Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Какой он — «особый» ребенок?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На одном из занятий психологического тренинга развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такая работа особенно важна в школе, где некоторые учителя испытывают раздражение и негативные чувства в отношении детей с ОВЗ, которых приходится обучать вместе с «обычными» детьми. Однако эта игра должна выступать лишь как элемент целенаправленной работы психолога… Читать ещё >

Какой он — «особый» ребенок? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«леи. можст провести школьный психолог

— на одном из занятий психологического тренинга развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такая работа особенно важна в школе, где некоторые учителя испытывают раздражение и негативные чувства в отношении детей с ОВЗ, которых приходится обучать вместе с «обычными» детьми. Однако эта игра должна выступать лишь как элемент целенаправленной работы психолога в системе оказания помощи учителям в самоизменении, в преобразовании стереотипных взглядов на себя, учеников, коллег. Специальной работе по формированию новой позиции в отношении «особых» детей должно быть посвящено немало занятий.

Цель: изменение отношения педагогов к «особому» школьнику.

Необходимые материалы, картонные карточки, бумага, краски.

Время: не менее 2,5 часа.

1-й этап. Ведущий (тренер): «Уважаемые коллеги! Каждый из вас ежедневно взаимодействует в своей работе с учениками, которых мы называем „особыми“. Вы хорошо знаете особенности их поведения и те трудности в их обучении, с которыми вы сталкиваетесь. Сегодняшнее занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми. Началом работы станет выявление наиболее типичных трудностей обучения таких детей и взаимодействия с ними во время урока».

Ведущий вручает каждому педагогу по 5 карточек и продолжает инструктировать:

«Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются вам наиболее часто при обучении „особых“ школьников. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, под № 1. Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, под № 2, и так далее до пятой карточки».

Через 5—7 минут ведущий собирает карточки и обрабатывает их (в этом ему может помочь ассистент или кто-либо из участников группы). Как правило, обработка не занимает много времени. Результаты распределяются на пять столбцов (на доске или планшете). Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, т. е. те, которые лидируют в рейтинге.

Наиболее распространенные варианты трудностей:

«Невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее»;

«Не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость»;

«Испытывают затруднения при решении математических задач»;

«Постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы»;

«Затрудняются пересказывать тексты»;

«Очень подвижны, не могут усидеть на месте» и т. п.[1]

Ведущий организует с членами группы обсуждение, в процессе которого выделяются самые распространенные трудности. Учителя дают свои комментарии, не возбраняется приведение конкретных примеров из практики обучения.

2-й этап. Ведущий: «Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей работе. Может быть, потому, что все наши „особые“ дети очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Учащиеся с ОВЗ бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними, действительно, мало отличаются, по причины этих проблем вряд ли всегда совпадают. Давайте сделаем упражнение, которое, надеюсь, поможет нам увидеть что-то новое в наших отношениях с такими детьми. Выберите, пожалуйста, одного из своих „особых“ детей. Называть его имя не нужно».

Ведущий выжидает минуту и уточняет у каждого участника игры, сделал ли он выбор, затем продолжает:

«Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, положите его перед собой и разделите пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: „Мне трудно с этим учеником, потому что…“. Над правым столбцом — „У этого ученика есть замечательные черты…“. Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых предложений не менее чем семью способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время на работу — 20 минут».

Возможно, эта работа займет и большее время. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за участниками группы. В том случае, если он видит, что кто-то погружен в размышления над своими записями и в отведенное время не укладывается, не следует прерывать его работу: здесь важнее процесс, чем соблюдение регламента. По завершении работы организуется ее обсуждение. Возможные вопросы:

Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?

  • — Было ли вам трудно заполнить второй столбец? Почему?
  • — Удалось ли вам назвать семь «замечательных черт» «особого» ребенка? Если нет, то почему?
  • — Появились ли у вас новые мысли о вашем ученике?
  • — Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим ребенком и лучше понять его?
  • 3-й этап. Ведущий: «До этого момента мы говорили с вами о тех трудностях и проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в своей работе и с которыми так или иначе справляетесь, особенно если вам удается увидеть достоинства своих „особых“ детей. Пока речь шла о наших с вами трудностях — трудностях обучения. Но ведь обучение — процесс двусторонний. То, что является трудностью для учителя, не меньшая проблема и для ученика. Порой нам кажется, что он равнодушно, а то и скептично относится к учебе. Но так ли это? Давайте попробуем понять, как видит мир, как воспринимает свою учебу ученик».

Теперь ведущий просит участников игры поудобнее усесться, закрыть глаза и расслабиться. При наличии соответствующих навыков ведущий может провести сеанс релаксации, а затем перейти к визуализации.

Ведущий: «Вы чувствуете себя спокойно и легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены… Представьте себе класс, с которым вы работаете. Обегите мысленным взором лица учеников. Вы ведете урок. Дети слушают вас, работают: выполняют задания, отвечают па вопросы. Посмотрите на своего „особого“ ребенка, на того ребенка, ваши трудности взаимодействия с которым вы только что описывали. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он двигается, как разговаривает… Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным… Раньше, когда-то его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны… Вообразите картинку, в центре которой ваш ученик, как можно ярче. Добавьте в нее яркости и цвета, детали сделайте более четкими. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места в классе. Как выглядит все окружающее оттуда? Вот этот ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим ребенком. Сидя за его столом, откройте тетрадь, возьмите авторучку, услышьте слова учителя… Попытайтесь выполнить то задание, которое учитель дал ученикам. Если вам трудно, попробуйте осознать почему… Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь, вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны… Взгляните в его глаза… Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите среди коллег. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями… Теперь повертите головой… Не делайте резких движений! Откройте глаза».

Убедившись, что все члены группы чувствуют себя нормально, ведущий предлагает обсудить результаты упражнения. Участники игры делятся впечатлениями от визуализированных образов и рассказывают, насколько успешно удалось с ними поработать. Важно обратить внимание на те чувства и мысли, которые возникли у педагогов в ситуации «превращения» в избранного ими ученика.

4- й этап. Ведущий: «Вместе мы продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории „особых“. Конечно, не всех, а тех, кого выбрали. Продолжим эту работу. Каждый из этих детей оригинален и своеобразен, он по-своему думает, чувствует, воспринимает окружающее. Когда мы думаем о таких детях, у нас могут возникать яркие и порой неожиданные метафорические образы. Я прошу вас нарисовать метафорический портрет выбранного вами ребенка. Принципы реализма в искусстве нас не интересуют. Пусть основой вашего рисунка станет именно метафора».

Для рисования лучше всего использовать краски. Время для выполнения портрета — 15—30 минут. По завершении этого процесса желающие могут прокомментировать собственные рисунки. При этом ведущий строго оговаривает запрет на интерпретацию чужих рисунков. Участники игры могут лишь задать друг другу уточняющие вопросы и сообщить о своих чувствах, которые вызвали у них портреты «особых» детей.

5- м этап. Ведущий: «Для того чтобы лучше понять важнейшие аспекты наших взаимоотношений с „особыми“ школьниками и их личные особенности, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоционально-творческие ресурсы. А значит, нам стали яснее те причины, которые негативно влияют на наше взаимодействие с этими детьми. Если вначале мы конкретизировали трудности в обучении таких детей, то последний этап нашей работы будет связан с осознанием причин этих трудностей».

Группа разбивается на 4—5 подгрупп (в зависимости от количества участников), и каждой группе предлагается одна из отмеченных трудностей обучения. Задание — назвать возможные причины возникновения этих трудностей у детей. Время на подготовку — 10 минут.

Вот некоторые из возможных причин:

— низкий уровень внимания;

низкий уровень развития произвольности процессов; несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу;

  • — слабое развитие фонематического слуха;
  • — обида на учителя;
  • — отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации;
  • — быстрая утомляемость, болезни;
  • — психологические сложности в семье;
  • — отсутствие признания у одноклассников;
  • — низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • — слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти и (или) какой-либо модальности восприятия;
  • — слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным);
  • — сниженный уровень волевого развития.

Казалось бы, подобные причины педагоги могли назвать и без предварительной психологической работы. Однако все предыдущие этапы игры помогают им выявить указанные причины не абстрактно, не на основе «сухой рациональности», а в связи с конкретными детьми, в результате сопереживания, сочувствования, эмпатии. Главный итог — изменение отношения к «особым» детям.

Последующие занятия должны быть направлены на анализ оптимальных способов помощи детям с ОВЗ в преодолении трудностей.

  • [1] Называемые трудности обучения в целом сходны с теми, которые указываются в специальных исследованиях. См., ианример: Ануфриев А. Ф., Костромина С. II. Как преодолетьтрудности в обучении детей. М., 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой