Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий (на материале изучения курса «Основы военной педагогики и психологии» в командно-инженерных военных училищах)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, основными условиями повышения познавательной активности курсантов средствами проблемных заданий является моделирование теоретического содержания курса, последовательное создание педагогических ситуаций, выполнение творческих упражнений и индивидуализация обучения учащихся на занятиях и в часы самоподготовок. Все это освобождает обучение от схематического однообразия, побуждает обучаемых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ даяжпьно СТИ КУРСАНТОВ ВДЕННЫХ УЧИЛИЩ
    • 1. 1. Проблема средств и методов активизации познавательной деятельности в общей и военно-педагогической теории и практике
    • 1. 2. Сущность и специфика проблемных заданий в процессе психолого-педагогической подготовки курсантов высших военных командно-инженерных училищ
  • 2. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ В
  • КУРСЕ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
    • 2. 1. Обоснование системы проблемных заданий и ее структурных элементов
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности применения различных видов проблемных заданий
  • 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ
    • 3. 1. Моделирование теоретического содержания курса в системе проблемных заданий
    • 3. 2. Создание системы проблемных педагогических ситуаций на занятиях с курсантами с целью активизации их познавательной деятельности
    • 3. 3. Выполнение творческих педагогических упражнений для формирования педагогических навыков у будущих командиров-воспитателей
    • 3. 4. Индивидуализация обучения курсантов с помощью заданий

Активизация познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий (на материале изучения курса «Основы военной педагогики и психологии» в командно-инженерных военных училищах) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд партии и последующие Пленумы ЦК КПСС указывают на необходимость перестройки системы управления всеми социальными процессами, в том числе и процессом подготовки специалистов. Эта перестройка должна направляться на то, чтобы помимо овладения профессией специалист умел работать с людьми. «Судьбу любого дела решают люди, — подчеркивает К. У. Черненко. — Особенность наших дней такова, что организационно-техническая сторона управления самым тесным образом должна быть связана с социально-психологической, педагогической, воспитательной. Без этого невозможно быть хорошим руководителем, добиваться высоких конечных результатов» ^.

Умение работать с людьми для военного руководителя и, в частности, для командира-инженера — представителя наиболее массовой категории офицеров Советских Вооруженных Сил — является жизненной необходимостью. Ему доверяется-жизнь людей, дорогостоящая техника и безопасность Родины. Офицеру приходится ежедневно организовывать боевую и политическую подготовку воинов, службу войск, выполнение учебно-боевых задач в экстремальных условиях. Современные системы вооружения и техники таковы, что ошибка одного номера расчета сказывается на общем результате работы целых коллективов.

Все это требует комплексного подхода к обучению и воспитанию воинов, оптимального использования разнообразных путей, средств, форм и методов, которые максимально учитывают особенности различных категорий военнослужащих. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов указывает, что долг офицеров.

I. Черненко К. У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. — М.: Политиздат, 1982, с. 227.

— научиться тесно увязывать теоретические знания с практической работой и на этой основе совершенствовать стиль своей деятельности. Только тот офицер в полном объеме выполнит возложенные на него ответственные обязанности," кто овладел нелегким искусством политического и воинского воспитания, знает основы военной педагогики и психологии, методически грамотно организует и проводит занятия, умеет проводить индивидуальную работу с подчиненными'.'^" Отсюда и главное предназначение ввузов — «готовить военных специалистов, умеющих работать с людьми, обучать и вос-р питывать их.

Значит, еще за время обучения в училище будущему офицеру необходимо пройти соответствующую психолого-педагогическую подготовку,^ существенную роль в которой должно играть изучение курса «Основы военной педагогики и психологии'.'.

Вне сомнения, что более чем 20-летняя практика преподавания в военных училищах этой дисциплины положительно влияет на подготовку офицерских кадров. И все же изучение данного предмета курсантами еще не полностью отвечает современным требованиям. Это видно по тому, что выпускники училищ еще далеко не всегда умеют применять усвоенные теоретические положения на практике при обучении и воспитании своих подчиненных. Сказывается на этом также и предельная сжатость курса (40 учебных часов), не позволяющая глубоко осмысливать и изучать теорию и практику.

1. См.: Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. — М.: Воениздат, 1983, с. 9−13.

2. См.: там же, с. 34−35.

3. Подробнее об этой подготовке — см.: Педагогическое мастерство советского офицера. Под ред. А. В. Барабанщикова. Учебное пособие. — М.: ВПА, 1976; Дьяченко М. И., Осипенко Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. — М.: Воениздат, 1975; Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность советского офицера. — М.: ВПд, 1979 и др. обучения и воспитания воинов, слабая разработанность методики преподавания курса и применения обеспечивающих дидактических средств. Это говорит о том, что требования партии о преодолении проявлений формализма, отрыва от жизни, имеющихся в содержании и методах обучения и воспитания школьников, могут полностью быть отнесены и к военным училищам.

Особого внимания заслуживает при этом проблема совершенствования форм и методов преподавания учебных дисциплин, развивающих познавательную активность учащихся, их творческое мышление, умения практически использовать полученные знания.''" Это обусловлено тем, что сегодня ставится задача привести все стороны жизни нашего общества в соответствие с высшими требованиями научного социализма. И для этого «предстоит основательно поработать над поиском путей, которые обеспечат наиболее эффективо ное приложение сил, инициативы и энергии молодежи'.

Необходимость коренного улучшения подготовки командно-инженерных кадров армии и флота к работе с личным составом все чаще подтверждается также в различного рода исследованиях и в других публикациях (См.: Прилож. I, I, с. 207). К такому же выводу подводит и изучение многочисленных отзывов на выпускников военных училищ (См.: Прилож. I, 2, с. 207 и Прилож. П, с. 225), в частности, проводимые диссертантом в течение нескольких лет опросы командиров частей о качестве подготовки прибывающих к ним для дальнейшего прохождения службы молодых офицеров (См.: Прилож. I, 3, с. 208).

0 необходимости улучшения психолого-педагогической подготовки офицеров говорилось также в докладе заместителя начальника.

1. См.: 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы.-Сбо рник документов и материалов" — ivl.: Политиздат, 1984″, с. 27−28.

2. Встреча К. У. Черненко с руководителями молодежных организаций социалистических стран — 5 ноября 1984 года. — Правда, 1984, б ноября.

Главного политического управления СА и ВМФ СССР на совещании отмечается также в целом ряде других официальных документов, в последних приказах и директивах Министра обороны СССР и начальника ГПУ СА и ВМФ СССР. В них, в частности, ставится задача перед ввузами — главный упор в своей работе сделать на выработку У курсантов практических навыков по организации повседневной деятельности личного состава, а также на их всестороннюю методическую подготовку по организации обучения и воспитания подчиненных. Отмечается также, что именно недостаточный уровень формирования у выпускников указанных навыков является одним из наиболее слабых мест в подготовке офицерских кадров. Все это говорит об имеющемся определенном отставании ввузовской системы обучения от современного уровня развития военного дела, что является одной из. причин, сдерживающих дальнейшее повышение боевой готовности войск. Поиск путей оптимизации процесса обучения в вузах, внедрение в него таких форм и методов, которые развивали бы у обучаемых творческое мышление и педагогическое воображение, настраивали бы их на систематическую воспитательную работу с личным составом и формировали бы соответствующие навыки и умения — является одной из самых насущных проблем, ждущих своего решения (См.: Прилож. I, 4, с.208).

Большой вклад в решение этой проблемы уже внесли многие военные исследователи: А. В. Барабанщиков (1968), В. А. Губин (1965), В. С. Швец (1967), В. И. Вдовюк (1970), В. А. Михайловский (1972), В. П. Давыдов (1977) и др. Однако она еще далеко не полностью решена. Более того, со временем перед командиром появляются все новые сложности, которые надо учитывать (см.: Прилож.1,5,с.208). идеологических работников армии и флота в октябре 1982 года,.

I. См.: Уткин ных Сил, 19, , .

Коммунист Вооружен.

Воспитательная работа требует от него все большей психологической тонкости и большего такта, ей противопоказаны вялость и.

I 2 равнодушие, язык нотаций.

Военные авторы, исследовавшие причины затруднений командиров в осуществлении их функций по обучению и воспитанию личного состава, отмечают прежде всего неумение офицеров изучать людей, видеть и правильно оценивать все разнообразие человеческой личности, педагогически верно строить с подчиненными свое отношение, целеустремленно воспитывать их, применяя на практике Teepees тические положения военной педагогики и психологии. Эти трудности усугубляются еще и тем, что знания офицером теоретических положений военной психологии и педагогики часто не связаны с решением практических проблем. Как правило, эти знания имеют обобщенный, абстрактный характер и не содержат конкретных рекомендаций по их применению. Между тем, практическая деятельность командира по своей природе является процессом решения разнообразных педагогических задач комплексного характера. Для решения этих задач необходим весь арсенал психолого-педагогических знаний, навыков и умений, а не отдельные его фрагменты. При этом офицер нуждается в переводе этих знаний на язык практических действий.

1. См.: Черненко К. У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста. — Коммунист, 1983, № 15, с. 21.

2. См.: Речь товарища К. У. Черненко на встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот» 29 апреля.

1984 г. — Коммунист, 1984, № 7, с. 13.

3. См.: Демин В. Г. Воспитание дисциплинированности у молодых солдат в Советской Армии. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: БПА, 1965; Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1964; Губин В. А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ. — Труды академии № 52. — М.: ВПА, 1965, с. 153−189- Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. — М.: ВПА, 1981 и др.

Становится очевидной задача поиска путей и средств, повышающих эффективность обучения будущих командиров-инженеров именно основам военной педагогики и психологии, активизации их познавательной деятельности на занятиях по этому предмету. Ввиду чрезвычайной краткости последнего эту задачу невозможно решить лишь с помощью традиционных методов обучения (см.: ПриложЛ, 6, с. 209). Назрела необходимость оптимального использования в учебном процессе возможностей проблемного обучения, моделирования и, в частности, систематического применения проблемных заданий. В пользу этого говорят результаты осуществляемого внедрения в практику обучения разрабатываемых коллективом кафедры военной педагогики и психологии ВПА им. В. И. Ленина теоретических положений о проблемно-деятельностном подходе к обучению.^.

Вместе с тем, в советской военной психологии и педагогике проблема повышения эффективности познавательной деятельности обучаемых средствами проблемных заданий специально еще не исследовалась, хотя жизнь войск и вузов требует незамедлительной её разработки.

Итак, потребности улучшения практической психолого-педагогической подготовки будущих командиров-инженеров к решению предстоящих профессиональных задач управления личным составом, организации процесса его обучения и воспитания, сплочения воинских коллективов, формирования у курсантов педагогических навыков и умений, а также неразработанность этой проблемы в теоретическом плане обусловили выбор теш исследования, его цель и задачи.

I. См.: Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: ВПА, 1980, с.34−35- Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М.: ВПА, 1983, с. 154−155- Комплексные задания по военной психологии. — М.: ВПА, 1983, 122е.- Студентов В. Ф., Худолеев Ю. Ф. Комплексные задания по курсу советской военной педагогики. Учебно-методическое пособие. — М.: ВПА, 1983, 121с. и др.

Объектом исследования избрала познавательная деятельность курсантов, а его предметом — активизация этой деятельности с помощью проблемных заданий.

Цель диссертации — раскрыть сущ. ность, провести классификацию проблемных заданий, выявить устойчивые зависимости между уровнями познавательной активности курсантов и применением проблемных заданий, обосновать педагогические условия их действенности.

Задачи исследования:

— выявить сущность и специфику, провести классификацию психолого-педагогических проблемных заданий для курсантов командно-инженерного вуза;

— разработать и апробировать систему этих заданий для курса «Основы военной педагогики и психологии',' раскрыть существенные зависимости между ними;

— обосновать и экспериментально проверить педагогические условия активизации познавательной деятельности курсантов с помощью проблемных заданий.

Гипотеза. Проблемные задания представляют собой модели обстоятельств предстоящей профессиональной деятельности будущих командиров-инженеров. Они являются важнейшим средством активизации познавательной деятельности обучаемых, управления этой деятельностью, придания ей прикладного характера, так как порождают у курсантов устойчивую потребность в знаниях, стабильный интерес и стремление к деятельности по обучению и воспитанию подчиненных .

Оптимальных ревультатов в активизации познавательной деятельности курсантов следует ожидать при следующих условиях: при разработке комплекса проблемных заданийсоздании системы наглядных теоретических моделей содержания курса и конкретных педагогивеских задачпостроение цепи творческих упражнений, формирующих навыки учебно-воспитательной деятельностиоптимизации методики применения систёмы проблемных заданий, активизации педагогического самообразования и самовоспитания.

Методологическая основа исследования — ленинская теория познания, идеи о необходимости обеспечения возможностей для познающего выступать в роли активного субъекта познания, о единстве теории и практики, вывод о том, что «ничего не стоит никакая школа, никакой университет, если нет практического уменья'.'^ Автор руководствовался решениями ХХУ1 съезда партии, материалами последующих Пленумов ЦК КПСС. Исследование осуществлялось в соответствии с требованиями Министра обороны СССР и Начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота к деятельности ввузов и офицерских кадров. Использованы труды М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. В. Фрунзе. Автор опирался на теоретические положения и методические разработки, содержащиеся в работах военных педагогов и психологов.

A.В.Барабанщикова, А. М. Воробьева, В. П. Давыдова, Г. А. Давыдова, Л. Ф. Железняка, Н. И. Киряшова, С. С. Муцынова, Д. П. Познанского,.

B.Ф.Студентова, Н. Ф. Феденко, Ю. Ф. Худолеева и др. Диссертант обращался также к работам С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, Б. И. Додонова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Н. Ф. Талызиной и др.

Исследование велось в течение 1974;1984 гг. Его основной опытно-экспериментальной базой было Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. М. И. Неделина. Ряд вопросов изучался в Военном инженерном Краснознаменном институте им. А. Ф. Можайского, а также в пяти других командно-инженерных училищах и некоторых других ввузах.

I. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 77.

В диссертации применены следующие методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседаопытно-экспериментальная работа по разработке и апробации различных вариантов проблемных заданиймоделирование теоретического содержания курса и встречающихся в практике командира-инженера педагогических ситуацийизучение различных документованкетный опрос курсантов и офицеров, а также изучение результатов учебной и практической деятельности курсантов и выпускников. Все эти методы применялись во взаимной связи и обусловленности и составили комплексную методику исследования^.

Работа велась в трех направлениях. каждое из которых совпадало с соответствующим этапом исследования. Первое направление включало изучение истории вопроса, философской и психолого-педагогической литературы, раскрывающей методологию, теорию и практику обучения и воспитания, роли в учебно-воспитательном процессе проблемных заданий, формирования навыков и умений, моделирования педагогических ситуаций в высшей школе, обоснование автором концепции проблемных заданий, активизирующих познавательную деятельность курсантов.^.

Второе направление заключалось в построении комплекса проблемных заданий — дидактических наглядных моделей (теоретических схем, вспомогательных таблиц и текстуальных педагогических задач,.

I. Было изучено более 600 литературных источников, 26 докторских и 67 кандидатских диссертаций по основной и смежной проблемам, 690 отзывов на выпускников, 68 аттестаций и независимых характеристик на молодых офицеров и свыше 120 — на курсантов, более 700 домашних заданий — психолого-педагогических характеристик курсантов, более 1200 летучек и решений проблемных заданий. Изучены также учебные планы семинаров по предмету и некоторые учебные пособия пяти военных училищ, проведено 226 бесед с курсантами, преподавателями, командирами и политработниками. Наблюдение осуществлялось за педагогической деятельностью 42 офицеров, 72 сержантами и 410 курсантами. Различными опросами охвачено более 1300 курсантов.

•моделирующих педагогические ситуации, а также в разработке учебно-методического пособия по изучаемому курсу и методики его применения." '" Проводились констатирующий и формирующий эксперименты. В ходе последнего (1978;1983 гг.) были апробированы различные методики проведения занятий на базе применения разновариантных проблемных заданий, упражняющих курсантов в формировании педагогических навыков по осуществлению ими функций командира-инженера в конкретной педагогической ситуации. В течение I98I-I983 гг. была также разработана и апробирована система моделирующих содержание курса планов-конспектов. Проверка эффективности комплекса проблемных заданий проводилась по результатам учебной и служебной деятельности курсантов, уровням развития их педагогического мышления, навыкам разрешения педагогических ситуаций.

Третье направление (1983;1984 гг.) содержало анализ и обработку полученных данных, апробацию и внедрение результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации. Применение комплексной методики исследования дало возможность решить поставленные в диссертации задачи.

I. На этом этапе разработано более 100 моделей теоретического содержания курса, в т. ч. модель генезиса направленности личности воина, учебная модель психологической структуры личности, более 40 вспомогательных таблиц, а также составлено 175 текстуальных: педагогических задач, включающих 292 ситуации и 470 вопросов к ним, изготовлено более ста вырезных (из периодической печати) раздаточных материалов с задачами, многие исслюстра-ции, конспект-схемы, оборудован специальный класс-кабинет на 80 мест, где осуществлялось экспериментальное обучение курсантов военной педагогике и психологии в учебное и внеучео-ное время (на целенаправленных самоподготовках и консультациях). Диссертантом разработаны учебно-методические пособия: «Проблемно-познавательные задачи и творческие упражнения по курсу «Основы военной педагогики и психологии» (Ростов-на-ДонуРВВКИУ, 1982, 244 с) — «Методические рекомендации по изучению Kvpca» (34с) и «Моделирование педагогических ситуаций в курсе «Основы военной педагогики и психологии» с целью формирования у курсантов навыков командира-воспитателя. Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению курса» (См.: Прилож. XX, с. 329).

Новое в исследовании:

— выявлена сущность и специфика проблемных заданий, проведена их классификация, теоретически обосновано их применение как одного из важных средств активизации познавательной деятельности обучаемых;

— обоснована система проблемных психолого-педагогических заданий и определены условия её функционирования в ходе изучения курса;

— выявлены существленные зависимости между уровнем познавательной активности курсантов и применением проблемных заданий;

— разработана совокупность эвристических ориентиров — вспомогательных таблиц, а также других моделей теоретического содержания курса, позволяющая успешно применять проблемные задания при изучении всех тем курса «Основы военной педагогики и психологии» ;

— выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности курсантов с помощью проблемных заданий;

— обоснован и проверен на практике способ формализованного фиксирования процесса решения психолого-педагогических задач, ускоряющий запись и проверку этого решения;

— апробировано экспериментальное обучение курсантов основам военной педагогики и психологии при помощи непрерывного применения системы проблемных заданий.

На защиту выносится:

I. Обоснование проблемных заданий как моделей обстоятельств профессиональной деятельности будущих командиров-инженеров, воссоздаваемых в задачных условиях — важного средства активизации и управления познавательной деятельностью курсантов, придания ей прикладной направленности. При помощи этих заданий обучаемые ставятся в положение активных участников рещения профессионально значимых педагогических задач, побуждающих их творчески применять имеющиеся знания, формировать педагогические навыки и умения.

2. Положение об устойчивых зависимостях между уровнями познавательной активности курсантов и содержанием, а также формой проблемных заданий, наличием оперативной обратной связи в ходе обучения, возможностью творчески оперировать знаниями, использования элементов формализации процесса решения задач и др.

3. Вывод о том, что ключевой задачей применения проблемных заданий является создание педагогических ситуаций, порождающих у курсантов познавательную потребность, а также потребность в совершенствовании. Определение педагогической ситуации как динамического образа профессионально значимого для курсантов педагогического явления, состоящего из системы диалектически взаимосвязанных элементов. Разрешение этой ситуации дает возможность осуществлять подготовку будущих командиров-инженеров к выполнению их педагогических функций: управляющей, организаторской, обучения, педагогического общения, целенаправленного воспитания и психологической подготовки воинов.

4. Обоснование системы проблемных заданий по курсу «Основы военной педагогики и психологии» как совокупности постепенно усложняющихся учебно-познавательных задач и творческих упражнений, выполняемых в ходе изучения этого курса, а также их классификации по видовым признакам, выводимым из характера достигаемых целей обучения: изучения теоретических положенийотработки практических действий по применению психолого-педагогических знанийзакрепления сформированных знаний, навыков и уменийдоступности выполнения.

5. Доказательство того, что наибольший эффект применение проблемных заданий дает при комплексном их использовании, включающем систему наглядных схемно-табличных средств, моделирующих теоретическое содержание курса, текстуальные проблемные педагогические задачи и применение элементов формализации в процессе решения этих задач.

6. Экспериментально проверенный вывод о том, что основными условиями повышения познавательной активности курсантов с помощью проблемных заданий является: моделирование теоретического содержания курсапоследовательное создание, педагогических ситуацийвыполнение творческих упражнений и индивидуализация обучения будущих командиров на занятиях и в часы самоподготовки.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования вооружают преподавателей педагогическими основами теории и методики проблемного обучения курсантов, системой проблемных заданий по курсу «Основы военной педагогики и психологии» и методикой ее применения, а также способами формализованных записей решения педагогических задач.

Созданное автором комплексное учебно-методическое пособие по курсу успешно применяется во многих военных училищах в течение нескольких лет. Внедрена также в практику разработанная диссертантом ситема проблемных заданий. Факт её внедрения и положительные результаты подтверждены документально.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Наиболее вероятными путями активизации обучения курсантов курсу «Основы военной педагогики и психологии» с помощью проблемных заданий являются следующие:

1. Моделирование теоретического содержания курса.

Построенное с учетом возможностей наглядной конкретизации излагаемых теоретических положений, такое моделирование позволяет усваивать обучаемым самые сложные для понимания общие психолого-педагогические закономерности и явления как образно воспринимаемую и легко осмысливаемую систему «свернутых» и «развернутых» знаний, которые могут непосредственно использоваться курсантами в качестве «инструментов» решения педагогических задач. Повышению эффективности прикладного применения знаний способствует обращение к возможностям формализованного фиксирования результатов процесса решения этих задач. Это позволяет в определенной мере формировать у будущих офицеров основы некоторых педагогических навыков даже на такой форме занятий, как лекция.

2. Создание системы педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация является самым мощным эмоционально насыщенным средством обучения и воспитания курсантов как будущих комацциров-воспитателей. Система таких ситуаций, структурно охватывающая все темы курса и наглядно иллюстрирующая обучаемым важнейшие моменты их предстоящей профессиональной деятельно.

— 175 сти, примеры осуществления функций командира-инженера, открывает им возможность как бы предварительного переживать опыт своей будущей службы, составить себе о ней ориентировочное, но в целом верное представление и целенаправленно нацеливать .себя на приобретение педагогических навыков и умений, необходимых для работы с личным составом.

3. Выполнение творческих педагогических упражнений, позволяющее формировать эти навыки и умения в процессе занятий по предмету и в часы самоподготовок. Система таких упражнений, включающая основные их разновидности (собственно творческие упражнения, проблемно-познавательные задачи, проблемогенные задачи и игровые ситуации}, позволяет оптимально охватывать все традиционные формы занятий по учебной дисциплине и придавать им практически направленный характер.

4. Индивидуализация обучения курсантов с помощью проблемных заданий. Последняя представляет возможности для оптимизации управления познавательной деятельностью обучаемых как на занятиях, так и вне их, перенесения центра тяжести в этой деятельности с выполнения совокупности заданий, выдаваемых преподавате-лем-на преимущественно инициативную психолого-педагогическую подготовку курсантов как командиров-воспитателей, неограничивае-мую временем расписания занятий. Для реализации такой возможности, которая обладает наибольшим эффектом как в дидактическом, так и в воспитательном отношении, необходимо создание всего описанного комплекса проблемных заданий, а также приобретение обучаемыми определенного опыта системного применения этого комплекса в ходе обучения предмету.

Все сказанное в данной работе подводит к следующему заключению .

— 176 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование проблемных заданий как средства активизации познавательной деятельности показало их большую теоретическую и практическую значимость. Систематическое применение комплекса этих заданий в процессе обучения курсантов основам военной психологии и педагогики открывает возможности эффективного управления обучением будущих командиров-инженеров, формирования у них основ педагогического мастерства — первичных навыков и умений по обучению и воспитанию личного состава, действенной психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности как воспитателей." Это отвечает указаниям ХХУ1 съезда партии, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС о необходимости все большего выдвижения на первый план вопросов идеологической работы и воспитания нового человека, а также неуклонного повышения роли общественных наук, превращения их в надежного помощника партии в решении практических задач коммунистического воспитания советского народа, воинов Вооруженных Сил.

Проблемные задания правомерно рассматривать как систему последовательно предъявляемых задач, сгруппированных по изучаемым темам с целью активного вовлечения обучаемых в самостоятельную творческую познавательную деятельность. Они являются оптимальным средством активизации и управления этой деятельностью, придания ей прикладного характера. Содержание этих заданий по военной психологии и педагогике составляют теоретические и практические аспекты деятельности офицера по обучению и воспитанию воинов. Их сущность состоит в моделировании обстоятельств предстоящей профессиональной деятельности будущего командира-инженера, в создании условий, позволяющих превращать каждого обучаемого из объекта — в субъект самостоятельного и творческого поиска истины, оптимального решения педагогических задач. С помощью проблемных заданий процесс обучения приобретает проблемно-дея-тельностный, личностный характер. В ходе такого обучения курсанты постоянно побуждаются к решению проблемных задач, лично стно значимых для них и воспринимаемых как типичные ситуации предстоящей службы. Решая эти задачи, будущие офицеры убеждаются, что они приобретают определенный опыт успешно справляться с наиболее сложной для них проблемой, с решением которой их прямо не знакомит ни одна наука, изучаемая в курсе специально-инженерных дисциплин — как находить правильный подход к людям. Это порождает устойчивую потребность в знаниях, стабильный интерес и стремление к деятельности по обучению и воспитанию подчиненных.

Исследование подтвердило также, что основными причинами, способствующими сохранению в военных училищах инженерного профиля формально-просветительского подхода части преподавателей к обучению курсантов основам военной педагогики и психологии, могут являться увлечение объяснительно-иллюстративным изложением учебного материала, несовершенство методики обучения, отсутствие у обучающих оптимально разработанной и отвечающей потребностям войсковой практики системы дидактических средств, а также предельно сжатое время, отводимое на изучение довольно обширной учебной программы, включающей перечень вопросов двух таких сложных диалектических наук, какими являются военная психология и педагогика. Поверхностное перечисление и трактовка отдельных теоретических понятий этих наук без показа конкретных путей их применения в практике обучения и воспитания воинов не способствует складыванию у обучаемых педагогического командирского мышления и соответствующих навыков, слабо стимулирует дальнейшую самообразовательную и самовоспитательнуга их деятельность.

Современное состояние обучения, а также задачи, встающие перед офицерскими кадрами, требуют коренной перестройки обучения курсантов командно-инженерных училищ такой профессионально значимой для них учебной дисциплине, как «Основы военной педагогики и психологииV Это обучение должно иметь ярко выраженный проблемно-деятельностный, личностный характер. Ему следует придать четкую профессиональную направленность на овладение будущими офицерами педагогическими навыками обучения и воспитания подчиненных. Это требует создания комплекса проблемных заданий, охватывающего весь изучаемый курс.

Основу комплекса составляют качественно отличающиеся виды дидактических средств — наглядные схемно-табличные построения, моделирующие теоретическое содержание предмета и текстуальные проблемные задачи, позволяющие создавать педагогические ситуации и творчески упражнять обучаемых в применении усваиваемых знаний в задачной практике — аналоге предстоящей командно-инженерной деятельности.

Экспериментальная проверка разработанного комплекса проблемных заданий показала, что построенное на их основе обучение курсантов предмету значительно повышает их познавательную активность на занятиях и в часы самоподготовок, служит углублению усваиваемых психолого-педагогических знаний, формированию практических навыков по применению этих знаний, благотворно влияет на всю личность обучаемого как будущего организатора вооруженной защиты Родины и коммунистического воспитания воинов. Это происходит благодаря созданию условий для напряженного и творческого взаимодействия участников обучения, возникающего в процессе непосредственного оперирования теоретическим содержанием предмета как инструментом решения наглядно иллюстрированных и диалектически анализируемых педагогических задач. Это оперирование, благодаря его конкретности и формализованной фиксации процесса решения задач, легко подвергается контролю и самоконтролю, может постоянно оцениваться как успешно или неуспешно выполняемая деятельность, имеющая для учащегося, кроме познавательного, также личностно значимый характер. Эта деятельность выступает для него в качестве способа актуального самовыражения, а также как подготовка к успешной профессиональной практике. Поэтому она повышает обоюдную мотивацию сторон обучения и готовит курсантов к предстоящей офицерской службе как социально особо ценной, трудной, но увлекательной работе с людьми. Большую роль играет при этом вооружение будущих командиров четкой моделью структуры психологии личности воина, имеющей методологическое значение при изучении всех тем курса, а также овладение ими вспомогательными таблицами. Эти таблицы служат обучаемому в качестве опорных эвристических ориентиров для умственных действий, совершаемых им при применении теории в военно-педагогической практике. Они облегчают курсантам решение многих педагогических задач, позволяя при этом переходить с интуитивного — на теоретический уровень нахождения наиболее обоснованных подходов к самому сложному объекту их будущей командирской практики — к многогранной человеческой личности подчиненного. Для того, чтобы решение педагогических задач и выполнение творческих упражнений могло эмоционально захватывать обучаемых, порождало у них соответствующие потребностные состояния, побуждающие к активной познавательной деятельности как творческого, так и репродуктивного характера, для этого содержание этих задач должно быть достаточно разнообразным, интересным для курсантов, отвечать их потребностям как актуально переживаемых, так и перспективным, связанных с будущей профессиональной практикой. Разработанное диссертантом учебно-методическое пособие «Проблемно-познавательные задачи и творческие упражнения» в основном отвечает предъявляемым требованиям. Во время экспериментального обучения это пособие стало своеобразной «настольной книгой» каждого будущего командира-инженера. Систематическое его применение во многом обусловило достижение целей исследования в этом эксперименте. Аналогичная оценка об этом пособии поступила как из военных вузов, так и из нескольких университетов марксизма-ленинизма при Домах культуры Советской Армии воинских гарнизонов, где оно проходило опробование.

В ходе экспериментального обучения вскрылся также ряд устойчивых зависимостей между: уровнем познавательной активности обучаемых и адекватностью содержания проблемных заданий профессиональной педагогической деятельности командира-инженерасовершенством формы предъявления заданий и активностью познающихвозможностью творчески оперировать усваиваемыми знаниями в процессе занятий и действенным интересом к предметувозможностью привлечения во время познавательной деятельности зрительно предъявляемых опорных систематизированных знаний и скоростью овладения системой педагогических навыковиспользованием игровых ситуаций в качестве элементов учебного процесса и познавательной активностью будущих офицеровналичием устойчивой обратной связи на занятиях и активностью обучаемых и ряд других.

Исследование подтвердило определяющую роль в активизации познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий моделирования педагогических ситуаций. Последние представляются обучаемым в качестве динамических образцов профессионально значимых для них обстоятельств командирской практики их словами — «жизненными примерами»), которые раскрывают диалектическое взаимодействие в течение какого-то времени элементов системы военно-педагогического процесса. Эти ситуации учат обучаемых «видеть» сложные взаимосвязи между проблемами обучения, развития воспитания и психологической подготовки воинов, а также усматривать возможности творческого применения изучаемых знаний в любой момент выполнения боевой деятельности, несения службы, проведения боевой и политической подготовки, досуга с личным составом, во время любого контакта с подчиненными. Они позволяют также приобретать будущим офицерам эмоционально насыщенный предварительный опыт предстоящей военно-педагогической деятельности, развивать у них творческое воображение, соответствующую направленность личности и побуждать их к педагогическому самообразованию и самовоспитанию.

В немалой степени этому содействует выполнение разнообразных творческих упражнений. С помощью этих упражнений курсанты получают возможность полнее отрабатывать и закреплять у себя ряд приемов умственной деятельности (как алгоритмического, так и эвристического характера), которые правомерно расценивать как педагогические навыки командира-инженера. Без этих упражнений невозможно было бы в условиях вузовского обучения овладение курсантами педагогически значимыми функциями обучения, педагогического общения и целенаправленного воспитания воинов. Для эффективного овладения навыками осуществления этих функций следует максимально использовать индивидуализацию обучения будущих офицеров с помощью проблемных заданий.

Итак, основными условиями повышения познавательной активности курсантов средствами проблемных заданий является моделирование теоретического содержания курса, последовательное создание педагогических ситуаций, выполнение творческих упражнений и индивидуализация обучения учащихся на занятиях и в часы самоподготовок. Все это освобождает обучение от схематического однообразия, побуждает обучаемых усваивать теорию в контексте предстоящей профессиональной и общественно-политической деятельности. Эмоционально насыщая занятия и превращая их в непрерывное творческое взаимодействие обучающего и обучаемых, система проблемных заданий благотворно влияет на личность каждого курсанта, стимулирует его самообразовательную и самовоспитательную деятельность. Таким образом, комплексное применение в обучении проблемных заданий играет роль эквивалента отсутствующей в условиях вуза педагогической практики. В ходе изучения основ военной педагогики и психологии это позволяет курсантам находить общие подходы к решению педагогических задач, лучше понять сущность и механизмы управления обучением и воспитанием воинов, психологически подготовиться к плодотворной работе с подчиненным личным составом.

В целом апробированная система проблемных заданий подтвердила её достаточную эффективность как средства активизации познавательной деятельности курсантов (как репродуктивного, та и творческого характера). Её применение открывает одно из перспективных направлений по совершенствованию подготовки офицерских кадров.

На основе теоретических выводов формулируются следующие практические рекомендации:

I. В целях повышения эффективности обучения курсантов основам военной педагогики и психологии в военном училище целесообразно внедрить в практику преподавателей военных училищ: а) разработанный в диссертации и экспериментально проверенный комплекс проблемных заданий, адаптировав его к специфическим условиям каждого вузаб) методику применения этих заданий в учебном процессев) учебно-методическое пособие «Проблемно-познавательные задачи и творческие упражнения по курсу «Основы военной педагогики и психологии',' рассчитанное на систематическое применение всего комплекса проблемных заданий при изучении предмета.

2. Рассмотреть вопрос о придании курсу «Основы военной педагогики и психологии» большей практической направленности. С этой целью: а) на приведение семинарских и практических занятий, где обучаемые непосредственно занимаются решением проблемных педагогических задач, выделить не менее 50% учебного времениб) рассмотреть возможность увеличения в высших командно-инженерных училищах учебного времени на курс «Основы военной педагогики и психологии',' изучения его в течение нескольких семестров и завершения сдачей экзамена.

3. При последующей переработке учебных программ и организационно-методических указаний целесообразно сформулировать тезис о проблемном обучении, его месте в вузовском учебном процессе и о проблемных заданиях как важном средстве активизации познавательной деятельности обучаемых, их психолого-педагогической подготовки к работе с личным составом.

Предусмотреть положение, согласно которому вводилась бы практика централизованного обеспечения преподавателей общественных наук методическими разработками и инструктивными указаниями, наглядными дидактическими средствами проблемного характера, а также периодическое проведение методических сборов с организацией открытых и показательных занятий и т. п.

Рассмотреть возможность учреждения периодического печатного издания для ввузов Вооруженных Сил «Методический вестник'.'.

4. Дальнейшее исследование проблемы целесообразно вести по следующим направлениям:

— разработка системы проблемных заданий по всем изучаемым в училище наукам;

— совершенствование системы дидактических средств, обеспечивающих оптимальное применение проблемных заданий в процессе изучения основ военной педагогики и психологии;

— применение системы проблемных заданий на различных видах занятий и др.

Вне сомнений, что учет и реализация результатов исследования и данных рекомендаций не расходятся с требованиями времени. Они будут способствовать повышению качества подготовки офицерских кадров. Это в целом будет содействовать укреплению обороноспособности страны, а также повышению роли Вооруженных Сил в коммунистическом воспитании советской молодежи, росте её социальной активности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Отчужденный труд. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К. и Энгельс Q. Из ранних произведений.-М.: Политиздат, 1956 г. — с.559−572.
  2. К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К. и Энгельс, Соч., 2-е изд., т.1, с.30−84.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. З, с.1−4.
  4. К. Немецкая идеология. Лейпцигский собор. Святой Макс. Новый завет:"Я". Феноменология согласного с собой эгоиста или учение об оправдании.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. З, с.231−259.
  5. К. Введение /из экономических рукописей 1857−1958 годов/. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.12, с.709−738.
  6. К. Заработная плата, цена и прибыль.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.16, с. 128.
  7. К. Капитал.Книга первая-гМаркс К. и Энгельс Ф.Соч., т.23, с.42−784.
  8. Энгельс Ф. Письмо Марксу в Париж. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.27, с.9−14.
  9. К. Доходы и их источники.Глава сорок восьмая. Триединая формула.Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.25, ч. П, с.380−399.
  10. К. Введение.Экономические рукописи 1857−1859 гг.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.17−48, 216.
  11. В.И. Философские тетради. Полн.собр. соч., т.29.
  12. В.И. На деловую почву.- Полн.собр. соч., т.35, с.408−409.
  13. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр. соч., т.36,с.127−164.
  14. В.И. Задачи союзов молодежи /Речь на Ш Всероссийском съезде коммунистического Союза молодежи 2 октября 1920 года/. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  15. В.И. О работе наркоглпросса.- Полн.собр. соч., т.42, с.322−332.
  16. .И. Лучше меньше, да лучше. Поли.собр. соч., т.45, с. 389−406.
  17. Ленин В.И. A.M. Горькому.- Поли.собр. соч., т.47,с.221 $ 222.1. XXX
  18. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1961. 144 с.
  19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат,!981. — 223 с.
  20. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.- Сборник документов и материалов.-М.Политиздат, 1984.- ПО с.
  21. К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. М.: Политиздат, 1982. — 380 с.
  22. К.У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста.-Коммунист, 1983, Ж5, с. 18−34.
  23. К.У. Речь на встрече с избирателями 2 марта1984 г.- Коммунист, 1984, М, с.3−13.
  24. М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1967, — 726 с.
  25. А.В. Воспитательные задачи советской школы. Доклад на совещании преподавателей обществоведения/.-В кн.: А. В. Луначарский о народном образовании.- М.: АПН РСФСР, с.439−457.
  26. Материалы Всеармейского совещания секретарей комсомольских организаций.-Коммунист Вооруженных сил, 1984, Ш, с.3−18.
  27. С.Л. Ленинский стиль в работе военных кадров.-М.:Воениздат, 1983. 47 с.
  28. М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия.-Избр.произведения.- М.: Воениздат, 1965, с.35−56.х
  29. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дис.. канд. пед.наук. Л.:ЛГПИ, 1972. — 203 с.
  30. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной.- м.: Просвещение, 1984. 176с.
  31. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.Под.ред. А. В. Барабанщикова.- М.:ВПА, 1980. -280с.
  32. А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике I9I7-I977 гг. Дис. .докт.пед. наук. К.: К1У, 1973-, 443 с.
  33. Е.С. Психологический анализ организаторской деятельности офицера -политработника подразделения- Автореф. дис.. канд. психол.наук.- М.: ВПА, 1977, 19 с.
  34. Т.Д. Формирование у студентов педвуза умения анализировать педагогические явления.Автор дис.. канд. нед.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980, — 19' с.
  35. Л.И. «К психологии личности как развивающейся системе». В кн.: «Психология формирования и развития личности». — М.:Наука, 1981, с.3−19.
  36. Л.П. Активность учения школьника. М.:Педаго-гика, 1968, 139 с.
  37. М.Ж., Пвдкасистый П.И.Дайдаров Ж.С.Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата: Мектеп, 1980. 208 с.
  38. С.И. Учебный процесс в высшей школе.Его закономерности, основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980, 361 с.
  39. В.Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции /социальные аспекты/.- В кн.: НТР: социализм, культура, человек.- М.: Наука, 1981, с.121- 132.
  40. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977 — 382 о.
  41. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.- 256 с.
  42. .Ц. Психологическая характеристика процесса преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях.-М.: ВПА, 1972.- 105 с.
  43. А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.- 68 с.
  44. А.В. Методологические вопросы обучения советских воинов. В кн.: Методологические проблемы военной теории и практики.- М.: Воениздат, 1969, с.264−274.
  45. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Дис.. докт. пед.назк. М.: ВПА, 1968,-1128 с.
  46. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей ВУЗов и задачи секции педагогики высшей школы педагогического общества РСФСР. В--сбор.: Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы.- м.: Высшая школа, 1980.- 100 с.
  47. А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: ВПА, 1981, — 42 с.
  48. А.В., Феденко Н. Ф. История советской военной • психологии.- М.: ВПА, 1983, — 157 с.
  49. БатраковаС.Й. Педагогические проблемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. Дис.. канд.пед. наук. М.: 1977, — 210 с.
  50. С.И., Левина М. М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Советская педагогика, 1981, ЖЗ, с.22—27.
  51. В.К. Формирование у курсантов ВВПУ навыков и умений организации воспитательной работы.Автореф. дис. канд. пед. нау к. М.:ВПА, 198 020.
  52. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов к воспитательной работе. дис.. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1977.- 194 с.
  53. Н. Н. Петровская А.А. К вопросу о методике активной подготовки к педагогическому общению. Советская педагогика, 1982, Л 7, с.59−63.
  54. А.А. Личность и общение.Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983, — 271 с.
  55. А.А. Психология устного пропагандистского воздействия. Вопросы психологииД978, № I, с.53−57.
  56. А.В. Культурно-историческая теория мышления /Философские проблемы психологии/.- М.: Высшая школа, 1968.- 104 с.
  57. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. Знание, 1983, № 6, — 95 с.
  58. Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ /Под ред. З. А. Мальковой Б.Л./-М.: Педагогика, 1984.- 256 с.
  59. В.И. Психология личности советского воина. -М.: ВПА, 1974.- 43 с.
  60. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1977. — 44 с.
  61. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.- 168 с.
  62. В.И., Давыдов П. П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений.-М.: ВПА, 1980.- 44 с.
  63. Р.Б. Очерки истории советской дидактики.- М.:> Педагогика, 1982, — 129 с.
  64. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.- Киев: Высшая школа, 1979. 216 с.
  65. И.М., Корниенко Н. В., Ружин В. И. Методика самостоятельной работы курсантов по изучению курса «Военная психология и педагогика». Л., 1976, — 40 с.
  66. И.Г. Проводится педагогическая игра.- Вестник высшей школы, 1982, й I, с. 27, 28.
  67. Военная педагогика. Под ред. А. Б. Барабанщикова, В. П. Давыдова, В. Г. Демина. М.: Воениздат, 1966.- 376 с.
  68. Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-по-. литических училищ. М.: Воениздат, 1973.- 368 с.
  69. Военная педагогика. Учебное пособие. Под общ.ред. А.В. Ба-рабанщикова.- М.: ВПА, 1980. 375 с.
  70. Военная психология. Под ред. Дьяченко М. И. и Феденко Н. Ф. -М.: Воениздат, 1967, — 260 с.
  71. Военная психология. Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: Из-во ВПА, 1978, — 334 с.
  72. Военная психология. Под ред. В. В. Шеляга. А. Д. Глоточкина,' К. К. Платонова. М.: Воениздат, 1972, — 400 с.
  73. Д.А. Психологическая война.Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983.- 288 с.
  74. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976.- 523 с.
  75. A.M. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в ввузе. М.: ВПА, 1976.- 40 с. 1. На
  76. A.M. Проблемная ситуация^лекции.- М.: Знание, 1981, В 10, — 64 с.
  77. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе. Дис.. канд. пед. наук. С: ВПА, 1978.- 206 с.
  78. JI.C. Избранные психологические исследования.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 379 с.
  79. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Дис.. канд. пед.наук. Казань: К1У, 1981.-193 с.
  80. М.Г., Пустовит В. В. Проблемное обучение и возмож-, ности его применения в вузе. Под ред. Т. В. Кудрявцева.
  81. НИИ ВШ, обзорная информация.- М.- 1977. 55 с.
  82. А.А. Исследование эффективности применения средств наглядности в преподавании военной педагогики и психологии. Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1976.- 193 с.
  83. А. Активно использовать передовой опыт.- Коммунист Вооруженных Сил, 1975, № 23, с.64−68.
  84. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе / взвод, рота/ на основе требований воинских уставов.Дис.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1964.-213 с.
  85. Гносеологические проблемы формализации. Под ред. Д. П. Горского и др. Минск: Наука и техника, 1974, — 267 с.
  86. П.И. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ.- М.: ВПА, 1973.- 40 с.
  87. В.А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ . Труды академии № 52.- М.: ВПА, 1965, с.153−179.
  88. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук. Дис.. канд. пед.наук.-М.: ВПА, 1980.-223 с.
  89. Л.Я. Исследование мышления как решения задач. Дис.. док. психол.наук. М.: НИИ психол. АПН СССР, 1975.- 413 с.
  90. В.В. Виды обобщения и обучение.Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  91. В.П. Воспитание курсантов /слушателей/ высших военно-учебных заведений в процессе обучения.- М.:ВПА, 1975, — 195 с.
  92. В.П. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. М.: Знание, 1984, — 63 с.
  93. В.П. Исследование путей повышения эффективностивоспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения /на материале высших военно-политических училищ/. Дис.. док. пед.наук. М.: ВПА, 1977.-469 с.
  94. В.П. Методика военно-педагогического исследования. -М.:ВПА, 1967. 64 с.
  95. В.П., Майоров В. В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров.-М.: ВПА, 1982.- 41 с.
  96. Давыдов В.П.Л Марахаев Л. В. Педагогические основы"воспи-тания идейнои убежденности и формирования активной жизненной позиции у личного состава полка /корабля/.-М.: ВПА, 1980.- 38 с.
  97. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения.- М.: ВПА, 1983, — 72 с.
  98. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА,
  99. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977.- 40 с.
  100. Г. А., Худолеев Ю. Ф. Познавательная деятельность курсантов, ее противоречия и закономерности.- М.: ВПА, 1982.- 74 с.
  101. М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности учащихся. В кн.:
  102. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань, 1972, — 313 с.
  103. .И. Эмоциональная ннправленность личности. Дис.. док. псих.наук. Симферополь, 1978, — 412 с.
  104. .И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  105. НО. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: Изд-во воен. -полит.акад. им. В. И. Ленина, 1974.- 108 с.
  106. М.И., Осипенко Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. Под ред. И. Г. Павловского. М.: Воениздат, 1978, — 295 с.
  107. .И. Использование средств наглядности обучения в условиях проблемно-познавательной деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. пед.наук. Харьков, 1973.- 164 с.
  108. Л.Ф. Военно- профессиональная направленность личности советского офицера.-М.: ВПА, 1979. 143 с.
  109. Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров.- М.: Воениздат, 1976.- 170 с.
  110. И.К. Система познавательных задач по учебному предмету. Советская педагогика, 1981, № 9, с.49−55.
  111. В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении /в помощь учителю и студенту/. Владимир: ГПИ, 1973.- 188 с.
  112. Зайдель Вальтер. Профессиональная направленность препо- 1 давания военной педагогики и психологии в высших офицерских училищах ГДР и пути ее усиления.Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1983.- 20 с.
  113. Г. Е. Психологические вопросы Формирования убеждений. М.: МГУ, 1982. — 119 с.
  114. .А. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материалана занятиях по общественным дисциплинам.- Дис.. канд. пед.наук. М.:ВПА, 1975.- 265 с.
  115. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знания.- М.: Педагогика, 1978, 126 с.
  116. Э. Что же такое личность.- В кн.: С чего начинается личность? М., 1979, с.183−237.
  117. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников.- Ростов: РГПИ, 1971.- 220 с.
  118. Каган В. М. Дамм В.Я.От схемы к знаниям.- Иркутск: Вост.-Сиб. изд., 1981. — 103 с.
  119. А.Г. Проблемная лекция. М. :ВПА, 1979. — 48 с.
  120. А.Г. Проблемное обучение на семинаре.- М.: ВПА, 1982, 50 с.
  121. З.И. Психологические принципы развивающегося обучения.- Знание, 1979, № 5. 48 с.
  122. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества/.Автор дис.. док. пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1981.- 37 с.
  123. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся.Автореф. дис.. докт. пед.наук. Л.:ЛГПИ, 1983.- 32 с.
  124. В.И. Психология, обществознание и проблема личности. Психологический журнал, 1982, т. З, Ш, а.121−131.
  125. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. Дис.. докт.пед.наук.- М.: ВПАД981.-439 с.
  126. Н.И. Социально-педагогические проблемы теориии практики комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах.- М.:ВПА, 1980,-140 с.
  127. Комплексные задания по военной психологии. М.:ВПА, 1983.- 122 с.
  128. А.И. Социальная психология и управление.- М.:ВПА, 1972, — 198 с.
  129. Н.В. Социальная типология личности / методологи--ческие аспекты/. Дис.. канд. фил.наук. Свердловск, 1982.- 172 с.
  130. А.А., Черкассов Л. В. Сборник задач по военной педагогике. Рига: РВВПУД980.- 137 с.
  131. А.А., Овчар М. Ф., Суин-Оглы B.C., Черкасов Л. В. Задачи и упражнения по военной психологии.- Ростов-на-Дону, РВВКУ, 1976.- 104 с.
  132. А.А., Овчар М. Ф., Черкасов Л. В. Задачи по военной педагогике. Ростов-на-Дону, РВВКУ, 1976.- 68 с.
  133. А.А., Черкасов Л. В. Сборник задач по военной психологии /издание второе исправленное и дополненнне/.-Рига, РВВПУ, 1980.- 118 с.
  134. В.Н. Социалистический воинский коллектив.- М.: Воениздат, 1980.- 238 с.
  135. A.M. Влияние научно-технической революции на содержание и организацию управленческого труда советских военных кадров.Автореф.дис.. канд. фил. наук.-М.: ВПА, 1977, 22 с.
  136. С.В. Понимание учителем личности учащегося.-Вопросы психологии, 1980, .№ 5, с. 143−148.
  137. Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров. Дис.. канд, пед.наук. М.: ВПА, 1973.- 160 с.
  138. Э.И. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров.-М.: ВПА, 1976.- 48 с.
  139. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. Учебное пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983, — 224 с.
  140. В.И. Учение процесс творческий.- М.: Просвещение, 1980.- 120 с.
  141. В.В. Проблемы научного обоснования обучения, /методологический анализ/.- М.: Педагогика, НИИ общ. педагогики АН СССР, 1967. 264 с. 147.-Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах.- М.: АПН РСФСР, т. З, 1959, — 798 с.
  142. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей г школы.- Вопросы психологии, 1981, № 2, с.20−30.
  143. Т.В., Пидкасистый И. П. Формирование профессионально-педагогических умений у будущих инженеров-преподавателей. Советская педагогика, 1982,№ 8, с.87−89.
  144. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  145. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  146. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя.- Советская педагогика, 1982, $ 3, с.63−66.
  147. И.Д. Обучение личного состава подразделений и частей в военное время.- М.: ВПА, 1970.- 31 с.
  148. И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма.Учебное пособие.- М.:ВПА, 1972 Г 140 с.
  149. И.Д., Фисенко П. И. Подготовка офицерского корпуса вооруженных сил Федеративной Республики Германии.-М.: ВПА, 1974.- 50 с.
  150. И.Д., Чумичев Н. Г. Критика педагогических аспектов подготовки офицеров вооруженных сил США. М.:ВПА, 1980,-36 с.
  151. Ю.Н. Психологические знания и учитель.- Вопросы психологии, 1983,№ 3, с.51−61.
  152. A.M. О содержании понятий «навык» и «умение».-Советская педагогика, 1979, $ 7, с.68−72.
  153. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  154. А.А. Педагогическое общение. Знание, 1979, № 1.- 96 с.
  155. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Дис.. докт. пед.наук. -М., 1971.- 810 с.
  156. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.- М.: Просвещение, 1982&bdquo-- 191 с.
  157. Х.Й. Групповая работа на уроке. ГЛ.: Знание, 1975, №-7, — 64 с.
  158. .Ф. Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. — 355 с.
  159. В.Н. Методы обучения советских воинов. М.: Воен-издат, 1970, — 197 с.
  160. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  161. А.С. Соч., изд.2, т.5. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958, — 447 с.
  162. А.С. Избранные педагогические сочинения.Том первый. М.: Педагогика, 1977, — 397 с.
  163. А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных ком-панентов мышления в процессах понимания.Автореф. дис.. канд. псих, наук.- М.: НИИ общей пед.псих. АПН СССР, 1983.- 20 с.
  164. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. Советская педагогика,!981, № 2, с.96−104.
  165. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств.Автореф. дис.. докт. псих.наук. Л.: ЛГУ, 1982.-51 с.
  166. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М.: Знание, 1977. — 40 с.
  167. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.- Вопросы психологии, 1982,№ 4, с.5−17.
  168. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975, — 368 с.
  169. Межвузовская научно-методическая конференция на тему: «Совершенствование системы формирования у курсантов и слушателей ввузов командирских качеств, методических навыков и навыков политико-воспитательной работыV-Министерство обороны СССР, 1976 264 с.
  170. Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении: В сб. :Проблемы социалистической педагогики.- М.-1973, с.161−169
  171. Методика преподавания военной психологии и военной педагогики. Учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщи-кова/.- М.: ВПА, 1978.- 135 с.
  172. Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. Советская педагогика, 1976, В 9, с. 1825.
  173. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ.Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1972.- 240 с.
  174. Моделирование педагогических ситуаций'.проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /под^ред.Ю. Н. Кулшткина, Г. С. Сухобской/. М.: Педагогика, 1981, — 120 с.
  175. И.И. Педагогические проблемы дифференциального подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ разных курсов обучения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: ВПАД981. — 20 с.
  176. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1972. 158 с.
  177. Н.М. Основные дидактические условия реализации методов проблемного обучения.Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1978.- 228 с.
  178. С.С. Активизация познавательной деятельности воинов в боевой подготовке. Дис.. канд. пед.наук.- М.: ВПА, 1971, — 198 с.
  179. С.С. Как учиться военному делу /методическое пособие для курсантов/ Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Б/М, 1979, — 64 с.
  180. Г. А. Формирование умений анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учите лей. Автореф. дис.. канд. пед. наук, Киев*-Изд.-во КГПИ, 1983, — 20 с.
  181. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань: Из-во К1У, 1975. -303 с.
  182. Н.Д., Мюллер Э. Лекция как форма обучения в высшей педагогической школе. Советская педагогика, 1980, № 5, с.80−86.
  183. И.Б. Философские вопросы моделирования психологии.-М.: Наука, 1969.- 174 с. 191,192,193,194,195 196,197,198 199 200 201 202 186 753 933 312
  184. Общая психология. Учебник для студентов пединститутов. Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1976,-479 с.
  185. В.А. Урок в современной школе.Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1986, — 194 с.
  186. А.А., Орлова Е. Н. Подготовка педагога к управлению учебно-воспитательным процессом.- Советская педагогика, 1982, Л» 4, с.80−85.
  187. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе.-М.: ВПА, 1974, — 44 с.
  188. Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие. Второе издание.Перераб.под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко. м.: Воениздат, 1981, — 366 с.
  189. Основы педагогики и психологии высшей военной школы.-М.: ВПА, 1975.- 337 с.
  190. З.Н. Методика преподавания психологии.-М.: Просвещение, 1971, — 152 с.
  191. .Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы.- М.: Политиздат, 1978.- 240 с.
  192. Педагогическое мастерство советского офицера. Под ред. А. В. Барабанщикова. Учебное пособие.- М.: ВПА, 1976. 272 с.
  193. Педагогика и психология. Круглый стол. Вопросы психологии, 1981, И, с. 15−45.
  194. Педагогика.Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
  195. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. Вопросы психологии, 1981, Ж, с.57−66.
  196. Петровский А.В.1? психологии активности личности, Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26−38.
  197. А.В. К пониманию личности в психологии.-Вопросы психо логииД 981, № 2, с.40−46.
  198. А.В. О совершенствовании психологического образования учителя.- Вопросы психологииД978, й 3, с.3−8.
  199. Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог.-Вопросы психологии, 1983, № 2, с.85−89.
  200. JI.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического треннинга.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
  201. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 215 с.
  202. К.К. Проблемы способностей.- М.:Наука, 1972.- 312 с.
  203. А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности.Дис.. канд. фил. наук. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1978. — 256 с.
  204. Д.П. Использование войскового опыта в преподавании военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1975.- 37 с.
  205. Д.П. Педагогические основы управления личным составом полка. Автореф. дис.. докт. пед.наук.- М.: ВПА, 1983.- 43 с.
  206. Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку. М.: ВПА, 1983, — 156 с.
  207. Психологические и педагогические основы обучения и воспитания советских воинов.- М.: Воениздат, 1975.- 215 с.
  208. Психология и педагогика высшей военной школы. Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко.-М.: ВПА, 1979.- 283 с.
  209. Психология и педагогика высшей школы. Круглый стол.-Советская педагогика, 1981, № 3, с.5−28.
  210. Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975.- 100 с.
  211. Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации. Дис.. канд. пед.наук.- Л.:ЛГПИ, 1978.- 210 с.
  212. С.Л. Бытие и сознание. О месте психическогово всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: АН СССР, 1957.- 328 с.
  213. С.Л. О мышлении и путях его исследования.1. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
  214. С.JI. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1940, — 704 с.
  215. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 424 с.
  216. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: АН СССР, 1959.- 354 с.
  217. В.Р. Психология пропагандистского мастерства советского офицера.- М.: ВПА, 1978.- 142 с.
  218. Н.Л. Педагогические ситуации в процессе формирования коллективных отношений подростков.- Советская педагогика, 1981, № 7, с.53−56.
  219. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965, — 2С6 с.
  220. М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
  221. М.Н. Совершенствование процесса обучения.Проблемы и суждения.- м.: Педагогика, 1972.- 208 с.
  222. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976, — 133 с.
  223. И. Становление командира.- М.: Воениздат, 1982.- 200 с.
  224. Л.С. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980.- 463 с.
  225. Советский военный инженер / социологический очерк/.-М.: Воениздат, 1977.- 199 с.
  226. А. Новые рубежи идеологической работы в военно-учебных заведениях. Коммунист Вооруженных Сил, 1976, № 22, с.12−20.
  227. Социально-психологический портрет инженера. Под ред. В. А. Ядова .- М, 1977.- 231 с.
  228. Л.Ф., Степанский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач /Под ред. В.А. Сластенина/.- Яроелавль, 1974.- 130 с.
  229. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя на материале подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе. Автореф. дис.. докт. пед.наук. М.: МТУ, 1981, — 51 с. 238,239,240,241 242,243244245246247248249250251252253
  230. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов.- М.: Воениздат, I981.- 254 с.
  231. В.В. Индивидуальный подход к воспитанию воинов.-М.: Воениздат, 1978.- 160 с.
  232. В.В. С учетом психологии каждого. М.: Воениздат, 1969.- 144 с.
  233. И.В. Теоретические и методические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся. М.: Педагогика, 1979.- 136 с.
  234. В.А. Воспитание и самовоспитание.В.А. Сухом-линский .Избр. произведения в пяти томах.Т.5. -К.: Радянська школа, 1977, с.229−239.
  235. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение, 1973.- 208 с.
  236. В.А. Сто советов учителю. Избр. произв. в пяти томах. Том 2. Киев: Радянська школа, 19Уб, с.419−656.
  237. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 1969.- 133 с.
  238. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975, — 343 с.
  239. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Изд-во Наука, 1966, — 336 с.
  240. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
  241. Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.- М.: Изд-во МГУ, 1972, — 262 с.
  242. К.Д. Собр. соч., — М-Л: Изд-во АПН РСФСР, 1950, т.2, — 663 с.
  243. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина.- М.: ВПА, 1966, — 90 с.
  244. Н.Ф. Темперамент и характер. Воспитание характерам советского воина. М.: ВПА, 1981, — 44 с.
  245. Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании курсантов. Уч.пос. Основы психологии и педагогики высшей военной школы.- М.:ВПА, 1975, с.24−53.
  246. А.В. Формирование личности советского военного инженера как руководителя и воспитателя подчиненных. Автореф. дис.. канд. фил. наук. М.: ВВИА им. Н. Е. Зековского, 1981, — 21 с.
  247. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова.- М.: НИИ общ. и пед. псих.1. АПН СССРД981.- 176 с.
  248. В.П. Исследование эффективности проблемного обучения в преподавании военно-технических наук. Дис.. канд. наук. М.: ВПА, 1981, — 182 с.
  249. В.Т. Особенности проблемного обучения в условиях учебно-научных комплексов. В кн. Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов-на-Дону: РГУ, 1981, с.57−69.
  250. Л.М. Моделирование в психологии и психология в моделировании.- Вопросы психологии, 1977, № 2, с.15−28.
  251. Ю.Н. Формирование самостоятельности у курсантов военных училищ. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.: ВПА, 1982.- 22 с.
  252. М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессиональной подготовке учителя. Советская педагогика, I981, JB II, с.83−87.
  253. .И. Психологическая готовность авиаинженера и ее Формирование у курсантов.Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: ВПА, 1983.- 19 с.
  254. В.И. Формирование у курсантов педагогической подготовленности к деятельности политработника.- Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1979.- 20 с.
  255. И.Ф. Как активизировать учение школьников. -Минск: Народная асвета, 1975.- 207 с.
  256. Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.- 42 с.
  257. Ю.Ф. Развитие у курсантов военных училищ познавательных интересов к общественным наукам. Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1973.- 184 с.
  258. В.Э. Коллективистская направленность личности и ее нравственная устойчивость. Советская педагогика, 1976, % 6, с.17−22.
  259. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982, — 209 с.
  260. Т.А. Проблема активизации учения школьников. Дидактические концепции и пути реализации принципа активности в обучении. Дис.. докт. пед.наук. М., 1977.- 386 с.
  261. В.Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ г. Донецка.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
  262. B.C. Формирование навыков и умений партполитрабо-ты у курсантов военных училищ.Автореф. дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1967. — 23 с.
  263. Е.В. Тенденции исследовании личности в советской психологии.- Психологический журнал, 1980,&- I, с.45−57.
  264. А.Э. О системе заданий для контроля знаний по психологии. Вопросы психологии, 1977, № 3, с.140−144.
  265. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.-160 с.
  266. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса.- Советская педагогика, — 1982,№ 8, с.74−77.
  267. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971, — 304 с.
  268. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 273 с.
  269. А.Ф. Психология решения задач.- М.: Высшая школа, 1972.- 200 с.
  270. А.К. Психологические особенности сохранения знаний у студентов.Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л.: ЛГПИ им. А. Н. Герцена, 1978.- 204 с.
  271. Я.Я. Практические задания по курсу «Основы военной психологии и педагогики». Изд-во МО СССР, 1965.24 с.
  272. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика,. 1979, — 144 с.
  273. П.М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управлении.- В кн.: Управление процессом нравственного воспитания.- М.: Изд-во МГУ, 1979, с.45−62.
  274. М.И. Активность сознания и формирование творческого мышления советского офицера.- М.: Воениздат, 1971. -190 с.
Заполнить форму текущей работой