Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
В ходе нашего эксперимента игра способствовала преодолению противоречия между абстрактным характером предметной области (области теоретических знаний) и реальным характером профессиональной деятельности (практические знания и умения, получаемые в процессе игры). Результаты исследования, проводимого нами, подтверждают идею JI.C. Выгодского, который писал, что «Игра — это увеличительное стекло… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Характеристика взаимодействия высшей школы с социальными партнерами в педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников
- 1. 1. Организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
- 1. 2. Ключевые направления и содержание деятельности социального партнерства вуза в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
- 1. 3. Возможности информационной среды в профессиональном самоопределении старшеклассников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Ресурсы педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при взаимодействии высшей школы с социальными партнерами
- 2. 1. Интерактивные формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
- 2. 2. Портфолио — важнейший ресурс педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников
- 2. 3. Повышение педагогического мастерства социальных партнеров
- 2. 4. Мониторинг педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по второй главе
Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время с ростом интенсивности информационных процессов в современной цивилизации происходят глубокие преобразования в социально-экономической сфере. Стремительно развивается такой сектор экономики, как «экономика интеллекта» или «экономика знаний». Главной производственной силой общества, построенного на знаниях, становится новая категория — работники знаний, которые занимаются интеллектуальной деятельностью, а качество информационного общества определяются его способностью создавать новые знания. Переход от общества индустриального к информационному приводит к изменениям в структуре занятости, структуре рынка труда и рынка специалистов. В течение жизни одного поколения меняется структура рынка и квалификационные требования к специалисту, поэтому для развития информационного общества необходимо становление новой образовательной политики, формирование новых целей, направленных на обеспечение условий для самоопределения и самореализации каждой конкретной личности, где профессиональная деятельность занимает особое место.
На рынке труда возрастают требования к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования, которое, в свою очередь, напрямую зависит от уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: их способностей, профессиональных интересов, мотивации. Исходя из этого, проблема успешного профессионального самоопределения старшеклассников становится особенно актуальной в условиях информационного общества.
Для решения данной проблемы необходимо обеспечить старшеклассникам качественную педагогическую и информационную поддержку как помощь и содействие в проектировании ими профессионально-образовательного маршрута. Однако сегодня отсутствует государственный заказ на з профессиональную ориентацию школьников, обеспечивающую законодательно решение данной проблемы в общеобразовательной школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Современная школа не может в одиночку выполнить социальный заказ общества и обеспечить необходимую и своевременную подготовку старшеклассников к профессиональному выбору по ряду причин. У учителей (по результатам проводимого нами анкетирования учителей школ и исследователей, Кемеровского государственного университета) недостаточный практический опыт, слабо выражены знания, мотивация, отсутствуют необходимые ресурсы для реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков. Кроме того, стороны, заинтересованные в осознанном выборе старшеклассниками будущей профессии (колледжи, вузы, родители, центры занятости, работодатели и др.), также не готовы решать эту проблему. Анализ опыта сотрудничества школ и вузов по профориентации учащейся молодежи показал, что их взаимодействие направлено в основном на: информирование о правилах приема, пробных и вступительных экзаменах, условиях обучения в профильных вузахработу подготовительных курсовпроведение дней открытых дверейпредоставление услуг профдиагностики.
Указанные направления сотрудничества свидетельствуют о большей заинтересованности в нем вуза и в основном в самом факте набора абитуриентов. А школа, принимая такое сотрудничество за благо, воспринимает его как свою заслугу в области профориентации и недооценивает при этом, что приоритетным в решении данного вопроса является учет интересов личности каждого старшеклассника. В настоящее время отсутствуют технологии (механизмы) поиска и привлечения партнеров к оказанию старшеклассникам помощи и содействия в их профессиональном самоопределении. Вследствие чего около 60% старшеклассников не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 65% - не 4 владеют информацией об избираемой профессии, 49% - ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны родителей (С.Н. Чистякова, А. В. Мордовская, Н.Э. Касаткина).
В материале ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» подчеркивается, что высшей школе необходимо вырабатывать ответственное отношение к рынку труда и появлению новых областей и форм занятостигибко реагировать на происходящие изменения, предвидеть их, содействовать' определению новых местных и региональных потребностей, способствующих устойчивому человеческому развитию. В соответствии с этим высшая школа призвана стать организатором и координатором социального партнерства в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. С позиций нашего исследования мы рассматриваем социальное партнерство как продуктивное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в успешном профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с их потребностями и запросами рынка труда. Сегодняшние выпускники школы (93%) осознают, что быть успешным человеком и конкурентоспособным на рынке труда специалистом сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку и обладает способностями адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. По нашим данным, 89% старшеклассников испытывают потребность в получении качественной педагогической и информационной поддержки их профессионального самоопределения.
Выявленные недостатки в практике подготовки старших школьников к профессиональному самоопределению объясняются наличием существующих противоречий между:
• потребностями и ожиданиями старшеклассников в получении помощи и содействия взрослых в их профессиональном самоопределении и недостаточной готовностью учителей школ и преподавателей вуза к её реализации в условиях общеобразовательной школы;
• потребностью общеобразовательной школы в условиях нормативно-подушевого финансирования быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг в соответствии с запросами обучающихся и их родителей и неспособностью школы решать эти вопросы только собственными усилиями и ресурсами без привлечения других заинтересованных сторон (социальных партнеров);
• наличием у подростков опыта коммуникаций в информационной среде (к сожалению, не всегда позитивного), потребностей реализовывать себя в ней и отсутствием практического использования данного ресурса общеобразовательной школой и партнерами для организованного влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Совокупность данных противоречий определяет проблему нашего исследования, которая заключается в определении комплекса условий для реализации социального партнерства вуза как важнейшего фактора педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
Актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость, недостаточная её изученность в теории и разработанность в практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников».
Объект исследования — процесс деятельности социальных партнеров в осуществлении педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования — педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников посредством реализации социального партнерства вуза и других заинтересованных сторон.
Цель исследования заключается в научном обосновании деятельности социальных партнеров, ориентированной на педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения старшеклассников и реализации ее в практике.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективность социального партнерства как фактора педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников обеспечивается, если:
• социальное партнерство осуществляется на основе заинтересованности, паритетности и взаимодополняемости для повышения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом их потребностей и запроса регионального рынка труда;
• педагогическая поддержка, трактуемая как содействие процессу профессионального самоопределения старшеклассника, базирующееся на самодвижении его к достижению планируемой цели, осуществляется во взаимосвязи с информационной, ориентированной на расширение информационного поля подростка в определении дальнейшего образовательно-профессионального маршрута в соответствии с его интересами и запросом рынка труда;
• педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как процесс поэтапный с использованием интерактивных форм и методов в очном режиме и режиме e-learning, обеспечивающих подросткам возможность принимать взвешенное решение о выборе будущей профессии;
• организуется повышение педагогического мастерства социальных партнеров в очном режиме и режиме e-learning для реализации педагогической и информационной поддержки;
• проводится систематический мониторинг готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Определить организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Обосновать принципы, ключевые направления, ресурсы и содержание деятельности социальных партнеров по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Разработать организационно-функциональную модель социального партнерства вуза с заинтересованными сторонами (родители, учителя, администрация школ, работодатели, представители муниципальных и региональных структур власти и др.) для реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения подростков и показатели экономической эффективности.
4. Разработать методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников в условиях социального партнерства.
5. Разработать методику мониторинга (включая показатели) уровня готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки, уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, а также качества сетевого взаимодействия партнеров.
Методологической основой исследования послужили Концепция профессионального самоопределения школьников (Е.С. Климов, Н.С., Пряжников, С.Н. Чистякова), теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.,) — теории развития личности (А. Маслоу, Б. Н. Ананьев, JT.C. Выготский, C.JT. Рубинштейн и др.), методологические подходы к обоснованию проблемы профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, JI.A. Иовайши, В. А. Поляков, В. Ф. Сахаров, А. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова, Н. Н. Чистяков и др.), теоретические основы профессионального самоопределения (Е.И. Головаха, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, И. Д. Чечель и др.), психологические механизмы, способствующие вхождению личности в социальную сферу (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Петровский, C.JT. Рубинштейн), теоретико-методологические аспекты педагогической поддержки, (Т.В. Анохина, Н. Б. Крылова, Ф. И. Кевля, А. В. Мордовская, Н. Ф, Родичев и др.) — личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, О. С. Газман А.В.Петровский и др.), концепция профильного обучения на старшей ступени школы (А.А. Кузнецов, А. А. Пинский, М. В. Рыжаков, А. Г. Каспржак и др.) — информационные и коммуникационные технологии в обучении (M.JI. Кондакова, Е. С. Полат, A.JT. Семенов, А. В. Хуторской и др.), теоретические основы социального партнерства в образовании (С.А.Иванов, В. А. Михеев, В. И. Митрохин, О. Н. Олейникова, И. М. Реморенко, А. А. Рыбина, Г. Ю. Семигин и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературыпедагогическое наблюдение, изучение и анализ деятельности партнеров — участников педагогической и информационной поддержкиметоды опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, 9 констатирующий и формирующий экспериментыкачественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка полученной информации.
Экспериментальная база исследования: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), колледж управления, права и информационных технологий. К организации и проведению исследования привлекались слушатели программ довузовской подготовки, студенты колледжа и вуза, а также студенты и слушатели филиалов МЭСИучащиеся общеобразовательных школ г. Москвы № 72, 97, 1448, 1933 (ЗАО), учащиеся общеобразовательной школы № 310 и МУК № 13 «Хамовники» (ЦАО), общеобразовательной школа № 15 г. Одинцово Московской области и учащиеся Муниципального образовательного учреждения Лицей № 52 г. Рязани, Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 52 г. Твери, Муниципального образовательного учреждения общеобразовательная Гимназия № 14 «Управления, экономики и права» г. Красноярска, Муниципального образовательного учреждения Лицей № 6 г. Тамбова и Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Мичуринский лицей-интернат».
Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 3917 старшеклассников, из них 147 слушателей довузовской подготовки МЭСИ, 560 социальных партнеров, из которых 357 учителей школ, 12 преподавателей и профессоров МЭСИ, 34 родителя, 149 представителей профессиональных сообществ и 8 сотрудников кадровых агенств и служб занятости.
Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилось в три этапа с 2002 по 2008 г. г.
На первом, поисково-теоретическом этапе (2002 — 2004 г.г.), осуществлялся анализ литературы по теме исследованияопределялись цели и задачи экспериментального исследования, организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковуточнялся научный аппарат исследованияразрабатывалась организационно-функциональная модель социального партнерства вуза с заинтересованными сторонами (родители, учителя, администрация школ, работодатели, представители муниципальных, региональных структур власти и др.) для реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределении подростков.
На втором, поисково-эмпирическом этапе (2004;2006 г. г.), выявлялись: ключевые направления, ресурсы и содержание деятельности социальных партнеров в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковразрабатывалось методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников в условиях социального партнерства (программы, методические рекомендации, структура портфолио старшеклассника) — показатели готовности школьников к профессиональному самоопределениюкритерии и показатели готовности социальных партнеров к реализации педагогической и информационной поддержкипроводилась их проверка на практике, дорабатывалась программа и методика эксперимента.
На третьем, заключительном этапе (2006;2008г.г.), завершался формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы, отрабатывались пути и средства осуществления педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковобобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработкаа также обосновывались выводы и положения исследования, оформлялись его результаты.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьников:
• введение в высшей школе (довузовская подготовка) дополнительной функции по организации социального партнерства для осуществления педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников;
• использование в педагогической и информационной поддержке интерактивных форм и методов (в очном режиме и режиме e-learning), обеспечивающих старшекласснику возможность принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;
• создание вузом совместно с социальными партнерами единой информационной среды, обеспечивающей старшеклассникам доступ к информации, необходимой для профессионального выбора, способствующей повышению мотивации подростков к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;
• обеспечение повышения педагогического мастерства всех участников педагогической и информационной поддержки.
2. Обоснованы принципы (взаимного признания важности интересов сторон партнеровпаритетности в партнерских отношенияхсоциальной справедливости при регулировании интересов и действий в поиске и нахождении компромиссаответственности сторон за исполнение согласованных решений вопросов профессионального самоопределения старших школьников) — ключевые направления и содержание (разработка организационно-функциональной структуры, этапов деятельности партнеровкоординация их действий по функционированию системы партнерства в целом по созданию нормативно — правовой базы и отслеживанию выполнения согласованного и принятого договорапропаганда теоретических идей и концепции профессионального самоопределениятрансляция положительного опыта по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковпоиск и привлечение партнеров, мотивированных к осуществлению помощи и содействия старшеклассникам в профессиональном выбореметодическое обеспечение поддержки, ориентированного на расширение информационного поля подростка) — ресурсы реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (интерактивные формы и методы, портфолио, педагогическое мастерство социальных партнеров).
3. Разработана организационно-функциональная модель социального партнерства вуза по педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая удовлетворение потребностей подростка в его профессиональном выборе в соответствии с запросом регионального рынка труда и показатели её экономической эффективности для каждого субъекта поддержки.
4. Разработано методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, включающее: программу повышения педагогического мастерства, программу электронного курса «Организация педагогической и информационной поддержки в режиме e-learning" — рекомендации для социальных партнеров по осуществлению поддержкипоказатели и методы оценки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьниковпроцедуру организации деятельности вуза по подбору социальных партнеров для реализации педагогической и информационной поддержки.
5. Разработаны методика и показатели мониторинга, устанавливающего уровень готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки, уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, а также качества сетевого взаимодействия партнеров.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке организационно-функциональной модели процесса взаимодействия высшей школы с социальными партнерами по реализации педагогической и информационной поддержки, обеспечивающей успешное профессиональное самоопределение старшеклассников, с использованием интерактивных форм и методов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы повышения педагогического мастерства социальных партнеров, методических рекомендаций, ориентированных на повышение эффективности взаимодействия высшей школы с социальными партнерами по осуществлению педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковметодических рекомендаций по использованию педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, портфолио и др.) и информационных (форумы, чат, блоги, социальные сети и т. д.), для расширения информационного поля подростка в проектировании дальнейшего профессионально-образовательного маршрута.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается опорой на методологию исследований педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным целям, задачам и логике.
14 исследованияпривлечением обширного теоретического и практического материала по изучаемой проблеме и его разноаспектным анализомрепрезентативностью полученных данныхподтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, позитивными изменениями уровня готовности старших школьников к профессиональному самоопределению.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании ректората и ученого совета Московского государственного университета экономики, статистики и информатикинаучно-практических конференциях различного ранга: 1-ой, 2-ой, 3-ей — международных конференциях по профильному обучению «Развитие системы профильного обучения в России и за рубежом. Создание единой образовательной среды профильного обучения на основе использования информационных технологий» (Москва, 2005, 2006 и 2008 г.) — международной научно-практической конференции «Технологии электронного обучения в современном вузе» (Минск, Республика Беларусь, 13−15 мая 2008 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы» (Москва, 2007) — региональных — VIII-ой, IX-ой научно — практических конференциях «Профессиональная ориентация и методики преподавания в системе „Школа-Вуз“ в условиях перехода к единой форме Государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений» (Москва, 2007, 2008 гг.) — Четвертой межрегиональной научно-практической конференции «Развитие электронного обучения в системе среднего профессионального образования» (Москва, 2005 г.) — международном российско-финском семинаре руководителей учебных заведений профессионального образования «Приоритетные принципы и технологии современной системы профессионального образования в контексте формирования единого европейского образовательного пространства» (Финляндия — Швеция, 12−16 июня 2007 г.).
Организационно-функциональная модель социального партнерстваресурсы: интерактивные формы и методы, портфолио старшеклассника, внедрены в процесс довузовской подготовки МЭСИ, колледжа управления права и информационных технологий, в процесс образовательной деятельности общеобразовательных школ №№ 72, 97, 310, 1448, 1933 г. Москвы, а также МУК № 13 «Хамовники», общеобразовательной школы № 15 г. Одинцово Московской области, Лицея № 52 г. Рязани, средней общеобразовательной школы № 52 г. Твери, Гимназии № 14 «Управления, экономики и права» г. Красноярска, Лицея № 6 г. Тамбова и Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Мичуринский лицей-интернат».
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Выводы по 1 главе.
Основываясь на проанализированных нами работах К.А.Абульхановой-Славской, Н. Ф. Родичева, М. Р. Гинзбурга, Е. И. Головахи, Е. А. Климова, С. Н. Чистяковой, а также собственного опыта в области теории и практики профориентации, мы можем утверждать, что самоопределение — процесс определения человеком себя, своего места в мире, системе взамосвязей общества, в жизни других людей, в собственной жизни, процесс организации собственной личной целостности, развивающийся в двух аспектах, — ценностно-смысловом и деятельностном, — что включает и взаимосвязанные «уровни» профессионального самоопределения по Е. А. Климову: гностический (в форме перестройки сознания и самосознания) и практический (в форме реальных изменений статуса, места человека в системе социальных отношений).
Рядом ученых (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, К. Юнг, и др.) понятие самоопределения рассматривается как близкое к понятиям самоактуализаця, самореализация, самоосуществление, так и «через увлеченность значимой работы» (А. Маслоу), способность человека.
78 строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность (П.Г. ЩедровицкийОчерки по философии образования. М., 1993, с. 109−110).
Проведенный нами анализ генезиса данного понятия дает основание утверждать, что в различных областях человекознания термин «самоопределение» употребляется для характеристики осмысленной и целенаправленной деятельности человека или групп людей, приводящей, в конечном счете, к достижению поставленной цели.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что самоопределение личности изучается с разных позиций: а) как способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностьюб) как способ взаимодействия личности и обществав) как готовность к рациональной организации времениг) как способность к саморегуляции и т. д. Наиболее общим является понимание самоопределения как способности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентирами.
Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Сложность и многогранность понятия профессионального самоопределения послужили основанием для поиска возможностей грамотно организованной педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших подростков.
В след за Газман О. С., Крыловой Н. В., Родичевым Н. Ф., Чистяковой С. Н. мы рассматриваем педагогическую поддержку профессионального самоопределения старшеклассников как систему средств, которые обеспечивают помощь (содействие) старшеклассникам в профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) в самореализации в будущей профессиональной деятельности.
В тесной взаимосвязи с педагогической поддержкой мы рассматриваем информационную, которую понимаем как информационную помощь, оказываемую учащимся в ситуациях профессионального выбора, а также в поиске путей использования информационных ресурсов для преодоления ограничителей выбора.
Руководствуясь теоретическими положениями (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев), применительно к нашему исследованию выявлены теоретические предпосылки педагогической и информационной поддержки (ПиИП) профессионального самоопределения старшеклассников.
К ним мы относим:
• введение в существующую систему довузовской подготовки принципа заинтересованности и паритетности социальных партнеров (работодатели, профессиональные сообщества, общеобразовательные школы, учреждения профессионального образования, службы занятости и др.) в повышении готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом потребностей старшеклассников и запроса регионального рынка труда;
• использование в предпрофильной подготовке и профильном обучении интерактивных форм и методов (в традиционном режиме и режиме e-learning), обеспечивающих старшекласснику возможность личной причастности к происходящему, что позволяет ему идентифицировать себя в определенной сфере производственной деятельности и принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;
• создание информационной среды (электронного кампуса: сайт, электронные учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и др.), которая позволит расширить информационное поле подростка и повысить его готовность к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;
• обеспечение повышения педагогического мастерства всех субъектов — участников педагогической и информационной поддержки в традиционном режиме и режиме e-learning, с использованием возможностей Internet.
В ходе исследования разработаны ключевые направления и содержание деятельности социальных партнеров — участников педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников, ориентированные на взаимодействие, содействие всех заинтересованных сторон в расширении образовательно-профессионального пространства подростков для успешного выбора образовательно-профессионального маршрута и создании условий для его реализации в избираемой ими профессиональной деятельности.
Социальное партнерство вуза как фактора реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников основывается на принципах: взаимное признание важности интересов сторон партнера, паритетность в партнерских отношениях, социальная справедливость при регулировании интересов и действий, поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения старших школьников, взаимная ответственность сторон за исполнение и неисполнение согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения старших школьниковключевых направлениях и содержании деятельности.
81 разработка организационно-функциональной структуры и содержания партнерствакоординация их действий по функционированию системы партнерства в целом, по созданию нормативно — правовой базы и отслеживанию выполнения согласованного и принятого договорапропаганда теоретических идей и концепции профессионального самоопределениятрансляция положительного опыта по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковпоиск и привлечение партнеров, мотивированных к осуществлению помощи и содействия старшеклассникам в профессиональном выбореметодическое обеспечение поддержки, ориентированной на расширение информационного поля подростка).
Установлено, что неотъемлемой составляющей социального партнерства является единая информационная среда, позволяющая обеспечить успешную педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения старших школьников на основе следующих принципов: интерактивности, адаптивности, модульности, оперативности и объективности, с использованием педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, работа в малых и больших группах, портфолио и др.) как в традиционном режиме, так и в режиме e-learning.
Доказано, что варианты моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и ресурсного центра могут быть эффективно использованы для осуществления педагогической и информационной поддержки в условиях созданной нами информационной среды (сайт, система дистанционного обучения, электронные УМК, интерактивные средства и др.) и обеспечивают новые возможности для повышения уровня готовности старших школьников к профессиональному выбору.
Глава 2. «Ресурсы педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при взаимодействии высшей школы с социальными партнерами».
2.1 Интерактивные формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников.
В ходе эксперимента педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старших школьников предусматривала не только оказание помощи подросткам в их профессиональном самоопределении, но и формирование у них способности адаптироваться к стремительным изменениям в мире, что потребовало активного использования интерактивных средств.
Интерактивные средства и методы, используемые в ПиИП профессионального самоопределения старших школьников, способствовали развитию у подростков способности к самостоятельному решению проблем и формированию позиции активного «участника происходящего», что подтверждает мнение Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой и Л. И. Косовой, изложенное авторами в работе «Современные технологии обучения» [153].
Задачами педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьников с использованием интерактивных форм и методов являлись:
1. Обеспечение активности школьников в получении новых знаний, приобретении собственного нового опыта и его осмысления для профессионального самоопределения.
2. Повышение мотивации школьников за счет развития умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы профессионального самоопределения, умения вырабатывать стратегию достижения цели, на основе которых осуществлять самодиагностику готовности к профессиональному самоопределению.
3. Развитие навыков коммуникативной культуры, способностей к дискуссии и переговорам.
Интерактив в переводе с английского означает «взаимодействие», иногда понятие интерактива заменяют термином «диалог». Интерактивные формы, методы, средства (технологии) ПиИП отличаются от традиционных тем, что обеспечивают высокую активность старшеклассников и их эффективное взаимодействие друг с другом и участниками поддержки. Эти средства использовались в ходе эксперимента для получения, в достаточно короткий срок, оперативной информации об уровне готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Интерактивные формы и методы (тренинги, кейсы, деловые игры и т. д.) обеспечивают практическую деятельность старшеклассников в конкретных профессиональных (производственных) ситуациях, что обуславливает их личную причастность к происходящему, благодаря чему они понимают структуру существующих организационных систем в конкретной сфере профессиональной деятельности) и выясняют процессы их функционирования. Кроме того, с помощью интерактивных форм и методов подросткам предоставляется реальная возможность идентифицировать себя (по трем критериям готовности к профессиональному самоопределению) в определенной сфере производственной деятельности для принятия решения о выборе будущей профессии. Благодаря использованию интерактивных форм и методов старшекласснику предоставлялась возможность стать участником реальных событий, жизненных ситуаций, что позволяло ему лучше понять закономерности изучаемых процессов, увидеть себя, результаты своих действийпонять и проанализировать допущенные самим и другими участниками ошибки, а также выражать свое.
84 отношение к происходящему и критически относиться к полученной информации. Реализуя возможность высказать свое мнение, услышать, понять и принять мнение другого участника, подростки развивали навыки работы в команде, что способствовало формированию их адекватной самооценки для принятия решения в профессиональном самоопределении [50].
В ходе эксперимента одним из способов ПиИП профессионального самоопределения старших школьников явилась деловая, или ситуционно-ролевая игра, которая организовывалась как в очном режиме, так и режиме e-learning (пресс-конференция, симпозиум, консультация, рекламное агенство, туристическая фирма, суд, выставки, аукционы и т. д).
Известный психолог J1.C. Выгодский (Записки конспекта JI.C., опубликованного в кн. Д. Б. Элъконина. Психология игр. М., 1978 — 291−293 с.) трактовал игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Так, в ходе проводимых деловых игр школьники становились участниками конкретных ситуаций, которые требовали от них поиска и принятия реальных решений, что обеспечивало приобретение собственного нового опыта и его осмысления для профессионального самоопределения.
При этом мы полностью разделяем позицию JI.B. Львова [83] относительно того, что важным условием эффективности формирования профессиональной компетентности будущего специалиста является включение в образовательный контекст (в среду обитания студента, в содержание образования) образцов для подражания, которые можно организовать в ходе применения интерактивных форм и методов, в том числе игр. Однако мы не можем согласиться с мнением, высказанным автором, относительно того, что необходимость эффективного формирования способности и готовности к профессиональной деятельности должна осуществляться на этапе обучения в вузе [там же, с.18]. С точки зрения нашего исследования это может и должно происходить уже на этапе довузовской подготовки. Право на достоверность нашей точки зрения мы находим у данного автора в этой же статье, когда он ссылается на мнения таких ученых, как Э. Ф. Зеер, [45] А. В. Петровский [114], В. В. Сериков и И. П. Смирнов, которые под развивающим профессиональным образованием подразумевают такое образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения (а в наших исследованиях, это все социальные партнеры по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников) в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.
В ходе нашего эксперимента игра способствовала преодолению противоречия между абстрактным характером предметной области (области теоретических знаний) и реальным характером профессиональной деятельности (практические знания и умения, получаемые в процессе игры). Результаты исследования, проводимого нами, подтверждают идею JI.C. Выгодского, который писал, что «Игра — это увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития"[25]. При осуществлении педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников наряду с деловыми играми мы использовали другие формы интерактивной деятельности школьников, такие, как: тренинги, деловые игры по областям профессионально-трудовой сферы, проекты, профессиональные пробы, дни карьеры, круглые столы, дни открытых дверей, теле — и видеоконференции, конкурсы, олимпиады, консультации, проводимые как в очном режиме, так и режиме e-learning. Использование интерактивных форм и методов обеспечивало достижение качества от реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников, о чем свидетельствуют данные мониторинга (приведены в параграфе 2.4. Мониторинг педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников с. 136.).
В расположенной ниже таблице 6 приведены примеры использования различных интерактивных форм и методов, используемых для реализации ПиИП профессионального самоопределения старших школьников.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников необходима для их эффективного управления своими действиями во времени и рассматривается нами как инструмент максимальной реализации потенциала подростков в соответствии с их жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением. В качестве примера приведем использование интерактивных форм — тренингов по тайм-менеджменту. Цель тренингов: формирование у подростков навыков эффективного управления своими действиями во времени. Тематика тренингов по тайм-менеджменту:
Тема 1. Система индивидуальных целей.
Тема 2. Процессы деятельности по реализации целей.
Тема 3. Индивидуальные особенности характера и способы организации деятельности.
