Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологкческих аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексии позволяют развивать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические особенности подготовки специалистов туристской сферы в области стратегического менеджмента
    • 1. 1. Современные требования туристского рынка к уровню и содержанию подготовки менеджеров туристской сферы в области стратегического менеджмента
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности работы менеджера туристской сферы
    • 1. 3. Акмеографическая модель подготовки менеджера туристской сферы в области стратегического менеджмента
  • Глава II. Формы и педагогические технологии подготовки специалистов туристской сферы в области стратегического менеджмента
    • 2. 1. Форма организации учебного процесса по изучению стратегического менеджмента
    • 2. 2. Педагогические технологии
    • 2. 3. Итоги опытно — экспериментальной работы

Коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что повышение эффективности управления туристской компанией обеспечивает ее развитие быстрее, нежели рост производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие новых отраслей, например производство транспортных средств доставки. Возросшая деятельность как туристского сектора, так и промышленного, укрепляя друг друга, взаимодействуя между собой, развивают и усиливают экономику страны в целом.

Их успех может быть основан на определенных мерах:

— отбор наиболее многообещающих менеджеров и их поддержка на уровне высшего руководства;

— определение основных действий, необходимых для успешного руководства персоналом с соответствующими навыками;

— поощрение общения между людьми, возглавляющими различные туристские отделы, с целью выработки корпоративного решения.

Опыт фирм по зглучшению управленческих процессов показывает, что профессиональный уровень общения менеджеров в сфере туризма играет решающую роль в увеличении эффективности деятельности любого туристского предприятия. В деятельности работника сферы туризма i коммуникативный аспект занимает около 80%. рабочего времени. Согласно экспертной оттенке руководителей туосЬирм отсутствие коммуникативных умений сотрудников приводят к существенному снижению эффективности работы туристского предприятия. Затраты по удержанию постоянного клиента составляют только 20% от расходов на привлечение нового. Было установлено, что повышение расходов связанных с удержанием клиентуры, включая обучение сотрудников эффективной коммуникации, всего на 5% приводит к увеличению прибыли компании с 25 до 125%. Это подтверждает необходимость формирования у персонала турфирм профессионально значимых коммуникативных умений, которые являются несомненным ресурсом развития конкурентоспособности предприятия сферы туризма.

В настоящее время подготовка специалистов в области туризма нуждается в теоретическом осмыслении системной связи концепции теории и практики туристского образования с основами стратегического менеджмента.

Сегодня достигнуты очевидные результаты в создании теории становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности (В.А.Квартальнов) — осмыслении теоретических основ формирования содержания профессионального туристского образования (й.Б.Зорин) — б определении уровней и ступеней профессионального туристского образования (Г.И.Зорина, Е.Н.Ильина). Разработан специфический дидактический комплекс (А.А.Остапец — Свешников), в котором туризм и раскрывается как и средство воспитаниякомпетентностный подход в формирования содержания профессионального образования (В.А. Кальней, С.Е. Шишов), модель диверсификации туристского образования (А.И. Сеселкин и др.) — работы A.M. Новикова и др., раскрывают личностно-деятельный подход к проектированию педагогических процессов.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в настоящий период институт профессионального образования должен максимально отвечать потребностям рынка труда, а наиболее эффективными формами учебной работы являются тренинги. Однако, многие вопросы, связанные с возможностями использования тренингов в ВУЗе, остаются слабо изученнымирезервы повышения эффективности коммуникативной подготовки студентов используются далеко не в полной мере, а проблема применения тренингов как способа формирования профессионально значимых качеств будущих менеджеров по туризму еще не стала предметом специального изучения.

Анализ действующих программ подготовки специалистов показал, что па современном этапе проблема формирования коммуникативных умений решается в основном в контексте языковой подготовки будущих специалистов сферы туризма, а так же ка практических занятиях, входящих в курс психологии. Существующая система подготовки менеджеров по туризму не выполняет важной функции по обеспечению студентов прагматичными, целесообразными коммуникативными знаниями и умениями, которые способствовали бы их успешной профессиональной деятельности.

В связи с этим, возникает необходимость разработки программ и учебных курсов, позволяющих обеспечить усвоение будущими специалистами сферы туризма коммуникативных знаний, умений и навыков.

Существующее противоречие между потребностью в профессиональных специалистах в туристской деятельности, способных к эффективному решению стратегических задач, как залогу успешной деятельности туристских предприятий па рынке услуг, с одной стороны, и недостаточным уровнем коммуникативной компетентности специалистов туристского профиля вследствие недостатка внимания к сфере коммуникации и отсзтствия специальных разделов в теории и методике их профессиональной подготовки, с другой стороны, обусловлено актуальностью исследования данной темы. Данное противоречие определило выбор темы и позволило сформулировать его проблему.

Проблема зсследов&бия — какими должны быть структура и содержание коммуникативных тренингов как средства профессиональной подготовки студентов в туристском вузе?

Цель исследования — разработка содержания и структуры коммуникативных тренингов в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

Объект исследование — профессиональная подготовка студентов туристского вуза.

Предмет исследования — коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов.

Гипотеза исследования коммуникативные тренинги будут повышать эффективность профессиональной подготовки стз’дентов в системе высшего профессионального туристского образования, если: проанализированы требования к профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма и выявлены критерии оценки коммуникативных уменийсформировано содержание специального учебного курса, обеспечивающего теоретическую и практическую коммуникативную подготовку обучающихсяразработана и интегрирована в процессе обучения типология тренингов, учитывающая количество, возраст, опыт участников, продолжительность и цели обучения и соответствующая условиям учебного процесса, индивидуальным особенностям обучающихся, их потребностям и уровню коммушссативкой подготовкиразработана методика дотренинговых и послетренттговых занятий. Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности профессиональной туристской деятельности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях и на этой основе выявить критерии оценки коммуникативных умений специалистов в сфере туризма.

2. Разработать типологию коммуникативных тренингов в профессиональном туристском образовании и методику дотренинговых и послетренинговых занятий для студентов туристских вузов.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза в области стратегического менеджмента.

Методологической основой исследования является методология современной педагогики и теоретические подходы к отбору содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), системный подход к непрерывной профессиональной подготовке кадров (И.В.Зорин, В. А. Квартальное, A.M. Новиков, Н. Ф. Талызина и др). В диссертационном исследовании мы опираемся на труды по профессиональной педагогике в туристском образовании, теории и практики туризма таких авторов как И. В. Зорин, Г. И. Зорина, E.H. Ильина, В. А. Квартальнов, В. А. Кальней, А. И. Сеселкин, С. Е. Шишов и др.

Опытно-экспсркментальное 5селедоЕ2т: пе проводилась на базе Российской международной академии туризма (215студентов 2 и 4 курса).

Исследование проводилось в несколько этапов. иервый этап (2003;2004 гг.) — теоретико-поисковый, в ходе которого велось изучение литературы по педагогике, стратегическому менеджменту (с целью выявления проблем) — анализ профессиональной деятельности менеджеров по туризмуанализ педагогической практики коммуникативной подготовки студентов в вузах, ведущих подготовку специалистов в сфере туризма. На этом этапе анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблемам, связанным с темой диссертации, формировалась теоретическая концепция исследования,.

Второй этап (2004;2005 гг.) — аналитико-экспериментальный. На этом этапе выявлялись условия профессиональной компетентностиопределялись критерии оценки профессиональной компетентности менеджеров по туризмувыявлялись технологии проведения тренингов и коучинга, типология тренингов для курса «стратегический менеджмент" — были разработаны программы курса и коммуникативного тренингаопределены содержание и структура дотреникгевых и послетренинговых занятий.

Третий этап (2005;2006гг.) — опытно-экспериментальный — включал экспериментальную проверку результатов исследования, их обобщение и составление практических рекомендаций по реализации программы коммуникативной подготовки менеджеров по стратегическому менеджменту. Научная еовйзеа состоит в следующее:

1. Выявлены критерии оценки коммуникативных умений специалистов в сфере туризма: качественные и количественные, внутренние и внешние, объективные и субъективные (оценка реакции на тренинг, оценка знаний, оценка умений, оценка изменений в установках, оценка рабочего поведения и результатов, соответствие абсолютным и усредненным нормативам).

2. Разработана модель развития коммуникативных навыков у студентов, которая может быть применена ь процессе обучения студентов, системно объединяет совокупность взаимосвязанных элементов: эталонных представлений о необходимом уровне развития коммуникативных навьпсов (идеальный образ студента с высоким уровнем коммуникативных навыков) — предмета (перцептивный, коммуншсативно-шформационный, интерактивные компоненты его коммуникативных навьпсов) — формирующих технологии (активных форм и методов индивидуально группового воздействия: ролевые игры, упражнения, дискуссии, тренинги).

3. Определена типология коммуншсативных тренингов в профессиональном туристском образовании по уровню целей, продолжительности, по типу организации процесса, по количеству, возрасту, уровню подготовленности участников, по стилю работы тренера, по типу ожидаемого результата.

4. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки студентов по специализации стратегический менеджмент, направленный на формирование профессиональных знаний и умений (умение установить контакт с клиентом, правильно слушать и задавать вопросы, умение правильно себя вести в конфликтной ситуации, ораторское искусство, ответственность за свои решения, гибкость и творческий подход к работе).

Теоретическая значимость исследований состоит в том, что процесс повышения профессиональной квалификации студентов в условиях деятельности туристских ВУЗов дополнен профессионально ориентированным подходом к совершенствованию их коммуникативных навьпсов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса коммуникативных тренингов и структуры программы «Стратегический менеджмент» в системе высшего профессионального туристского образования, включающая в себя общую характеристику специализации, требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по специализации, обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специализации. На основе выявленной потребности профессиональной туристской сферы в специалистах, компетентных в области общения, разработаны рекомендации по развитию коммуникативных умений будущих специалистов в сфере туризма.

Ка защнту зьшосктея:

1. Критерии оценки коммуникативных умений специалистов в сфере туризма — это объективные и субъективные критерии, результативные и процессуальные критерии, критерий профессиональной обучаемости и критерий творчества, критерий социальной активности, количественный и качественный критерии.

2. Модель развития коммуникативных навьпсов у будущих менеджеров, которая может быть применена в процессе обучения студентов, представляет собой совокупность: целей и задач формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма, направленных на овладение студентами профессиональными знаниями и умениями в области стратегического менеджментаметодами и формами работы, контроля и самоконтроля в формировании профессиональной компетентностирезультатами, выраженными в когнитивной, деятельностной и рефлексивной сферах.

3. Типология коммуникативных тренингов в системе высшего профессионального туристского образования по специализации «стратегический менеджмент», включающая тренинги: а) по типу ожидаемого результата (тренинги личностного роста, командные тренинги, тренинги выработки навыков и освоения знаний) — б) по типу организации процесса (процедурные тренинги, самоорганизующиеся тренинги).

4. Педагогические условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки студентов по специализации стратегический менеджмент:

1) готовность и желание студента к профессиональному самосовершенствованию, его мотивация на достижение более высокого уровня коммуникативных компетенций;

2) усвоение студентом теоретических знаний о процессе формирования и развития коммуникативных компетенций;

3) создание студентом персональной модели совершенствования коммуникативных компетенций и разработка стратегии поведения, обеспечивающей ее реализацию;

4) комплексное развитие студентом на основе самоактуализации ключевых коммуникативных компетенций (рефлексивно — перцептивных, коммуникативных, интерактивных способностей).

5) желание студента включаться в процесс развития и проводить демонстрацию коммуникативных компетенций в профессиональную деятельность.

Апробацве и вкедрегше результатов неследоваппн.

Ход и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма. Среди них: Международный форум «Молодежь, спорт, туризм» и «Квартальновские научные чтения» (Москва, 18−20 февраля 2004 г.) — «Проблема национального туризма» (Сходня, 15 марта 2004 г.) — Межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и молодых ученых «Туризм, образование, культура» (Сходня, 27 апреля 2005 г.).

Работа апробировалась на заседаниях кафедры педагогики и психологии (РМАТ).

Внедрение результатов исследования осуществлено в учебном процессе Российской международной академии туризма.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Выводы по 2 главе.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве, и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст. Правда, при этом выделяют обычно две стадии данного возраста — ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Ока приобретает иерархическим характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими ка основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого влечения. Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно — познавательной деятельности подростков.

Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Мотивация на получение высшего и специального образования во многом определяется социально — экономическими процессами в обществе. Содержательный анализ выбора вуза и специальности, проведенный Ю. В. Вишневским и Л. Я. Рубиной, обнаруживает широкий спектр мотивов. Среди прочих наиболыпе количество выборов получили интерес к профессии, выраженные способности к этим областям знания, престиж и авторитет вуза и перспективы найти хорошую работу после окончания.

Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Путем экспериментальных исследований на материале различных российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1-го курса. По данным {Реан А., 1988), несмотря на то что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным.

Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивноинновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологкческих аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексии позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в таких ситуациях, как решение профессиональнотворческих задач, так и применения интенсивно — игровых методов формирования рефлексивной культуры с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике профессионального обучения акмеологических образовательных технологий. Стремительный поток перемен, рост напряженности и экстремальности бытия человека в мире предполагают поиск новых активных методов обучения и социализации личности. Наиболее успешно решить проблему быстрой адаптации человека к изменяющимся условиям поможет метод интенсификации психолого-педагогической подготовки, а именно тренинг, который в последнее время привлекает все больше внимание, как специалистов, таге и широкой аудитории. Понятие «тренинг» в современной научно — методической литературе имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока нет. Тренинг представляется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Тренинг представляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Компетентность в общении представляется в коммуникативных знаниях, з’мениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Рассмотрение социально — психологического тренинга как средства компетентности в общении ставит перед человеком конкретные цели, заключающиеся в овладении им социально — психологическими знаниями, формировании социальных установок, расширении коммуникативной компетентности. Основной принцип социально — психологического тренинга — это принцип деятельностной детерминации, предполагающей органическую связь всей совокупности социально — психологических характеристик группы, средств психологического воздействия с реальной действительностью. Тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивном, поскольку получение новой информации происходит по средством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общенияэмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личную значимостьконативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания не эффективности привычных способов поведения. Специфическими чертами тренинга являются: построение работы на ряде специфичных принциповнацеленность на психологическую помощь членов группыналичие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренингаакцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принципами тренингаиспользование активных методов работыобъективизация субъективных чувств участниковпсихологический комфорт на занятиях. Как обучающая система, тренинг выполняет ряд функций: дидактическую, воспитывающую, развивающую, профессиональную. В процессе тренинга личность получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. Тренинг усиливает контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использованияумений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективнымиценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что человеку не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, которой отвечает его представление, ценностным ориентациям, интересам, потребностям. Интерактивный характер обучения в тренинге выражается в том, что человеку предлагается опираться на собственный жизненный опыт. В тренинге происходит активное социальное обучение, так как развитие коммуникативной культуры влечет за собой развитие знаний, умений и навыков социального функционирования, повышения психологической образованности, оптимизации взаимодействия людей. Поскольку обучение и тренинг тесно связаны друг с другом, то есть все основания говорить о тренинге как о форме обучения в рамках расширения границ профессиональной компетентности. Как форма профессионального обучения тренинг сохраняет структуру и основание социально — психологического тренинга с внедрением методов профессионального обучения. Большинство зарубежных тренингов классифицируется по принципу принадлежности к той или иной психологической теории. В нашей стране они упорядочиваются соответствии с тремя сторонами общения: перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающей в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об ащентировании в групповой работе. По содержанию задач, решаемых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л.А.Петровская, Р.М.Грановская): ориентированные на развитие социальных умений, например, вести переговоры, разрешать межличностные конфликтынацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, на себя, другого человека группы в целом.

Ключевым является перцептивно — ориентированный (коммуникативный) тренинг (Л.А.Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

Систему подготовки студентов молено представить в виде модели, включающей элементы разного уровня обобщения.

Первый уровень системы составляют два компонента. Это, прежде всего, функции, виды, цели и задачи, основные техники коммуникативной деятельности. Другим компонентом являются основные области интегративных знаний, составляющих теоретические основы коммуникативной деятельности. Первый уровень системы коммуникативной подготовки — уровень профессионально — квалификационной характеристики, формирования целей к задач системы коммуникативной подготовки.

Второй уровень образуют компоненты учебного плана. Это области теоретических знаний, практических умений, конкретизирующихся в учебных дисциплинах и практических курсах.

Третий уровень представляет методическое обеспечение процесса формирования коммуникативных знаний и умений специалистов сферы туризма. В его состав входят учебно-программная документация по курсу, информационное обеспечение лекционного курса, комплекты тестов, обеспечивающих диагностику уровня сформированности коммуникативных знаний и умений, анкеты, опросники и материалы дидактического обеспечения тренингов.

Четвертый уровень, практический, образует перенос полученных в курс обучения знаний и умений в практическую профессиональную деятельность специалистов.

Учебный курс, объединяет методику теоретического и практического обучения, включает следующие модули: социально — экономическое обоснование туризма как сферы профессиональной деятельности и как сферы потребительского рынкапсихолого-педагогические основы обучения коммуникациям в профессиональной туристской деятельноститехнология обучения коммуникативной деятельности в сфере туризма.

Модули в свою очередь, включают отдельные темы, такие как: потребительский рынок и потребительское поведение в туризмеустановление контакта, социальная и физическая дистанцияневербальные средства общения — язык телаособенности невербальной коммуникации представителей разных культуртехники активного слушаниябарьеры общенияиспользование вопросоврассмотрение возраженийэффективные переговорыубедительное выступлениемодели поведения в конфликтных ситуацияхметоды и способы снятия эмоционального напряжения в процессе общениягипотеза культурного шока и способы подготовки к общению в ииокультурной среде. Активная форма обучения, построена в виде чередования мини-лекций, комплекса тренинг и коучинга, системы дотренинговых и послетренинговых занятий отвечает требованиям развивающего обучения. Овладев знаниями, специальными техниками, приемами общения, студенты самостоятельно применяют их в учебной, производственной деятельности и повседневной практике, осуществляя перенос и закрепление коммуникативных умений в практическую область.

Полученные в ходе исследования выводы были проверены в период опытно — экспериментальной работы, которая проводилась в течение 2005 -2006 гг. на базе Российской международной академии туризма. В ней участвовало 215 студентов 2 и 4 курсов. Эксперимент включал следующие этапы: подготовительные, констатирующий, формирующий, обработки эмпирических данных и теоретическое обобщение. В задачи опытнопоисковой работы входило: определение уровня сформированыости коммуникативных умений (активно слушание, включающее вербально и невербальное поведение, умении услышать и понять), выявление потребности в коммуникативных умениях, установление уровня развития способности формировать коммуникативные умения (способность контролировать свою речь, устанавливать контакт, достигать договоренности), мотивацию к будущей профессиональной деятельности у студентов экспериментальной (ЭГ), проходившей тренинг + коучинг, и контрольной группы (КГ), проходившей только тренинг. Подготовка к эксперименту в этот период осуществлялась по методике Д. Ли в соответствии с выбранными критериями. При этом за основу была принята классификация видов обучения по трем категориям: 1) приобретение знаний (когнитивный аспект) — 2) приобретение умений (деятельностный аспект) — 3) изменение установок и поведения (мотивационно — личностный аспект). На основании проведенного исследования выяснилось, что проведение коммуникативных тренингов, усиленных методикой коучинга и комплексом дотренинговых и послетренинговых занятий способствует развитию коммуникативных умений студентов туристского вуза, повышает компетентность, способствует развитию профессионально важных качеств студентов, развивает их эмоциональную и интеллектуальную сферы. I.

1 I.

Заключение

.

Актуальность исследования определяется тем, что повышение эффективности управления туристской компанией обеспечивает ее развитие быстрее, нежели рост производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие новых отраслей, например производство транспортных средств доставки. Возросшая деятельность как туристского сектора, так и промышленного, укрепляя друг друга, взаимодействуя между собой, развивают и усиливают экономику страны в целом.

Их успех может быть основан при определенных мерах:

— отбор наиболее многообещающих менеджеров и их поддержка на уровне высшего руководства;

— определение основных действий, необходимых для успешного руководства персоналом с соответствующими навыками;

— поощрение общения между людьми, возглавляющими различные туристские отделы, с целью выработки корпоративного решения.

Опыт фирм по улучшению управленческих процессов показывает, что профессиональный уровень общения менеджеров в сфере туризма играет решающую роль в увеличении эффективности деятельности любого туристского предприятия. В деятельности работника сферы туризма коммуникативный аспект занимает около 80% рабочего времени. Согласно экспертной оценке руководители турфирм отсутствие коммуникативных умений сотрудников приводят к существенному снижению эффективности работы туристского предприятия. Затраты по удержанию постоянного клиента составляют только 20% от расходов на привлечение нового. Было установлено, что повышение расходов связанных с удержанием клиентуры, включая обучение сотрудников эффективной коммуникации, всего на 5% приводит к увеличению прибыли компании с 25 до 125%. Это подтверждает необходимость формирования у персонала турфирм профессионально значимых коммуникативных умений, которые являются несомненным ресурсом развития конкурентоспособности предприятия сферы туризма.

В настоящее время подготовка специалистов в области туризма нуждается в теоретическом осмыслении системной связи концепции теории и практики туристского образования с основами стратегического менеджмента.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в настоящий период институт профессионального образования должен максимально отвечать потребностям рынка труда, а наиболее эффективными формами учебной работы являются тренинги. Однако, многие вопросы, связанные с возможностями использования тренингов в ВУЗе, остаются слабо изученнымирезервы повышения эффективности коммуникативной подготовки студентов используются далеко не в полной мере, а проблема применения тренингов как способа формирования профессионально значимых качеств будущих менеджеров по туризму еще не стала предметом специального изучения.

Анализ действующих программ подготовки специалистов показал, что на современном этапе проблема формирования коммуникативных умений решается в основном в контексте языковой подготовки будущих специалистов сферы туризма, а таге же на практических занятиях, входящих в курс психологии. Сзшествующая система подготовки менеджеров по туризму не выполняет важной функции по обеспечению студентов прагматичными, целесообразными коммуникативными знаниями и умениями, которые способствовали бы их успешной профессиональной деятельности.

В связи с этим, возникает необходимость разработки программ и учебных курсов, позволяющих обеспечить усвоение будущими специалистами сферы туризма коммзиикативных знаний, умений и навыков.

Существующее противоречие между потребностью в профессиональных специалистах в туристской деятельности, способных к эффективному решению стратегических задач, как залогу успешной деятельности туристских предприятий на рынке услуг, с одной стороны, и недостаточным уровнем коммуникативной компетентности специалистов туристского профиля вследствие недостатка внимания к сфере коммуникации и отсутствия специальных разделов в теории и методике их профессиональной подготовки, с другой стороны, обусловлено актуальностью исследования данной темы. Данное противоречие определило выбор темы и позволило сформулировать его проблему.

С учетом выше изложенного нами была сформирована проблема исследования: какими должны быть структура и содержание коммуникативных тренингов как средства профессиональной подготовки студентов в туристском вузе?

В работе была определена и достигнута цель исследования^ которая состояла в следующем: разработать содержание и структуру коммуникативных тренингов в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов туристского вуза. Предмет исследования — коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Выявлены критерии оценки коммущшсативных умений специалистов в сфере туризма: качественные и количественные, внутренние и внешние, объективные и субъективные (оценка реакции на тренинг^ оценка знаний, оценка умений, оцешса изменений в установках, оценка рабочего поведения и результатов, соответствие абсолютным и усредненным нормативам). 1.

2. Разработана модель развития коммуникативных навыков у студентов, | которая может быть применена в процессе обучения студентов, системно | объединяет совокупность взаимосвязанных элементов: эталонных представлений о необходимом уровне развития коммуникативных I.

167 1 навыков (идеальный образ студента с высоким уровнем коммуникативных навыков) — предмета (перцептивный, коммуникативно-информационный, интерактивные компоненты его коммуникативных навыков) — формирующих технологий (активных форм и методов индивидуально группового воздействия: ролевые игры, упражнения, дискуссии, тренинги).

3. Определена типология коммуникативных тренингов в профессиональном туристском образовании по уровню целей, продолжительности, по типу организации процесса, по количеству, возрасту, уровню подготовленности участников, по стилю работы тренера, по типу ожидаемого результата.

4. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки студентов по специализации стратегический менеджмент, направленный на формирование профессиональных знаний и умений (умение установить контакт с клиентом, правильно слушать и задавать вопросы, з’мение правильно себя вести е конфликтной ситуации, ораторское искусство, ответственность за свои решения, гибкость и творческий подход к работе).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс повышения профессиональной квалификации студентов в условиях деятельности туристских ВУЗов дополнен профессионально ориентированным подходом к совершенствованию их коммуникативной навыков.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса коммуникативных тренингов и структуры программы профессионального туристского образования «Стратегический менеджмент» в системе высшего профессионального туристского образования, включающую в себя общую характеристику специализации, требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по специализации, обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специализации. На основе выявленной потребности профессиональной туристской сферы в специалистах, компетентных в области общения, разработаны рекомендации по развитию коммуникативных умений будущих специалистов в сфере туризма.

В результате эксперимента предполагалось обнаружить качественные изменения в характере и глубине усвоения студентами знаний и умений по коммуникативным навыкам в сфере «стратегический менеджмент», изменения в оценке студентами значимости для формирования их профессиональной компетентности, рост творческих способностей студентов и приобретения навыков, необходимых менеджеру для работы в туризме.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что выявленные педагогические з’словия (разработка профессионально ориентированного содержания образованиясопровождение теоретического курса обучения по программе коммуникативные навыки проведением тренинговориентированность содержания образования на формирование единства знаний и зрений в сфере стратегического менеджмента и туризмаорганизация совместной деятельности студентов) позволяют обеспечить повышение качества профессиональной подготовки студентов по специализации «стратегический менеджмент туризма».

В итоге проведенного исследования нам удалось подтвердить справедливость выдвинутой нами гипотезы и сформулировать следующие выводы:

1. Выявлены 1фитернн оценки коммуникативных умений специалистов в сфере туризма: объективные критерии (специалист, который участвует в процессе создания нужного обществу социального продукта в сфере туристских услуг) — субъективные критерии (личностно расположен к туристской профессии, к труду в ней, удовлетворен своей работой) — качественный и количественный критерии (готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать) — прогностический критерий (имеет и осознает перспективу своего профессионального развития в выбранной туристской специальности) — критерий профессиональной обучаемости (открыт для постоянного профессионального обучения в сфере туризма) — критерий творчества (обогащает опыт туристской профессии за счет личного творческого вклада).

2. В ходе нашего исследования разработана модель развития коммуникативных навыков у студентов, которая может быть применена в процессе обучения студентов в туристских ВУЗах, так и в профильных учреждениях переподготовки и повышения квалификации специалистов, системно объединяющая совокупность взаимосвязанных элементов: эталонных представлений о необходимом уровне развития коммуникативных навыков (идеальный образ студента с высоким уровнем развития коммуникативных навыков) — предмета (перцептивный, котгушжативно-информащюнный, интерактивные компоненты его коммуникативных навыков) — формирующих технологий (активных форм и методов индивидуально группового воздействия: ролевые игры, упражнения, дискуссии, тренинги).

3. Определена типология коммуникативных тренингов в профессиональном туристском образовании: по временной продолжительностипо количеству участниковпо возрасту участниковпо уровню подготовленности участниковпо прошлому опыту участниковпо стилю работы тренерапо типу ожидаемого результатапо типу организации процессапо содержанию формируемых уменийпо целеполаганиюпо уровню целейпо типу используемых техник.

4. Выявлены основные педагогические условия эффективного развития коммуникативных навыков у студентов к которым, по результатам исследования откосятся: готовность и желание студента к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, его мотивация на достижение более высокого уровня коммуникативных навыковусвоение студентом теоретических знаний о процессе формирования и развития коммуникативных навыковсоздание студентом персональной модели совершенствования коммуникативной компетенции и разработка стратегии поведения, обеспечивающей ее реализациюкомплексное развитие студентом на основе самоактуализации рефлексивно-перцептивных, коммуникативных, интерактивных способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология: Учебник / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002.- 681с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -237 с.
  3. A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: «Академический проект», 1994. -335 с.
  4. К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопр. психологии. 1996. — № 2. — С.73 — 85.
  5. Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. -М.: РМАТ, 1997. 116 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Наука, 1977. — 254с.
  7. Г. Х. Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь, 2004. — 416 с.
  8. Г. Х. Управление человеческими ресурсами. — СПб.: Речь, 2003. 152с.
  9. Г. В., Кобзева В. В. Посттренинговое сопровождение персонала. -СПб.: Речь, 2003.-112 с.
  10. Э. Трансакшый анализ в группе. — М.: Лабиринт, 1994. 176 с.
  11. В.Ю. Психотренинг: Социодинамшса. Упражнения. Игры. -СПб.: «Социально — психологический центр», 1996. — 380 с.
  12. А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). — Киев: КГПИИЯ, 1991.-187 с.
  13. А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. М.: Гензис, 2006. — 208 с.
  14. Буряков Е. С. Тренинг «Эффективный рекрутер». СПб.: Речь, 2004. -180 с.
  15. В.В. Эстетика. Учебник для вузов. М.: Проект, 2004, — 384 с.
  16. H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002. -218 с.
  17. H.H. Тренинг профессиональной коммуникации в психологической практике. СПб.: Речь, 2006. — 288 с.
  18. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
  19. И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998. — С.66 — 78.
  20. И.В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к хрупиовой работе. — СПб.: Речь, 2004. -272 с.
  21. Ведение в практичекую социальную психологию / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и др. / Под ред. Ю. М. Жукова. М.: «Смысл», 1996.-373 с. '
  22. В.А. Уловки в споре. СПб.: Речь, 2006. — 142 с.
  23. В.Б. Тренинг социальной активности. -СПб.: Речь, 2006. — 192 с.
  24. О.Д., Зуб А.Т. Управление психологии: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2005. — 352 с.
  25. М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — К.: Знания Пресс, 2002. 149 с.
  26. А.Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 35−43.
  27. Высокиньска Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990. — С.160 — 171.
  28. М. Стратегический/менеджмент/ Пер. с франц. под ред. Д. О. Ямпольской. 4 -е изд. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 96 с.
  29. . Что такое психология. В 2 т. Т.2. М.: Мир, 1992. — 376 с.
  30. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 132 — 135.
  31. Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.-208 с.
  32. П.С. Психология и педагогика: Учебник для вузов. М.: Проект, 2004. — 352 с.
  33. A.M. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. — СПб.: Речь, 2004. -144 с.
  34. М.А., Фролова Е. В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. -СПб.: Речь, 2003.- 110 с.
  35. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально -психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2 — 2. -М.: Луч, 1993. 72 с.
  36. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакциокный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Универс», 1995. — 336 с.
  37. Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. — 235 с.
  38. А.Е., Замулин А. Л. Тренинг продаж. СПб.: «Речь», 2004. -224 с.
  39. .В. Путь тренера. СПб.: Речь, 2002. — 248 с.
  40. .В. Метафорическая деловая игра. — СПб.: Речь, 2004. 134 с.
  41. .В., Фарба Е. О., Каденильяс — Нечаева Е., Авдюнина М. Н. Энергия бизнес тренинга. Путеводитель по разминкам. — СПб.: Речь, 2006. -160 с.
  42. С. Психология мотивации. — К: Эльга-Н- Ника — Центр, 2001. — 352 с.
  43. Т.В. Теория психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. — 80 с.
  44. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и пераб. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  45. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. — СПб.: Речь, 2004.-304 с.
  46. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2002.-254 с.
  47. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. — СПб.: Речь, 2003. -128 с.
  48. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Команда на рынке: стратегия и методы. — СПб. Речь, 2003. — 144 с.
  49. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Грабекко Т. М., Фролов Д. С. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  50. Г. И. Формирование Содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Дисс. на соиск. степ. канд. пед. наук. -М.: 1998. 145 с.
  51. И.В. Теоретические основы профессионального туристскогол^паолвощх"' Л/ТУлтт/'угт*"згЬт-ст КД * РЛЦОТРТЛТУТЯ РПЛ*ПТ ОПП1 л
  52. V и^гчл/иНкл/ж. риъри/л. лтХ., ч^иим! ч/лидхх V.
  53. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
  54. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинкого // в 4 -х книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. 2000. — 512 с.
  56. E.H. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник М.: Финансы и стати, 2002. — 192 с.
  57. Как построить свое «Я» / Под ред. ВЛ.Зкнчешсо. -М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  58. В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования / В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, Ю. М. Роговский. -М.: Педагогика, 1995. 187 с.
  59. В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2003. — 382 с.
  60. A.B. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2006.-584 с.
  61. В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
  62. С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента /Пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. — 256 с.
  63. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма «Класс», 1993. — 224 с.
  64. В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005. — 76с.
  65. Е.В. Между двух стульев. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  66. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запала //Психол. Журнал. Т.2. 1989. →М.-С. 127−136.
  67. Г. М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-352 с.
  68. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  69. Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995. -31 с.
  70. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в обращение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. — 224 с.
  71. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / сост. М. А. Данилова, Е.В.Фролова/Пер. с англ. С Швецовой СПб.: Издательство «Речь», 2003.-110 с.
  72. Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоритеческие и прикладные аспекты. М.: Изд. МГУ, 1991. — 207 с.
  73. Л.М. Психология развития: учебное пособие. М.: Психолог, 1997.-477 с.
  74. М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя тех, с кем вы работаете /пер. с англ. М.: Издательство «Эксмо», 2004. — 160 с.
  75. С., Высокиньска -Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. -М.: Медицина, 1990.-С. 12−45.
  76. Г. Психодрама: теория и практика. Классйчекая психодрама Я. Л. Моренко. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352 с.
  77. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. — т. 21 -№ 1.-С. 15−25.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  79. Лингвистический энщислопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.
  80. Э.Э. Мастерство управленческого общения. — СПб.: Речь, 2002.-292 с.
  81. В.Е. Коучинг от, А до Я. Возможно все. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 272 с.
  82. А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  83. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  84. Меновщиков В. Ю Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998. 109 с.
  85. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятель, но сти //вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129 -139.
  86. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М.: «Дело», 1994. -216 с.
  87. Е.В. Тренинг презентации товара. Методические указания для начинающего тренера. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 64с.
  88. Е.В. Психологические аспекты управления работой с постоянными клиентами. Общие правша и индивидуальный подход // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 6 (48). — с. 50−54.
  89. А.А., Завьялова Ж. В. Работа с возражениями и сопротивлениями. СПб.: Речь, 2004. — 96 с.
  90. Г. Б., Лютова Роберте Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 224 с.
  91. Морева Н. А Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов /Н.А. Морева. -М.: Просвещение, 2003. 304с.
  92. Г. С. Практикум по психологии менеджмента. СПб.: Речь, 2001.-448 с.
  93. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений. -М.: Педагогика, 1989.- С. 137.
  94. A.M. Интеграция базового профессионального образования/Шедагогика, 1996. № 3. — С. 45−53.
  95. A.M. Профессиональное образование в России. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254с.
  96. С.А. Организационное консультирование в стиле коучинг.- СПб.: Речь, 2003. 192 с.
  97. Общая психодиагностика / Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2004. — 440 с.
  98. Остапец-Свешников A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. -М.: Педагогика, 1985. С. 42.
  99. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России. 2003. 608 с.
  100. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии), М.: Гиль — Эстель, 1993. — 240 с.
  101. A.B. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. СПб.: Речь, 2006. — 80 с.
  102. Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
  103. Н.П. Творческие решения в бизнесе. СПб.: Речь, 2004. — 336 с.
  104. Ю.П. Психологические портреты персонала: типология и диагностика. СПб.: Речь, 2003. — 416 с.
  105. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб.: Речь, 2001. 198 с.
  106. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие /Под ред. Г. С. Кикифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  107. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2004. — 688 с.
  108. A.C. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально психологиских тренингов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. —140 с.
  109. Психология среднего возраста, старения смерти / Под редакцией члена-корреспондента РАО A.A. Реана СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с.
  110. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь. Институт тренинга, 2000. 256 с. .
  111. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э.Дж.Чепмен, У А.Конрой. СПб.: Евразия, 1999. — 832 с.
  112. Психология управления: Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологи, экономики и менеджмента. Самара: Издательство Дом «Бахра- М», 2006. — 768 с.
  113. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов работающих с персоналом / под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. — М.: Издательство Институт психотерапии, 2005. — 624 с.
  114. Психолгическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998.-184 с.
  115. В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 224с.
  116. Д.М., Солонкша О. В., Слаква С. П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. -М.: Мастерство, 2002. -160 с.
  117. Д.Я. Психология руководства: Учебное пособ. Для факультетов психологии экономики и менеджмента. — Самара:
  118. ТЛЪ ттот^тгг лтпа TTr"г //Coimo .%/Tvy ОЛЛ^ лдиш м/илра — xvjl//? /vu v
  119. Ромек В. Г, Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2005. — 175 с.
  120. В.Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т.6. 2000.- № 2. — С. 83 — 84.
  121. В.Г. Уверенность в себе. Этический аспект //Журнал практического психолога. 1999. — № 9. — С. 3 -14
  122. А.Н., Данилова М. А. Коучинг по — русски: смелость желать. — СПб.: Речь, 2003.-112 с.
  123. Г. М. Новые технологии управления персоналом. СПб.: Речь, 2003. — 240 с.
  124. Г. Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  125. А.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. М.: РМАТ, 1996.-С.67.
  126. А.И. Образовательные программы и структура РМАТ / Под ред. Сеселкина А. И. — М.: Советский спорт, 2004. С. 104
  127. Е.В. Мотивационныйтренинг. — СПб.: Речь, 2002. — 234 с.
  128. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  129. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2002.-258 с.
  130. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
  131. A.M. Тренинг это маленькая жизнь. Основы тренинга продаж. — СПб.: Речь, 2003. — 80 с.
  132. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
  133. М.Н. Методолгоия и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  134. М. Тпеттинг увепенности в себе. — СПб.: Речь. 2004. 256 с. 1. Л. А.
  135. СташСчи М.И. Псйхол01 ия о бизненсе. (юмор, как рьпаг успеха). Настольная книга руководителей, менеджеров, педагогов: Практ пособие. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. 144 с.
  136. В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение, 1989. -368с.
  137. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  138. В.А. Общая педагогика (конспект лекций). — М.: «Приор-издат», 2003.-272с.
  139. К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М. 2002. 224с.
  140. В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, соц. психологии: методология и практика проведения: Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: «Гуманитарный издат. Центр В ЛАД О С, 2005. — 303 с.
  141. Ю.Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. -М.: ИНФРА-М, 2003. 232с.
  142. Т)фистский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.- сост. Й. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М.: Советский спорт, 1999. 664с.
  143. Л.В., Щур Д.Л. Кадры туристических агентов, туроператоров, экскурсионных бюро: Сборник должностных и производственных инструкций. — М.: Изд-во «Финпресс», 2003. 160 с.
  144. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. — 448с.
  145. Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. -М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400 с.
  146. Фи ТС. Технология обучения менеджеров. Гле. когда и как их использовать /Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006.-304 с.
  147. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. — 256 с.
  148. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. Ред. И предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похвалько. М.:. Прогресс, 1987. — 236 с.
  149. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
  150. Д. Коучиг: личностный рост и успех. СПб.: Речь, 2003. -112с.
  151. X. Мотивация и деятельность. -2-е изд. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  152. Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь, 2004. -144 с.
  153. Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001. — 256с.
  154. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116 — 132.
  155. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопросы психологии. 1997. — № 3.- С. 102 — 111.
  156. В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 48 — 57
  157. М.А. Тренинг для тренеров на 100% : секреты интенсивного обучения / М. А. Чуркина, Н. В. Жадько. М.: «Альпия Бизнес Букс», 2005. -246 с.
  158. А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 352 с.
  159. М. Формы знания и образования // Шелер М Избранные произведения. М., 1994. — С. 17 — 47.
  160. И.В. Тренинг личностного роста. — СПб.: Речь, 2004. 144 с.
  161. ТТТтуггттлп ffS I Itiot >*о а^л гчлтаттлгат^л"^ ллтттуфотттггт гтдттлт^ат^а * ллтт г"luZf. iXiiuUivJ irnvbluu i/w Jviwin xvkuw pvviiiixunjrm ivJivuvnu,, vuop. wui, о / x.
  162. C.E. О федеральном компоненте государственныхобразовательных стандартах для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Изменения в педагогике». СПб., 1994.-С.18−22.
  163. С.Е. Образовательные стандарты и качество обслуживания // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов.-Вологда, 1996.-С. 25−34.
  164. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М.- 1997.-С. 48.
  165. С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М.: 2000.- С. 320.
Заполнить форму текущей работой