Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным советского ученого Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15−20% дошкольников и у 57% младших школьников.
В психолого-педагогических исследованиях, проведенных Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой и другими авторами, показано, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психического развития. Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого воспитателями в целях более полной нормализации речевой и других психологических функций.
Проблема формирования звуковой стороны речи у детей с дислалией не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Воспитание гармоничной личности должно начинаться с самых ранних лет жизни, ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям — начальной ступени в системе образования. В нашей стране расширяется сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением речи. В детском саду такого типа наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи.
У большинства детей звукопроизношение к 4−5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития некоторых детей возрастные несовершенства не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
произносительный навык коррекция.