Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности, включающая этапы: организационный — решаются задачи обеспечения жизнедеятельности коллектива, формирования умений творческого взаимодействия на основе комплекса специальных упражнений и заданий (методы: метод стимулирования и мотивации, перевода содержания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Музыкально-театральная деятельность в истории обучения и воспитания детей
    • 1. 2. Теоретический анализ понятия творческое взаимодействие учащихся
    • 1. 3. Проектирование методики формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Диагностика умений творческого взаимодействия учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности. 73 2.2 Реализация методики формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкальнотеатральной деятельности.

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по реализации методики формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Выводы по второй главе.

Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации востребована личность, способная к продуктивному взаимодействию с другими людьми. Эту задачу призваны решать различные социальные институты, в том числе и школа. В нормативных документах («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральный государственный стандарт общего начального и среднего образования») указывается, что актуальным является формирование у школьников умений находить общие цели в деятельности и осуществлять их в творчески активном взаимодействии.

Проблема взаимодействия рассматривалась в работах отечественных и зарубежных философов (А.Н. Аверьянов, И. И. Жбанкова и др.), социологов (М. Вебер, Я. Щепаньский и др.), психологов (Я.Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, H.H. Обозов, A.B. Петровский, Г. А. Цукерман и др.). Исследованием социальных взаимодействий занимались Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик,.

A.-Н.Перре-Клермон и др.

Основные подходы к организации взаимодействия в образовательном процессе разрабатывали J1.B. Ьайбородова, Е. В. Коротаева, Х. И. Лийметс,.

B.Я. Ляудис и др. Большинство ученых считает, что организация групповой работы учащихся способствует лучшему освоению нового материала и решению сложных мыслительных задач (В. Янтос), развивает диалогичность мышления (У.В. Кала), повышает уровень коммуникативных (В. Оконь, Х.И. Лийметс) и рефлексивных умений (Г.А. Цукерман). Однако не любой вид взаимодействия в процессе группового выполнения учебного задания ведет к позитивным личностным изменениям, нередко в совместном решении задачи активно участвуют лишь наиболее подготовленные участники, а более слабые ученики «остаются в стороне» (Я.Л. Коломинский, Л. А. Найденова и др.).

Учеными была раскрыта эффективность различных типов, видов и форм учебного взаимодействия в общеобразовательной школе: продуктивного (В.Я. Ляудис) — в процессе формирования письменной речи у школьников, конструктивного (T.B. Безродных) и группового (Ю.В. Братчикова) — на уроках естествознания, творческого (A.A. Мурашов) — при изучении предметов гуманитарного цикла, творческого сотрудничества (A.M. Вачьянц) — на уроках мировой художественной культуры.

Традиционно художественную деятельность рассматривают как эффективное средство формирования способности к творчеству у детей. Более последовательно это проявляется в системе художественного образования, как основного, так и дополнительного. Анализ работ, посвященных проблеме развития совместного творчества в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности (E.H. Никитиной — в процессе художественного движенияИ.В. Козыревой, Н. Б. Наринской — в хоровом пении), показал, что основное внимание авторы уделяли профессиональным компетенциям, влияющим на создание атмосферы сотворчества, но обучение детей умениям творческого взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности не входило в круг исследуемых вопросов.

В художественной деятельности детей особое место занимает театральное творчество, которое рассматривается как средство эстетического (A.A. Брянцев) и нравственного развития (Н.Ф. Бунаков, Я. Корчак, A.C. Макаренко), раскрепощения (С. Френе) и самореализации (А. Нейлл) личности ребенка. Школьный театр, по мнению современных ученых, способствует формированию гуманитарной культуры (Т.Н. Полякова, Г. Ф. Похмелкина), успешной социализации ребенка (O.A. Стаина), активизации образовательного процесса (О.С. Булатова, O.A. Михалева), является средой развития творческих интересов (Д.Л. Стрелков) и творческого потенциала (В.М. Букатов, И. А. Генералова, А. П. Ершова и др.) учащихся, средством эстетического образования и воспитания школьников (JIM. Некрасова, Е.В. Язовицкий), формирует личность ребенка (Т.Г.Пеня, В.Н. Харькин).

Важную роль в формировании личности школьников играет музыкально-театральная деятельность, которая расширяет возможности их воспитания и развития в процессе обучения (О.Н. Соколова-Набойченко, Т. В. Фуртас и др.): развивает эмоциональную сферу (JI.JL Пилипенко, А.П. Цилинко) и творческие способности школьников (О.Б. Куликовская, J1.A. Раздобарина), способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива (И.Б. Нестерова) и становлению опыта творческой деятельности (Н.В. Боркина), создает оптимальную возможность для естественного самовыражения (Е.А. Аккуратова, O.A. Михалева, А. Б. Никитина, О.Н. Соколова-Набойченко, Т. В. Фуртас и др.) и творческой самореализации (Е.Ю. Трацевская).

Музыкально-театральная деятельность, являясь совместной творческой деятельностью, требует согласованных усилий всех ее участников: режиссера, музыкантов, актеров, художников. Освоение языка музыкально-драматического искусства закладывает основу для развития навыков восприятия, понимания мотивов и особенностей поведения людей, навыков общения, включающих способность передавать эмоционально окрашенную вербальную, телесно-двигательную, изобразительную информацию, что способствует формированию умений творческого взаимодействия у участников театральной деятельности.

Детские школы искусств, осуществляющие общеэстетическую подготовку детей в ибласти хорового к сслыюгс пения, инструментального исполнительства, хореографии, изобразительного искусства, обладают уникальными возможностями организации музыкально-театральной деятельности. Музыкальный театр в детской школе искусств помогает преодолеть односторонность раннего обучения в одной из областей искусства, вовлекая учащихся различных отделений (музыкального, хореографического, изобразительного искусства) в совместную творческую деятельность.

Отдельные аспекты использования музыкально-театральной деятельности при обучении в детских музыкальных школах или школах искусств рассмотрены в трудах Е. А. Аккуратовой (использование метода «анализа действием» в работе над музыкально-драматическим произведением), J1.M. Борухзон (развитие творческих способностей), Е. Г. Савиной (формирование умений межличностного взаимодействия) и др. Однако в этих исследованиях не раскрываются возможности музыкально-театральной деятельности в формировании умений творческого взаимодействия у школьников.

Анализ научных исследований, освещающих значение музыкально-театральной деятельности в воспитании и развитии детей, показал, что возможности музыкально-театральной деятельности в формировании умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств до сих пор не являлись предметом специального рассмотрения.

Практика организации образовательного процесса в детской школе искусств также свидетельствует о том, что при включении детей в коллективную деятельность на групповых занятиях (хоровую, ансамблевую, хореографическую) задача формирования умений творческого взаимодействия у учащихся решается не в системе, а ситуативно. Используемые на уроках методы, приемы и формы обучения, как правило, направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка, а не на формирование у него умений осуществлять совместный поиск решения творческой задачи. Организация многочисленных конкурсов и олимпиад в детских школах искусств способствует развитию преимущественно таких типов взаимодействия учащихся, как соперничество и конкуренция. Относительная творческая изоляция деятельности различных отделений детской школы искусств может быть устранена путем введения в образовательный процесс дисциплины «Музыкальный театр».

Вышеизложенное позволило выявить следующие противоречия:

— между потребностью общества в личности, обладающей умениями эффективного взаимодействия в процессе совместного решения творческой задачи, и недостаточной реализацией данной потребности в системе дополнительного художественного образования;

— между теоретической и практической разработанностью проблемы взаимодействия учащихся при решении творческих задач в психологии и педагогике и недостаточной разработанностью вопросов, связанных с использованием музыкально-театральной деятельности для формирования умений творческого взаимодействия у учащихся в педагогике художественного образования;

— между существующими возможностями развития творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в процессе музыкально-театральной деятельности и отсутствием соответствующей методики.

Данные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске средств формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить методику формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Объект исследования — процесс развития творческого взаимодействия учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Предмет исследования — методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности будет эффективным, если:

— включать учащихся различных направлений обучения детской школы искусств (музыкального, хореографического, изобразительного искусства) в ситуацию совместного творческого поиска в процессе постановки музыкального спектакля;

— обучение музыкально-театральному искусству будет основано на понимании синтетической природы театра, интегрирующего различные виды деятельности;

— основополагающим принципом формирования умений творческого взаимодействия у учащихся будет принцип интеграции, обусловленный синтетическим характером театрального искусства и особенностями организации музыкально-театральной деятельности в детской школе искусств, проявляющийся в единстве учебного и внеучебного компонентов образования, целей обучения и воспитания, методов общей, театральной и музыкальной педагогики.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.

1. Выявить специфику музыкально-театральной деятельности как средства формирования умений творческого взаимодействия учащихся.

2. Осуществить анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования с целью уточнения понятия «творческое взаимодействие в музыкально-театральной деятельности» и выявления его с тру ктур ы.

3. Определить понятие «умения творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности».

4. Определить критерии и показатели сформированности умений творческого взаимодействия у учащихся, разработать диагностический инструментарий оценивания данных умений.

5. Теоретически обосновать, спроектировать и опытным путем проверить методику формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились: основные положения личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С.Якиманская), деятельностного (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), рефлексивно-гуманистического (И.В. Байер, Г. Ф. Похмелкина,.

A.B. Растянников, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов) подходов в образованиитеория социальной обусловленности развития ребенка (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.-Н. Перре-Клермон и др.) — теоретические положения о сущности педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, Я. Л. Коломинский, Е. В. Коротаева, A.B. Мудрик и др.), концепции творческого развития личности (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев и др.) — психологические концепции организации коллективного творчества (В.Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов и др.) — принципы театральной педагогики, ориентирующие на организацию совместной работы учащихся (В.М. Букатов, П. М. Ершов, А. П. Ершова и др.) — идеи использования взаимодействия видов искусства в процессе художественного образования (Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, A.A. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов и др.), положения педагогики музыкального образования, реализующие принципы развивающего обучения (Д.Б. Кабалевский, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: систематизация, классификация, анализ и обобщение опыта организации музыкально-театральной деятельности детей, моделированиеэмпирические: педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогического диагностирования: беседа, анкетирование, опрос, метод оценивания (самооценка и экспертная оценка), анализ продуктов совместной деятельности учащихсяопытно-поисковая работа.

База проведения опытно-поисковой работы: образовательные учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2», «Детская школа искусств № 3 им. А.Я. и В.А. Лопатко» г. Миасса, «Детская школа искусств» г. Южноуральска. В поисковой работе приняли участие 320 учащихся среднего школьного возраста.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) осуществлялось изучение проблемы творческого взаимодействия в научной литературе и педагогической практике, определялись теоретико-методологические подходы к изучению данного явлениявырабатывались ключевые позиции и исходный понятийный аппарат исследованияпроектировалась методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся в музыкально-театральной деятельности, разрабатывался диагностический инструментарий опытно-поисковой работы, проводился констатирующий эксперимент с целью определения уровня сформированности умений творческого взаимодействия у учеников.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) проводился формирующий этап опытно-поисковой работы с целью апробации методики формирования умений творческого взаимодействия у учащихся в образовательном процессе детской школы искусств, производилась промежуточная диагностика учеников, анализировался ход и результаты констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2009 — 2012 гг.) проводилась контрольная диагностика с целью выявления итогового уровня сформированности умений творческого взаимодействия у учащихся, обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения исследования, осуществлялись анализ, систематизация и обобщение* поточенных пезультатов. (Ьоомулиоовались ~ А V л. л. — л. выводы, осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Уточнено понятие «творческое взаимодействие в музыкально-театральной деятельности». Творческое взаимодействие в музыкально-театральной деятельности — это согласованная деятельность участников театрального коллектива по совместному поиску путей решения художественно-творческих задач в процессе постановки музыкального спектакля.

2. Выявлена структура творческого взаимодействия, состоящая из следующих компонентов: мотивационно-ценностного, включающего ценностное отношение к взаимодействию и мотивацию на сотворчествокогнитивно-перцептивного, содержащего процессы восприятия, взаимопознания и взаимопонимания участников взаимодействияинформативнокоммуникативного, связанного с проблемой установления контактов, выявлением специфики передачи информации вербальными и невербальными средствами общениякреативно-деятельностного, выявляющего особенности организации совместного поиска решения творческих задач.

3. Разработана методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности, включающая этапы: организационный — решаются задачи обеспечения жизнедеятельности коллектива, формирования умений творческого взаимодействия на основе комплекса специальных упражнений и заданий (методы: метод стимулирования и мотивации, перевода содержания произведения одного вида искусства в другойбеседы, дискуссии, игры, рефлексииприемы: «создание ситуаций совместного творческого поиска», «смена ролей», «анализ жизненных ситуаций», импровизация) — развивающийосуществляется развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы над музыкальным спектаклем (методы: создание проблемных ситуаций, ситуаций творческого поиска, рефлексия, «действенный анализ" — приемы: стимулирование самодеятельности, ассоциации, «сочинение сочиненного», «блуждание», «эстафета») — конструктивно-рефлексивный — связан с осуществлением самостоятельных творческих проектов (методы: метод проектов, метод погружения, эмпатии, рефлексииприемы: сочинение, импровизация).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем.

Определено понятие «умения творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности». Умения творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности — это комплексные скоординированные взаимные действия участников театрального коллектива, позволяющие решать творческие задачи в процессе постановки музыкального спектакля.

2. Выявлен основополагающий принцип формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности — принцип интеграции, вытекающий из синтетической природы театра и затрагивающий различные стороны образовательного процесса: интеграция учебного и внеучебного компонентов образованияцелей обучения и воспитания, учебных дисциплин, связанных единой целью, различных видов искусства и художественной деятельности (сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной) в содержании обучения, методов общей, театральной и музыкальной педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана программа «Музыкальный театр" — описана структура занятий (развивающие, репетиции, интегративные), обязательным элементом которых является ритуал-приветствие, этюд-импровизация, коллективная рефлексиясоздан комплекс творческих заданий и упражнений, направленный на формирование умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств;

— разработаны критерии и показатели сформированности умений творческого взаимодействия у учащихся в музыкально-театральной деятельности, апробирован диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать динамику сформированности умений творческого взаимодействия у учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения излагались на международных (Магнитогорск, 2003; Тамбов, 2009; Казань, 2009, 2011; Москва, 2009; Белгород, 2010; Екатеринбург, 2011), всероссийских (Челябинск, 2001, 2010; Магнитогорск, 2001; Екатеринбург, 2007; Тюмень, 2010), региональных (Челябинск, 2005, 2009; Екатеринбург, 2009), городской (Миасс, 2007) научно-практических конференцияхна областном фестивале педагогических идей (Челябинск, 2007), на семинарах, совещаниях, педагогических советах МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» (Миасс, 2001;2008) и «Детская школа искусств» г. Южноуральска (2009), обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.

Методы, приемы, формы, а также комплекс заданий, направленный на формирование умений творческого взаимодействия у учащихся, внедрены в практику образовательных учреждений: «Детская школа искусств» г. Южноуральска, «Детская школа искусств № 2» г. Миасса, ГОУ СПО «Миасский колледж искусства и культуры» Челябинской области.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов, которые соответствуют цели и задачам исследования на различных этапах проведения опытно-поисковой работы, репрезентативностью полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Музыкально-театральная деятельность, организуемая педагогом детской школы искусств, в силу коллективного характера и синтетической основы музыкально-драматического искусства способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия.

2. Умения творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности — это комплексные скоординированные взаимные действия участников театрального коллектива, позволяющие решать творческие задачи в процессе постановки музыкального спектакля.

3. Основными критериями сформированности умений творческого взаимодействия являются: 1) мотивация и ценностное отношение к творческому взаимодействию, показателями данного критерия выступают: направленность учащихся на взаимодействие, типы поведения участников совместной деятельности (авторитарно-исполнительский, демократическо-сотруднический, развивающе-сотворческий) — 2) когнитивно-перцептивные умения: умение решать межличностные проблемы на основе эмпатии во взаимоотношениях, умение адекватно воспринимать личностные особенности партнеров- 3) информативно-коммуникативные умения: умение использовать вербальные и невербальные средства общения, умение устанавливать обратную связь с партнерами, вести дискуссию- 4) креативно-деятельностные умения: умение генерировать идеи, ориентироваться в ситуации неопределенности, умения мобилизовать творческие проявления участников группы, объединить и скоординировать их усилия.

4. Методика формирования умений творческого взаимодействия включает этапы: организационный — решаются задачи обеспечения жизнедеятельности коллектива, формирования умений творческого взаимодействия на основе комплекса специальных упражнений и заданийразвивающий — осуществляется развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы над музыкальным спектаклемконструктивно-рефлексивный — связан с осуществлением самостоятельных творческих проектов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Целью опытно-поисковой работы было проследить динамику формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности в процессе реализации методики.

2. Для оценки уровня сформированности умений творческого взаимодействия учащихся были сформулированы критерии и показатели: 1) мотивация и ценностное отношение к творческому взаимодействию, показателями которого выступают: направленность учащихся на взаимодействие, типы поведения участников совместной деятельности (авторитарно-исполнительский, демократическо-сотруднический, развивающе-сотворческий) — 2) когнитивно-перцептивные умения: умение решать межличностные проблемы на основе эмпатии во взаимоотношениях, умение адекватно воспринимать личностные особенности партнеров- 3) информативно-коммуникативные умения: умение использовать вербальные и невербальные средства общения, умение устанавливать обратную связь с партнерами, вести.

ЛЛпрятипнп.пратрпт.нпртнмр УМРНИЯ' V1UPT-ГИP ГенеПИПОТ1ЯТТ> ИГГеИ.

———5 •/ —————————————- j————— ^———— ——-х—-г —. , ориентироваться в ситуации неопределенности, умения мобилизовать творческие проявления участников группы, объединить и скоординировать их усилия.

Дополнительными критериями сформированности умений творческого взаимодействия учащихся стали: 1) качество совместного продукта (показатели: новизна (субъективного и объективного характера), оригинальность и социальная значимость продукта), 2) уровень развития коллектива группы (показатели: сплоченность, удовлетворенность взаимодействием, коллективизм).

3. В исследовании были использованы следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ продуктов совместной деятельности, содержательно-смысловой анализ речевой продукции участников в процессе совместного решения творческой задачи, метод экспертной оценки.

4. Разработана методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности, включающая этапы: организационный — решаются задачи обеспечения жизнедеятельности коллектива, формирования умений творческого взаимодействия на основе комплекса специальных упражнений и заданий (методы: метод стимулирования и мотивации, перевода содержания произведения одного вида искусства в другойбеседы, дискуссии, игры, рефлексииприемы: «создание ситуаций совместного творческого поиска», «смена ролей», «анализ жизненных ситуаций», импровизация) — развивающийосуществляется развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы над музыкальным спектаклем (методы: создание проблемных ситуаций, ситуаций творческого поиска, рефлексия, «действенный анализ" — приемы: стимулирование самодеятельности, ассоциации, «сочинение сочиненного», «блуждание», «эстафета») — конструктивно-рефлексивный — связан с осуществлением самостоятельных творческих проектов (методы: метод проектов, метод погружения, эмпатии, рефлексииприемы: сочинение, импровизация). Поэтапная реализация методики позволила сформировать умения творческого взаимодействия у учащихся поисковой группы.

5. Сопоставление результатов диагностики уровня сформированности умений творческого взаимодействия у учащихся поисковой и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание для вывода о результативности разработанной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

1. Музыкально-театральная деятельность, организуемая педагогом детской школы искусств, в силу коллективного характера и синтетической основы музыкально-драматического искусства, способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия.

2. Творческое взаимодействие в музыкально-театральной деятельностиэто согласованная деятельность участников театрального коллектива по совместному поиску путей решения художественно-творческих задач в процессе постановки музыкального спектакля.

3. Структура творческого взаимодействия состоит из следующих компонентов: мотивационно-ценностный, включающий ценностное отношение к взаимодействию и мотивацию на сотворчествокогнитивно-перцептивный, содержащий процессы восприятия, взаимопознания и взаимопонимания участников взаимодействияинформативно-коммуникативный, связанный с проблемой установления контактов, выявлением специфики передачи информации вербальными и невербальными средствами общениякреативно-деятельностный, выявляющий особенности организации совместного поиска решения творческих задач.

4. Умения творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности — это комплексные скоординированные взаимные действия участников театрального коллектива, позволяющие решать творческие задачи в процессе постановки музыкального спектакля.

5. Основными критериями сформированности умений творческого взаимодействия являются: 1) мотивация и ценностное отношение к творческому взаимодействию, показателями данного критерия выступают: направленность учащихся на взаимодействие, типы поведения участников совместной деятельности (авторитарно-исполнительский, демократического сотрудничества, развивающе-сотворческий) — 2) когнитивно-перцептивные умения: умение решать межличностные проблемы на основе эмпатии во взаимоотношениях, умение адекватно воспринимать личностные особенности партнеров- 3) информативно-коммуникативные умения: умение использовать вербальные и невербальные средства общения, умение устанавливать обратную связь с партнерами, вести дискуссию- 4) креативно-деятельностные умения: умение генерировать идеи, ориентироваться в ситуации неопределенности, умения мобилизовать творческие проявления участников группы, объединить и скоординировать их усилия.

6. Методика формирования умений творческого взаимодействия у учащихся в музыкально-театральной деятельности основана на принципе интеграции различных сфер образовательного процессаданная методика реализуется через прохождение трех необходимых этапов: организационного, решающего задачи организации жизнедеятельности коллектива, формирования умений творческого взаимодействия на основе комплекса специальных упражнений и заданийразвивающего, в ходе которого осуществляется развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы над музыкальным спектаклемконструктивно-рефлексивного, связанного с осуществлением самостоятельных совместных творческих проектов.

7. Результаты опытно-поисковой работы доказали результативность методики формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств в музыкально-театральной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Теория музыкального образования Текст.: учебник для студ. вузов / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  2. , Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки Текст.: метод, рекомендации. М.: МИРОС, 1992. — 72 с.
  3. , И. Д. Творчество и воспитание Текст. / И. Д. Аванесян. СПб.: КАРО, 2004.- 160 с.
  4. , Е. А. Оперная музыка и сценическое действие Текст. / Е. А. Акуттоя. -М. :ВТО, 1978.-456 с.
  5. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики Текст.: монография / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. -216 с.
  6. , Е. А. Творческий потенциал личности Текст. / Е. А. Алексеева -Н. Новгород: ВГАВТ, 1998. 31с.
  7. , М. В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе Текст.: монография /
  8. М. В. Александрова. Н. Новгород: НовГУ, 2004. — 104 с.
  9. , Ш. А. Единство цели Текст.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  10. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. /
  11. Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  12. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  13. , В. И. Саморазвитие творческой конкурентноспособности личности менеджера Текст. / В. И. Андреев. Казань: СКАМ, 1992. — 172 с.
  14. , В. И. Эвристика для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 245 с.
  15. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для вузов / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.
  16. , Н.П. Воспитание игрой Текст.: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  17. Античные риторики Текст. / под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978.-352 с.
  18. , М. Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком Текст. / М. Ю. Арутюнян, JL А. Петровская- под ред. А. А. Бодалева- Акад. пед. наук СССР // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.-С. 42−53.
  19. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. 2-е изд. — JI.: Музыка, 1973. — 144 с.
  20. , Б. В. Музыкальная форма как процесс: кн. 1, 2 Текст. / Б. В. Асафьев. J1.: Музыка, 1971. — 376 с.
  21. , Б. В. Речевая интонация Текст. / Б. В. Асафьев. JI.: Музыка, 1965.- 136 с.
  22. , JI. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся Текст. / JI. В. Байбородова. Ярославль: Академия развития, 2007. — 336 с.
  23. , JI. В. Воспитательный процесс в современной школе Текст.: учеб. пособие / J1. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998.-356 с.
  24. , JI. А. Педагогическое взаимодействие в контексте развивающего образования Текст. / J1. А. Байкова, JT. Г. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.
  25. , Л. А. Путь к музицированию Текст. / Л. А. Баренбойм. 2-е изд. испр. и доп. — Л.: Советский композитор, 1979. — 352 с.
  26. , Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности Текст. / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. -1996.- № 4.- С. 24−31.
  27. , H.H. Детский театр и его роль в воспитании Текст.: В помощь семье и школе / H.H. Бахтин. М.: 1911. — 240 с.
  28. , B.C. Словарь нового педагогического мышления Текст. / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Изд-во РГППУД992. 93 с.
  29. , А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко- УГПУ- РГППУ.1 тх г" 1 ч ii i -г т ^ Г Г Г ллпжатериноур1 — гид-ьи ri ши , — 2Уо с.
  30. , А. С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) Текст. / А. С. Белкин- Ин-т развития регион, образования. Екатеринбург: Сократ, 1995, — 150 с.
  31. , А. С. Ситуация успеха Текст.: книга для учителя / А. С. Белкин. -Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 1997. 185 с.
  32. , Н. А. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / сост. и послесл.
  33. П. В. Алексеева- подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995.-383с.
  34. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст. / пер. с англ.- общ. ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988.-400 с.
  35. , M. Е. Дидактические и педагогические основания образовательной технологии Текст. / M. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Педагогический поиск, 2003. — 256 с.
  36. К.С. Станиславского : труд актера Текст. / Запись Е. К. Антаровой, ред. В. Ю. Попова. М.: Сов. Россия, 1990. — 80 с.
  37. , П. П. Трудовая школа Текст. // Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1961. -С.209−285.
  38. , В. Ю. Актер и роль в оперном театре Текст.: учеб. пособие. -СПб.: Издатель Е. С. Алексеева, 2008. 256 с.
  39. , Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. // Психологический журнал. 1995. — № 5. — Т. 16. -С. 49−58.
  40. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст.: монография / Д. Б. Богоявленская. Самара: Федоров, 2009. — 416 с.
  41. , А. А. Психология личности Текст. / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
  42. . А. А. Психология обшения Текст. / А. А. Бодалев. М.: Академия- Воронеж: Модек, 1996. — 199 с.
  43. , В. В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания Текст. // Советская педагогика. 1988. — № 2. — С.32−49.
  44. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−31.
  45. , Л.М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка (из опыта работы) Текст. / Л. М. Борухзон // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. комп., 1985. — С. 237−252.
  46. , В. В. Взаимодействие как социально-педагогическое явление: историко-педагогический аспект Текст. / В. В. Босенко // Культура физическая и здоровье. 2008. — № 5. — С. 10−12.
  47. , В. Зрелища древнего мира Текст. / В. Брабич, Г. Л. Плетнева. -М.: Искусство, 1971. -238 с.
  48. , Л. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  49. , Н. А. Художественное творчество и ребенок Текст. / Н. А. Вет-лугина. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  50. , И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы Текст. / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  51. , А. И. Психология общения Текст. / А. И. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-446 с.
  52. Всеволодский-Генгросс, В. Н. Краткий курс истории русского театра Текст. / В. Н. Всеволодский-Генгросс. 2-е изд., испр. СПб: изд. Лань, 2011. -256 с.
  53. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  54. , JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Текст. /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 10−34.
  55. , Л. С. Лекции по психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 144 с.
  56. , Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Современное Слово, 1998. — 480 с.
  57. , Т. Н. Психологический анализ совместной деятельности Текст. / Т. Н. Гаврилова: межвузовский сборник научных трудов //Психология учебной и трудовой деятельности Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1985. — С. 36.
  58. , Ч. М. Организация коллективного изобретательства Текст. / под ред. Я. А. Пономарева // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983, — С. 266−278.
  59. , Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа Текст. / отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  60. , Г. И. Педагогическое взаимодействие в контексте развивающегося образования Текст. / Г. И. Герасимов // Информатика и образование. — 2007. — X® 6 — с 20−22
  61. , С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств Текст. / С. В. Гиппиус. СПб.: Речь, 2001. — 346 с.
  62. , Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике Текст. // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 38−47.
  63. , Б. Г. Пластика в искусстве актера Текст. / Б. Г. Голубов-ский. -М.: Искусство, 1986. 192 с.
  64. , И.А. Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности Текст. / И. А. Гришанова // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. — № 3. — С. 24−31.
  65. , В. Г. Одаренные дети: экология творчества Текст. / В. Г. Грязева, В. А. Петровский. -М.: Академия, 1993. 65 с.
  66. , О. А. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия: направления и результаты исследований Текст. / О. А. Гулевич // Вопросы психологии. -2004. № 6.-С. 103−117.
  67. , Э. Р. Как организовать инновационное развитие российской системы образования детей в сфере культуры и искусства Текст. / Э. Р. Дарч-нянц //Музыка в школе. -2009. № 2.-С. 3−19.
  68. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 752 с.
  69. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации Текст. / авт., сост. Е. X. Афанасенко и др. Волгоград: Учитель, 2009. — 190 с.
  70. , Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Текст. /
  71. Д. Джонсон, Р. Джонсон, 3. Джонсон-Холубек- пер. с англ. 3. С. Замчук. -СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
  72. Диагностика психического развития детей Текст. / под ред. Е. В. Гуровой, Н. Ф. Шляхты. М.: Академия, 1992. — 320 с.
  73. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.1. Л/f .Л/Ггт~гтт С-71*1.. j.va.01 vj1d, а уии. / v/ v-.
  74. , А. И. Разработка критериев анализа совместной деятельности Текст. / А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, И. М. Улановская // Вопросы психологии, — 1998. № 2.-С. 61−71.
  75. , А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования Текст. / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 206 с.
  76. , В. Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие Текст. М.: Per se- СПб.: Иматон, 2001. — 223 с.
  77. , Т. В. Субъект-субъектное диалогическое взаимодействие студента и преподавателя как педагогическое условие построения гуманитарного педагогического дискурса Текст. / Т. В. Ежова // Инновации в образовании. -2008.- № 11.-С. 16−25.
  78. , М. В. Практическая психология детского творчества Текст.: учеб. пособие / М. В. Ермолаева. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2005. — 304 с.
  79. , П. М. Искусство толкования Текст.: в 2-х частях / отв. ред.
  80. А. П. Ершова. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. — Ч. 1: Режиссура как практическая психология. — 352 с.
  81. , П. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя Текст. / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МПСИ- Флинта, 1998. — 336 с.
  82. , П. М. Сочинения: В 3 т. Текст. / отв. ред. В. М. Букатов. М.: Горбунок, 1992. — Т. 1.: Технология актерского искусства. — 288 с.
  83. , А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя Текст.: пособие для учителя / А. П. Ершова, Б. М. Букатов. 2-е изд., испр. и доп.
  84. Л Л. Т/Готт™ Л/ГПГГЧД. 1 ООО ото1т1. i x ид’ич/ x* xx хч^х x 2 лгхи x и^ x ^ у v. v •
  85. , И. И. Философские принципы в научном познании Текст. / И. И. Жбанкова. М.: Речь, 1974. — 340 с.
  86. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов. 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2005. — 208 с.
  87. , В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  88. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 192 с.
  89. , Р. Р. Педагогические условия развития творческой активности подростков в процессе совместной деятельности в детских сообществах
  90. Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. к. п. н.: (13.00.01) / Загидуллин Раис Рамазанович- Ульян.гос.пед.ун-т]. Ульяновск: Изд-во УГЛУ, 2003. -24 с.
  91. , Б. Е. Мастерство актера и режиссера Текст.: учеб. пособие для ин-тов культуры, театральных и культпросвет, училищ. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1973. — 320 с.
  92. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
  93. , А. А. Творческое взаимодействие в системе «особый» ребенок -родитель педагог" Текст.: автореф. дис. .на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.05) / Иванов Александр Аркадьевич- [Рос.гос. пед. ун-т им.
  94. A.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. — 23 с.
  95. , И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел Текст. / И- П Иванов. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  96. , Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
  97. , В. В. История философии Текст.: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.-732 с.
  98. , Е. П. Психология общения и межличностных отношений Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. — 576 с.
  99. , Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы Текст. / Е. П. Ильин //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 138−148.
  100. Интенсификация творческой деятельности студентов Текст. / под ред.
  101. B. И. Андреева, Г. Мельхорн. Казань: Изд-во КГУ, 1990. — 200 с.
  102. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века Текст.: учеб. пособие для педвузов / под общ. ред. акад. А. И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Сфера, 2006.-496 с.
  103. , О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов Текст. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. 7-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -375 с.
  104. , М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  105. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  106. , И. Сочинения: В 6 т. Текст. / Имануил Кант. М.: Мысль, 1966. -Т. 5.-564 с.
  107. , В. А. Без звонка на перемену Текст. / В. А. Караковский. -Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1977. 176 с.
  108. , В. А. Любимые мои ученики Текст. / В. А. Караковский. -М.: Знание, 1987.-80 с.
  109. . А. В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений Текст. / А. В. Карпов // Вопросы психологии. -2004.- № 1. -С. 126−136.
  110. , А. Умение общаться как фактор взаимодействия Текст. /
  111. А. Кидрон- ТЛИ // Взаимодействие коллектива и личности. Таллинн: Изд-во ТПИ, 1979. — С. 166−171.
  112. , Г. М. Педагогический словарь Текст. /
  113. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2003. 178 с.
  114. , Я. JT. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности) Текст. / Я. JI. Коломинский. Минск.: Изд-во БГУ, 1976. -352 с.
  115. , Я. JI. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений Текст. / Я. J1. Коломинский. Минск.: Народная асвета, 1984.-239 с.
  116. , Я. JT. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (Очерк социальной психологии школьного класса) Текст. /
  117. Я. JI. Коломинский. Минск.: Народная асвета, 1969. — 240 с.
  118. , М. С. Введение в социологию Текст.: учебник для вузов. М.: Наука, 1994.- 294 с.
  119. , Т. С. Коллективное творчество детей Текст. / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
  120. Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Текст. /Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982 — Т. 1. — 656 с.
  121. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Текст. -М.: Педагогика, 1982. Т. 2. — 576 с.
  122. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  123. , М. Ю. Психология отношений межличностной значимости Текст. / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 272 с.
  124. , Е. В. Педагогика взаимодействий Текст.: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во УРПУ, 1999. — 147 с.
  125. Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. М.: Академия, 2007. — 256 с.
  126. , Я. Педагогическое наследие Текст. / Я. Корчак. М.: Педагогика, 1991.-272 с.
  127. , В. Метод музыкальных зеркал Текст. / В. Коэн // Искусство в школе.-1999. № 4.-С. 14−16.
  128. , В. В. Основы обучения. Дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Академия, 2007.-352 с.
  129. Краткий психологический словарь Текст. / ред., сост. Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.
  130. Краткий словарь по социологии Текст. /под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. -479 с.
  131. , Г. Работа Станиславского в оперном театре Текст. / Г. Кристи. -М.: Искусство, 1952. 262 с.
  132. , Р. Л. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностной общении Текст. / Р. Л. Кричевский,
  133. F" М. Пубонская: поп пел. А. А. Болалева // Психология межличностногоw ' апознания. М.: Педагогика, 1981. — С. 92−122.
  134. , В. В. Музыкальная педагогика Текст. / В. В. Крюкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 288 с.
  135. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  136. , Е. В. Технология успеха Текст. / Е. В. Ксенчук, М. К. Киянова. -М.: Дело ЛТД, 1993.- 192 с.
  137. , И. Е. Художественное движение. Программа дополнительного художественного образования детей Текст. / И. Е. Кулагина. М.: Просвещение, 2005. — 238с.
  138. JI. М. Исследовательская деятельность инженера-педагога: Основы педагогической теорию Текст. / JI. М. Кустов. Челябинск: ГУ ПТО Челяб. обл., ЧФ ИРПО МО РФ, 1995. — 207с.
  139. , В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица Текст. / В. А. Лабунская- под ред. А. А. Бода-лева- Акад. пед. наук СССР // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. -С.54−65.
  140. , И. С. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности Текст. / И. С. Ладенко, С. Ю. Степанов. Новосибирск: Препринт, 1990. — 52 с.
  141. , Д. И. Традиции воспитания у русского народа Текст. / Д. И. Латышина. М.: Школьная пресса, 2004. — 128 с.
  142. , А. А. Деятельный ум (Деятельность, знак, личность) Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. — 392 с.
  143. , А. А. Психология общения Текст. / А. А Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с.
  144. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  145. , Е. Творческая деятельность как фактор развития субъекта общения Текст.: тез. докл. 7-й междунар. конф. «Ребенок в современном мире» // Педагогика творчества. СПб.: Изд-во СПГТУ, 2000. — С. 46−49.
  146. Личность в общении и деятельности Текст.: межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова, 1985. — 107с.
  147. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.
  148. Лук, A. H. Психология творчества Текст. / A. H. Лук. -М.: Наука, 1978. -128 с.
  149. , А. В. Воспитательные задачи советской школы Текст. // О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  150. , А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива Текст. / А. Н. Лутошкин. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  151. , М. Л. Из истории вокального искусства Текст. / М. Л. Львов. -М.: Музыка, 1964.-228 с.
  152. , В. А. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. — М.: НИИОП АПН СССР, 1980. —1. С. 37−52.
  153. , С. М. О психологии музыкальной импровизации Текст. / С. М. Мальцев. М.: Музыка, 1991. — 88 с.
  154. , Н. В. Проектная деятельность младших школьников Текст.: книга для учителей / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004. -112с.
  155. , В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. -254 с.
  156. , В. В. Интонационная форма музыки: Исследование Текст. / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
  157. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик -Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  158. , Н. А. Проблема обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психологические труды Текст. / H.A. Менчинская / ИАМ: Р АО. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 511 с.
  159. , В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса Текст.: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1995. 136 с.
  160. Б. Г. Меркин. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  161. , О. А. Театрализация в школьном образовательном процессе Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. к. п. н.: (13.00.01) / Михалева Ольга Алексеевна- [Моск. гос. ин-т стали и сплавов]. М.: Изд-во МГИСиС, 2006. — 22 с.
  162. А. В. Введение в социальную педагогику Текст. М.: Ин-т практической психологии, 1997. — 269с.
  163. , А. В. Общение в процессе воспитания Текст.: учеб. пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  164. Музыкальное образование в школе Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- под ред.
  165. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  166. , А. А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся: риторическое обеспечение Текст.: автореф. дис.. на соиск. уч. степ. д. п. н.: (13. 00. 01) / Мурашов Александр Александрович- [Моск. гос. откр. пед. ун-т]. -М.: Изд-во МГПУ, 1999. 34 с.
  167. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
  168. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация результатов Текст.: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.-392 с.
  169. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г. Г. Нейгауз. -М.: Музыка, 1967.-298 с.
  170. , М. П. Управление воспитательным процессом в классе Текст.: учебно-мстсдическое пособие для студ. и педагогов. М.: 5 за знания, 2006. -176 с.
  171. , Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы Текст. / Н. Н. Нечаев // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 3−25.
  172. , О. С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01: М.: 1998. 202 с.
  173. , А. Б. Ребенок на сцене Текст.: научно-методическое пособие. -М. :ВЦХТ2003.- 160 с.
  174. , А. Б. Театральная педагогика в современной школе Текст. /отв. ред. J1. Е. Кузнецова // Модернизация художественно-эстетического образования. Проблемы и перспективы. М.: [б.и.], 2006. — С. 59−79.
  175. , Е. И. Психология детского творчества Текст.: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. — 220 с.
  176. , H. Н. Психология творчества Текст.: учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Речь, 2005. — 277 с.
  177. , С. В. Сотворчество в образовательном процессе университета Текст.: автореф. дис. .на соиск. учен. степ. к. п. н.: (13.00.01) / Нилова Светлана Владимировна- [Ивановский гос. пед. ун-т]. Иваново: Изд-во ИГПУ, 1999.-25 с.
  178. , Л. И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории) Текст. / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  179. , Л. И. Путь к творчеству (в помощь начинающему исследователю в области воспитания) Текст. / Л. И. Новикова, А. Г. Куракин. л /Г. 1 г--------------- 1 ССС. 1 OQ «1V1.. iipUV/DCiLICnriC, 1 У JJ. — 1 ии J.
  180. , Н. А. Актуальные проблемы проектирования педагогических технологий в начальном профессиональном образовании Текст.: учеб. пособие. Челябинск: Акме-Проф, 2000. — 50 с.
  181. , H. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия Текст. / под ред. А. А. Бодалева // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — С. 80−92.
  182. , H. Н. Психология межличностных отношений Текст. / H. Н. Обозов. Киев: Изд-во Лыбедь, 1990. — 192 с.
  183. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  184. Они пишут для детей Текст. / ред.-сост. Т. И. Карышева. выпуск 4 — М.: Сов. комп., 1988.-203 с.
  185. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2004. — 512 с.
  186. Педагогика Текст.: учебник для студ. педвузов / под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Пед. об-во России, 2002. — 608 с.
  187. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  188. Первый Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановление школьной секции съезда Текст. // Школа и жизнь. 1916. -№ 2 — С. 59.
  189. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей Текст. / пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
  190. , А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации Текст. / А. В. Петров. СПб.: Речь, 2005. — 80 с.
  191. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  192. , В. И. Музыкальная психология Текст.: учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Академический проект, Трикста, 2008. — 400 с.
  193. ОО I I т гл*т"л п ттттт тл „-г лттдг тт л гттл лт/>ттл т ттт т Г I /Т“ т />т<1 Л /Г» •1 .У. 1 УХУ. X ХО ЧУ^САППО! Ч^ А. 1. |. Х"Х.
  194. Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
  195. , Н.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. И. Пирогов М.: Изд. акад. наук РСФСР, 1953. — С. 96−103.
  196. Платон, Собрание сочинений Текст.: в 3-х Т. / Платон. М.: Мысль, 1972. — Т. 3, — 678 с.
  197. , Ю. П. Основы социальной психологии Текст. / Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2004. — 624 с.
  198. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студ. педвузов. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. — Общие основы. Процесс обучения. -576 с.
  199. , Б.А. Об оперной режиссуре Текст. / Б. А. Покровский. М.: ВТО, 1973.-308 с.
  200. , В. М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  201. , С. Д. В поисках реалистического воспитания Текст. / С. Д. Поляков. М.: Центр Педагогический поиск, 2004. — 176 с.
  202. , Т. Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: (13.00.01) / Полякова Татьяна Николаевна- [Санкт-Пет. акад. постдип. пед. образ.]. СПб.: СПбАПДПО, 2004. — 23 с.
  203. , Я. А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  204. , Я. А. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач Текст. / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев- под ред. Я. А. Пономарева // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С.279−295.
  205. , М. М. Как развивать педагогическое творчество (Новое в жизни, науке и творчестве) Текст. / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  206. , Г. Ф. Воспитание гуманистической направленности ул к тто тттттттV гтл ттллтт/лп п пплтталло таотпоттт ттлгл тплттолтпо тттт/Аптипгг т/ттолло1"х"<�хчу цх-х-ххх/у x x v x xv х-" 1 ч/х^ч"-v v v x iv! v x х"^^/ x. х"м v x v ач. г x v" — v v v*
  207. Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: (13.00.01) / Похмелкина Галина Федоровна- МГУ им. Ломоносова]. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 17 с.
  208. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Текст. / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — с. 560.
  209. Психологическая теория коллектива Текст. / под ред. А. В. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1979. — 240 с.
  210. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности Текст.: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.- 146 с.
  211. Психология межличностного познания Текст. / под ред. А. А. Бодалева- Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  212. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасов и др.- под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  213. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты Текст. / под ред. А. А. Реана. М.: ACT- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 124 с.
  214. Психология развивающейся личности Текст. / под ред. А. В. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  215. Психология Текст.: словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2 изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 815 с.
  216. Психология творчества Текст. / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-224 с.
  217. Равкин, 3. И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры (18 111 817гг.): Историко-педагогический очерк Текст. / 3. И. Равкин. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. — 152с.
  218. , В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении Текст. / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 33−41.
  219. , В. F. Динамика художественного гозняния r музыкальном обучении Текст.: автор, дис. на соиск. учен. степ. д. п. н.: (13.00.02- 19.00.07) / Ражников Владимир Григорьевич- [Моск. пед. ун-т]. М.: Изд-во МГПУ, 1993. -70 с.
  220. , Л. А. Как сочинить мюзикл Текст. /Л. А. Раздобарина. // Искусство в школе. 2006. — № 5. — с. 12−15.
  221. , Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки Текст. / Л. А. Рапацкая. М.: Изд-во МШИ им. В. И. Ленина, 1991. — 137 с.
  222. , А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов. М.: ПЕРСЭ, 2001. -320 с.
  223. Резолюция 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (По секциям и комиссиям) Текст. // Вестник воспитания. 1914. — № 5. — Приложение. — С. 12.
  224. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. /пер. с анг.- общ. ред. Е. И. Исенина. М.: Прогресс- Универ, 1994. — 480 с.
  225. , Н. Творчество как усиление себя Текст. / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 72.
  226. , М. И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, J1. В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2001. -256 с.
  227. , С.Г. Дети и театр Текст. / С. Г. Розанов // Театр в школе: сб. науч. ст. / под ред. Розанова С. Г. Л., 1924. — С. 30−36.
  228. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / под ред.
  229. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2: М-Я -672с.
  230. , Ю. С. Театр и подросток Текст. / Ю. С. Рубина. М.: Знание, 1978.-324 с.
  231. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  232. , А. И. Психология детской одаренности Текст. / А. И. Савенков. М.: Генезис, 2010. — 440 с.
  233. , Е. Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности Текст.: монография / Е.Г. Савина- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2006. — 110 с.
  234. , Е. Н. Педагогическое взаимодействие «преподаватель-студент» в университетском образовании Текст. / Е. Н. Сапрыкина // Высшее образование сегодня. 2007. — № 8. — С. 84−87.
  235. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 226 с.
  236. , В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция) Текст. СПб.: Изд-во СПб У, 1995. — 200 с.
  237. , В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1999. — № 5. — С.45−56.
  238. , H.H. Мировое значение Станиславского Текст. / Н. Н. Сибиряков. М.: Искусство, 1974. — 264 с.
  239. , Т. П. Доверие в структуре профессиональной компетентности учителя Текст. / Т. П. Скрипкина, Е. А. Тутова // Российский психологический журнал.-2008.-том 5.- № 1.-С. 43−51.
  240. , В. А. Общая педагогика: в 2ч. / В А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 4.1. — 188с.
  241. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: ООО «Издательство ACT», 2000. 800 с.
  242. Совместная деятельность: методология, теория, практика Текст. М.: Наука, 1988.-232 с.
  243. Современные проблемы театрально-творческого развития школьниковrXpvrxl ' pft цял/u ТП / Лто 1ЛР"тт F TT 47vh*cixj, А TT Тнптттгчпа тх птл — Л/Т • ТЛотттзг"1.-----J -------J ~f ¦ ----f-i—i* • «-¦• -J ' ' ¦ *1. АПН СССР, 1989.- 126 с.
  244. , О. Роль детского музыкального театра в вокальном обучении учащихся колледжа музыкально-театрального искусства Текст. / О. Соловьянова. // Искусство в школе. 2008. — № 2. — С. 74−77.
  245. , Р. Л. Когнитивная психология Текст. / пер. с англ. М.: Тривола, 1996.-416 с.
  246. Сорока- Росинский, В. Н. Педагогические сочинения Текст. / сост.
  247. A. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  248. Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и студентов Текст.: сб. научных трудов. -Ярославль: Изд-во ЯрПИ- КГПИ, 1975. Вып. 39. — 232 с.
  249. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе Текст. М.: Педагогический поиск, 2002. — 160 с.
  250. Стандарты общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 4.-С. 3−16.
  251. , К. С. Собр. соч. в 9-ти томах Текст. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1989. — Т. 2.: Работа актера над ролью. — 511 с.
  252. , Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса Текст.: учебно -методическое пособие. М.: Сфера, 2004. — 224 с.
  253. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  254. , С. Ю. Организация развивающего проблемно-рефлексивного полилога в процессе группового творчества Текст.: материалы Всесоюзной научно-ппактической кон&еоениии // Твоочество и педагогика. М: Гб. и.1.1. V X XX X •1988.-Т 4.-С. 40−46.
  255. , Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов Текст.: экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. -Ростов н/Д.: Издательский центр „МарТ“, 2002. 256 с.
  256. , Л.Ю. Развитие воображения детей Текст.: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  257. , В. А. Как воспитать настоящего человека Текст. /
  258. B. А. Сухомлинский. Минск.: Нар. асвета, 1978. — 288 с.
  259. , В. А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухом-линский. М.: Просвещение, 1975. — 235 с.
  260. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. Текст. М.: Изд-во ИТПиМИОРАО, 1993.- Т.1.- С.З.
  261. , Б. М. Психология музыкальных способностей (Памятники психологической мысли) Текст. / Б. М Теплов. М.: Наука, 2003. — 378 с.
  262. , Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств Текст. / Н. А. Терентьева. М.: Прометей, 1990. — 184 с.
  263. , Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Тихомирова. М.: Академия, 2005. — 144 с.
  264. , В. К. С. Станиславский на репетиции: Воспоминания Текст. /отв. ред. Вл. Прокофьев. М.: Просвещение- Л.: Искусство, 1949. — 192 с.
  265. , Д. И. Психология воспитания подростка Текст. / Д. И. Фель-дштейн. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  266. , В. О музыкальном театре Текст. / В. Фельзнештейн. -М.: Радуга, 1984.-407 с.
  267. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. 2-е изд., доп. — М.: Психотерапия, 2009. — 544 с.
  268. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  269. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. С. С. Аве-ринцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  270. , Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2006. -240 с.
  271. , К. Как научит детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения Текст.: практическое пособие / пер. с нем. М.: Генезис, 2000. -340 с.
  272. Формирование учебной деятельности школьников Текст. / под ред.
  273. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Науч. исслед. ин-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. М.: Педагогика, 1982. -216.
  274. , M. X. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования Текст. / M. X. Хапаев // Вестник Ставропольского гос. университета. 2007. — Т. 48. — С. 169−173.
  275. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2006. -446 с.
  276. , Л. А. Теории личности Текст. / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 2001. — 608 с.
  277. , Г. А. Виды общения в обучении Текст. / Г. А. Цукерман. М.: Пеленг, 1993.-268 с.
  278. , Г. А. Психология саморазвития Текст. / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 286 с.
  279. , Т. В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее Текст. / Т. В. Цырлина. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  280. , В. Д. О содержании понятий „способность“ и одаренность» Текст. // Психологический журнал. 1983. — № 4. — С. 3−10.
  281. , Р. X. Психологические основы педагогического сотрудничества Текст. / Р. X. Шакуров. СПб.: Питер, 1994. — 44 с.
  282. , Е. Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб пособие / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000. — 288 с.
  283. , В. С. Педагогика творчества учащихся Текст. / В. С. Шу-бинский // Педагогика и психология. 1988. — № 8. — 80 с.
  284. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ Текст. // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. -С. 16−202.
  285. , М. П. Объять необъятное: записки педагога Текст. / М. П. Щетинин. М.: Просвещение, 1986. — 146 с.
  286. , Н. Е. Прикладная педагогика воспитания Текст.: учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2005. 366 с.
  287. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Изд-во ин-та практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с.
  288. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 1999.- 358 с.
  289. , Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957. — 24 с.
  290. Энциклопедический социологический словарь Текст. / под ред. Г. В. Оси-пова. М.: Изд-во РАН, 1995. — 939 с.
  291. . И .С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения Текст. / И.С.Якиманская// Вопросы психологии. — 1995. — № 2.- С.31−42.
  292. , Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности Текст. /Я. Яноушек //Вопросы психологии. 1982.- № 6.-С.23.
Заполнить форму текущей работой