Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с минимальными нарушениями слуха
Диссертация
Анализ литературы показал, что проблема минимальных нарушений слуха у детей привлекала внимание специалистов различного профиля. В работах по физиологии отмечена связь минимальных нарушений слуха с минимальными мозговыми дисфункциями, обращается внимание на трудности отграничения данных состояний ввиду полиморфности проявлений. В аудиологии отмечается, что минимальные нарушения слуха могут… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха
- 1. 1. Проблема сопровождения детей с отклонениями в развитии в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения слуха
- 1. 2. 1. Определение категории детей с минимальными нарушениями слуха
- 1. 2. 2. Состояние психолого-педагогического сопровождения детей с минимальными нарушениями слуха
- 2. 1. Распространенность минимальных нарушений слуха в городах Южно-Кузбасского региона
- 2. 2. Результаты диагностики развития речи и психических функций детей с минимальными нарушениями слуха
- 2. 2. 1. Выявление детей с предполагаемыми нарушениями слуха
- 2. 2. 2. Аудиологическое обследование и его результаты
- 2. 2. 3. Определение уровня развития речи и его результаты
- 2. 2. 4. Диагностика слухового внимания, слуховой памяти и ее результаты
- 2. 2. 5. Педагогическое обследование и его результаты
- 2. 3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с минимальными нарушениями слуха
- 3. 1. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха
- 3. 2. Организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха в условиях центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
- 3. 3. Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха
Список литературы
- Авдеева Е. Ю., Пёлымская Т. В., Шматко Н. Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным*слухом // Дефектология. — 1999. — № 4. С. 77−80.
- Активизация познавательной деятельности слабослышащих школьников в учебном процессе // Сб. науч. тр. АПН- СССР, НИИ дефектологии. -М., 1976.-78 с.
- Актуализация: познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: Сборник научных трудов // Под, ред. Е. И. Андреева, Л., Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена: 1973: — 156 с.
- Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001.- 152 с.
- Александрова А.С. Экологический^ подход к обучению детей группы риска / Сб. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска». Состояние, проблемы, перспективы. -Кемерово, 2003. С. 44−52.
- Александровская М. А. Проблема организации выявления и учета детей с нарушениями слуха// Дефектология. 1976. — № 3. — С. 6 -12.
- Алиева З.С. Развитие, слуховой системы в раннем онтогенезе при- нормальном и нарушенном слухе. Автореферат дисс:. канд. псих. наук. -М., 1988.- 16 с.
- Ананьев Б: Г. Воспитание внимания школьника. 2-е изд. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — 52 с.
- Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М: Изд-во «Ось — 89″, 1998: — 224 с.
- Багрова И. Г. К вопросу об обучении слабослышащих школьников восприятию речи на слух // Дефектология. 1981.- № 4. — С. 62−67.
- Багрова И. Г. Работа по развитию слухового восприятия в школе дляслабослышащих детей // Дефектология. 1981.-№ 5.-С. 37−41.
- Базаров В. Г., Лисовский В. А., Мороз Б. С. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования. — М., 1984. — С. 6−32.
- Базаров В. Г., Розкладко А. И. Оценка нарушений слуха при различных формах тугоухости // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. -1989.-№ 3.-С. 28−29.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1996. — 90 с.
- Бару А. В. Роль различных отделов слуховой системы в восприятии звуков // Физиология сенсорных систем / Отв. ред. Г. В. Гершуни. Л.: Наука, 1972. — Ч. 2. — С. 261 — 279.
- Басова А. Г. Обучение грамоте слабослышащих детей в специальном детском саду // V сессия по дефектологии 27 30 марта 1967 г.: Тез. Докладов. — М.: Просвещение, 1967. — С. 264 — 265.
- Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. — М., 1984. 295 с.
- Батов Г. Н. История обучения слабослышащих детей в России. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
- Бельтюков В. И. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М., Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1958. — 140 с.
- Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.-92 с.
- Беляев К. Мелфон: проблемы, поиски, решения // Аудио Инфо. 2006, № 4.-С. 19−25.
- Бертынь Г. П., Соловьева И. Л. Модель специального коррекционно-образовательного учреждения для глухих // Дефектология, 1997. № 6. — С. 14−18.
- Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М., 1998.-298 с.
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 224 с.
- Богомильский М. Р., Сапожников Я. М. Методические подходы и особенности аудиологического обследования детей различных возрастных групп. М.: Изд-во РГМУ, 1996. — 17 с.
- Богомильский М. Р., Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М., 2001.-78 с.
- Боскис Р. М. Исследование проблемы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха Н Советская педагогика. 1966. — № 1.- С. 8189.
- Боскис Р. М. К теории специального обучения детей с частичным дефектом слуха // Доклады Акад. пед. наук РСФСР. 1958. — № 3. -С. 113 -116.
- Боскис Р. М. Некоторые принципы диагностики аномального развития ребенка с частичным поражением анализатора (к теории вопроса) // Известия Академии пед. наук РСФСР. М., 1961. — вып. 117. — С. 3 — 16.
- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-335 с.
- Боскис Р. М. Обучение детей с недостатками слуха в массовой школе // Советская педагогика. 1956. — № 8. — С. 43 — 51.
- Боскис Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха // Дефектология. 1969. — № 1. — С. 18−26.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975. — 143 с.
- Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.
- Вайнштейн А. И. Вспомогательные средства слуха. Л., 1972. — С. 18−36.
- Велицкий А. П. Вопросы происхождения, классификации и измерения тугоухости. — Л., 1978. С. 9−16.
- Велицкий А. Пг. Методика.исследования слуховой функции. ¦—М., 1972-- 126 с.
- Венгер Л. А. Психологическая готовность к обучению в школе'// Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина и Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1977. — С. 11 — 19.
- Визель Т. Г. Значение функциональных интеграции для формирования и нарушений речевой функции // Проблемы патологии развития и распада речевой функции: Тез- докл. науч.-практ. конф. „Центральные механизмы речи“. СПб.: Изд-во СПбУ, 1999. — С. 106 — 109.
- Власова Т.А. Некоторые проблемы сурдопедагогики //Дефектология. -1985.-№ 2.-С. 3−9.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.—М., 1973. 175 с.
- Выготский*Л! С. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. А. В. Запорожца1.
- М!: Педагогика, 1982. — т. 5.
- Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Народное просвещение, 1925. № 1. — С. 112−120.
- Гельфанд С. А., Слух. Введение в психологическую: акустику: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1984. — 351 с.
- Гершуни Г. В. Об организации функций слуховой системы // Физиология сенсорных систем / Отв. ред. Г. В- Гершуни. — Л.: Наука, 1972.-Ч. 2.-С. 286 -307.
- Гилевич И. Mi, Тигранова Л. И. К проблеме интеграции (програм.подгот. учителей массовых шк. к работе с детьми- с нарушениями слуха) // Дефектология: -1996. № 6. — С. 44 -51.
- Гилсвич И. М., Тигранова Л. Н: Если ребенок со сниженным» слухом учится-' вь массовой/ школен. В*- помощь, педагогам- массовой4 шк. с интегрир. обучением и родителям) // Дефектология. 1995. — № 31- С. 39−46,
- Головчиц JT. А. Дошкольная: сурдопедагогика: Воспитание и? обучение дошкольников: с нарушениями слуха: Учеб. пособие* для студ. высш. учеб- заведений--Ml: ВЛАДОС, 200 Г.-304 с.
- Григорьева Л. П., Алиева 3: С. Идр^ О теоретическом" ш практическом? значении? нейропсихологических исследований в дефектологии // Дефектология: 1997.- №-5- - G. 15 -26.
- Дмитриев А. А. О формировании: единого специального- образовательного пространства* в Красноярском крае: // Дефектология, 1996.-№ 6.-С. 13.
- Жилинский 10. И. Технические устройства для оказания помощи людям с нарушенной слуховой функцией! Реабилитация- инвалидов по слуху. -Л, 1 980 154- Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Известия АПН РСФСР. — 1958. -370 с.
- Загорянская М. Е., Румянцева М. Г. Эпидемиология нарушений слуха удетей // Дефектология. 2005. — № 6. — С. 14−20.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ. М., 1996.
- Залюбовский П. М. Философский анализ проблемы общения человека в условиях сенсорной недостаточности. Автореферат дисс.. канд. философских наук. Киев, 1981. — 18 с.
- Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I—VI классы 2-го. отделения).— М., 1976.-С. 12−40.
- Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку.— М., 1978. С. 721.
- Зыков С. А. Проблемы сурдопедагогики / Сост. и авт. библогр. Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова -М., 1997. 232 с.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под ред. JI. М. Шипицыной, JI. П. Назаровой. СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 64 с.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
- Исследование личности, детей с нарушениями слуха: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., НИИ дефектологии, 1981. -148 с.
