Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. утверждается, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшими задачами воспитания являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Проблема организации студенческого самоуправления в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Студенческое самоуправление в структуре воспитательной системы педагогического колледжа
    • 1. 3. Модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Цели, задачи, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика реализации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходят кардинальные изменения мирового масштаба в области образования. Социальное переустройство России обусловливает особенности изменения системы отечественного образования.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. утверждается, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшими задачами воспитания являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В Концепции модернизации указывается на необходимость расширения участия общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений в образовании.

В заданных условиях обновлённые требования предъявляются и к системе профессионально-педагогического образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства. Особенно это важно в отношении среднего педагоги-ф ческого образования.

Однако утверждённые стандарты среднего профессионального педагогического образования, сложившиеся модели воспитания не достаточно ориентированы на подготовку личности, способной и готовой брать на себя ответственность в ситуации социальных перемен, не дают представления об организации студенческого самоуправления как средства саморазвития личности. Таким образом, не обеспечивается возможность общественного управления в образовательном пространстве России, ориентированном на гуманизацию и демократи-^ зацию. Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы организации студенческого самоуправления в средних профессионально-педагогических учреждениях возрастает в связи с востребованностью в педагогической практике научно обоснованных подходов к организации самоуправления личности, реализуемого в пространстве воспитательной системы профессионального образовательного учреждения.

В настоящее время отмечается многообразие исследований в области организации ученического самоуправления. В то же время организация студенческого самоуправления имеет ряд отличительных особенностей, особую специфику и играет важную роль профессиональном становлении, но она не подкреплена достаточно разработанным научно-методическим сопровождением.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с пониманием возможностей студенческого самоуправления для саморазвития личности студента в процессе профессионально-педагогического образования.

При этом под студенческим самоуправлением понимается особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Участие в деятельности по организации студенческого самоуправления позволяет студенту педагогического колледжа являться объектом и субъектом собственного преобразования, целенаправленно определять изменение развития личностных качеств. Вместе с тем, в настоящее время в педагогических колледжах недостаточно используется потенциал студенческого самоуправления для саморазвития личности студента, что и обусловило выбор данной проблемы.

Проблема самоуправления не является принципиально новой для образовательных учреждений России. Ретроспектива развития ученического и студенческого самоуправления в отечественном образовании позволяет обозначить пять этапов развития проблемы с конца XIX — начала XXI века, соответствующие периодам демократизации государственного управления. Наибольший вклад в развитие проблемы ученического самоуправления внесли И. П. Иванов,.

В.А. Караковский, A.C. Макаренко, А. Н. Тубельский, С. Т. Шацкий.

Феномен студенческого самоуправления можно рассматривать как процесс, предполагающий результат, и как целостную организацию студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

Проблемы организации, как научного феномена, исследуются в трудах зарубежных ученых М. Вебера, Р. Лайкерта, Д. Линкольна, Дж. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера, Ф. Тейлора, Л. Урвика и других. Проблему управления в социальной организации исследовали отечественные учёные: H.A. Витке, А. К. Гастев, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков и другие.

Проблема соотношения организации управления, самоуправления и со-управления в образовательном учреждении наиболее продуктивно исследована отечественными учёными: О. С. Газманом, И. П. Ивановым, М. М. Поташником, Г. Н. Сериковым, В. П. Симоновым, П. И. Третьяковым и другими.

Практика организации уровневого ученического, детского самоуправления, отличающегося функциональной иерархией, реализована в педагогической деятельности И. П. Иванова, В. А. Караковского, A.C. Макаренко, А. Н. Тубельского.

Вместе с тем, особенности организации студенческого самоуправления в области определения функций и уровней организации, её влияния на профессиональное становление, саморазвитие личности студентов учреждений профессионального образования, в частности педагогического колледжа, разработаны в педагогической теории и практике недостаточно.

Результатом профессионального образования является профессиональное становление личности. Вопросам профессионального становления личности посвящены работы А. Ф. Аменда, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Н. М. Яковлевой и других. Проблема саморазвития личности исследуется в трудах В. И. Андреева, И. А. Ильина, Л. Н. Куликовой, H.H. Тулькибаевой и других.

Значительный вклад в теоретическое осмысление проблемы саморазвития личности в организации студенческого самоуправления внесли диссертационные исследования H.A. Заенутдиновой, A.C. Касаткина, В. А. Королёвой, М. И. Рожкова (60, 100, 159, 85).

Студенческое самоуправление является компонентом целенаправленно организованного воспитательного процесса, то есть компонентом воспитательной системы.

В 90-е годы XX века общепризнанной в педагогике становится идея, согласно которой эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы (В .А. Караковский, Л. И. Новикова, H. J1. Селиванова).

В настоящее время в отечественной педагогике сложились различные воспитательные системы. По мнению Э. Д. Днепрова, гуманистическая воспитательная система в современном российском образовании — «результат смены парадигмы воспитания, ключевое понятие педагогики будущего».

Идея гуманистического воспитания исследуется в трудах Ш. А. Амонашвили, О. С. Газмана, И. П. Иванова, П. Ф. Каптерева, В.А. Кара-ковского, А. Маслоу, К. Роджерса, В. А. Сухомлинского и других.

Теоретические основы гуманистического воспитания разработаны современными отечественными учёными: Е. В. Бондаревской, О. С. Газманом, В. А. Караковским, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой.

В трудах педагогов-философов через идею коллективного воспитания, в процессе которого осуществляется совместная практическая деятельность, способствующая социализации, самореализации, рассматривается и изучается необходимость поддержки детских сообществ (П.Ф. Каптерев, Б. Т. Лихачев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

На основании изучения и анализа существующих исследований была сформулирована проблема исследования. Она определяется наличием противоречия, связанного, с одной стороны, необходимостью развития студенческого самоуправления, как средства саморазвития личности в процессе профессионального образования, а с другой — недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в педагогическом образовании.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• социальным заказом общества на подготовку педагогических кадров, способных к реализации общественного управления государственным образованием посредством самоуправления, и возможностью её реализации в рамках государственного стандарта среднего профессионального педагогического образования;

• востребованностью в педагогической практике и необходимостью реализации научно обоснованных подходов к организации студенческого самоуправления в воспитательной системе среднего профессионально-педагогического учреждения и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения данного процесса;

• возможностями студенческого самоуправления для саморазвития личности студента педагогического колледжа и недостаточным использованием данного потенциала в процессе профессионально-педагогического образования.

