Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях Крайнего Севера
Диссертация
Дошкольное образовательное учреждение является институциональным механизмом воспитания ребенка в его последующей социализации в обществе. В нем происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта конфликтного или бесконфликтного выполнения социальных норм поведения. Непрерывное, социально контролируемое и социально направляемое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
- 1. 1. Состояние дошкольного образования и воспитания на современном этапе
- 1. 2. Особенности развития дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе
- 1. 3. Задачи развития дошкольных образовательных учреждений
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО) ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- 2. 1. Требования к воспитательно-образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях 87~
- 2. 2. Решение задач воспитательно-образовательного процесса в альтернативных программах, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях
- 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменко H.K. Подготовка ребенка к школе. — М.: Просвещение, 1972.- 125 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. —201 с.
- Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования. — Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 152 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. — М., 1960.-С. 12−18.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1980.-415 с.
- Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: Педагогика, 1994. 17 с.
- Андрушенко Т.Ю. Психологические, условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте// Вопр. психологии. — 1978. — № 4.-С. 34−39.
- Антипов В.В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — 1994. — № 3. -С. 49.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М.: Просвещение, 1968.-56 с.
- Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. — М.: Политиздат, 1981. 250 с.
- П.Бабанский Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 97 с.
- Бардин K.B. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 1969.-89 с.
- З.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Мысль, 1979. —231 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.- 176с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества: Философия творчества, культура и искусство. — М.: Просвещение, 1994. — Т. 1., 218 с.
- Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С.21−25.
- Берцфан Л.В., Полеванова К. Н. Функция действия моделирования в учебной деятельности младших школьников //Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983. — С. 23−28.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений. -М.: Просвещение, 1993. 194 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. — М.: Просвещение, 1975. —189 с.
- Битинас Б.П., Китаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы// Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−12.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
- Богданов В.А. Системологическое моделирование личности и социальная психология. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. — 145 с.
- Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы, 1993. -С. 37−42.
- Божович JT. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968. 75 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С.29−35.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
- Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии производительности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1979. -№ 1 (20).-С. 12−15.
- Булатова A.B. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной к школе группе детского сада: Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1965.- 17 с.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. педагогика. 1989. -№ 12. — С.34−39.
- Вазина К.Я. Единая система критериев оценки — самооценки управления учебным заведением: Метод, пособие. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1997.- 212 с.
- Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1994.-268 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. — Челябинск: Авт. шк. «Саморазвитие Человека», 1997. — 240 с.
- Валион А. Психическое развитие ребенка / АПН РСФСР. — М., 1968.-С. 8−14.
- Венгер А.К. Психические особенности шестилетних детей // Обучение детей 6-летнего возраста. М., 1985. — С. 16−22.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошк. воспитание. — 1970. — № 4. — С. 3−6.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Условия развития личности дошкольника // Дошк. воспитание. — 1973. — № 7. С. 5−9.
- Венгер Л.П., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов. — М.: Педагогика, 1983. — 124 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 228 с.
- Виханский О.С. О логике развития управления // Проблемы теории и практики управления, 1987. № 3. — С.38−40.
- Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика. — М.: Педагогика 1995.-173 с.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. — № 6. — С. 8−12.
- Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Дис.. д-ра пед. наук. М.: НИИ ТО и ИОР АПН СССР, 1988. — 345 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Просвещение, 1965.- 121 с.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: ЧФ ИПО, 1993. — 240 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. — 1994. № 5. — С. 18−23.
- Глотова Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1992. — 74 с.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. — М.:1. Педагогика, 1994. 83 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. —М.: Просвещение, 1965. —163 с.
- Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Привола, 1995. — 324 с.
- Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 216 с.
- Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М.: Педагогика. 1989. —231 с.
- Детский сад и школа / Под. ред. A.A. Люблинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — С. 7−12.j 55. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.:1. Педагогика, 1995. 167 с.
- Дудченко B.C. Динамика ситуационных структур в инновационных процессах. М.: Наука, 1982. — 182 с.
- Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения и организация. — М., 1983. — С.3−18.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1996. — № 5, 6. — С. 4−8.62.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. — М.: Нов. шк., 1996.-432 с.
- Иванов A.B. Сознание и мышление. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993.- 168 с.
- Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе детей 6-летнего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. -18 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993. 168 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психол. журнал. -1995.-№ 2.-С. 32−41.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Наука, 1994. — 239 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. 168 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. — 236 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.. докт. пед. наук. JL, 1985. — 30 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.- 123 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.-80 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1969. — 127 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитательной работе.- М.: Педагогика, 1985. 68 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Политиздат, 1984. -203 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива — Минск, 1984.-38 с.
- Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебного года: Учеб. пособие.- Челябинск: ЧГПИ, 1985. 96 с.
- Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. — 54 с.
- Кошелева А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986. С. 18−26.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. инта, 1994.- 165 с.
- Краткий русско-английский и англо-русский словарь по педагогике и образованию / Под ред. М. А. Галагузовой, И. А. Гиниатуллина, Д. М. Комского. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 90 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Логос, 1991.- 168 с.
- Кузьмина Е.И. Психология свободы. — М.: Знание, 1994. — 198 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. — 124 с.
- Лазарев B.C. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под ред. В. С. Лазарева. — М.: ЦСЭИ, 1995. 158 с.
- Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. М., 1948. — Вып. 14. — С. 5−12.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975 173 с.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980.-С. 13−18.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7-ми лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологи. — М., 1978.-С. 22−28.
- Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983. — 98 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИНК и ФПК. — М.: Прометей- Юрайт, 1998.-464 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Высш. шк., 1984. — 237 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука — М.: Наука, 1992.-203 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. -М: Высш. шк., 1994. 235 с.
- Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. — М, 1948. — Вып. 14. -С. 45−52.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982. — 268 с.
- Мир детства. Дошкольник / Под. ред. А. Г. Хрипковой. — М., 1979.-76 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург: Уникум, 1996. — 110 с.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Педагогика, 1986. 94 с.
- Мухина B.C. Детская психология. — М.: Наука, 1985. 65 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Педагогика, 1986.-55 с.
- Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Моногр. М.: Издат. Центр АПО, 2002. — 304 с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. — Челябинск: УралГАФК, 1996. 144 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.-228 с.
- Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск: Исеть, 1999. — 328 с.
- Недоспасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М.: Педагогика, 1976. — 68 с.
- Нежнова Т.А. Психологические различия в отношении к школе и учению у 6 и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М.: Просвещение, 1981.-С. 24−28.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.-225 с.
- Островская О., Тетерская В. Чтобы подготовить ребенка к школе // Дошк. воспитание. 1986. — № 8. — С. 22−28.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.: И. А. Капров, Ф. Н. Петров и др.: Т. 1. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. — 880 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-225 с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. -Минск, 1982.-45 с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МГУ, 1996. — 268 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976.-97 с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1987.- 123 с.
- Поташник М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. — 1994. — № 5. — С. 18−24.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М.: Знание, 1989. — 194 с.
- Пригожин А.И. Организации: системы и люди.- М.: Просвещение, 1983. 107 с.
- Пригожин А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). М.: Наука, 1990. — 147 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, В. П. Зинченко и др. — М.: Педагогика, 1983. — 48 с.
- Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. — 1984. — № 4.-С. 23−32.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под. ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 143 с. j 132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
- В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-257 с.
- Рузская А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми //Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Наука, 1974. — 35 с.
- Сенько Т. Шестилетки: Труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. — 1986. № 7. — С. 5−12.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 229 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры О учителя. М.: Знание, 1993. — 124 с.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 191 с.
- Силкина Н.В. Теоретические основы дополнительного экономического образования школьников: — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 160 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Педагогика, 1982. 38 с.
- Сериков Т.Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М.: АПН СССР, 1991. — 182 с.
- Тулькибаева H.H., Пронина И. И. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и педагогический аспекты. — Челябинск: Факел, 1997. — 76 с.
- Тулькибаева H.H., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — 143 с.
- Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопр. психологии. — 1983. — № 4. — С. 43−46.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Логос, 1995. — 65 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ипьичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
- Фомин H.A. психофизиология самопознания. — М.: Теория и практика физической культуры, 2001. 388 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характеологии). -М.: Вестник, 1993. 197 с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М.: Наука, 1990. — 98 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — Москва-Ставрополь, 1991. — 93 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 88 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-392 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Вопр. психологии. — 1995.—№ 2.— С. 31−42.
- Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Просвещение, 1984. — 124 с.
- Якобсон С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников //Вопр. психологии. — 1989. — № 6. — С. 34−42.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: Магистр, 1992.-78 с.
- Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation. -Lnd, 1981. 57 p.
- Atteslader P.: Metoden der empirischen Sozialforschung, 5. Vocling new bearb u erw. Clufl, Berlin: de Gruyter 1985 (Summlung Goesch 2100). — 985 p.
- Beverly D., Shaklee D., Cushner K. Inquiry Based Teacher Education // Педагогическое образование для XXI века. М.: Мир, 1994. — 61 с.
- Darling-Hammond L. Teacher Professionalism and Accountability //The Education Digest. 1989. — Vol. 55. — No. 1. — P.79.
- Griffin M.P. The teacher-artist // The educational disest. — 1989. — vol.54.-№ 8.-P. 10−17.