Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирующая часть эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По той же причине мы больше всего времени решили уделить первому свойству внимания (2,5 месяца). На проведение игр для развития устойчивости внимания, которая наиболее необходима для дальнейшего обучения в школе, мы предполагали затратить 1,5 месяца. Дидактические игры, направленные на развитие объёма внимания, проводились для большинства детей в качестве закрепления, а для отдельных детей… Читать ещё >

Формирующая часть эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель мини-программы — стимулировать развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку в результате тестирования мы выявили, что у детей наиболее слабо развиты переключение и распределение внимания, низкий уровень устойчивости внимания, наиболее хорошо развит объём внимания, поэтому мы спланировали проводить дидактические игры по целевому назначению в аналогичной последовательности.

По той же причине мы больше всего времени решили уделить первому свойству внимания (2,5 месяца). На проведение игр для развития устойчивости внимания, которая наиболее необходима для дальнейшего обучения в школе, мы предполагали затратить 1,5 месяца. Дидактические игры, направленные на развитие объёма внимания, проводились для большинства детей в качестве закрепления, а для отдельных детей — в качестве коррекции.

При проведении и организации дидактических игр с детьми мы предполагали использовать следующие методы:

  • · Наглядный — демонстрационный материал;
  • · Показ;
  • · Беседа;
  • · Рассказ;
  • · Объяснение;
  • · Соревнование (так как для детей старшего дошкольного возраста значим выигрыш);
  • · Поощрение и порицание;
  • · Поисковый метод (игры «Найди отличия», «Сравни картинки», «Что потерялось?», «Задачи в стихах»);
  • · Пример;
  • · Тренировка.

Форма обучения — групповая (работа с небольшой подгруппой детей — 9 человек).

При отборе дидактических игр для детей и составлении календарного плана мы опирались на следующие принципы:

  • · Принцип планомерности (порядок расположения игр следует принципу от простого к сложному);
  • · Принцип доступности (посильности);
  • · Принцип тщательного, обусловленного возрастными возможностями детей, отбора материала;
  • · Активное включение детей;
  • · Принцип повторности (этим принципом мы планировали руководствоваться при проведении игр, направленных на развитие переключения и распределения внимания, устойчивости внимания);

Не все дети усваивают содержание определённой игры одинаково. Мы посчитали, что игры «Четыре стихии», «Рыбы, птицы, звери» могут быть наиболее интересны детям, и изначально могут быть сложными для полного их понимания.

В календарном плане некоторые игры направлены на развитие двух противоположных свойств внимания — устойчивости и переключения (дидактическая игра «Алфавит»).

  • · Принцип систематичности и последовательности;
  • · Принцип разнообразия;
  • · Наличие детской деятельности (чтобы игра требовала участия детского внимания, усилий детей);

· Интеграция с различными направлениями развития ребёнка (математическое развитие, расширение словарного запаса, обучение грамоте, физическое развитие, разв…

низкий.

4 — 5 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

6 б.

Андрей Е.

низкий.

2 — 3 б.

очень низкий.

0 — 3 б.

высокий.

8 — 9 б.

средний.

4 б.

Никита И.

средний.

4 — 5 б.

очень низкий.

0 — 3 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

5 б.

Юля И.

средний.

4 — 5 б.

очень низкий.

0 — 3 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

5 б.

Лиза Л.

средний.

4 — 5 б.

очень низкий.

0 — 3 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

5 б.

Егор С.

средний.

4 — 5 б.

очень низкий.

0 — 3 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

5 б.

Лера Х.

средний.

6 — 7 б.

низкий.

4 — 5 б.

очень высокий.

10 б.

средний.

7 б.

Выводы. В контрольной группе все 9 детей имеют средний уровень развития внимания в целом.

Таблица 20 Сводная таблица результатов уровня развития внимания детей констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровень.

Группа.

Контрольная.

Экспериментальная.

Констатирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент.

Высокий.

—.

—.

—.

—.

Средний.

100%.

100%.

89%.

100%.

Низкий.

—.

—.

11%.

—.

Вывод. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в результате формирующего эксперимента заметно повысился уровень развития свойств внимания и внимания в целом. Так, в экспериментальной группе по окончании эксперимента один ребёнок с низкого перешёл на средний уровень, остальные дети усовершенствовали (укрепили) средний уровень (таблица 4,9).

Кроме того, у детей экспериментальной группы повысился уровень продуктивности и устойчивости, переключения и распределения, объёма внимания. Дети учились сравнивать картинки, рисунки и быстро находили их нужные отличия; быстро и правильно находили одинаковые предметы и предметы, не похожие на другие; хорошо справлялись с лабиринтами; своевременно реагировали движениями на нужные названия, сказанные ведущим; чётко выполняли движения в соответствии с командами ведущего; хорошо работали с зашумованными картинками; смогли запомнить имеющиеся предметы, их цвета; быстро угадывали изменённые детали внешнего вида партнёров; правильно отвечали на вопросы ведущего по основным деталям картинки; верно воспроизводили действия в последовательности, названной ведущим.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности проведённых нами дидактических игр (таблица 9).

Важно отметить, что использование развивающего потенциала дидактических игр способствовало созданию благоприятной игровой среды, дети активно участвовали в играх, старались проявлять себя.

Таким образом, можно сказать, что свойства внимания действительно успешно развиваются через дидактическую игру. Следовательно, гипотеза выпускной квалификационной работы подтвердилась.

Уровень развития внимания детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента.

Рис. 3. Уровень развития внимания детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента.

Уровень развития внимания детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.

Рис. 4. Уровень развития внимания детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.

Для того чтобы определить, имеют ли различия статистическую достоверность, было проведена математическая проверка достоверности с помощью критерия Манна-Уитни. Для этого были взяты показатели уровни развития свойств детей старшего дошкольного возраста до формирующего этапа исследования и после него, которые были ранжированы, а ранги суммированы. Затем по формуле Манна — Уитни был рассчитан эмпирический критерий и его показание сравнивалось с критическим.

Все расчеты приведены в приложении 4, а математическая обработка данных подтвердила эффективность проведенной работы и гипотеза подтвердилась.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой