Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе нашего эксперимента игра способствовала преодолению противоречия между абстрактным характером предметной области (области теоретических знаний) и реальным характером профессиональной деятельности (практические знания и умения, получаемые в процессе игры). Результаты исследования, проводимого нами, подтверждают идею JI.C. Выгодского, который писал, что «Игра — это увеличительное стекло… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Характеристика взаимодействия высшей школы с социальными партнерами в педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников
    • 1. 1. Организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
    • 1. 2. Ключевые направления и содержание деятельности социального партнерства вуза в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
    • 1. 3. Возможности информационной среды в профессиональном самоопределении старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Ресурсы педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при взаимодействии высшей школы с социальными партнерами
    • 2. 1. Интерактивные формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
    • 2. 2. Портфолио — важнейший ресурс педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников
    • 2. 3. Повышение педагогического мастерства социальных партнеров
    • 2. 4. Мониторинг педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время с ростом интенсивности информационных процессов в современной цивилизации происходят глубокие преобразования в социально-экономической сфере. Стремительно развивается такой сектор экономики, как «экономика интеллекта» или «экономика знаний». Главной производственной силой общества, построенного на знаниях, становится новая категория — работники знаний, которые занимаются интеллектуальной деятельностью, а качество информационного общества определяются его способностью создавать новые знания. Переход от общества индустриального к информационному приводит к изменениям в структуре занятости, структуре рынка труда и рынка специалистов. В течение жизни одного поколения меняется структура рынка и квалификационные требования к специалисту, поэтому для развития информационного общества необходимо становление новой образовательной политики, формирование новых целей, направленных на обеспечение условий для самоопределения и самореализации каждой конкретной личности, где профессиональная деятельность занимает особое место.

На рынке труда возрастают требования к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования, которое, в свою очередь, напрямую зависит от уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: их способностей, профессиональных интересов, мотивации. Исходя из этого, проблема успешного профессионального самоопределения старшеклассников становится особенно актуальной в условиях информационного общества.

Для решения данной проблемы необходимо обеспечить старшеклассникам качественную педагогическую и информационную поддержку как помощь и содействие в проектировании ими профессионально-образовательного маршрута. Однако сегодня отсутствует государственный заказ на з профессиональную ориентацию школьников, обеспечивающую законодательно решение данной проблемы в общеобразовательной школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Современная школа не может в одиночку выполнить социальный заказ общества и обеспечить необходимую и своевременную подготовку старшеклассников к профессиональному выбору по ряду причин. У учителей (по результатам проводимого нами анкетирования учителей школ и исследователей, Кемеровского государственного университета) недостаточный практический опыт, слабо выражены знания, мотивация, отсутствуют необходимые ресурсы для реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков. Кроме того, стороны, заинтересованные в осознанном выборе старшеклассниками будущей профессии (колледжи, вузы, родители, центры занятости, работодатели и др.), также не готовы решать эту проблему. Анализ опыта сотрудничества школ и вузов по профориентации учащейся молодежи показал, что их взаимодействие направлено в основном на: информирование о правилах приема, пробных и вступительных экзаменах, условиях обучения в профильных вузахработу подготовительных курсовпроведение дней открытых дверейпредоставление услуг профдиагностики.

Указанные направления сотрудничества свидетельствуют о большей заинтересованности в нем вуза и в основном в самом факте набора абитуриентов. А школа, принимая такое сотрудничество за благо, воспринимает его как свою заслугу в области профориентации и недооценивает при этом, что приоритетным в решении данного вопроса является учет интересов личности каждого старшеклассника. В настоящее время отсутствуют технологии (механизмы) поиска и привлечения партнеров к оказанию старшеклассникам помощи и содействия в их профессиональном самоопределении. Вследствие чего около 60% старшеклассников не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 65% - не 4 владеют информацией об избираемой профессии, 49% - ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны родителей (С.Н. Чистякова, А. В. Мордовская, Н.Э. Касаткина).

В материале ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» подчеркивается, что высшей школе необходимо вырабатывать ответственное отношение к рынку труда и появлению новых областей и форм занятостигибко реагировать на происходящие изменения, предвидеть их, содействовать' определению новых местных и региональных потребностей, способствующих устойчивому человеческому развитию. В соответствии с этим высшая школа призвана стать организатором и координатором социального партнерства в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. С позиций нашего исследования мы рассматриваем социальное партнерство как продуктивное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в успешном профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с их потребностями и запросами рынка труда. Сегодняшние выпускники школы (93%) осознают, что быть успешным человеком и конкурентоспособным на рынке труда специалистом сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку и обладает способностями адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. По нашим данным, 89% старшеклассников испытывают потребность в получении качественной педагогической и информационной поддержки их профессионального самоопределения.

Выявленные недостатки в практике подготовки старших школьников к профессиональному самоопределению объясняются наличием существующих противоречий между:

• потребностями и ожиданиями старшеклассников в получении помощи и содействия взрослых в их профессиональном самоопределении и недостаточной готовностью учителей школ и преподавателей вуза к её реализации в условиях общеобразовательной школы;

• потребностью общеобразовательной школы в условиях нормативно-подушевого финансирования быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг в соответствии с запросами обучающихся и их родителей и неспособностью школы решать эти вопросы только собственными усилиями и ресурсами без привлечения других заинтересованных сторон (социальных партнеров);

• наличием у подростков опыта коммуникаций в информационной среде (к сожалению, не всегда позитивного), потребностей реализовывать себя в ней и отсутствием практического использования данного ресурса общеобразовательной школой и партнерами для организованного влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Совокупность данных противоречий определяет проблему нашего исследования, которая заключается в определении комплекса условий для реализации социального партнерства вуза как важнейшего фактора педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость, недостаточная её изученность в теории и разработанность в практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников».

Объект исследования — процесс деятельности социальных партнеров в осуществлении педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования — педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников посредством реализации социального партнерства вуза и других заинтересованных сторон.

Цель исследования заключается в научном обосновании деятельности социальных партнеров, ориентированной на педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения старшеклассников и реализации ее в практике.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективность социального партнерства как фактора педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников обеспечивается, если:

• социальное партнерство осуществляется на основе заинтересованности, паритетности и взаимодополняемости для повышения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом их потребностей и запроса регионального рынка труда;

• педагогическая поддержка, трактуемая как содействие процессу профессионального самоопределения старшеклассника, базирующееся на самодвижении его к достижению планируемой цели, осуществляется во взаимосвязи с информационной, ориентированной на расширение информационного поля подростка в определении дальнейшего образовательно-профессионального маршрута в соответствии с его интересами и запросом рынка труда;

• педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как процесс поэтапный с использованием интерактивных форм и методов в очном режиме и режиме e-learning, обеспечивающих подросткам возможность принимать взвешенное решение о выборе будущей профессии;

• организуется повышение педагогического мастерства социальных партнеров в очном режиме и режиме e-learning для реализации педагогической и информационной поддержки;

• проводится систематический мониторинг готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Определить организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

2. Обосновать принципы, ключевые направления, ресурсы и содержание деятельности социальных партнеров по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

3. Разработать организационно-функциональную модель социального партнерства вуза с заинтересованными сторонами (родители, учителя, администрация школ, работодатели, представители муниципальных и региональных структур власти и др.) для реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения подростков и показатели экономической эффективности.

4. Разработать методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников в условиях социального партнерства.

5. Разработать методику мониторинга (включая показатели) уровня готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки, уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, а также качества сетевого взаимодействия партнеров.

Методологической основой исследования послужили Концепция профессионального самоопределения школьников (Е.С. Климов, Н.С., Пряжников, С.Н. Чистякова), теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.,) — теории развития личности (А. Маслоу, Б. Н. Ананьев, JT.C. Выготский, C.JT. Рубинштейн и др.), методологические подходы к обоснованию проблемы профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, JI.A. Иовайши, В. А. Поляков, В. Ф. Сахаров, А. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова, Н. Н. Чистяков и др.), теоретические основы профессионального самоопределения (Е.И. Головаха, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, И. Д. Чечель и др.), психологические механизмы, способствующие вхождению личности в социальную сферу (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Петровский, C.JT. Рубинштейн), теоретико-методологические аспекты педагогической поддержки, (Т.В. Анохина, Н. Б. Крылова, Ф. И. Кевля, А. В. Мордовская, Н. Ф, Родичев и др.) — личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, О. С. Газман А.В.Петровский и др.), концепция профильного обучения на старшей ступени школы (А.А. Кузнецов, А. А. Пинский, М. В. Рыжаков, А. Г. Каспржак и др.) — информационные и коммуникационные технологии в обучении (M.JI. Кондакова, Е. С. Полат, A.JT. Семенов, А. В. Хуторской и др.), теоретические основы социального партнерства в образовании (С.А.Иванов, В. А. Михеев, В. И. Митрохин, О. Н. Олейникова, И. М. Реморенко, А. А. Рыбина, Г. Ю. Семигин и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературыпедагогическое наблюдение, изучение и анализ деятельности партнеров — участников педагогической и информационной поддержкиметоды опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, 9 констатирующий и формирующий экспериментыкачественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка полученной информации.

Экспериментальная база исследования: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), колледж управления, права и информационных технологий. К организации и проведению исследования привлекались слушатели программ довузовской подготовки, студенты колледжа и вуза, а также студенты и слушатели филиалов МЭСИучащиеся общеобразовательных школ г. Москвы № 72, 97, 1448, 1933 (ЗАО), учащиеся общеобразовательной школы № 310 и МУК № 13 «Хамовники» (ЦАО), общеобразовательной школа № 15 г. Одинцово Московской области и учащиеся Муниципального образовательного учреждения Лицей № 52 г. Рязани, Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 52 г. Твери, Муниципального образовательного учреждения общеобразовательная Гимназия № 14 «Управления, экономики и права» г. Красноярска, Муниципального образовательного учреждения Лицей № 6 г. Тамбова и Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Мичуринский лицей-интернат».

Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 3917 старшеклассников, из них 147 слушателей довузовской подготовки МЭСИ, 560 социальных партнеров, из которых 357 учителей школ, 12 преподавателей и профессоров МЭСИ, 34 родителя, 149 представителей профессиональных сообществ и 8 сотрудников кадровых агенств и служб занятости.

Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилось в три этапа с 2002 по 2008 г. г.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2002 — 2004 г.г.), осуществлялся анализ литературы по теме исследованияопределялись цели и задачи экспериментального исследования, организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковуточнялся научный аппарат исследованияразрабатывалась организационно-функциональная модель социального партнерства вуза с заинтересованными сторонами (родители, учителя, администрация школ, работодатели, представители муниципальных, региональных структур власти и др.) для реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределении подростков.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (2004;2006 г. г.), выявлялись: ключевые направления, ресурсы и содержание деятельности социальных партнеров в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковразрабатывалось методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников в условиях социального партнерства (программы, методические рекомендации, структура портфолио старшеклассника) — показатели готовности школьников к профессиональному самоопределениюкритерии и показатели готовности социальных партнеров к реализации педагогической и информационной поддержкипроводилась их проверка на практике, дорабатывалась программа и методика эксперимента.

На третьем, заключительном этапе (2006;2008г.г.), завершался формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы, отрабатывались пути и средства осуществления педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковобобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработкаа также обосновывались выводы и положения исследования, оформлялись его результаты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены организационные предпосылки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьников:

• введение в высшей школе (довузовская подготовка) дополнительной функции по организации социального партнерства для осуществления педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников;

• использование в педагогической и информационной поддержке интерактивных форм и методов (в очном режиме и режиме e-learning), обеспечивающих старшекласснику возможность принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;

• создание вузом совместно с социальными партнерами единой информационной среды, обеспечивающей старшеклассникам доступ к информации, необходимой для профессионального выбора, способствующей повышению мотивации подростков к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;

• обеспечение повышения педагогического мастерства всех участников педагогической и информационной поддержки.

2. Обоснованы принципы (взаимного признания важности интересов сторон партнеровпаритетности в партнерских отношенияхсоциальной справедливости при регулировании интересов и действий в поиске и нахождении компромиссаответственности сторон за исполнение согласованных решений вопросов профессионального самоопределения старших школьников) — ключевые направления и содержание (разработка организационно-функциональной структуры, этапов деятельности партнеровкоординация их действий по функционированию системы партнерства в целом по созданию нормативно — правовой базы и отслеживанию выполнения согласованного и принятого договорапропаганда теоретических идей и концепции профессионального самоопределениятрансляция положительного опыта по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковпоиск и привлечение партнеров, мотивированных к осуществлению помощи и содействия старшеклассникам в профессиональном выбореметодическое обеспечение поддержки, ориентированного на расширение информационного поля подростка) — ресурсы реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (интерактивные формы и методы, портфолио, педагогическое мастерство социальных партнеров).

3. Разработана организационно-функциональная модель социального партнерства вуза по педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая удовлетворение потребностей подростка в его профессиональном выборе в соответствии с запросом регионального рынка труда и показатели её экономической эффективности для каждого субъекта поддержки.

4. Разработано методическое обеспечение педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, включающее: программу повышения педагогического мастерства, программу электронного курса «Организация педагогической и информационной поддержки в режиме e-learning" — рекомендации для социальных партнеров по осуществлению поддержкипоказатели и методы оценки педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьниковпроцедуру организации деятельности вуза по подбору социальных партнеров для реализации педагогической и информационной поддержки.

5. Разработаны методика и показатели мониторинга, устанавливающего уровень готовности социальных партнеров к осуществлению педагогической и информационной поддержки, уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, а также качества сетевого взаимодействия партнеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке организационно-функциональной модели процесса взаимодействия высшей школы с социальными партнерами по реализации педагогической и информационной поддержки, обеспечивающей успешное профессиональное самоопределение старшеклассников, с использованием интерактивных форм и методов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы повышения педагогического мастерства социальных партнеров, методических рекомендаций, ориентированных на повышение эффективности взаимодействия высшей школы с социальными партнерами по осуществлению педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковметодических рекомендаций по использованию педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, портфолио и др.) и информационных (форумы, чат, блоги, социальные сети и т. д.), для расширения информационного поля подростка в проектировании дальнейшего профессионально-образовательного маршрута.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается опорой на методологию исследований педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным целям, задачам и логике.

14 исследованияпривлечением обширного теоретического и практического материала по изучаемой проблеме и его разноаспектным анализомрепрезентативностью полученных данныхподтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, позитивными изменениями уровня готовности старших школьников к профессиональному самоопределению.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании ректората и ученого совета Московского государственного университета экономики, статистики и информатикинаучно-практических конференциях различного ранга: 1-ой, 2-ой, 3-ей — международных конференциях по профильному обучению «Развитие системы профильного обучения в России и за рубежом. Создание единой образовательной среды профильного обучения на основе использования информационных технологий» (Москва, 2005, 2006 и 2008 г.) — международной научно-практической конференции «Технологии электронного обучения в современном вузе» (Минск, Республика Беларусь, 13−15 мая 2008 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы» (Москва, 2007) — региональных — VIII-ой, IX-ой научно — практических конференциях «Профессиональная ориентация и методики преподавания в системе „Школа-Вуз“ в условиях перехода к единой форме Государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений» (Москва, 2007, 2008 гг.) — Четвертой межрегиональной научно-практической конференции «Развитие электронного обучения в системе среднего профессионального образования» (Москва, 2005 г.) — международном российско-финском семинаре руководителей учебных заведений профессионального образования «Приоритетные принципы и технологии современной системы профессионального образования в контексте формирования единого европейского образовательного пространства» (Финляндия — Швеция, 12−16 июня 2007 г.).

Организационно-функциональная модель социального партнерстваресурсы: интерактивные формы и методы, портфолио старшеклассника, внедрены в процесс довузовской подготовки МЭСИ, колледжа управления права и информационных технологий, в процесс образовательной деятельности общеобразовательных школ №№ 72, 97, 310, 1448, 1933 г. Москвы, а также МУК № 13 «Хамовники», общеобразовательной школы № 15 г. Одинцово Московской области, Лицея № 52 г. Рязани, средней общеобразовательной школы № 52 г. Твери, Гимназии № 14 «Управления, экономики и права» г. Красноярска, Лицея № 6 г. Тамбова и Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Мичуринский лицей-интернат».

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по 1 главе.

Основываясь на проанализированных нами работах К.А.Абульхановой-Славской, Н. Ф. Родичева, М. Р. Гинзбурга, Е. И. Головахи, Е. А. Климова, С. Н. Чистяковой, а также собственного опыта в области теории и практики профориентации, мы можем утверждать, что самоопределение — процесс определения человеком себя, своего места в мире, системе взамосвязей общества, в жизни других людей, в собственной жизни, процесс организации собственной личной целостности, развивающийся в двух аспектах, — ценностно-смысловом и деятельностном, — что включает и взаимосвязанные «уровни» профессионального самоопределения по Е. А. Климову: гностический (в форме перестройки сознания и самосознания) и практический (в форме реальных изменений статуса, места человека в системе социальных отношений).

Рядом ученых (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, К. Юнг, и др.) понятие самоопределения рассматривается как близкое к понятиям самоактуализаця, самореализация, самоосуществление, так и «через увлеченность значимой работы» (А. Маслоу), способность человека.

78 строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность (П.Г. ЩедровицкийОчерки по философии образования. М., 1993, с. 109−110).

Проведенный нами анализ генезиса данного понятия дает основание утверждать, что в различных областях человекознания термин «самоопределение» употребляется для характеристики осмысленной и целенаправленной деятельности человека или групп людей, приводящей, в конечном счете, к достижению поставленной цели.

В ходе теоретического исследования мы выяснили, что самоопределение личности изучается с разных позиций: а) как способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностьюб) как способ взаимодействия личности и обществав) как готовность к рациональной организации времениг) как способность к саморегуляции и т. д. Наиболее общим является понимание самоопределения как способности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентирами.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Сложность и многогранность понятия профессионального самоопределения послужили основанием для поиска возможностей грамотно организованной педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших подростков.

В след за Газман О. С., Крыловой Н. В., Родичевым Н. Ф., Чистяковой С. Н. мы рассматриваем педагогическую поддержку профессионального самоопределения старшеклассников как систему средств, которые обеспечивают помощь (содействие) старшеклассникам в профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) в самореализации в будущей профессиональной деятельности.

В тесной взаимосвязи с педагогической поддержкой мы рассматриваем информационную, которую понимаем как информационную помощь, оказываемую учащимся в ситуациях профессионального выбора, а также в поиске путей использования информационных ресурсов для преодоления ограничителей выбора.

Руководствуясь теоретическими положениями (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев), применительно к нашему исследованию выявлены теоретические предпосылки педагогической и информационной поддержки (ПиИП) профессионального самоопределения старшеклассников.

К ним мы относим:

• введение в существующую систему довузовской подготовки принципа заинтересованности и паритетности социальных партнеров (работодатели, профессиональные сообщества, общеобразовательные школы, учреждения профессионального образования, службы занятости и др.) в повышении готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом потребностей старшеклассников и запроса регионального рынка труда;

• использование в предпрофильной подготовке и профильном обучении интерактивных форм и методов (в традиционном режиме и режиме e-learning), обеспечивающих старшекласснику возможность личной причастности к происходящему, что позволяет ему идентифицировать себя в определенной сфере производственной деятельности и принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;

• создание информационной среды (электронного кампуса: сайт, электронные учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и др.), которая позволит расширить информационное поле подростка и повысить его готовность к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;

• обеспечение повышения педагогического мастерства всех субъектов — участников педагогической и информационной поддержки в традиционном режиме и режиме e-learning, с использованием возможностей Internet.

В ходе исследования разработаны ключевые направления и содержание деятельности социальных партнеров — участников педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников, ориентированные на взаимодействие, содействие всех заинтересованных сторон в расширении образовательно-профессионального пространства подростков для успешного выбора образовательно-профессионального маршрута и создании условий для его реализации в избираемой ими профессиональной деятельности.

Социальное партнерство вуза как фактора реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников основывается на принципах: взаимное признание важности интересов сторон партнера, паритетность в партнерских отношениях, социальная справедливость при регулировании интересов и действий, поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения старших школьников, взаимная ответственность сторон за исполнение и неисполнение согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения старших школьниковключевых направлениях и содержании деятельности.

81 разработка организационно-функциональной структуры и содержания партнерствакоординация их действий по функционированию системы партнерства в целом, по созданию нормативно — правовой базы и отслеживанию выполнения согласованного и принятого договорапропаганда теоретических идей и концепции профессионального самоопределениятрансляция положительного опыта по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассниковпоиск и привлечение партнеров, мотивированных к осуществлению помощи и содействия старшеклассникам в профессиональном выбореметодическое обеспечение поддержки, ориентированной на расширение информационного поля подростка).

Установлено, что неотъемлемой составляющей социального партнерства является единая информационная среда, позволяющая обеспечить успешную педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения старших школьников на основе следующих принципов: интерактивности, адаптивности, модульности, оперативности и объективности, с использованием педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, работа в малых и больших группах, портфолио и др.) как в традиционном режиме, так и в режиме e-learning.

Доказано, что варианты моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и ресурсного центра могут быть эффективно использованы для осуществления педагогической и информационной поддержки в условиях созданной нами информационной среды (сайт, система дистанционного обучения, электронные УМК, интерактивные средства и др.) и обеспечивают новые возможности для повышения уровня готовности старших школьников к профессиональному выбору.

Глава 2. «Ресурсы педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при взаимодействии высшей школы с социальными партнерами».

2.1 Интерактивные формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников.

В ходе эксперимента педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старших школьников предусматривала не только оказание помощи подросткам в их профессиональном самоопределении, но и формирование у них способности адаптироваться к стремительным изменениям в мире, что потребовало активного использования интерактивных средств.

Интерактивные средства и методы, используемые в ПиИП профессионального самоопределения старших школьников, способствовали развитию у подростков способности к самостоятельному решению проблем и формированию позиции активного «участника происходящего», что подтверждает мнение Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой и Л. И. Косовой, изложенное авторами в работе «Современные технологии обучения» [153].

Задачами педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения школьников с использованием интерактивных форм и методов являлись:

1. Обеспечение активности школьников в получении новых знаний, приобретении собственного нового опыта и его осмысления для профессионального самоопределения.

2. Повышение мотивации школьников за счет развития умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы профессионального самоопределения, умения вырабатывать стратегию достижения цели, на основе которых осуществлять самодиагностику готовности к профессиональному самоопределению.

3. Развитие навыков коммуникативной культуры, способностей к дискуссии и переговорам.

Интерактив в переводе с английского означает «взаимодействие», иногда понятие интерактива заменяют термином «диалог». Интерактивные формы, методы, средства (технологии) ПиИП отличаются от традиционных тем, что обеспечивают высокую активность старшеклассников и их эффективное взаимодействие друг с другом и участниками поддержки. Эти средства использовались в ходе эксперимента для получения, в достаточно короткий срок, оперативной информации об уровне готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Интерактивные формы и методы (тренинги, кейсы, деловые игры и т. д.) обеспечивают практическую деятельность старшеклассников в конкретных профессиональных (производственных) ситуациях, что обуславливает их личную причастность к происходящему, благодаря чему они понимают структуру существующих организационных систем в конкретной сфере профессиональной деятельности) и выясняют процессы их функционирования. Кроме того, с помощью интерактивных форм и методов подросткам предоставляется реальная возможность идентифицировать себя (по трем критериям готовности к профессиональному самоопределению) в определенной сфере производственной деятельности для принятия решения о выборе будущей профессии. Благодаря использованию интерактивных форм и методов старшекласснику предоставлялась возможность стать участником реальных событий, жизненных ситуаций, что позволяло ему лучше понять закономерности изучаемых процессов, увидеть себя, результаты своих действийпонять и проанализировать допущенные самим и другими участниками ошибки, а также выражать свое.

84 отношение к происходящему и критически относиться к полученной информации. Реализуя возможность высказать свое мнение, услышать, понять и принять мнение другого участника, подростки развивали навыки работы в команде, что способствовало формированию их адекватной самооценки для принятия решения в профессиональном самоопределении [50].

В ходе эксперимента одним из способов ПиИП профессионального самоопределения старших школьников явилась деловая, или ситуционно-ролевая игра, которая организовывалась как в очном режиме, так и режиме e-learning (пресс-конференция, симпозиум, консультация, рекламное агенство, туристическая фирма, суд, выставки, аукционы и т. д).

Известный психолог J1.C. Выгодский (Записки конспекта JI.C., опубликованного в кн. Д. Б. Элъконина. Психология игр. М., 1978 — 291−293 с.) трактовал игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Так, в ходе проводимых деловых игр школьники становились участниками конкретных ситуаций, которые требовали от них поиска и принятия реальных решений, что обеспечивало приобретение собственного нового опыта и его осмысления для профессионального самоопределения.

При этом мы полностью разделяем позицию JI.B. Львова [83] относительно того, что важным условием эффективности формирования профессиональной компетентности будущего специалиста является включение в образовательный контекст (в среду обитания студента, в содержание образования) образцов для подражания, которые можно организовать в ходе применения интерактивных форм и методов, в том числе игр. Однако мы не можем согласиться с мнением, высказанным автором, относительно того, что необходимость эффективного формирования способности и готовности к профессиональной деятельности должна осуществляться на этапе обучения в вузе [там же, с.18]. С точки зрения нашего исследования это может и должно происходить уже на этапе довузовской подготовки. Право на достоверность нашей точки зрения мы находим у данного автора в этой же статье, когда он ссылается на мнения таких ученых, как Э. Ф. Зеер, [45] А. В. Петровский [114], В. В. Сериков и И. П. Смирнов, которые под развивающим профессиональным образованием подразумевают такое образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения (а в наших исследованиях, это все социальные партнеры по реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников) в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

В ходе нашего эксперимента игра способствовала преодолению противоречия между абстрактным характером предметной области (области теоретических знаний) и реальным характером профессиональной деятельности (практические знания и умения, получаемые в процессе игры). Результаты исследования, проводимого нами, подтверждают идею JI.C. Выгодского, который писал, что «Игра — это увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития"[25]. При осуществлении педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников наряду с деловыми играми мы использовали другие формы интерактивной деятельности школьников, такие, как: тренинги, деловые игры по областям профессионально-трудовой сферы, проекты, профессиональные пробы, дни карьеры, круглые столы, дни открытых дверей, теле — и видеоконференции, конкурсы, олимпиады, консультации, проводимые как в очном режиме, так и режиме e-learning. Использование интерактивных форм и методов обеспечивало достижение качества от реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников, о чем свидетельствуют данные мониторинга (приведены в параграфе 2.4. Мониторинг педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников с. 136.).

В расположенной ниже таблице 6 приведены примеры использования различных интерактивных форм и методов, используемых для реализации ПиИП профессионального самоопределения старших школьников.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников необходима для их эффективного управления своими действиями во времени и рассматривается нами как инструмент максимальной реализации потенциала подростков в соответствии с их жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением. В качестве примера приведем использование интерактивных форм — тренингов по тайм-менеджменту. Цель тренингов: формирование у подростков навыков эффективного управления своими действиями во времени. Тематика тренингов по тайм-менеджменту:

Тема 1. Система индивидуальных целей.

Тема 2. Процессы деятельности по реализации целей.

Тема 3. Индивидуальные особенности характера и способы организации деятельности.

Тема 4. Планирование.

Тема 5. Эффективное общение.

Тема 6. Инструменты организации времени (включая электронные).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. С., Пинская М. А., Федотова Е. Е. Папка личныхдостижений школьника «Портфолио»: теория вопроса и практикареализации/ Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2004. — 112 с.',
  2. В этой связи нами сформулированы принципы и разработана структура портфолио.
  3. Для формирования портфолио был предусмотрен 12 часовой семинар для старших школьников, на котором осуществлялось методическое руководство по его составлению и знакомство с особенностями работы с папками.
  4. Содержание занятий обучающего семинара предусматривало подробную работу школьников с соответствующими папками под руководством сетевого преподавателя.
  5. В соответствии с замыслом каждой папки старшим школьникам давались необходимые методические рекомендации.
  6. Папка № 2. «Требования ко мне (личностные качества и профессиональные компетенции). Какими личностными качествами я должен обладать и Что я должен знать, уметь для получения профессионального образования и профессии.
  7. При формировании содержания папки № 2 мы испытывали определенные трудности, т.к. в настоящий момент на государственном уровне практически отсутствуют стандарты профессиональных компетенций и квалификационных требований.
  8. Кроме того, для жизни в обществе, основанном на знаниях, выпускник школы должен обладать такими личностными качествами, как: честность, порядочность, человечность, справедливость, простота, скромность, тактичность, выдержанность, внимание к людям.
  9. Папка № 3. Доказательства моих достижений. Личные оценки моих достижений. Какой я и Что я «знаю-могу-умею».
  10. Папка № 4. Признание моих успехов. Внешние оценки моих достижений.
  11. В этой папке размещаются внешние оценки достижения подростка в различных областях: учебной и организаторской деятельности, спорте, системе дополнительного образования.
  12. Личные материалы и наработки, полученные при выполнении разных социальных ролей в процессе тренингов и деловых игр, также были размещены в портфолио.
  13. Все участники поддержки организовывали деятельность старшеклассника, максимально приближая его к реальным условиям жизни и требованиям, предъявляемым работодателями к личным и профессиональным качествам специалистов.
  14. Портфолио занимает важное место при обосновании уровня получения профессионального образования: бакалавриат или магистратура.
  15. Повышение педагогического мастерства социальных партнеров участников педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников
  16. В ходе нашего исследования, проведенного среди 3917старшеклассников и 1678 родителей, было выявлено, что реальныезапросы родителей и учащихся к организации образовательного процесса всистеме общего среднего образования не совпадают с позицией учителей.
  17. Таким образом, у школьного учителя нет времени, возможностей, а порой и знаний для того, чтобы в одиночку обеспечить педагогическую поддержку профессионального самоопределения школьника (Н.С. Пряжников, B.C. Грехнев).
  18. Проанализировав представленные факты различных исследований, в том числе и наши, мы пришли к выводу, что учителям (партнерам) необходима помощь в реализации ПиИП профессионального самоопределения подростков.
  19. В рамках нашего эксперимента осуществлялось повышение педагогического мастерства всех участников ПиИП. Эта работа включала 5 этапов.
  20. С, f = П1+П2+П3, где п -балл участника по каждому показателюкритерия- х, 2, з номер показателя по каждому критерию.121
  21. В процентах общий балл (N к) по каждому критерию рассчитывался по формуле: N к = Ск/ Ок * 100%
  22. Суммарный балл готовности партнера по 3 критериям (Сок) складывался из суммы общих баллов по каждому критерию (Си, Смп, Сдп). Суммарный балл участника ПиИП в процентах (N0K) рассчитывался по формуле:
  23. N0K =С &bdquo-к / О &bdquo-к * 100% или N0K =N ои+ N оип, + N одп / 3
  24. По результатам проверки готовности участника к реализации ПиИП были определены 3 уровня и: высокий, средний и низкий.
  25. В течение 5 лет эксперимента нами было обследовано 2560 потенциальных участников ПиИП (из них учителей школ 1957 чел.). Низкий уровень готовности к осуществлению ПиИП был выявлен у 79% участников, средний -13%, высокий — 8%.
Заполнить форму текущей работой