Тема 4. Планирование.
Тема 5. Эффективное общение.
Тема 6. Инструменты организации времени (включая электронные).
Список литературы
- Прутченков А. С., Пинская М. А., Федотова Е. Е. Папка личныхдостижений школьника «Портфолио»: теория вопроса и практикареализации/ Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2004. — 112 с.',
- В этой связи нами сформулированы принципы и разработана структура портфолио.
- Для формирования портфолио был предусмотрен 12 часовой семинар для старших школьников, на котором осуществлялось методическое руководство по его составлению и знакомство с особенностями работы с папками.
- Содержание занятий обучающего семинара предусматривало подробную работу школьников с соответствующими папками под руководством сетевого преподавателя.
- В соответствии с замыслом каждой папки старшим школьникам давались необходимые методические рекомендации.
- Папка № 2. «Требования ко мне (личностные качества и профессиональные компетенции). Какими личностными качествами я должен обладать и Что я должен знать, уметь для получения профессионального образования и профессии.
- При формировании содержания папки № 2 мы испытывали определенные трудности, т.к. в настоящий момент на государственном уровне практически отсутствуют стандарты профессиональных компетенций и квалификационных требований.
- Кроме того, для жизни в обществе, основанном на знаниях, выпускник школы должен обладать такими личностными качествами, как: честность, порядочность, человечность, справедливость, простота, скромность, тактичность, выдержанность, внимание к людям.
- Папка № 3. Доказательства моих достижений. Личные оценки моих достижений. Какой я и Что я «знаю-могу-умею».
- Папка № 4. Признание моих успехов. Внешние оценки моих достижений.
- В этой папке размещаются внешние оценки достижения подростка в различных областях: учебной и организаторской деятельности, спорте, системе дополнительного образования.
- Личные материалы и наработки, полученные при выполнении разных социальных ролей в процессе тренингов и деловых игр, также были размещены в портфолио.
- Все участники поддержки организовывали деятельность старшеклассника, максимально приближая его к реальным условиям жизни и требованиям, предъявляемым работодателями к личным и профессиональным качествам специалистов.
- Портфолио занимает важное место при обосновании уровня получения профессионального образования: бакалавриат или магистратура.
- Повышение педагогического мастерства социальных партнеров участников педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников
- В ходе нашего исследования, проведенного среди 3917старшеклассников и 1678 родителей, было выявлено, что реальныезапросы родителей и учащихся к организации образовательного процесса всистеме общего среднего образования не совпадают с позицией учителей.
- Таким образом, у школьного учителя нет времени, возможностей, а порой и знаний для того, чтобы в одиночку обеспечить педагогическую поддержку профессионального самоопределения школьника (Н.С. Пряжников, B.C. Грехнев).
- Проанализировав представленные факты различных исследований, в том числе и наши, мы пришли к выводу, что учителям (партнерам) необходима помощь в реализации ПиИП профессионального самоопределения подростков.
- В рамках нашего эксперимента осуществлялось повышение педагогического мастерства всех участников ПиИП. Эта работа включала 5 этапов.
- С, f = П1+П2+П3, где п -балл участника по каждому показателюкритерия- х, 2, з номер показателя по каждому критерию.121
- В процентах общий балл (N к) по каждому критерию рассчитывался по формуле: N к = Ск/ Ок * 100%
- Суммарный балл готовности партнера по 3 критериям (Сок) складывался из суммы общих баллов по каждому критерию (Си, Смп, Сдп). Суммарный балл участника ПиИП в процентах (N0K) рассчитывался по формуле:
- N0K =С &bdquo-к / О &bdquo-к * 100% или N0K =N ои+ N оип, + N одп / 3
- По результатам проверки готовности участника к реализации ПиИП были определены 3 уровня и: высокий, средний и низкий.
- В течение 5 лет эксперимента нами было обследовано 2560 потенциальных участников ПиИП (из них учителей школ 1957 чел.). Низкий уровень готовности к осуществлению ПиИП был выявлен у 79% участников, средний -13%, высокий — 8%.