Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дошкольное образовательное учреждение является институциональным механизмом воспитания ребенка в его последующей социализации в обществе. В нем происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта конфликтного или бесконфликтного выполнения социальных норм поведения. Непрерывное, социально контролируемое и социально направляемое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
    • 1. 1. Состояние дошкольного образования и воспитания на современном этапе
    • 1. 2. Особенности развития дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе
    • 1. 3. Задачи развития дошкольных образовательных учреждений
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО) ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 2. 1. Требования к воспитательно-образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях 87~
    • 2. 2. Решение задач воспитательно-образовательного процесса в альтернативных программах, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие отечественного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества как объективных, так и субъективных факторов.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и призвано решать проблемы развития и воспитания детей. Необходимость повышения результативности дошкольного образовательного учреждения в современных условиях обусловлена общей социальной ситуацией в стране. Изменения в содержании и организации деятельности дошкольных образовательных учреждений, их инновационный характер деятельности нацелены на решение задач, способствующих развитию отечественной системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Состояние современного образования и воспитания подрастающего поколения характеризуется сменой педагогических парадигм. Модернизация отечественного образования, в частности дошкольного, связана с его ориентацией на личность, реализацию основных направлений личностно-ориентированного подхода.

Значительные резервы для изменения сложившегося положения в системе дошкольного образовательного учреждения заложены в методическом обеспечении его развития. Включенность образования в современный социально-культурный процесс позволяет выстраивать гуманистически ориентированный образовательный и воспитательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей ребенка с учетом его индивидуальности. Обращенность к личности, стремление удовлетворить разнообразный спектр образовательных возможностей является характерной особенностью современного института образования и воспитания подрастающего поколения.

Дошкольное образовательное учреждение является институциональным механизмом воспитания ребенка в его последующей социализации в обществе. В нем происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта конфликтного или бесконфликтного выполнения социальных норм поведения. Непрерывное, социально контролируемое и социально направляемое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении происходит как в содержательном, так и пространственно-временном континууме.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Вопросы становления, функционирования и развития образовательных учреждений и образовательной деятельности в них на протяжении длительного периода обсуждаются в психолого-педагогической и методической литературе (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. Г. Гостев, А. Я. Найн, Г. Н. Сериков и др.).

В настоящее время достаточно актуальными становятся управленческие, организационные, эколого-экономические аспекты деятельности образовательных учреждений (А.Ф.Аменд, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Л. В. Моисеева, М. М. Поташник, Н. В. Силкина, К. М. Ушаков, Е. Я. Ямбург и др.).

Комплексные исследования последних лет (М.А.Галагузова, И. С. Кон, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, А. В. Петровский и др.) Выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления его развитием.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка (Н.А.Бердяев, Я. А. Коменский,.

A.Ф.Лосев, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский,.

B.А.Сухомлинский, Л. Н. Толстой, З. Фрейд, Э. Фромм и др.).

Современные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, обосновывают необходимость уже в дошкольном образова4 тельном учреждении создавать такие условия, которые бы обеспечили дальнейшую жизнедеятельность ребенка в обществе (А.С.Белкин, Л. И. Божович, Н. А. Леонтьев, Л. В. Трубайчук Др.). ® Фундаментальное значение для понимания сущности развития и самореализации детей работе имеют психолого-педагогические исследования Н. Д. Богоявленского, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. А. Менчинской и др.

Современные подходы к проектированию в образовании и воспитании подрастающего поколения раскрыты в трудах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, В. А. Беликова, К. Я. Вазиной, А. Я. Найна, Н. Д. Никандрова и др.

Модернизация образования, в том числе дошкольного, определяет в качестве ведущей — задачу достижения соответствующего уровня обученности и воспитанности как личного образовательного продукта, что требует организации такого «творческого поля», которое бы создавало возможность для ^ творческой самореализации ребенка в условиях развития самого дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность данного исследования вызвана объективной необходимостью поиска научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, присущих процессу развития дошкольных образовательных учреждений. Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между: общественной потребностью в сохранении и развитии дошкольных образовательных учреждений и реальной социально-экономической ситуацией;

— традиционным методическим обеспечением деятельности дошкольных образовательных учреждений и современными тенденциями их разО витиявостребованностью инновационных технологий в системе дошкольного образования и воспитания и недостаточным уровнем их использования в массовой педагогической практике.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему, состоящую в необходимости изучения педагогических условий развития дошкольных образовательных учреждений как психолого-педагогическую.

Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении и выявлении педагогических условий развития дошкольного образовательного учреждения в условиях крайнего севера.

Изложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования: «развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях крайнего севера».

Цель исследования — изучить педагогические условия управления развитием дошкольного образовательного учреждения в условиях крайнего севера.

Объект исследования — развитие дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — процесс развития дошкольного образовательного учреждения в условиях крайнего севера.

Гипотеза исследования. Развитие дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным, если: разработать модель развития, которая включает педагогический, психологический, организационный и эколого-экономический компоненты;

Обосновать ведущие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях северного региона (разработка компонентов содержания обучения и воспитания детей, обеспечение вариативности и разноуровневости образовательных услуг) — сопровождать образовательный и воспитательный процесс программно-методическим обеспечением, в основу проектирования которого 6 положены принципы адекватности, вариативности, комплектности, преемственности, скоординированности подходов к обучению и воспитанию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи.

1.Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике деятельности дошкольных образовательных учреждений.

2.Разработка концептуальной модели управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

3.Разработка программно-методического обеспечения развития дошкольного образовательного учреждения.

4.Проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские и общенаучные положения теории познания (В.И. Вернадский,.

A.Г. Спиркин, И.Т. Фролов), системном подходе (И.В. Блауберг,.

B.Н. Садовский, Б. Г. Юдин, Г. П. Щедровицкий), теория деятельности (C.JI. Выготский, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Я. Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина), методология и теория педагогических исследований (В.В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, Г. Н.Сериков), исследование педагогических систем и педагогическая прогностика (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Е. Д. Божович, Б.С. Гершунский), педагогические инновации (К.Я. Вазина, В. И. Загвязинский, В.А. Сластенин), управление развитием учебного заведения (B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П.И.Третьяков), личностно ориентированная парадигма в образовании (H.A. Алексеев, Э. Ф. Зеер, И.С. Якиманская), а также ведущие положения психолого-педагогической науки в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении г. Мегиона ханты-мансийского национального округа и в научно-образовательном центре профессиональной подготовки кадров уральской государственной академии физической культуры.

Этапы исследования.

Теоретико-методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру опытно-поискового изыскания, которое проводилось в три этапа в период с 1998 по 2002 г. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись различные методы.

На первом этапе (1998 — 1999) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная литература по методологии и теории педагогических исследований, теории образования и воспитания детей дошкольного возраста, педагогические инновации, диссертационные работы, связанные с темой исследования, формулировались противоречия, уточнялись цель, объект и предмет научного проекта.

Основные методы исследования: наблюдение, интервьюирование педагогических кадров, изучение программ и различных подходов к концептуальным основам развития системы дошкольных образовательных учрежденийизучение научных источников, анкетирование, обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2000 — 2001) разрабатывалась концептуальная модель, педагогические условия и программно-методическое обеспечение дошкольного образовательного учреждения с позиции его развития.

Основными методами данного этапа явились анализ инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений, анкетирование руководителей, воспитателей и родителей, педагогическое моделирование, опытно-поисковая работа.

На третьем этапе (2001 — 2002) проводились анализ и теоретическое обобщение данных опытно-поисковой работыкорректировалась 8 концептуальная модель управления развитием дошкольного образовательного учреждения, определялась эффективность педагогических условий управления инновационными процессам, развивающимися в них.

Основные методы исследования: анализ теоретических положений изыскания и их коррекция, систематизация эмпирической фактологии, анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы, наблюдение за развитием инновационных процессов в дошкольных образовательных учреждениях, составление и корректировка программно-методического обеспечения дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Разработана модель развития дошкольного образовательного учреждения, которая включает педагогический, психологический, организационный и эколого-экономический компоненты.

2. Обоснованы ведущие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях северного региона (разработка компонентов содержания обучения и воспитания детей, обеспечение вариативности и разноуровневости образовательных услуг).

3. Разработано содержание программно-методического обеспечения, в основу проектирования которого положены принципы адекватности, вариативности, комплектности, преемственности, скоординированно-сти подходов к обучению и воспитанию дошкольников.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретический и методический уровень практической значимости. Автором разработаны и внедрены в практику работы модель развития дошкольного образовательного учреждения и программно-методическое обеспечение по обучению и воспитанию дошкольников.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в управлении развитием образовательных систем на всех уровнях: региональном, муниципальном, внутри образовательного учреждения (руководителями, методистами, воспитателями).

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют существенно повысить эффективность деятельности дошкольных образовательных учреждений, тем самым, способствуя процессу развития образовательной системы.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования были обсуждены и одобрены на российских и региональных научно-практических конференциях:

• «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (Екатеринбург, 2001, 2002);

• «Актуальные образовательные проблемы в уральском регионе» (Челябинск, 2001);

• «Теория и практика развивающего обучения» (Челябинск, 2001,.

2002);

• «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001);

• «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2001);

• «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул,.

2002);

• «Образование в уральском регионе: научные основы развития» (Екатеринбург, 2002);

• «Личность. Труд. Экономика» (Челябинск, 2002). Результаты опытной работы внедрялись в практику дошкольных образовательных учреждений в виде публикаций и выступлений на российских и межвузовских конференциях, в ходе обмена методическими материалами и опытом работы ряда образовательных учреждений Мегиона, Нижневартовска и Сургута. На основании теоретических положений и pelo зультатов исследования разработано программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении в условиях Крайнего Севера.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель развития дошкольного образовательного учреждения, включающая педагогический, психологический, организационный и эко-лого-экономический компоненты.

2. Ведущие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях крайнего севера (разработка компонентов содержания обучения и воспитания детей, обеспечение вариативности и разноуровневое&tradeобразовательных услуг).

3. Программно-методическое обеспечение, в основу проектирования которого положены принципы адекватности, вариативности, комплектности, преемственности, скоординированности подходов к обучению и воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Выводы по второй главе.

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность выдвинутой гипотезы по развитию дошкольного образовательного учреждения в условиях Крайнего Севера.

В ходе исследовании было разработано экспериментальное программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В диссертации адаптированы к процессу организации воспитатель-ноОобразовательной работы с подрастающим поколением следующие программы: «Радуга», «Истоки», «Воспитание и обучение детей», «Развитие».

Показано, что развитие ДОУ более эффективно на основе использованного автором программно-методического обеспечения, включающего в себя вышеперечисленные программы.

Опытно-поисковая работа подтвердила гипотезу исследования и принципы, положенные в основу развития ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного изыскания в основном подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в теории и практике функционирования дошкольных образовательных учреждений. Исследование показало, что развитие дошкольных образовательных учреждений идет медленными темпами из-за недостаточной разработки научно обоснованных подходов к их развитию в современных социально-экономических условиях. В настоящее время происходит накопление практических знаний в сфере образования и воспитания дошкольников и намечаются пути реализации создания образовательных программ обучения и воспитания подрастающего поколения, обусловленные требованиями сегодняшнего дня.

2. В современной социально-экономической ситуации одним из путей сохранения и развития дошкольных образовательных учреждений является максимальное использование их собственных внутренних резервов. Создание комплексного программно-методического обеспечения, регламентирующего и регулирующего процесс развития дошкольного образовательного учреждения, способствует созиданию этого внутреннего ресурса: личностных качеств, содержания, технологий развития подрастающего поколения.

3. Разработана модель развития дошкольного образовательного учреждения, включающая педагогический, психологический, организационный и эколого-экономические компоненты, каждый из которых выполняет определенные функции.

4. Обоснованы ведущие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, включающие инвариантные и вариативные образовательные услуги, что является особо актуальным и значимым в условиях северного региона.

5. Разработано и апробировано программно-методическое обеспечение развития дошкольного образовательного учреждения, построенное на принципах адекватности, вариативности, комплектности, преемственности, скоординированности подходов к обучению и воспитанию дошкольников.

6. Показаны возможности расширения и повышения эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях крайнего севера.

7. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанной модели развития дошкольного образовательного учреждения и программно-методического обеспечения, направленного на решение образовательных и воспитательных задач.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными остаются вопросы развития дошкольных образовательных учреждений в различных регионах российской федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.K. Подготовка ребенка к школе. — М.: Просвещение, 1972.- 125 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. —201 с.
  3. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования. — Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 152 с.
  4. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. — М., 1960.-С. 12−18.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1980.-415 с.
  6. Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: Педагогика, 1994. 17 с.
  7. Т.Ю. Психологические, условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте// Вопр. психологии. — 1978. — № 4.-С. 34−39.
  8. В.В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — 1994. — № 3. -С. 49.
  9. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М.: Просвещение, 1968.-56 с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. — М.: Политиздат, 1981. 250 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 97 с.
  12. K.B. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 1969.-89 с.
  13. З.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Мысль, 1979. —231 с.
  14. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  15. H.A. Смысл творчества: Философия творчества, культура и искусство. — М.: Просвещение, 1994. — Т. 1., 218 с.
  16. Р. Развитие Я — концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  17. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С.21−25.
  18. Л.В., Полеванова К. Н. Функция действия моделирования в учебной деятельности младших школьников //Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983. — С. 23−28.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений. -М.: Просвещение, 1993. 194 с.
  21. B.C. Мышление как творчество. — М.: Просвещение, 1975. —189 с.
  22. .П., Китаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы// Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−12.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  24. В.А. Системологическое моделирование личности и социальная психология. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. — 145 с.
  25. Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы, 1993. -С. 37−42.
  26. JT. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968. 75 с.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С.29−35.
  28. A.B. Мышление и прогнозирование. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  29. Е.А. К вопросу о развитии производительности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1979. -№ 1 (20).-С. 12−15.
  30. A.B. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной к школе группе детского сада: Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1965.- 17 с.
  31. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. педагогика. 1989. -№ 12. — С.34−39.
  32. К.Я. Единая система критериев оценки — самооценки управления учебным заведением: Метод, пособие. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1997.- 212 с.
  33. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1994.-268 с.
  34. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. — Челябинск: Авт. шк. «Саморазвитие Человека», 1997. — 240 с.
  35. А. Психическое развитие ребенка / АПН РСФСР. — М., 1968.-С. 8−14.
  36. А.К. Психические особенности шестилетних детей // Обучение детей 6-летнего возраста. М., 1985. — С. 16−22.
  37. Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошк. воспитание. — 1970. — № 4. — С. 3−6.
  38. Л.А., Мухина B.C. Условия развития личности дошкольника // Дошк. воспитание. — 1973. — № 7. С. 5−9.
  39. Л.П., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов. — М.: Педагогика, 1983. — 124 с.
  40. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 228 с.
  41. О.С. О логике развития управления // Проблемы теории и практики управления, 1987. № 3. — С.38−40.
  42. Н.В. Креативная психопедагогика. — М.: Педагогика 1995.-173 с.
  43. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. — № 6. — С. 8−12.
  44. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Дис.. д-ра пед. наук. М.: НИИ ТО и ИОР АПН СССР, 1988. — 345 с.
  45. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Просвещение, 1965.- 121 с.
  46. .С. Россия: образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: ЧФ ИПО, 1993. — 240 с.
  47. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. — 1994. № 5. — С. 18−23.
  48. Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1992. — 74 с.
  49. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. — М.:1. Педагогика, 1994. 83 с.
  50. Ф.Н. Книга об учителе. —М.: Просвещение, 1965. —163 с.
  51. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Привола, 1995. — 324 с.
  52. А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 216 с.
  53. В.В. Развивающее обучение. — М.: Педагогика. 1989. —231 с.
  54. Детский сад и школа / Под. ред. A.A. Люблинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — С. 7−12.j 55. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.:1. Педагогика, 1995. 167 с.
  55. B.C. Динамика ситуационных структур в инновационных процессах. М.: Наука, 1982. — 182 с.
  56. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения и организация. — М., 1983. — С.3−18.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1996. — № 5, 6. — С. 4−8.62.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. — М.: Нов. шк., 1996.-432 с.
  58. A.B. Сознание и мышление. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993.- 168 с.
  59. Г. М. Структура психологической готовности к школе детей 6-летнего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. -18 с.
  60. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993. 168 с.
  61. Е.П. Сущность и структура мотива // Психол. журнал. -1995.-№ 2.-С. 32−41.
  62. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  63. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  64. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  65. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. 168 с.
  66. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. — 236 с.
  67. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.. докт. пед. наук. JL, 1985. — 30 с.
  68. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.- 123 с.
  69. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.-80 с.
  70. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1969. — 127 с.
  71. Я.И. Индивидуальный подход в воспитательной работе.- М.: Педагогика, 1985. 68 с.
  72. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Политиздат, 1984. -203 с.
  73. Я.Л. Психология детского коллектива — Минск, 1984.-38 с.
  74. Ю.А. Анализ итогов учебного года: Учеб. пособие.- Челябинск: ЧГПИ, 1985. 96 с.
  75. С. В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. — 54 с.
