Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нетрадиционные формы контроля качества знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов в процессе обучения технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали многолетние результаты использования данной методики учителями Смоленского района и города Смоленска, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме в современной теории и практике обучения в школах, сложилось понимание нетрадиционных форм контроля как итогового информационно-констатирующего, диагностико-обучающего взаимодействия учителя и ученика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН учащихся, как объект педагогического исследования
    • 1. 1. Генезис и сущность понятия нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5−9 классов образовательной области «Технология»
    • 1. 2. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН как средство мотивации технологического образования учащихся 5−9 классов
    • 1. 3. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН как средство развития интеллектуального потенциала школьников 5−9 классов
    • 1. 4. Критерии выбора нетрадиционных форм контроля
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • Глава 2. Методика применения нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся классов
    • 2. 1. Диагностический инструментарий и средства исследования уровня технологических ЗУН
    • 2. 2. Методика проведения педагогического эксперимента по исследованию эффективности применения нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся и их действий
    • 2. 3. Эффективная составляющая взаимосвязи форм контроля ЗУН и действий учащихся 5−9 классов
    • 2. 4. Эффективность применения нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся на уроках технологии
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Нетрадиционные формы контроля качества знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов в процессе обучения технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ориентация на гуманизацию и возвышение личности, а также переход к новым отношениям в экономике, в значительной степени изменяет подход к проблеме подготовки подрастающего поколения к жизни. Эта серьезная проблема стоит перед образованием сегодня как никогда [6].

В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг, т. е. качество стало не только востребованной категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. Потребители образовательных услуг большое внимание уделяют их качеству — качество образования становится также социально востребованной категорией.

В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.

Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.

Многие положения, лежавшие когда-то в основе организации трудовой подготовки школьников, в настоящее время подлежат пересмотру. Изменения, произошедшие и происходящие в политике и экономике, выдвигают новые требования к сегодняшнему выпускнику школы. Школа призвана обеспечить для учащихся жизненное, социальное и трудовое становление, адекватное современной социальной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям занятости населения [171].

Однако, выпускники школ, получая общее среднее образование и интеллектуальное дополнительное развитие через средства массовой информации, тем не менее, не проходят в школьный период необходимой технологической трудовой) подготовки и жизненной социализации [192]. У выпускников школ заметно проявляется переоценка своих способностей, несогласованность потребительских запросов и личных социально-трудовых возможностей.

Жизненное, социальное и трудовое становление выпускника школы может быть эффективным при условии согласования содержания школьного образования с целями, состоянием и ведущими тенденциями развития общества в духовной, социальной, научно-технической и производственной сферах, с созидательной и преобразующей ролью личности в этом развитии. Тем самым обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым условиям [240].

В настоящее время появляются новые подходы к разработке целей и задач, содержанию, формам и методам обучения. Сформирована новая концепция содержания образовательной области «Технология». В связи с этим возрастает роль научных исследований, связанных с использованием контроля и оценки качества знаний, умений и навыков (далее ЗУН) учащихся в процессе обучения технологии.

Как известно, в своей педагогической практике учитель постоянно обращается к знаниям учащихся, использует их умения и навыки в своей работе. Учитель постоянно должен сравнивать существующий уровень ЗУН учащихся с тем уровнем, который должен быть. Поэтому учителю постоянно приходится использовать методы контроля качества ЗУН учащихся в своей практике [209].

Вопрос контроля и оценки качества ЗУН учащихся вызывает затруднения у многих учителей. Существующие трудности, прежде всего, связаны с отсутствием или недостаточностью системности, научности и многих других принципов в осуществлении контроля и оценки ЗУН. Зачастую мы встречаемся с формальным подходом в контроле и оценке качества ЗУН ученика. Иногда у педагогов складываются определенные стереотипы и предвзятое отношение к ученику, все это, в конечном счете, мешает учителю правильно и справедливо его оценить. Тем самым учитель не только искажает реальную картину уровня и качества ЗУН учащихся, но и наносит непоправимый моральный вред своим ученикам, вырабатывая у детей неверное, а порой и негативное отношение к оценке и контролю, а вместе с этим и формальное отношение к самой учебе [271].

Объективный контроль и оценка требуют серьезного и многопланового, научного подхода к этому вопросу. Важной областью применения контроля качества ЗУН учащихся, по мнению Б. Г. Ананьева, является анализ учебной деятельности ученика, а также выявление учителем различного рода изменений в его развитии с целью выбора наиболее оптимальных форм и методов последующей коррекционной работы.

Общетеоретические основы контроля и оценки качества ЗУН учащихся волновали многих педагогов еще с незапамятных времен, это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув еще на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по настоящее время, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качествакатегорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения [209]. Противоречивый характер контроля и оценки ЗУН учащихся отметил еще чешский философ-гуманист Ян Амос Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контроля в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы [191].

Контроль и проверка ЗУН были едва ли не основными методами и формами, во всяком случае, им придавалось большое значение. В конце XVII, начале XVIII веков некоторыми прогрессивными педагогами-гуманистами эти методы были подвергнуты резкой критике за их отрицательное воздействие на молодое поколение [79].

В начале XX века вопросы контроля были подвергнуты более тщательному анализу и изучению. Так, французским психологом А. Бинэ разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития. Эта работа была продолжена такими учеными, как О. Стоун по математике, Б. Зекингем по правописанию, Э. Торндайк по диагностике большинства предметов.

В России также использовали достижения западных ученых, в начале XX века Россия безоговорочно приняла тестовую основу объективного контроля, которая после известного постановления ЦК ВКП (б) в 1936 году была ликвидирована. Попытки возродить тестирование в 70-х годах ни к чему не привели [146]. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

Строго критиковал формы контроля К. Д. Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. По его словам обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно в такой обстановке ученик не может проявлять любознательность, инициативу.

Попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке, предпринимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса — использовать ли в школах оценки или обходиться без них. В мае 1918 года постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контроля успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось социалистическое соревнование и т. д. [146].

В области определения системы оценок наблюдается большое разнообразие, как в принципах, так и в конкретных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются различные системы оценивания ЗУН. Принятые различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др., при этом для каждого предмета часто устанавливается определенный весовой коэффициент, определяющий значимость данного предмета [287]. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам приобретают большую весомость. В царской России, например, существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году оценка «О» была упразднена, но постепенно и оценка «1» перестала использоваться, а, начиная с 50-х годов, все меньше стала использоваться и оценка «2». Шестибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, потому как в ней «ступенька» между тройкой и четверкой является непреодолимой для большинства обучаемых.

Однако многие педагоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации пятерки, четверки и тройки. В результате получается девятибалльная шкала [213]. Поэтому обучение без оценок, а фактически и без контроля не дало и не могло дать никаких положительных результатов. Еще тогда, в царской России стало понятно, что «заложенное самой природой стремление к знаниям» не является действенным стимулом в учебной деятельности школьников [213].

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контроля и оценки знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащегося, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы [10]. В системе контроля оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты контроля, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором [121]. Дополняясь принципом добровольности обучения, а значит, и контроля), оценка из нелюбимого в прошлом, для многих школьников средства принудительного обучения, превращается в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе [207].

Психолого-педагогический аспект исследования контроля и оценки ЗУН учащихся изложен в работах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Н. Г. Дайри, М. И. Дьяченко, М. И. Зарецкого, Р. Г. Лемберга, Б. Т. Лихачева, Е. И. Перовского, Н. Н. Пидкасистого, И. П. Подласого. Особенности и условия оценки результатов учебной деятельности, а также определение ее критериев рассматривались в работах В. П. Беспалько, З. И. Калмыковой, А. А. Кыверялга, В. Л. Рысс, И. Т. Огородникова и др. Анализ результатов этих исследований позволяет сделать вывод о недостаточной решенности проблемы в первую очередь на практическом, прикладном уровне. Это, в свою очередь, создает определенные трудности при разработке оптимальных методов и форм контроля и установлении объективных количественных показателей обученности.

Все это также позволило сделать вывод об актуальности и недостаточной разработанности проблемы диагностирования, контроля и оценки достижений учащихся, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Недостаточно изучено влияние контроля и оценки ЗУН учащихся на их действия, что придает проблеме актуальность и определенную практическую направленность.

Анализ и исследование проблемы контроля и оценки позволили дать более подробную характеристику контроля и разработать его классификацию, включающую в себя цели, принципы, типы, функции, методы, формы, факторы и т. д. Дальнейшее исследование было ограничено изучением лишь влияния, которое оказывает контроль и оценка ЗУН учащихся на их действия.

В нашей работе мы руководствовались следующим. Исследование такого многогранного аспекта педагогической деятельности как контроль и оценка достижений учащихся в плоскости его практического применения следует все-таки начать с изучения вопроса о воздействии и влиянии контроля и оценки учащихся на их действия. Следующим этапом исследования явилась разработка и апробация методов и форм контроля, которые оказывали бы наиболее благоприятное влияние на ученика, усиливали его внутреннюю мотивацию и положительное отношение к контролю. Такие формы и методы контроля позволили бы повысить эффективность учебного процесса.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы влияния контроля и оценки достижений учащихся на их действия, а также проблемы теоретического и практического обоснования эффективности использования форм и методов контроля в процессе подготовки учащихся в образовательной области «Технология», мы определили выбор темы диссертационного исследования — «Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН учащихся в процессе обучения технологии».

В качестве проблемы было принято положение, что периодическое использование таких нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся как конкурсы, викторины, творческие отчеты, защита рефератов, ролевые игры, экскурсии и т. п., в урочное и внеурочное время значительно повысят эффективность школьной технологической подготовки за • счет повышения интереса ученика к изучаемому предмету, усиления его внутренней мотивации.

Более научно-обоснованный выбор форм, методов контроля и оценки качества ЗУН учащихся позволит не только дать более полное представление учителю об имеющихся знаниях и отработанных умениях и навыках, но и дать более объективную оценку их деятельности, тем самым успешно стимулировать учащихся в освоении образовательной области технологии.

Цель исследования состояла в теоретической разработке и экспериментальной проверке содержания и нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся по технологии, выявлении особенностей влияния, которые оказывают контроль и оценка достижений учащихся на их действия.

Объект исследования — обучение учащихся образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — нетрадиционные формы контроля качества ЗУН, методические основы эффективного применения и использования контроля качества учебной деятельности учащихся 5−9 классов по технологии.

Гипотезой исследования принято предположение о том, что нетрадиционные формы контроля действий и учебных достижений учащихся будут эффективными при условии:

— соответствия структуры и содержания нетрадиционных форм контроля современным достижениям психолого-педагогической науки и социально-экономическому развитию общества;

— обеспечения учебного процесса по технологии контрольно-дидактическим инструментарием;

— оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся;

— учета особенностей изучения технологии и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям учащихся.

На основании выделенной цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние научных исследований и достижений по применению различных форм и методов контроля и оценке качества ЗУН учащихся.

2. Исследовать структуру и содержание нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5−9 классов в процессе обучения технологии и систематизировать их.

3. Разработать дидактический инструментарий для нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся.

4. На основе эксперимента выявить характерные особенности и закономерности влияния, которые оказывают контроль и оценка ЗУН в процессе изучения технологии на действия учащихся.

5. Разработать методические рекомендации для учителей технологии по эффективному применению различных форм и методов контроля и оценки ЗУН учащихся.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории качества, вытекающие из материалистической диалектикиметодология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — методология комплексного исследования и системный подход к педагогическим процессам (С.И.Архангельский, Ю. КБабанский, Т. А. Ильина, Е. И. Перовский, В.А. Сластенин) — теория контроля и оценки учебно-познавательной деятельностью учащихся и качества образования (Н.Г. Дайри, М. И. Зарецкий, С. Н. Киселев, Л. Н. Леонтьев, Г. Е. Минин, П. И. Пидкасистый, З. И Романовская, Е. В. Сотников, И.В. Столярова) — концепция педагогических технологий (В.А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), а также требования и принципы контроля и оценки качества обучения (Ж.А.Байрамова, Е. Д. Божович, В. А. Кальней, М. Р. Кудаев, Е. И. Перовский, В. Н. Полонский, Л. Г. Подоляк, А. В. Соловьев В.Д. Шадриков, С. Е. Шишов,), в частности, теория нетрадиционных форм контроля (Н.П. Архангельский, Ж. А. Байрамова, А. А. Вербицкий, И. В. Гладкая, П. Горбунов, М. Р. Кудаев, Н. П. Макаркина, Г. А. Нефедов, В. Оконь, З.В. Семенова).

Для решения поставленных задач в ходе работы над темой диссертационного исследования использовались следующие методы исследования:

• Изучение и обобщение научных трудов по исследуемой теме.

• Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме контроля ЗУН и оценки достижений учащихся.

• Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

• Наблюдение и анализ за педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время.

• Педагогический эксперимент.

• Статистическая обработка и анализ результатов эксперимента. Исследование проводилось в 1997;2005 годах и включало в себя следующие этапы исследования:

Первый этап (1997;1999 гг.) — носил поисково-теоретический характер. На основе теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования. Определялись исходные параметры, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. На этом этапе проходило изучение теоретических источников и материалов, что показало недостаточную разработанность и некоторую противоречивость проблемы контроля и оценки качества ЗУН учащихся. На этом основании была уточнена тема исследования, его научный аппарат, выдвинута гипотеза и ряд предположений, которые необходимо было проверить опытно-экспериментальным путем.

Второй этап (1999;2001 гг.) — опытно-экспериментальный, в ходе которого проводилась разработка экспериментальной методики, разработана программа и положение педагогического эксперимента, определены критерии эффективности проводимой работы, выбраны и опробованы методы и методики исследования. Этап проходил на базе городских средних школ города Смоленска и сельских средних школ Смоленского района Смоленской области. В эксперименте приняло участие 386 учащихся, в том числе 220 из городских и 166 школьников сельских школ. При этом использовался опыт педагогической деятельности автора в качестве учителя технологии.

Третий этап (2001;2005 гг.) — носил обобщающий характер, на основе его осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, обобщены и сформулированы основные выводы и рекомендации, были подведены итоги экспериментальной работы, позволяющие судить о подтверждении гипотезы и результатов диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность исследования полученных результатов и выводов определяется подбором методов исследования адекватных его целям, задачам и объекту, репрезентативным объемом экспериментальной выборки и использованием методов математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

— Разработано содержание нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся 59 классов в процессе обучения технологии (викторины, конкурсы, творческие отчеты, олимпиады, творческие проекты, тесты, ролевые игры и т. д.).

— Разработана методика применения нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5−9 классов в процессе обучения технологии.

— Определены основные критерии эффективности нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся 5−9 классов по технологии: (повышение уровня технологических знаний учащихсяформирование технологических умений и навыков и культуры труда учащихся в ходе выполнения ими практических заданийразвитие самостоятельности и навыков самоконтроля, самоанализаразвитие технического мышления и пространственного воображенияразвитие познавательной активностиуровень технологической подготовкипсихологическая комфортность и эмоциональная насыщенностьнеадекватный творческий подход к решению задач технологического характерасозидательная продуктивная деятельность).

— Раскрыты факторы усиления воздействия нетрадиционных форм контроля и оценки ЗУН на мотивацию обучения учащихся 5−9 классов технологии (снятие временных ограничений в процессе соперничества, демократический стиль общения, ситуация выбора, личная значимость, творческий продуктивный характер деятельности).

— Выявлены критерии выбора нетрадиционных форм контроля ЗУН: сочетание методов контролякачество обученности учащихся ЗУНинтерес к предметувзаимодействие преподавателя и учеников, эффективность выбранного методагарантированный положительный результат.

Теоретическая значимость исследования:

— разработаны инновационные нетрадиционные формы контроля ЗУН учащихся, позволившие повысить мотивацию и качество обучения технологии (повышения качества ЗУН учащихся, расширения кругозора, осознанности действий, прочности приобретенных ЗУН, мотивации изучения предмета, повышение уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, сформированность профессиональных и личностных качеств ученика рганизованность, сообразительность, точность действий, глазомер, внимательность, сосредоточенность, целеустремленность) — раскрыт механизм влияния нетрадиционных форм контроля и оценки ЗУН учащихся на их действия в процессе обучения технологиидоказана эффективность использования нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся в силу своей универсальности и в других образовательных областях.

Практическая значимость исследования: разработанное содержание нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся на уроках технологии (викторины, конкурсы, творческие отчеты, олимпиады, ролевые игры) внедрены в школах Смоленской областина основе результатов исследования разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм контроля" и оценки качества ЗУН для учителей общеобразовательных школсконструированы тесты контроля ЗУН учащихся 5−9 классов по технологии, проверены на валидность и надежностьразработаны батареи творческих проектов по технологии обработки конструкционных материалов, методика их применения и оценка достижений учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования, в процессе опытно-экспериментальной работы в средних школах №№ 6, 26, 27 г. Смоленска и в Михновской, Стабенской, Хохловской сельских средних школах Смоленского района. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на кафедре эстетического и трудового воспитания института усовершенствования учителей г. Смоленска (1998;2004 гг.), а также на научно-практических конференциях того же института и кафедры технологии художественнографического факультета Смоленского государственного педагогического университета (1999 г.), кафедры технологии и предпринимательства Брянского государственного университета (2000;2003 гг.). Материалы исследования отражены в 10 публикациях автора.

На защиту выносятся.

1 Совокупность теоретических положений, раскрывающих содержание нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся (факторы усиливающие мотивацию, критерии выбора, критерии эффективности).

2. Специфика особенностей влияния контроля и оценки качества ЗУН учащихся на их учебную деятельность (самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, созидательная профессиональная деятельность).

3. Содержание нетрадиционных формы контроля ЗУН учащихся 5−9 классов по технологии (викторины, конкурсы, творческие отчеты, творческие проекты, тесты, ролевые игры, олимпиады и т. д.).

4. Методические рекомендации применения нетрадиционных форм и оценки качества ЗУН учащихся на уроках технологии.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В диссертации содержится 18 таблиц, 18 рисунков, основное ее содержание изложено на 149 страницах. В приложениях представлены материалы, раскрывающие некоторые разделы работы.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Теоретическое исследование проблемы и разработка технологии применения нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, к настоящему времени сложилась устойчивая необходимость применения данных форм контроля как целенаправленного информационно-констатирующего, диагностико-обучающего и рефлексивного взаимодействия всех участников педагогического процесса. Во-вторых, данная форма контроля является более объективным диагностирующим средством, позволяющим более широко раскрыть уровень ЗУН учащихся. В — третьих, использование данной формы исключает практически все негативные последствия воздействия контроля. В — четвертых, применение нетрадиционных форм контроля само по себе является мотивацией, побуждением к действию.

Тщательное изучение и анализ применения нетрадиционных форм контроля качества ЗУН позволяет определить обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля как наиболее значимые и востребованные, что в свою очередь указывает на актуальность исследования и применения данного метода как объективного, полноценно реализующего указанные функции в учебном процессе.

Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса и определяются как целенаправленное информационно-констатирующее диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие ученика и учителя, которое основано на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, а также формирование навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.

Использование системного подхода к изучению данной проблемы позволило нам разработать модель применения нетрадиционных форм контроля качества ЗУН основными компонентами данной модели являются: цель, задачи, методы, способы, формы, а так же принципы, средства и содержание данного контроля, отношение контролируемого (ученик) и контролирующего (учитель). Реализация данной модели в режиме учебного процесса позволит не только оптимизировать образовательный процесс, сделать его более прозрачным, оказать существенное влияние на качество обучения, но и в значительной мере побудить интерес к дисциплине среди учащихся, повысить авторитет учителя и предмета.

В данной главе теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость и возможность применения в процессе обучения технологии нетрадиционных форм и методов контроля качества ЗУН учащихся.

Целесообразность использования нетрадиционных форм и методов контроля качества ЗУН подтверждена экспериментальными данными, которые свидетельствуют об эффективности их применения и имеют познавательную й практическую направленность.

Экспериментальное исследование показало, что применение нетрадиционных форм контроля качества ЗУН позволяют активизировать деятельность учащихся. Применение этих методов позволяет учащимся лучше ориентироваться, а также повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся в образовательной области «Технология».

Определены и экспериментально проверены принципы эффективного использования контроля и оценки качества ЗУН как в образовательной области «Технология», так и других образовательных областях.

Разработанные нами методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм и методов контроля помогут учителям школ применять эти формы контроля не только в образовательной области «Технология», но и в других образовательных областях.

Спроектированная технология была проверена в ходе опытно-экспериментального исследования, целью которого стало выявление степени влияния технологии на следующие критерии качества обучения: общий уровень технологической подготовки учащихся, качества ЗУН, мотивация обучения, познавательная активность учащихся, уровень сформированности профессионально-важных качеств (организованность, самостоятельность, способность к самоанализу, способность творчески подходить к решению задач технологического характера. Кроме того, реализация технологии традиционных форм контроля предполагало создание комплекса дидактических средств контроля: наглядности (технологические пооперационные маршрутные карты, карточки задания, чертежи, схемы, эскизы), образцы столярных и слесарных инструментов, образцы пород древесины, в том числе и редких, пиломатериалов, шаблонов, кондукторов и др.

Анализ динамики в сравнении сельских и городских школ позволил сделать вывод о том, что при использовании нетрадиционных форм контроля знаний учащихся различий в динамике роста результатов учащихся практически не выявлено. Поэтому нетрадиционные формы контроля качества знаний учащихся можно считать более универсальными, с одинаковой степенью эффективными как в сельских, так и в городских школах.

Полученные в ходе эксперимента результаты доказали адекватность разработанной технологии целям, задачам и принципам нетрадиционных форм контроля как компонента педагогического процесса, а так же валидность и надежность применяемых средств контроля.

Статистический анализ данных, полученных в ходе эксперимента дал математическое подтверждение значимости положительных изменений таких критериев качества как общий уровень технологической подготовки учащихся, качеств ЗУН, познавательной активности, уровень сформированности организаторских способностей, самостоятельности.

Заключение

.

Проведенное нами исследование о применении нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5−9 классов в процессе обучения технологии подтвердило выдвинутую гипотезу и свидетельствует о недостаточности разработанности данного вопроса в педагогической, психологической и методической литературе.

Исходя из этого следует сделать следующие выводы:

Анализ исторического опыта и психологической литературы свидетельствует о целесообразности применения различных форм и методов контроля и оценки качества ЗУН учащихся.

Воспитывать разумного ученика, способного самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, является первоочередной задачей современной школы. Что говорит о необходимости формирования у учащихся соответствующей мотивации учения.

Как показали многолетние результаты использования данной методики учителями Смоленского района и города Смоленска, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме в современной теории и практике обучения в школах, сложилось понимание нетрадиционных форм контроля как итогового информационно-констатирующего, диагностико-обучающего взаимодействия учителя и ученика. Вместе с тем, современное понимание педагогического процесса как субъект-субъектного взаимодействия всех его участников предполагает осуществление такого контроля, компонентом которого также является рефлексивное взаимодействие учителя и ученика. Обучаемый становится активным субъектом контроля, а учитель создает все условия и предпосылки не только для качественного внешнего контроля, но и для самоконтроля, самооценки ученика в своей учебной деятельности, что делает обучающую среду более полноценной, эмоционально насыщенной и побуждает интерес учащихся к знаниям, к предмету. А также в значительной мере формирует у учащихся навыки самообразовательной деятельности.

Применение системного подхода в исследовании данного вида контроля позволяет дополнить общую систему контроля, основы которой уже были описаны в отечественных педагогических исследованиях. Компоненты данной системы (цели, задачи, содержание контролируемой информации, субъект-объект контроля, виды, методы, способы и формы нетрадиционного контроля и результаты его реализации) находятся в тесном взаимодействии, взаимозависимости и движении, их полноценное и эффективное функционирование определяется соблюдением общедидактических принципов и требований реализации системы. Особую роль в этой связи приобретают дополнительные принципы технологичности, результативности, информативности, бинарности, которые определяют специфику данной системы, позволяющей повышать качество технологической подготовки в общеобразовательной школе.

Эффективная реализация системы нетрадиционных форм контроля возможна только в решении повышения качества обучения, при этом в данном исследовании раскрыто взаимодействие контроля и' качества обучения. А также' реализуются обучающие воспитывающие и развивающие функции, улучшается состояние и повышается результативность педагогического процесса.

Нетрадиционные формы контроля оказывают непосредственное влияние на следующие показатели качества результатов обучения: соответствие результатов поставленным целям обучения (общий уровень технологической подготовки учащихся, качество ЗУН), мотивация учебной деятельности, познавательная активность учащихся, высокий уровень самоконтроля и самоанализа, а также сформированность профессионально-важных качеств личности (организованность, самостоятельность, творческий подход к решению задач).

Разработана программа по технологии для сельской школы (вариант для мальчиков), особенностями которой являются:

— программа включает элементы технологической подготовки учащихся;

— готовит учащихся к самостоятельному принятию решений и творческому отношению к делу.

На основе анализа и обобщения передового педагогического опыта определено место, занимаемое нетрадиционными формами контроля качества ЗУН учащихся в образовательной области «технология». Нетрадиционные формы контроля следует применять как можно чаще, как в урочное так и во внеурочное время.

Реализация межпредметных связей при изучении курса «Технология» служит дидактическим условием активизации и систематизации знаний.

В ходе диссертационного исследования нами были систематизированы структура и содержание нетрадиционных форм контроля качества ЗУН. В соответствии с ними определены закономерности влияния и характерные особенности, которые оказывает контроль и оценка на действия учащихся.

Разработанные диссертантом методические рекомендации по эффективному использованию нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся позволят учителям школ чаще и эффективнее использовать их в учебном процессе, как на уроках технологии^ так и на других предметах.

Анализ состояния технологической подготовки в школе подтвердил важность и необходимость применения нетрадиционных форм контроля, в целях развития творческих способностей, познавательных интересов и технологической культуры.

В ходе научно-исследовательской работы выдвинутая гипотеза нашла свое отражение, что свидетельствует о достижении цели диссертационного исследования.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования были достигнуты поставленные цели и решены задачи исследования. Проведенный педагогический эксперимент, в свою очередь, подтвердил выдвинутую нами гипотезу о реальном повышении качества обучения посредством реализации научно-обоснованной технологии применения нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся.

Теоретические выводы: нетрадиционные формы контроля и качества ЗУН учащихся в учебном процессе общеобразовательных школ представляют собой информационно-констатирующее и диагностико-обучающее, и рефлексивно-развивающее взаимодействие всех участников процесса обучения, целью которого является повышение качества обучения. Компонентами нетрадиционных форм контроля являются цели, задачи контроля, методы и средства и содержание нетрадиционных форм контроля, принципы проектирования и реализации, взаимодействие субъекта и объекта контроля. Качество обучения представляет собой комплексную характеристику процесса обучения и представлена совокупностью следующих показателей:

1. качество цели;

2. качество учебной деятельности (наличие мотивации познавательной активности, сформированности навыков организации учебной деятельности) — 3. качество преподавания (качество содержания обучения, профессиональная компетентность учителя, качество технологии, материально. техническая оснащенность учебного процесса);

4. качество результатов обучения (качество знаний, уровень умений и навыков, уровень усвоения, сформированности важнейших профессиональных качеств, совокупность умений и навыков к профессиональному и личностному саморазвитию, сформированности умения творчески подходить к решению поставленных задач).

Технология нетрадиционных форм контроля представляет собой комплексную систему, максимально реализующую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля в учебном процессе общеобразовательных школ, в течение многих (более 10 лет) она применялась на практике в школах города Смоленска и Смоленского района. В результате ее применения были получены положительные результаты, повышающие уровень качество технологической подготовки учащихся, что является целью данной технологии.

Показателями качества обучения, на которые нетрадиционные формы контроля оказывают непосредственное влияние, являются: общий уровень технологической подготовки, повышение качества ЗУН учащихся, расширение кругозора, осознанность действий, гибкость в решении задач, прочность приобретенных ЗУН, мотивы изучения предмета, уровень самоконтроля и самоанализа, познавательная активность, а также сформированность профессиональных и личностных качеств ученика (организованность, сообразительность, точность действий, глазомер, внимательность, сосредоточенность, целеустремленность, выносливость).

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что внедрение технологии нетрадиционных форм контроля в дидактический процесс позволяет в значительной мере повысить качество обучения учащихся в общеобразовательной школе.

Практические рекомендации. В учебном процессе общеобразовательных школ целесообразно использовать нетрадиционные формы контроля и оценки качества ЗУН учащихся в преподавании технологии.

Нетрадиционные формы контроля в силу своей универсальности могут. быть с успехом использованы в других образовательных областях при контроле качества обучения учащихся.

Авторы исследования рекомендуют учителям технологии при выборе сочетания необходимых форм контроля так же руководствоваться местными условиями и возможностями (наполняемость классов, пол учащихся (девочки, мальчики), уровень технологической подготовки, общеобразовательный уровень, физиологические возможности, возраст, материально-техническая оснащенность, уровень подготовки учителя, учет традиций региона и т. д.).

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. Для дальнейшего развития и совершенствования нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся требуется совершенствование учебно-методических пособий и рекомендаций, чем в будущем планирует заняться диссертант.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-С. 17−24.
  2. Д.В. О методах изучения и диагностики интеллектуального развития школьника /Вопросы психологии. 1973. № 4.
  3. И.Г. Общие методы школьной работы. М., 1928. изд. 2.
  4. П. Г. Организация и эффективность уроков труда в школьной мастерской. Брянск., 1960. 36 с.
  5. А.А. Педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода к оценке учащихся младших классов: Дисс.канд. пед. наук. Коломна, 2002. — 203 с.
  6. Актуальные проблемы технологического образования //Сборник научных статей БГПУ., Выпуск 1., Брянск., 2000. 92 с.
  7. Е. И. Об учете знаний учащихся на уроках ботаники /Естествознание в школе. 1947. № 5.
  8. Алферьева 3. А. Исследование динамики усвоения учащимися 5−6 классов практических умений на занятиях в школьных мастерских. Дис. канд. пед. наук, 1963. С. 54−67.
  9. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование — М.: Педагогика, 1984. 296 с.
  11. . Г. Педагогические приложения современной психологии. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг./ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
  12. .Г. Психология педагогической оценки. JL, Изд. института мозга, 1962.
  13. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ: Дис. Доктора пед. Наук. — М., 1985.-520 с.
  14. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.-114 с.
  15. П.К. Методический анализ узловых проблем условного рефлекса. М., 1962. 78 с.
  16. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 145с.
  17. О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ, серия Психология, 1999. № 3, С. 16−25.
  18. Н.П. О проверке и оценке знаний учащихся начальной и средней школы. Ташкент., Учпедгиз Уз. Сер, 1938. 29 с.
  19. С.Н. Очерки по психологии труда. М., 1958. -С.46−73.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., Мысль., 1976. 158 с.
  21. В.Г. Проблема мотивации и личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 68 с.
  22. А.Г. Психология личности. М., 1990. 124 с.
  23. П.Р. Технология, как парадигма современного образования //Инновационные процессы в подготовке учителя технологии: Тезисы доклад Международной научно-практической конференции. Тула., 1995. 9 с.
  24. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. 134 с.
  25. Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1986. 267 с.
  26. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. 216 с.
  27. Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. Воронеж., 2000. Зс.
  28. .А. Тестовый контроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 1999.- 170 с.
  29. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1986.
  30. С.Я. Трудовая подготовка школьников //Вопросы теории и методики. М., 1982. 192с.
  31. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.-С. 78−94.
  32. М.С. К методике составления и проведения тестов //Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 69−71.
  33. В.И. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний //Советская педагогика. 1968. № 4.
  34. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.303с.
  35. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. М., 1963.-183с.
  36. О.С. Воспитательное значение оценки знаний учащихся //Дис. канд. пед. наук, 1951. С. 34−45.
  37. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности, Дис. Доктора психологических наук. М., 1988. — 395с.
  38. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. 244с.
  39. А.А. Психология личности. — М. МГУ, 1988, — 194с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  41. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 97с.
  42. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. — С. 23−25.
  43. К.Г. Проверка знаний учащихся //Народное образование, 1954, № 2.
  44. Т.А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  45. Дж. Психология познания. М., 1977. 231с.
  46. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М., Наука, 1982. —286с.
  47. БурлачукЛ.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. — 199с.
  48. С.К. Вопросы учащихся как средство повышения качества знаний: Дисс. канд. пед. наук: J1, 1979.-216 с.
  49. Г. Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995. — 38 с.
  50. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора, //Педагогика. — 1997. — № 2. С. 3−12.
  51. С.И. Об использовании методов тестов при учете успеваемости школьников //Советская педагогика. 1963. № 10.
  52. А.А. Деловая игра, как метод активного обучения //Современ. высш. шк. 1982. № 3. — 39с.
  53. Н.И. Об определении и классификации методов обучения //Советская педагогика. 1957. -№ 8.
  54. В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. — Рига. 1988.
  55. Внутришкольный контроль //Трудовое обучение 4−6 классы. Минск., РИУУ БССР., 1988.-48с.
  56. Возрастная педагогическая психология //Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979. 289с.
  57. В.И. Проверка знаний в средней школе //Советская педагогика. 1947. № 8.
  58. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск., 1996.
  59. Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. — М.: Педагогика. 1982. — 176с.
  60. JI.C. Вопросы теории и истории психологии //Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982.-Т.2.W
  61. JI.C. Педагогическая психология //Психология: класси-ческ. труды. М., 1996. 347с.
  62. JI.C. Педагогическая психология. — М., 1991. — 479с.
  63. JI.C. Проблемы развития психики //Собр.: В 6 т. М., 1983.-Т.З.
  64. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. № 1.
  65. П.Я. Методы обучения и умственное развитие — М.: МГУ, 1985. -45с.
  66. А.К. Трудовые установки. Методика обучения ЦИТ. М., 1924. С. 24−26.
  67. С.Г. Вопросы психологии труда. — В кн.: Психологическая наука в СССР. М. Изд-во АПН РСФСР. 1960. — С.337−361.
  68. Ф. Психология управления. Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1982. -422с.
  69. П.Ю. Учет и оценка знаний по математике в 8−10 классах //Советская педагогика, 1941. № 5.
  70. Ю. З. Верещак Е.П. Психологические основы формирования знаний по труду //Школа и производство. — 1995. — № 4 — С. 18−25.
  71. И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Дисс.канд. пед. наук. СПб., 1996. — 211 с.
  72. А.Ф. К проблеме надежности диагностических методик //Новые исследования в психологии. Отв. ред. А. Р. Лурия. -М.: Педагогика, 1974. № 2 — С.11−16.
  73. Е.Я. Дидактические основы знаний в учебных мастерских //Школа и производство. 1965. № 2.
  74. Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников: Дисс. канд. пед. наук. -Воронеж, 1996.-186 с.
  75. П. За индивидуально-тематический учет знаний учащихся /Советская педагогика, 1951. № 7.
  76. Г. Ф. Оценка знаний должна быть воспитывающей // Школа и производство. 1965. — № 9.
  77. Ю.В. Организационно — деятельностные игры и развитие образования. М., 1992. — 192с. (Монография докт. психол. наук).
  78. Д.Х. Принципы и методы проверки и оценки знаний учащихся в средней школе //Дис. канд. пед. Наук 1955.
  79. В.В., Ломпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982. С. 143−156.
  80. Н.Г. О проверке и оценке знаний учащихся //Народное образование. 1952. — № 2.
  81. Н.Г. Обучающее значение опроса учащихся //Советская педагогика. 1953. — № 3.
  82. Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. М., АПН РСФСР, 1958.
  83. Н.Г. Против формализма в учете знаний учащихся //Народное образование. — 1955. -№ 11.
  84. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974. 189с.
  85. А.Н. История зарубежной педагогики. М., «ФОРУМ», 1998.
  86. Дидактика технологического образования /Книга для учителя. /Под ред. П. Р. Атутова. М, ИОСД РАО, 1997. С. 286−299.
  87. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда иинженерная психология. Л.: изд-во ЛГУ, 1979. — 224с.
  88. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  89. Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. 39с.
  90. А.Г. Методика занятий в школьных мастерских. М., 1966.135с.
  91. Дж. Школа будущего — М.: Госиздат. 1926.
  92. .П. О роли и характере учета успеваемости в советской школе //Советская педагогика, 1955 № 9.
  93. А.Л., Тарабарина Н. Ф. Современные проблемы психодиагностики //Психологический журнал. 1981. — № 4. — С. 160−169.
  94. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  95. Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
  96. Зарубежный и отечественный опыт подготовки детей к труду в условиях рыночных отношений //Отв. ред. Сасова И. А. — М., 1989. — 135с.
  97. И.А. Педагогическая психология. М., — «Логос»., 2002. — С.217−232.
  98. И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Педагогическое общение, как процесс решения коммуникативных задач //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся //Под редакцией А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  99. Г. М. Психологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966. — 114с.
  100. М.И. Как оценивать знания учащихся //Начальная школа, 1935.-№ 11.
  101. М.И. Основные вопросы учета успеваемости //Советская педагогика, 1946. № 8−9.
  102. М.И. Принципиальные вопросы норм оценки знаний //Советская педагогика, 1939. -№ 4.
  103. Зарецкий М. И. Принципы и система учета знаний в советской школе
  104. Советская педагогика, 1938. № 4.
  105. М.И. Учет успеваемости в советской школе //Дис. канд. пед. наук, 1940.
  106. И.В. Воспитание на уроках труда //Школа и производство. 1965.-№ 9.
  107. В. О текущем учете успеваемости //Народное образование. 1948, № 7.
  108. Ф.И. Психология трудового воспитания.- Минск, 1988.160с.
  109. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1979.-218с.
  110. Е.П. Мотивация поведения. СПб., 2000.
  111. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1−3. -М.: Знание, 1972−1973.
  112. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 64с.
  113. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М., 1991.
  114. П.С. О проверке измерительных навыков учащихся //Начальная школа. 1961. № 3.
  115. Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг./Под редакцией И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, М., 1981.-329с.
  116. Кан-Калик В.А., Никаноров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. Ю7. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избр. педагог. Соч. М., 1982.
  117. П.Ф. Педагогический процесс //Избр. пед. соч. /Под ред.
  118. Д.Ф. Качество знаний при обучении. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.-26 с.
  119. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  120. В.И. О методах трудового обучения //Школа и производство, 1967.-№ 8.
  121. С. Из опыта учета знаний по географии //География в школе, 1949. № 1.
  122. С.Н. Особенности мотивации учебной трудовой деятельности младших школьников в различных условиях обучения. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. -182 с.
  123. С.Н. Педагогическая диагностика трудовой обученности школьников //Дисс. канд. педагог, наук. Брянск., 1992.
  124. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278с.
  125. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1960. — 304с. 115.
  126. Н.Е. Оценка знаний и навыков учащихся в учебной мастерской //Политехническое обучение. 1958. № 8.
  127. Н.С. Инспектирование трудового обучения в 4−8 классах. М., 1975. 58с.
  128. Ю.А. Что нужно знать директору школы и системе и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  129. Контроль качества и оценка в образовании /Материалы международной конференции. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена. — 1998. — 134 с.
  130. Концепция технологического образования: //Школа и производство, 1999.-№ 1.-С. 3−16.
  131. Н.М. Нужен ли в школе практический труд. //Школа и производство, 2001. № 1.
  132. В.К., Панчешникова Л. М. Опыт создания объективных измерителей оценки ЗУН учащихся //Советская педагогика, 1964. -№ 3.
  133. П.М. Вопросы методики формирования технологических умений и навыков у учащихся на занятиях в школьных мастерских //Дис. канд. пед. наук. 1963.
  134. К.П. О контрольных работах по труду //Школа и производство, 1963. № 12.
  135. С.А. Физиологические основы развития трудовых навыков у школьников //Советская педагогика, 1965. № 15.
  136. Ф.В. Учет знаний, как средство повышения эффективности обучения учащихся вечерней (сменной) школы //Дис. канд. пед. наук, 1963.
  137. Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Кн. для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. — 104 с.
  138. Г. С. Принцип развития в психологии. — В кн.: Методологические и теоретические проблемы в психологии. — М.: Наука, 1969. С. 118−152.
  139. П.М. Оценка практических работ на школьном участке //Биология в школе, 1958. № 3
  140. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: Дисс. докт. психол. наук. — М., 1995. — 288с.
  141. Г. Психология развития. СПб.: изд-во «Питер», 2000 — 992с.
  142. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.347с.
  143. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. Майкоп: Качество, 1997.-195 с.
  144. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дисс. докт. пед. наук. -Майкоп, 1998.-431 с.
  145. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  146. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М., 2003.
  147. Д.И. История педагогики. М.:"ФОРУМ", 1998.-С. 133−144.
  148. Н.Д. Психология труда. — М.: Учпедгиз, 1963. — 340с.
  149. В.А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже//Жан Пиаже избр. психол. труды. М., 1969.
  150. Р.Г. Дать школе подлинно научные критерии оценки знаний //Учительская газета, 2 марта 1949.
  151. Р.Г. Дидактические очерки. Алма-Ата, 1964.
  152. Р.Г. Об учете знаний и умений школьников //Советская педагогика, 1960. № 1.
  153. Р.Г. Проверка и оценка знаний учащихся (тезисы доклада) // Педагогический сборник //Трудовая школа, 1923, № 4−5.
  154. А.Н. Проблема деятельности в психологии. — Вопросы философии, 1972. № 9, С. 95−108.
  155. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. —186с.
  156. И.Я. Качество знаний учащихся: какими они должны быть. -М., 1978.-118 с.
  157. Е.С. Учет и оценка знаний во французской школе //Советская педагогика, 1938. № 4.
  158. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968. 267с.
  159. Л.А. Учет успеваемости по труду //Школа и производство, 1961.-№ 10.
  160. Л.А., Добрусин Д. Л. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских. М., 1969. 191с.
  161. .Т. Экология детства: прежде и теперь //Развитие личности. 1997.-№ 1.
  162. .Ф. Формирование производственных навыков у школьников. Л., 1959.
  163. В.М. Наше мнение об оценках по труду //Школа и производство, 1966. -№ 10.
  164. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. — Воронеж НПО «Модэк», 1995. — 176с.
  165. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия
  166. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  167. О.П. Пути исследования проблемы количественной оценки эффективности учебного процесса //Советская педагогика. 1979. — № 8. -С. 75−81.
  168. Г. В. Психологические условия воспитательного воздействия на учащихся оценки их знаний //Дис. канд. наук, 1957.
  169. И.Н. О неправильных оценках знаний и их влияние на учащихся //Советская педагогика, 1941. № 5.
  170. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. 115с.
  171. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.-191с.
  172. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. 212с.
  173. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования., Мозырь, 2000. С. 242 — 258
  174. Методика обучения учащихся технологии/Под ред. В. Д. Симоненко, Брянск, 1998.
  175. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии, — 1987. № 5.
  176. А.Г. Учет знаний, как средство повышения успеваемости учащихся //Дисс. канд. пед. Наук., Л.: 1953. 51с.
  177. Г. Е. Некоторые средства и пути определения нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся на занятиях в учебных мастерских //Сборник «Вопросы методики обучения техническому труду в 4−8 классах». 1970.
  178. Г. Е. Проверка знаний и умений учащихся //Школа и производства, 1970. № 1.
  179. Г. Ё. Система учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся на уроках труда и производственного обучения. М., АПН РСФСР, 1964.
  180. Г. Е. Учет и оценка знаний и умений учащихся //Школа и производство, 1965. № 4.
  181. А.И. Педагогический процесс, как целостное явление. М., 1983.- 129с.
  182. К.А. Оценка знаний учащихся при закреплении материала и ее психологическое значение //Дис. канд. пед. наук, 1959.
  183. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии, Брянск., 2000. С. 133 — 143.
  184. X. Об оценках по труду //Школа и производство, 1965.10.
  185. В.М. Психология. И.: Физкультура и спорт. — 1979.
  186. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.-75с.
  187. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний /Под ред. Н. П. Макаркина. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994. — 219 с.
  188. Г. А. Нужна ли ежедневная балльная оценка знаний учащихся //Советская педагогика, 1958. № 5.
  189. Р.А. Система упражнений при обучении учащихся первоначальным трудовым умениям в школьных мастерских //Дис. канд. пед. наук, 1961.
  190. Новейший философский словарь /Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  191. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений // Профпедагогика. М., 1986.
  192. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  193. Новые педагогические и информационные Технологии в системе образования //Под ред. Полат Е. С. М., ACADEMIA., 1999. С. 31 — 40.
  194. Я.И. О воспитании интереса к труду //Школа и производство, 1966. № 9.
  195. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  196. В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  197. В. Процесс обучения. М., 1962.
  198. М. О критерии оценок практических работ учащихся в учебных мастерских //Политехническое обучение, 1958.
  199. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  200. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988. С. 214 -217.
  201. Основы методики трудового и профессионального обучения //В.А. Кальней., В. С. Капралова., В. А. Поляков //Под ред. В. А. Полякова. М., 1987.
  202. Особенности обучения и психическое развитие школьников 13−17 лет //Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1988.
  203. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии //Министерство образования Российской Федерации. М., Дрофа., 2000. -119с.
  204. М. Б. «Технология» — новый учебный предмет в школе. СПб., Либра 1992.-12с.
  205. М.Б., Питт Д. Образовательная область технология //Теоретические подходы и методические рекомендаций. Йорк. Англ. 1997. С. 96 100.
  206. Педагогика //Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. Третье изд. доп. и пер. М., 1998. 354с.
  207. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа Пресс, 1998. — 512 с.
  208. Е.И. Проверка знаний — мощное средство в борьбе за успеваемость //Дис. канд. пед. наук, 1946.
  209. Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: АПН РСФСР, 1960.-511 с.
  210. Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе //Дис. доктора пед. наук, 1958.
  211. А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996. 44с.
  212. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии ., 1987. № 1.
  213. П.И. Педагогика. М., 1998. С. 352 -364.
  214. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., 1999.-С. 94−102., 136−143.
  215. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962.
  216. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — 256с.
  217. И.П. Педагогика. В 2х Т, М., Владос, 1999. Т1, 395с.
  218. Л.Г. Об оценке труда школьников в учебных мастерских //Школа и производство, 1961. № 9.
  219. В.А. О практической проверке знаний, умений и навыков учащихся //Физика в школе, 1963. № 5.
  220. В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982. 38с.
  221. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М., 1988.
  222. Я.А. Фазы творческого процесса, // Исследование проблем психологии творчества — М.: Наука, 1983. — С. 3 -5.
  223. Проблемы качества образования: Материалы XI Всерос. Научно-методической конференции. М., Уфа, 2001. — 74 с.
  224. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка /Под ред. Е. Д. Божович: Учебное пособие. Московский психолого-социальный институт, 1999.-224 с.
  225. Н.С. Психологический смысл труда. М., 1997. — 352с.
  226. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
  227. Развитие творческой активности школьников //Под, ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991. 193с.
  228. А.З. Формирование творческого мышления школьников.
  229. Дисс. докт. психол. наук. — М., 1993. — 307с.
  230. Е. Возрастная динамика познавательного интереса. М., 1998.
  231. Н.М. Измерения в дидактике. Киев., 1985.
  232. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996. С. 117−132.
  233. Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск, БГПУД992. С. 62
  234. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т., М.: Педагогика, 1989. Т. I — 334с., Т. 2 — 328с.
  235. В.В. Комплексный метод диагностики сформированности учебной деятельности у школьников //Новые исследования в психологии. М., 1984. -№ 1.
  236. С.И. Некоторые вопросы учета успеваемости //Советская педагогика, 1953. -№ 3.
  237. С.И. Педагогические основы оценки успеваемости учащихся //Дис. канд. пед. наук, 1950.
  238. Р.Х. Воспитательное значение оценки знаний учащихся 5 класса//Дис. канд. пед наук, 1955.
  239. Е.Ш. Психология воспитательного воздействия на младших школьников оценки учителем их знаний //Дис. канд. пед. наук, 1951.
  240. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  241. З.В., Жинеренко И. К. Межпредметный марафон знаний как нетрадиционнная форма контроля //Наука и школа. 1998. — № 4. — С. 46−53.
  242. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. — М., 1988. С. 92−94.
  243. В.Д. Технологическая культура. — Брянск, 1999. — 216с.
  244. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников //Теоретико-методологические аспекты. Брянск., 1999.
  245. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации //Автореферат дисс. канд. Психолог, наук. М., 1982.
  246. Н.Г. Проверка знаний, умений и навыков учащихся на уроках математики в средней школе //Дис.канд. пед. наук, 1960.
  247. Д.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998.
  248. Е.В. О единых требованиях к оценке успеваемости //Школа и производство, 1966. № 1.
  249. .А. Мотив и смысл. М., 1993. 261с.
  250. Е.В. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся по труду //Политехническое обучение, 1959. № 7.
  251. И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дисс. канд. пед. наук. -СПб, 1999.- 198 с.
  252. В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся // Советская педагогика, 1962. № 2.
  253. A.M. Педагогика. М.: Владос, 2001
  254. С.Ф. Пути рационализации проверки и учета успеваемости учащихся в средней школе //Дис. канд. пед. наук. 1966.
  255. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-37 с.
  256. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-95с.
  257. И.М. О воспитательном влиянии труда //Школа и производство. 1965. -№ 2.
  258. Технологическое образование школьников и студентов //Вопросы теории и практики //Сборник научных трудов. БГПУ БИПКРО., Брянск.-2000. 41с.
  259. Технология 5−11 классы //Программно-методические материалы. М., Дрофа, 1999.-С. 40−42.
  260. Г. П. Учет и оценка знаний и умений школьников //Школа и производство, 1964. № 12.
  261. Трудовое политехническое обучение в средней школе //Под ред.
  262. К.А. Ивановича, Д. А. Эпштейна., М., 1972.
  263. A.M. Проверка и оценка качества усвоения сельскохозяйственных умений учащихся 5−7 классов сельской школы //Политехническое обучение. 1957. № 1.
  264. К.М. Система учета и оценки успеваемости учащихся на уроке. М., 1951. -24с.
  265. Формирование учебной деятельности школьников //Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой, — М.: Педагогика, 1982.
  266. Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. М., 1985.
  267. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — T. I- 396с.
  268. З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, 1960.
  269. С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1992.
  270. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». М., ИОСО РАО, 1999. 44с.
  271. П. Об оценках по труду //Школа и производство. 1964. № 1.
  272. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.
  273. М.М. Методы работы в трудовой школе. Изд. 3., 1927.-46с.
  274. Н. А. Проверка знаний, умений и навыков на занятиях в школьных мастерских //Советская педагогика. 1963. № 9.
  275. Н.А. Анализ процесса формирования первоначальных технологических умений у учащихся 5−8 классов //Дис. канд. пед. наук. 1963.
  276. Н.А. О критериях знаний и умений //Школа и производство. 1964.- № 6.
  277. А.Ф. Нужна ли пятибальная система //Советская педагогика. 1958. № 4.
  278. З.Ф. Деятельность — основа формирования личности. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1991. — 405с.
  279. В.Д., Дружинин В. Н. Развитие и диагностика способностей. — М., 1991. — 178с.
  280. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  281. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. М., 1999.-354 с.
  282. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  283. Школа и труд //Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Кальней. М., 1983.
  284. Ф.А. Воспитание интереса к труду //Школа и производство. 1967.-№ 2.
  285. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1993. -248с.
  286. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  287. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  288. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Ин-т практической психологии, 1995.
  289. У.Р. Конструкция мозга. — М.: Мир, 1969. — 363с.
  290. А.И., Атутов П. Р. Школа и труд. М., АЛЛ РСФСР, 1963.
  291. Atkinson J/W., Feather N. Т. A Theoiy of Achievement Motivation. N. Y., 1966.-197 p.
  292. Educating Americans for the 21-th Century, — Wash., 1983. — 251 p.
  293. Godefroid Jo Les chemins de la psychologie. Bruxelles. 1992. P. 240−242.
  294. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y. 1954. -46p.166
Заполнить форму текущей работой