Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование здоровьесберегающей компетенции в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическая технология формирования здоровьесберегающей компетенции включает целевой блок — формирование здоровьесберегающей компетенциидиагностический блок, включающий критерии и средства диагностики эффективности образовательного процессасодержательный блок, в котором отражены медико-биологические, психолого-педагогические и физкультурные основы здоровьесбережения. Реализация педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы решения проблемы формирования здоровьесберегающих компетенций у будущих педагогов физической культуры
    • 1. 1. Здоровьесберегающая компетенция современного учителя физической культуры как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающей компетенции будущего педагога физической 55 культуры
    • 1. 3. Педагогическое моделирование процесса формирования компетентностей здоровьесбережения у будущих педагогов физической культуры

Формирование здоровьесберегающей компетенции в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время в мировоззрении российского социума происходит качественный сдвиг, который характеризуется формированием осознания приоритета ценности здоровья человека. Следствием этой позитивной динамики являются государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены приоритетные задачи и стратегии государства в области сбережения здоровья населения России.

Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, соответственно, и нации в целом.

Одним из интегральных показателей, определяющих культурный потенциал страны, является уровень здоровья детей, следовательно, современные стратегии образования должны быть направлены на снижение уровня заболеваемости и здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса.

Проблема роста заболеваемости за период обучения в общеобразовательной школе в настоящее время остается одной из острых и нерешенных. Современное медицинское сопрововождение учебного процесса не дает должного эффекта, следовательно, это не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая проблема.

Решение ее должно осуществляться в рамках всех предметных дисциплин общеобразовательной школы, но несомненным является тот факт, что главная роль отводится предметной области «Физическая культура». Однако на современном этапе учителя физической культуры недостаточно владеют здоровьесберегающей компетенцией, а также недооценивают роль предметной области «Физическая культура» в структуре образовательного процесса как средства формирования культуры и укрепления здоровья школьников. Исследования показали, что современные уроки физической культуры в большинстве общеобразовательных школ характеризуются приоритетом направленности на формирование двигательных умений и навыков с целью достижения комплекса физкультурных нормативов, учителями недостаточно внедряются в образовательный процесс технологии здоровьесбережения, направленные на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.

В связи с этим актуальным становится формирование у будущих педагогов физической культуры здоровьесберегающей компетенции, направленной на выработку личностно-ценностных и деятельностно-практических ориентиров сохранения и укрепления здоровья своих будущих учеников (А.А. Курмаева, С. Г. Ахмерова, С. Н. Горбушина, В. В. Сериков, В. А. Смирнов, Р. Г. Латынова, И. А. Зимняя, В. И. Байденко).

В ряде научно-педагогических исследований здоровьесберегающая компетенция будущего педагога рассматривается с разных позиций.

Компетентностный подход в современной системе подготовки будущих педагогов представлен в материалах совещания о реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации (2005), в исследованиях Н. А. Селезневой, И. А. Зимней, JI.H. Болотова, B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, В. И. Байденко, М. В. Рыжакова, В. Хутмахера, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Петровской, Н. В. Кузьминой.

В качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании А. А. Вербицким предложена технология контекстного обучения, которая представлена в виде модели деятельности специалиста, как системы его основных профессиональных функций, проблем и задач.

Общая характеристика видов и компонентного состава компетентности представлена в работах И. А Зимней. Она указывает, что компетенции это потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые выявляются в деятельностных проявлениях. Согласно И. А. Зимней, компетенция здоровьесбережения включает знание и соблюдение норм здорового образа жизни, гигиеническую и физическую культуру, свободу и ответственность выбора образа жизни. Таким образом, компетенция здоровьесбережения есть личностная характеристика, которая выражается в здоровьесберегающем поведении индивидуума.

На наш взгляд, здоровьесберегающая компетенция является основополагающей в ряду профессиональных компетенций будущего педагога физической культуры.

Анализ литературных источников в области теории и практики физической культуры, а также психологии и педагогики показал неразработанность проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры в процессе профессиональной подготовки, что определило направление нашего исследования и позволило выявить ряд противоречий между:

— социальным заказом общества, направленным на приоритет сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и недостаточным владением большинством педагогов физической культуры здоровьесберегающей компетенцией, в соответствии, с чем образовательный процесс по физической культуре в школе носит преимущественно спортизированную, а не оздоровительную направленность;

— необходимостью внедрения компетентностного подхода к подготовке будущего педагога физической культуры и недостаточной разработанностью технологии формирования здоровьесберегающей компетенции.

С учетом необходимости разрешения указанных противоречий была выбрана тема и сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у будущих педагогов физической культуры здоровьесберегающей компетенции.

Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего педагога физической культуры.

Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры.

Источниковую базу исследования составили: монографии, сборники статей, материалы научных конференций по проблемам педагогического образованиянормативные документы, определяющие требования к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса школы полного среднего образованиятруды по вопросам психологии и педагогике здоровья.

Гипотеза исследования: формирование у будущих педагогов здоровьесберегающей компетенции будет эффективным если:

— изучена и уточнена сущность понятия «здоровьесберегающая компетенция" — процесс формирования здоровьесберегающей компетенции осуществляется на основе педагогической технологии физкультурно-оздоровительного содержания;

— разработана и реализована педагогическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культурыопределены критерии и уровни сформированное&tradeздоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры, на основе которых разработана физкультурно-оздоровительная программа в рамках дисциплин регионального компонента;

— выявлены и реализованы в образовательном процессе факультета физической культуры педагогические условия эффективного формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1.Ha основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание понятия «здоровьесберегающая компетенция».

2. Разработать педагогическую технологию как совокупность форм, методов и средств, наиболее адекватных формированию здоровьесберегающей компетенции.

3. Разработать педагогическую модель формирования здоровьесберегающей компетенции на факультетах физической культуры педагогических вузов.

4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры.

5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие результативности учебного процесса с применением модели формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры посредством модульной физкультурно-оздоровительной технологии.

Методологической основой исследования являются комплекс идей и научных положений Болонского процесса и Концепции Модернизации Российской системы образования, обусловленных парадигмой здоровьесбережения, концепцией здорового образа жизни (Л.И. Алешина, A.M. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, Г. И. Царегородцев и др.) — концепция личностного подхода в образовании (В. В. Сериков) — контекстный подход к моделированию процесса профессиональной подготовки специалиста (A.A. Вербицкий) — компетентностный подход к формированию личности будущего педагога (В.И. Байденко, H.A. Селезнева, И. А. Зимняя,.

JI.H. Болотов, B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, M.B. Рыжаков, В. Хутмахер, А. К. Маркова, JI.M. Митина, JI.A. Петровская, Н.В. Кузьмина) — теоретические положения концепции культурологического подхода к реализации образовательного процесса подготовки педагога по физической культуре (Ю.М. Николаев, Р. Н. Макаров, И. В. Муравов, Е. В. Утишева, В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, H.H. Визитей, A.C. Запесоцкий, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Н. И. Пономарев, H.A. Пономарева, В. И. Столяров, В. П. Беспалько, В. А. Болотов, K.M. Дурай-Новакова, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, К. К. Платонов, В. А. Сластенин и др.) — деятельностный подход к личности будущего педагога и процессу ее формирования (А.В Хуторской., Е. В Доманский., П. И. Пидкасистый, A.B. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л Рязанова, Е. В Бондаревская, C.B. Кульневич и др.) — технологический подход к проектированию образовательного процесса (Г. К. Селевко, Н. В. Борисова, П. А. Юцявичене, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский и др).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования:

— теоретических: анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативно-правовой документации;

— эмпирических: анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, ранжирование, тестирование;

— математико-статистических: сбор, анализ экспериментальных данных и их статистическая обработка.

Экспериментальная база исследования.

Опытно-эксперименталыюе исследование проводилось в Воронежском государственном педагогическом университете на факультете физической культуры. В эксперименте участвовало 652 студента.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1999 — 2000 г. г.) включал изучение нормативноправовой, психолого-педагогической и научно-методической литературы, теоретического анализа состояния проблемы в теории и практике подготовки педагога физической культуры, выявление противоречий в обучении студентовопределение цели, предмета, объекта исследования, формировалась гипотеза, устанавливалась область применения результатов, уточнялись методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Второй этап (2001 — 2002 г.г.) — проведение констатирующего эксперимента, апробация экспериментального курса обучениявыявление положительных и отрицательных сторон экспериментальной деятельностипродолжение изучения литературы.

Третий этап (2002 — 2005 г. г.) — создание учебных программ и их внедрение в практику преподаванияраспространение опыта использования педагогической технологии физкультурно-оздоровительного содержания как средства формирования здоровьесберегающей компетенцииформирующий экспериментпроведение промежуточной научно-методической экспертизы по результатам исследования.

Заключительный этап (2005 — 2006 г. г.) — обобщение результатов проведенного исследованиястатистическая обработка полученных данныхразработка педагогических рекомендаций по использованию педагогической технологии и модели формирования здоровьесберегающей компетенции.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие «здоровьесберегающая компетенция», разработана его структура, включающая когнитивный, аксиологический, деятелыюстный, рефлексивный компонентыопределены критерии и уровни сформированное&tradeздоровьесберегающей компетенции;

— разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая технология, направленная на решение проблемы формирования здоровьесберегающей компетенцииразработана педагогическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры;

— выявлены педагогические условия, способствующие успешному формированию здоровьесберегающей компетенции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе компетентностного подхода внесен вклад в развитие теории профессиональной подготовки учителя физической культуры, направленный на формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры посредством педагогической технологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модель формирования здоровьесберегающей компетенции будущих педагогов физической культуры внедрена в Воронежском государственном педагогическом университете на факультете физической культуры. Разработана физкультурно-оздоровительная программа и ее учебно-методическое обеспечение.

Разработанные теоретические положения и учебно-методическое обеспечение нашли широкое использование в образовательной практике Воронежского государственного института физической культуры, а также в Воронежском государственном педагогическом университете на отделении «Безопасность жизнедеятельности».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедрах физического воспитания, теории и методики физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Воронежского государственного педагогического университета, на научно-практической конференции «Физическое воспитание в системе гармонического развития личности» (Воронеж, 1999 г. г.), «Проблемы физического воспитания учащейся молодежи» (Воронеж, 2000 г.), «Физическая культура молодежи в двадцать и первом веке» (Воронеж, 2001 г.), «Проблемы физкультурно-оздоровительного образования в свете Болонского процесса» (Воронеж, 2006 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (Воронеж, 2006 г.).

Результаты исследований внедрены в образовательный процесс факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности и кафедры физической культуры Воронежского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и психологии факультета послевузовской подготовки Воронежской государственной медицинской академии, о чем свидетельствуют акты о внедрении.

Достоверность научных результатов и выводов обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессарепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике вузов различного профиля.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Здоровьесберегающая компетенция — это совокупность физкультурно-педагогических знаний, умений, навыков и мотивов, являющихся основой здоровьесберегающей педагогической деятельности и формирования здорового образа жизни будущего педагога физической культурыв структуре здоровьесберегающей компетенции выделяются: когнитивный компонент, как совокупность интегрированных медико-биологических, психолого-педагогических и физкультурных знанийаксиологический компонент, определяющий психологические установки на осознание ценности здоровьядеятельностный компонент, включающий общепедагогические умения и рефлексивный компонент, как экстраполяция мировоззренческих установок на профессиональную деятельность.

2. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающей компетенции включает целевой блок — формирование здоровьесберегающей компетенциидиагностический блок, включающий критерии и средства диагностики эффективности образовательного процессасодержательный блок, в котором отражены медико-биологические, психолого-педагогические и физкультурные основы здоровьесбережения. Реализация педагогической технологии предполагает использование различных форм (традиционных: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятияинновационных: квазипрофессиональные игры, видеоанализ, презентации, тренинги), методов (теоретических: беседа, дискуссиянаглядных: показ, демонстрация моделей, схемпрактических: упражнения, ситуативные задачи) и средств (дидактических: учебно-методические комплексыинструментальных: тренажеры, гимнастические снарядымультимедийных: презентации, видеофильмы, электронные учебники, электронные альбомы схем), проведения занятий.

3. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у будущего педагога физической культуры основана на принципах приоритета здоровья субъектов образовательного процесса, социальной обусловленности, системности и научности, практической направленности, учета индивидуальных особенностей студентов и межпредметности. В ней отражены компоненты здоровьесберегающей компетенции (когнитивный, деятельностиный, аксиологический и рефлексивный) — критерии (знания, умения и навыки, отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение) и уровни (потребительский, профессионально-направленный, ценностно-смысловой) сформированности здоровьесберегающей компетенции.

4. Совокупность педагогических условий формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры: ориентированность на признание формирования здоровьесберегающей компетенции, как показателя профессиональнопедагогической компетентности педагога физической культурыформирование здоровьесберегающей компетенции посредством педагогической технологииотбор содержания и построение образовательного процесса на основе активизации эмоциональной, когнитивной и практической и поступочной сфер личностиустановление межпредметных связей между дисциплинами разработанной программы.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (174 источника) и 12 приложений. В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: методики анкетирования, тестированияметодические материалы и программа к разработанной технологии.

Общие выводы.

В заключении сформулированы выводы по результатам проведенного диссертационного исследования:

1. Для успешного решения задач исследования было уточнено понятие «здоровьесберегающая компетенция» — это совокупность физкультурно-педагогических знаний, умений, навыков и мотивов направленных на здоровьесберегающую педагогическую деятельность и здоровый образ жизни. В структуре здоровьесберегающей компетенции выделяются: когнитивный компонент, как совокупность интегрированных медико-биологических, психолого-педагогических и физкультурных знанийаксиологический компонент, определяющий психологические установки на осознание ценности здоровьядеятельностный компонент, включающий общепедагогические умения и рефлексивный компонент, как экстраполяция мировоззренческих установок на профессиональную деятельность.

2. Основой организации процесса формирования здоровьесберегающей компетенции является психолого — педагогическое диагностирование критериев и уровней сформированности здоровьесберегающей компетенции. Критериями сформированности являются знания, умения и навыки, отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение. В качестве уровней сформированности выделены: потребительский (низкий), профессионально-направленный (средний), ценностно-смысловой (высокий).

3. Результаты проведенных исследований подтвердили нашу гипотезу о том, что использование педагогической технологии формирования здоровьесберегающей компетенции способствует положительной динамике уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции.

Педагогическая технология включает цели, критерии диагностики эффективности образовательного процесса, ее содержание представлено медико-биологическими, психолого-педагогическими и физкультурными основами здоровьесбережения, она содержит формы (традиционные: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятияинновационные: квазипрофессиональные игры, видеоанализ, презентации, тренингиметоды (теоретические: беседа, дискуссиянаглядные: показ, демонстрация моделей, схемпрактические: упражнения, ситуативные задачи) — средства (дидактические: учебно-методические комплексыинструментальные: тренажеры, гимнастические снарядымультимедийные: презентации, видеофильмы, электронные учебники, электронные альбомы схем) реализации образовательного процесса.

4. В процессе исследования разработана педагогическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры. Она может служить теоретико-методологической и практической основой осуществления деятельности учителя для реализации основных целей физического воспитания. Педагогическая модель обеспечивает целенаправленный характер содержания, логики, прогнозирования результатов процесса формирования здоровьесберегающей компетенции. Она включает цели, принципы, компоненты, критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетенциив нее включены основные этапы образовательного процесса, а так же педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции.

5. Успешному формированию здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов физической культуры способствует соблюдение ряда педагогических условий, активизирующих образовательный процесс: ориентированность на признание формирования здоровьесберегающей компетенции, как показателя профессионально-педагогической компетентности педагога физической культурыформирование здоровьесберегающей компетенции посредством педагогической технологииотбор содержания и построение образовательного процесса на основе активизации эмоциональной, когнитивной, практической и поступочной сфер личностиустановлением межпредметных связей между дисциплинами разработанной программы.

Перспективными направлениями дальнейших исследований являются: широкое внедрение в образовательный процесс профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры педагогической технологии и модели формирования здоровьесберегающей компетенцииизучение дальнейшей дифференциации этапов формирования компетенции здоровьесбережения у будущих педагогов физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности /Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина. — М.: НИИВО, 1994. — 124 с.
  2. Н. Н. Раздумья о здоровье / Н. Н. Амосов. Киев, 1987. -168 с.
  3. А. М. Идеи и проблемы медицинской антропологии /А. М. Анохин //Вестник АМН. № 4, 1990. — С. 26 — 32.
  4. А.Н. Болонский процесс в Германии /А. Н. Афанасьев //Высшее образование сегодня.- № 5, 2003.
  5. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методологическому семинару /В. И. Байденко-М., 2004−110 с.
  6. В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) /В. И. Байденко. М., 2005. — 112 с.
  7. В.И. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий /В. И. Байденко, Дж. Ван Занворт, Б. Енеке // ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
  8. В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап //В. И. Байденко, Дж. Ван Занворт // Европейский фонд образования. М., 2003.
  9. В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы /В. И. Байденко //Высшее образование сегодня. № 2. 2004
  10. В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате /В. И.
  11. Байденко М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 — 25с.
  12. В.К. Онтокинезиология человека /В. К. Бальсевич М.: изд-во «Теория и практика физической культуры», 2000 — 275 с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  14. Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.
  15. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность /Е. В. Бондаревская. Педагогика. 1999. № 3.
  16. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК /Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич М.-Ростов н/Д, 1999. -560 с.
  17. В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. № 10. 2003.
  18. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие /Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-408 с.
  19. В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя /В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина Самара, 2001.
  20. Г. Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе /Г. Э. Белицкая М., 1995.
  21. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд психол. наук. /Л. И. Берестова М., 1994.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В. П. Беспалько. М., 1995.
  23. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы /В. П. Беспалько. М., 1995.
  24. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность /И. М. Быховская М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 168 с.
  25. Э. Интеллектуальный капитал / Э Брукинг //под ред. JI.H. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  26. М.В. О педагогических парадигмах /М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов //Магистр. 1992. Май. С. 16−17.
  27. A.A. Выступление на круглом столе «Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы А. А. Вербицкий // Вопросы психологии». 1981. № 3. С. 17−21.
  28. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий -М.: Высшая школа, 1991
  29. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение /А. А. Вербицкий М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  30. A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении /А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  31. A.A. Контекст как смыслообразующая психологическая категория /А. А. Вербицкий //Ежегодник
  32. Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25−28 июня 2003 г. Т. II. В-Г, СПбУ, 2003.-С. 98−101.
  33. A.A. Контексты содержания образования /А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2003- 80 е.
  34. М.Б. Наука обучать /М. Б. Волович. М.: Linka-press, 1995. 1
  35. М. Работники, владеющие знаниями. В кн.: Информационные технологии в бизнесе / под ред. М. Желены. -СПб: Питер, 2002, с. 219 — 230.
  36. Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: автореф. дисс. доктора психол. Наук /Т. Д. Дубовицкая М., 2004.
  37. H.H. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) /Н. Н. Витизей Кишинев: Штиинца, 1989.- 110 с.,
  38. JI.K. Интерактивное обучение общению: автореф. дисс на соиск. уч. степени д-ра пед. Наук /JI. К. Гейхман. Екатеринбург, 2003.
  39. . Образование: сокрытое сокровище /Ж. Делор. -UNESCO, 1996.
  40. A.M. Перспективы модульной технологии педагогического контроля /А. М. Дикунов //Теория и практика физической культуры. № 12. — 1997.
  41. Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции /Е. В. Доманский // Интернет-журнал «Эйдос». 2003. — 24 апреля, http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.
  42. A.C. Образование: философия, культурология, политика /А. С. залесоцкий М.: Наука, 2002. — 456 с.
  43. Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования /Э. Ф. Зеер //Образование и наука. 2002. № 2(14).
  44. И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании /И. А. Зимняя //Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи и перспективы»).
  45. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность /И. А. Зимняя //Социальная работа Вып. № 2. — М., 1992.
  46. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И. А. Зимняя//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  47. И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта /И. А. Зимняя, Б. Н. Байденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.
  48. В.Н. Здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность" ./В. Н. Ирхин, В. П. Кащенко //Педагогика. № 3, 1997.
  49. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2001.
  50. Коржуев А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования /А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. JI. Рязанова // Педагогика. 2002, № 1, С 18−22.
  51. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы И. А. Колесникова // Педагогика. 1995. № 6.
  52. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Я. А. Коменский. Т.2., — М.: Педагогика, 1982. — 472 с.
  53. Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Е. Я. Коган // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара, 2001.
  54. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты /Б. К. Коломиец М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 145 с.
  55. .К. Образовательные стандарты и программы и интеллектуализация содержания высшего образования /Б. К. Коломиец //Стратегия развития высшей школы и управление качеством образования: сб.науч. тр. Иваново: ИГЭУ, 2003. — С. 39−42.
  56. .К. Управление качеством образования: инвариантные аспекты /Б. К. Коломиец М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Московская государственная технологическая академия, 2003. — 60 с.
  57. Е.А. Научное обеспечение стандартизации профессиональной подготовки /Е. А. Кочергин Казань, 2000. -198 с.
  58. В.И. Здоровьесберегающие технологии (1−4 классы) /В. И. Ковалько. Москва: Вано, 2004
  59. Когнитивная психология. Учебник для вузов /под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  60. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества /С. М. Климов СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. — 199 с.
  61. Кун Т. Структура научных революций /Т. Кун М., 1977.
  62. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н. В. Кузьмина М., 1990.
  63. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования /Н. В. Кузьмина М., 2001.
  64. Г. Б. Парадигмально-педагогические основания разработки общей стратегии воспитания /Г. Б. Корнетов // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.С. 104.
  65. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н. В. Кузьмина М., 1990. 21, с. 90.
  66. B.C. Системное развитие школы /В. С. Лазарев М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.
  68. B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика /В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков М., 2002,
  69. В. В. Инновационные процессы как закономерность в развитии современного высшего образования /В. В. Лобачев //Физическое воспитание в системе гармоничного развития личности: матер, науч-практ. конф. Воронеж: ВГТА, 1999 — С. 25−27.
  70. В. В. Содержание и структура учебной деятельности студентов //В. В. Лобачев, Ю. Н. Рыкунов //Проблемы физического воспитания учащейся молодежи: матер, науч-практ. конф. Воронеж: ВГПУ, 2000. — С. 28 — 29.
  71. В. В. Влияние инноваций и творчества на процесс подготовки специалиста в высшей школе //В. В. Лобачев, 10. Н. Рыкунов //Физическая культура молодежи в двадцать первом веке: I науч. практич. конф. Воронеж, 2001. — С. 25 — 27.
  72. Акробатическая подготовка гимнастов на занятиях по спортивному педагогическому совершенствованию на факультете физической культуры: учебно-методическое пособие /В. В. Лобачев, Ю. Н. Рыкунов. Воронеж: ВГПУ, 2002. — 80 с.
  73. В. В. Мониторинг в физкультурном образовании /А. В. Лотоненко, М. С. Данилов, А. Н. Плешаков, Г. Р. Гостев //Физическая культура и здоровье: научно-методический журнал Центрального федерального округа. № 1. — Воронеж, 2004. — С. 22−26.
  74. В. В. Формирование компетенции здоровьесбережения в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры /В. В. Лобачев //Системный анализ и управление биомедицинскихсистем.-Т. 5. -№ 2,2006.-С. 310- 131.
  75. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя /А. К. Маркова //Советская педагогика. 1990. № 8. 25.
  76. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя /А. К. Маркова //Советская педагогика. 1990. № 8.
  77. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  78. А.К. Психология профессионализма /А. К. Маркова -М., 1996.
  79. Р.Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР /Р. Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 11, с. 37 41.
  80. JI.M. Психология профессионального развития /Л. М. Митина-М., 1998., с. 46
  81. Межведомственное решение Министерств образования, здравоохранения и Комитета РФ по физической культуре и спорту от 23 мая 2003 года «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»
  82. И.В. Физическая культура в режиме труда и ускорения социально-экономического развития страны /И. В. Муравов // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 8, с. 4 7.
  83. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: автореф. докт. дис /Ю. М. Николаев СПб, 1998. с. 60.
  84. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от0410.2000.-М, 2000.
  85. Ю. М. Интегративная сущность физической культуры -отражение понимания человека как целостности /Ю. М. Николаев //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. СПб., 2002, с. 76 84.,
  86. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. /А. М. Новиков- М., 2000.
  87. A.M. Методология образования./А. М. Новиков М.: «Эгвес», 2002. С.51−53.
  88. Основная образовательная программа: методические рекомендации. /A.JI. Гавриков, С. В. Гудилов, В. А. Исаев, Е. И. Грошев, Г. С. Поровский. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого.
  89. О.Н. Компетентностно-ориентированное образование /О. Н. Огай, Н. А. Рыбакина, Е. А. Самойлов Самара, 2003. — 52 с.
  90. Оценка качества профессионального образования. /Под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров (ЕФО). Проект ДЕЛФИ. М., 2001.
  91. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./ Под ред. A.A. Гужаловского. М.: ФиС, 1986. — 352 с.
  92. JI.A. Компетентность в общении. /Л. А. Петровская -М., 1989.
  93. М. Здоровье как социальная ценность /М. Попов, П. Михайлова //Философские аспекты учения о здоровье и болезни. -М.: Медицина, 1975.-С. 51.
  94. A.A. Ключевые компетенции: философский подход и политическое решение /А. А. Пинский // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара./Под ред. A.B. Великановой. Самара, 2001
  95. Н.П. Философия образования: законы, доктрины и принципы. /Н. П. Пищулин -М.: Центр «Школьная книга», 2001.
  96. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера- Пер. с англ. под ред. О. С. Виханского. М.: Гардарики, 2000.
  97. Раймундо Хосе. Высшее образование в Латинской Америке /Хосе Раймундо //Высшее образование в Европе. № 1. — 2003., Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.
  98. Разработка стандартов в области профессионального образования и обучения / Европейский фонд образования. Т. 1. Турин, 1998.
  99. Разработка тарифно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений по направлениям и специальностям Перечня /Отчет по НИР. Науч. рук. H.A. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
  100. Разумова А. Здоровье здорового человека /А. Разумова, В. Пономаренко, В. Пискунова //Основы восстановительной медицины. -М: «Медицина», 1996
  101. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  102. Реформы образования: Аналитический обзор /Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003.
  103. Реформы образования: Аналитический обзор /Под ред. В. М. Филиппова. -М.: Центр образовательной политики, 2003.
  104. Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием. /Н. М. Розина //Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1998. — 19 с.
  105. В.Г. Уверенность в себе: этический аспект /В. Г. Ромек //Журнал практического психолога. 1999. № 9.
  106. H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте /Н. А. Рототаева //
  107. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд психол. наук М., 2002.
  108. Г. К. и др. Дифференциация обучения / Г. К. Селевко. -Ярославль, 1995.
  109. Г. К. Современные образовательные технологии ГГ. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.
  110. В.В. Личностно ориентированное образование: современная педагогическая теория и практика //Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М., 2003, С. 7−20.
  111. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. /В. В. Сериков Волгоград, 1994.
  112. В.В. Личностная ориентация образовательных систем: проблема критериев /В. В. Сериков // В сб.: Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть I. -Изд-во РГПУ, Пятигорск, 1998. С. 112.
  113. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. /В. В. Сериков М. ИК «Логос», 1999. С.28- 60.
  114. В.В. Личностно ориентированное образование /В. В. Сериков // Педагогика — 1994.— № 5.— С. 18.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /Г. К. Селевко- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  116. H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект /Н. А. Селезнева //Высшее образование сегодня. № 4. 2004
  117. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. /Н. А. Селезнева М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
  118. Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. /Г. К. Селевко. Издательство: НИИ школьных технологий, 2005 год. 143 е.,
  119. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / П. Сенге. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-408 с.
  120. Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002.
  121. В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. /В. И. Сколяров М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 103 с.
  122. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  123. Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе./Г. И. Скворцова // Дис. к.п.н., Омск, 2000,182 с. З, С 50.
  124. O.A. Оздоровительные технологии в начальбной школе. /О. А. Степанова // Начальная школа, № 1 2003, с. 57.
  125. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003.
  126. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. /С. Д. Смирнов М., 1995.
  127. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». /Е. Е. Соколова: Учебное пособие. М.: Смысл, 1997.
  128. Солсо P. J1. Когнитивная психология. /Р. J1. Солсо Пер. с англ. -М.: Тривола, 1996.
  129. Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. Научно-практическое пособие для руководителей и специалистов системы образования / В. В. Рябов,
  130. H.П. Пищулин, Ю. В. Фролов и др. М.: МГПУ, 2003. — 206 с.
  131. А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания /А. И. Субетто //Дисс. на соискание уч. степени д-ра ф. наук в виде научного доклада. Н. Новгород: 1995.
  132. А.И. Системогенетика и теория циклов. /А. И. Субетто. Ч.
  133. Ч. 2. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  134. Теории учения. Хрестоматия, ч.1./ Ред.-состав. Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская. М. 1996.
  135. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. № 3. 2004
  136. Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессиональногообразования./Ю. Г. Татур М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  137. Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: Автореф. докт. дис. СПб., 1999.-48 с.
  138. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 448 с.
  139. Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования. -Вестник Московского городского педагогического университета, 2002, № 2(3), с. 148−155.
  140. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2001.-544 с.
  141. A.B. Деятельностное содержание образования // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. — М.: ИОСО РАО, 2001.-С.48−66.-
  142. A.B. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования // Модернизация образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 28−29 ноября 2002 г. — Часть. I. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. -С.20−43.
  143. М.Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки
  144. Великобритании // Современные подходы к компетентностноориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001.
  145. Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965)
  146. М.Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001.
  147. А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  148. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.
  149. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». WWW/eidos.ru/news/compet/htm.
  150. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. Интерпракс, 1995.
  151. А.Г. «Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты». Новосибирск. «Наука» Сиб. отд. 1989 г. С. 10
  152. Albert, S. and Bradley, К. Managing Knowledge: Experts, Agencies and Organizations, Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  153. Boisot, M. Knowledge Assets: Securing Competitive Advantage in the Information Economy, Oxford: Oxford University Press, 1998.
  154. Polanyi M. The Tacit Dimension. London: Routledge & Kegan Paul, 1966.
  155. Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence -Based approach to its 81гисШге//Преподаватель высшей школы в
  156. XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.
  157. Drucker P.F. The Post-Capitalist Society. New York: Harper Collins, 1993.
  158. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
  159. Wiig Karl. Knowledge Management Foundations: How People and Organizations Create, Represent and Use Knowledge Schema Press, Arlington, TX, USA, 1993.
  160. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.
  161. Hamel G., Prahalad C.K. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review, 1990, vol.68, № 3, p. 79−91.Фролов IO.B. Интеллектуальные системы и управленческие решения. М.: МГПУ, 2000.
  162. Winter S. An Essay on Theory of Production / From S.H. Hyman, ed., Economics and the World Around It. Ann Arbor: Michigan University Press, 1982.
  163. Gilbert T.F. Human Competence: Engineering Worthy Performance. New York: McGraw-Hill, 1978.
Заполнить форму текущей работой