Необходимость разрешения выявленных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающей саморазвитие личности студента.

Объект исследования — воспитательная система педагогического колледжа.

Предмет исследования — способ организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

Гипотеза исследования — организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа будет эффективна, если:

• учитываются особенности студенческого самоуправления в структуре воспитательной системы педагогического колледжа;

• разработана, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающая саморазвитие личности студентов;

• механизм саморазвития личности студента в организации студенческого самоуправления представляет целенаправленную деятельность, включающую три блока: мотивационно-организационный, организационно-деятельностный, контрольно-результативный.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью сформулированы задачи исследования: г.

1. Выявить степень разработанности проблемы организации студенческого самоуправления в педагогической теории и практике. Уточнить сущность понятия «организация студенческого самоуправления».

2. Выявить особенности и определить назначение студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

3. Разработать модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающую саморазвитие личности студента.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели f организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, которая обеспечивает саморазвитие личности студента.

5. Подготовить методические рекомендации по реализации модели организации студенческого самоуправления в педагогическом колледже.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики как метода научного познания общественных явленийфилософские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе её формированиядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности.

Значительное влияние на исследование оказали труды ученых, в которых рассмотрены ведущие идеи: системного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, A.A. Богданов, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков и др.) — общенаучные положения синергетического подхода (В.А. Игнатова, E.H. Князева, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) — личностно-ориентированного под8 хода (Д.А. Белухин, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Т. Г. Калугина, И. С. Якиманская и др.).

Определяя исходные теоретико-методологические основы исследования, мы опирались на научные положения теории личности (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн) — основы теории формирования личности специалиста (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова) — основы теории социальных организаций (Р. Лайкерт, Дж. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.) — теории социального управления (Ю.А. Конаржевский, Ф. Тейлор, А. Файоль и др.) — теории моделирования (С.И. Архангельский, М. Вартофский, Е. В. Яковлев и др.).

Исследование в значительной степени опирается на новейшие идеи теории гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, М.Е. Ду-ранов, В. А. Караковский и др.) — теории воспитательных систем (В.А. Кара-ковский, P.A. Литвак, Л. И. Новикова, Л. Н. Селиванова и др.) — исследования в области управления социальными организациями (Т.Г. Калугина, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков и др.).

Важными для исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Программа модернизации профессионального образования на период до 2010 г., Приоритетные направления развития образования в РФ на период до 2010 г., стандарты среднего профессионально-педагогического образования), а также нормативные документы, определяющие стратегию государства в области молодежной политики (Закон РФ «О поддержке молодежных общественных объединений РФ», Концепция молодежной политики РФ).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа, в период 2000;2005 гг. На каждом этапе в зависимости от задач, применялись различные методы исследования.

На первом этапе (теоретико-поисковом) (2000;2001 гг.) были проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в теории и практикеопределена теоретико-методологическая основа исследования.

Это дало возможность на основе выделенных противоречий определить проблему и тему, цель, объект и предмет исследования, сформулировать рабочую гипотезу и обозначить задачи. На данном этапе разработана модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. Определены экспериментальная и контрольная группы студентов колледжей, проведены первичные наблюдения, анализ и обобщение результатов анкетирования. Осуществлен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Основные методы, используемые на первом этапе: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиятеоретическое обобщение научно-методической литературы, диссертационных исследованийанализ понятийно-терминологического аппарата исследованиянаблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий), методы математической статистики.

На втором этапе (опытно-экспериментальном) (2002;2004 гг.) апробировалась модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжаутонялись её параметры и компонентыосуществлен формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Основные методы, используемые на втором этапе: моделирование, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, педагогический эксперимент (формирующий).

На третьем этапе (контрольно-обобщающем) (2004;2005 гг.) осуществлялось обобщение, систематизация, качественный анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы. На данном этапе проведена интерпретация данных, коррекция основных положений и выводов исследованияопределена практическая значимость изыскания, разработаны методические рекомендацииоформлено диссертационное исследование.

Основные методы данного этапа: качественный и количественный анализ исследования, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Челябинского государственного педагогического колледжа № 1, Златоустовско-го государственного педагогического колледжа, Троицкого государственного педагогического колледжа, Саткинского государственного педагогического колледжа, Миасского государственного педагогического колледжа. Отдельные направления эксперимента отрабатывались в Челябинском государственном педагогическом колледже № 2, Магнитогорском государственном педагогическом колледже. В эксперименте было занято 194 студента государственных педагогических колледжей Челябинской области, 39 преподавателей Челябинского государственного педагогического колледжа № 1.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Раскрыты содержательные и организационные аспекты организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа и их влияние на саморазвитие личности.

2. На основе системного, синергетического, личностно-ориентированного подходов разработана модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнена сущность понятия «организация студенческого самоуправления».

2. Расширено представление о возможностях организации студенческого самоуправления для саморазвития личности студента педагогического колледжа, что позволяет обеспечить более результативную профессиональную подготовку педагога, способного к деятельности в ситуации социальных перемен.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

• научно-методического сопровождения реализации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающей саморазвитие личности студента;

• пакета диагностических материалов по подготовке к деятельности в организации студенческого самоуправления;

• образовательной программы Школы Лидера;

• социально-педагогического проекта «Капитаны успеха»;

• Программы развития студенческого самоуправления в ЧГПК № 1 на период до 2006 г.

Полученные результаты исследования использованы в работе по совершенствованию воспитательного процесса в педагогических колледжах Челябинской областипри организации студенческого самоуправления в средних специальных профессиональных образовательных учреждениях Челябинской областипри организации системы повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация студенческого самоуправления — это общественное объединение студентов на основе единства интересов, ценностей и целей, деятельность которого регламентирована структурой, определена программой совместного социального творчества в процессе профессионального образования.

2. Модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающая саморазвитие личности студента, включает следующие позиции:

• четыре организационных блока: субъектно-целевой, содержательный, функционально-деятельностный, оценочно-результативный;

• четыре структурных уровня: коллективное стратегическое целеполага-ние, коллективное тактическое целеполагание, коллективное оперативное целе-полагание, индивидуальное целеполагание;

• критерии эффективности организации студенческого самоуправления: мотивационно-ценностная направленность личности, саморегуляция личности, теоретические знания и практические навыки в области управления социальными организациями, самоопределение в организационной структуре студенческого самоуправления, развитость способностей и качеств личности для организации студенческого самоуправления, наличие педагогической поддержки.

3. Механизм саморазвития личности студента в организации студенческого самоуправления, который представляет целенаправленную деятельность, включающую три блока: мотивационно-организационный, организаци-онно-деятельностный, контрольно-результативный.

Достоверность и надежность результатов обеспечены единством философских и психолого-педагогических подходов к решению поставленной проблемыприменением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту, предмету исследованияразнообразием источников информациисочетанием количественного и качественного анализа результатовположительными результатами экспериментального исследованиявоспроизводимостью результатов в массовой педагогической практике.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования базируются на длительной экспериментальной работе в условиях Челябинского государственного педагогического колледжа № 1. Промежуточные и окончательные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических дисциплин естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета, заседаниях кафедры социальной работы экономического факультета Челябинского государственного университета, областных сборах студенческого актива педагогических колледжей Челябинской области (2001;2004 гг.), областной научно-практической конференции руководящих и педагогических работников учебных заведений среднего педагогического образования «Новейшие образовательные и воспитательные технологии в системе среднего педагогического образования» в г. Челябинске (2003 г.), областной научно-практической конференции образовательных учреждений среднего педагогического образования «Модернизация среднего профессионального образования» ъ г. Челябинске (2004 г.), областной научно-практической конференции педагогических колледжей Челябинской области «Актуальные технологии профессионально-педагогического образования» в г. Челябинске (2005 г.), региональной научно-практической конференции «Модернизация общего и профессионального образования» в г. Челябинске (2003 г.), студенческом форуме Уральского федерального округа в г. Екатеринбурге (2004 г.), всероссийском семинаре-совещании «Вариативные воспитательные системы: проблемы и перспективы» в г. Москве (2002 г.), всероссийском семинаре-совещании «Современные технологии воспитательной деятельности в системе непрерывного педагогического образования» в г. Дзержинске Нижегородской области (2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» в г. Челябинске (2004 г.), всероссийской конференции «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкуретноспособных специалистов» в г. Екатеринбурге (2005 г.).

Структура диссертации определена задачами диссертационного исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Текст содержит 37 таблиц и 14 рисунков. Библиографический список включает 228 наименований, в том числе — 5 на иностранном языке.

Выводы по П’главе.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающей саморазвитие личности студента, позволяет сформулировать следующие выводы.

1. На констатирующем этапе изучено состояние проблемы организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. Выявлена заинтересованность студентов и педагогов колледжа в организации студенческого самоуправления. Вместе с тем, обозначается ряд проблем, связанных с формированием мотивации, развитием деловых личностных качеств, компетентности в вопросах управления студентов и педагогов колледжа. Отмечается преобладание среднего уровня саморазвития личности студентов в контрольной и экспериментальной группах (51,04% - в КГ, 52,04% - в ЭГ).

2. Формирующий этап заключался в апробации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. На данном этапе реализованы основные направления по саморазвитию личности в организации студенческого самоуправления, которые представляли целенаправленную деятельность, включающую три блока: мо-тивационно-организационный, организационно-деятельностный, контрольно-результативный.

Результатом реализации мотивационно — организационного блока деятельности явилось создание нормативно-правовых, материально-технических, кадровых, организационно-управленческих, информационно-методических условий для организации студенческого самоуправления в педагогическом колледже, обретение теоретических знаний и формирование практических навыков в области управления социальными организациями студентами и педагогами колледжа, становление ценностно-ориентированной мотивации студентов.

Результатом реализации организационно-деятельностного блока явилось определение целей и задач отдельных субъектов, организации студенческого самоуправления в целом, разработка четырехуровневой структуры организации, самоопределение функций субъектов в соответствии с каждым уровнем и спецификой деятельности, организация консультативной педагогической поддержки.

Итогом контрольно-результативного блока деятельности явилось определение механизма саморазвития личности студента в организации студенческого самоуправления, который представляет целенаправленную деятельности включающий три блока: мотивационно-организационный, организационно-деятельностный, контрольно-результативный.

3. На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика саморазвития личности в организации студенческого самоуправления, особенно в экспериментальной группе (высокий ур. саморазвития > в ЭГ с 25,51% до 76,53%, в КГ с 23,95% до 37,5%).

4.В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена взаимосвязь между уровнем саморазвития личности студента и эффективностью организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. Они напрямую связаны и обеспечиваются реализацией предложенной модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

5.Полученные результаты подтверждают надежную достоверность г исследования математической статистикой.

Заключение

.

Организация студенческого самоуправления является актуальной проблемой в настоящий период развития системы среднего профессионально-педагогического образования.

Поставленная цель, заключавшаяся в теоретической разработке и апробации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, реализация которой обеспечивает саморазвитие личности, в целом достигнута.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлена степень разработанности проблемы организации студенческого самоуправления в педагогической теории и практике. г.

Уточнена сущность понятия «организация студенческого самоуправления».

2. Выявлены особенности и определено назначение студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

3. Разработана и опытно — экспериментальным путем проверена модель организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, обеспечивающая саморазвитие личности студента педагогического колледжа, которая включает следующие позиции:

• четыре организационных блока: субъектно-целевой, содержательный, функционально-деятельностный, оценочно-результативныйг.

• четыре структурных уровня: коллективное стратегическое целеполагание, коллективное тактическое целеполагание, коллективное оперативное целеполагание, индивидуальное целеполагание;

• критерии результативности организации студенческого самоуправления: мотивационно-ценностная направленность личности, саморегуляция личности, теоретические знания и практические навыки в области управления социальными организациями, самоопределение в организационной структуре студенческого самоуправленияразвитость способностей и качеств личности для организации студенческого самоуправленияналичие педагогической поддержки.

4. Подготовлены методические рекомендации по реализации модели организации студенческого самоуправления в педагогическом колледже.

Методика реализации модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа представляет способ организации студенческого самоуправления, что отвечает предмету исследования. Результаты исследования имеют практическую значимость, так как позволяют осуществлять самостоятельную инициативную деятельность по организации студенческого самоуправления в f процессе профессионально-педагогического образования.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы организации студенческого самоуправления обусловлена тенденциями гуманизации и демократизации образовательного процессанеобходимостью научно-обоснованных подходов к организации студенческого самоуправления, реализуемого в пространстве воспитательной системы профессионального образовательного учреждениянедостаточным использованием потенциала студенческого самоуправления для саморазвития f личности.

2. Организация студенческого самоуправления — это общественное объединение студентов на основе единства интересов, ценностей и целей, деятельность которого регламентирована структурой, определена программой совместного социального творчества в процессе профессионального образования.

3. Студенческое самоуправление в структуре воспитательной системы позволяет ей обладать качествами самоуправляемой, самоорганизующейся, саморазвивающейся системы. f.

4. Уровень эффективности организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа и уровень саморазвития личности студента педагогического колледжа напрямую связаны и обеспечиваются реализацией предложенной модели организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа.

5. Механизм саморазвития личности студента представляет целенаправленную деятельность, включающую три этапа: мотивационно-организационный, организационно-деятельностный, контрольно-результативный.

6. Полученные результаты подтверждают надежную достоверность исследования математической статистикой.

В целом, проведённое исследование показало общепедагогическую значимость, хотя и не исчерпывает полностью содержание рассматриваемой проблемы.

В процессе исследования выявлены направления, по которым может быть продолжено дальнейшее изучение данной проблемы: обобщение деятельности по реализации модели организации студенческого самоуправления до уровня технологии организации студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа, расширение границ опытно-экспериментальной работы до регионального уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира Текст. / А. Н. Аверьянов.- М.: Политиздат, 1985. 183 с.
  2. Актуальные проблемы управления качеством образования Текст.: Труды научно-исследовательской лаборатории «Управление качеством образования в высшей школе». Вып. 2 / - Челяб. гос. пед. ун-т.- Челябинск, ЧГПУ, 1999, — 128 с.
  3. Актуальные проблемы управления образованием в регионе. г
  4. Управление региональной системой воспитания и дополнительного образования детей Текст.: сб. научно-метод. материалов / отв. ред В. В. Садырин, Н.И. Фуникова- сост. JI.A. Глазырина. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003. — 167 с.
  5. , A.A. Комсомол и студенческое самоуправление: Перекличка времён Текст. — A.A. Алексеев — Вестник высшей школы. Вып. 6 / -1987.-С. 78−81.
  6. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- J1.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968. 338 с.
  8. , В.И. Педагогика Текст. ?В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. , В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1973. — 390 с.
  10. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  11. , A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст. / A.B. Батаршев. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. — 103 с.
  12. , A.C. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики Текст. /A.C. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995.-152с.
  13. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций Текст. Ч. 1 / Д. А. Белухин. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 318 с.
  14. , H.A. О человеке, его свободе и духовности Текст.: Избранные труды / H.A. Бердяев — сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312 с.
  15. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание перевод. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 32 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. , Б.П., Педагогическая диагностика: Сущность, функции, гперспективы Текст. — Б. П. Битинас, Л.И. Катаева- Педагогика. -Вып. 2/- 1993.-С. 10.
  19. , И.В. Системный подход как современное общенаучное направление Текст. — И. В. Блауберг, Б.Г. Юдин- Диалектика и системный анализ / М.: Наука, 1986.
  20. , И.В. Философский принцип системности и системный подход Текст. — И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин — Вопросы философии. Вып. 8. / - 1987. — С. 39−46.
  21. , Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка Текст. / Е. Д. Божович. М.: Знание, 1979. — 39 с.
  22. Большая советская энциклопедия Текст. / отв. ред A.M. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1977'. 683 с.
  23. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. — Е. В. Бондаревская — Педагогика. -Вып. 4/- 1997. -С. 11−16.
  24. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. — Е. В. Бондаревская — Педагогика. Вып. 6 /- 1995.-С. 29−33.
  25. , В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? Текст.- В. И. Бочкарёв — Педагогика. -Вып. 2/-2001.-С. 9−13.
  26. , В.И. Школьное самоуправление в вопросах и ответах Текст. — В. И. Бочкарёв, В. М. Опалихин — Воспитание школьников. -Вып. 3 /- 1995.-С. 12−13.
  27. , В.И. История государственного управления и самоуправления в России Текст.: учеб. пособие / В. И. Быстренко. -М.: Инфра-М. Новосибирск: Изд-во НГАЗиУ, 1997. — (Высш. образование). — 92 с.
  28. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание перевод. / М. Вартофский — отв. ред И. Б. Новак, В. Н. Садовский.- М.: Прогресс, 1988. 507 с.
  29. Виль-Вильямс, Е. И. Обучающаяся организация опыт развития Текст. — Е.И. Виль-Вильямс — Справочник по управлению персоналом.- Вып. 4 / 2002. — С. 73−84.
  30. , В.П. Концепция модернизации российского образования: роль и место среднего профессионального образования Текст. -
  31. B.П. Вишневская — Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. / Челябинск, Изд-во ЧГПУ, 2003. — 238 с. — С. 21−23г
  32. , Ю.Г. Проблема целостной личности: Сущность, социальный механизм формирования Текст.: автореф.. дис.. на соиск. учен, степ, д-ра филос. наук / Ю. Г. Волков. М., 1984. — 32 с.
  33. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории Текст. / редкол.: В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М.: Сентябрь, 1997.- 111 с.
  34. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1981. — 479 с.
  35. , Л.А. Социальное партнерство важнейшее средство функционирования колледжа Текст. — Л. А. Высоцкий — Среднее профессиональное образование. — Вып. 11 /- 2003. — С. 44−45.
  36. , О.С. Гуманизм и свобода: введение в гуманистическую педагогику Текст. — О. С. Газман — Гуманизация воспитания в современных условиях / редкол.: О. С. Газман, И. А. Костенчук. М.: УФЦг
  37. Инноватор. 1995. — С. 3−13.
  38. , О.С. Потери и приобретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки Текст. — О. С. Газман — Первое сентября. -Вып. 119/-21 ноября 1995 г.
  39. , А.И. О воспитании и образовании Текст. / А. И. Герцен, В. П. Огарёв. М.: Педагогика, 1990. — 363 с.
  40. , Б.С. О взаимоотношениях категории «целостность», «системность» и комплексность Текст. — Б. С. Гершунский — Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. М.: НИИОПВ АПН СССР, 1985.
  41. , С.И. Избранные сочинения Текст. / С. И. Гессен. М.: РОССПЭН, — 1999. — 812 с.
  42. , Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности: Из опыта работы шк. г. Таганрога Текст. / Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика. 1984. — (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки). — 112 с.
  43. , В.Г. Как провести школу лидерства Текст. — В. Г. Горчакова — Школьные технологии. Вып. 3 / - 2003. — С. 146.
  44. , В.Г. Формула профессионализма Текст. / В. Г. Горчакова. -Челябинск, 1997. С 146−154.
  45. Гуманистические воспитательные системы Текст.: учебное пособие: в Зч. / сост. Скулатова Л. П. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2004. — 109 с.
  46. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. В описаниях их авторов и исследователей Текст. / сост. Е. И. Соколова — отв. ред д.п.н. Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 1998.-336 с.
  47. , И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога Текст. — И. Д. Демакова — Классный руководитель. Вып. 5 / - 2002. — С. 108−124.
  48. , Э.Д. Школа и общество — Э.Д. Днепров — Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / отв. ред Смирнов В. И. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 416 с.
  49. , H.A. Избранные педагогические сочинения Текст. / H.A. Добролюбов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. — 510 с.
  50. , Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т.3.Текст. /
  51. Ф.М. Достоевский. JI.: Наука, 1972. t
  52. Драчёва, E. J1. Менеджмент Текст.: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / E. J1. Драчёва, Л. И. Юликов. [2-е изд.]. -М.: Академия, 2002. 288 с.
  53. , А.Н. История педагогики Текст. / А. Н. Дружинский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  54. , М.Е. Вопросы активизации профессиональной деятельности студентов : Методические указания Текст. / отв. ред М. Е. Дуранов, В. И. Жарков [и др.]. Челябинск, 1990. — 80 с.
  55. , B.C. Моделирование какг метод научного исследования (гносеологический анализ) Текст. / B.C. Дынина. М.: Издательство Московского университета, 1965. — 248 с.
  56. , М.И. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: Харвест. М.: ACT, 2001 — 576 с.
  57. , И.Н., Портрет лидера в социальном интерьере Текст. — И. Н. Емельянова, H.A. Ермакова- Студенчество. Диалоги о воспитании. Вып. 3 / - 2003. — С. 5.
  58. , Е.С. Лидерские технологии технологии влияния Текст. — Е. С. Жариков — Справочник по управлению персоналом. — Вып. 4 / -2002.-С. 102.
  59. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Астахов. М.: Академия, — 2001. -208 с.
  60. , H.A. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического коллежа в образовательном процессе Текст.: автореф.. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук / H.A. Заенутдинова. Магнитогорск, 2002. — 18 с.
  61. Законы Российской Федерации. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. / Среднее профессиональное образование. Сборник основных нормативных документов / сост. П. Ф. Анисмов, г
  62. В.И. Байденко, Т. И. Ветрова, О. Б. Манькова и др. — отв. ред П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 1997. — 416с.
  63. Законы Российской Федерации. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании»: с изм. и доп., внес. Федеральным законом РФ от 22.08.2002 г. № 122-ФЗТекст. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2004. — 66 с.
  64. , Г. Е. Социология образования Текст. В 2 ч. 4.2. Социология профессионального образования: учеб. пособие / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.-188с.г
  65. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд. УГППУ, 2001. — 50 с.
  66. , Э.Ф. Психология профессионального образования: Текст. учебн. пособие / Э. Ф. Зеер. [2-е изд.]. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 480 с.
  67. , Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. г- Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1986. — 48 с.
  68. , В.В. История русской философии Текст.: т. 2. Т. 1 / В. В. Зеньковский — сост. А. В. Поляков.- Л.: ЭГО. 1991,-(филос.наследие России)., 1991. — 254с.
  69. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. [2-е изд.]. М.: Логос, 2005. — 382 с.
  70. , И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания Текст. — И. А. Зимняя — Классный руководитель. Вып. 5 / -2002.-С. 70.
  71. , В.Н. Организационно-методические проблемы профессионального воспитания студентов Текст. — В. Н. Зубков — Среднее профессиональное образование (ежемесячный теоретический и научно-методический журнал). Вып. 11/- 2003. — С. 32−35.
  72. , В.М. Профессиональное образование и личность Текст. — В. М. Зуев — Профессиональное образование и формирование личности специалиста / М.: ИПР СПО, 2002. — 175 с.
  73. , И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области Текст. / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  74. , В.А. Педагогические идеи синергетики -- В.А. Игнатова — Педагогика. Вып. 8 / - 2001. — С.26- 31.
  75. , К. Педагогическая диагностика перевод. / К. Ингенкамп -М.: Педагогика, 1991. — с. 17.
  76. Инновационные процессы в образовании: Материалы 8 Международной научно-практической конференции: 22−23 апреля 2004 г.: В Зч. Текст. / отв. ред А. Ф. Аменд [и др.] - М-во образования РФ, Челябинск, гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ. Ч. 1. — 2004. — 271с.
  77. , В.П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной среды в процессе дополнительного профессионального образования Текст.: дис.. д.п.н. / В. П. Исаенко. -М., 2003.-336 с.
  78. , В.Т. Самоуправление и, его роль в управлении гуманистической системой воспитания Текст. — В. Т. Кабуш — Классный руководитель. Вып. 8 / - 2003. — С. 6−24.
  79. , Т.Г. Управление развитием образовательных учреждений нового типа Текст.: Монография / Т. Г. Калугина. Челябинск: Юж,-Урал. кн. изд-во, РИО «Акмте-профи» ЧелИРПО, 2005. — 323 с.
  80. , Т.Г. Деятельность детских объединений и организаций как фактор развития личности Текст. — Т.Г. Калугина- Проблемы активизации детского движения в современных условиях /- Челябинск. ЧГПИ, 1993. — С. 15−1-8.
  81. , Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст.: учеб. пособие для студентов выс. пед. заведений / Н. П. Капустин. -М.: Академия, 1999. 216 с.
  82. , В.А. Воспитательная’система школы: Педагогические идеи и опыт формирования Текст. / В. А. Караковский. М.: Педагогика, 1992. — 124 с.
  83. , В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. М.: Прогресс, 1993, — 218 с.
  84. , A.C. Взаимосвязь самоуправления учащихся и управленческой деятельности руководителя профессионального училища Текст.: автореф.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / A.C. Касаткин. Н.Новгород. — 1996? — 20 с.
  85. , E.H. Случайность, которая творит мир Текст. / E.H. Князева — В поисках нового мироздания: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи.-М" 1991,
  86. , С.М. Воспитание и самовоспитание Текст. / С. М. Ковалев. -М.: Мысль, 1986.-287 с.
  87. , A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике Текст. / A.A. Ковырялг. Таллин: Валгус, 1990. — 334 с.
  88. , Г. М., Педагогический словарь: для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  89. , И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадиг-мальной рефлексии Текст. / И. А. Колесникова. С. Петербург: Детство-Пресс, 2002. — 35 с.
  90. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М. Просвещение, 1989. — 255 с.
  91. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
  92. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактора повышения эффективности управления общеобразовательной школы Текст.: дис.. докт. пед. наук / Ю. А. Конаржевский. Челябинск, 1980. — 492 с.
  93. , Ю.А. Что нужно знать директорам школ о системах и системном подходе Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  94. Российской Федерации, Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей).
  95. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 г. Текст. — Модернизация российского образования (тематическое приложение к журналу «Вестник») / В. М. Филиппов. -Просвещение, март 2003. С. 42−86.
  96. Концепция молодежной политики г Челябинска: сборник материаловгпо реализации молодёжной политики Текст. Вып. 14 /- Челябинск. 2004. — С. 30−42.
  97. Концепция профессионально-педагогического воспитания студентов Текст. / А. Н. Богачёв, В. В. Латюшин, В. Г. Швеммер, Г. С. Шкребень.- Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2003. 80с.
  98. ЮО.Королева, В. А. Становление готовности студентов педагогического колледжа к самоуправлению в образовательном процессе Текст.: автореф.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В. А. Королева.- Магнитогорск. 2000. — 18 с.
  99. , Н.К. Избранные педагогические произведения Текст. / Н. К. Крупская. М.: Просвещение, 1965. — 695 с.
  100. , В.И. Итоги смотра студенческого бюро Текст. / В. И. Крутов, А. И. Молот, В. В. Попов. Вестник высшей школы. -Вып. II- 1983, — С. 46−49.
  101. , Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных измерений ребёнка и взрослого Текст. — Н. Б. Крылова — Классный руководитель. Вып. 3 / -2000.-С. 92−95.
  102. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Издательство Ленингр.ггос. ун-та, 1970. 114 с.
  103. , JI.H. Вопросы личностно-профессионального саморазвития студента в целостном педагогическом процессе педагогического ВУЗа Текст.- JI.H. Куликова — Сб. научн. ст. / Иркутск: 1984.
  104. КушнирА. Народное образование Текст. Вып. 9 / А. Кушнир.- М.: Прогресс, 2001. 95 с.
  105. ПО.Лафта, ДЖ.К. Теория организации Текст.: учеб. пособие /
  106. ДЖ.К. Лафта. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. — 416 с. 111. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. /г
  107. А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  108. ЛитвакР.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений Текст. / P.A. Литвак. авт. Челябинский гос. пед. ун-т. — Челябинск: ЧГПУ: ДПиШ им- Н. К. Крупской, 2000. — 168с.
  109. , P.A. Современное детское движение Текст. / P.A. Литвак.- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 80 с.
  110. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей Текст. / Б. Т. Лихачёв. Самара: ЮТЕКС, 1997. — 60 с.
  111. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  112. Пб.Личность: определение и описание Текст. Вопр. психол. Вып. 3. -1992.-С. 34−42.
  113. , А.Ю. Введение в синергетику Текст.: учеб. руководство / А. Ю. Лоскутов, A.C. Михайлов. М.: Наука, 1990. — 272 с.
  114. , A.C. Педагогическая поэма: Роман Текст. / A.C. Макаренко. М.: Моск. рабочий, 1986. — 639 с.
  115. , Л.И. Теория и методика воспитания Текст.: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  116. , А.К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  117. , Г. А. Самоуправление как средство развития и саморазвития личности Текст. — Г. А. Мартынова, С. Г. Рогальская — Классный руководитель. Вып. 8 / - 2003. — С. 34−50.
  118. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. Нью-Йорк: Харнер и Роу. — 1954.123 .Маслоу, А. П. Психология бытия Текст. / А. П. Маслоу. М.: Рефл-бук, 1997.-304 с.
  119. Методика воспитательной работы Текст.: учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / отв. ред В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  120. Методология системного подхода в педагогике Текст. Вып. 3 (33) / отв. ред А. М. Сидоркин. — М.: НИИОП АПН СССР, 1989. — 56 с.
  121. , Д.М. Научные основания организации школьного и студенческого самоуправления и управления Текст.- Д. М. Мехонцева — Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога. Вып. 6 / - 2002. — С. 132−135.
  122. , Е.А. Основные положения теории педагогической деятельности Текст. — Е. А. Михайлычев — Вестн. УМНО вузов России по инж.-пед. образованию. Вып. 1 (10) / - Екатеринбург, 1993. — С. 29−35.
  123. Молодежь и самоуправление: «Тезисы докладов науч.-практ. конференции (октябрь 1989 г.) Текст. 4.1.: Самоуправление молодежи: возникновение первичных форм и противоречия становления Челябинский гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1989.104 с.
  124. , Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика Текст.: опыт экспериментального исследования / Н. И. Монахов. -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  125. , Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение Текст. / Е. Моргунов. М.: „Бизнес-школа“ „Интел-синтез“, 2000. — 264 с.
  126. , Г. Г. Организация детского общественного объединения в современных условиях Текст. — Г. Г. Николаев — Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ / Челябинск, — Изд-во ЧГПУ, 2001. — С. 45−57.
  127. , Г., Познание сложного: Введение перевод. / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990. — 342 с.
  128. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования Текст. — A.M. Новиков — Педагогика. Вып. 9 / - 2000. — С. 3−10.
  129. Образование в 21 веке: проблемы и поиски их решения Текст. / П. И. Сумин, В. М. Тарасов, А. Н. Косилов [и др.] - отв. ред А. Ф. Аменд,
  130. B.В. Латюшин. Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во. — 2003. — 590 с.
  131. , Г. К., Фролова C.B., Токарева Л. А. Соуправление условие модернизации системы образования Текст. — Г. К. Паринова,
  132. C.B. Фролова, Л. А. Токарева — Школьные технологии. Вып. 2 / -2003.-С. 146−149.
  133. Педагогика Текст. / отв. ред Г. Йонкер, Ю. К. Бабанский. М. :г1. Просвещение, 1984. 260 с.
  134. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-ов Текст. / отв. ред Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  135. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. [3-е изд.]. — М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  136. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / отв. ред П. И. Пидкасистый. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  137. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст.: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов [и др.] - отв. ред С. А. Смирнов. [4-е изд.]. — М.: Академия, 2000. 512 с.
  138. , Ю.Е. Студент и управление институтом Текст. — Ю. Е. Пертуня — Вестник высшей школы. Вып. 11 / - 1988. — С. 73−74.
  139. , К.К. Система психологии и теория отражения Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  140. Повышение воспитательной роли ученических коллективов Текст. / сост. А. Ф. Аменд, JI.JI. Кривоногова, З. Ф. Кудрявцева [и др.]. -Челябинск: ЧГПИ, 1983. 23 с.
  141. , В.В. Вестник высшей школы Текст. — В. В. Подсевалов — Студенческий деканат школа самоуправления. -Вып. 2 / - 1987. — С. 65−67.
  142. , М.М. Управление развитием школы —: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М. Поташник, B.C. Лазарев. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  143. Проблемы активизации детского движения в современных условиях: (По материалам межрегион, научн.-практ. конф.) Текст. /
  144. P.A. Литвак, А. З. Иоголевич. Челябинский гос. пед. ин-т, — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1993. — 109 с.
  145. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005гг. Текст. / Вып. 6 Мин-во образования Российской Федерации, 2000. С. 46−66.
  146. Проект национальной доктрины образования в Российской Федерации Текст. — Учит, газета. Вып. 42. — 1999. — С. 15−16.
  147. Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: материалы II межрегиональной научно-практической конференции, 22−23 октября 2004 г., Челябинск-Озерск Текст. / редкол.: С. Е. Матушкин [и др.]. Челябинск: ЧелГУ, 2005. — 164 с.
  148. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления на основании результатов Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления Текст. / Письмо М-ва образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 15 51−6815−01- 21 /г
  149. Вестник образования. 2003. — № 9. — С. 25−28.
  150. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. -М.: Просвещение, 1994. -480 с.
  151. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2000. — 256 с.
  152. , М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе Текст.: автореф.. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / М. И. Рожков. Казань, 1989. — 23 с.
  153. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. Тезисы докладов участников Всероссийской конференции Текст. / Екатеринбург: ГОУ ВПО „УГТУ-"УПИ“, 2005. — 298 с.
  154. , Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов Текст. — Е. В. Романов — Образование и наука. Вып. 4 / - 2000. — С.^61−65.
  155. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. текст. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА. — 1997. — 80с.
  156. , С.Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1999. — 328с.
  157. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  158. , Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения Текст.- Г. И. Рузавин — Свободная мысль. Вып. 17−18 / - 1993.
  159. , М. Об отваге, конформизме и самоуправлении Текст. — М. Савва — Вестник высшей школы. Вып. 2 / - 1989. — С. 24−25.
  160. , В.В. Среднее профессиональное образование Челябинской области: состояние, перспективы развития Текст. / В. В. Садырин,
  161. Е.М. Зайко. Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. — Изд-во ЧГПУ, 2003. — 238с.
  162. , Г. К. Социально воспитательные технологии Текст. — Г. К. Селевко, А. Г. Селевко — Школьные технологии. — Вып. 3 / - М.: Народное образование, 2002. — 176 с г
  163. , B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Селиванов- отв. ред В. А. Сластёнин. М.: Академия, 2000. — 336 с.
  164. , Н.Е. Гарант выживания и безопасности Текст. — Н.Е. Селиванова- Народное образование. Вып. 6 / - 1996. — С. 24−28.
  165. , В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я Текст. / В. П. Сергеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  166. , Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография Текст. / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  167. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст.» / В. В. Сериков. М., 1999.
  168. , В.В. Общая педагогика: избр. лекции Текст. / В.В. Сериков- Фед. агентство по образованию, Волгогр. гос. пед. уни-т. Волгоград: Перемена, 2004. — 277с.
  169. , Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  170. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Текст.: учеб. пособие / В. П. Симонов. М.: АОЗТ «Ариант», 1995. — 226 с. г
  171. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  172. , В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-416 с. 181 .Совершенствование системы воспитательной работы в ССУЗАХг
  173. Текст. / сост. Машкова З. Д., Крепкая Т. П. М.: Институт проблем развития СПО, 2002. — 60 с.
  174. Современный толковый словарь русского языка Текст. / отв. ред С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург: «Норинт», 2002. — 959 с.
  175. , С. Воспитание по Иванову Текст. / С. Соловейчик. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
  176. , С.Я. Из опыта студенческого самоуправления Текст. — С. Я. Соломатин — Вестник высшей школы. Вып. 1 / - 1987. — С. 82−83.
  177. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения Текст. / В.Н. Сорока-Росинский — сост. А. Т. Губко, АПН СССР. М. Педагогика, 1991. — 239 с.
  178. , E.H. В поисках более точного ответа Текст. — E.H. Степанов — Директор школы. Вып. 1 / - 2001. г
  179. , E.H. Воспитательная система образовательного учреждения Текст. — E.H. Степанов — Классный руководитель. Вып. 8 / -2001.-С. 11−17.
  180. , E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степанов, JIM. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  181. , E.H. Показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы Текст. — E.H. Степанов, В. А. Яковлева — Классный руководитель. Вып. 5 / - 2001. — С. 36−38.
  182. , В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. [6-е изд.]. Политиздат. — 1988. — 269 с.
  183. , В.А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. Радянська школа. — Киев, 1974. — 287 с.
  184. , Н.М. Архитектоника^ воспитательного процесса: Современная концепция и теория воспитания Текст.: реком. в помощь педагогам-новаторам и исслед. / Н. М. Таланчук, АПН СССР, Татарское отделение пед. общества РСФСР. Казань, 1990. — 208 с.
  185. Теория управления образованием Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовательных учреждений / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
  186. , Е. Воспитание лидера Текст. — Е. Тихомирова — Воспитание школьников. Вып. 4 / - 2003. — С. 59.
  187. , Е. Воспитание лидера в детских и молодёжных организациях Текст. — Е. Тихомирова — Воспитание школьников. -Вып. 5 /-2003.-С. 57−63.
  188. , П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. М.: Просвещение, 1980. — 269 с.
  189. , П.И. Управление школой по результатам: Практика пед. менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. М.: Нов. Шк, 1998. — 284 с.
  190. , А.Н. Новая модель 'образования старшеклассников: опыт создания. Вып. 3 Текст. / А. Н. Тубельский, М. Е. Кукушкин, М. В. Старостенкова — отв. ред М. А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2001.- 144 с.
  191. , А.Н. Создаём школу демократии Текст. / А. Н. Тубельский. М.: Мысль, 1998. — 68 с.
  192. Философский энциклопедический словарь. Текст. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 911с.
  193. , А. Наследие A.C. Макаренко Текст. — А. Фролов — Народное образование. Вып. 2 / - 2003. — С. Г68−182.
  194. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997.-512 с.
  195. , И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания Текст. — И. Ф. Харламов — Педагогика. Вып. 6 / - М.: Прогресс. — С. 52−59.
  196. Хочу быть лидером. Вып. 2. — Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003. — 96 с.
  197. , H.H. Понятийно-терминологический словарь: Управлениегобразованием как социальной системой Текст. / H.H. Хридина.- Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. 384 с.
  198. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зилгер. СПб., 1997.- 542 с.
  199. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, г
  200. Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- отв. ред Т. И. Шамова. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  201. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- отв. ред Т. И. Шамова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  202. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2. / С. Т. Шацкий — отв. ред. Н. П. Кузина [и др.]. М.: Просвещение, 1980.-364 с. г
  203. , М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников Текст. — М. И. Шилова — Классный руководитель. Вып. 6 / 2000. — С. 19−26.
  204. , В.К. Алгоритм организации самоуправления в педагогических институтах в условиях перестройки высшей школы: тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. 28−30 янв. 1988 г. Текст. Ч. 2 / В. К. Шишмаренков. — Владимир, 1988. — С. 159−161.
  205. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. -М.: Наука, 1966.-301 с.
  206. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогический поиск, 1997. — 76 с.
  207. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  208. , Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический подход Текст.: Монография / Е. В. Яковлев. Издательство ЧПТУ, 1998. — 136 с.
  209. , Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения Текст.- Е. В. Яковлев — Педагогика. Вып. 2 / - 2001. — С. 32−36.
  210. , Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1991. — 128 с.
  211. , Э.В. Системный подход. Материалистическая диалектика Текст. — Э. В. Яковлева — Диалектика познания и современная наука / -М. .Мысль, 1973.-221 с.
  212. Ehrisel, L. C The principal adult educator or net professional development of teachers text. — L. C Ehrisel- British journal of in-service education.-1995.-Vol 21, 2-P. 167−180.
  213. Coombs, I.R. E dual access to education traduce and the issues text. — Journal of curriculum studies., 1994.-Vol, 26., 3/-P.281−295.
  214. Pedler, M., Burgone, Z., Boydell, T. The Learninq Company. A Strategy for Sustainable development text. — / M. Pedler, Z. Burgone, T. Boydell. McGraw-Hill, 1997.
  215. Senge, P. M. The Fifth Discipline Fieldbook. Strategies and Too Is for Building a Learning Organization text. / P.M. Senge, A. Kleiner, C. Roberts, R. B. Ross, B. Y. Smith. Nicholas Brealey Publishinq London, 1996.
  216. Robbins, S.R. Organizations Theory: The Structure and Design of Organizations. Englewood Cliffs text. / S.R. Robbins. NY: Prentice -Hall.- 1983.
Заполнить форму текущей работой