Повышение интереса к чтению младших школьников через изучения сказок
База исследования: ГУО «Средняя школа № 2 г. Полоцка», класс: 3 «А». Выявление уровня воспитанности учащихся на начало учебного года. После завершения констатирующего этапа можно сделать выводы: Исследование проходило в три этапа. 1 этап — констатирующий. Уровень читательской активности школьников средний; Определение круга читательских интересов детей. Результаты мониторинга получились… Читать ещё >
Повышение интереса к чтению младших школьников через изучения сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление круга читательских интересов у учащихся экспериментального класса
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что отдельные аспекты методики работы над сказкой в начальной школе изучены недостаточно. Исходя из этого, нами был проведен педагогический эксперимент, который состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Первым этапом был констатирующий эксперимент. Его целью было: выявление круга читательских интересов у учащихся экспериментального класса.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 2 г. Полоцка», класс: 3 «А» .
Учитель: Глебко Светлана Николаевна.
Возраст детей:8 — 9 лет.
Количество детей, принимающих участие в исследовании: на начало — 21 человек, на конец — 21 человек.
Исследование проходило в три этапа. 1 этап — констатирующий.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
- 1. Определение уровня читательской активности младших школьников на начало учебного года.
- 2. Определение круга читательских интересов детей.
- 3. Выявление уровня воспитанности учащихся на начало учебного года.
Форма: анкетирование, мониторинг.
Для решения первых двух задач учащимся 3 «А» класса была предложена анкета «Юный читатель» (см. Приложение 1).
После анализа ответов выяснилось, что большинство детей научились читать только в школе. Книги для чтения берут дома, гораздо реже — в библиотеке. В классе есть дети, которые любят читать. В свободное же время только 9 из 21 занимаются чтением, остальные предпочтение отдают просмотру телевизионных передач, компьютерным играм, прогулкам на улице. На вопрос: «Как часто вы читаете?», дети ответили неординарно: 7 учеников читают от случая к случаю, 9 — только тогда, когда задают в школе, 3 человека ответили, что очень редко и только 2 ученика читает регулярно. Далее из анкеты видно, что больше всего дети любят читать сказки. Но не все учащиеся читают сказки, многие предпочитают рассказы, хотя с жанром сказок им приходиться встречаться на уроках чтения. На вопрос: «С каких слов начинается сказка?», все учащиеся ответили, что со слов: «Жили — были». Большинство учащихся знают только те сказки, с которыми познакомились в первом и втором классе, это — «Краденым сыт не будешь», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Горшочек каши» и т. д. Большая часть класса редко посещают библиотеку, потому что по их словам, там нет книг их интересующих, 3 — ответили, что им не интересны посещения библиотеки, и они не хотят в свободное время заниматься чтением. У всех детей дома есть компьютер и сеть Интернет, поэтому у них часто не хватает времени на чтение. сказка литературный педагогический читательский Результаты анкетирования показали, что уровень читательской активности средний. Дети читают немного и нечасто, чаще на уроках без осознания прочитанного. Необходимо развить интерес к чтению у детей, повысить уровень читательской активности. Решая эту задачу, целесообразно выявить уровень воспитанности коллектива. Для этого был проведен следующий мониторинг.
Методика «Оценка уровня воспитанности младшего школьника» (см. Приложение 2).
Цель: выявить уровень воспитанности младшего школьника на начало учебного года.
Результаты мониторинга получились следующие.
Таблица № 1 «Уровень воспитанности младшего щкольника на начало учебного года»
Уровни развития. | ||||
Показатели воспитанности. | Высокий %. | Хороший. | Средний %. | Низкий %. |
Коллективизм. | ; | |||
Гуманность. | ; | |||
Честность. | ; | ; | ||
Добросовестное отношение к труду. | ; | |||
Дисциплинированность. | ; | |||
Ответственность. | ; | ; | ||
Принципиальность. | ; | |||
Целеустремленность. | ; | |||
Активность. | ||||
Любознательность. | ; | |||
Эстетическое развитие. | ||||
Стремление к физическому совершенству. | ; |
Вывод из полученных результатов: дети принимают участие во всех делах своего коллектива, оказывают товарищам бескорыстную помощь. Коллективная деятельность направлена на достижение задач и перспектив. Класс с уважением относится к старшим, проявляет заботливое отношение к младшим. Не все дети честны и признают свои ошибки. Предъявляемые требования воспринимают сознательно большинство учеников. Дети добросовестно учатся, стараются своевременно выполнять любую нужную работу. Распоряжения старших выполняют, но не всегда быстро и точно. С 25% учащихся класса надо работать над повышением дисциплины. Дети, в основном, объективно оценивают поступки товарищей и доброжелательны по отношению друг к другу. Коллектив отличается целеустремленностью, любознательностью. Большая часть детей активно участвуют в делах класса, школы. У детей хорошая осанка. Однако у многих стремление к физическому совершенству отсутствует.
Из приведенной ниже гистограммы № 1 видно, что большая часть класса имеют хороший и средний уровни воспитанности.
Гистограмма № 1 «Оценка уровня воспитанности младших школьников» .
После завершения констатирующего этапа можно сделать выводы:
- — уровень читательской активности школьников средний;
- — низкая мотивация младшего школьника к урокам литературного чтения;
- — уровень воспитанности коллектива на начало учебного года средний.