Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие «детская речь» в работах разных ученых

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц иногда называют «грамматикой». Такое толкование термина «грамматика» предложил в свое время академик Л. В. Щерба, который утверждал, что грамматика есть не что иное, как… Читать ещё >

Понятие «детская речь» в работах разных ученых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже было сказано выше, детскую речь изучают не первое десятилетие и интерес исследователей к этому процессу только возрастает. Есть большое количество литературы и учебных пособий различных авторов. Изучение детской речи настолько смежная область, что можно найти материал по ней и в логопедических учебниках, и в методике обучения детей своему родному и неродному языку. В большинстве случаев, определение детской речи у всех авторов совпадает, но даже на этом этапе существуют различные трактовки. Например, Галигузова Л. Н. определяет, что речь является детской с 1 года — 7 лет Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. — М., — 1992. -С.32., а другой автор, например Гвоздев А. Н., утверждает, что детская речь начинает свое проявление с самого рождения, еще на стадии гуления, но сама по себе будет развиваться от 1,8 года — до 6 лет. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., — 2000. — С.53.

Совсем недавно было предложено выделить процесс развития детской речи в отдельную специальную научную дисциплину, — лингвистику детской речи, или онтолингвистику. Это наука и молодая, и древняя одновременно. Интерес к ней особенно он усилился в середине XIX в. Конец XIX — первая половина XX в. — период «дневниковых штудий». Известный философ, психолог и историк Ипполит Тэн записывал речь своей маленькой дочери. Эти записи появились в журнале «Mind» в 1877 г., что побудило Чарльза Дарвина опубликовать в следующем номере того же журнала (фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына). В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., — 2000. -С.9.

Известный российский лингвист, психолог и эссеист Фрумкина Ревекка Марковна писала в своих трудах: «Есть такой объект исследования, как детская речь, потому что ее можно наблюдать, фиксировать в виде текста и изучать. Но нет такого самостоятельного предмета научного исследования, как детская речь… Возраст ребенка очень приблизительно определяет уровень его речевого развития. Мы наперед знаем, куда направлены изменения в речи ребенка. Ведь раньше или позже все (здоровые) дети — носители данного языка будут говорить более или менее одинаково, поскольку речь каждого из нас подчиняется законам языка как знаковой системы, а также, разумеется, нормам родного языка». Фрумкина Р. М. Психолингвистика. — М., — 2003. -С.118.

По этому утверждению, можно сделать вывод, что все дети, может с небольшими отклонениями или задержками, до 8 лет научаться говорить грамотно и связно, как взрослые. Это процесс в природе ребенка и развивается с самого рождения, как только ребенок попадает в социум.

Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы ХЙХ века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изучения речи детей раннего возраста (до трех лет), Александров А. Детская речь. — М., — 1883. — Т 10. статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Благовещенский, Б. Детская речь. — М., — 1886. Т.16.

В первой половине ХХ в. отмечается всплеск интереса к изучению детской речи со стороны ученых разных специальностей. К этому времени относятся работы выдающегося психолога Л. С. Выготского, в которых он опирался на материалы детской речи, обосновывая «общий генетический закон культурного развития» и рассматривая речевое развитие ребенка в контексте развития его мышления и, в частности, способности к обобщению. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. -С.87.

В 20-е годы ХХ в. в России появились и собственно лингвистические исследования, в которых детская речь рассматривалась как самоценный объект, заслуживающий детального описания. Широко известны ставшие классическими труды по детской речи А. Н. Гвоздева, который провел большую эмпирическую работу по сбору данных речевого развития своего сына, а затем их лингвистическому анализу и обобщению. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. С. 153.

А.М. Шахнарович и Н. М. Юрьева пишут: «Задачи исследований детской речи как отдельного самостоятельного процесса состоят в том, чтобы «выяснить, каким образом функционирует эта особая система и как она переходит во «взрослую» форму. В ходе исследований детской речи по существу необходимо решить проблемы источника речевого развития, а также места речевого общения в развитии речевой деятельности». Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). — М., 1990.-С.19.

С.Н. Цейтлин пишет: «Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления. Речевая деятельность есть особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании), а также процессы, связанные с производством новых единиц (особый вид деятельности, получившей в последнее время название лингвокреативной)». Цейтлин, С. Н. Детские речевые инновации: опыт анализа. — СПб., — 2001. -С.102.

Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц иногда называют «грамматикой». Такое толкование термина «грамматика» предложил в свое время академик Л. В. Щерба, который утверждал, что грамматика есть не что иное, как сборник правил речевого поведения. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — М., — 2004. -С.67. Однако для речевого поведения, принятого в обществе, необходимо знать также правила выбора и употребления лексических единиц, правила звукового оформления речи, что уже не входит в компетенцию традиционной грамматики, подразделяемой на синтаксис и морфологию. Существуют правила фонетические (например, «конечный звонкий согласный заменяй парным ему глухим» или «произноси повествовательное предложение с постепенным понижением тона»), правила лексические, регулирующие как выбор нужной единицы, так и возможности ее сочетания с другими, и пр. Велико число грамматических правил, относящихся как к морфологии, так и к синтаксису.

Корней Чуковский тоже внес свой вклад в исследование процесса становления детской речи. Он писал: «Если бы потребовалось наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий». Чуковский К. От двух до пяти. — М., -2001.-С.15.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитием детской речи начали интересоваться несколько столетий назад, и продолжают исследовать и по сей день. Предполагается даже, что этот интерес будет только усиливаться, ведь в данной отрасли науки еще многое не изучено. Более того, при изучении становления детской речи, ученые (логопеды, психологи и лингвисты) используют только известные сейчас методы, такие как, описательный метод, сравнительный метод, наблюдение. Я предполагаю, что в будущем будут найдены способы более точно и правильно изучать данный процесс. Тогда мы сможем получить не субъективные данные (по мнению одного или иного ученого), но объективную информацию, объективные доказательства того или иного явления в становлении детской речи. Быть может, ученые примут определенные хронологические рамки становления детской речи за стандарт (чего сейчас еще не наблюдается). Но пока применятся только такие методы исследования, то и я в следующей главе, при рассмотрении развития речи у здорового ребенка, и у ребенка с нарушением речи, буду использовать описательный и сравнительный методы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой