Коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза
Диссертация
Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологкческих аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексии позволяют развивать… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические особенности подготовки специалистов туристской сферы в области стратегического менеджмента
- 1. 1. Современные требования туристского рынка к уровню и содержанию подготовки менеджеров туристской сферы в области стратегического менеджмента
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности работы менеджера туристской сферы
- 1. 3. Акмеографическая модель подготовки менеджера туристской сферы в области стратегического менеджмента
- Глава II. Формы и педагогические технологии подготовки специалистов туристской сферы в области стратегического менеджмента
- 2. 1. Форма организации учебного процесса по изучению стратегического менеджмента
- 2. 2. Педагогические технологии
- 2. 3. Итоги опытно — экспериментальной работы
Список литературы
- Акмеология: Учебник / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002.- 681с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -237 с.
- Александров A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: «Академический проект», 1994. -335 с.
- Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопр. психологии. 1996. — № 2. — С.73 — 85.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. -М.: РМАТ, 1997. 116 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Наука, 1977. — 254с.
- Бакирова Г. Х. Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь, 2004. — 416 с.
- Бакирова Г. Х. Управление человеческими ресурсами. — СПб.: Речь, 2003. 152с.
- Баранова Г. В., Кобзева В. В. Посттренинговое сопровождение персонала. -СПб.: Речь, 2003.-112 с.
- Берн Э. Трансакшый анализ в группе. — М.: Лабиринт, 1994. 176 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамшса. Упражнения. Игры. -СПб.: «Социально — психологический центр», 1996. — 380 с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). — Киев: КГПИИЯ, 1991.-187 с.
- Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. М.: Гензис, 2006. — 208 с.
- Буряков Е. С. Тренинг «Эффективный рекрутер». СПб.: Речь, 2004. -180 с.
- Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов. М.: Проект, 2004, — 384 с.
- Васильев H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002. -218 с.
- Васильев H.H. Тренинг профессиональной коммуникации в психологической практике. СПб.: Речь, 2006. — 288 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
- Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998. — С.66 — 78.
- Вачков И.В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к хрупиовой работе. — СПб.: Речь, 2004. -272 с.
- Ведение в практичекую социальную психологию / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и др. / Под ред. Ю. М. Жукова. М.: «Смысл», 1996.-373 с. '
- Винокур В.А. Уловки в споре. СПб.: Речь, 2006. — 142 с.
- Вожов В.Б. Тренинг социальной активности. -СПб.: Речь, 2006. — 192 с.
- Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управление психологии: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2005. — 352 с.
- Володысина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — К.: Знания Пресс, 2002. 149 с.
- Войскунский А.Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 35−43.
- Высокиньска Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990. — С.160 — 171.
- Гертман М. Стратегический/менеджмент/ Пер. с франц. под ред. Д. О. Ямпольской. 4 -е изд. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 96 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. М.: Мир, 1992. — 376 с.
- Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 132 — 135.
- Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.-208 с.
- Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для вузов. М.: Проект, 2004. — 352 с.
- Гуревич A.M. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. — СПб.: Речь, 2004. -144 с.
- Данилова М.А., Фролова Е. В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. -СПб.: Речь, 2003.- 110 с.
- Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально -психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2 — 2. -М.: Луч, 1993. 72 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакциокный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Универс», 1995. — 336 с.
- Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. — 235 с.
- Дружинин А.Е., Замулин А. Л. Тренинг продаж. СПб.: «Речь», 2004. -224 с.
- Завьялова Ж.В. Путь тренера. СПб.: Речь, 2002. — 248 с.
- Завьялова Ж.В. Метафорическая деловая игра. — СПб.: Речь, 2004. 134 с.
- Завьялова Ж.В., Фарба Е. О., Каденильяс — Нечаева Е., Авдюнина М. Н. Энергия бизнес тренинга. Путеводитель по разминкам. — СПб.: Речь, 2006. -160 с.
- Занюк С. Психология мотивации. — К: Эльга-Н- Ника — Центр, 2001. — 352 с.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. — 80 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и пераб. М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. — СПб.: Речь, 2004.-304 с.
- Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2002.-254 с.
- Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. — СПб.: Речь, 2003. -128 с.
- Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Команда на рынке: стратегия и методы. — СПб. Речь, 2003. — 144 с.
- Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Грабекко Т. М., Фролов Д. С. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
- Зорина Г. И. Формирование Содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Дисс. на соиск. степ. канд. пед. наук. -М.: 1998. 145 с.
- Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристскогол^паолвощх"' Л/ТУлтт/'угт*"згЬт-ст КД * РЛЦОТРТЛТУТЯ РПЛ*ПТ ОПП1 л
- V и^гчл/иНкл/ж. риъри/л. лтХ., ч^иим! ч/лидхх V.
- Зорин И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинкого // в 4 -х книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. 2000. — 512 с.
- Ильина E.H. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник М.: Финансы и стати, 2002. — 192 с.
- Как построить свое «Я» / Под ред. ВЛ.Зкнчешсо. -М.: Педагогика, 1991. -136 с.
- Кальней В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования / В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, Ю. М. Роговский. -М.: Педагогика, 1995. 187 с.
- Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2003. — 382 с.
- Карпов A.B. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2006.-584 с.
- Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
- Кермалли С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента /Пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. — 256 с.
- Киллер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма «Класс», 1993. — 224 с.
- Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005. — 76с.
- Клюев Е.В. Между двух стульев. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
- Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запала //Психол. Журнал. Т.2. 1989. →М.-С. 127−136.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-352 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 144 с.
- Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995. -31 с.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в обращение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. — 224 с.
- Коучинг: истоки, подходы, перспективы / сост. М. А. Данилова, Е.В.Фролова/Пер. с англ. С Швецовой СПб.: Издательство «Речь», 2003.-110 с.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоритеческие и прикладные аспекты. М.: Изд. МГУ, 1991. — 207 с.
- Крыжановская Л.М. Психология развития: учебное пособие. М.: Психолог, 1997.-477 с.
- Лансберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя тех, с кем вы работаете /пер. с англ. М.: Издательство «Эксмо», 2004. — 160 с.
- Ледер С., Высокиньска -Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. -М.: Медицина, 1990.-С. 12−45.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классйчекая психодрама Я. Л. Моренко. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352 с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. — т. 21 -№ 1.-С. 15−25.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 185с.
- Лингвистический энщислопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.
- Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения. — СПб.: Речь, 2002.-292 с.
- Максимов В.Е. Коучинг от, А до Я. Возможно все. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 272 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Меновщиков В. Ю Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998. 109 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятель, но сти //вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129 -139.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М.: «Дело», 1994. -216 с.
- Михайлова Е.В. Тренинг презентации товара. Методические указания для начинающего тренера. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 64с.
- Михайлова Е.В. Психологические аспекты управления работой с постоянными клиентами. Общие правша и индивидуальный подход // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 6 (48). — с. 50−54.
- Моисеев А.А., Завьялова Ж. В. Работа с возражениями и сопротивлениями. СПб.: Речь, 2004. — 96 с.
- Монина Г. Б., Лютова Роберте Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 224 с.
- Морева Н. А Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов /Н.А. Морева. -М.: Просвещение, 2003. 304с.
- Никифоров Г. С. Практикум по психологии менеджмента. СПб.: Речь, 2001.-448 с.
- Новиков A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений. -М.: Педагогика, 1989.- С. 137.
- Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования/Шедагогика, 1996. № 3. — С. 45−53.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254с.
- Огнев С.А. Организационное консультирование в стиле коучинг.- СПб.: Речь, 2003. 192 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2004. — 440 с.
- Остапец-Свешников A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. -М.: Педагогика, 1985. С. 42.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России. 2003. 608 с.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии), М.: Гиль — Эстель, 1993. — 240 с.
- Петров A.B. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. СПб.: Речь, 2006. — 80 с.
- Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
- Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. СПб.: Речь, 2004. — 336 с.
- Платонов Ю.П. Психологические портреты персонала: типология и диагностика. СПб.: Речь, 2003. — 416 с.
- Почебуг Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб.: Речь, 2001. 198 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие /Под ред. Г. С. Кикифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2004. — 688 с.
- Прутченков A.C. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально психологиских тренингов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. —140 с.
- Психология среднего возраста, старения смерти / Под редакцией члена-корреспондента РАО A.A. Реана СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь. Институт тренинга, 2000. 256 с. .
- Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э.Дж.Чепмен, У А.Конрой. СПб.: Евразия, 1999. — 832 с.
- Психология управления: Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологи, экономики и менеджмента. Самара: Издательство Дом «Бахра- М», 2006. — 768 с.
- Психология управления персоналом: Пособие для специалистов работающих с персоналом / под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. — М.: Издательство Институт психотерапии, 2005. — 624 с.
- Психолгическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998.-184 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 224с.
- Рамендик Д.М., Солонкша О. В., Слаква С. П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. -М.: Мастерство, 2002. -160 с.
- Райгородский Д.Я. Психология руководства: Учебное пособ. Для факультетов психологии экономики и менеджмента. — Самара:
- ТЛЪ ттот^тгг лтпа TTr"г //Coimo .%/Tvy ОЛЛ^ лдиш м/илра — xvjl//? /vu v
- Ромек В. Г, Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2005. — 175 с.
- Ромек В.Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т.6. 2000.- № 2. — С. 83 — 84.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе. Этический аспект //Журнал практического психолога. 1999. — № 9. — С. 3 -14
- Савкин А.Н., Данилова М. А. Коучинг по — русски: смелость желать. — СПб.: Речь, 2003.-112 с.
- Сартан Г. М. Новые технологии управления персоналом. СПб.: Речь, 2003. — 240 с.
- Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
- Сеселкин А.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. М.: РМАТ, 1996.-С.67.
- Сеселкин А.И. Образовательные программы и структура РМАТ / Под ред. Сеселкина А. И. — М.: Советский спорт, 2004. С. 104
- Сидоренко Е.В. Мотивационныйтренинг. — СПб.: Речь, 2002. — 234 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2002. 256 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2002.-258 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
- Сннамати A.M. Тренинг это маленькая жизнь. Основы тренинга продаж. — СПб.: Речь, 2003. — 80 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
- Скаткин М.Н. Методолгоия и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Смит М. Тпеттинг увепенности в себе. — СПб.: Речь. 2004. 256 с. 1. Л. А.
- СташСчи М.И. Псйхол01 ия о бизненсе. (юмор, как рьпаг успеха). Настольная книга руководителей, менеджеров, педагогов: Практ пособие. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. 144 с.
- Тарасов В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение, 1989. -368с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
- Титов В.А. Общая педагогика (конспект лекций). — М.: «Приор-издат», 2003.-272с.
- Торн К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М. 2002. 224с.
- Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, соц. психологии: методология и практика проведения: Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: «Гуманитарный издат. Центр В ЛАД О С, 2005. — 303 с.
- Трусин Ю.Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. -М.: ИНФРА-М, 2003. 232с.
- Т)фистский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.- сост. Й. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М.: Советский спорт, 1999. 664с.
- Труханович Л.В., Щур Д.Л. Кадры туристических агентов, туроператоров, экскурсионных бюро: Сборник должностных и производственных инструкций. — М.: Изд-во «Финпресс», 2003. 160 с.
- Фатхудинов P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. — 448с.
- Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. -М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400 с.
- Фи ТС. Технология обучения менеджеров. Гле. когда и как их использовать /Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006.-304 с.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. — 256 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. Ред. И предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похвалько. М.:. Прогресс, 1987. — 236 с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
- Харрис Д. Коучиг: личностный рост и успех. СПб.: Речь, 2003. -112с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. -2-е изд. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 860 с.
- Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь, 2004. -144 с.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001. — 256с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116 — 132.
- Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопросы психологии. 1997. — № 3.- С. 102 — 111.
- Чирков В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 48 — 57
- Чуркина М.А. Тренинг для тренеров на 100% : секреты интенсивного обучения / М. А. Чуркина, Н. В. Жадько. М.: «Альпия Бизнес Букс», 2005. -246 с.
- Шарухкн А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 352 с.
- Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М Избранные произведения. М., 1994. — С. 17 — 47.
- Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. — СПб.: Речь, 2004. 144 с.
- ТТТтуггттлп ffS I Itiot >*о а^л гчлтаттлгат^л"^ ллтттуфотттггт гтдттлт^ат^а * ллтт г"luZf. iXiiuUivJ irnvbluu i/w Jviwin xvkuw pvviiiixunjrm ivJivuvnu,, vuop. wui, о / x.
- Шишов C.E. О федеральном компоненте государственныхобразовательных стандартах для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Изменения в педагогике». СПб., 1994.-С.18−22.
- Шишов С.Е. Образовательные стандарты и качество обслуживания // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов.-Вологда, 1996.-С. 25−34.
- Шишов С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М.- 1997.-С. 48.
- Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М.: 2000.- С. 320.