  76. А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986. С. 18−26.
  77. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. инта, 1994.- 165 с.
  78. Краткий русско-английский и англо-русский словарь по педагогике и образованию / Под ред. М. А. Галагузовой, И. А. Гиниатуллина, Д. М. Комского. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 90 с.
  79. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Логос, 1991.- 168 с.
  80. Е.И. Психология свободы. — М.: Знание, 1994. — 198 с.
  81. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. — 124 с.
  82. B.C. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под ред. В. С. Лазарева. — М.: ЦСЭИ, 1995. 158 с.
  83. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. М., 1948. — Вып. 14. — С. 5−12.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975 173 с.
  85. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980.-С. 13−18.
  86. М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7-ми лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологи. — М., 1978.-С. 22−28.
  87. М.И., Силвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983. — 98 с.
  88. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИНК и ФПК. — М.: Прометей- Юрайт, 1998.-464 с.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Высш. шк., 1984. — 237 с.
  90. В.Я. Инновационное обучение и наука — М.: Наука, 1992.-203 с.
  91. В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. -М: Высш. шк., 1994. 235 с.
  92. З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. — М, 1948. — Вып. 14. -С. 45−52.
  93. М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982. — 268 с.
  94. Мир детства. Дошкольник / Под. ред. А. Г. Хрипковой. — М., 1979.-76 с.
  95. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  96. Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург: Уникум, 1996. — 110 с.
  97. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Педагогика, 1986. 94 с.
  98. B.C. Детская психология. — М.: Наука, 1985. 65 с.
  99. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Педагогика, 1986.-55 с.
  100. В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Моногр. М.: Издат. Центр АПО, 2002. — 304 с.
  101. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. — Челябинск: УралГАФК, 1996. 144 с.
  102. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.-228 с.
  103. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск: Исеть, 1999. — 328 с.
  104. В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М.: Педагогика, 1976. — 68 с.
  105. Т.А. Психологические различия в отношении к школе и учению у 6 и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М.: Просвещение, 1981.-С. 24−28.
  106. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.-225 с.
  107. О., Тетерская В. Чтобы подготовить ребенка к школе // Дошк. воспитание. 1986. — № 8. — С. 22−28.
  108. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.: И. А. Капров, Ф. Н. Петров и др.: Т. 1. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. — 880 с.
  109. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  110. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. -Минск, 1982.-45 с.
  111. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МГУ, 1996. — 268 с.
  112. Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976.-97 с.
  113. М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1987.- 123 с.
  114. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. — 1994. — № 5. — С. 18−24.
  115. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М.: Знание, 1989. — 194 с.
  116. А.И. Организации: системы и люди.- М.: Просвещение, 1983. 107 с.
  117. А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). М.: Наука, 1990. — 147 с.
  118. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, В. П. Зинченко и др. — М.: Педагогика, 1983. — 48 с.
  119. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. — 1984. — № 4.-С. 23−32.
  120. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под. ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 143 с. j 132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
  121. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  122. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-257 с.
  123. А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми //Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Наука, 1974. — 35 с.
  124. Т. Шестилетки: Труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. — 1986. № 7. — С. 5−12.
  125. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 229 с.
  126. В.А. Формирование профессиональной культуры О учителя. М.: Знание, 1993. — 124 с.
  127. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 191 с.
  128. Н.В. Теоретические основы дополнительного экономического образования школьников: — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 160 с.
  129. А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Педагогика, 1982. 38 с.
  130. Т.Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  131. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М.: АПН СССР, 1991. — 182 с.
  132. H.H., Пронина И. И. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и педагогический аспекты. — Челябинск: Факел, 1997. — 76 с.
  133. H.H., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — 143 с.
  134. У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопр. психологии. — 1983. — № 4. — С. 43−46.
  135. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Логос, 1995. — 65 с.
  136. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ипьичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  137. H.A. психофизиология самопознания. — М.: Теория и практика физической культуры, 2001. 388 с.
  138. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характеологии). -М.: Вестник, 1993. 197 с.
  139. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М.: Наука, 1990. — 98 с.
  140. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — Москва-Ставрополь, 1991. — 93 с.
  141. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 88 с.
  142. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-392 с.
  143. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Вопр. психологии. — 1995.—№ 2.— С. 31−42.
  144. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Просвещение, 1984. — 124 с.
  145. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников //Вопр. психологии. — 1989. — № 6. — С. 34−42.
  146. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: Магистр, 1992.-78 с.
  147. Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation. -Lnd, 1981. 57 p.
  148. Atteslader P.: Metoden der empirischen Sozialforschung, 5. Vocling new bearb u erw. Clufl, Berlin: de Gruyter 1985 (Summlung Goesch 2100). — 985 p.
  149. Beverly D., Shaklee D., Cushner K. Inquiry Based Teacher Education // Педагогическое образование для XXI века. М.: Мир, 1994. — 61 с.
  150. Darling-Hammond L. Teacher Professionalism and Accountability //The Education Digest. 1989. — Vol. 55. — No. 1. — P.79.
  151. Griffin M.P. The teacher-artist // The educational disest. — 1989. — vol.54.-№ 8.-P. 10−17.
Заполнить форму текущей работой