Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод физических действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы не будем говорить о чувстве — его насиловать нельзя, его надо лелеять. Насильно вызвать его невозможно. Оно само придет в зависимости от правильного выполнения физической линии действия" — говорил К. С. Станиславский, словно продолжая мысли Сервантеса, вложенные в уста Дон-Кихота, о связи движений и эмоций. Для воплощения образа физические движения должны быть естественными, предельно… Читать ещё >

Метод физических действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из интересных и важных сторон человеческой психологии является связь внешних проявлений человека с его психологической сущностью. К. С. Станиславский справедливо утверждал, что «в каждом физическом действии скрыто внутреннее действие, переживание»1.

В своей работе со студийцами по методу физических действий одной из его главных его задач было перевести физическое действие в психическое, а психическое — в физическое.

Сегодня издается очень много популярной психологической литературы, в которой даются советы и рекомендации относительно того, как распознать характер человека, но его движениям, мимике, жестам и другим внешним проявлениям. Но еще Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца Санчо-Панса с письмом к Дульцинее, наставлял его такими словами: «Сын мой, наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души питает она ко мне чувства; должно тебе знать, Санчо, что действия и внешние движения влюбленных, когда речь идет об их сердечных делах, являют собою самых верных гонцов, которые доставляют вести о том, что происходит в тайниках их души».

Метод физических действий наряду с методом сквозного действия и предлагаемых обстоятельств К. С. Станиславский считал основным в разработанной им системе. В основе метода — выполнение актером физических движений, которые соответствуют определенному эмоциональному состоянию, после чего в душе актера-исполнителя из этого движения само собой рождается аналогичное переживание.

1 Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1958. С. 630.

«Мы не будем говорить о чувстве — его насиловать нельзя, его надо лелеять. Насильно вызвать его невозможно. Оно само придет в зависимости от правильного выполнения физической линии действия» — говорил К. С. Станиславский, словно продолжая мысли Сервантеса, вложенные в уста Дон-Кихота, о связи движений и эмоций.

В современной академической психологии известна теория эмоций Джемса-Ланге, которая был выдвинута независимо друг от друга американским психологом В. Джемсом и датским анатомом Д. Ланге.

Суть этой теории в следующем. Обычно люди думают, что их настроение зависит от внешних причин, которые приводят к телесным изменениям в мимике, осанке, голосе, а затем человек переживает то, что он воспринял. Но указанные психологи объяснили возникновение эмоций с другого конца — с движения. Восприятие какого-либо возбуждающего события рефлекторно вызывает телесные изменения в кровообращении, мимике, дыхании, а ощущение этих изменений и есть переживаемое человеком чувство. То, что принимается за причину, согласно этой теории, оказывается следствием телесных изменений. Джемс говорил про это так: «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим»[1].

К.С. Станиславский воспользовался этой теорией, записав в записной книжке 1934 г.: «Джемс. Сначала действовать — потом чувствовать». Исходя из теории Джемса К. С. Станиславский предлагал своим актерам для достижения необходимого эмоционального состояния совершать те движения, которые характерны для роли данного персонажа. «Самое простое физическое действие при своем реальном воплощении на сцене, — писал великий режиссер, — заставляет артиста создавать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения…».

Позже ученик и последователь К. С. Станиславского М. Чехов, много сделавший для развития его системы, разработал метод «психологического жеста», в основе которого лежало физическое действие, ведущее затем к возникновению определенного эмоционального состояния. Этот метод он с успехом применял в работе с актерами своей студии и в Голливуде. Освоение этого метода при работе по воплощению художественного образа, выражающего определенную эмоцию, может оказывать неоценимую помощь не только актерам, но и музыкантам, хореографам, художникам и скульпторам.

Наибольшее распространение искусство выразительных движений помимо балета получило в пантомиме и в драматическом театре. Здесь действует правило «нет ничего снаружи, чего бы не было внутри».

В антропософии известного немецкого философапросветителя Рудольфа Штайнера и разработанном им учении об эвритмии, которое высоко ценил М. Чехов, эмоциональные состояния могут быть выражены без слов не только при помощи пластического движения жеста, но также при помощи интонации, выражения лица, позы. Хорошее произвольное владение этими движениями говорит о профессионализме артиста.

Для воплощения образа физические движения должны быть естественными, предельно свободными и лишенными каких бы то ни было мышечных зажимов. К. С. Станиславский рекомендовал своим студийцам воспитывать в себе постоянного внутреннего контролера, который эти зажимы отслеживает и моментально расслабляет.

  • [1] Большой Психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова и А. П. Зинченко. СПб., 2003 С. 140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой