Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению
Диссертация
Результаты экспериментального обучения доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению может повысить уровень сформированное&tradeточности и лаконичности связной речи учащихся начальных классов при соблюдении следующих методических условий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения сжатому изложению как способа работы над точностью и лаконичностью речи
- 1. 1. Психологические основы обучения сжатому изложению
- 1. 2. Текст, его основные признаки
- 1. 3. Точность и лаконичность в системе коммуникативных качеств речи
- 1. 4. Проблема обучения изложению в историческом аспекте
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. Методические основы обучения сжатому изложению
- 2. 1. Анализ программ по русскому языку для начальной школы
- 2. 2. Изложение в системе работы по развитию связной речи
- 2. 3. Методика работы над сжатым изложением
- 2. 4. Подготовительные упражнения при обучении сжатому изложению
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. Экспериментальная проверка эффективности системы упражнений по обучению сжатому изложению
- 3. 1. Анализ уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения по данным констатирующего эксперимента)
- 3. 2. Дидактический материал для работы по обучению сжатому изложению
- 3. 3. Задачи и содержание экспериментального обучения
- 3. 4. Система упражнений как средство формирования коммуникативно-речевых умений в процессе обучения сжатому изложению
- 3. 5. Анализ эффективности предлагаемой методики обучения сжатому изложению по данным контрольного эксперимента)
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах Текст. / под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977.-248с.
- Александров, A.M. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс Текст.: пособие для учителя / A.M. Александров. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. — 176с.
- Апентикова, С. А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста Текст.: дисс.. канд. пед. наук / С. А. Алентикова. Рязань: РГПУ, 1999. — 209с.
- Алмирова, Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка Текст. / Т. А. Алмирова. М.: Наука, 1985. — 287с.
- Ананьев, Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1979. — 245с.
- Архипова, Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти проф. Л. П. Федоренко Текст. / Е. В. Архипова // Начальная школа. -1997.-№ 6.-С. 6−10.
- Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе Текст. / Е. В. Архипова // Начальная школа. 2000. — № 4. — С. 35−39.
- Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учеб. пособие для студентов пед. вузов Текст. / Е. В. Архипова. Рязань: Издательство РГПУ, 1999.-134с.
- Афанасьев, П.О. Методика русского языка Текст. / П. О. Афанасьев. М., 1935.-255с.
- Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству Текст. / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. -224с.
- Баринова, Е.А. Сжатое и выборочное изложение Текст. / Е. А. Баринова // Русский язык в школе. 1967. — № 2. — С. 29−32.
- Бектаева, К.Ж. Система работы над изложением Текст.: дисс.. канд. пед. наук / К. Ж. Бектаева. М., 1983. — 190с.
- Белянин, В.П. Психолингвистика Текст.: учебник / В. П. Белянин. 2-е изд. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. -232с.
- Бунаков, Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в начальной школе Текст. / Н. Ф. Бунаков. Спб., 1972. — 176с.
- Буслаев, Ф.И. Конспект урока русского языка и словесности Текст. / Ф. И. Буслаев, JI. Галанов. Спб., 1852. — 55с.
- Валгина, Н.С. Теория текста Текст.: учеб. пособие / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003. — 280 с.
- Васильев, С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Философские проблемы Текст. / С. А. Васильев. Киев, 1988. — 240с.
- Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи Текст.: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2001. -544с.
- Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка Текст.: пособ. для учителя / Л. И. Величко. — М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Вишнякова, Т.А. Тексты и лексические упражнения по развитию речи. Текст. / Т. А. Вишнякова, О. Д. Митрофанова, С.А. Хавронина- под ред. Е. И. Мотиной. М.: Просвещение, 1967. — 232с.
- Вопросы методики русского языка Текст.: сборник научных работ. Рязань: Издательство Рязанского государственного педагогического университета, 1998. — вып. 3. — 82с.
- Выштский, Л.С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: Наука, 1956. — 648с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
- Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи Текст. / Л. С. Выготский // Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935. -С. 127−151.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Наука, 1960. — 368с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. -438с.
- Габдулханов, В.Ф. Развитие связной речи на уроках русского языка Текст. / В. Ф. Габдулханов // Начальная школа. 1987. — № 5. — С. 22−25.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139с.
- Гаркунова, И.Л. Изложения в начальной школе Текст. / И. Л. Гаркунова, В. П. Канакина // Начальная школа. 1984. — № 4. — С. 50−54.
- Голуб, И.Б. Сочинения и изложения без репититора Текст. / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 — 336с.
- Голуб, И.Б. Секреты хорошей речи Текст. / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. -М.: Международные отношения, 1993. 280с.
- Гончарова, Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи Текст. / Л. О. Гончарова // Начальная школа. 1998. — № 7. — С. 28−31.
- Гребенченко, Л.В. Виды заданий по формированию связной речи Текст. / Л. В. Гребенченко // Начальная школа. 2001. — № 9. — С. 100−102.
- Гужова, Ф.К. Основы развития речи Текст.: пособие для учителя / Ф. К. Гужова. Киев: Рад. шк., 1989. — 224с.
- Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. /
- A.Д. Дейкина. М.: Просвещение, 1990. — 176с.
- Демидова, Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников Текст. / Н. И. Демидова. Рязань: РГПИ, 1992. — 106с.
- Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе Текст. /
- B.А. Добромыслов. М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1946. — 98с.
- Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением Текст. / М. Т. Елисеева // Начальная школа. 1981. — № 5. — С.26−28.
- Жинкин, В.И. Механизмы речи Текст. / В. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов Текст. / Н. И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. — С. 183−319.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. -М.: Наука, 1982.-158 с.
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-432с.
- И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование Текст.: сборник научных трудов / отв. ред. Г. А. Богатова, Е. В. Архипова. Рязань: РГПУ, 2002.-304с.
- Иваницкая, Г. М. Уроки развития связной речи Текст.: пособие для учителя / Г. М. Иваницкая. Киев: Рад. шк., 1990. — 224с.
- Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе Текст.: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. -М.: Флинта. Наука, 1998. 176с.
- Исследования по русскому языку Текст.: межвузовский сборник научных трудов / отв. редактор JT.A. Кононенко. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2000.-174с.
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения Текст.: учебное пособие / О. М. Казарцева. М.: Флинта: Наука, 1999. -496с.
- Каноныкин, Н.П. Методика русского языка в начальных классах Текст. / Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова. Минск, 1951. — 519с.
- Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. Текст.: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е изд. -М.: Линка-Пресс, 1994. — 196с.
- Климова, С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории СЦЦ Текст.: дисс.. канд. пед. наук / С .А. Климова. М., 1995 — 221с.
- Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка Текст. / С. А. Климова // Начальная школа. 1995. — № 7. — С. 7−11.
- Ковалева, Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений Текст. / Л. Н. Ковалева // Начальная школа. 1991. — № 12. -с. 16−20.
- Кожевникова, К.В. Об аспектах связности в тексте как целом Текст. / К. Кожевникова // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 49−67.
- Колшанский, Г. В. Текст как единица коммуникации: Проблемы общего и германского языкознания Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1978. -150с.
- Колыхалова, Е.П. Развитие речи младших школьников на материале паро-нимии Текст.: учебное пособие к спецкурсу для студентов факультета педагогики и психологии / Е. П. Колыхалова. Рязань: Издательство РГТГУ, 1999.-72с.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей Текст. / А. Н. Корнев. -СПб.: ИД «М и М», 1997. 286с.
- Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка Текст. / Э. В. Кузнецова. -М.: Высшая школа, 1982. 152с.
- Кошлев, Н.Г. Слово в речевой деятельности: денотативные аспекты Текст. / Н. Г. Кошлев. М.: Издательство МГУ, 1992. — 216с.
- Ладыженская, Т.А. Программа нового курса «Речь и культура общения» для четырехлетней начальной школы Текст. / Т. А. Ладыженская // Начальная школа. -1990. № 8. — С. 21−23.
- Ладыженская, Т.А. Развитие связной речи для учащихся на основе учебников для 4−6 классов Текст. / Т. А. Ладыженская // Русский язык в школе. 1980. -№ 3. -С. 28−34.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1974. — 256с.
- Лапатухин, М.С. Методика преподавания русского языка Текст.: хрестоматия / М. С. Лапатухин. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960. — 484с.
- Леонтьев, А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Издательство Академии наук РСФСР, 1963. — 138с.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003. — 287с.
- Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 308с.
- Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. -214с.
- Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд., доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 709с.
- Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах Текст. / А. И. Липкина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1967.-224с.
- Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения Текст. / А. И. Липкина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1967. -222с.
- Лосева, Л.М. Как строится текст Текст.: пособие для учителей / Л.М. Лосева- под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма Текст. / А. Р. Лурия. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. — 84с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М.: Издательство МГУ.-1979.-324с.
- Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка Текст. / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956.-94с.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка Текст.: пособ. для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. -М.: Издательский центр «Академия" — Высш. школа, 1999. 272с.
- Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников Текст. / М. Р. Львов. 3-е изд., перераб. и доп. — Тула: ООО Издательство «Родничок», 2003. — 238с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Р. Львов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 248с.
- Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. /М.Р. Львов//Начальная школа. -1993. -№ 1. -С. 21−26.
- Львов, М.Р. Речевое развитие человека Текст. / М. Р. Львов // Начальная школа. 2000. — № 6. — С. 98−105.
- Львов, М.Р. Школа творческого мышления Текст.: учебное пособие / М. Р. Львов. М.: Дидакт, 1993. — 183с.
- Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям: 3 класс Текст. / М. Е. Львова // Начальная школа. 1984. — № 3. — С. 32−36.
- Львова, М.Е. Обучение сжатому изложению (на уроках русского языка: 3 класс) Текст. / М. Е. Львова // Начальная школа. -1979. № 12. — С. 15−19.
- Ляудис, В.Я. Память в процессе развития Текст. / В. Я. Ляудис. М.: Московский университет, 1976. — 255с.
- Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников Текст. / В. Я. Ляудис, И. П. Негуре. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150с.
- Максимов, В.И. Точность и выразительность слова Текст. / В. И. Максимов. Л.: Просвещение, 1968. — 184с.
- Максимук, Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2−4 кл. Текст.: пособие для учителя / Н. Н. Максимук. М.: ПКИП «Асар», 1995. — 160с.
- Мамушин, В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся Текст. / В. Е. Мамушин // Исследования по развитию связной речи учащихся / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974.-С. 32−48.
- Ю1.Микулинская, М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложения при чтении Текст. / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 144с.
- Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения Текст.: пособие для учителя / И. Д. Морозова. М.: Просвещение, 1984. — 128с.
- Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 171с.
- Мучник, Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления Текст.: пособие для учащихся 10−11-х классов средних школ, гимназий / Б. С. Мучник. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 205с.
- Мучник, Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи Текст. / Б. С. Мучник. М.: Книга, 1985. — 252с.
- Ю7.Негурэ, И. П. Сравнительное изучение некоторых характеристик письменной и устной речи учащихся II класса. Текст. / И. П. Негуре // Актуальные вопросы обучения и воспитания учащихся в школах Молдавии. -Кишинев, 1976.-С. 196−224.
- Ни, Л. Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу Текст.: дисс. канд. пед. наук/ Л.Ф. НИ. -М., 1993. -283с.
- Никитина, Е.И. Русская речь Текст.: учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 классов общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина- научн. ред. В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1995. -191с.
- Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка Текст. / Е. И. Никитина. М.: Просвещение, 1966. — 328с.
- Николаева, Т.М. Единицы языка и теория текста Текст. / Т. М. Николаева // Исследования по структуре текста / отв. ред. Цивьян Т. В. М.: Наука, 1987.-С. 25−57.
- Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы Текст. / Т. М. Николаева. М.: Просвещение, 1978. — вып. 8. -118с.
- Никольская, Р.И. Примерное планирование уроков речевой культуры Текст. / Р. И. Никольская, Г. Н. Сорокина // Начальная школа. 1991. -№ 12.-С. 5−12.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- сост. Н. Ю. Шведова и др. 22-е изд. — М.: Русский язык, 1991. — 915с.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах Текст.: пособие для учителя / под ред. А. В. Текучева и др. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1983.-286с.
- Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. -128 с.
- Панов, Б.Т. Типы и структура уроков русского языка Текст.: пособие для учителя / Б. Т. Панов. М.: Просвещение, 1986. — 208с.
- Педагогическая энциклопедия Текст. В 4 т. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1968. — 911с.
- Петрякова, А.Г. Культура речи Текст.: практикум для студентов средних педагогических учебных заведений / А. Г. Петрякова. 2-е изд., испр. — М.: Изд. Центр «Академия»: Флинта, 1997. — 128с.
- Пленкин, Н.А. Восприятие текста учащимися Текст. / Н. А. Пленкин // Лингвистические знания основа умений и навыков: сборник статей из опыта работы / сост. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — С. 124−149.
- Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста Текст.: пособие для учителя / Н. А. Пленкин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988.-208с.
- Пленкин, Н.А. Обучение школьников правилам построения текста Текст. / Н. А. Пленкин // Начальная школа. 1977. — № 4. — С. 50−58.
- Пленкин, Н.А. Умение создавать текст Текст. / Н. А. Пленкин // Русский язык в школе. -1981. № 5. — С. 13−16.
- Приступа, Г. Н. Единый речевой режим в школе Текст.: учебное пособие для студентов нефилологических специальностей педагогических институтов / Г. Н. Приступа. Рязань: Р111И, 1988. — 100с.
- Приступа, Г. Н. Краткий курс методики русского языка Текст. / Г. Н. Приступа.- Рязань, 1975. 380с.
- Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа Текст. / сост. Л. А. Вохмянина. М.: Дрофа, 1998. — 256с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4) Текст. В 2 ч. Ч. 1. / сост. Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001.- 320с.
- Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» Текст. / Руководитель проекта профессор Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана- Графф, 2001.-144 с.
- Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи Текст.: учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2101 / П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. М.: Просвещение, 1976. — 287с.
- Развитие речи учащихся в начальной школе Текст.: хрестоматия / сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1965. — 194 с.
- Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс: Методический комментарий Текст. / Т. А. Ладыженская, Г. Б. Вешинина, В. Ю. Выборнова и др.- под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Дрофа, 1996. 192с.
- Распопов, И.П. Актуальное членение предложения Текст. / И. П. Распопов.-Уфа, 1961.-163с.
- Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе Текст. / С.П. Редозубов- под ред Н. С. Рождественского. М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1961. — 428с.
- Речевые уроки Текст.: книга для учителя начальных классов / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1994. — 160с.
- Речь. Речь. Речь Текст.: книга для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика. 1990. — 336с.
- Рождественский, Н.С. К проблеме развития речи Текст. / Н. С. Рождественский // Речевое развитие младших школьников / под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — С. 5−25.
- Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов Текст. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Просвещение, 1985. — 399с.
- Русова, Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант Текст. / Н. Ю. Русова. Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994. — 192с.
- Русские методисты-словесники в воспоминаниях Текст. -М.: Просвещение, 1969.-216с.
- Русские писатели о языке Текст. Л., 1954. — 135с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения Текст.: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / под ред. М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1993. 384с.
- Рыбникова, М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения Текст. / сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. — 248с.
- Рябова, Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Текст. / Т. В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку. -М.: Издательство МГУ, 1967. С. 89−111.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система JI.B. Занкова Текст. / сост. JI.A. Вохмянина, Р. Г. Чуракова. М.: Федеральный научно-методический центр им. JI.B. Занкова. — 2003. — 208с.
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 классы Текст.: книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. М.: Просвещение, 1991. — 192с.
- Скиотис, Е.И. Обучение изложению как средство активизации речевой деятельности младших школьников с ЗПР Текст.: дисс.. канд. пси-хол. наук / Е. И. Скиотис.- М., 1997. 170с.
- Соболева, О.Л. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы Текст. / О. Л. Соболева. М.: Издательство «Ювента», 2002. — 64с.
- Соловейчик, М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников Текст. / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 1982. -№ 7.-С. 25−30.
- Сопер, П. Основы искусства речи Текст. / П. Сопер. М., 1995. — 416с.
- Сохин, Ф. А Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Текст. / Ф. А. Сохин. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. -224с.
- Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте Текст. / И. И. Срезневский. СПб., 1889. — 183с.
- Текучев, А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания Текст.: пособие для учителей / А.В. Текучев- сост. А. В. Текучев. -М.: Просвещение, 1982. -287с.
- Тихомиров, Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка Текст. / Д. И. Тихомиров. СПб., 1913. — 272с.
- Трунова, Т.А. Подготовительные упражнения при обучении изложению Текст. / Т. А. Трунова // Начальная школа. 1979. — № 2. — С. 27−29.
- Устименко, И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах Текст. / И. А. Устименко // Начальная школа. 1994. — № 11. — С. 23−24.
- Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы «Гармония» Текст. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. — 208с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Текст. В 6 т. Т. 4. / К.Д. Ушинский- сост. С. Ф. Егоров:-М.: Педагогика, 1989. 528с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. В 8 т. Т. 2. M.-JI.: Издательство АПН РСФСР, 1949. — 453с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. В 8 т. Т. 3. M.-JI.: Издательство АПН РСФСР, 1949. — 687с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. В 8 т. Т. 7.-M.-JI.: Издательство АПН РСФСР, 1949. 311с.
- Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. -250с.
- Федоренко, Л.П. О проблеме обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко // Русский язык в школе. 1970. — № 6. — С. 7−13.
- Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко. -М: Просвещение, 1964. 212с.
- Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку Текст.: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1973. — 160с.
- Феофанов, М.Г. Усвоение учащимися письменной речи (предложное и беспредложное управление) Текст. / М. Г. Феофанов. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 223с.
- Фигуровский, И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы Текст. / И. А. Фигуровский. М.: Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1961.- 171с.
- Фигуровский, И.А. Структура текста произведения и обучение школьников элементам структуры письменных работ Текст.: дисс. канд. пед. наук / И. А. Фигуровский. М., 1967. — 602с.
- Фрумкина, P.M. Психолингвистика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / P.M. Фрумкина. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе Текст.: пособие для учителя / авт,-сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. М.: Просвещение, 1991. — 271с.
- Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение Текст.: пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. -М.: Просвещение, 1982. 143с.
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / С. Н. Цейтлин. М.: Гуманитаный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 240с.
- Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. Текст. / отв. ред. Е. С. Кубрякова. М.: Наука, — 1991. — 240с.
- Черенкова, А.Д. О культуре речи Текст.: учебное пособие / А.Д. Черен-кова. Воронеж: Изд-во Воронежского пединститута, 1993. — 98с.
- Чижова, Т.И. Понятие «текст», «стиль», «тип речи» в школьном преломлении Текст. / Т. И. Чижова // Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л.: ЛГПИ, 1982. — С. 23−31.
- Чурмаева, Н.В. Ф.И. Буслаев Текст.: книга для учащихся / Н.В. Чур-маева. М.: Просвещение, 1984. — 112с.
- Шуваева, А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом (на материале 2 класса) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / А. В. Шуваева. Рязань: РГПУ, 2002. — 220с.
- Щеголева, Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Г. С. Щеголева. -Л., 1984.-269с.
- Щерба, Л.В. Избранные труды по русскому языку Текст. / Л. В. Щерба. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1957. -188с.
- Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: ИНТОР, 1998. 112с.
- Юртаев, С.В. Обучение младших школьников письменному сжатому изложению текста: на материале 3 класса Текст.: дисс. канд. пед. наук / С. В. Юртаев. М., 1995. — 181с.
- Юртаев, С.В. Обучение третьеклассников сжатому изложению Текст. / С. В. Юртаев // Начальная школа. 1995. — № 7. — С. 11−14.
- Яковлева, В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах Текст.: пособие для учителя / В. И. Яковлева. изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Просвещение, 1978. — 175с.