Активизация познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий (на материале изучения курса «Основы военной педагогики и психологии» в командно-инженерных военных училищах)
Диссертация
Итак, основными условиями повышения познавательной активности курсантов средствами проблемных заданий является моделирование теоретического содержания курса, последовательное создание педагогических ситуаций, выполнение творческих упражнений и индивидуализация обучения учащихся на занятиях и в часы самоподготовок. Все это освобождает обучение от схематического однообразия, побуждает обучаемых… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ даяжпьно СТИ КУРСАНТОВ ВДЕННЫХ УЧИЛИЩ
- 1. 1. Проблема средств и методов активизации познавательной деятельности в общей и военно-педагогической теории и практике
- 1. 2. Сущность и специфика проблемных заданий в процессе психолого-педагогической подготовки курсантов высших военных командно-инженерных училищ
- 2. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ В
- КУРСЕ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
- 2. 1. Обоснование системы проблемных заданий и ее структурных элементов
- 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности применения различных видов проблемных заданий
- 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ
- 3. 1. Моделирование теоретического содержания курса в системе проблемных заданий
- 3. 2. Создание системы проблемных педагогических ситуаций на занятиях с курсантами с целью активизации их познавательной деятельности
- 3. 3. Выполнение творческих педагогических упражнений для формирования педагогических навыков у будущих командиров-воспитателей
- 3. 4. Индивидуализация обучения курсантов с помощью заданий
Список литературы
- Маркс К. Отчужденный труд. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К. и Энгельс Q. Из ранних произведений.-М.: Политиздат, 1956 г. — с.559−572.
- Маркс К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К. и Энгельс, Соч., 2-е изд., т.1, с.30−84.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. З, с.1−4.
- Маркс К. Немецкая идеология. Лейпцигский собор. Святой Макс. Новый завет:"Я". Феноменология согласного с собой эгоиста или учение об оправдании.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. З, с.231−259.
- Маркс К. Введение /из экономических рукописей 1857−1958 годов/. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.12, с.709−738.
- Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.16, с. 128.
- Маркс К. Капитал.Книга первая-гМаркс К. и Энгельс Ф.Соч., т.23, с.42−784.
- Энгельс Ф. Письмо Марксу в Париж. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.27, с.9−14.
- Маркс К. Доходы и их источники.Глава сорок восьмая. Триединая формула.Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.25, ч. П, с.380−399.
- Маркс К. Введение.Экономические рукописи 1857−1859 гг.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.17−48, 216.
- Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр. соч., т.29.
- Ленин В.И. На деловую почву.- Полн.собр. соч., т.35, с.408−409.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр. соч., т.36,с.127−164.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи /Речь на Ш Всероссийском съезде коммунистического Союза молодежи 2 октября 1920 года/. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. О работе наркоглпросса.- Полн.собр. соч., т.42, с.322−332.
- Ленин Б.И. Лучше меньше, да лучше. Поли.собр. соч., т.45, с. 389−406.
- Ленин В.И. A.M. Горькому.- Поли.собр. соч., т.47,с.221 $ 222.1. XXX
- Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1961. 144 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат,!981. — 223 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.- Сборник документов и материалов.-М.Политиздат, 1984.- ПО с.
- Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. М.: Политиздат, 1982. — 380 с.
- Черненко К.У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста.-Коммунист, 1983, Ж5, с. 18−34.
- Черненко К.У. Речь на встрече с избирателями 2 марта1984 г.- Коммунист, 1984, М, с.3−13.
- Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1967, — 726 с.
- Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы. Доклад на совещании преподавателей обществоведения/.-В кн.: А. В. Луначарский о народном образовании.- М.: АПН РСФСР, с.439−457.
- Материалы Всеармейского совещания секретарей комсомольских организаций.-Коммунист Вооруженных сил, 1984, Ш, с.3−18.
- Соколов С.Л. Ленинский стиль в работе военных кадров.-М.:Воениздат, 1983. 47 с.
- Фрунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия.-Избр.произведения.- М.: Воениздат, 1965, с.35−56.х
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дис.. канд. пед.наук. Л.:ЛГПИ, 1972. — 203 с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной.- м.: Просвещение, 1984. 176с.
- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.Под.ред. А. В. Барабанщикова.- М.:ВПА, 1980. -280с.
- Алексгок А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике I9I7-I977 гг. Дис. .докт.пед. наук. К.: К1У, 1973-, 443 с.
- Алехнович Е.С. Психологический анализ организаторской деятельности офицера -политработника подразделения- Автореф. дис.. канд. психол.наук.- М.: ВПА, 1977, 19 с.
- Авдронова Т.Д. Формирование у студентов педвуза умения анализировать педагогические явления.Автор дис.. канд. нед.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980, — 19' с.
- Анциферова Л.И. «К психологии личности как развивающейся системе». В кн.: «Психология формирования и развития личности». — М.:Наука, 1981, с.3−19.
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.:Педаго-гика, 1968, 139 с.
- Арстанов М.Ж., Пвдкасистый П.И.Дайдаров Ж.С.Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата: Мектеп, 1980. 208 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе.Его закономерности, основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980, 361 с.
- Афанасьев В.Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции /социальные аспекты/.- В кн.: НТР: социализм, культура, человек.- М.: Наука, 1981, с.121- 132.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977 — 382 о.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.- 256 с.
- Бадмаев Б.Ц. Психологическая характеристика процесса преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях.-М.: ВПА, 1972.- 105 с.
- Барабанщиков А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.- 68 с.
- Барабанщиков А.В. Методологические вопросы обучения советских воинов. В кн.: Методологические проблемы военной теории и практики.- М.: Воениздат, 1969, с.264−274.
- Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Дис.. докт. пед.назк. М.: ВПА, 1968,-1128 с.
- Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей ВУЗов и задачи секции педагогики высшей школы педагогического общества РСФСР. В--сбор.: Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы.- м.: Высшая школа, 1980.- 100 с.
- Барабанщиков А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: ВПА, 1981, — 42 с.
- Барабанщиков А.В., Феденко Н. Ф. История советской военной • психологии.- М.: ВПА, 1983, — 157 с.
- БатраковаС.Й. Педагогические проблемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. Дис.. канд.пед. наук. М.: 1977, — 210 с.
- Батракова С.И., Левина М. М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Советская педагогика, 1981, ЖЗ, с.22—27.
- Бахтин В.К. Формирование у курсантов ВВПУ навыков и умений организации воспитательной работы.Автореф. дис. канд. пед. нау к. М.:ВПА, 198 020.
- Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов к воспитательной работе. дис.. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1977.- 194 с.
- Богомолова Н. Н. Петровская А.А. К вопросу о методике активной подготовки к педагогическому общению. Советская педагогика, 1982, Л 7, с.59−63.
- Бодалев А.А. Личность и общение.Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983, — 271 с.
- Брудный А.А. Психология устного пропагандистского воздействия. Вопросы психологииД978, № I, с.53−57.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления /Философские проблемы психологии/.- М.: Высшая школа, 1968.- 104 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. Знание, 1983, № 6, — 95 с.
- Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ /Под ред. З. А. Мальковой Б.Л./-М.: Педагогика, 1984.- 256 с.
- Варваров В.И. Психология личности советского воина. -М.: ВПА, 1974.- 43 с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1977. — 44 с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.- 168 с.
- Вдовюк В.И., Давыдов П. П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений.-М.: ВПА, 1980.- 44 с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики.- М.:> Педагогика, 1982, — 129 с.
- Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.- Киев: Высшая школа, 1979. 216 с.
- Викторов И.М., Корниенко Н. В., Ружин В. И. Методика самостоятельной работы курсантов по изучению курса «Военная психология и педагогика». Л., 1976, — 40 с.
- Вишняцкая И.Г. Проводится педагогическая игра.- Вестник высшей школы, 1982, й I, с. 27, 28.
- Военная педагогика. Под ред. А. Б. Барабанщикова, В. П. Давыдова, В. Г. Демина. М.: Воениздат, 1966.- 376 с.
- Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-по-. литических училищ. М.: Воениздат, 1973.- 368 с.
- Военная педагогика. Учебное пособие. Под общ.ред. А.В. Ба-рабанщикова.- М.: ВПА, 1980. 375 с.
- Военная психология. Под ред. Дьяченко М. И. и Феденко Н. Ф. -М.: Воениздат, 1967, — 260 с.
- Военная психология. Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: Из-во ВПА, 1978, — 334 с.
- Военная психология. Под ред. В. В. Шеляга. А. Д. Глоточкина,' К. К. Платонова. М.: Воениздат, 1972, — 400 с.
- Волкогонов Д.А. Психологическая война.Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983.- 288 с.
- Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976.- 523 с.
- Воробьев A.M. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в ввузе. М.: ВПА, 1976.- 40 с. 1. На
- Воробьев A.M. Проблемная ситуация^лекции.- М.: Знание, 1981, В 10, — 64 с.
- Воробьев A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе. Дис.. канд. пед. наук. С: ВПА, 1978.- 206 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 379 с.
- Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Дис.. канд. пед.наук. Казань: К1У, 1981.-193 с.
- Гарунов М.Г., Пустовит В. В. Проблемное обучение и возмож-, ности его применения в вузе. Под ред. Т. В. Кудрявцева.
- НИИ ВШ, обзорная информация.- М.- 1977. 55 с.
- Гиль А.А. Исследование эффективности применения средств наглядности в преподавании военной педагогики и психологии. Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1976.- 193 с.
- Глоточкин А. Активно использовать передовой опыт.- Коммунист Вооруженных Сил, 1975, № 23, с.64−68.
- Глоточкин А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе / взвод, рота/ на основе требований воинских уставов.Дис.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1964.-213 с.
- Гносеологические проблемы формализации. Под ред. Д. П. Горского и др. Минск: Наука и техника, 1974, — 267 с.
- Городов П.И. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ.- М.: ВПА, 1973.- 40 с.
- Губин В.А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ . Труды академии № 52.- М.: ВПА, 1965, с.153−179.
- Гурин В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук. Дис.. канд. пед.наук.-М.: ВПА, 1980.-223 с.
- Гурова Л.Я. Исследование мышления как решения задач. Дис.. док. психол.наук. М.: НИИ психол. АПН СССР, 1975.- 413 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения и обучение.Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Давидов В.П. Воспитание курсантов /слушателей/ высших военно-учебных заведений в процессе обучения.- М.:ВПА, 1975, — 195 с.
- Давыдов В.П. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. М.: Знание, 1984, — 63 с.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективностивоспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения /на материале высших военно-политических училищ/. Дис.. док. пед.наук. М.: ВПА, 1977.-469 с.
- Давыдов В.П. Методика военно-педагогического исследования. -М.:ВПА, 1967. 64 с.
- Давыдов В.П., Майоров В. В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров.-М.: ВПА, 1982.- 41 с.
- Давыдов В.П.Л Марахаев Л. В. Педагогические основы"воспи-тания идейнои убежденности и формирования активной жизненной позиции у личного состава полка /корабля/.-М.: ВПА, 1980.- 38 с.
- Давыдов В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения.- М.: ВПА, 1983, — 72 с.
- Давыдов Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА,
- Давыдов Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977.- 40 с.
- Давыдов Г. А., Худолеев Ю. Ф. Познавательная деятельность курсантов, ее противоречия и закономерности.- М.: ВПА, 1982.- 74 с.
- Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности учащихся. В кн.:
- Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань, 1972, — 313 с.
- Додонов Б.И. Эмоциональная ннправленность личности. Дис.. док. псих.наук. Симферополь, 1978, — 412 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- НО. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: Изд-во воен. -полит.акад. им. В. И. Ленина, 1974.- 108 с.
- Дьяченко М.И., Осипенко Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. Под ред. И. Г. Павловского. М.: Воениздат, 1978, — 295 с.
- Евдокимов Б.И. Использование средств наглядности обучения в условиях проблемно-познавательной деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. пед.наук. Харьков, 1973.- 164 с.
- Железняк Л.Ф. Военно- профессиональная направленность личности советского офицера.-М.: ВПА, 1979. 143 с.
- Железняк Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров.- М.: Воениздат, 1976.- 170 с.
- Журавлев И.К. Система познавательных задач по учебному предмету. Советская педагогика, 1981, № 9, с.49−55.
- Заботин В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении /в помощь учителю и студенту/. Владимир: ГПИ, 1973.- 188 с.
- Зайдель Вальтер. Профессиональная направленность препо- 1 давания военной педагогики и психологии в высших офицерских училищах ГДР и пути ее усиления.Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1983.- 20 с.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы Формирования убеждений. М.: МГУ, 1982. — 119 с.
- Зверев Б.А. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материалана занятиях по общественным дисциплинам.- Дис.. канд. пед.наук. М.:ВПА, 1975.- 265 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знания.- М.: Педагогика, 1978, 126 с.
- Ильенков Э. Что же такое личность.- В кн.: С чего начинается личность? М., 1979, с.183−237.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников.- Ростов: РГПИ, 1971.- 220 с.
- Каган В. М. Дамм В.Я.От схемы к знаниям.- Иркутск: Вост.-Сиб. изд., 1981. — 103 с.
- Калашников А.Г. Проблемная лекция. М. :ВПА, 1979. — 48 с.
- Калашников А.Г. Проблемное обучение на семинаре.- М.: ВПА, 1982, 50 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающегося обучения.- Знание, 1979, № 5. 48 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества/.Автор дис.. док. пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1981.- 37 с.
- Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся.Автореф. дис.. докт. пед.наук. Л.:ЛГПИ, 1983.- 32 с.
- Кемеров В.И. Психология, обществознание и проблема личности. Психологический журнал, 1982, т. З, Ш, а.121−131.
- Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. Дис.. докт.пед.наук.- М.: ВПАД981.-439 с.
- Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теориии практики комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах.- М.:ВПА, 1980,-140 с.
- Комплексные задания по военной психологии. М.:ВПА, 1983.- 122 с.
- Китов А.И. Социальная психология и управление.- М.:ВПА, 1972, — 198 с.
- Кленова Н.В. Социальная типология личности / методологи--ческие аспекты/. Дис.. канд. фил.наук. Свердловск, 1982.- 172 с.
- Кобенко А.А., Черкассов Л. В. Сборник задач по военной педагогике. Рига: РВВПУД980.- 137 с.
- Кобенко А.А., Овчар М. Ф., Суин-Оглы B.C., Черкасов Л. В. Задачи и упражнения по военной психологии.- Ростов-на-Дону, РВВКУ, 1976.- 104 с.
- Кобенко А.А., Овчар М. Ф., Черкасов Л. В. Задачи по военной педагогике. Ростов-на-Дону, РВВКУ, 1976.- 68 с.
- Кобенко А.А., Черкасов Л. В. Сборник задач по военной психологии /издание второе исправленное и дополненнне/.-Рига, РВВПУ, 1980.- 118 с.
- Ковалев В.Н. Социалистический воинский коллектив.- М.: Воениздат, 1980.- 238 с.
- Кондаков A.M. Влияние научно-технической революции на содержание и организацию управленческого труда советских военных кадров.Автореф.дис.. канд. фил. наук.-М.: ВПА, 1977, 22 с.
- Кондратьев С.В. Понимание учителем личности учащегося.-Вопросы психологии, 1980, .№ 5, с. 143−148.
- Коротков Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров. Дис.. канд, пед.наук. М.: ВПА, 1973.- 160 с.
- Коротков Э.И. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров.-М.: ВПА, 1976.- 48 с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. Учебное пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983, — 224 с.
- Коротяев В.И. Учение процесс творческий.- М.: Просвещение, 1980.- 120 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения, /методологический анализ/.- М.: Педагогика, НИИ общ. педагогики АН СССР, 1967. 264 с. 147.-Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах.- М.: АПН РСФСР, т. З, 1959, — 798 с.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей г школы.- Вопросы психологии, 1981, № 2, с.20−30.
- Кудрявцев Т.В., Пидкасистый И. П. Формирование профессионально-педагогических умений у будущих инженеров-преподавателей. Советская педагогика, 1982,№ 8, с.87−89.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя.- Советская педагогика, 1982, $ 3, с.63−66.
- Ладанов И.Д. Обучение личного состава подразделений и частей в военное время.- М.: ВПА, 1970.- 31 с.
- Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма.Учебное пособие.- М.:ВПА, 1972 Г 140 с.
- Ладанов И.Д., Фисенко П. И. Подготовка офицерского корпуса вооруженных сил Федеративной Республики Германии.-М.: ВПА, 1974.- 50 с.
- Ладанов И.Д., Чумичев Н. Г. Критика педагогических аспектов подготовки офицеров вооруженных сил США. М.:ВПА, 1980,-36 с.
- Кулготкин Ю.Н. Психологические знания и учитель.- Вопросы психологии, 1983,№ 3, с.51−61.
- Левинов A.M. О содержании понятий «навык» и «умение».-Советская педагогика, 1979, $ 7, с.68−72.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Знание, 1979, № 1.- 96 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Дис.. докт. пед.наук. -М., 1971.- 810 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.- М.: Просвещение, 1982&bdquo-- 191 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. ГЛ.: Знание, 1975, №-7, — 64 с.
- Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. — 355 с.
- Луцков В.Н. Методы обучения советских воинов. М.: Воен-издат, 1970, — 197 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
- Макаренко А.С. Соч., изд.2, т.5. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958, — 447 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения.Том первый. М.: Педагогика, 1977, — 397 с.
- Малахов А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных ком-панентов мышления в процессах понимания.Автореф. дис.. канд. псих, наук.- М.: НИИ общей пед.псих. АПН СССР, 1983.- 20 с.
- Мамигонов В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. Советская педагогика,!981, № 2, с.96−104.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств.Автореф. дис.. докт. псих.наук. Л.: ЛГУ, 1982.-51 с.
- Матгошкин A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М.: Знание, 1977. — 40 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.- Вопросы психологии, 1982,№ 4, с.5−17.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975, — 368 с.
- Межвузовская научно-методическая конференция на тему: «Совершенствование системы формирования у курсантов и слушателей ввузов командирских качеств, методических навыков и навыков политико-воспитательной работыV-Министерство обороны СССР, 1976 264 с.
- Менчинская Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении: В сб. :Проблемы социалистической педагогики.- М.-1973, с.161−169
- Методика преподавания военной психологии и военной педагогики. Учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщи-кова/.- М.: ВПА, 1978.- 135 с.
- Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. Советская педагогика, 1976, В 9, с. 1825.
- Михайловский В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ.Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1972.- 240 с.
- Моделирование педагогических ситуаций'.проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /под^ред.Ю. Н. Кулшткина, Г. С. Сухобской/. М.: Педагогика, 1981, — 120 с.
- Мороз И.И. Педагогические проблемы дифференциального подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ разных курсов обучения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: ВПАД981. — 20 с.
- Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1972. 158 с.
- Мочалова Н.М. Основные дидактические условия реализации методов проблемного обучения.Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1978.- 228 с.
- Муцынов С.С. Активизация познавательной деятельности воинов в боевой подготовке. Дис.. канд. пед.наук.- М.: ВПА, 1971, — 198 с.
- Муцынов С.С. Как учиться военному делу /методическое пособие для курсантов/ Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Б/М, 1979, — 64 с.
- Нагорная Г. А. Формирование умений анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учите лей. Автореф. дис.. канд. пед. наук, Киев*-Изд.-во КГПИ, 1983, — 20 с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань: Из-во К1У, 1975. -303 с.
- Никандров Н.Д., Мюллер Э. Лекция как форма обучения в высшей педагогической школе. Советская педагогика, 1980, № 5, с.80−86.
- Новик И.Б. Философские вопросы моделирования психологии.-М.: Наука, 1969.- 174 с. 191,192,193,194,195 196,197,198 199 200 201 202 186 753 933 312
- Общая психология. Учебник для студентов пединститутов. Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1976,-479 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе.Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1986, — 194 с.
- Орлов А.А., Орлова Е. Н. Подготовка педагога к управлению учебно-воспитательным процессом.- Советская педагогика, 1982, Л» 4, с.80−85.
- Осипенков Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе.-М.: ВПА, 1974, — 44 с.
- Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие. Второе издание.Перераб.под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко. м.: Воениздат, 1981, — 366 с.
- Основы педагогики и психологии высшей военной школы.-М.: ВПА, 1975.- 337 с.
- Панибратцева З.Н. Методика преподавания психологии.-М.: Просвещение, 1971, — 152 с.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы.- М.: Политиздат, 1978.- 240 с.
- Педагогическое мастерство советского офицера. Под ред. А. В. Барабанщикова. Учебное пособие.- М.: ВПА, 1976. 272 с.
- Педагогика и психология. Круглый стол. Вопросы психологии, 1981, И, с. 15−45.
- Педагогика.Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. Вопросы психологии, 1981, Ж, с.57−66.
- Петровский А.В.1? психологии активности личности, Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26−38.
- Петровский А.В. К пониманию личности в психологии.-Вопросы психо логииД 981, № 2, с.40−46.
- Петровский А.В. О совершенствовании психологического образования учителя.- Вопросы психологииД978, й 3, с.3−8.
- Петровская Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог.-Вопросы психологии, 1983, № 2, с.85−89.
- Петровская JI.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического треннинга.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 215 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.:Наука, 1972.- 312 с.
- Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности.Дис.. канд. фил. наук. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1978. — 256 с.
- Познанский Д.П. Использование войскового опыта в преподавании военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1975.- 37 с.
- Познанский Д.П. Педагогические основы управления личным составом полка. Автореф. дис.. докт. пед.наук.- М.: ВПА, 1983.- 43 с.
- Познанский Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку. М.: ВПА, 1983, — 156 с.
- Психологические и педагогические основы обучения и воспитания советских воинов.- М.: Воениздат, 1975.- 215 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы. Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко.-М.: ВПА, 1979.- 283 с.
- Психология и педагогика высшей школы. Круглый стол.-Советская педагогика, 1981, № 3, с.5−28.
- Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975.- 100 с.
- Радушкевич Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации. Дис.. канд. пед.наук.- Л.:ЛГПИ, 1978.- 210 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психическогово всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: АН СССР, 1957.- 328 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.1. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1940, — 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 424 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: АН СССР, 1959.- 354 с.
- Сахаров В.Р. Психология пропагандистского мастерства советского офицера.- М.: ВПА, 1978.- 142 с.
- Селиванова Н.Л. Педагогические ситуации в процессе формирования коллективных отношений подростков.- Советская педагогика, 1981, № 7, с.53−56.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965, — 2С6 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.Проблемы и суждения.- м.: Педагогика, 1972.- 208 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976, — 133 с.
- Скородумов И. Становление командира.- М.: Воениздат, 1982.- 200 с.
- Смирнов Л.С. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980.- 463 с.
- Советский военный инженер / социологический очерк/.-М.: Воениздат, 1977.- 199 с.
- Сорокин А. Новые рубежи идеологической работы в военно-учебных заведениях. Коммунист Вооруженных Сил, 1976, № 22, с.12−20.
- Социально-психологический портрет инженера. Под ред. В. А. Ядова .- М, 1977.- 231 с.
- Спирин Л.Ф., Степанский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач /Под ред. В.А. Сластенина/.- Яроелавль, 1974.- 130 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя на материале подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе. Автореф. дис.. докт. пед.наук. М.: МТУ, 1981, — 51 с. 238,239,240,241 242,243244245246247248249250251252253
- Средин Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов.- М.: Воениздат, I981.- 254 с.
- Стрежнев В.В. Индивидуальный подход к воспитанию воинов.-М.: Воениздат, 1978.- 160 с.
- Стрежнев В.В. С учетом психологии каждого. М.: Воениздат, 1969.- 144 с.
- Сысоенко И.В. Теоретические и методические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся. М.: Педагогика, 1979.- 136 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание.В.А. Сухом-линский .Избр. произведения в пяти томах.Т.5. -К.: Радянська школа, 1977, с.229−239.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение, 1973.- 208 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избр. произв. в пяти томах. Том 2. Киев: Радянська школа, 19Уб, с.419−656.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 1969.- 133 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975, — 343 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Изд-во Наука, 1966, — 336 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.- М.: Изд-во МГУ, 1972, — 262 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч., — М-Л: Изд-во АПН РСФСР, 1950, т.2, — 663 с.
- Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина.- М.: ВПА, 1966, — 90 с.
- Феденко Н.Ф. Темперамент и характер. Воспитание характерам советского воина. М.: ВПА, 1981, — 44 с.
- Феденко Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании курсантов. Уч.пос. Основы психологии и педагогики высшей военной школы.- М.:ВПА, 1975, с.24−53.
- Федурин А.В. Формирование личности советского военного инженера как руководителя и воспитателя подчиненных. Автореф. дис.. канд. фил. наук. М.: ВВИА им. Н. Е. Зековского, 1981, — 21 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова.- М.: НИИ общ. и пед. псих.1. АПН СССРД981.- 176 с.
- Фоменко В.П. Исследование эффективности проблемного обучения в преподавании военно-технических наук. Дис.. канд. наук. М.: ВПА, 1981, — 182 с.
- Фоменко В.Т. Особенности проблемного обучения в условиях учебно-научных комплексов. В кн. Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов-на-Дону: РГУ, 1981, с.57−69.
- Фридман Л.М. Моделирование в психологии и психология в моделировании.- Вопросы психологии, 1977, № 2, с.15−28.
- Фролов Ю.Н. Формирование самостоятельности у курсантов военных училищ. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.: ВПА, 1982.- 22 с.
- Фрумкин М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессиональной подготовке учителя. Советская педагогика, I981, JB II, с.83−87.
- Фурманец Б.И. Психологическая готовность авиаинженера и ее Формирование у курсантов.Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: ВПА, 1983.- 19 с.
- Хальзов В.И. Формирование у курсантов педагогической подготовленности к деятельности политработника.- Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1979.- 20 с.
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. -Минск: Народная асвета, 1975.- 207 с.
- Худолеев Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.- 42 с.
- Худолеев Ю.Ф. Развитие у курсантов военных училищ познавательных интересов к общественным наукам. Дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1973.- 184 с.
- Чудновский В.Э. Коллективистская направленность личности и ее нравственная устойчивость. Советская педагогика, 1976, % 6, с.17−22.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982, — 209 с.
- Шамова Т.А. Проблема активизации учения школьников. Дидактические концепции и пути реализации принципа активности в обучении. Дис.. докт. пед.наук. М., 1977.- 386 с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ г. Донецка.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
- Швец B.C. Формирование навыков и умений партполитрабо-ты у курсантов военных училищ.Автореф. дис.. канд. пед.наук. М.: ВПА, 1967. — 23 с.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследовании личности в советской психологии.- Психологический журнал, 1980,&- I, с.45−57.
- Штейнмец А.Э. О системе заданий для контроля знаний по психологии. Вопросы психологии, 1977, № 3, с.140−144.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.-160 с.
- Щукина Г. И. Деятельность основа педагогического процесса.- Советская педагогика, — 1982,№ 8, с.74−77.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971, — 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 273 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач.- М.: Высшая школа, 1972.- 200 с.
- Юров А.К. Психологические особенности сохранения знаний у студентов.Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л.: ЛГПИ им. А. Н. Герцена, 1978.- 204 с.
- Юрченко Я.Я. Практические задания по курсу «Основы военной психологии и педагогики». Изд-во МО СССР, 1965.24 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика,. 1979, — 144 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управлении.- В кн.: Управление процессом нравственного воспитания.- М.: Изд-во МГУ, 1979, с.45−62.
- Ясюков М.И. Активность сознания и формирование творческого мышления советского офицера.- М.: Воениздат, 1971. -190 с.