника и недостаточно разработанной педагогической технологией реализации этого процесса;

— между целенаправленными усилиями образовательного учреждения в развитии физической культуры детей и слабым взаимодействием с семьёй в решении данной проблемы.

Разрешение данных противоречий определило проблему исследования, направленную на выявление содержания, форм и способов педагогического партнерства «Семьи и ДОУ» в формировании основ физической культуры детей.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования основ физической культуры детей в системе «семья — дошкольное образовательное учреждение».

Предмет исследования: механизмы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ физической культуры детей.

Гипотеза исследования: педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения обеспечивает эффективное формирование основ физической культуры детей, если:

— консолидированные усилия семьи и ДОУ направлены на укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей;

— разработаны содержание, формы и способы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании физической культуры детей;

— в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения целенаправленно используются здоровьесберегающие технологии, формирующие основы физической культуры дошкольников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть современные идеи, концепты, формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в гармоническом развитии ребёнка.

2. Обосновать механизмы преемственности и согласованности воспитательных воздействий семьи и ДОУ в укреплении здоровья детей, выявить условия формирования положительной мотивации к формированию основ физической культуры у дошкольников.

3. Разработать и экспериментально обосновать содержание, формы и способы педагогического партнерства семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить возможности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детского сада.

Методологическую основу исследования составляют следующие современные научные представления: об обществнно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личностио единстве умственного, нравственного и физического развития в формировании здоровья личностио сущности физической культуры как социального явления и её важнейшей роли в личностном развитии человекао психолого — педагогическом и организационном взаимодействии семьи и образовательного учреждения в интеллектуальном, культурно-нравственном и физическом воспитании детей.

В процессе анализа научной литературы по исследуемой теме были выделены следующие методологические подходы:

— системный, позволяющий рассматривать процесс формирования культуры здоровья у детей как комплексную проблему, эффективность решения которой связана с согласованностью и системностью воздействий семьи, общественности и образовательного учреждения;

— аксиологический, направленный на понимание здоровья ребенка как государственной, общественной и личностной ценности;

— культурологический, выделяющий культурно-ценностные аспекты в воспитании и раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы;

— социально-педагогический, обосновывающий воспитание как соци^ альный феномен и устанавливающий зависимость принципов образовательной политики от социальных ситуаций развития.

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых по следующим направлениям:

— современные теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, Л. И. Дубровина, И. С. Кон, З. А. Крутицкий, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.);

— теория ценностей (В. Брожик, Г. П. Выжлецов, Я. Гудечек,.

А.Г. Здравомыслов, М. С. Каган, JI.H. Столович, В. П. Тугаринов и др.).

— организационно-педагогические подходы к совершенствованию физического воспитания подрастающего поколения (В.К. Бальсевич, Н.А. Берн-штейн, М. Я. Виленский, П. Ф. Лесгафт, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.);

— современные концепции здорового образа жизни и принципы реализации оздоровительных технологий в образовательной практике (Г.Л. Апанасен-ко, В. К. Бальсевич, Н. В. Барышева, Н. И. Брехман, П. А. Виноградов, Н. М. Гаджиева, В. И. Жолдак, П. В. Зайцев, Е. П. Ильин и др.);

— исследования по педагогическим технологиям сотрудничества работников ДОУ с семьёй (Ю.П. Азаров, В. Г. Бакашвили, М. И. Буянов, Т. А. Дань-ярова, Г. В. Крысанова, С. А. Соловей, О. В. Солодянкина и др.).

Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения 9 (Хурзарин), 65 и 79 г. Владикавказа. В исследовании принимали участие 18 старших групп, всего 366 детей 5−6 лет, 20 специалистов, 3 руководителя ДОУ, 366 родителей.

Методы исследования. В диссертации использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам: теоретические (историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, классификация, моделирование), экспериментальные (анкетирование, стандартизованное интервьюирование, наблюдение, беседу, педагогический эксперимент), количественные и качественные эмпирические методы обработки результатов исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — поисково-теоретический (1996;2001 гг.). Изучение научно — педагогической и методической литературы, определение предмета, цели, задач исследования, формулировка рабочей гипотезыопределение методологического и методического инструментария исследования, составление программы опытноэкспериментальной работы.

Второй этап — формирующий (2001; 2004 гг.). Теоретическая разработка проблемы, обоснование научно-методической концепции «Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей», осуществление педагогического эксперимента, получение экспериментальных данных, обработка промежуточных результатов.

Третий этап — обобщающий (2004;2005гг.). Анализ и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических положений, корректировка выводов и практических рекомендаций, завершение написания диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— обоснована идея «педагогического партнерства» как гуманистического способа сопровождающей поддержки детей в укреплении здоровья, действенного механизма эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у детей дошкольного возраста;

— выявлены организационно-педагогические и дидактические условия формирования положительной мотивации к формированию основ физической культуры у дошкольников;

— разработана программа педагогического партнерства семьи и ДОУ, обеспечивающая единство, целостность формы и содержания процесса формирования основ физической культуры у дошкольников;

— раскрыта эффективность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования:

— определены дефиниции педагогического партнерства в системе «Семья — ДОУ», как действенного механизма обеспечения системности и комплексности характера формирования физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

— теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость организации процесса формирования физической культуры дошкольников с учётом современных гуманистических и здоровьесберегающих субъект-субъектных концептуальных положений;

— раскрыты особенности использования в образовательном процессе детского сада технологий формирования у детей культуры здорового образа жизни;

— представлены содержание, формы и способы партнерской деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании физической культуры детей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для совершенствования процесса формирования физической культуры у дошкольников. Разработанная авторская программа педагогического партнерства семьи и ДОУ способствует повышению роли семьи и специалистов образовательного учреждения в укреплении здоровья детей, формирования у них умений и навыков санитарно-гигиенического поведения, выполнения распорядка дня, занятия физической культурой и спортом.

Результаты и материалы исследования представляют теоретическую основу для разработки соответствующих планов работы и развертывания практической деятельности ДОУ. Основные положения работы, выводы и методические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе профессиональных педагогических учебных заведений, на факультетах повышения квалификации работников образования.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены непротиворечивостью и корректностью исходных теоретико — методологических исследовательских позицийсоответствием методов исследования и педагогического проектирования его цели и задачамлогикой организации исследовательского процесса: от теоретических обобщений к моделированию и от него — к конкретному педагогическому явлениюметодологической и фактологической аргументацией разработанной концепции с позиции результатов научного анализа фактического материала, достоверностью и проверяемостью полученных данныхрепрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных, диагностических срезов, воспроизводимостью результатов, независимой экспертизой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Здоровье выступает в качестве интегрального показателя, отражающего биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи.

2. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ физической культуры у детей представляет собой комплекс внутренних и внешних отношений и связей между субъектами системы «Семья-ДОУ» и в каждом из них. При этом основными принципами их взаимодействия являются: гармонического развития ребёнка, природосообразности и культуросообразности, дифференциации и индивидуализации, и принцип незавершимости формирования физической культуры.

3. Преемственность семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры дошкольников рассматривается нами как специально организованная, непрерывная и целенаправленная координационная деятельность с использованием обоснованных форм, средств и методов, направленных на усвоение необходимых ценностей и достижения заданного функционального состояния детей.

4. Педагогическое партнерство семьи и ДОУ по форме — это согласование и реализация интересов семьи и ДОУ путем осуществления договорных намерений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям педагогического влияния на дошкольников.

Педагогическое партнерство по содержанию — это система и процесс координации действий семьи и ДОУ при реализации общетеоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования основ физической культуры у дошкольников, основанных на передовой педагогической практике, а также способах, методах и технологиях взаимодействия родителей и воспитателей в ходе организации работы по формированию основ физической культуры детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на факультете дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. K. J1. Хетагурова, на заседаниях научно-методического совета и кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института, докладывались на Всероссийской конференции «Современная семья: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 1994) — региональной научно-практической конференции «Преемственность в системе детский сад — начальная школа» (Владикавказ, 2000) — на региональных научно-практических конференциях «Современные образовательные технологии» (Владикавказ, 2001, 2002, 2003, 2004). Опубликованные материалы были использованы работниками дошкольных образовательных учреждений г. Владикавказа, преподавателями Северо — Осетинского педагогического колледжа и института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 наименований) и приложений.

ВЫВОДЫ.

1.Результаты педагогического эксперимента в его констатирующей части выявили низкий уровень сформированности физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент пока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие задачи.

Поэтому важнейшей составной частью развития государства, гражданского общества является духовно-нравственное становление детей, социализация и адаптация их к современным условиям жизни, общественно-государственному укладу. Основная роль в этом процессе принадлежит образованию, с его ведущей идеей постоянного развития и саморазвития личности в период её физического, социально-психологического становления и утверждения в обществе. При этом, главным условием эффективности этого процесса, безусловно, является высокий уровень физического, психосоциального и нравственного здоровья ребенка.

Несмотря на провозглашение здоровья населения нашей страны фактором ее национальной безопасности и основой ее социальной политики, состояние здоровья нации остается неблагоприятным, а состояние здоровья детей, по некоторым оценкам, характеризуется как катастрофическое. Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня основ физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Изменения, произошедшие в политическом укладе страны, требуют серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов, в том числе, а может быть и в первую очередь, для детей дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является сложной комплексной социальной проблемой. Опыт разных стран мира показывает, что реальные успехи в сохранении и укреплении здоровья детей зависят от выбора эффективной стратегии действий.

В данной работе предпринята попытка разработки подобной стратегии в виде программы «Педагогическое партнерство семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у дошкольников». Основ — потому, что понимание физической культуры, как части культуры здоровья, с позиции его гуманистической и гуманитарной направленности ориентирует на осознание многомерности системно-комплексного характера связей жизнедеятельности человека, его здоровья с социально-культурными и природными детерминантами его бытия. В ранний период жизни ребенка трудно говорить о создании механизма образования и функционирования ценностей в сфере физической культуры детей, приобщения к ним дошкольников, используя информационные, правовые, экономические, агитационно-пропагандистские, организационно-управленческие и другие аспекты, которые способен осознать взрослый человек.

Поэтому целью данного исследования являлось обоснование и разработка эффективной программы в формировании основ физической культуры детей.

В процессе исследования поставленной проблемы мы пришли к выводу, что в отечественной дошкольной педагогике существует противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры дошкольников и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса. То есть, существует разрыв между методологией формирования основ физической культуры у дошкольников в семье и ДОУ и конкретным содержанием, средствами и методами формирования ее основ, ориентированных на приоритет физического здоровья.

Исходя из этого, в работе делается вывод, что для наполнения наиболее важных структурных компонентов физической культуры реальным, действенным содержанием с целью реализации важнейших функций основ физической культуры и выполнения первостепенных задач при ее формировании у детей в педагогическом аспекте требуется эффективный инструментарий, которым, как показало проведенное исследование, является педагогическое партнерство семьи и ДОУ.

Категория «Педагогическое партнерство семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у дошкольников» не встречается в литературе в том трактовании, которое мы вкладываем в данное понятие.

Сформулированный нами термин сложился из диалектического анализа и интеграции таких понятий, как преемственность, взаимодействие и координация деятельности семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у дошкольников.

Преемственность рассматривается нами как закономерность учебно-воспитательного процесса, так как связь последующего с предыдущим представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе данного процесса.

В широком смысле преемственность семьи и ДОУ определяется в работе как связь и согласованность системы воспитательного (оздоровительного) воздействия (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное развитие ребенка, т. е. педагогическое партнерство родителей и воспитателей ДОУ.

В узком смысле процесс преемственности — это последовательный порядок педагогических акций, восполняющих перерыв постепенности между различными этапами педагогического воздействия (ступенями воспитания и образования).

Преемственность семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры дошкольников рассматривается нами как специально организованная, непрерывная и целенаправленная координационная деятельность с использованием обоснованных форм, средств и методов, направленных на усвоение необходимых ценностей и достижения заданного функционального состояния детей. Понятие «преемственность воспитания в семье и дошкольного воспитания в ДОУ» представлено не только с традиционной точки зрения (как преемственность между ступенями педагогического воздействия), но и как преемственность, имеющая в виду непрерывно развивающуюся личность ребенка, с ее растущими потребностями и возможностями самореализации и самоорганизации.

Взаимодействие семьи и ДОУ, рассматривается нами как комплекс внутренних и внешних отношений и связей между субъектами системы «Семья — ДОУ» и в каждом из них. Взаимодействие между субъектами определяется характером связей и отношений между ними. Специфика связи проявляется во взаимообусловленности сторон взаимодействия. Действие одного из субъектов вызывает соответствующее обратное действие со стороны другого. Каждый субъект порождает своим действием обратное и изменяется под его воздействием. В свою очередь специфика отношений между субъектами проявляется в характере взаимозависимости элементов взаимодействия.

Таким образом, взаимодействие семьи и ДОУ следует понимать как совокупность взаимосвязанных отдельных действий родителей и воспитателей ДОУ по сохранению, укреплению и совершенствованию психофизического здоровья детей и их здравоохранительной деятельности в целом. Понятие взаимосвязанных действий несколько отличается от понятия совместной деятельности, понимаемой буквально, как деятельность, осуществляемая вместе (совместно) ее субъектами, т. е. как общая деятельность. Взаимосвязанная же деятельность может осуществляться субъектами не обязательно вместе, а даже наоборот, быть разделенной во времени и в пространстве, не совпадающей в целях и принципах, в формах и способах организации.

Координация действий семьи и ДОУ рассматривается нами в качестве инструмента обеспечения системности и комплексности характера формирования основ физической культуры детей. Согласование и реализация интересов партнеров (семьи и ДОУ) в сфере сохранения здоровья детей должно, на наш взгляд, осуществляться с помощью педагогического механизма координации деятельности родителей и воспитателей ДОУ, основу которого составляют способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, система контроля выполнения принятых решений.

Педагогическое партнерство рассматривается как система координации действий семьи и ДОУ по формированию основ физической культуры дошкольников, основанных на передовой педагогической практике, а также способах, процедурах, методах и формах взаимодействия в ходе организации работы по формированию культуры здоровья детей.

Педагогическое партнерство семьи и ДОУ по форме — это цивилизованные отношения в сфере дошкольного воспитания, обеспечивающие согласование и реализацию интересов семьи и ДОУ путем осуществления договорных намерений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям педагогического влияния на дошкольников.

Педагогическое партнерство по содержанию — это система и процесс координации действий семьи и ДОУ при реализации общетеоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования основ физической культуры у дошкольников, основанных на передовой педагогической практике, а также способах, процедурах, методах и формах взаимодействия родителей и воспитателей в ходе организации работы по формированию основ физической культуры у детей.

В работе категория «Педагогическое партнерство семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры у дошкольников» нашла свое обоснование и разработку в виде программы реализации теоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования основ физической культуры дошкольников.

В основу разработки программы была положена исследовательская работа в трех ДОУ г. Владикавказа.

Итоги констатирующего эксперимента предопределили необходимость проведения проблемно-ориентированного анализа трудностей взаимодействия семьи и ДОУ при формировании основ физической культуры у дошкольников.

Результаты проведенного исследования в части анализа приведенных в работе проблем позволили выявить следующие условия формирования положительной мотивации к формированию основ физической культуры у дошкольников:

1. Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями основ физической культуры.

2. Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности.

3. Наличие моделей поведения людей, придерживающихся основ физической культуры, в ближайшем окружении ребенка.

4. Активная позиция ребенка в освоении знаний, приобретении умений и навыков основ физической культуры.

5. Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей дошкольников при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности.

Проведенный констатирующий эксперимент подтвердил острую необходимость формирования основ физической культуры у дошкольников и помог определить приоритетные направления работы в данной области:

1. Разработка механизмов по формированию ценностей здоровья и основ физической культуры.

2. Рациональная организация воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

3. Организация двигательной активности детей, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.

4. Закаливание детей.

5. Формирование выносливости, развитие силы воли и основ физической силы.

6. Воспитание организованности и дисциплины.

7. Организация рационального питания.

Система координации действий семьи и ДОУ по данным направлениям работы была сконструирована и осуществлена в ходе проведения формирующего эксперимента в рамках программы «педагогическое партнерство» путем реализации теоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов' формирования основ физической культуры у дошкольников.

Результатом проведения формирующего эксперимента стало изучение сформированности духовно-нравственного, интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов дошкольниковстепени реа-лизованности системы потребностей, способностей, отношений для развития необходимых основ физических качеств детейанализ характера интеграции средств и методов формирования у детей основ физической культуры, системы координации действий семьи и ДОУ по формированию основ физической культуры у дошкольников и ее коррекция за счет реализации теоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов в системе преемственности Семья — ДОУ.

Итоги исследования подтвердили основную гипотезу эксперимента о том, что педагогическое партнерство ДОУ и семьи является действенным механизмом формирования основ физической культуры у детей: ее уровень за период эксперимента у дошкольников экспериментальной группы возрос в среднем на 16,2%.

Еще одним результатом нашей работы стало подтверждение того, что здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи.

При выполнении существующего социального заказа на повышение культуры здоровья и формирование здорового образа жизни, специалисты образования, здравоохранения и других социальных институтов, родители детей могут использовать разработанную нами программу в интересах дошкольных образовательных учреждений, семьи, каждого конкретного ребенка.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с модернизацией содержания физкультурно — оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Главными из них мы считаем следующие:

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой потребности в здоровье у ребёнка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный, на наш взгляд, недостаток — в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребёнка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным.

Необходимость преодоления узкоспециализироваванных подходов в сохранении и укреплении здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения. Но получается, что всего понемногу, а в целом, как говорил Ю. Ф. Змановский, «результата нет». Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебнопрофилактическая работа-сама по себе.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на созданном отношении ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно — оздоровительной деятельности. В свете этих направлений мы видим дальнейшие перспективы исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Барнаул, 2000. — 45 с.
  2. Л.В. Движение как способ жизни ребенка/ТРебенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.- С.187−225.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Н. Д. Прикладная статистика: Исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 1985. — 487 с.
  4. Р.И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994. -220 с.
  5. Т.Ф., Классов Б. А. Культура здоровья как необходимое условие и системный результат образования//Через образование к миру, взаимопониманию и устойчивому развитию. Международный симпозиум. Сибирская ярмарка, 21−24 марта 2000.-С.37−39.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-478 с.
  7. Ш. А. В школу с шести лет. М., 1986. — 49 с.
  8. .Г. О преемственности в обучении.//Советская педагогика. 1953.-№ 2. — С. 23−35.
  9. В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Томск: ГТУ, 2000. — С. 2−14.
  10. Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т. И., Пронина Е. И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановско-го: Здоровый дошкольник. М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
  11. В.А. Экспериментальные принципы в естествознании и их философское содержание. Д., 1972.-158 с.
  12. О.А., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образова-ния//Теория и практика физической культуры, 2002. № 9. -С.5−8.
  13. Э.Р. Психологические тесты. М., — 1995.- 181с.
  14. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников М.: Педагогика, 1989. -С.319−385.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  16. Ю.К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. Ростов-на-Дону, — 1970. — 240 с.
  17. В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях Грузинской ССР: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.-37 с.
  18. JI.A. и др. Диагностика в детском саду. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288 с.
  19. Э.А. Преемственность//Философская энциклопедия. /Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Сов. энциклопедия, 1967. -360 с.
  20. Э.А. Социальный прогресс и культурное насле-дие/Э.А.Баллер. М.: Наука, 1987. — 225 с.
  21. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)//Теория и практика физической культуры. 1991. № 7.-С.24−29.
  22. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.- С. 19−23.
  23. В.К., Г.Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания//Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. -С.39−43
  24. В.К., Громыко В. В. Современные проблемы физкультуры и спорта//Теория и практика физической культуры, 1981. № 8. — С. 38−46.
  25. В.К., Л.И. Лубышева. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации/УМатериалы II Российской научно-методической конференции. Казань, 1992.-С. 43−46.
  26. А.Г., Ю.К. Чернышенко. Научно-методические основы подготовки специалистов по дошкольному образованию. Краснодар, 1994.-109 с.
  27. В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья. Екатеринбург, 2002. — 78 с.
  28. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  29. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект). Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтех-образования РАО, 1996. — 80 с.
  30. B.C. Проблемы преемственности в диалектико-материалистичес-ком учении о развитии. Автореферат дисс. канд. философ. наук. Алма-Ата, — 1981. — 19 с.
  31. В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-29 с.
  32. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 20 с.
  33. .А. Взаимодействие детского сада и семьи в подготовке детей 5−6 лет к школе: (на материале России и Бенина): Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 22 с.
  34. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1991. — 215 с.
  35. И.И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990. — 209 с.
  36. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, -1979.-230 с.
  37. И.И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. М.: Педагогика, 1985.-189 с.
  38. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения//Теория и практика физической культуры. 1994. № 5−6. — С. 6−12.
  39. Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987. -87 с.
  40. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Об-во социологов РАН. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. -230 с.
  41. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.-96 с.
  42. В.Н. Образование и здоровье (университетская целевая программа). СПб., 2003.-221 с.
  43. О.С. Культура здоровья важнейшая задача образовательного процесса в вузе//Материалы Третьей региональной конференции «Проблемы валеологии». Ростов, 2002.- С.14−19.
  44. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева. -М.:ФиС, 1983.-128 с.
  45. Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1998. -143 с.
  46. Н.Н. Образ жизни, спорт, личность /Отв. ред. В. И. Столяров.-Кишинев: Штиинца, 1980.-123 с.
  47. П.А., Душанин А. П. Органы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне//Теория и практика физической культуры, 1997. № 6. — С. 42 — 46.
  48. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М., 1996.-224 с.
  49. Т.В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. — 2001.-194 с.
  50. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Под ред. J1.A. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987.-144 с.
  51. Воспитатели и родители. Из опыта работы / Сост. JI.B. Загик,
  52. B.М. Иванова. М.: Просвещение, 1985.-98 с.
  53. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление ин-тегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории//Теория и практика физической культуры, 1996, № 5.1. C.16−19.
  54. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 классах//Советская педагогика. 1955. — № 7. -С. 3−14.
  55. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975.-45 с.
  56. И.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и долголетия//Методическая разработка для студентов. Волжский: ВГИ ВолГУ, 1999.-15 с.
  57. Г. И. Здоровый малыш. Здоровьесберегающая педагогическая система. Томск: Издательство ТГУ, 2002.-184 с.
  58. Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Программа и программные требования. Москва: «ВЛАДОС», 1999. — 144 с.
  59. Л.Д., В.А. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста". М.: Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС», 1999.-175 с.
  60. С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования//Перспективы развития системы непрерывного образования. Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
  61. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1990. — 31 с.
  62. Е.А. Некоторые социально-психологические аспекты здоровья/Ддоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. М., 1994. — С. 26−27.
  63. JI.A. Сущность преемственности в управлении подготовкой учителя. //Педагогика. № 1 (8) 2000. — С. 34−39.
  64. С.И. Физическое воспитание в школах США//Физическая культура в школе, 1995. № 4. — С. 71−75.
  65. Т.А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.: АРКИ, 2004. — 80 с.
  66. Т.Н. Право на охрану здоровья//Дошкольное воспитание. 2001, № 9. С.5−8.
  67. Т.Н., Гербова В. В., Гризик Т. И. и др. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
  68. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984.-188 с.
  69. .В. Анализ основных положений в теории физической культуры. Л., 1985.-208 с.
  70. М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста М., 1996.-210 с.
  71. Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М, 1999. — 170 с.
  72. Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: «Линка-пресс», 1 999 198 с.
  73. М.Б. Культура в системе общества. Вып. «Культура в общественной системе социализма». М.: Наука, 1984, — С.8−10.
  74. В.И., Калинкин Л. А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы//Теория и практика физической культуры, 1997. -№ 8.-С. 19−22.
  75. Закон Российской Федерации «Об образовании» М, 2001. — 306с.
  76. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности//Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-С.228−244.
  77. Е.Ю. Преемственность трудового и производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах и профессиональных училищах. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курган, — 1997. — 18 с.
  78. Е.Ю. Преемственность трудового и производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах и профессиональных училищах. Дисс. канд. пед. наук. Курган, — 1997. — 154 с.
  79. О.Jl. Работа детского сада с молодой семьей: Методические рекомендации для студентов факультете дошкольного воспитания. -М.: Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.-148 с.
  80. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века/Сост. В. И. Жолдак. Томск, 1996.-244 с.
  81. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения//Дошкольное воспитание, 1993, № 9.-С.23−25.
  82. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989.- 128с.
  83. Т.Н. К вопросу о преемственности становления личности/Социализация и профессиональное образование личности: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. 19−20 апреля 2001. Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. — С. 19−20.
  84. Т.Н. Преемственность в реализации регионального компонента в системе дошкольного и школьного образования//Региональный компонент в образовании: Материалы научно-практической конференции УНПК. 20 апреля 2001. Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. — С. 25−26.
  85. Инструктивно-методическое письмо «О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений» от 29.01.96 г. № 90/19−15. М.: АКТ. 1999. 112с.
  86. Концепция дошкольного воспитания. НИИ дошкольного воспи-тания//Дошкольное воспитание, 1989. № 5. — С. 48.
  87. Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга». Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гришавин и другие. Санкт-Петербург. Изд-во Акцидент, 2001.- 118с.
  88. Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». -Киров, 1997.-86 с.
  89. JI.A. и др. Межкафедральный план преподавания валеологии (оздоровительно-профилактической основы медицины) для студентов медицинских институтов. М., 1986.-282 с.
  90. Каргаполов и др. Физическая культура, здоровье и здоровый образ жизни. Хабаровск: ХГПУ, 1996. — 115 с.
  91. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1972. — С. 5−27.
  92. Н.В., Рябчикова Н. В. Психология личности: тесты, опросники, методики. М., 1995. — 236 с.
  93. Н.В. и др. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.
  94. В.А., Крылова J1.M., Савкин Т. Г. Здоровый образ жизни в учебных программах вузов: проблемы и перспективы//Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Матер, науч.-практ. конф. М., 1994. — С. 46 — 47.
  95. М.С. Системный подход и гуманитарные знания. JL, 1991.-264 с.
  96. О.В. Спорт в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста: (программа и первые результаты исследования)//Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С.245−280.
  97. А.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе.-СПб., 1994.-196с.
  98. З.П. Нетрадиционные занятия по физической культуре в детском саду // Начальная школа До и После. М., 2004. — № 7. -С.17−19.
  99. З.П. Работа с семьей по организации развития психологической готовности к учению у детей дошкольного возраста // Диа-лог+. Научно-методический журнал работников образования. Владикавказ: Олимп, 2004. — № 2. — С.28−30.
  100. Л.М., Гулько Я. Н. Валеология как наука о здоровье и место физической культуры в ней//Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. — Т. 4, Ч. 1. — С. 27 -30.
  101. В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоравли-вания. М.: «Линка-пресс», 2000.-246 с.
  102. С.В. Моделирование воспитательной системы, направленной на формирование культуры здоровья учащихся. -Н. Новгород, 2002.169 с.
  103. Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы //Современная высшая школа. 1998. — № 1 (61). — С. 63−76.
  104. А.П. Жизнь без болезней. М., 1991 .-234 с.
  105. К. Акцентуирование личности. М., 1992. -375 с.
  106. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -СПб., 1989.- 186 с.
  107. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1982. — С. 38.
  108. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. СПб: Гиппократ, 1992. -С.387−388.
  109. Э.А. Формы и методы работы с родителями дошкольников. -Минск, 1983.-274 с.
  110. Логинова В. И, Бабаева Т. И. Детство. СПб., 1997.-220 с.
  111. В.И., Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т. И. Бабаевой и др. Изд. 2-е, переработанное. Спб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
  112. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  113. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта//Теория и практика физической культуры, 1997. № 6, С. 10−15.
  114. Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта. Л.: ВДК ИФК, 1985.-112 с.
  115. Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.-365 с.
  116. М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: «АРКТИ», 2000.-88 с.
  117. Я., Йохимсталер Ф. Тенденции формирования теории физической культуры/Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984.-С.167−223.
  118. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1972. — 21 с.
  119. Г. Г., Чернышенко Ю. К. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах//Сб. научн. трудов, посвященный 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994.-375 с.
  120. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности//Теория и практика физической культуры, 1997. № 6.-С. 2−10.
  121. И.Т. Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1961. — 124 с.
  122. С.И. Словарь русского языка. М., 1982.-С.625−628.
  123. Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986. — С. 3−7.
  124. В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. — 264 с.
  125. Н.И. О теории физической культуры как нау-ки//Теория и практика физической культуры, 1974, № 4.-С. 49−53.
  126. Н.И. Теоретические проблемы физической культу-ры//Теория и практика физической культуры. 1986. — №№ 5, 8.-С. 18−26.
  127. Постановление Правительства Российской Федерации «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» М, 2001. — 322 с.
  128. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Министерство образования Российской Федерации. -122 с.
  129. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (№ 443 от 07.08.95.). М.: АКТ, 1998.-28 с.
  130. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях» (от 30.06.92 г. № 186/272). М., 2001.-18 с.
  131. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О центрах содействия укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях» (от 5 мая 2000 г.). М., 2000.-16 с.
  132. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы» (от 24 апреля 2001 г. № 1818).-М., 2001.-19 с.
  133. Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Стеркина Р., Авдеева Н., Князева О. М.: АКТ, 2001. — 48 с.
  134. Программа воспитания и обучения в детском саду. Авторский коллектив: Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004. — 208 с.
  135. Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Стеркина Р., Авдеева Н., Князева О. М.: АКТ, 2001. — 148 с.
  136. Программа воспитания и обучения в детском саду. Авторский коллектив: Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. — М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004. 208 с.
  137. Т.И. Сравнительный анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров/УПсихолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности: Матер, научн. конф. Ставрополь: СГУ, 1997.-С. 61−62.
  138. Развитие и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 0 до 10 лет): Библиогр. указ. рус. и иностр. лит. за 1970−1975 гг.: В 3 ч. / НИИ педагогики. Сост. Смородинская М. Д. Таллин, 1980.-96 с.
  139. Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием «Проблема преемственности дошкольного и начального образования». Москва, октябрь 1999//Начальная школа. 2000. — № 1.-С. 5−6.
  140. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. М. 2000, — 325 с.
  141. Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья: Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1992.-239 с.
  142. С. JT. Проблемы общей психологии. 2-е изд. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  143. Н.А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов: Автореф. дисс. докт. пед. наук, Краснодар, 2003. — 46 с.
  144. B.C. Культура и развитие человека//Вопр. философии. 1982.-№ 4.-С. 15−29.
  145. Словарь иностранных слов. Под ред. А. Г. Спиркина. М., 1987.622 с.
  146. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -208 с.
  147. О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М.: АРКИ, 2004. — 80 с.
  148. Е.Г., Мещерякова О. Г. Подготовка к школе. Караганда: КарГУ, 2003.-187 с.
  149. Э.Я. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2001. — 386 с.
  150. В.И. Проект «СпАрт». М., 1991.-109 с.
  151. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный под-ход)//Теория и практика физической культуры, 1998, N 5. С. 11−15.
  152. Н.И. Взаимодействие школы и семьи по профилактике нарушений психического здоровья ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1995.-23 с.
  153. JI. От «школы маленьких» к школе «маленькой» и «большой». //Обруч. — 1997. — № 1. — С. 8−11.
  154. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976. — 146 с.
  155. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. — 93 с.
  156. В.Э. Преемственность в развитии познавательной деятельности студентов. Барнаул, — 1988. — 178 с.
  157. Т.А., Власова JI.C. Я и мое здоровье. Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997.-325 с.
  158. .Н. Концепции функционирования процесса физического воспитания на современном этапе развития высшей шко-лы//Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, научн.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 2. — С. 58−62.
  159. К.И. Социально-педагогические основы формирования физической культуры дошкольников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. г. Майкоп, 1996.- 18 с.
  160. Е.И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. -248 с.
  161. Г. С. Теория, методика, организация тренировки. М.: ФиС, 1993.-90 с.
  162. Г. А. и др. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000.-327 с.
  163. М. Осознавание через движение. М., 2000. — 280 с.
  164. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  165. Ю.В. О культуре здоровья//Здоровье-МЭИ, 2000.-С.29−38.
  166. К.С. Аксиологический подход в современной валеологии: Автореф. дисс. канд. Философ, наук. Великий Новгород, 2000. — 20 с.
  167. К.С. Интегративная модель валеологии как целостной науки и практики//Валеология, 1997. № 2. С. 5−12.
  168. В.Д., Кирищук А. Г. Нормы труда специалиста по физкультурно-оздоровительной работе//Теория и практика физической культуры, 1993.-№ 9−10.-С. 32−33.
  169. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Рекомендации практического психолога. СПб., 1996.-98 с.
  170. Ю.К. Подготовка кадров по дошкольному физическому воспитанию //Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, научн.-практ. конф. Т. IV, ч.1. Ростов-на-Дону, 1995.-С.28−32.
  171. Чернышенко Ю.К., JI.C. Дворкин. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.-322 с.
  172. И.Б., Медведев JI.H. Физическое здоровье детей города и села//Образовательная среда и здоровье: Тезисы докладов. Красноярск, 2001.-С. 134−136.
  173. М.А. Апробация модели учебно-воспитательного процесса «Школа культуры здоровья». -М., 2003.-255 с.
  174. А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука. 1989. — 136с.
  175. В.Н., Ермак Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду. -М.: «Просвещение», 2001.-133 с.
  176. О.П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы//Вестник Российской АМН. 1996. № 6.-С. 24−29.
  177. Fitness in the workplass // President’s council on physical fitness and sport 1998.-P. 3−5.
  178. Kaman R.L., Huckaby J. Justification of employee fitness programs: cost versus benefit// Fitness in business. 1988. Dec. — P. 90−95.
  179. Martin Th. Ohio’s: move a measured mil // Fitness in busines.- 1989. -Vol.3.-№ 4.-P. 143−146.
  180. Metcalfe L. Usins self-disco very/self-care materials to promote health // Fitness in business. 1987, № 3. — P. 10−12.
  181. Parten M. Social play among preschool children//Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, 28 (2), pp. 136−147
  182. E.P. (1993) The Metamorphosis of Medical Ethics: A 30-year Retrospective. JAMA, March 3, 269 (9), P. 1160
  183. Pessatello L., Leach C., Sands M., Scherzer H. A hospital model exercise screening // Fitness in business. 1988. — December. — P. 97−101.
  184. Rosenthal E. Computers help restore won executives. Dalla // Forth business. 1983. — № 4. — P. 15−20.
  185. Schwartz D. Career wellness // Fitness in business. 1989. — V.3. — № 4.-P. 138−140.
  186. Shore G., Pracad P., Zroback M. Metrofit: a cost-effective fitness pro-gramm // Fitness in business. 1989. — V.3. — N 4. — P. 147−153.
  187. C., Carlton B. (1985) Behaviour, Lifestyle, And Socioeconomic Variables as Determinants of Health Status: Implications for Health Policy Development. American Journal of Preventive Medicine 5, P. 25.
Заполнить форму текущей работой