- Истомина 3. С. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном, возрасте / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. 2-е изд. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. — С. 75 — 90.
- Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995. — С. 27.
- Каплинская К. П. Использование слухового восприятия в работе над исправлением недостатков произношения' у тугоухих детей // Учебно -воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1957. -Вып. 6.-С. 54−73.
- Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальнымидизартрическими расстройствами: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
- Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. — М., 1980. — С. 2445.
- Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению / К. Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донская и др.- Под ред. К. Г. Коровина. М., 1995. — 160 с.
- Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. — Л.: Медицина, 1989.-224 с.
- Комаров К. В. Обучение слабослышащих детей грамоте. — М.: Просвещение, 1983. С. 11−46.
- Комаров К. В. К истории изучения и обучения слабослышащих // Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. Краснодар, 1998. — С. 3 -37.
- Комаров К. В. Особенности обучения слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1985. — 87 с.
- Комаров К. В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся. — М.: Просвещение, 1983. С. 8−22.
- Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. — М., 1982. С. 13−19.
- Коровин К. Г. Формирование грамматического строя речи (практическая грамматика) // Обучение русскому языку, чтению, произношению / Под ред. К. Г. Коровина. М.: Просвещение, 1995. — С. 88 — 126.
- Коровин К. Г., Комаров К. В. Интенсификация процесса обучения слабослышащих детей как средство повышения его эффективности // Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе слабослышащих на начальном этапе обучения. М., 1982. — С. 3−12.
- Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функцииу детей раннего возраста. СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
- Королева И. В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей. СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2000. — 36 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.- Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и речи / Под ред. Е. Ф. Соботович. Киев: КГПИ, 1989. — 126 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. JI. П. Носковой. М., Педагогика, 1989.- 173 с.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 112 с.
- Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. —М., 1970.
- Кузьмичева Е. П. Развитие нарушенной слуховой функции // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей.-М., 1990.-с. 117−118.
- Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих.— М., 1983.
- Кузьмичева Б. П., Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей с нарушениями слуха и интеллекта /Под ред. JT. П. Носковой. М.: Педагогика, 1984. — С. 90 — 107.
- Кукушкина О. И. Формирование пространственных представлений у глухих детей младшего школьного возраста. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1986. — 18 с.
- Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1953. -С. 3−18.
- Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников.— М., 1971. С. 5−12.
- Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. М.: Теревинф. — 2009. — 144 с.
- Леонтьев А. Н. Ощущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А. Н. Леонтьева и Л. И. Божович. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 39 — 76.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — С. 7.
- Лихачев А. Г. Справочник по оториноларингологии. М., 1984. — 362 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический проект, 2000.-512 с.
- Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 109 — 139.
- Львов М. Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах // Под. ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М. -1977.-С. 56.
- Ляпидевский С. С. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. — С. 5 — 39.
- Малофеев Н. Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты // Дефектология. 1993, № 3. — С. 3−7.
- Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. -2001, № 5.-С. 3−11.
- Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996, № 1. — С. 3−10.
- Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа дляпостроения программы развития // Дефектология. 1997, № 4. — С. 3−15.
- Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997, № 6.-С. 3−10.
- Марциновская Е. Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.— М., 1985. 168 с.
- Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987.-184 с.
- Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1984.-45 с.
- Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной, И. Т. Власенко. Вып. 2. — М., 1996. — 147 с.
- Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими^ детьми. — Л., 1986.
- Метт А. И. Специальная работа с тугоухими детьми, обучающимися в массовой школе // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. -1946. Т. XXXVI, вып. 1. — С. 267−278.
- Мещеряков А.И. Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов // Специальная школа. 1967. — № 6 (126). — С. 131−138.
- ПЗ.Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
- Миронова Э. В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. — 304 с.
- Миронова Э. В. Оглохшие (позднооглохшие) дети / Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1998. — С. 167 — 189.
- Митринович-Моджаевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава, Польское гос. мед. изд-во, 1965. 353 с.
- Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. -2001, № 1. С. 60−64.
- Мороз Б. С, Базаров В. Г., Гехт Ю. X. Методика подбора слухового аппарата при слухопротезировании. — Киев, 1982.— С. 11−16.
- Морозова Г. В. Особенности зрительного восприятия детей с разными аномалиями развития. Автореферат. канд. психол. наук. М., 1988. — 23 с.
- Назарова Л. П. Дидактическая система развития слухового восприятия учащихся в целостном образовательном процессе школы слабослышащих. -СПб.-2001.-С. 8−17.
- Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. -М., Просвещение, 1981. 120 с.
- Назарова Л. П. Технология развития слухового восприятия слабослышащих учащихся. СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. -2001.-С. 12−25.
- Назарова Л. П. Формирование речевого слуха у учащихся 1−2 классов школы слабослышащих II отделения : Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1970.- 16 с.
- Назарова Н. М. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001. 287 с.
- Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы. М., 1992. — 162 с.
- Нейман JI. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М.: Просвещение, 1977. 176 с.
- Нейман JI. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. М.: Просвещение, 1974. — 94 с.
- Нейман JI. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 360 с.
- Основы управления специальным образованием / Н. Н. Малофеев, Э. Н. Макшанцева, Н. М. Назарова и др.- Под ред. Д. С. Шилова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Пальчун В. Т., Вознесенский Н. JI. Болезни уха, горла и носа. М.: Медицина, 1986.
- Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей / Дефектология. 1979. — № 3.
- Певзнер М. С. Медицинское обслуживание специальных школ // Дефектология. 1970. — № 6. — С. 3−10.
- Пискарёва Е. П. Педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха в целях диагностики развития и отбора в специальные учреждения // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 59−64.
- Пономарева 3. А., Логинова Е. Т. Направления коррекционной работы с родителями оглохшего ребенка / Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб.: Образование, 1997.1. С. 126−135.
- Преображенский Ю. Б., Годин Л. С. Основы слухового протезирования у детей. М.: Медицина. — 1973. — 176 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. М. М. Семаго. М., 1999. — 138 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л: М. Шипициной. М.: Владос, 2003. — С. 10 — 37.
- Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха: Из опыта работы / Ред.-сост. Е. П. Кузьмичева, Н. Ф. Слезина. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
- Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. -М.: Медицина, 1969. С. 24−45.
- Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973. С. 55 — 64.
- Pay Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.: Педагогика, 1981.-168 с.
- Рахманов В. М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Харьков: Основа, 1990. — 153 с.
- Речицкая Е. Г. Формирование учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология. 1987.- № 4. — С. 40−45.
- Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М.: Владос, 2000. — 192 с.
- Розанова Т. В., Яшкова Н. В. Психологические особенности глухих детей с затруднениями в. обучении // Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями в обучении / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. М., 1980. — С. 43 — 82.
- Роземблюм А. С., Цирульников Е. М. Новые методы диагностики нарушений слуха. -М.: Медицина, 1993. 53 с.
- Руленкова Л. И., Смирнова О. И. Аудиология и слухопротезирование. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.
- Сапожников Я. М. Методика исследования звукового анализатора // Основы пропедевтики в детской оториноларингологии / Под ред. М. Р. Богомильского. М.: РГМУ, 1999. — С. 45 — 58.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
- Синяк В. А. Логопедия. -М.: Просвещение, 1985. С. 77−81.
- Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1992.-19 с. 7
- Соколова С. В. Изучение особенностей слуховой функции и вопросов слухопротезирования при глухоте и тугоухости // Слух и речь в норме и патологии. Л., 1974. — С. 60−61.
- Соловьева А. И. Основы психологии слуха. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -187 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. М: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.- Под ред. М. И. Никитиной.— М.: Просвещение, 1989. 384 с.
- Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Багрова и др.- Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. — 655 с.
- Таварткиладзе Г. А., Гвелесиани Т. Г. Клиническая аудиология. М., 1996.-75 с.
- Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. М.: Медицина, 1984. — 239 с.
- Темкин Я. С. Глухота и тугоухость. М.: Медгиз, 1957. — 428 с.
- Тигранова Л. И. Пропедевтика формирования логического мышления слабослышащих детей (логическое действие «определение») // Дефектология. 1988. — № 1. — С. 38 — 42.
- Тигранова Л. И. Развитие общелогических умений // Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. Краснодар, 1998. — С. 91−115.
- Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978- -' -112с.
- Токарева Е. П. Педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха в целях диагностики развития и отбора в специальные учреждения // Дефектология. -1979. № 4. — С. 59−64.
- Уфимцева Л. П., Беляева О. Л. Облегчение адаптации слабослышащих школьников при переходе с I на II ступень в условиях интегрированного обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2006.-№ 2.-С. 3−12.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008. — 8 23 с.
- Фишман М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. -М.: Изд-во «Экзамен», 2004. 64 с.
- Хватцев М. Е. Как предупредить недостатки голоса и речи у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 67−70.
- Хватцев М. Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
- Хризман Т. П. Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978. — 128 с.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 328 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология, 1986. № 5. — С. 57 -61.
- Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Черненко Т. Е. Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха / Автореф. дисс.. канд. пед. наук по спец. 13.00.03 коррекционная педагогика (сурдо). СПб., 2001.
- Шаабдурасулова М. Н, К вопросу образовательной интеграции слабослышащих и глухих детей // Дефектология. 1976. — № 6. — С.84 -89.
- Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. «Известия АПН РСФСР», вып. 13. — М., 1948. — С. 101−132.
- Шеремет М. К. Вопросы подготовки слабослышащих детей к школьному обучению // Проблемы коррекционно-воспитательной работы в специальных школах Молдавии. Кишинев, 1980. — С. 25−36.
- Шестакова М. А. К характеристике нарушения слуха и речи у слабослышащих учащихся массовых школ // Специальная школа. 1965. Вып. 4. — С. 65 — 72.
- Шестакова М. А. О некоторых приемах словарной работы со слабослышащими детьми, обучающимися в массовых школах // Вопросы обучения и изучения аномальных детей. М., 1963. — с.81- 88.
- Шкловский В. М. и др. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 2001, № 2. — С. 2027.
- Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999, № 2. — С. 49−56.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журн. практ. психолога. 1999, № 3. — С. 101 119.
- Deiner Penny Low. Resources for teaching children with special needs. New York etc., 1983.
- Kirk S. Research in Education: Mental Retardation. Chicago, 1993.
- Rotry R. Psihology at the Mirror of Nature. Prinstone, 1992.
- Классификации нарушений слуха
- Классификация тугоухости по X. Флетчеру (1953):
- Степень тугоухости Тональные пороги (ДБ) Расстояния (м), на котором слышныразговорная речь шепот1. До 25 6 0,5
- До 45 средней громкости (2,1) 0,02
- I до 65 средней громкости (0,21), громкая (1,2) 01. 85 средней громкости (0,021), громкая (0,12) 0
- Классификация тугоухости по Г. В. Ковтун (1973):
- Степень тональные пороги (дБ) расстояния (м), на котором слышнытугоухости разговорная речь шепот1.20−40 3−6 1,5−21. 40−60 3 около ушной раковины
- I 60−80 около ушной раковины (речь) 01. 80 около ушной раковины (крик) 0
- Классификация нарушений слуха Б. С. Преображенского (1938):
- Степень тугоухости Расстояние (м), на котором слышны Учреждение, где обычно учатся дети при наличии дефекта слуха- подсобные средстваразговорная речь шепот
- Легкая более 6 3−6 массовая школа- на особом учете врача-специалиста
- Умеренная 4−6 1−3 массовая школа- парта в зависимости от снижения слуха
- Значительная 2−4 0,5−1 массовая школа- чтение с губ- 1−2 парта
- Тяжелая меньше 2 0−0,5 школа для слабослышащих- микрофон- чтение с губ
- Классификация нарушений слуха G. Beckman (1966):
- Понижение слуха (дБ) Вид школы35.40 нормальная школа, без слуховых аппаратов, первая парта40.60 нормальная школа с употреблением слуховых аппаратов60.90 школа для слабослышащих с употреблением слуховых аппаратовсвыше 90 школа для глухих
- Списки слов для обследования слуховой функции
- Примерные задания для диагностики уровня речевого развития"младших школьников с минимальными нарушениями слуха
- Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:-на дифференциацию звуков по противопоставлениям.
- Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук в предъявляемых на слух словах: звук С. в словах сайка зайка, звук [Р] в словах ложки — рожки и т. д.- на определение места звука в слове.
- Ребенку предлагается отстучать и посчитать, сколько звуков в словах МАК, МУКА, КОМОК.
- В- случае затруднений при составлении слов на слух первоклассникам предъявлялись буквы разрезной азбуки, из которых- необходимо было составить слово.
- Фонематические представления были обследованы в процессе отбора из множества картинок тех, названия которых включают искомый звук и придумывания ребенком слов на заданный звук.
- Обследование словарного запаса:-Исследование номинативного словаря.
- Слова, которые были предложены детям на слух: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИЙ, РОБКИЙ, СЧАСТЛИВЫЙ.-Исследование предикативного словаря.
- Для исследования представленности разных частей речи детям предлагалось составить устное описание сюжетной картины на тему «Зимние забавы». Затем подсчитывалось количество предложений, словарных единиц.
- Обследование грамматического строя речи: — Изменение существительных по падежам.
- Ребенку предлагалось добавить слово, чтобы окончить предложение: «У меня есть кукла У меня нет. (куклы). Я пою песенку. (кукле). Я купаю. (куклу). Я люблю играть с. (куклой). Я мечтаю о красивой. (кукле)».- Преобразование имен существительных.
- Ребенку предлагалось изменить существительные в именительном падеже единственного числа во множественное: стол столы, рука — ., лист — окно —. и т. д.-Образование имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
- Детям предлагалось образовать слова по образцу, например: дом дома — (много) домов окно — окна — (много) окондерево. -., марка —. — .яблоко. -. стол -. -.-Согласование прилагательных с существительными единственного числа вроде.
- Для исследования способности словообразования детям были предложены задания:-Образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Детям предлагались картинки с изображениями предметов разной величины: стул — (стульчик) ложка — (ложечка)кровать — (кроватка) кукла — (куколка)картина — (картинка) дом — (домик)-Образование глаголов с помощью приставок.
- Слова для предъявления на слух: ХОДИТЬ выходить — входить — заходить -переходить — обходить — отходить — проходить — сходить и т. д.- БЕЖАТЬ -.- ЛЕТАТЬ -.- ПЛЫТЬ -.
- Понимание логико-грамматических структур выявлялось с помощью-.. приема выполнения действий с предметами, ориентируясь на флективные отношения:
- Ребенку предлагалось показать ручкой карандаш, карандашом линейку и т. п. по словесной инструкции.
- Анкета для учителей начальных классов.
- Исследование проводится Центром коррекции и реабилитации «Образ» Орджоникидзевского района г. Новокузнецка с целью выявления возможностей учителей начальных классов к осуществлению педагогической помощи детям с минимальными нарушениями слуха.
- Знакомы ли Вы с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха?
- Встречались ли Вы в практике с обучением детей с небольшими нарушениями слуха?
- Всегда ли собственными силами Вы можете предположить у ребенка небольшое снижение слуха?
- Каковы особенности восприятия инструкций и вообще устной речи на слух детьми с небольшими нарушениями слуха?
- Перечислите особенности устной и письменной речи детей с небольшими нарушениями слуха, обучающихся в массовой школе?
- Замечали ли Вы какие-либо особенности адаптации в коллективе сверстников, общения, личности младших школьников с небольшими нарушениями слуха? Перечислите.
- В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности педагогической работы с детьми, имеющими небольшое снижение слуха?1. ГородШкола № 1. КлассДата
- Программа методического семинара для учителей начальных классов, обучающих детей с минимальными нарушениями слуха
- Цели методического семинара:
- Сформировать представление об особенностях развития детей, имеющих минимальные нарушения слуха.
- Ознакомить с основными методами и приемами оказания педагогической помощи учащимся младших классов, имеющих минимальные нарушения слуха.
- Категория слушателей: учителя начальных классов.1. Тематическое планирование1. Тема Кол-во часов Всего
- Лекций Семинаров Практ. занятий
- Общие основы специальной педагогики и психологии 2 2
- Особенности психического развития детей с нарушениями слуха 4 2 в
- Основы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом 6 2 4 121. Итого 12 4 4 201. Содержание курса
- Содержание лекционного курса:
- Общие основы специальной педагогики и психологии.
- В данном разделе освещаются понятия онто- и дизонтогенеза, структуры дефекта, коррекции и компенсации. Раскрываются понятия абилитации и реабилитации, актуального уровня развития- и зоны ближайшего развития.
- Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- Основы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
- Александровская М. А. Проблема организации выявления и учета детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1976. — № 3. — С. 6 — 12.
- Багрова И. Г. Работа по развитию слухового восприятия в школе для слабослышащих детей // Дефектология. 1981. — № 5. — С. 37 — 41.
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975.- 143 с.
- Гилевич И. М., Тигранова JI. Н. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе . :) В помощь педагогам массовой шк. с интегрир. обучением и родителям) // Дефектология. 1995. — № 3. — С. 39 — 46.
- Загорянская М. Е., Румянцева М. Г. Эпидемиология нарушений слуха у детей // Дефектология. 2005. — № 6. — С. 14−20.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под ред. JI. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 64 с.
- Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой.-Краснодар, 1998.-1998.-С.З-37.
- Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1984.-45 с.
- Ю.Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М.: Просвещение, 1977. 176 с.
- Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Багрова и др.- Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.