Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы воспитания в семье

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень настойчиво предупреждал А. С. Макаренко об опасности и трудностях воспитания единственного ребенка. «Лично мне, если и приходилось встречаться с самым разнузданным эгоизмом, разрушающим не только родительское счастье, но и успехи детей, то это почти исключительно единственные сыновья и дочери». Если нет братьев и сестер, ни старших, ни младших, — нет, следовательно, ни опыта заботы… Читать ещё >

Принципы воспитания в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип полной структуры семьи. Сегодня в России увеличивается число семей с единственным ребенком или семей, не имеющих одного из родителей (чаще всего отца). Проблемы воспитания увеличиваются во много раз в случае неполной семьи, т. е. отсутствия отца или матери.

Очень настойчиво предупреждал А. С. Макаренко об опасности и трудностях воспитания единственного ребенка. «Лично мне, если и приходилось встречаться с самым разнузданным эгоизмом, разрушающим не только родительское счастье, но и успехи детей, то это почти исключительно единственные сыновья и дочери» [18, т.5, с.75]. Если нет братьев и сестер, ни старших, ни младших, — нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения общей радости и общего переживания. Поэтому воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, а часто еще и бабушек и дедушек, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается чрезмерной нервозностью. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Правда, бывают редкие счастливые случаи воспитания единственного ребенка, бывает «сверхнормальная чуткость родителей», позволяющая им и найти правильный тон, и организовать товарищеское окружение сына, в известной мере заменяющее братьев и сестер. Особенно часто бывают прекрасные характеры единственных детей при одинокой матери или овдовевшем отце. В этом случае тяжелая потеря и одиночество с большой силой мобилизуют и любовь и заботу детей и тормозят развитие эгоизма. Но эти случаи сами по себе болезненны и ни в какой мере не снимают проблемы единственного ребенка. Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение.

Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В такой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть несколько детей, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах, разумеется, при разумном подходе родителей. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату — это совершено различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им.

Бытует мнение, что даже единственный ребенок в семье, где родители порядочные, трудолюбивые люди, вырастает также хорошим человеком. Хотя практика показывает, что в семье, где «хорошие» родители, единственный ребенок может иметь негативные качества (грубость, лень и т. д.), которых нет у родителей. Какими бы хорошими людьми ни были мать и отец, простое соседство с ними дает очень мало положительного для единственного ребенка. Скорее наоборот: ничего нет опаснее пассивного соседства хорошего человека, ибо это — наилучшая среда для развития эгоизма. Если с раннего детства в семье нет упражнений в нравственном опыте, в заботе о других людях, в ограничении желаний, то потребности ребенка вырастают в уединенной игре воображения без всякой связи с потребностями других людей. Нравственные качества развиваются в опыте ощущений человеческой помощи и человеческой нужды, чувства связанности, ответственности и многих других. Поэтому целостность и единство семейного коллектива — необходимое условие хорошего воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой