Концепция и технология развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
Диссертация
В целом актуальность исследования проблемы развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе обусловлена: необходимостью решения проблем наращивания культурного потенциала российского общества, педагогической культуры выпускников вузовпотребностями качественного совершенствования обучения и воспитания, профессионального и личностного развития обучающихся в вузе на основе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Методология исследования проблем мотивации к педагогической деятельности
- 1. 2. Историко-педагогический анализ проблем мотивации деятельности
- 1. 3. Содержание и структура педагогической деятельности
- 1. 4. Сущность мотивации к педагогической деятельности
- 1. 5. Мотивация к педагогической деятельности как фактор повышения качества профессиональной деятельности
- ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
- 2. 1. Методы и методики диагностики мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 2. 2. Диагностика и анализ состояния мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
- 3. 1. Система развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 3. 2. Моделирование системы развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 3. 3. Критерии и показатели развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 3. 4. Ход и результаты экспериментального исследования развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- ГЛАВА 4. ПУТИ, УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
- 4. 1. Развитие мотивации к педагогической деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин в инженерно-экономическом вузе
- 4. 2. Влияние теоретической подготовки на развитие мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 4. 3. Участие в педагогической деятельности как условие развития мотивации у обучающихся в вузе
- 4. 4. Психолого-педагогические взаимодействия по развитию мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе
- 4. 5. Организационно-педагогические условия развития мотивации к педагогической деятельности в вузе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Издательский центр «Академия», 1994. — 224 с.
- Алексеева М.Б. Системное управление подготовкой профессионалов. СПб.: СПбГИЭА, 1997. — 131 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. — 342 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -379 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. — 453 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1996. — 376 с.
- Античная философия//Философия. М.: Академия, 1998. — 436 с.
- Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Наука, 1976. — 234 с.
- Ю.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Педагогика, 1976. — 204 с.
- П.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.: Экономика, 1998. — 236 с.
- Барабанщиков А.В. Методологические основы педагогики советской высшей военной школы//Психология и педагогика высшей военной школы. -М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
- Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов И Советская педагогика. 1981. № 1.
- Барабанщиков А.В. Личностные компоненты педагогической культуры преподавателя//Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989.
- Барабанщиков А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 136 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-412 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д. Университетские женщины: социологический портрет. М.: ИНТОР, 2000. — 89 с.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. -438 с.
- Бодунов М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ-параметрами // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: МГУ, 1980. С. 34−46.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976, № 6.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 2.
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1974.
- Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качествомобразовательного процесса. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
- Бордовский Г. А. Научно-исследовательская деятельность решающее условие повышения качества подготовки специалистов//Подготовка специалистов в области образования. СПб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. — 512 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию. М.: Работник просвещения, 1927. — 120 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997. — 156 с.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Педагогика, 1991.- 233 с.
- Вдовюк В.И. Основы педагогики высшей школы. М.: ГА ВС, 1997. — 200 с.
- Вениаминов В.Н. Негосударственные вузы в образовательном пространстве Санкт-Петербурга//Совершенствование управления системой профессионального образования Санкт-Петербурга. СПб.: Нестор, 1999.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Трансформация мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. № 3.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Педагогика, 1990. — 238 с.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1983.
- Вихановский О.С., Наумов А. К. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1995. — 327 с.
- Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1993. — 568 с.
- Вознюк М.А. Теоретические основы квалиметрии высшей военной школы. -СПб.:ВУС, 1997.- 178 с.
- Войтонис Н.Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение // Психология. Т.2. Вып. 2.-М., Л., 1929.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 326 с.
- Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. М.: Высшая школа, 1994. — 233 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 208 с.
- Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14 т. Т. 8. М.-Л.: Наука, 1929−1959.
- Гершунский Б.С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. -М.: Педагогика, 1986. 336 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Наукова думка, 1986. — 337 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997. — 422 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. М.: Академия, 1995. — 380 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СПбГУ, 1992. — 280 с.
- Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1995. — 298 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 178 с.
- Горшков А.С. Проблемы реформирования высшей школы//Проблемы деятельности ученого и научных коллектив. Международный ежегодник. Выпуск 15. СПб., 2000.
- Горшков А.С. Десятилетие реформ и высшая школа/Юбучение и карьера в Санкт-Петербурге. СПб., 2000, № 2.
- Горшков А.С. Проблемы реформирования высшей школы//Проблемы деятельности ученого и научных коллектив. Международный ежегодник. Выпуск 15. СПб., 2000. С.183−188.
- Горшков А.С. Анализ направлений реформирования высшей школы//Проблемы деятельности ученого и научных коллектив. Международный ежегодник. Выпуск 16. СПб., 2001. С.183−188.
- Горшков А.С. Вступительное слово // Совершенствование управления системой профессионального образования Санкт-Петербурга: Материалы тематического семинара. СПб., 1999. С.3−4.
- Гольбах П.А. Избр. произв. В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1963.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
- Гриднев В.П. Организационно — педагогические основы управления процессом образования в негосударственных вузах. — М.: Прометей, 2000. — 256 с.
- Давыдов В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД. СПб.: Университет, 2000. — 256 с.
- Данилов M.JI. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: Педагогика, 1971. — 184 с.
- Дидро. Избр. соч. M.-JL: Наука, 1951.
- Державин К.Н. Вольтер. М.: Наука, 1946.
- Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса: Антология. Т.1. М., 1981.
- Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Педгиз, 1956. — 158 с.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984, № 2.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1994. — 204 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. — 280с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. — Минск: БГУ, 1978.-320 с.
- Дудырев А.С. О состоянии и перспективах развития инженерного образования в современных условиях//Совершенствование управления системой профессионального образования Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
- Евменова Т.И. Система развития мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе. СПб.: ВУС, 2003. 28 с. ш 75. Евменова Т. И. Развитие мотивации к педагогической деятельности уобучающихся в вузе. Монография. СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2003. 180 с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JL: ЛГУ, 1974.-240 с.
- Ефремов О.Ю. Теория и практика психолого-педагогической диагностики в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000. — 178 с.
- Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра//Высшее образование в России. 2000. № 3.
- Журин Н.В. Удовлетворенность учителей своей профессиональной деятельностью. Автореф. дис.. канд. п.н. Л.: ЛГУ, 1991. — 18 с.
- Жучева Е.Н. Успешность педагогической деятельности в зависимости от педагогических и специальных способностей. Дисс.. к. п. н. Л.: ЛГУ, 1983.-24 с.
- Завьялова В.И. Эмпирическое изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов университета. Дисс.. к. п. н. Л.: ЛГУ, 1977. -18 с.
- Зотов А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М.: Педагогика, 1976.94.3удина Л. Н. Организация управленческого труда. СПб., 1998. — 138 с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 198 с.
- Иванов В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России, 1998, № 4.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 3. I
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб.: РГПУ, 2002. — 180 с.
- Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения//Вопросы психологии. 1984. № 6.
- Исмагилов Р.У., Палагина Е. П. Анализ деятельности преподавателя. — Уфа: БГУ, 1989.-178 с.
- История менеджмента. М.: Академический проект, 2002. — 560 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Экономпресс, 1998. -284с.
- Калмыков С., Языков Н. Готовим педагогические кадры // Высшее образование в России, 1998, № 4.
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Академия, 1997. — 378 с.
- Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. М.: Наука, 1965.-230 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
- Карпов В.В. Конструирование учебной телеинформации для средних профтехучилищ. Дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1982. — 140 с.
- КикнадзеД.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Педагогика, 1968.- 180 с.
- Кикоть В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: Университет, 1996. — 210 с.
- Как-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Учебное пособие. Иркутск: ИЛИ, 1989. — 98 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Педагогика, 1988. — 140 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СПИ, 1994.-204 с.
- Краткий очерк истории философии. М.: Наука, 1969. — 302 с.
- Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. 166 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 166 с.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 140 с.
- Концепция национальной безопасности//Российская газета. 27 мая 2000 г.
- Коровай В.И., Цыпнятов В. Б., Зубков В. Н., Ефремов О. Ю. Организация образовательного процесса в высшем военном учебном заведении. СПб.: ВУС, 2002.-512 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 9.
- Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы//Высшее образование в России. № 6. 2000.
- Коссов Б.Б., Крупнов А. И. Гуманизация — системообразующий фактор//Высшее образование в России. 1999. № 3. С.73−78.
- Критическая зона рынка труда. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Санкт-Петербурга. СПб.: СЗ СПб, 1998. -48 с.
- Крухмалева О.Б., Смоленцева А. Ю., Ушакова М. В. Новые образовательные учреждения в России / Под науч. ред. В. И. Добрыниной. -М.: Академия, 2000. 180 с.
- Кузнецов Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1997.-230 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Педагогика, 1990. — 120 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980.- 180 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Акме, 1993. — 148 с.
- Курдюмова И.М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов. // Педагогика, 1998. № 3.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Педагогика, 1995. — 98 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневогопедагогического университетского образования. СПб.: СПбГУ, 2000. -506с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972. -248с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1984.-68 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
- Линчевский Э.Э. Мотивация и ее роль в быту и на работе. СПб.: Интер, 2000.- 120 с.
- Липский И.А. Прогнозирование в военной педагогике. Теоретико-методологические проблемы. М.: ГА ВС, 1993. — 130 с.
- Липовский Ю.И. Научно-техническая революция и психологический климат в первичном научно-педагогическом коллективе // Научно-техническая революция и социальная психология. М.: Педагогика, 1981.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. М., 1981. Т.2. № 5. С.12−13.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 682 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Наука, 1979.-268 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. — 124 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Центр, 1996. — 180 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Педагогика, 1993. — 164 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 1999. — 280 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. JL: ЛГУ, 1988. — 206с.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-пресс, 1994. — 96с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь: ППИ, 1971.-98 с.
- Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Высшая школа, 1980. — 140 с.
- Мельцер С.Б. Формирование основ педагогического мастерства у студентов университета средствами профессионально направленного преподавания специальности. Дисс. к. п. н. Л.: ЛГУ, 1987. — 139 с.
- Менеджмент организации. М.: Интел-синтез, 1995. — 230 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
- Методология в сфере теории и практики. Новосибирск: Наука, 1988. — 120 с.
- Методология и методы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. — 160 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: МГПИ, 1985.-138 с.
- Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 180с.
- Методология системного подхода в педагогике. М.: Педагогика, 1989. — 146 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Школа-пресс, 1994.- 198 с.
- Модернизация общего образования: управление современной школой / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002. — 95 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологи отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1957. Т.2.
- Научное обеспечение процесса развития педагогического знания//Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования. СПб.: РГХИ, 2001.
- Национальная доктрина образования Российской Федерации. М., 2000.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Медицина, 1976. — 268 с.
- Некоторые вопросы методологии психологического исследования//Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Педагогика, 1977.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, 1995.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: МГУ, 1984. — 128 с.
- Немчин A.M., Минаев Д.В, Вузы Санкт-Петербурга и рынок образовательных услуг: структура, конкуренция, проблемы//Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2000. № 3. С.38−40.
- Никитенко В.Н. Противоречия процесса профессионального становления учителей и пути их решения: Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989.
- Новиков В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей в высшей военной школе. М.: ВУ, 1999. — 158 с.
- Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. -СПб.: ИОВ, 1995.-232 с.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: РАО, 2000. — 146 с.
- Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный закон № 1639. Принят Государственной Думой 15 марта 2000 года.
- Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
- О лицензировании высших учебных заведений. Приказ Министерства образование РФ № 520. 5.02.1998г.
- Обуховский К.А. Психология влечений человека. М.: МГУ, 1971. — 116с.
- Оллпорт Г. В. Психология личности. СПб.: Питер, 1998. — 210 с.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса/Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1982. — 228 с.
- Орлов Ю.М. Мотивация поведения. М.: МГУ, 1992. — 120 с.
- Основы менеджмента. Под ред. Радугина А. А. М.: Инфра, 1998. — 140 с.
- Основы общей и прикладной акмеологии. М.: В А, 1994. — 210 с.
- Павлюк О.И. Эмоциональные компоненты мотивации // Формирование интереса к учению у школьников. М.: Просвещение, 1986.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971.-240 с.
- Педагогика как учебный предмет. Под ред. А. П. Тряпицыной и И. С. Батраковой. СПб.: РГПУ, 2001.-160 с.
- Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 166 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Петражицкий Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об эстетических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Наука, 1988. — 160 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Педагогика, 1982.-298 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 180 с.
- Платон. Соч. М.: Наука, 1969. — 240 с.
- Подуфалов Н. Реформирование образования и национальная безопасность//Высшее образование в России. 1997. № 4.
- Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1994 г. № 1042 «О материальной поддержке профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования».
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. -СПб.: СПбГУ, 2000. 400с .
- Практикум по возрастной психологии. СПб.: СПбГУ, 2001. — 320 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2001. — 448 с.
- Практическая психодиагностика. Самара: Бархус, 1998. — 430 с.
- Психологическая диагностика. Под ред. К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003.-562 с.
- Практическая психология для преподавателей. М.: Владос, 1997. — 248 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Дрофа, 2000.
- Психологический словарь / Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Психология. Учебник / Под редакцией А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998.-584 с.
- Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000. — 572 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2001.-642 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб.: ИГУП, 1997.-308 с.
- Психогимнастика в тренинге. СПб.: Ювента, 1999. — 256 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
- Путин В.В. Особая ответственность//Высшее образование в России. 2000. № 1.
- Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. 340 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 240 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Издательство Михайлова, 1999. — 288 с.
- Регуш JI.A. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: РГПУ, 2001.-160 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: БСЭ, 1999. Т.2.
- Рубинштейн C.JI. Основы психологии. М., 1935.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 524с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Интер, 1993. — 220 с.
- Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Наука, 1952. — 126 с.
- Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. М.: Инфра, 1995.-220 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -198 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг. М.: Владос, 1996. — 140 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -214 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 198 с.
- Скок Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности. Дисс. .д. п. н.-Л.: ЛГУ, 1988.-280 с.
- Скок Г. Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. — Новосибирск: НПИ, 1993. 98 с.
- Скок Г. Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 134 с.
- Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -Новосибирск, 1992. 146 с.
- Скопылатов И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб.: СУ 2000. — 340 с.
- Скопылатов И.А., Ефремов О. Ю. Организационное поведение. СПб.: СУ, 2001.-230 с.
- Скопылатов И.А. Методология военной педагогики. СПб.: СПбВВИУС, 1994.-84 с.
- Скопылатов И.А. Индивидуализация как фактор гуманизации образования. СПб.: СУ, 2001. — 98 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 128 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. — 304 с.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Наука, 1979. — 670 с.
- Современный словарь по психологии. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 240 с.
- Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. СПб.: Синтез-Полигрф, 2000. -268 с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997. — 653 с.
- Солнцева Н. Мотивационная основа педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1999, № 4.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.: МГУ, 1993. — 140 с.
- Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: Монография / Под. ред. проф. А. Л. Савельева. М.: НИИВО, 1999. — 168 с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб.: Питер, 2000. 416 с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. -СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-206 с.
- Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований//Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
- Теория и практика педагогического эксперимента. М.: МШИ, 1979. — 132 с.
- Технология управления персоналом. М.: ЮНИТИ, 1999. — 230 с.
- Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. СПб.: РГПУ, 1997.-140 с.
- Тряпицына А.П. Становление профессиональной компетентности как цель высшего педагогического образования // Педагогика как учебный предмет. СПб.: РГПУ, 2001.
- Тутушкина М.К. и др. Практическая психология для преподавателей. -М.: Владос, 1997. 180 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 230 с.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.-453 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. M.-JL: Наука, 1966. — 340 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. М., 1950. Т.10.
- Файзулаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. — Ташкент: ТЛИ, 1987.-158 с.
- Федеральная программа развития образования. Федеральный закон № 1639. Принят Государственной Думой 15 марта 2000 года.
- Филиппов В.М. Образование для новой России//Высшее образование в России. 2000. № 1.
- Филиппов В.М. Правда и домыслы о российском образовании// Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2001. № 8. С.3−7.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983. — 478 с.
- Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Худолеев Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М.: ВПА, 1988. — 56 с.
- Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии//Полн. собр. соч. Т.7. М., 1950.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1982. — 140 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-340 с.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -544 с.
- Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КПИ, 1998. — 158 с.
- Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Питер, 1998.-458 с.
- Щеголев В.А. Воспитание студенческих коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1998. — 53 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: МГУ, 1969. — 124 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л: ЛГУ, 1988. — 220 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Издательство Михайлова, 2000. — 349 с.
- Якунин В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства // Вестник ЛГУ. 1979, № 11.
- Allport G.W. Personality: Psychological interpretation. Boston, 1937.
- J.W.Atkinsos, J.O.Raynor. Motivation and Achievement. Washington, 1974.
- Barbuto W.S., Scholl R.W. Motivations source inventoiy: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological reports. 1998, 82, 1011 1022.
- Cattell R.B., Warbuiton F.W. Objective Personality and Motivation Tests. -Urbana: University of Illinois Press. 1967.
- Fiedler B. Function der Psyhologie in der Lehrerausbildung. Dokt. Diss. -Braunschweig, 1976.
- Fishbein M. Reading in attitude theoiy and measurement. N.Y., 1967.
- Levin K. Vortsatz, Wille und Bedurfnis. Berlin, 1926.
- Murrey H.A. Exploration in Personality. N.Y., 1938.
- Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя»
- Автор Е. П. Ильин Методика предназначена для качественного анализа мотивационной структуры педагогической деятельности преподавателей.1. Инструкция
- Прочтите текст опросника и оцените предложенные в списке мотивы Вашей педагогической деятельности по 10-балльной шкале.1. Текст опросника
- Мотивы педагогической деятельности Баллы
- Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи.
- Интерес к педагогической деятельности.
- Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью
- Желание всегда передать свои знания и опыт, накопленные за время профессиональной и научной деятельности
- Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа
- Стремление к самоутверждению, к творческой работе
- Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей
- Возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание
- Возможность удовлетворить свое стремление к власти10. Вынудили обстоятельства
- Наличие длительного отпуска
- Не надо находиться на работе «от звонка до звонка"1. Выводы
- По степени значимости каждого мотива, выраженной в баллах, делается суждение о том, насколько выражено у педагога педагогическое призвание (пп. 1−4, 6) и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные интересы (пп. 5,7−12).
- Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
- Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.
- Стремление к продвижению по работе
- Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег
- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
- Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
- Удовлетворение от самого процесса и результата работы
- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной области
- Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (BJIM) в соответствии со следующими ключами.
- ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2-
- ВПМ = (оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п.5)/3-
- ВОМ = (оценка п. З + оценка п.4)/2.
- Показателем выраженности каждого топа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).1. Интерпретация
- На основе полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ.
- К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
- ВМ > ВПМ > ВОМ И ВМ + ВПМ > ВОМ.
- Наихудшим мотивационным комплексом является типвом>впм>вм
- Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
- При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
- Методика «Направленность личности»
- Авторы В. Смейкал и М. Кучер
- Эта методика, имеющая еще название «Ориентировочная анкета», позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).
- Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами а, б, в.
- Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы- б) сознание того, что работа выполнена хорошо- в) сознание того, что находишься среди друзей.
- Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером- б) известным игроком- в) избранным капитаном команды.
- Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индивидуальный подход к учащимся- б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему- в) создают доброжелательную атмосферу в классе.
- Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, тех кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны- б) вызывают у всех дух соревнования- в) создают представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.
- Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности- б) всегда верны и надежны- в) интеллигентны, имеют широкие интересы.
- Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения- б) которые могут сделать больше, чем другие- в) на которых всегда можно положиться.
- Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха- б) кто может быть увлеченным человеком- в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.
- Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником- б) начальником отдела- в) опытным летчиком.
- Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями- б) успевать во всех своих делах- в) когда меня хвалили.
- Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях- б) ухудшаются дружеские отношения- в) меня критикуют.
- И. Основная задача школы должна заключаться в: а) подготовке учащихся к работе по специальности- б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности- в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
- Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера- б) человек теряет индивидуальность в общей массе- в) невозможно проявление собственной инициативы.
- Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями- б) для любимых дел и самообразования- в) для беспечного отдыха.
- Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми- б) у меня работа, которая мне по душе- в) мои усилия достаточно вознаграждаются.
- Я люблю, когда: а) другие ценят меня- б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы- в) приятно провожу время с друзьями.
- Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах- б) похвалили меня за мою работу- в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды.
- Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне- б) стимулирует меня на более интенсивный труд- в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.
- Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства-б) неуспех при выполнении важного задания- в) потеря друзей.
- Больше всего я ценю: а) личный успех- б) общую, совместную работу-в) фактические результаты.
- Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе- б) с удовольствием работают совместно- в) выполняют работу по-настоящему хорошо.
- Я не переношу: а) ссоры и споры- б) неприятие всего нового- в) людей, ставящих себя выше других.
- Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом- б) помогать другим в общем деле- в) вызывать восхищение других.
- Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно-б) пользуется авторитетом- в) доступно.
- Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно- б) была возможность самостоятельно решать проблемы- в) начальство признавало мои достоинства.
- Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми- б) о жизни замечательного, известного человека- в) из серии «сделай сам».
- Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) дирижером- б) солистом- в) композитором.
- Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами- б) в развлечениях с друзьями- в) занимаясь своим хобби.
- При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс- б) выиграть в конкурсе-в) организовать конкурс и руководить им.
- Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать- б) как достичь цели- в) как привлечь других к достижению моей цели.
- Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им- б) выполнить прежде всего свою задачу- в) не нужно было укорять его за работу.
- Обработка результатов и выводы
- За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов.
- Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
- Направленности человека на себя соответствуют ответы со следующими номерами: 1а, 26, За, 4а, 56, 6 В, 7а, 8 В, 9 В, 10 В, 116, 126, 13 В, 14 В, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20 В, 21 В, 22 В, 236, 24 В, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.
- Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами со следующими номерами: 1 В, 2 В, Зв, 46, 5а, 6а, 7 В, 86, 9а, 106, 11 В, 12а, 13а, 14а, 15 В, 16 В, 17 В, 18 В, 196, 20 В, 21а, 22а, 23 В, 24а, 25а, 26а, 276, 28 В, 29 В, 30а.
- Направленность на задание определяется по ответам со следующими номерами: 16, 2а, 36, 4 В, 5 В, 66, 76, 8а, 96, 10а, 11а, 12 В, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19 В, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25 В, 26 В, 27 В, 28а, 296, 306.
- Шкалы для оценки и самооценки педагогической деятельности1. Уважаемый коллега!
- Просим Вас оценить степень сформированности педагогических умений у самого себя (или у Вашего коллеги), используя 7-балльную шкалу (7 — максимальная оценка сформированности умений, 1 минимальная).
- Формулировать цели обучения в виде результатов, к которым должны прийти обучаемые 7 654 321
- Видеть перспективы развития обучаемого 765 432 1
- Проектировать систему собственной деятельности на короткий и длинный срок
- Свободно оперировать содержанием своего учебного предмета- при необходимости его сжимать, развертывать, переструктурировать
- Учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучаемых
- В своей работе учитывать собственные психологические особенности
- Определить и сравнить возможную эффективность предполагаемых педагогических воздействий, приемов и способов обучения и влияния на личность
- Предвидеть возможные затруднения обучаемых в тех или других видах деятельности и способы их устранения
- Предвидеть возможные варианты изменения собственной деятельности и поведения в разных педагогических ситуациях
- Отобрать необходимый учебный материал к уроку, занятию, теме, разделу, курсу и т. п.
- Обосновать выбираемые способы действий в различных педагогических ситуациях
- Принимать эффективные решения в непредвиденных обстоятельствах
- Организовывать различные виды совместной деятельности обучаемых
- Рационально распределять время на учебном занятии
- Организовывать собственную деятельность согласно намеченному плану
- Слушать и понимать собеседника, устные сообщения и ответы обучаемых
- Создать благоприятный психологический климат в учебной группе
- Завоевать и поддерживать собственный авторитет среди обучаемых и коллег
- Видеть последствия педагогической оценки в системе отношений и поведения отдельных учащихся и учебной группы в целом
- Организовывать в различных сочетаниях разнообразные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля обучаемых
- Вести контроль за своими поступками и поведением
- Установить причины затруднений обучаемых и найти способы их устранения
- Быстро перестроиться при неожиданном изменении педагогической ситуации
- Совершенствовать собственную деятельность на основе анализа и оценки ее достоинств и недостатков
- Умеет учить тому и так, чему и как учили самого
- Преподавать учебный предмет с учетом психологических особенностей и уровнем подготовки обучаемых
- Создать и реализовать собственную оригинальную систему обучения своему предмету
- Методика «Изучение удовлетворенностей преподавателей вузов своейпрофессией и работой"1. Инструкция
- Просим Вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы- выберите один из вариантов ответа («да», «незнаю», «нет»), который совпадает с Вашим мнением, и поставьте под ним знак «+». 1. Текст опросника
- Удовлетворены ли Вы: да не знаю нет1. Вашей профессией 2. Достигаемыми результатами
- Взаимоотношениями с администрацией вуза
- Взаимоотношениями с коллегами
- Взаимоотношениями с обучающимися
- Отношением обучающихся к Вашему предмету
- Отношением к Вашему предмету других преподавателей (педагогического коллектива)
- Своей профессиональной подготовкой в целом
- Своей методической подготовкой
- Своей теоретической подготовкой
- Своей организационной подготовкой12. Учебной программой 13. Материальной базой вуза 14. Местом работы 15. Заработной платой 1. Обработка результатов
- За ответ «да» начисляется +1 балл, за ответ «не знаю» 0 баллов, за ответ «нет» начисляется -1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.1. Выводы
- Степень удовлетворенности работой (по всем позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает +11 баллов и выше, средняя если набирает +6 до +10 баллов, низкая — от +1 до +5 баллов.
- Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если обследуемый набирает от —1 до -5 баллов, средняя, если набирает от -6 до -10 баллов и высокая при —11 баллах и ниже.