Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место военной педагогики в подготовке военнослужащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное определение предмета военной педагогики имеет важное принципиальное значение. Оно ориентирует не только ученых и исследователей, но и практических армейских (флотских) работников (командиров, штабы, органы воспитательной работы) на изучение и всестороннее осмысление процессов воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих, а также тех закономерных связей… Читать ещё >

Роль и место военной педагогики в подготовке военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и задачи военной педагогики

С момента возникновения армии как специфического социального явления, а с построением государства — государственного института важнейшим компонентом воинской деятельности были и остаются обучение и воспитание личного состава. По сути это и есть практическая военная педагогика — необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки военнослужащих к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров по обучению и воспитанию подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании военнослужащих, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получила дальнейшее развитие. Соответствующий опыт нашел отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX — начале XX в. военная педагогика начала оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания военнослужащих в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. С. Кравчук, Н. Ф. Котов, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и другие.

Объектом военной педагогики в самом широком смысле (реальность, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней предмета) целесообразно считать военно-педагогический процесс в подразделении (части).

Каждая наука в одном и том же объекте изучения вычленяет свой предмет исследования — ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону соответствующего процесса, сумму отраженных сторон объекта.

При определении предмета военной педагогики учитывается также то, что в нем должен быть представлен определенный фрагмент объекта, который необходимо подвергнуть всестороннему изучению и который позволит выявить самое существенное в нем. Кроме того, теоретически заданный предмет научного знания призван иметь непосредственный «выход» на практику функционирования и перспективы развития педагогического явления, которые описывает военно-педагогическая теория.

Исходя из данных научных положений, можно на эмпирическом уровне предположить, что предметом военной педагогики являются основные составные части военно-педагогического процесса: воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка. Вместе с тем, на нынешнем уровне развития военно-педагогического знания все более ясной становится некоторая упрощенность и неточность этого понятия. Действительно, если предметом изучения военной педагогики являются специально организованные педагогические процессы, то она может ограничиться лишь разработкой их теоретических и методических основ. Однако такое понимание предмета не проясняет главного вопроса: на какой основе военная педагогика разрабатывает теорию и методику процессов воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих. Специальные исследования свидетельствуют о том, что теория и методика разрабатываются па основе закономерных связей и отношений военно-педагогического процесса. Вот почему более верным определением предмета военной педагогики будут являться тенденции и закономерности военно-педагогического процесса как в мирное, так и в военное время.

Данное определение предмета военной педагогики имеет важное принципиальное значение. Оно ориентирует не только ученых и исследователей, но и практических армейских (флотских) работников (командиров, штабы, органы воспитательной работы) на изучение и всестороннее осмысление процессов воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих, а также тех закономерных связей и отношений, которые существуют между ними. Понимая всю сложность вопроса о границах предмета военной педагогики, нельзя забывать того научного факта, что он ввиду интегративного и сложного характера функционирования не является раз и навсегда заданным и статичным. Дальнейшие исследования проблемы могут привести к расширению или даже изменению содержания предмета военной педагогики.

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступают закономерные связи военно-педагогического процесса в целом и непосредственно педагогические закономерности воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. Фактически каждый военнослужащий включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-ирофессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействий и взаимодействий выступают в основном уже достаточно взрослые люди в возрасте старше 18 лет, со своими в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, развития и психологической подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, частные методики боевой и общественно-государственной подготовки, ряд других разделов.

В военной педагогике разработаны пять взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней методологии (рис. 2.1).

Структура методологии военной педагогики.

Рис. 2.1. Структура методологии военной педагогики.

Такой подход к изучению методологии военной педагогики позволяет не только более конкретно характеризовать ее связь с военно-педагогическими проблемами, но и стимулировать исследования методологических проблем в рамках самой педагогики, что, в свою очередь, способствует повышению теоретического уровня военно-педагогической науки, усилению ее влияния на практику войск и сил флота.

Первый уровень — гносеологический — рассматривает самые общие законы и категории философии и их влияние на военно-педагогические явления. Методологические знания, входящие в этот уровень, дают научный подход к решению всех тех сложных задач, которые стоят перед военной педагогикой. С позиций этих знаний к изучению педагогических явлений следует подходить многосторонне, учитывая их диалектическую связь с другими явлениями.

Диалектика учит изучать все процессы «…в их „самодвижении“, в их спонтанном развитии, в их живой жизни…», т. е. с учетом связей между ними, единства и борьбы противоположностей, скачкообразного перехода от одного состояния к другому, связей количественных изменений с качественными, отрицания отрицания.

При этом основные законы и категории философии выступают гносеологическими принципами военно-педагогической науки. Свою роль они выполняют только в том случае, когда учитывают своеобразие, специфические особенности объекта познания.

Военная педагогика, опираясь на методологию, вышла на новый уровень знаний и обогатила свое содержание положениями о диалектике военнопедагогического процесса в полку (на корабле), движущих силах его развития и др. Современные представления о характере проблемного обучения связаны с пониманием диалектики процесса овладения знаниями, навыками, умениями и сознательным использованием общих философских законов в конкретной практике.

Второй уровень — мировоззренческий. Его содержание составляют те идеи, которые позволяют научно подойти к решению основных задач военной педагогики. К ним, прежде всего, следует отнести положение о факторах формирования личности, а именно: социальной среды, воспитания, наследственности и трудовой деятельности человека.

Третий уровень — научно-содержательный. Основу методологических знаний этого уровня составляют закономерности военно-педагогического процесса, основные принципы обучения и воспитания военнослужащих. По своему методологическому значению они выступают базой для построения теории военной педагогики. Выведенные на основе обобщения самой широкой практики обучения и воспитания личного состава ВС РФ, закономерности и принципы военно-педагогического процесса, в свою очередь, позволяют подойти к решению практических задач с широких методологических позиций. В связи с этим познание законов и закономерностей военно-педагогического процесса, принципов обучения и воспитания военнослужащих имеет чисто прикладное значение для офицеров, является неотъемлемым элементом в повышении их педагогической культуры.

Четвертый уровень — логико-гносеологическийу включающий в себя проблемы развития военной педагогики как науки, ее самопознания и самоконструирования. Стержневыми проблемами этого уровня являются:

  • — определение и анализ предмета военно-педагогической науки;
  • — определение научного содержания основных категорий науки, их места в целостной совокупности военно-педагогических знаний, уточнение военно-педагогической терминологии;
  • — обоснование основных требований к структуре и способам построения военно-педагогической теории;
  • — прогнозирование развития военно-педагогической науки и обоснование проблематики исследований фундаментального и прикладного характера;
  • — определение связи между педагогической теорией и педагогической практикой, условий наиболее оптимального их взаимодействия и др.

Пятый уровень — научно-методический, представляющий собой методологическое знание, связанное с методами познания и преобразования в военной педагогике.

Названные уровни методологии отражают то общее, особенное и единичное, что имеет отношение к военной педагогике как науке о воспитании, обучении, развитии и психологической подготовке военнослужащих, позволяет с методологической четкостью и научной дифференциацией подойти к решению ее многочисленных проблем. Вместе с тем эти уровни методологических знаний представляют собой единство, целостную структуру методологии военной педагогики, мощный фундамент ее дальнейшего развития, решения тех практических задач, которые возлагаются на ВС РФ.

Содержание военной педагогики составляют:

  • — факты, полученные в результате военно-педагогических и военнонаучных исследований и жизненных наблюдений;
  • — научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
  • — гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
  • — методики исследования военно-педагогической реальности;
  • — система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Другие гуманитарные и социальные науки позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как об объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Таким образом, военная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их психологической подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Она представляет собой науку о воспитании, обучении, развитии и психологической подготовке личного состава подразделений (частей) ВС РФ к успешным боевым действиям. Объектом военной педагогики целесообразно считать военно-педагогический процесс в подразделении (части), а ее предметом являются основные тенденции и закономерности военно-педагогического процесса, а также его составные части: воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой