Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рекомендательный веб-сервис. 
Теория и практика кросс-культурной дидактики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е-портфолио. Помимо создания электронных образовательных площадок в вузах и размещения курсов на порталах МООС, существует также инструмент е-портфолио (веб-портфолио). Термин е-портфолио (e-portfolio) появился в 90-х гг. XX в. и использовался для описания коллекции работ, представленной в электронном виде. Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая… Читать ещё >

Рекомендательный веб-сервис. Теория и практика кросс-культурной дидактики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разумно предположить, что студент, не представляющий конечной цели своего обучения и слабо мотивированный, будет испытывать затруднения при создании своей И ОТ. Данный сервис будет помогать в моделировании компетентностного профиля обучающегося, показывать ему его компетентностную модель в динамике (какие компетенции он приобрел по результатам изучения курса и какие ему еще необходимо приобрести) и синхронизировать имеющиеся у обучающегося компетенции, с компетенциями на рынке труда. Суть сервиса — автоматизировать процесс проектирования и «направлять» обучающегося в течение всего периода обучения. В то же время такая автоматизация может дать возможность анализа выбора пользователя и проверки качества усвоенного материала.

По нашему мнению, в основе веб-сервиса должны лежать критерии, определяемые конечной целью самого высшего образования, которая в ходе обучения часто забывается студентами, а именно: получение необходимых знаний, умений и навыков (а ныне — компетенций) для дальнейшего трудоустройства. Предполагается, что сервис должен иметь направленность на конкретную профессиональную область рынка труда или же на конкретную специальность в данной ирофобласти. Коммуникация с пользователем осуществляется следующим образом.

  • • На начальном этапе сервис предлагает пользователю наиболее релевантные профобласти и специальности в зависимости от направления обучения.
  • • Затем происходит определение наиболее релевантных учебных курсов из доступных для выбора и факультативов.

Важно заметить, что выбор пользователя сохраняется на весь период обучения и может быть изменен только в следующем учебном году, при выборе нового ИУП. В процессе необходимо решить следующие задачи:

  • • определить связь между направлением обучения и профобластями (специальностями);
  • • определить связь между учебными курсами и выбранными пользователем профобластями (специальностями).

Основываясь на данной информации, будет нетрудно определить «сходство» между двумя объектами, тем самым определить и выделить наиболее релевантные. Другими словами, между каждой отмеченной профобластыо и каждым из учебных курсов создается некое отношение релевантности R (p, с), где р — название профобласти; с — название курса; a R — отношение между ними, которому соответствует некое положительное число. Последнее показывает степень адекватности курса для конкретной области, а курсы с наибольшими показателями предлагаются студенту для построения наиболее эффективной И ОТ. Для предотвращения повторений учебных курсов их названия берутся из множества u Cj, где с; — название учебного курса, для которого отношение R (pjy с,-), при фиксированном рх имеет одно из наибольших допустимых значений (рис. 4.4).

Релевантное соотношение учебных курсов и профобластей.

Рис. 4.4. Релевантное соотношение учебных курсов и профобластей

Предлагается два метода решения вышеуказанных задач.

В основе первого метода лежит следующий принцип: для каждой профобласти и специальности определить и выделить перечень компетенций, необходимых для работы по данной специальности. Компетенции — это базовые качества людей и обозначают варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени.

Естественно, если специальность входит в профобласть, то наследует от него все его компетенции, вдобавок к этому определяет компетенции, которые отличают ее от других специальностей. Таким же образом определить и выделить компетенции для всех рассматриваемых учебных курсов. По выделенным компетенциям представить все учебные курсы, доступные для выбора в виде семантической сети. Под семантической сетью подразумевается ориентированный граф. В узлах графа располагаются понятия и объекты, дуги соответствуют связям и отношениям между объектами.

Имея такую семантическую сеть и компетенции, определенные для каждой специальности, нетрудно будет запрограммировать сервис на нахождение релевантных объектов (чем больше совпадений в компетенциях, тем больше релевантность) (рис. 4.5). А сам сервис будет хранить в себе информацию о компетенциях, которые студент приобретает и совершенствует в течение обучения.

Важным достоинством данного метода является получение информации и скорость нахождения релевантных курсов. Если включить в семантическую сеть не только учебные курсы по выбору, но и все курсы, которые студент изучает во время всего обучения, анализируя весь ИУП и успеваемость студента по каждому из учебных курсов, можно сказать в конце обучения, какими именно компетенциями обладает выпускник. Поскольку мы определили также компетенции для каждой специальности, то с легкостью можем узнать, к каким из них в какой степени подходят компетенции студента и предложить наиболее эффективные для реализации себя как специалиста. Таким образом, в итоге мы получаем модель компетентностного профиля, которая поможет сильно облегчить для выпускника процесс трудоустройства, а для компаний процесс нахождения квалифицированных сотрудников. Другими словами, сервис сам определяет компетентностную модель специалиста и предлагает для ее конструирования наиболее подходящие учебные курсы.

Первый метод релевантного соотношения учебных курсов и формируемых компетенций.

Рис 4.5. Первый метод релевантного соотношения учебных курсов и формируемых компетенций.

Недостатком данного метода является сама сложность создания описанной выше семантической сети, в особенности в случае большого количества учебных курсов.

Рассмотрим существо второго метода релевантного соотношения учебных курсов и компетенций. Предполагается, что каждая профессия входит в строго определенный профессиональный стандарт, в котором четко указываются трудовые функции каждой профессии. Профессиональный стандарт является нормативным документом, применяемым для подбора и расстановки кадров; для планирования и нормирования труда; для развития систем управления персоналом; для решения задач по профессиональной ориентации; для создания системы добровольной сертификации и оценки уровня компетентности работников; для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; для проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Каждая трудовая функция, в свою очередь, определяет необходимые для выполнения функции знания и умения. Таким образом, чтобы определить релевантность между учебным курсом и профессией, необходимо только также выделить знания и умения для каждого курса, а релевантность определить количеством совпадений (рис. 4.6).

Второй метод релевантного соотношения учебных курсов и формируемых компетенций.

Рис. 4.6. Второй метод релевантного соотношения учебных курсов и формируемых компетенций.

Преимущество данного метода заключается в более легкой реализации по сравнению с первым методом, поскольку отпадает необходимость определения знаний и навыков для каждой профессии. Но также метод исключает возможность получения дополнительной информации в конце обучения и, в случае большого количества учебных курсов, он будет иметь более низкую скорость определения релевантных курсов по сравнению с первым методом[1].

Е-портфолио. Помимо создания электронных образовательных площадок в вузах и размещения курсов на порталах МООС, существует также инструмент е-портфолио (веб-портфолио). Термин е-портфолио (e-portfolio) появился в 90-х гг. XX в. и использовался для описания коллекции работ, представленной в электронном виде. Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (web folio). Эта технология позволяет создавать базу накопленных знаний и компетенций учащегося и решает проблему коммуникации между студентом, преподавателями, тьюторами и профессиональным сообществом. Внедрение е-портфолио может быть использовано для развития обучающегося с точки зрения следующих целей: создания комплекса документации для каждого обучающегося, включая информацию по всем изучаемым предметам и информацию о внеучебной деятельности, а также комментарии преподавателей; обеспечение каждого обучающегося инструментарием для проявления рефлексии и антиципации, самооценки достижений и успехов как в учебной, так и во внеучебной деятельности; накопление информации об успехах обучающегося на всех этапах его обучения для последующего использования при совершенствовании профессиональных навыков. Существуют несколько моделей е-портфолио: квалификационный е-портфолио (подтверждение квалификации обучающегося); презентационный е-портфолио (коллекция достижений и увлечений обучающегося для различных целей, в том числе и необразовательных); образовательный е-иортфолио (стратегическое планирование собственной образовательной стратегии обучающимся при поддержке преподавателей, кураторов и тьюторов в системе академического образования; непрерывный е-портфолио (стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития на протяжении все жизни человека); личный е-портфолио (информация для личного пользования). Здесь речь идет об использовании BIG ОЛТА в образовании.

Системы LMS. Данные системы позволяют отчасти администрировать учебный процесс, персонализировать контент и коммуницировагь с преподавателем и группой.

Безусловно, культурная среда оказывает непосредственное влияние на специфику образовательных коммуникаций и на особенности образовательного процесса. Мы не раз говорили о том, что образование является неким ретрансляционным каналом, через который социум воспроизводит сам себя и прогрессирует. Однако в информационном обществе это не всегда так, поскольку ретрансляция опыта перестала носить линейный характер. Сам процесс образования онтогенетически часто носит характер «конструктора». В настоящем разделе мы сделаем попытку коснуться темы возможности построения ИОТ в разных культурных группах. Понятие «индивидуальная образовательная траектория», или «индивидуальный образовательный маршрут» присутствует в чистом виде далеко не во всех «педагогиках». Данное понятие скорее будет активно использоваться в нормативном и методическом дискурсе культур с высоким индексом индивидуализма (США, Великобритания).

С. Ковальски выделяет критерии, по которым можно определить степень персонализации, уклона в студентоцентрирование образовательной среды и эти критерии следующие:

  • • специфика «учебных привычек» обучающихся;
  • • особенности мотивации обучающихся;
  • • специфика учебного контента, с которым преимуществено активно и конструктивно работает обучающийся;
  • • особенности образовательной коммуникации обучающихся друг с другом и с преподавателем (например, степень ее неформальности, «степень «доступности» преподавателя для студента и т. д.).

Технологическая возможность персонификации учебной информации в ЭОС, использование комьютерных технологий в принципе, т. е. здесь можно выделить несколько этапов.

  • 1. Активное использование ЭОС (LMS) и других тренажеров и электронных учебников в учебном процессе.
  • 2. Номинальное использование ЭОС в учебном процессе.
  • 3. Отсутствие ЭОС в учебном процессе.

В зарубежной практике можно выделить несколько моделей смешанного обучения.

  • 1. Модель «FacetoFace Driver». Большая часть курсов изучается при непосредственном постоянном личном контакте с преподавателем. Электронное обучение используется в качестве дополнительного фактора и, скорее, как место для хранилища или обмена информацией, некоей дополнительной контентной коммуникативной площадки. В ведущих вузах, которые дали всему миру проекты онлайн-обучения, такие как Cursiera (Стэнфорд, Гарвард, Йель), — преимущественно это личное общение с профессором.
  • 2. Модель «Rotation». Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории.
  • 3. Модель «Flex». Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения с элементами очных консультаций.
  • 4. Модель «Online Lab». Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в стенах учебных заведений.
  • 5. Модель «Selfblend». Модель является традиционной для высших учебных заведений Америки. Студенты самостоятельно выбирают дополнительные к основному образованию курсы. Поставщиками образовательного контента могут выступать разные образовательные учреждения.
  • 6. Модель «Online Driver». Большая часть учебной программы осваивается с помощью электронных ресурсов информационно-образовательной среды.

Очные встречи с преподавателем носят периодический характер. Обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов.

Что касается США, то по данным американской организации Innosight Institute (http://www.innosightinstitute.org) в большинстве средних и высших учебных заведений США используются следующие модели: помимо традиционного личного общения в системе «преподаватель — студент», активно используется формат «дополненной педагогической реальности» с помощью различного рода LMS и МООС (Massive Open Online Courses). В США достаточно эффективно работает институт тыоторинга — это образовательный коучинг, тыоториальная поддержка как в оффлайн-, так и в онлайн-формате, моделирование индивидуального пространства обучающегося, мониторинг динамики его образовательного пути с фиксацией и коррекцией результатов, большее количество часов на самостоятельную деятельность. Данные методы создают ощущение вовлеченности и патронажа, эффективность же зачастую достигается с помощью коммуникативных сервисов электронной образовательной среды: форумов, систем личных сообщений, видеоконференций.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория студентов складывается из следующих компонентов.

  • 1. Достаточно большой пул элективов (курсов по выбору).
  • 2. Отведение большого количества часов на самостоятельную работу.
  • 3. Отведение тьютору кураторской, коучинговой и патронажной функций не только в непосредственно учебном контексте, но и в мотивационноличностном.
  • 4. Наиболее часто встречаются модели смешанного обучения, такие как «selfblend» и «online lab», позволяющие уникально сочетать электронное и человеческое измерения в образовательном процессе.
  • 5. Активное использование различных мультимедийных форматов для повышения скорости коммуникации и персонализации учебного контента. Также данные форматы позволяют «настраивать» контент под индивидуальную специфику обучающегося. В данном случае мы можем наблюдать прямую связь между принадлежностью к культурной группе и спецификой образовательной коммуникации. В своих ранних работах мы писали о том, что образовательная система в индивидуалистских культурах нацелена на то, чтобы научить индивида самостоятельной проактивной стратегии жизни в целом. Вся образовательная среда, как мы видим, способствует поддержанию процесса роста индивидуализации личности (образовательный коучинг, большое количество предметов по выбору, персонализация образовательного пространства, большое количество часов самостоятельной работы, индивидуальный тьюторский патронаж и т. п.).

Для иллюстрации наших тезисов рассмотрим некоторые функции системы Stellar, наиболее распространенной электронной образовательной среды в США.

В системе явно выражен примат «горизонтальной» коммуникации между преподавателем и студентами с ярко выраженным оттенком сотрудничества. Система предоставляет возможности отслеживания собственных достижений с помощью календаря событий и перечня задач. Также у каждого обучающегося есть индивидуальный учебный план (с опцией коррекции в зависимости от изменений жизненных стратегий и предпочтнений личности).

В системе отражен рейтинг студентов в динамической перспективе. Обучающиеся и преподаватели могут отслеживать текущие позиции в рейтинге. Система технически предоставляет возможности для командной работы или сотрудничества (создание групповых вики-страниц и разного рода сообществ).

Образовательная модель в большинстве европейских стран (Германия, Франция, Испания и т. д.) вполне себе студентоцентрична — основной акцент делается на нравственном воспитании и развитии профессиональных компетенций в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося. Основные дидактические принципы — сознательность (осознанность выбора) индивида, проактивность, индивидуальный подход. Используются эвристический и сократический методы, метод свободного поиска. Дидактическая задача — переход от интерактивного способа обмена информацией к конструктивной рефлексии. Одним из способов фиксации образовательных результатов является перечень компетенций.

В европейских университетах в образовательном процессе активно используют вики-формат, блоги, формат RSS и ЗБ-виртуальные учебные пространства.

В американских университетах в образовательном процессе очень активно используется проектная работа, в том числе и с помощью возможностей ЭОС. Именно проектная деятельность как наиболее гибкий формат позволяет определить актуальный уровень различного рода компетенций каждого участника проекта. Использование проектных технологий или проблемного обучения позволяет мотивировать учащихся на профессиональный рост и развитие, преподаватель практически всегда выполняет экспертные, мотивационные, консультативные и координационные функции. Технологии проблемного обучения позволяют развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению задач.

Помимо открытых онлайн-курсов и онлайн-университетов в Европе в учебном процессе активно используются виртуальные учебные среды.

  • [1] См.: Таратухина Ю. ВМаркарян М. С. Разработка рекомендательного веб-сервисапо моделированию индивидуальной образовательной траектории. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой